Жан Батист Симеон Шарден — творец красоты в изображении быта: биография и лучшие картины

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Жан Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin; родился 2 ноября 1699 года — умер 6 декабря 1779 года) — парижский живописец XVIII века, уникальный мастер цветопередачи. Творчество Жана Батиста Шардена основывалось на тщательном наблюдении за окружающей жизнью. Его картины чужды мифологической помпезности, сюжеты простые, обыденные, полные тепла и задушевного света.

image

Жан Батист Шарден оставался непонятым критиками своей эпохи, но мирился с этим, не изменяя правдивой манере изображения жанровых сценок. Его натюрморты, в отличие от фламандских и голландских, лишены подчёркнутой грубости, изящны, просты, как вся жизнь скромного парижанина.

Биография Жана Батиста Шардена

Жан Батист Симеон Шарден увидел свет в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, в семье простого ремесленника, поздней осенью 1699 года — 2 ноября. С младенчества он впитал дух простых горожан, честных ремесленников, с их маленькими радостями и повседневными заботами.

image

Отец с матерью радовались, обнаружив в сыне талант к рисованию. Статус художника давал возможность лучших заработков, известности. Поэтому мальчика отдали подмастерьем к выдающемуся историческому живописцу Пьеру Жаку Казу (Pierre-Jacques Cazes). Во время учёбы он увлечённо копировал картины своего учителя.

Впоследствии, наставниками Жана Батиста Шардена стали гравёр и живописец Ноэль Куапель (Noel-Nicolas Coypel), портретист Ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo). Последний привлёк юношу к восстановлению фресок дворца Фонтенбло, привив любовь к портретной живописи, тонкой цветопередаче.

Но самым родным жанром Шардена оставался натюрморт. Фрукты, охотничьи трофеи, предметы быта, изображённые им, поначалу принимали за произведения знаменитых фламандских мастеров. В 1728 году его «Скат», выставленный на показе дебютантов, так поразил известного академика Никола де Ларжильера (Nicolas de Largillierre), что тот рекомендовал молодому живописцу пробиваться в престижную Академию живописи и скульптуры.

Тридцатые годы XVIII века положили начало созданию ряда бытовых жанровых сцен, в которых автор отображал спокойный семейный уклад, размеренность городской жизни. Яркий пример, вышедший из-под его кисти — «Молитва перед обедом», написанная в 1744 году и высоко оценённая знатоками искусства.

Знаменитый живописец прожил всю свою жизнь, не покидая пределов Парижа. Последние годы он посвятил освоению рисунка пастелью, создавая прекрасные портреты. В том числе, собственный автопортрет 1775 года.

Интриги, критика, неожиданное самоубийство сына подорвали здоровье Шардена. Он продолжал рисовать, отдав последние силы живописи, но долгая болезнь привела к тому, что 6 декабря 1779 года престарелый и больной художник умер, месяц не дожив до восьмидесятилетия.

Самые известные картины Жана Батиста Симеона Шардена

Картины Жана Батиста Шардена отличаются необычно тонкой, лишённой подчёркнутой неприглядности, манерой изображения, ощутимой даже тогда, когда его моделью становились мёртвые животные, рыбы, мятые кубки, кастрюли кухарок. Этим мастер заметно отличается от голландцев. К наиболее знаменитым его работам относятся:

  • «Мёртвый заяц» (1730) — одно из классических изображений охотничьих трофеев. Создана под влиянием фламандских натюрмортов.
  • «Мыльные пузыри» (1733-1734) — жанровая сценка, пойманная автором на одной из улочек родного предместья. В настоящее время оригинал хранится в Вашингтоне, США.
  • «Художник Жозеф Авед» (1734) — в салонном показе картина шла под названием «Алхимик». Критики высоко оценили её, найдя в манере исполнения подражание Рембрандту (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
  • «Шарманка» (1751) — одна из последних жанровых сценок, созданных живописцем. Была тепло принята правящим французским монархом.
  • «Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и грецкими орехами» (1760) — игра света и тени, точная передача текстуры предметов, восхитила французского философа Дени Дидро (Denis Diderot).
  • «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766) — написан по высочайшему заказу русской императрицы Екатерины Великой, для украшения будущего здания Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Жан Батист Симеон Шарден — признанный мастер реалистического бытового жанра. Ознакомиться с картинами прошлых веков, узнать интересные факты о мировом искусстве и поучаствовать в аукционах можно на сайте Very Important Lot. Здесь представлены лучшие современные работы и шедевры антиквариата. Также предоставляется возможность недорого купить картины для пополнения своих коллекций. Истинным ценителям живописи будет интересно познакомиться с творчеством современных художников и классиков.

В В В В В В В В  Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

В 

↑ Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 — 06.12.1779) кратко

В 

В В В В В В  Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

В 

↑ Шарден – мастер натюрморта

В 

В В В В В В  Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

В В В В В В  Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине “Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В В В В В В  В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

В 

↑ Шарден – портретист

В 

В В В В В  С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена – художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

В В В В В  Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его “Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

of your page –>

Биография

Художник Жан-Батист-Симеон Шарден считался признанным мастером жанровой живописи, а также лучшим колористом XVIII века, продолжившим традиции голландских мастеров. Вместо идеальных мифологических героев он рисовал портреты представителей средних классов и создал серию реалистичных натюрмортов в середине 18-го века.

Детство и юность

Жан-Батист-Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года и ни разу за 80 лет жизни не покидал столицу Франции — Париж. В детстве отец, резчик по дереву, заметил, что сын увлекается рисованием, и отдал его в ученики к мастеру, чтобы поддержать семейный престиж.

Оказавшись под опекой Ноэля Куапеля, который являлся художником и гравером, мальчик поселился неподалеку от дома на старинной территории Сен-Жермен-де-Пре. В качестве помощника и ассистента он изображал мелкие предметы на картинах и тренировался в написании натюрмортов, собранных из вещей, находившихся во дворе.

Иногда учитель отправлял Шардена к коллеге Жан-Батисту ванн Лоо, который реставрировал дворцовые фрески в резиденции Фонтебло, а в свободное от этого занятия время будущий живописец рисовал овощи и к моменту окончания обучения создал ряд талантливых работ.

Для того чтобы достичь творческого совершенства, молодой мастер присоединился к Гильдии художников и в течение ряда лет его биография была связана с Академией святого Луки. Там он оттачивал собственный стиль и манеру, продолжая писать с натуры неодушевленные предметы, и лучшие из картин того времени начали попадать на выставки.

Личная жизнь

Художнику не везло в личной жизни, и она была полна трагедий, связанных со смертью супруги и кончиной родных детей. Впервые он заключил брачный контракт, находясь в юном возрасте, и его женой стала девушка Маргарита, помогавшая в творчестве до последних дней.

После того как любимая супруга не перенесла тяжелой болезни, а вслед за этим состоялись похороны маленькой дочери Маргариты-Аньес, Жан-Батист остался вдвоем с сыном, крещенным в ноябре 1731 года, который также стал живописцем и помог отцу пережить стресс.

Позже, когда финансовое положение Шардена оставляло желать лучшего, ему в жены досталась состоятельная наследница по имени Франсуаза-Маргарита Пуж. В этом союзе появился ребенок, который умер в младенческом возрасте и обрел покой на парижском кладбище среди тысяч невинных душ.

Живопись

После первой демонстрации произведений студентов Жан-Батист стал известен французской публике, и оригинальным натюрмортом со скатом заинтересовался Никола де Лажильер. Придя в мастерскую и посмотрев другие миниатюры парижанина, он выбрал понравившиеся полотна, определив каждое как шедевр.

В 1728 году Шардена пригласили в Академию живописи и скульптуры для участия в выставке местных художников, а также голландских и фламандских мастеров. В итоге он стал членом королевского учреждения для творцов «старого режима» и был занесен в списки с пометкой «изобразитель цветов и плодов».

После этого в творчестве Жан-Батиста стали появляться жанровые сцены, центральными персонажами которых было третье сословие и средний класс. В этот период родились картины быта и повседневной французской жизни, которые вскоре приобрели внимание и любовь народных масс.

Несмотря на простоту сюжетов, Шарден приобрел высокопоставленных покровителей, среди которых были аристократы и сам Людовик XV. Им нравилось, как художник изображает женщин, занятых повседневной работой, растения, принадлежности для охоты и детей, увлеченных игрой.

Тщательно продумывая тему и композицию, живописец отличался медленным темпом работы и, по информации биографов и исследователей, писал не более четырех картин в год. Поэтому в галереях и частных коллекциях, согласно каталогам и фотоальбомам, сейчас хранится и выставляется чуть больше 200 оригинальных работ.

Кроме того, в конце 1730-х Жан-Батист начал копировать собственные произведения, создавая по несколько версий одних и тех же жанровых сцен. Так появились дубликаты полотен «Карточный домик», «Хорошее воспитание», «Автопортрет», «Натюрморт с фруктами», «Гувернантка» и «Мадам Шарден».

В 1750-х годах зрение живописца начало портиться, и он предпочитал работать пастелью, не требовавшей прорисовок и точных штрихов. К этому периоду относятся полотна, которые сейчас высоко ценятся и находятся в собрании Лувра и английской усадьбе Уоддесдон.

Смерть

В старости Жан-Батист снова пережил потрясение, узнав, что сын покончил жизнь самоубийством и утопился в венецианском канале в возрасте 42 лет. Это привело к продолжительной болезни, ставшей причиной смерти художника, и новость, появившаяся в декабре 1779 года, опечалила весь французский свет.

Картины

  • 1728 – «Скат»
  • 1732 – «Дама, запечатывающая письмо»
  • 1735 – «Прачка»
  • 1738 – «Рисовальщик»
  • 1741 – «Девочка с воланом»
  • 1750 – «Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами»
  • 1763 – «Натюрморт с бриошью»
  • 1763 – «Натюрморт с фарфоровым кувшином»
  • 1766 – «Натюрморт с атрибутами искусств»
  • 1775 – «Автопортрет в очках»
  • 1775 – «Портрет госпожи Шарден»

2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Отец его был резчиком по дереву, который выполнял сложные художественные работы. Еще в детстве Жан-Батист начал проявлять склонность к рисованию и делать первые успехи.

Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были “Скат” и “Буфет”, которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к живописи голландских мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Натюрморты

В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде “низшего” жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Техника живописи и новые сюжеты

Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.

Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель Дени Дидро считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.

Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: “О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!”

В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины “Дама, запечатывающая письмо”, “Прачка”, “Женщина, чистящая овощи”, “Вернувшаяся с рынка”, “Трудолюбивая мать”. Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником Королевской Академии, а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине “Прачка” фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает пастельной живописи. Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике – “Автопортрет с зеленым козырьком” и “Портрет жены”.

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

6 декабря 1779 года Жан-Батист Шарден скончался.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Кажется, что поднеся к ним руки, можно почувствовать тепло. Дени Дидро отзывался о его работах так: “Не знаешь, на какой из картин свой взор остановить, какую выбрать! Все они совершенны!”

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.

02 января 2020

Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 2 ноября 1699 — 6 декабря 1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. 

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и чёрная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Мальчик с волчком.

Медная кастрюля

Прачка

Девушка с ракеткой и воланом. 

Натюрморт с атрибутами искусств

.Юная учительница.

Утренний туалет.

Возвращение с рынка.

Корзинка с земляникой. 

Стакан с водой и кофейник.

Автопортрет с козырьком.

Натюрморт и кувшином и трубкой.

Молитва перед обедом

Кухарка

Юный рисовальщик

Груши, грецкие орехи и стакан вина.

Натюрморт с кувшином оливок.

Шарманка

Буфет

Женщина запечатывающая письмо.

Персики и виноград

Карточный домик. 

Усердная мать. 

Натюрморт с дыней.

Натюрморт со сливами

Вышивальщица

Натюрморт с виноградом и гранатами

Мыльные пузыри

Женщина пьющая чай.

Юноша со скрипкой

Мадам Шарден

Разносчица

Гувернантка

Радости домашней жизни

Хорошее воспитание

Цветы в сине-белой вазе

Натюрморт с атрибутами музыки. 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий