Жизнь и смерть великого русского художника-баталиста и литератора – Василия Верещагина (1842—1904)

image Бородатый — значит, особенный Рассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века image Природа России на полотнах русских художников Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцев Бунтари от живописи 10 фактов из истории художников-передвижников Дореволюционный HR, или Забытые профессии на полотнах русских… Рассматриваем картины русских живописцев и вспоминаем популярные профессии прошлых столетий
Галерея

Фильмы

«Война преследует меня…» Василий Верещагин Документальное 2012 52 мин

Как же получилось, что создатель символа антимилитаризма – картины «Апофеоз войны» – всю жизнь на этой самой войне и провёл? И, больше того, жизнь на ней закончил – погиб, в весьма почтенном возрасте, прославившись ещё при жизни?

Многие творческие люди, не только художники, живут в одном будничном мире, а творят в другом. По ярким, полным жизни полотнам Ван Гога трудно угадать как терзался и мучился от безденежья и одиночества гений – живопись была его отдушиной, пристанищем. Несбывшийся же друг Ван Гога – Гоген напротив жил и творил одновременно, не разделяя быт и вдохновение. Не умаляя гениальности Ван Гога – это не является критерием оценки в принципе – нужно заметить, что художников «живущих» свои полотна относительно немного. И выдающийся русский живописец Василий Верещагин был как раз из таких. Его творческая биография, как и у Гогена, неотрывна от биографии жизненной.

У крепостной стены. Пусть войдут (1871),

Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи. Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана. Однако после окончания военной учёбы Василий не идёт служить, а поступает в петербургскую Академию художеств. Следующие несколько лет он проводит в разъездах между Петербургом и Парижем.

По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата. После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат. Подняв солдат в атаку против наступающих, Верещагин стал кавалером Георгия – генерал-губернатор отдал ему личный крест. Незадолго до гибели Верещагин передарит его знакомому капитану…

Впрочем, Верещагин всегда умел постоять за себя: грозил револьвером французским студентам-старшекурсникам, бивал пару американских рэкетиров, желающих получить с художника комиссионные – сложённый для армии, художник был крепким орешком.

Дервиши в праздничных нарядах (1870)

Именно в Туркестане состоялась одна из первых выставок художника, после чего Василий отправился в путешествие по территории современной Киргизии и Западного Китая, где создал зарисовки «типов», которые будут даваться ему не хуже батальных полотен. Верещагин за долгую творческую жизнь запечатлеет большое количество подобных «типов» – непортретных зарисовок людей, обычно облачённых в национальные одежды: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871), «Буддийский лама на празднике в монастыре» (1875), «Жители западного Тибета» (1870-е), «Факиры» (1876), «Японский нищий» (1904) и др.

Национальный колорит так и сквозит через одежды и сюжеты, которые неизменно присутствуют несмотря на явное позирование «моделей». Каждый из героев как бы занят своим делом – будь то попрошайничество, игра на дудочке, разговор. Сочетание портретной статичности героев и, вместе с тем, их увлечённость собственным делом дают зрителю возможность не только рассмотреть диковинные костюмы и незнакомые лица, но и проникнуть в «историю» отображённого художником момента.

Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх (1875)

Не обходит Верещагин стороной и пейзажную живопись, но делает это заметно реже, хоть и обнаруживая недюжинный талант. От пейзажей художник не отойдёт окончательно никогда, словно желая запечатлеть их, как и человеческие «типы», выбирая самые яркие и характерные особенности природы разных земель, где ему удалось побывать. «В горах Алатау» (1870), «Гималаи вечером» (1875), «Вид Крымских гор» (неизвестно), «В горах (1890-е) и проч. Певец Юга и Востока, Верещагин блестяще чувствует все оттенки ясного неба, разверзшегося над иссушенной землёй: от ярко-голубого до стального, парящего в раскалённом безветрии. Там, где пустыню сменяют горы, небо становится голубей и прозрачней, а редкая прежде растительность пенится, расползаясь окрест.

Многие сюжеты увлечены восточной урбанистикой: города, живописные развалины, коими был полон тогдашний Восток. «Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур)» (1874), «В Иерусалиме. Царские гробницы» (1884), «Итальянская деревушка на берегу моря» (неизвестно), «Мавзолей Гур-Эмир» (1870), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870). Яркие сочные «портреты» зданий резко контрастируют с редкими изображениями русской архитектуры. Но если восточные здания изображены под обычной закипающей глазурью неба, то родные пенаты Верещагин рисует изнутри. Скромное церковное убранство, крошечные окошки, полумрак, как на картине «Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге» (1894).

Мавзолей Гур-Эмир (1870)

К серии «Наполеон в России» относятся полотна посвящённые Отечественной войне 1812 года, изображающие идущих к Москве и занимающих её французов, а после и жалкое бегство армии Наполеона. На картинах «В штыки! Ура! Ура!» (1890-е), «В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)» (1898), «С оружием в руках – расстрелять!» (1890-е), «Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации» (1892) Верещагин раскрывает редкие для него прежде зимние сюжеты, сменяя яркие реалистичные изображения Востока мягкими, почти лубочными изображениями Севера. Картины Верещагина стали не менее классическим олицетворением Отечественной войны, чем роман «Война и мир» Толстого.

Но прославили художника его реалистичные до жестокости военные полотна, которые часто можно назвать и антивоенными. Знаменитая на весь мир картина «Апофеоз войны» (1871) была создана под влиянием первой туркестанской «командировки» и легенд о подавлении восстаний в Китае. Гора черепов посреди выжженной пустыни в окружении воронья является не столько изображением действительности, как это свойственно Верещагину, сколько метафорическим высказыванием о результатах любой войны.

Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации (1892)

Несмотря на то, что Верещагин живописал геройство воевавших с ним бок о бок солдат, на родине его подвергли нападкам. Лично император Александр II выразил неудовольствие работами художника. «В чём же дело?» – спросите вы. А дело в том, что Верещагин осмелился взглянуть на войну с двух сторон. Вот героические русские солдаты вступают в неравный бой с неприятелем и празднуют победу на картинах «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1879) «Парламентёры. Сдавайся! – Убирайся к чёрту!» (1873), «Нападают врасплох» (1871), но вот они же терпят оглушительное поражение и унижение…

Наиболее это видно на парных «картинах-дилогиях» «Победители» (1878) и «Побеждённые. Панихида» (1879). На первой картине неприятель празднует победу, обирая убитых солдат, на второй – православный батюшка отпевает солдат, уже в исподнем. Другая «пара» – «После удачи» и «После неудачи» от 1868 года, которые можно рассматривать в любом порядке. На одном из них туземцы собирают «трофей» в виде головы русского солдата, на другой – русский солдат курит над телами туземцев. И непонятно в каком именно порядке следует смотреть эти полотна.

Побеждённые. Панихида (1879)

Победа соседствует с поражением, а геройство сменяется дефекацией вприсядку на окраине лагеря. Безусловно Верещагин не испытывает особой симпатии к туземцам, но он изображает войну, какой она и предстаёт солдату. Увечье, смерть, забвение и даже растерзание зверями – вот что ждёт их на пути к войсковой славе. Этому посвящены многие картины мастера, а в частности «Смертельно раненный» (1873), «Людоед» (1880-е), «Забытый» (неизвестно), «Солдат на снегу» (1878). Критика привела к тому, что после одной из выставок художник вырезал из рам и бросил в топку три наиболее раскритикованных полотна, включая картину «Забытый», вдохновившую Мусоргского на написание одноимённой баллады. За картину «Святое семейство» Верещагин получил и неудовлетворительные отзывы от папистов, требовавших сжечь «богохульную картину».

Несмотря на критические отзывы, петербуржская Академия предложила в итоге художнику профессорский чин, от которого тот отказался. После завершения в Мюнхене «туркестанской» серии, Верещагин отправляется в Индию и Тибет, где проводит почти два года. Но едва узнав в 1877 году о начале очередной русско-турецкой войны он отправляется в армию. Служа адъютантом, художник принимает участие в нескольких столкновениях. Во время пребывания на миноносце русской армии Верещагин получает тяжёлое ранение, своего рода предупреждение, которое пропускает мимо ушей.

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур) (1874)

По окончании войны он вновь отправляется в путешествия: в Индию Сирию, Палестину, где рисует «трилогию казней», наиболее известна из которых «Подавление индийского восстания англичанами» (1884). Верещагин выказывает недоумение к тому, что войны мировое сообщество признаёт хоть сколько-нибудь ужасным явлением, в то время как жестокие смертные казни – нет. Впрочем, это не мешало ему прежде просить повешения для парочки отличившейся особой жестокостью башибузуков во время русско-турецкой войны.

После этого художник входит в совсем мирную жизнь, путешествует по США, Японии, Кубе, Филиппинам, пока на 62-м году жизни не отправляется на вспыхнувшую русско-японскую войну. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся с собой на дно выдающегося русского художника Василия Верещагина и более шестисот человек матросов.

Перед атакой. Под Плевной (1881)

В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле) (1898)

Высматривают (1873)

Два ястреба (1878)

Дорога военнопленных (1879)

Итальянская деревушка на берегу моря (неизвестно)

Людоед (1880-е)

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1876)

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870).

Место битвы (1877)

Монастырь Хемис в Ладаке (1875)

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся (1873)

На большой дороге. Отступление, бегство (1890-е)

Парламентёры. Сдавайся! – Убирайся к чёрту! (1873)

Перекочёвка кигризов (1870)

Победители (1878)

Подавление индийского восстания англичанами (1884)

После атаки. Перевязочный пункт под плевной (1881)

Раджнагар (1874)

Развалины в Чугучаке (1870)

Русский лагерь в Туркестане (1860-е)

С оружием в руках – расстрелять! (1890-е)

Торжествуют (1872)

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1879)

Афганец (1868)

Баня (1870-е)

Богатый киргизский охотник с соколом (1871)

Буддийский лама на празднике в монастыре (1875)

В горах Алатау (1870)

В горах (1890-е)

В Иерусалиме. Царские гробницы (1884)

В штыки! Ура! Ура! (1890-е)

Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот (1900-е)

Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге (1894).

Гималаи вечером (1875)

Дервиши в праздничных нарядах (1870)

Жители западного Тибета (1870-е)

Мыс Фиолент вблизи Севастополя (1897)

Представляют трофеи (1872)

Продажа ребёнка-невольника (1872)

Смертельно раненный (1873)

Солдат на снегу (1878)

Факиры (1876)

Шпион (1879)

Японка (1903)

Японский нищий (1904)

После удачи (1868)

После неудачи (1868)

8 апреля, 2019 Опубликовано в Художники

Биография

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик Иван Крамской сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Портрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

Василий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Василий Верещагин – студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.

Василий Верещагин в молодости

Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.

Картина Василия Верещагина «Самарканд»

Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды. По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе. Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт. Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».

Картина Василия Верещагина «Смертельно раненый»

Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга. Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60. По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».

Мастерская Василия Верещагина

Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей. В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами. Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» – говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.

Картина Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (из сериии «Трилогия казней»)

После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».

Картина Василия Верещагина «Конец Бородинского боя»

Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.

Художник Василий Верещагин

Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток – в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.

Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»

Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.

Памятник Василию Верещагину

31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

Картины

  • 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
  • 1871 – «Нападают врасплох»
  • 1871-1872 – «Апофеоз войны»
  • 1873 – «Смертельно раненный»
  • 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
  • 1881 – «В турецкой покойницкой»
  • 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
  • 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
  • 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
  • 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
  • 1903 – «В парке»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Василий Васильевич Верещагин (Vasily Vasilyevich Vereshchagin; родился 26 октября 1842 г. — умер 13 апреля 1904 г.) — это талантливый русский художник XIX века, яркий представитель батального жанра. Картины Василия Верещагина демонстрировали бесчеловечность войны, ее катастрофические последствия. Творчество мастера также включает в себя экзотические пейзажи и бытовые сцены.

Василий Верещагин был военным, очень много путешествовал, писал книги. Художник считал, что каждая картина должна содержать идею, без этого творчество не имеет смысла.

Биография Василия Верещагина

Василий Васильевич Верещагин был уроженцем Череповца, в XIX веке этот уездный город относился к Новгородской губернии. Он появился на свет в дворянской семье 26 октября 1842 г. В девятилетнем возрасте родители определили сына в кадетский морской корпус, учебное заведение Петербурга, которое он успешно окончил в 1860 г.

Уже в период учебы Василий увлекся живописью, занимался в рисовальной школе. После выпуска из кадетского корпуса он не стал служить морским офицером, а вопреки родительской воле поступил в художественную академию.

В 1863 г. Верещагин поехал на Кавказ. Здесь живописец наблюдал за обычаями местных жителей, создавал этюды, изображавшие народные типы, самобытную южную природу, бытовые сцены.

Затем Василий отправился в Париж, где начал учиться в Академии изящных искусств у Жана Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme). Работы молодого Верещагина выставлялись в знаменитом парижском Салоне 1866 года.

В 1867 г. началась военная служба художника. Его определили в военный округ Туркестана, где Василий удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени за участие в обороне осажденного Самарканда. Результатом этих событий в творчестве живописца стала Туркестанская серия произведений. В 1873 г. Василий Верещагин представил работы в Лондоне на своей первой персональной выставке, а год спустя состоялась экспозиция в России.

Следующим путешествием была поездка в Индию, где художник жил в разных городах, посетил Восточные Гималаи. Здесь Верещагин создал около 150 работ.

В период русско-турецкой военной компании живописец был в строю на Шипкинском перевале, в Плевне, Андрианополе, получил серьезное ранение. В 1880-х гг. он работал над балканской серией произведений в батальном жанре. Картины были выставлены в европейских и американских городах, Москве и Петербурге.

В 1884 г. Василий Верещагин путешествовал по Палестине. Здесь он писал этюды на библейскую тему, пейзажи, жанровые произведения.

Следующим творческим этапом стала серия работ «1812 год», посвященная Отечественной войне. Это были батальные сцены и пейзажи, изображавшие места сражений.

В 1891 г. мастер обосновался в Москве. Живя в России, он путешествовал по родным местам, посещал Белое море, Соловки. Были и более далекие путешествия: на Кубу, в Америку, Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин опять вступил в ряды военных. 13 апреля 1904 г. он оказался на борту броненосца «Петропавловск». Корабль взорвали вблизи берегов Порт-Артура — так трагически оборвалась жизнь живописца.

Самые известные картины Василия Верещагина

Картины Василия Верещагина отражают неповторимый талант художника, его богатейший жизненный опыт. Среди лучших работ стоит выделить следующие:

  • «Апофеоз войны» (1871) — изображенная художником груда черепов в безжизненной пустыне стала универсальным образом, могучим антивоенным протестом. Произведение обличает суть любой войны, ее истинный облик.
  • «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871) — картина посвящена другу живописца Байтику Канаеву. На холсте он предстал в образе богатого кочевника в традиционной для своего народа юрте, с соколом в руке.
  • «Смертельно раненный» (1873) — Верещагин запечатлел последние минуты жизни солдата, которому осталось сделать лишь пару шагов. Сцена разворачивается в Средней Азии, пространство окутано песком и дымом. Картина снова становится укором жестокости и бесчеловечности всех войн.
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876) — знаменитый индийский памятник архитектуры на холсте предстает драгоценной жемчужиной на фоне ярко-синего неба, красиво отражается в темных водах реки. Художник мастерски передал величие и изящество храма.
  • «Японка» (1903) — очень поэтичная работа Верещагина, демонстрирующая его любовь к этнографии.

Василий Верещагин был уникальной многогранной личностью. Уже первые выставки не оставляли сомнения в гениальности его таланта. Работы мастера сериями скупал Павел Третьяков. В родном городе живописца сегодня существует дом-музей в его честь.

Живописные произведения самых разных жанров, шедевры известных русских и зарубежных мастеров доступны на портале Very Important Lot, где регулярно проводятся аукционы старого и современного искусства. Кроме того, сайт дает возможность недорого купить картины напрямую у современных художников.

–>Перейти к: навигация, поиск

Василий Васильевич Верещагин

Годы жизни 1842-1904 гг.
Место рождения г.Череповец ,Россия
Гражданство Россия

Вершина карьеры

Всемирное признание

Награды

imageОрден Святого Георгия IV степени

В.В.Верещагин (26 октября 1842 – 31 марта 1904) знаменитый русский художник-реалист, всемирно известный мастер батальных сцен. Его выставки в Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине и других городах Европы и Америки вызывали огромный интерес и глубоко волновали самых разных людей. Участник нескольких войн.

Детство и юность

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в многодетной семье отставного коллежского асессора Василия Васильевича Верещагина. В 1853 году он был определен в Петербургский морской корпус, в 1858-59 годах совершил несколько учебных походов на фрегатах “Светлана” и “Генерал-адмирал”, побывав в Лондоне , Бордо и Копенгагене. Окончив в 1860 году морской корпус, произведен в гардемарины флота .После окончания обучения, Верещагин недолго был на военной службе, бросив службу, поступает в знаменитую Академию Художеств, что в Петербурге, где обучался с 1860 по 1863 годы. За одну из своих картин получает малую серебряную медаль и, не закончив обучение, едет на Кавказ, а затем в Европу.

Творчество

Приехав во Францию В.В.Верещагин поступает в Парижскую академию изящных искусств где проходил курс под руководством французкого художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ где создаёт целую серию кавказских сюжетов. Кавказские работы, представленные в Парижском салоне 1866 года, вызвали необычайный восторг публики и благожелательные отзывы европейских критиков.

Туркестанская серия

image Апофес войны

Индийская серия

image Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874

Балканская серия

image На Шипке все спокойно, 1893

Палестинская серия

Война 1812 года

Военная служба

Туркестанский поход

image Нападают врасплох

Русско-турецкая война 1877—1878

В 1876 году в Болгарии вспыхнуло восстание против турок, которое турецкие войска подавили с невероятной жестокостью. Это вызвало возмущение в России, считавшей себя покровительницей христиан Оттоманской империи. 24 апреля император Александр II подписал манифест о войне с Турцией. В тот же день 275-тысячная русская армия с 1250 орудиями перешла пограничный Прут и вошла в Румынию, ставшую союзницей России. 27 июня главные силы переправились через Дунай и вошли в Болгарию. С помощью своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, Василий Васильевич оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: В. В. Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.В госпитале В.В.Верещагин пробыл не долго, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, участвует в штурме Плевны. В этом грандиозном сражении был убит брат Верещагина Сергей, а второй брат Алекспндр тяжело ранен. Зимние месяцы 1878 года художник провёл с отрядом М. Д. Скобелева в Балканских горах. За бой при Шипке его представили к высокой награде — «Золотой шпаге». Но художник, пройдя всю войну боевым офицером, оказался по-прежнему верен своим принципам «вредоносности титулов и знаков отличия». Он отказался получить вполне заслуженное боевое оружие .В 1878 году был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность Болгарии как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

Русско-японская война 1904—1905

Взрыв броненосца «Петропавловск».

Русско-японская война 1904—1905 годов велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний. В ночь на 9 февраля (27 января) японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В тот же день состоялся исторический бой крейсера «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» против японской эскадры близ Чемульпо. Начались военные действия, ознаменовавшие собой начало русско-японской войны. В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил прославленный русский флотоводец и путущественник вице-адмирал С.О.Макаров, с которым В. В. Верешагина связывала старая дружба. Благодаря С. О. Макарову, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения. 31 марта (13 апреля) 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров. С. О. Макаров называл художнику вражеские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты. Когда на горизонте показались главные силы неприятельского флота. Адмирал приказал своей эскадре отходить на внешний рейд, чтобы принять бой при поддержке береговой артиллерии. В 9 часов 34 минуты утра, броненосец «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мир… В феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 14 (27) мая 1905 — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

Память

  • Улица В.В.Верещагина — улица в Ломоносове (Санкт-Петербург)
  • Улица В.В.Верещагина в Киеве
  • Улица В.В.Верещагина в Череповце
  • Улица В.В.Верещагина в Воронеже
  • Улица В.В.Верещагина в Днепре
  • Улица В.В.Верещагина в Екатеринбурге
  • Улица В.В.Верещагина в Ростове-на-Дону
  • Улица В.В.Верещагина в Запорожье
  • Улица В.В.Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве
  • Переулок В.В.Верещагина в Липецке
  • Город Верещагино в Пермском крае
  • Памятник-бюст В.В.Верещагину в Череповце
  • Дом-музей В.В.Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.)
  • Николаевский художественный музей имени В.В.Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
  • Центральная городская библиотека имени В.В.Верещагина в Череповце (носит имя художника с 1967 года)

Литература и источники информации

  • Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Т.1. — М., 1895
  • Верещагин, Василий Васильевич // Верещагин, Василий Васильевич — Воинская повинность. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. В. Сытина, 1912. — С. 321—322. — (Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. К. И. Величко [и др.] ; 1911—1915, т. 6).
  • Верещагин, русские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. — Л.: Художник РСФСР, 1978

Ссылки

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий