Значение КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Актёр Василий Качалов известен в театральном мире так же, как Леонардо да Винчи в мире художественном. Он воплощал собой всё, что сегодня мы называем талантливым советским артистом. Фигура хрестоматийная, он никогда не учился актёрскому мастерству, обладая потрясающим сценическим обаянием.

Истоки

11.02.1875 г. в Вильне (современный Вильнюс) в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля православного храма, родился третий сын. Это и был Василий Качалов. Биография актёра подробно описана В. Я. Виленкиным, который рассказал о детских годах будущего блистательного артиста. Отец происходил из белорусских шляхтичей, мать имела польские и литовские корни. В семье придерживались суровой школы воспитания, в детстве Василия пороли за провинности. Помимо двух старших братьев, разница в возрасте с которыми составляла 10-15 лет, позже родились две девочки: Соня и Саша. Они рано овдовели и последние 26 лет находились под опекой В. Качалова, с которым совместно проживали.

image

Юноша получил блестящее образование в 1-й гимназии, которую одновременно с ним окончил Ф. Э. Дзержинский. Под влиянием отца, проводившего службы с большим артистизмом и пафосом в голосе, он забирался на шкаф и занимался декламацией. Большое впечатление на него произвёл спектакль вильненского театра «Демон», что определило его пристрастия. На сцене общежития гимназии он, будучи шестиклассником, дебютировал в роли Хлестакова, сразу же став местной знаменитостью. А потом были роли Ноздрёва и Подколёсина, настоящее увлечение местным театром. Однако поступать юноша отправился в Санкт-Петербургский университет по стопам старшего брата Анастасия, демонстрируя, что значит быть воспитанным. Василий Иванович Качалов покидает родительский дом в 1894-м.

Начало актёрской карьеры

Поступив на юридический факультет, юноша сразу же становится участником театрального кружка и параллельно проводит всё своё время в Александрийском театре. По рекомендации актёра М. И. Писарева пробуется в роли Валеры в пьесе Мольера «Скупой» в небольшом театре (режиссёр Е. Карпов), получив благословение на сцену и признание в наличии дарования. Сценическое мастерство Василий Качалов (фото в молодые годы представлено в статье) постигал у великого актёра В. Н. Давыдова, возглавившего к тому времени студенческий театральный кружок. Его первым творческим успехом стала роль Несчастливцева (А. И. Островский, «Лес»), которую в 1895-м представили широкой публике. На аплодисменты В. Н. Давыдов вышел вместе с молодым дарованием.

image

В 21 год юноша уже становится профессиональным актёром Суворинского театра с окладом в 50 рублей. При оформлении контракта А. С. Суворин порекомендовал Василию Ивановичу сменить фамилию Шверубович на более благозвучную. Так у актёра появился псевдоним, по которому его знают во всём мире. Молодой человек успешно совмещал профессиональную деятельность с образованием, хотя творчество и богемная жизнь его полностью захватили. Но роли у Суворина (он сыграл их 35) были лишь комедийного и водевильного характера, поэтому по рекомендации В. Н. Давыдова актёр отправляется в провинцию, оставив университет после четырёх лет учёбы.

Провинциальный период

Попав к талантливому антрепренеру М. М. Бородаю, 2 года и 6 месяцев Василий Качалов играл на два города, выступая в Саратове и Казани. Он был одержим работой, сыграв за этот период около 250 ролей. В 23 года он создал образ Кассия в шекспировском «Юлии Цезаре», получив единодушное признание. Зрителей поражал внешний облик актёра: при высоком росте (185 см) был он довольно худ и бледен, но при этом великолепно владел телом. Артист активно подключал руки с невероятно длинными от природы пальцами. Но главным сокровищем был его чарующий голос. Звучный баритон буквально завораживал сидящих в зале.

После блистательной роли Шаховского в «Царе Фёдоре» и создания в столице Московского Художественного театра (1898) он стал мечтать о большой сцене. В Казани он встретил будущую жену, актрису Нину Литовцеву (Левестам), которая была ученицей В. И. Немировича-Данченко. Это окончательно предопределило отъезд в Москву.

Появление в Художественном театре

По прибытии в феврале 1900 года в МХТ В. Качалову предстояло показаться К. С. Станиславскому. Была выбрана сцена, где ему следовало поочерёдно предстать в двух образах: Бориса Годунова и Ивана Грозного. Наработанные в провинции штампы сыграли свою отрицательную роль – показ был безнадёжно провален. Василий Качалов не опустил руки и продолжил ежедневно ходить в театр, наблюдая за игрой выдающихся актёров того времени. К постановке готовилась «Снегурочка», но никому не поддавалась роль Берендея. Станиславский решил дать начинающему актёру ещё один шанс и не ошибся.

После репетиции он обнял В. Качалова, проделавшего огромную работу над собой и уловившего требования художественных руководителей театра. Триумфальный дебют состоялся в сентябре 1900 года, открыв перед актёром блестящую перспективу. Среди его первых ярких работ:

  • Роль Барона в спектакле «На дне», о которой М. Горький отозвался с восхищением.
  • Цезарь в одноимённом спектакле В. Шекспира.
  • Роли в пьесах А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Трофимов) и «Три сестры» (Тузенбах).

Пик карьеры

Настоящий успех пришёл к Василию Ивановичу в 1905-м, и до самой революции Москва будет настолько влюблена в него, что горничная рискнёт за большие деньги продавать вещи из его гардероба, за которыми охотились многочисленные поклонницы. Поэт С. Соловьёв назовёт его «царём девичьих идеалов», а зрители будут знать все его роли наперечёт. В каждую он вкладывал своё понимание личности героя, предлагая неожиданную, но выстраданную трактовку. Так, он нарисовал совершенно иной образ принца датского, свергнув того с пьедестала, на который его вознесли в предыдущие годы. Он показывает трагедию Гамлета через душевное противоречие: понимание несовершенства жизни и бессилие что-либо в ней изменить (1911).

Глумова в пьесе А. И. Островского всегда играли негодяем и карьеристом. Василий Качалов предложит новое прочтение образа, где тот предстанет талантливым и ироничным, для которого вся жизнь – игра. И в этой игре он хочет быть победителем (1910). Роль Ивана Карамазова (Ф. М. Достоевский) – одна из сложнейших на театральной сцене. Однажды сыграв её, актёр будет использовать центральный монолог в концертах, раскрывая через него карамазовское понимание мира (1910). Позднее он признается, что полюбил в Карамазове его бунт против Бога и веру в силу разума. Это освещало ему даже поражения героя, которые он оправдывал удивительной жаждой жизни.

Гастрольный тур

К революции у В. И. Качалова отношение было двойственным. С одной стороны, он был знаком с революционером Н. Бауманом и считал встречу с ним одной из важнейших в жизни, с другой – его сын Вадим воевал в Белой армии. С 1919-го он возглавил часть труппы, отправившейся на гастроли по югу страны. Война заставила актёров покинуть родину, и их гастрольный тур продолжился в Европе: София, Прага, Берлин, Загреб, Париж. Запад рукоплескал таланту россиян, а Качалов Василий Иванович выступал ещё и с концертами, впервые декламируя «Скифов» Александра Блока. Человек феноменального образования, он читал Гомера на древнегреческом, а Горация – на латыни.

Прервавшись на небольшой отпуск, труппа отправлялась в новые путешествия, совершив тур в США, где с успехом начала гастроли со спектакля «Царь Фёдор». К тому времени семья перебралась в немецкую деревню, и К. С. Станиславский стал бояться, что многие артисты не вернутся из турне. Он разослал письма, предложив труппе собраться в театре. В августе 1924-го В. Качалов вернулся в Москву.

Личная жизнь

В Василии Качалове присутствовали барство и размах, но в то же время доброта и нежелание огорчать людей. Он любил общение, природу, длительные прогулки и застолья, с удовольствием устраивая их у себя дома. Его квартира повидала огромное количество известных личностей, среди которых был и Сергей Есенин. Тот подружился с доберманом хозяина по кличке Джим, написав прекрасное стихотворение «Собаке Качалова».

С 1900 года до своей кончины Василий Качалов был женат на Нине Николаевне, которая после болезни осталась хромой и не могла выступать на сцене. Он помог ей заняться режиссурой. На своё 50-летие сыграл Николая I в спектакле о декабристах, поставленном супругой. Ему приписывают огромное количество романов, в том числе длительную связь с актрисой, женой великого человека. Но он не оставил семью, любя своего единственного сына Вадима.

Он щедро отдавал себя людям, бесконечно обожая сцену. Помимо спектаклей, вёл грандиозную концертную деятельность, оставив после себя огромное количество записей, доступных сегодня. В 1928 году он снялся в немом кино «Белый орёл» (режиссёр Я. Протазанов). Во время съёмок «Путёвки в жизнь» (1931) именно ему доверили чтение стихов о беспризорниках, создающих настроение картины. Государство оценило его заслуги присвоением звания Народного артиста СССР (1936).

Последние годы жизни

После Великой Отечественной, которую провёл в эвакуации, на сцену Художественного театра актёр больше не выходил. Его последней значительной ролью был Бардин по пьесе М. Горького «Враги». Он заболел сахарным диабетом, но продолжал участвовать в радиоспектаклях и концертных программах. 30.09.1948 после 50-летнего служения Мельпомене ушёл из жизни Василий Качалов. Краткая биография не позволяет передать масштаб личности великого актёра, с уходом которого можно говорить о завершении целой театральной эпохи.

Василий Иванович Качалов
Имя при рождении Василий Иванович Шверубович
Дата рождения 30 января (11 февраля) 1875
Место рождения Вильна, Виленская губерния, Российская империя
Дата смерти 30 сентября 1948(1948-09-30)[1] (73 года)
Место смерти
Профессия актёр, театральный педагог
Театр Московский Художественный театр
Награды
IMDb ID 0434148
 Медиафайлы на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия Шверубович) (30 января (11 февраля) 1875, Вильна — 30 сентября 1948, Москва) — русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет. Народный артист СССР (1936)[2]. Кавалер двух орденов Ленина (1937, 1945). Лауреат Сталинской премии I степени (1943).

Биография

Ранние годы

Василий Шверубович родился в Вильне Виленской губернии Российской империи (ныне Вильнюс, Литва), в семье православного священника Иоанна Шверубовича, принадлежавшего к белорусской шляхте[3].

Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским, Борисом Горевым[4] и Константином Галковским. Уже тогда приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента[5].

В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра[6].

Театральная карьера

Качалов В. И., 1900-е годы. Татарстан. Казань. Дом, в котором жил артист В. И. Качалов

В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра[7]. По другой, сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Николая Качалова, решил взять его фамилию; в дальнейшем он познакомился с его сыном Николаем Николаевичем Качаловым и рассказал ему эту историю[8].

Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. В 1897—1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая.

Василий Качалов читает стихотворение Блока «Коршун»

В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова «Чайка» и «Три сестры». В течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра[9]. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал, что как актёр он был вынужден уступить первенство Качалову[9].

Среди его лучших работ дореволюционного периода были чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, а также Барон в пьесе Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского. Увлечённый поисками Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену[9]. Как писала Инна Соловьёва,

«Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обострённостью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ»[9].

Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.

В Москве вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос»[10]. Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его биографичных романах «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» много написано о Василии Качалове и его семье, окружении. Дружба с Марией Андреевой привела к тому, что на адрес Качалова из-за границы стали приходить директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Николаем Тарасовым .

Советские годы

В 1919—1922 годах после Октябрьской революции с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.

Во время гастролей по Югу России, переезжая за отступающими частями Белой армии оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли:

Мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряжённо спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступлённым воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась[5].

Василий Качалов читает авторский текст в радиопостановке по спектаклю МХАТ «Воскресение», 1936 год

В 1922—1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве. Всего сыграл 55 ролей.

Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинкок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.

По воспоминаниям сына, имел немалый рост (1 м 85 см), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами — старшими братьями[5].

Могила Качалова на Новодевичьем кладбище Москвы

Скончался 30 сентября 1948 года от рака лёгкого в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

  • Отец — Иоанн Васильевич Шверубович, священник, настоятель Никольской церкви в Вильно, из белорусского шляхетского рода[3].
  • Мать — Мелитина Матвеевна, происходила из полупольской (в девичестве — Воржековская), полулитовской (Гинтовт по матери), но давно обрусевшей православной семьи.
  • Дядя — Хрисанф, священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей.
  • Брат — Анастасий, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Привисленском статистическом управлении главным статистиком.
  • Брат — Эразм, военнослужащий Малороссийского драгунского, а потом Приморского драгунского полка, которым под конец своей службы командовал.
  • Жена — Нина Николаевна Литовцева (1878—1956), актриса и режиссёр. Народная артистка РСФСР (1948). Актёры познакомились в Казанском театре, в сезон 1898/99 года. Поженились летом 1900 года в Кисловодске. Впоследствии вынуждена была покинуть сцену из-за болезни. У Качалова было много связей «на стороне» (Алиса Коонен, Мария Лилина и другие)[11].
    • Сын — Вадим Шверубович (1901—1981), театральный деятель, мемуарист.
      • Внук — Алексей Бартошевич (род. 1939), шекспировед, театровед.
      • Внучка — Шверубович, Мария Вадимовна (1949—2018), театральная актриса, артистка театра «Современник».
        • Правнучка — Ольга Борисовна Любимова, министр культуры РФ с 21.01.2020 года.

Творчество

Василий Качалов в роли Баста, 1911-1915 гг.

Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
  • «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
  • «Гамлет» У. Шекспира — Горацио
  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент

Московский Художественный театр

Эта страница в последний раз была отредактирована 2 июля 2022 в 17:14.Толкование

Качалов, Василий Иванович
Василий Качалов
Имя при рождении:

Василий Иванович Шверубович

Дата рождения:

30 января (11 февраля) 1875(1875-02-11)

Место рождения:

Вильна, Российская империя

Дата смерти:

30 сентября 1948(1948-09-30) (73 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Профессия:

актёр

Гражданство:

 Российская империя  СССР

Театр:

Московский Художественный театр

Роли:

Трофимов, Барон, Гамлет, Чацкий

Награды:

Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе, в котором провёл детские годы Качалов

Васи́лий Ива́нович Кача́лов, настоящая фамилия Шверубо́вич (1875—1948) — русский и советский театральный актёр. Народный артист СССР (1936)[1]. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Ранние годы

Василий Иванович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне (ныне — Вильнюс, Литва), в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из рода белорусского шляхетского происхождения[2].

Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с ним был Б. Горев[3]; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Окончив гимназию в 1894 г, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Бывал в Вильне на каникулах. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковне на гастролях Московского художественного театра.

По воспоминаниям, однажды прочитав в Питерской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, и рассказал ему эту историю, что послужило началом их дружбы.

Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о Качалове и его семье, окружении.

Театральная карьера

Качалов в роли царя на портрете кисти Бориса Григорьева

В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был А. С. Суворин (1834—1912; владелец и редактор газеты «Новое время»). Суворин придумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900).[4]

Московский Художественный театр

Василий Качалов читает авторский текст в радиопостановке по спектаклю МХАТ «Воскресение», 1936 год

Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей, в частности роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова, 1901), Барона («На дне» Максима Горького, 1902), Юлия Цезаря («Юлий Цезарь» В. Шекспира), Трофимова («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904), Вершинина («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1932), Захара Бардина («Враги» Максима Горького), Дон Жуана («Каменный гость» А. С. Пушкина), Гамлета, Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), также роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Актёр скончался 30 сентября 1948 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Исполнительское искусство

Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.

Семья

Жена — Нина Николаевна Литовцева — российская и советская актриса и режиссер, народная артистка РСФСР (1948).

Качалов — отец театрального деятеля, мемуариста Вадима Шверубовича и дед шекспироведа, театроведа Алексея Вадимовича Бартошевича.

Память

  • Имя присвоено Казанскому БДТ (Казань).

Награды и звания

Полезное

Смотреть что такое “Качалов, Василий Иванович” в других словарях:

  • Качалов Василий Иванович — Дата рождения: 30 января (11 февраля) 1875(18750211) Место рождения …   Википедия

  • КАЧАЛОВ Василий Иванович — (настоящая фамилия Шверубович) (11 февраля 1875, Вильна 30 сентября 1948, Москва), российский актер, народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии (1943). В 1893 1897 годах Василий Шверубович учился на юридическом факультете… …   Энциклопедия кино

  • Качалов Василий Иванович — Качалов, Василий Иванович (настоящая фамилия Шверубович) известный артист Московского Художественного театра. Родился в 1875 г., сын священника; учился на юридическом факультете в Санкт Петербургском университете; будучи студентом, участвовал в… …   Биографический словарь

  • Качалов, Василий Иванович — (Шверубович). Род. 1875, ум. 1948. Выдающийся театральный актер. Играл на сцене Московского художественного театра (с 1900 г.), среди ролей Тузенбах (“Три сестры”), Петя Трофимов (“Вишневый сад”), Барон (“На дне”),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Качалов Василий Иванович — настоящая фамилия Шверубович (1875 1948), актёр, народный артист СССР (1936). С 1900 в МХТ. Актёр высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах А. П. Чехова (Тузенбах  «Три сестры», Трофимов … …   Энциклопедический словарь

  • Качалов Василий Иванович — Качалов (настоящая фамилия ‒ Шверубович) Василий Иванович [30.1(11.2).1875, Вильнюс, ‒ 30.9.1948, Москва], советский актёр, народный артист (1936). Родился в семье священника. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета,… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЧАЛОВ Василий Иванович — КАЧАЛОВ (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович (1875 1948) российский актер, народный артист СССР (1936). С 1900 в МХТ. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах А. П. Чехова… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Качалов Василий Иванович — (настоящая фамилия Шверубович) (1875, Вильно — 1948, Москва), актёр, народный артист СССР (1936). Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Работал в театрах Петербурга, Казани, Саратова. С 1900 в , где вскоре занял… …   Москва (энциклопедия)

  • Качалов, Василий Иванович — В.И. Качалов в роли Тузенбаха. КАЧАЛОВ (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович (1875 1948), актер. С 1895 на провинциальной сцене. С 1900 в МХТ. Один из ведущих мастеров труппы. Актер высокой интеллектуальной культуры, обладал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Качалов Василий Иванович — (наст. фам. Шверубович; 1875–1948) – рус. актер. Нар. арт. СССР (1936). С 1900 в МХТ. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, К. был исполнителем ряда ролей в пьесах А.П. Чехова (Тузенбах – «Три сестры», Трофимов – «Вишневый… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

11 февраля (30 января) 1875 года родился актер Василий Качалов

Личное дело

Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия Шверубович, 1875 – 1948) родился в городе Вильно в семье православного священника. Учился в Первой Виленской гимназии, где впервые выступил на любительской сцене. В 1894 году поступил на юридической факультет Санкт-Петербургского университета, где «более увлекался актерством, чем юридическими науками». Вторым своим университетом Качалов назвал Александринский театр. Играл в студенческом кружке, которым руководил В. Н. Давыдов, затем в Театре Литературно-артистического общества, исполнил свыше 350 ролей.

С 1897 года Качалов становится профессиональным актером в казанской труппе Михаила Бородая, где ко второму сезону стал премьером. В Казани Качалов завершил университетский курс. В 1900 году он приходит в Московский художественный театр, где дебютирует в роли царя Берендея в «Снегурочке». В последующие годы стал одним из ведущих актеров МХТ. С 1918 году впервые выступил как чтец в «Манфреде» Байрона, исполняя текст в сопровождении симфонического оркестра без грима, костюма и декораций. Впоследствии Качалов очень много читал как со сцены, так и для радио или записи на граммофонные пластинки. В 1919 году, находясь на гастролях, часть труппы театра вместе с Качаловым оказалась отрезанной от России армией Деникина, взявшей Харьков. Актеры вернулись в Москву лишь в 1922 году после трехлетнего странствия по югу России, Балканам и Центральной Европе. В тот же год Качалов вместе с частью труппы Художественного театра во главе со Станиславским отправился на двухгодичные гастроли, посетив Германию, Чехословакию, Францию, Югославию и США. В годы Великой Отечественной войны, находясь вместе с театром в эвакуации, Качалов выступал с концертными программами в госпиталях и воинских частях.

Умер Василий Качалов в Москве 30 сентября 1948 года.

image

Чем знаменит

Выдающийся актер, один из ведущих актеров труппы Московского художественного театра. Покорил зрителей удивительной пластикой и голосом, с завораживающим тембром и богатой интонацией. Качалов играл в пьесах Чехова, Горького, Андреева, Шекспира, Ибсена, Гамсуна, А. Толстого, Островского, Гауптмана, не имея приверженности какому-либо одному актерскому амплуа. Много выступал с чтением на концертах, превращая свое выступление в особый спектакль, где он был одновременно актером и режиссером. Сохранился ряд записей чтения Качалова, сделанных на радио.

О чем надо знать

В кино Василий Качалов сыграл лишь одну роль. В фильме Якова Протазанова «Белый орел» (1928), снятом по одноименному рассказу Леонида Андреева, он исполнил роль губернатора, который в 1905 году пытается предотвратить выступления рабочих в своем городе. Когда рабочие отказываются прекратить забастовку, он вынужден отдать приказ войскам подавить рабочие выступления. В ходе столкновения солдаты открывают огонь, погибают дети. Губернатор получает орден Белого орла и остается наедине со своей совестью.

Прямая речь

«Я рано начал мечтать об актерстве — с десяти-двенадцати лет, с того дня, когда впервые увидел театр и пленился им. С того первого в моей жизни спектакля — это была опера «Демон» — и начал расти во мне актер. В поповской отцовской рясе (отец мой был священник) с широкими засученными рукавами, с обнаженными до плеч руками, с каким-то медальоном с блестящим камешком, который я похищал у матери и прикреплял себе в волосы над лбом, я влезал на большой шкаф и, стоя на нем, под самым потолком, орал на всю квартиру: «Проклятый мир!..» или «Я тот, кого никто не любит и все живущее клянет…» И меня действительно проклинало «все живущее» в доме. Замахивалась тряпкой или щеткой старая нянька Гануська, чтобы как-нибудь меня унять. Подвывала сучка Фиделька. Кричала и волновалась мать, боясь, чтобы я не свалился со шкафа: «Ну, что ты с ним будешь делать — помешался на театре… несчастный!» После «Демона» я все чаще и чаще стал попадать в театр. И разных героев потом изображал для себя и для всех своих домашних, кроме отца, от которого мою страсть к театру приходилось скрывать. Пользовался я уже не только отцовской рясой, но и сестриными платками, муфтами и прочим. Выскакивал из-под стола со страшным злодейским топотом, с настоящим топором в руке, который выкрадывал у дворника, и уже действительно по-настоящему пугал всех окружающих. В последнем классе гимназии товарищи, да и начальство уже смотрели на меня, как на готового актера. Я знал наизусть ряд ролей, даже целые пьесы: «Ревизор», «Лес», «Горе от ума». Сыграл в гимназических спектаклях несколько ролей. В перерывах между уроками декламировал монологи и разыгрывал сцены из «Гамлета», «Отелло», «Уриэля Акосты». Наизусть «жарил» почти целиком «Демона», «Евгения Онегина», «Полтаву». Рассказывал комические сценки из Горбунова, Андреева-Бурлака. Был случай, когда, находясь в седьмом классе гимназии, я стал даже гастролером: из Вильны съездил в Минск и там выступил где-то в частной квартире, очень конспиративно, для усиления фонда какой-то молодой рабочей организации».

Качалов В. И. «Мои первые шаги на сцене»

«Работая над любой новой ролью, я, помимо того непосредственного материала, который дан мне самим автором, стараюсь использовать и подсобный материал. В тех случаях, когда я имею дело с произведением автора-современника, мне представляется счастливая возможность обращаться не только к музейным экспонатам — гравюрам, фолиантам и т. п., — но и к живым моделям, к людям моей эпохи, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни. Где бы я их ни встречал, я всегда пытливо наблюдал за этими встретившимися на моем пути людьми, вслушивался в их разговоры, запоминал их интонации. При этом я старался не только уловить их внешние повадки, но и проникнуть во внутреннюю сущность заинтересовавшего меня человеческого объекта. Эти уловленные и запечатлевшиеся в памяти черточки, дополняя образ, написанный драматургом, играют весьма существенную роль в процессе создания того сценического образа, который видит зритель. Вспоминаю, как я жадно искал соответствующие человеческие модели, которые можно было бы использовать для работы над ролью Барона в пьесе Горького «На дне». И мне удалось увидеть бывших аристократов, волей судеб от привольного барского существования перешедших к жизни бездомных бродяг. «Как ты дошел до жизни такой?» — вот что волновало меня, когда я вглядывался в этих вчерашних людей «большого света».

Качалов В. И. «Моя работа над ролью»

«Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то Пильняк и Ключарев. Это было, по-моему, в марте 1925 года. «Он давно знает вас по театру и хочет познакомиться». Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться! » — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка».

В. И. Качалов «Встречи с Есениным»

Когда я думаю о нем, в памяти моей встают как бы два облика Качалова. Один — это милый, бесконечно дорогой, любимый Василий Иванович, друг, приятель, с которым мы, за полвека почти, много пережили общих радостей и страданий. Другой — это Качалов, наполненный поэтической творческой силой, когда звучал его неповторимый по красоте голос и доносил до слушателя всю глубину его мысли и чувства художника. Слушая его, раскрывалась душа от ощущения какого-то праздника, праздника духа, и возникало чувство радости, света, верилось в красоту жизни, верилось в человека, в его беспредельные творческие возможности. Вся сущность Василия Ивановича была какая-то красивая, манящая, — и внешность и внутренний мир. Походка, голос, мягкие движения прекрасных рук, взгляд умных, добрых глаз — иногда иронический, насмешливый, иногда задумчивый, отсутствующий, куда-то устремленный, иногда совсем благодушный, со сверкающим юмором — целая гамма была в этих изменчивых серо-голубых глазах… А за взглядом, за улыбкой, за внешним покоем чувствовалась сложная, внутренняя, содержательная жизнь».

О. Л. Книппер-Чехова

11 фактов о Василии Качалове

  • В той же гимназии, что и Василий Качалов, учился Феликс Дзержинский.
  • По преданию, сценический псевдоним Василий Качалов выбрал, увидев в газете некролог Николая Качалова, директора Электротехнического института.
  • Леонид Собинов, увидев Качалова в роли царя Берендея, писал: «Качалов фигурой, голосом, интонацией дает то, что мне всегда хотелось в опере, — столько мягкости, добродушия, какого-то патриархального величия в его Берендее». В дальнейшем Собинов использовал опыт Качалова при подготовке к исполнению роли Берендея в опере.
  • В 1936 году Качалов стал одним из первых народных артистов СССР.
  • В концертном репертуаре Качалова были Exegi monumentum Горация и речь о Катилине Цицерона на латинском языке, а также отрывки из «Илиады» Гомера на греческом.
  • Качалов был знаком с русскими революционерами. У него некоторое время жил нелегально вернувшийся в 1903 году в Россию Николай Бауман. На квартиру Качалова присылались письма Ленина для московской организации «Искры».
  • Качалов – прототип Ипполита Павловича в «Театральном романе» Булгакова.
  • Сын Качалова Вадим Шверубович с 1930-х годов служил заведующим постановочной частью МХАТа. После начала войны ушел добровольцем на фронт, попал в окружение под Вязьмой, бежал из лагеря для военнопленных и через перевал Сен-Готард пробрался в Италию, воевал в рядах итальянских партизан. По окончании войны был разыскан по запросам отца, обращавшегося лично к Сталину, в резервации бывших военнопленных в Модене, вернулся на родину, но был арестован НКВД. Однако благодаря заступничеству отца вскоре был выпущен и вернулся на работу во МХАТ.
  • Внук Качалова – известный шекспировед Алексей Бартошевич.
  • В честь Качалова получил имя актер Василий Ливанов.
  • Имя Качалова носит Казанский драматический театр.

Материалы о Василии Качалове

Статья о Василии Качалове в русской Википедии

Василий Качалов на сайте «Театральная библиотека»

Статья о Василии Качалове в энциклопедии «Кругосвет»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий