Жена, влюблённая в Эйнштейна, корабль от Сталина и другие странности судьбы «русского Родена» Сергея Коненкова

Известный скульптор, художник Коненков Сергей Тимофеевич – один из ярких представителей русской культуры. Именно ему удалось оживить образы русской сказки. Дерево как исконный материал русского творчества Коненков успешно возродил в своих творениях.

Биография

Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля – по новому). Местом его рождения стала деревня Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.

По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергей Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергей Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.

В дальнейшем Коненков Сергей Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.

Далее Сергей Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.

Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» – вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.

Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергей Тимофеевич в Москве. Место захоронения – Новодевичье кладбище.

Скульптор и революция

В 1905 году, во время начала революции, Коненков Сергей Тимофеевич находился в Москве. И принимал в ней непосредственное участие. Организовывал боевые дружины, сражался на баррикадах.

Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Им была создана серия портретных полотен «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин», «Нике».

Коненков Сергей Тимофеевич: личная жизнь

В отличие от творчества личная жизнь скульптора складывалась не так просто. Первой его супругой стала Татьяна Коняева. Она была натурщицей. Татьяна стала постоянной моделью для его произведений. Благодаря Коняевой он создал лучшее из своих произведений – «Нике». В браке у супругов родились двое детей. Однако продлился он недолго.

По прошествии десяти лет Сергей Тимофеевич встретил другую женщину по имени Маргарита Воронцова. В начале 1922 года они обвенчались. А в 1923 году супруги отправились в Америку. Там они приняли участие в выставке советского искусства. В этой стране пользуются большим успехом произведения, которые создает Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры, моделью для которых была его супруга Маргарита, особенно популярны. Этими произведениями являются «Струя воды», «Вакханка», «Бабочка», «Магнолия».

Совместных детей у них не родилось. Подробности своей личной жизни Сергей Тимофеевич не разглашал, по этой причине отношения между Сергеем и Маргаритой и период их проживания в Америке стали источником различных домыслов и легенд.

Творчество

Коненков мастерил из разных материалов. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах в творчестве скульптора оживают об­разы русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лаза­ревич» изваяны из дерева. Их формы Коненков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Интересна также серия женских скульптур: «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год) – все эти работы вошли в эту серию. Выполнена так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Ему принадлежат портретные работы Тургенева, Маяковского, Циолковского.

Все работы – дело рук такого замечательного мастера, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество этого талантливого человека нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.

Интересные факты

В 1935 году Коненков Сергей Тимофеевич получает заказ на изготовление бюста А. Эйнштейна.

В год возвращения супругов в Москву из Нью-Йорка (1945-й) по личному распоряжению И. С. Сталина был выделен пароход для перевозки всех работ скульптора. Позднее многие из гипсовых работ были выполнены в бронзе и камне.

Награды, премии

• 1951 г. – вручение Сталинской премии («Марфинька» и «Ниночка»).

• 1955 г. – присвоение статуса народного художника РСФСР.

• 1958 г. – получение статуса народного художника СССР.

• 1964 г. – получение звания Героя Социалистического Труда.

• 1955, 1964 гг. – вручение орденов Ленина.

С 1964 года почетным гражданином города Смоленска является не кто иной, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество скульптора отмечено множеством наград, медалей и премий.

Память

К столетнему юбилею Сергея Тимофеевича в 1974 году открыта мемориальная мастерская-музей. Ее интерьер выполнен по эскизам Сергея Тимофеевича. В Смоленске также существует музей скульптуры, носящий его имя. В память о Коненкове в 1973 году была выпущена почтовая марка с изображением портрета Сергея Тимофеевича. Улицы в таких городах, как Москва, Рославль, Смоленск, Донецк, приобрели названия в честь скульптора.

Такой талантливый человек, как Коненков Сергей Тимофеевич, краткая биография которого раскрывает перед нами его жизнь, стал одним из лучших скульпторов и художников нашей страны.

Как правило, люди искусства в советское время иммигрировав из Страны Советов за бугор, начинали клеймить вдоль и поперек и Советскую власть, и строй, и саму жизнь в молодом государстве. Почему этого не делал Сергей Коненков – известный российский скульптор, живя 20 лет в Америке. И почему, после войны сам Сталин отправил к берегам США пароход, чтобы доставить скульптора и его супругу в Москву, почему, так называемому невозвращенцу, были присвоены высокие звания государства. И еще немало «почему» из жизни художника далее – в обзоре. Бюст Сергея Коненкова.Жизнь Народного художника СССР, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии Сергея Коненкова была овеяна тайнами и загадками, некоторые из которых и по сей день не раскрыты. А на рубеже 19-20 столетия скульптора за его талант называли русским Роденом. Во время еще первой революции Коненков на свои средства закупал браунинги для рабочих бригад и сам выходил сражаться на баррикады Москвы. И одновременно в своей мастерской ваял скульптор образы, которые были воплощением его мечты о свободе и равенстве. Поэтому, грянувшую октябрьскую революцию 1917 года встретил с воодушевлением и сразу же стал активистом по внедрению ленинского плана художественной пропаганды в массы. Даже встречался не раз с вождем пролетариата.

«Роден-невозвращенец».

Портрет Сергея Коненкова.Однако принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции. Некоторые писатели, поэты, художники считали мастерскую Коненкова своим вторым домом и частенько захаживали туда. И это продолжалось до тех пор, пока скульптор вполне легально не выехал в 1923 году в Америку. Именно в декабре того года была организована в США выставка работ русских художников и скульпторов. МебельПо окончанию выставки Коненков с женой в Россию не вернулись, оставшись в Америке на 20 с лишним лет. К его прозвищу «Роден» теперь уже приклеилось хлесткое «невозвращенец». Успокаивало лишь одно – Советскую власть скульптор не клеймил за океаном, как другие бежавшие отщепенцы. Сергей Коненков среди своих работ.Жизнь в Америке сделала его модным скульптором, заказов было предостаточно, чтобы не бедствовать. Там художник по-прежнему вел богемный образ жизни. Хотя многие считали Коненкова чудаком, скупавшим пни, которые потом перевоплощал в сказочных героев и эксклюзивную мебель. Это были кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками. И, казалось, что такие гарнитуры создавала сама природа. Маргарита Коненкова.В элитной мастерской скульптора снова было людно, только теперь уже здесь собирался цвет русской эмиграции и представители от науки. Нужно заметить, что многие были очарованы молодой супругой художника, которая была моложе его на 22 года. В Маргариту были влюблены и Шаляпин, и Рахманинов и немало других. Бюст Альберта Энштейна. Скульптор: Сергей Коненков.Как-то в средине 30-х от Принстонского университета поступил заказ Коненкову на создание бюста знаменитого ученого физика-атомщика Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования и состоялось знакомство ученого с женой скульптора. Какая-то невероятная сила притянула взгляды Маргариты и Альберта и, как тогда казалось, зажгла искру любви. Позже об их взаимоотношениях немало лет ходили слухи. Марго стала музой ученого, а через время и любовницей. Но, что было удивительно больше всего, Коненков, за спиной которого буквально кипели страсти, довольно спокойно относился к увлечению своей молодой жены. И что было не менее поразительным в этой истории, так это то, что после Великой Победы 1945-го Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный». Для того, чтобы переправить в Союз скульптора, все его работы, вещи и даже сказочную мебель из пней. Сергей Коненков.Интрига продолжалась… И то, что случилось дальше, не менее было удивительным, нежели предыдущие события. Чете Коненковых власти выделили жилье недалеко от Кремля с огромной мастерской, где скульптор мог создавать большие проекты. Неслыханная щедрость Сталина, поразила всех, даже его приближенных. Ведь за перебежчиками могли по тем временам отправить только ликвидационную бригаду, но никак не пароход, чтобы с почестями ввезти в страну.

Приоткрывая завесу тайны

Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения. Маргарита Коненкова.«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура… Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера.» Маргарита Коненкова и Альберт Энштейн.Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» – атомной бомбы. И то, почему Сергей Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.

Загадки продолжаются

Однако и здесь было не все так просто. Ведь в те годы человеческие жизни были обесценены. И немало разведчиков работающих в «Атомном проекте», возвращаясь в Союз, попадали прямиком … в тюрьмы. Или сразу же ставились к стенке. И теперь уж совсем непонятно за, что была оказана такая честь именно Маргарите Коненковой? И почему сам Иосиф Виссарионович лично был заинтересован в Коненковых? Ведь разведкой-то занимался Берия. Скульптуры Сергея Коненкова.Свет на это «почему» проливают архивные письма Коненкова к Сталину из Америки, которые скульптор начал писать «отцу всех народов» перед самой войной. Сергей Тимофеевич Коненков, живя в США, не только создавал свои скульптуры, да жене-разведчице содействовал. Он еще увлекался теософией и занимался пророчеством. Еще в 30-х с большим рвением ударился в изучение библейских писаний, древних трактатов астрономов и теологов. Особенно Коненков заинтересовался «Апокалипсисом», самой загадочной книгой Нового завета, пророчащей конец света. Ее-то и пытался расшифровать скульптор всю свою последующую жизнь. По его подсчетам, согласно всем источникам, получалось, что конец света начался еще в 1874 году. И так как это процесс, сильно растянутый во времени, его конечная точка так и не была обнародована скульптором. К слову, в свое время Исаак Ньютон конечной точкой назвал 2060 год. Фантастические картины-шифровки Сергея Коненкова из цикла «КОСМОГОНИЯ».А тогда в конце 30-х Коненков забросил все свои работы начал рисовать странные космические картины, которые не расшифрованы и по сей день. На карты звездного неба он накладывал карты земли и видел, то что не смог увидеть никто другой. Позже свои пророчества-предупреждения Коненков посылал в Москву Сталину, прикладывая к ним загадочные карты и фотографии. В этих письмах он пророчил большую войну, несмотря на подписанный договор о мире, и умолял чтобы все готовились к неизбежному. Предрек он Сталину и победу над Германией. И скорее всего этот неожиданно открывшийся дар был причиной тому, что Сталин проявил личный интерес к семье Коненковых. Дал пророку сталинскую премию, удостоил званий, обеспечил всем необходимым и поселил возле Кремля, чтобы был под присмотром. Скульптуры Сергея Коненкова.И, что удивительно, себе Сергей Тимофеевич напророчил 100 лет жизни. И прожил бы их, если б не роковая поездка в санаторий, где по-недосмотру персонала подхватил воспаление легких. Два с половиной года не дожил до 100-летнего юбилея скульптор Коненков. Он скончался в 1971 году, на девять лет своего супруга пережила Маргарита Коненкова. Ей было 85. В продолжении темы о сталинских временах рассказ об его любимом художникеАлександре Герасимове, который втайне писал картины в жанре «ню».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 июля 1874 года родился Сергей Конёнков, выдающийся скульптор, «русский Роден».

Личное дело

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874—1971) родился в деревне Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. После смерти матери воспитывался дядей. Рисовать научился у заезжего иконописца, иконы Конёнкова висели во многих домах села. С отличием окончил гимназию в Рославле, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За выпускную работу «Камнебоец» был удостоен малой золотой медали и стипендии имени Павла Третьякова, дававшей право годичной командировки за границу. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена и был покорен его творчеством. Вернувшись на родину, был принят в петербургскую Академию художеств.

Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающей узы» (1902) вызвала споры преподавателей. В революционный 1905 год по распоряжению администрации Академии она была уничтожена, чтобы не будоражить студентов. Несмотря на критику профессоров, скульптор получил звание свободного художника. Его мастерская на Пресне стала местом сбора богемы Москвы и Петербурга. Это, однако, не помешало ему принять участие в уличных боях 1905 года. По собственному признанию, он закупил браунинги и возглавил одну из рабочих дружин. Под впечатлением событий создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В 1907 году выставил совсем другую, мирную «Лесную серию» — деревянные изваяния языческих богов, — которую до революции постоянно пополнял новыми работами.

После Октябрьской революции участвовал в плане «монументальной пропаганды». В 1918 году создал барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который открывал Владимир Ленин. В 1922 году женился на Маргарите Воронцовой, с которой отправился в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка, рассчитанная на несколько месяцев, растянулась на 22 года.

В Нью-Йорке основным жанром для Конёнкова стал заказной портрет и архитектурное оформление различных зданий. По инициативе Максима Горького создал галерею скульптурных портретов деятелей русского искусства и науки, включая самого Горького. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Во время Второй мировой войны Конёнков входил в Комитет помощи России. В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР. Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем знаменит

Сергей Конёнков

Скульптора, популярного и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, и за границей, называли «русским Роденом». Еще в 1902 году Конёнков начал поиски нового пластического языка, который позволял не рассказывать сюжет, а выражать эмоциональный смысл образа. Тогда же он представил на суд Академии художеств своего «Самсона». Профессоров смущала модернистская трактовка библейского сюжета, разрушившая классические пропорции фигуры. Молодого скульптора поддержали лишь Илья Репин и Архип Куинджи, Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Разбитый по приказу администрации Академии гипс много позже был восстановлен мастером и получил название «Освобожденный человек».

О чем надо знать

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». К американскому периоду его творчества относятся рисунки-размышления на библейские темы. Конёнков также писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событий. Часть пророчеств сбылись. Существует версия, согласно которой жена Конёнкова Маргарита добилась расположения Эйнштейна и выведывала у него тайную информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Прямая речь

«Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчел. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьевых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. “Степан! Заводи!” — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечесаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников», —  вспоминал писатель Михаил Лобанов. 

5 фактов о Сергее Конёнкове

  • Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918) и другие).
  • В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни.
  • Некоторые критики отмечают, что главным периодом творчества Конёнкова был дореволюционный; тонкую одухотворенность своих ранних работ мастер, по их мнению, не смог превзойти.
  • Конёнков — почетный гражданин Смоленска.
  • Умер от воспаления легких, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего рубежа.

Статья о Сергее Конёнкове в Википедии

Передача на ТВЦ «Коненков и происхождение мира»

Биография на сайте Арт-онлайн

Биография на сайте Biography-peoples

Его при жизни современники назвали “русский Роден”. Популярным скульптор Коненков становится еще до революции. Его работы пользуются спросом у состоятельных людей. Скрипка работы Гварнери стоит немалых денег, тем не менее скрипач Анатолий Микулин продает ее и покупает портрет Баха, выполненный Коненковым. Не отстает и миллионер Рябушинский, он покупает портрет Паганини за немалые деньги. Но, увы, советская критика убрала этот талант с высоты звания русского Родена, посчитав, что вполне достаточно называться народным художником. Познакомимся с Коненковым поближе.

Из биографии скульптора

Коненков Сергей родился 28 июня 1874 года в крестьянской, но не бедной семье, детство прошло в деревне Караковичи. Мама Сергея умерла, когда ему было четыре года. Ребенка забрал к себе его родной дядя. Учиться рисовать маленький Сергей начал у заезжего иконописца. Талантливый ученик рисовал иконы для всей деревни. В красных углах каждого дома висели иконы его работы. Дядя, видя работы своего племянника, отправляет его учиться в гимназию, находившуюся в уездном Рославле. Во время учебы он жил у дядиных знакомых, помещиков Смирновых. С отличием окончив гимназию, Сергей Коненков успешно сдает экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачисляют его на скульптурное отделение. Чтобы иметь средства на жизнь и пропитание, будущий скульптор Коненков берет заказы, оформляя фасады домов и магазинов.

Заканчивая учебу в Московском училище, Сергей Коненков выполняет выпускную работу – скульптуру “Камнебоец”, за которую получил малую золотую медаль и стипендию имени П. Третьякова. Благодаря ей Сергей Коненков мог ездить в течение года за границу, чтобы знакомиться с работами мастеров Возрождения и работать в мастерских известных в то время скульпторов. Во Франции в мастерской О. Родена Коненкова покоряет экспрессивная и модернистская лепка скульптора.

Манера выполнения работы

Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова – статуя “Самсон”, в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние “Самсон”, дабы не будоражить им умы студентов.

Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.

Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова “Женский торс” и “Сон”.

Место скульптора в послереволюционной России

Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но “специалисты” от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает “Ва­тагу Стеньки Разина”.

В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.

Личная жизнь

Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.

С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.

Жизнь в Америке

Уехав в Америку с выставкой, Сергей Коненков не вернулся на Родину. Он не ругал советскую власть, а задержку в Америке объяснял загруженностью огромным количеством заказов и тем, что не успел вовремя подать документы на оформление выезда. Шли недели и годы, а Коненков продолжал работать за границей. Маргарита, жена Коненкова, сделала мужа за границей популярным портретистом. Она обеспечивала ему дорогие заказы и бесконечные выставки.

В 1933 году по заказу дирекции Института передовых технологий Принстона скульптор Коненков выполняет портрет Альберта Эйнштейна. В это время жена Коненкова сблизилась с Эйнштейном, и если бы в 1945 году чета Коненковых не вернулась в СССР, возможно, она бы ушла к известному физику. О жизни за границей Коненков даже в своих мемуарах упоминает мельком. Остается догадываться, почему.

Возвращение в Советский Союз

Оперативные дела пребывавших в течение двух десятилетий в Америке Коненковых не рассекречены, но по многим фактам из жизни супругов за границей понятно, что миссия у них была, по крайней мере у Маргариты. По распоряжению Сталина, в 1945 году за ними в Америку был отправлен зафрахтованный пароход для перевозки в Россию всех работ и имущества Коненкова. В Москве они с женой получили квартиру и большую мастерскую на улице Горького. По приезде скульптор был удостоен звания Народного художника СССР.

Последние годы жизни Коненков посвятил монументальным композициям и восстановлению своей выпускной работы “Самсон”. Последняя выставка работ Коненкова прошла в 1965 году в Москве. Умер Сергей Коненков в 1971 году. В 1974 году к столетию со дня рождения был открыт музей скульптора Коненкова, включающий в свою экспозицию мастерскую и комнаты второго этажа. В настоящее время в залах музея выставляют свои работы молодые скульпторы и художники.

Похожие статьи

Categories:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

   Этот рассказ начну с того, как мы обнаружили заброшенную ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ. История о ней будет продолжена, но самое интересное, что эта находка положила начало другой истории.     Путь наш в тот раз лежал через деревню Коняты. Тянулась она бесконечно долго вдоль дороги… А основали эту деревню в Смоленской области пятеро братьев Конёнковых. Родственники знаменитого скульптора Конёнкова.     И вот история, которая во времени длилась более ста лет. От дня рождения великого скульптора Сергея Конёнкова и до дня смерти его жены Маргариты. С 1874 по 1980 год.      …Вели самостоятельно свое хозяйство 5 братьев Коненковых: Сергей, Николай, Антон, Андрей, Петр. Жили они все со своими семьями в километре от Савеево в деревне, которая до сих пор называется Коняты, а лес за древней – Конячий. Сергей имел в Савеево 2 магазина и совместно с Недосекиным построил сельскую школу, которая сгорела во время Великой Отечественной войны. Жили Коненковы очень крепко, имели свою маслобойку, локомобиль. Локомобиль драл щепу, которая шла для покрытия крыш домов. Продолжалась эта размеренная крестьянская жизнь до весны 1928 года. Предупрежденные кем-то о раскулачивании, братья Коненковы, оставив все хозяйство, имущество, в одночасье ночью покинули деревню и уехали в Москву.      Может быть удастся проследить их дальнейшую судьбу, но сейчас рассказ не о них. Всего в 15 километрах от нашего города Десногорска – родина Конёнкова, деревня Верхние Караковичи. В неё мы скоро пойдём. И рассказ об этом путешествии будет продолжением сегодняшней истории о невероятной судьбе известного скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова и его жены Маргариты. image image image    Рославльские встречи, культурная среда этого древнего русского города на Смоленщине много дали для формирования личности Коненкова.image К моменту окончания гимназии сложился его характер, окрепло желание учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От Дмитрия Полозова он узнал о том, что требуется от абитуриента на вступительных экзаменах. Испросив согласие дядьки Андрея, пригласил в Караковичи Георгия Ермолаева — товарища Дмитрия Полозова по Училищу живописи, ваяния и зодчества. Под руководством Ермолаева и Полозова, который тоже вскоре появился в Караковичах, Сергей стал усиленно готовиться к экзаменам, делая упор на рисование. У знакомого помещика Броневского был взят бюст Шиллера. Коненков рисовал с него, старшие товарищи поправляли, показывали технические приемы. Летом 1899 года он снова на родине. С большой охотой плотничает, косит, помогает по хозяйству. В сарае-мастерской затевает новую работу — композицию «Пильщики». Позировать для композиции будут свои — родня, соседи. Стал думать, как устроить вращающийся станок для огромной, пудов на двести, скульптурной группы. На помощь пришел отец. Тимофей Терентьевич прикатил откуда-то четыре чугунных колеса, приладил их к концам двух перекрещивающихся под прямым углом бревен, посадил этот крест на вертикально стоящую железную ось, покрыл сверху досками, и получился вращающийся помост, лучше которого и желать было нельзя. Работа пошла.      А это его воспоминания по возращении на родину в 1945 году.      «Покинув Америку, я привез с собой много работ, выполненных за рубежом. Я вернулся домой через Владивосток. Никогда не забыть перрон Ярославского вокзала, на котором собрались друзья. Еще из вагона я увидел добрые лица встречающих. Шел снег. Хотелось обнимать и целовать каждую снежинку… И вот я снова в Караковичах. Все кругом “пожечено”, как говорят в нашей местности. Много перенесла в веках наша многострадальная смоленская земля, но никогда еще она не знала такого варварского опустошения. На месте веселой деревни – одни головешки.      Земляки мои ютились в землянках. И следа не осталось от моей мастерской. Погибла большая, многофигурная композиция “Пильщики”, которую в свое время из-за ее огромных размеров я не мог вывезти в Москву и оставил в сарае в Караковичах.”Пильщики” – одна из моих первых работ. В ней я изобразил простых людей, живших рядом со мной. Это они рубили и ставили избы, разрушенные фашистами. На моих глазах новые пильщики начинали поднимать жизнь. Инвалиды и вдовы рассказывали мне о том, что видели и пережили, о дорогих и близких, “побитых” на войне. В одной из землянок я встретил своего сверстника, друга детства, сына кожемяки Илью Викторовича Зуева. Вместе с ним мы сидели рядом в деревенской школе, водили указкой по букварю. И вот снова мы рядом. В руках Викторовича гармошка, а в глазах молодой и задорный огонек – будто и не состарился. Это и его руками поднимался колхоз… Я снова взбирался на кручи, сидел над Десной и думал о том, что нигде в мире нет такой неистощимой красоты. Никакая прославленная Венеция на мутных лагунах, никакие версальские парки не сравнимы с нашими дубравами и необъятным вольным простором.»image image    В начале прошлого века его называли русским Роденом. Перед революцией 1905 года Коненков изваял скульптуру “Самсон, разрывающий узы”. Царские власти узрели в библейском персонаже намек на пролетариат – бедного Самсона уничтожили. Октябрьский переворот 17-го русский Роден принял с восторгом. Встречался с самим Ильичом. Что не мешало вести богемный образ жизни.image image   …Познакомилась с Эйнштейном Маргарита следующим образом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий