Жамбыл Жабаев – один из личностей великой степи, который поднял знамя национального слова

Опубликовано: 29 июля 2020, 18:47

image
Фото: UGC

Практически всю свою долгую и плодотворную жизнь Жамбыл Жабаев посвятил воспеванию лучших человеческих качеств — патриотизма, благородства, верности правому делу и справедливости. Мощный талант казахского поэта оценили еще при жизни акына. Сейчас же стихи Жамбыла Жабаева звучат на более чем 50 иностранных языках. Творчество поэта сберегло актуальность и поныне. О биографии великого акына и его творчестве читайте далее.

Жамбыл Жабаев: биография

Точных сведений о рождении поэта нет. Существует только семейное предание, согласно которому Жамбыл Жабаев появился на свет 28 февраля 1846 года. Роды начались у его матери не слишком своевременно. Случилось это, когда она с соседями и родней пряталась от бандитов у подножия горы Джамбул.

Новорожденного мальчика нарекли именем Джамбул (в честь горы, давшей семье прибежище) — так решил отец. По-казахски топоним звучит как ‘жамбыл’. Поэтому во многих русскоязычных источниках акына называют еще и Джамбул Джабаев.

С раннего возраста мальчик отличался любознательностью и непоседливостью. Он нередко часами слушал песни чабанов и табунщиков. От них же будущий поэт узнал немало сказок, легенд.

Жамбыл Жабаев, биография которого описывается в статье, еще мальчиком начал изучать искусство игры на домбре. В этом ему помогал дядя, виртуозно владевший инструментом. Стремления сына не нашли поддержки у отца, но мать верила в его успех.

Биографам точно не удалось установить, когда именно Жабаев принял решение стать акыном. Одни источники сообщают, что случилось это в 14 лет, а в других указано, что в 52 года.

image
Жамбыл Жабаев: памятник. Фото: wikipedia.org: UGC

Учитель Жабаева — известный акын Суюнбай Аронулы. Жамбыл потратил шесть лет на изучение искусства импровизации и после стал выступать самостоятельно. Начинающий акын пел под домбру речитативом (стиль толгау), только на казахском языке.

На рубеже XIX–XX веков Жамбыл Жабаев приобрел известность. Он выступал на многих айтысах (конкурсы акынов) и нередко побеждал.

К началу Октябрьской революции, то есть к 1917 году, Жамбылу исполнилось 70 лет. По словам акына, к тому времени уже отошедшего от дел, свержение царизма стало причиной его нового творческого подъема, продлившегося еще более 20 лет.

Под конец жизни судьба нанесла Жамбаеву сильный удар: в 1943 году погибает Алгадай — его сын. Он пал смертью храбрых, освобождая украинский город Синельниково.

Сам акын скончался 22 июня 1945 года. Поэт не дожил до векового юбилея всего восемь месяцев.

Теперь дом, в котором жил Жамбыл Жабаев, — музей, посвященный его жизни и творчеству. Последний, как и могила акына, находится в ауле Жамбыл, что в Жамбылском районе Алматинской области.

В современном Казахстане почитается Жамбыл Жабаев: памятник ему установлен в Алматы в 1996 году. Таким образом страна отметила 150-летний юбилей великого акына.

Жамбыл Жабаев: биография и наследие. Фото: YouTube.com/ Назира Ермеккызы: UGC

Читайте также:  Каракат Абильдина: биография

Жамбыл Жабаев: стихи

Лучше всего у Жамбыла получались песни обличающие, вскрывающие пороки людей и мира. Дореволюционный репертуар народного поэта дошел до нашего времени благодаря позднейшим записям, произведенным со слов самого акына. Лучшие творения того периода:

  • «Утеген батыр».
  • «Сказка о лентяе».
  • «Суранши батыр».
  • «Черный указ».
  • «Поэма гневного сердца».

Жамбыл Жабаев, стихи которого, сохраняя удивительную простоту, поражают глубиной смысла, создал много произведений самых разных жанров:

  • героические эпосы;
  • сказки;
  • лирику;
  • сатиру.

Причем в поэзии Жабаева всегда главные герои — простые люди. Его персонажи выглядят живыми и настоящими. Акын посвятил много произведений казахско-русской дружбе, за которую ратовал всей душой.

Советский период творчества поэта отличается оптимизмом, верой в силу человеческого духа и глубокой любовью к стране. Среди наиболее характерных произведений того этапа выделим несколько:

  • «Ленин и Сталин».
  • «Моя родина».
  • «Гимн Октябрю».

Каждая песня напоминает эпос, где вполне реальные исторические личности ведут себя как настоящие герои и демонстрируют незаурядные способности.

Во время Второй мировой войны немало песен написал Жамбыл Жабаев. «Ленинградцы, дети мои» — одна из самых сильных. В этом обращении автор призывает жителей блокадного города держаться стойко и сохранять твердость.

«Жамбыл Жабаев: омир баяны» — тема, с которой знаком каждый казахстанский школьник. Писатель прожил длинную, насыщенную и плодотворную жизнь. Невзирая на все жизненные трудности, акын сберег оптимистичный настрой и до последних дней дарил людям радость и веру в светлое будущее.

Читайте также:  Ибрай Алтынсарин: биография

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1574264-zhambyl-zhabaev-biografiya/

Толкование

Джамбул Джабаев
Джамбул Джабаев
каз. Жамбыл Жабаев
Имя при рождении:

Джамбул

Дата рождения:

16 (28) февраля 1846(1846-02-28)

Место рождения:

Семиречье (каз. Жетісу), Российская империя

Дата смерти:

22 июня 1945(1945-06-22) (99 лет)

Место смерти:

город Алма-Ата, Казахская ССР, СССР

Гражданство:

 Российская империя,  СССР

Род деятельности:

поэт

Направление:

социалистический реализм

Жанр:

стихотворение, айтыс

Язык произведений:

казахский

Премии:
Награды:

Джамбу́л Джаба́ев (каз. Жамбыл Жабаев; (16 (28) февраля 1846 — 22 июня 1945) — казахский и советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Джамбул родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты.

Согласно семейному преданию, мать Джамбула, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Джамбула) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Джамбул в верховьях реки Чу (около 300 км от Алма-Аты) (ныне Алматинская область Казахстана). Жабай, отец Джамбула, дал своему сыну имя горы.

Ещё мальчиком Джамбул научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Джамбул пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.

Ко времени Октябрьской революции 1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Джамбул[1].

После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).

В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Баллада о наркоме Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.

Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбилов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.

Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района Алматинской области (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от г. Алматы. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора

Творчество

Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.).

Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.).

Джамбул создал песни о Сталинской Конституции («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).

В 1937 году под именем Джамбула вышла ода Николаю Ежову — «Песня о батыре Ежове», другой вариант — «Нарком Ежов» (перевод К. Алтайского). Песня была положена на музыку М. Шафранником[2], но более известна в виде стихотворения, поскольку вскоре Ежов был снят со всех постов, осуждён и расстрелян.

Стали широко известны и получили популярность его песни периода Великой Отечественной войны — «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москве», «Приказ Родины».

Споры об авторстве стихов Джамбула

Существует версия, что стихи за Джамбула писали русские поэты, официально числившиеся переводчиками; подобные слухи ходили упорно и отражены, например, в апокрифических мемуарах Д. Д. Шостаковича[3].

Поэт А. И. Алдан-Семёнов утверждал, что Джамбула «создал» именно он, когда в 1934 году получил задание от партии найти какого-нибудь акына. Джамбул был найден им по рекомендации председателя колхоза; критерием выбора была бедность и множество детей и внуков. Стихи за него писал Алдан-Семёнов, после же его ареста в дело включились другие «переводчики»[4]. В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский[5], который числится переводчиком большинства военных стихов Джамбула, включая «Ленинградцы, дети мои»[6].

Согласно сведениям, собранным казахстанским журналистом Ерболом Курманбаевым, авторами стихов, приписываемых Джамбулу, были казахские поэты, приставленные к нему под видом литературных секретарей. Согласно Курманбаеву, Джамбул «был, по многим свидетельствам, акыном своего рода шапрашты, но до 1936 года никаких известий о его величии не было». В 1936 году нарком народного просвещения Казахстана Темирбек Жургенов вызвал к себе поэта Абдильду Тажибаева и сказал, что первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Мирзоян звонил из Парижа. «У казахов много акынов, — сказал Мирзоян. — Давайте найдём к первой декаде Казахстана в Москве такого же старого, как Сулейман Стальский (дагестанский поэт), акына». Тажибаев отыскал Джамбула, привез его к себе домой в Алма-Ату и представил в ЦК. Он же стал у Джамбула первым по времени секретарём и опубликовал под его именем стихи «Туған елім» («Моя Родина»), переведённые на русский язык поэтом Павлом Кузнецовым (который затем несколько лет переводил Джамбула) и опубликованные в газете «Правда». Стихи понравились, после чего к Джамбулу прикрепили группу поэтов-секретарей, в обязанности которых входило записывать его творения. За Тажибаевым последовал Калмакан Абдыкадыров, переводчик на казахский язык сказок «1001 ночь». С 1938 по 1942 годы за Джамбулом стихи записывал Таир Жароков, с 1942 года до конца жизни Джамбула — Гали Орманов[7]. Согласно Е. Витковскому и В. Резвому, Марк Тарловский был главным штатным «переводчиком» и русским секретарём Джамбула с 1941 по 1 октября 1943 года.[6]

По словам Михаила Исиналиева, уже в 1954 году тогдашний партийный глава Казахстана Пантелеймон Пономаренко на III съезде писателей республики пытался публично опровергать, очевидно, широко распространенные слухи об авторстве стихов Джамбула, заявив: «После смерти Жамбыла прошло много лет, остались все его секретари, переводчики, но почему-то нет ярких стихов Жамбыла, дело видно в том, чтобы гранить как алмаз (что якобы делали его секретари, переводчики) надо иметь этот самый алмаз, чем и была поэзия Жамбыла»[8].

Награды

Полезное

Смотреть что такое “Джамбул Джабаев” в других словарях:

  • ДЖАМБУЛ Джабаев — (1846 1945), казахский поэт акын (см. АКЫН). Выступал с устными импровизациями. Многократно переводился на русский. Сталинская премия (1941). Награжден орденом Ленина. Его судьбе посвящен фильм «Джамбул» (1953) …   Энциклопедический словарь

  • Джамбул Джабаев —         [16(28).2.1846, Семиречье, 22.6.1945, Алма Ата], казахский народный поэт акын. Родился в семье бедняка кочевника. Искусству импровизации учился у акына Суюмбая. Выступал с песнями, главным образом обличительными. Неоднократно побеждал в… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ — (1846—1945), казахский поэт акын. Эпос «Утеген батыр», «Суранши батыр»; песни импровизации дооктябрьского периода «Жалоба», «Погоня», «Песня гневного сердца» и сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе». После революции стихи «Съезду… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Джамбул Джабаев — ДЖАМБУ́Л ДЖАБÁЕВ (1846–1945), казах. сов. поэт акын. Стихотворение Д. Д. Ленинградцы, дети мои (сент. 1941) вывешивалось как плакат на стенах домов осаждённого Ленинграда. Стихи воен. лет Поэма любви и гнева , Москва , Приказ Родины , На… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Джамбул Джабаев —         (16(28) II 1846, Семиречье, ныне Алма Атинская обл. 22 VI 1945, Алма Ата) нар. поэт акын. Род. в семье бедняка кочевника. Иск ву импровизации учился у известного акына Суюмбая. В 19 нач. 20 вв., после победы в поэтич. состязаниях… …   Музыкальная энциклопедия

  • Джабаев — Джабаев, Джамбул Джамбул Джабаев (каз. Жамбыл Жабаев, 16 (28) февраля 1846, Российская империя 22 июня 1945) казахский народный поэт акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 года в семье… …   Википедия

  • Джабаев, Джамбул — Джамбул Джабаев (каз. Жамбыл Жабаев, 16 (28) февраля 1846, Российская империя 22 июня 1945) казахский народный поэт акын. Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты. Согласно семейному преданию, мать …   Википедия

  • Джабаев Джамбул — Джамбул Джабаев (каз. Жамбыл Жабаев, 16 (28) февраля 1846, Российская империя 22 июня 1945) казахский народный поэт акын. Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты. Согласно семейному преданию, мать …   Википедия

  • Джабаев Д. — Джамбул Джабаев (каз. Жамбыл Жабаев, 16 (28) февраля 1846, Российская империя 22 июня 1945) казахский народный поэт акын. Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты. Согласно семейному преданию, мать …   Википедия

  • Джамбул — I Джамбул (до 1936 Аулие Ата, с 1936 по 1938 Мирзоян)         город, центр Джамбулской области Казахской ССР. Переименован в честь казахского народного поэта Джамбула Джабаева (См. Джамбул Джабаев). Расположен на левом берегу р. Талас, у… …   Большая советская энциклопедия

Творчество казахского поэта-акына Джамбула Джабаева (1846-1945) было широко известно в СССР: дети учили его стихи в школе, да и почти каждый взрослый знал его трогательные, проникновенные произведения. Вот, например, его первые строки его стихотворения, опубликованного в 1941 году: Сам Джамбул был фигурой колоритной — старец в халате, с домброй в руках. Долгожитель — умер он уже в возрасте 99 лет. Еще мальчиком он начал играть на домбре, а впоследствии решил стать акыном. К 1917 году Джамбул был уже 70-летним стариком и давно не играл. Однако, по его словам, с революции началось его духовное перерождение и творческий подъем. В 1930-е годы были опубликованы его произведения: «Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин». Неудивительно, что Джамбул был известен на всю страну и даже за ее пределами. Однако существовал ли на самом деле поэт Джамбул Джабаев? Оказывается, это очень спорный вопрос. Например, этой истории посвящена книга «Джамбул Джабаев: приключения казахского акына в советской стране». В ней рассказывается о том, что оригиналов стихотворений Джамбула на казахском языке никогда не существовало — были только тексты на русском, которые выдавались за переводы. Культ Джамбула возник благодаря стечению обстоятельств: так, если верить филологу Александру Жовтису и еще нескольким мемуаристам, в 1934 году литератор Павел Кузнецов опубликовал несколько своих переводов из Джамбула. Переводы понравились, а тут подоспело десятилетие новой национальной казахской литературы. Джамбула, 90-летнего старца, предъявили широкой публике. За этим последовало сочинение Джамбулу биографии с подвигами, а на самого старика, всю жизнь прожившего в бедности, посыпались неслыханные богатства: пенсии, премии, двенадцатикомнатный дом, личный автомобиль. Тексты Джамбула напоминали традиционные восточные поэтические произведения, например, там были такие обращения к «господину»: Противники Сталина сравнивались с шакалами: Одним из «переводчиков» поэзии Джамбула был поэт Андрей Алдан-Семенов (впоследствии он утверждал, что Джамбула «создал» именно он, когда получил задание от партии найти какого-нибудь акына). После ареста Алдан-Семенова включились другие переводчики. В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский, который числится переводчиком большинства военных стихов Джамбула, включая «Ленинградцы, дети мои», и даже Константин Симонов. Вот что рассказывал об этом композитор Дмитрий Шостакович в своих воспоминаниях: «Даже я клюнул на это и, признаюсь, сочинял музыку на некоторые из его строк. Что было, то было. Но оказывается, все это — вымысел. Я имею в виду, естественно, что Джамбул Джабаев существовал как человек, и существовали русские тексты его стихов — так сказать, переводы. Только оригиналов никогда не существовало. Джамбул Джабаев, возможно, был хорошим человеком, но он не был поэтом. Допускаю даже, что он был им, но это никого не волнует, потому что так называемые переводы его несуществующих стихов были написаны русскими поэтами, и те даже не спрашивали разрешения у нашего великого народного певца. А если бы и хотели спросить, то им бы это не удалось, потому что переводчики не знали ни слова по-казахски, а Джамбул — ни слова по-русски. Хотя нет, неверно. Одно слово по-русски он знал — «Гонорар». Джамбулу объяснили: каждый раз, когда он пишет свое имя (само собой разумеется, Джамбул был неграмотным, но его научили выводить загогулину, которая представляла собой его подпись), он должен сказать волшебное слово: «Гонорар», — и ему дадут денег, чтобы он мог купить еще овец и верблюдов. Каждый раз, подписывая контракт, Джамбул получал гонорар, и становился все богаче и богаче. Это ему понравилось. Тем не менее, однажды произошел сбой. Его привезли в Москву, и в череде конференций, приемов и банкетов оказалась встреча с детьми, группой пионеров. Пионеры окружили Джамбула и стали просить автограф. Ему объяснили, что он должен написать свою знаменитую загогулину. Он так и сделал, твердя: «Гонорар». Он был уверен, что ему платят именно за подпись, о «своих» стихах он и понятия не имел. И был очень разочарован, когда ему объяснили, что на сей раз не будет никакой оплаты и его богатство не увеличится. Как жалко, что рядом не было Гоголя, чтобы написать об этом — великий поэт, которого знает вся страна и которого не существует. Однако каждая гротесковая история имеет свою трагическую сторону. Может быть, этот несчастный Джамбул действительно был великим поэтом? Как-никак, он же щипал струны своей домбры и что-то пел. Но это никого не интересовало. Требовались высокопарные оды Сталину, поздравления в восточном стиле по любому поводу: к дню рождения, представлению Сталинской конституции, выборам, Гражданской войне в Испании и так далее. Множество тем для рифмовки, ни об одной из которых неграмотный старик понятия не имел. Что он мог знать, как мог переживать за «шахтеров Астурии»?” Отсюда

28 февраля 1846 года родился Жамбыл Жабаев — поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени. Несколько фактов от редакции novoetv.kz.

1. Жамбыл Жабаев родился в семье бедного, но уважаемого кочевника Жабай, мать Джамбула звали Улдан. Акын из подрода Екей, рода Шапрашты, входящего в состав Старшего жуза. В семье было трое детей: Таити, Коман, Жамбыл.

2. Согласно семейному преданию, Жамбыл родился возле горы Жамбыл в верховьях реки Чу (ныне Мойынкумский район Жамбылской области Казахстана).

3. Отец Жамбыла дал своему сыну имя горы.

4. В юности он был активным и любопытным ребенком. Жамбыл любил шумные компании, многолюдные места, часто проводил время с табунщиками и чабанами, поскольку те знали много веселых песен и сказок. Также маленький Жамбыл Жабаев с удовольствием слушал сказания о великих людях прошлого и старые легенды.

5. Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре, его дядя был известным домбристом.

6. Искусству импровизации учился у акына Суюнбая, пел будущий акын на казахском языке.

7. Позже из дореволюционного репертуара со слов Жамбыла были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и другие.

8. Жабыл Жабаев участвовал в состязаниях двух акынов айтыс: в 1881 году победил акына Кулмамбета, в 1895 году – Сарбаса, в 1902 году – Досмагамбета, в 1909 году – Шашубая, до айтыса с Кулмамбетом участвовал в небольших состязаниях – кайым-айтыс.

9. Ко времени Октябрьской революции 1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Жамбыл.

10. После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).

11. Поэзия Жамбыла связана с жизнью простого народа. Акын звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Притча о лентяе» и др.).

12. В песнях Жамбыла можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и другие.

13. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл на фронт рядовой Алгадай Жамбылов (1900—1922 февраля 1943), сын Жамбыла. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.

14. Жамбыл Жабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района Алматинской области (район и аул названы в его честь). В этом ауле, в 1947 году, в доме где он жил, организовали музей Жамбыла, около дома и по сей день разбит сад, который он вырастил сам.

15. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора.

16. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1939 года образована Джамбулская область; 4 мая 1993 года Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан транскрипция названия Джамбулской области на русском языке была изменена на Жамбылскую область.

17. В 1938 году город Мирзоян переименован в Джамбул, с 4 мая 1993 года — город Жамбыл. 8 января 1997 года Указом Президента Республики Казахстан город Жамбыл переименован в город Тараз. В городе ему установлен величественный памятник в полный рост.

18. Награды:

— сталинская премия второй степени (1941) — за общеизвестные поэтические произведения.

— орден Ленина (19.05.1938)

— орден Трудового Красного Знамени (1936)

— орден «Знак Почёта» (31.01.1939)

— медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

19. Название Джамбул (с 1993 года Жамбыл) носят около 40 населённых пунктов Казахстана.

20. Именем акына названы улицы, переулки и здания:

— Российская Федерация — переулок Джамбула (бывший Лештуков переулок) в Санкт-Петербурге и переулок Джамбула в Липецке, улица и переулок Джамбула в Ижевске, улицы в Волгограде, Иркутске, Кемерове, Кургане, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Хабаровске, Джамбульская улица в Красноярске.

— Казахстан — улица Жамбыла есть в Алма-Ате и многих других населённых пунктах; переулок Джамбула в Рудном (Костанайская обл). Украина — улицы в Киеве, Енакиево и Ужгороде.

— Его имя присвоено Казахской государственной филармонии.

— Имя Жамбыла носит областной драматический театр в Усть-Каменогорске (Восточно-Казахстанская область) (во времена СССР Восточно-Казахстанский областной русский драматический театр им. Жамбыла).

— Гостиница «Жамбыл», построенная в 1961 году в Таразе названа в честь акына. Прежнее название — «Джамбул».

— В 1966 и 1970 годах выпущены почтовые художественные маркированные конверты, посвящённые Джамбулу Джабаеву, а в 1976 году — памятнику Джамбулу Джабаеву в городе Джамбул.

21. Памятники:

— На проспекте Достык в Алматы установлен бронзовый памятник — акын с домброй, присевший у водопада. Отсюда начинается улица Жамбыла

— Памятник-бюст в сквере c запада от Театра оперы и балета имени Абая

— В Есике (Алматинская область) поставлен памятник акыну и названа улица в честь него

— В селе Сафоновка (Атырауская область, Казахстан) установлен в парке

— В Киеве (Украина) поставлен памятник акыну в тенистом парке Нивки и недалеко от этого места названа в его честь улица

— Памятник Жамбылу Жабаеву на одноимённой площади города Тараз

— В 2002 году в переулке Джамбула в Санкт-Петербурге казахскому акыну поставлен 4-х метровый бронзовый памятник — подарок Казахстана к 300-летию Санкт-Петербурга.

Статья составлена из различных интернет-источников

акын биография день рождения Жамбыл Жабаев факты 2019-02-28 Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2015; проверки требуют 9 правок. Перейти к: навигация, поиск

Джамбул Джабаев
каз. Жамбыл Жабаев
Имя при рождении:

Жамбыл

Дата рождения:

16 (28) февраля 1846

Место рождения:

Алматинская область, Старший жуз

Дата смерти:

22 июня 1945({{padleft:1945|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:22|2|0}})[1] (99 лет)

Место смерти:

Алма-Ата, Казахская ССР, СССР[1]

Гражданство (подданство):

image СССР image Российская империя

Род деятельности:

Акын (поэт)

Направление:

социалистический реализм

Жанр:

стихотворение, айтыс

Язык произведений:

казахский

Премии:

image

Награды:
image image image
image Произведения в Викитеке
 Файлы на Викискладе

Джамбул Джаба́ев (каз. Жамбыл Жабаев; (16 (28) февраля 1846 — 22 июня 1945) — казахский советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография[править | править вики-текст]

Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 год в семье бедного кочевника Жабая (каз. Жабай) из рода Шапрашты входившего в состав Старшего жуза.

Согласно семейному преданию, мать Жамбыла, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Жамбыл в верховьях реки Чу (ныне Мойынкумский район Жамбылской области Казахстана). Жабай, отец Жамбыла, дал своему сыну имя горы.

Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.

Ко времени Октябрьской революции 1917 года Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Жамбыл[2].

После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).

В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.

Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбылов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.

Жамбыл Жабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района, Алматинская область (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора.

Творчество[править | править вики-текст]

Поэтическая манера Жамбыла отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Жамбыла связана с жизнью простого народа. Жамбыл звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.).

Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.

Жамбыл создал песни о Сталинской Конституции («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).

В 1937 году под именем Жамбыла вышла ода Николаю Ежову — «Песня о батыре Ежове», другой вариант — «Нарком Ежов» (перевод К. Алтайского). Песня была положена на музыку М. Шафранником[3], но более известна в виде стихотворения, поскольку вскоре Ежов был снят со всех постов, осуждён и расстрелян.

Стали широко известны и получили популярность его песни периода Великой Отечественной войны — «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москве», «Приказ Родины».

Споры об авторстве стихов Жамбыла[править | править вики-текст]

Существует версия, что стихи за Жамбыла писали русские поэты, официально числившиеся переводчиками; подобные слухи ходили упорно и отражены, например, в апокрифических мемуарах Д. Д. Шостаковича[4].

Поэт А. И. Алдан-Семёнов утверждал, что Жамбыла «создал» именно он, когда в 1934 году получил задание от партии найти какого-нибудь акына. Жамбыл был найден им по рекомендации председателя колхоза; критерием выбора была бедность и множество детей и внуков. Стихи за него писал Алдан-Семёнов, после же его ареста в дело включились другие «переводчики»[5]. В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский[6], который числится переводчиком большинства военных стихов Жамбыла, включая «Ленинградцы, дети мои»[7].

Согласно сведениям, собранным казахстанским журналистом Ерболом Курманбаевым, авторами стихов, приписываемых Жамбылу, были казахские поэты, приставленные к нему под видом литературных секретарей. Согласно Курманбаеву, Жамбыл «был, по многим свидетельствам, акыном своего рода шапрашты, но до 1936 года никаких известий о его величии не было». В 1936 году нарком народного просвещения Казахстана Темирбек Жургенов вызвал к себе поэта Абдильду Тажибаева и сказал, что первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Мирзоян звонил из Парижа. «У казахов много акынов, — сказал Мирзоян. — Давайте найдём к первой декаде Казахстана в Москве такого же старого, как Сулейман Стальский (дагестанский поэт), акына». Тажибаев отыскал Жамбыла, привез его к себе домой в Алма-Ату и представил в ЦК. Он же стал у Жамбыла первым по времени секретарём и опубликовал под его именем стихи «Туған елім» («Моя Родина»), переведённые на русский язык поэтом Павлом Кузнецовым (который затем несколько лет переводил Жамбыла) и опубликованные в газете «Правда». Стихи понравились, после чего к Жамбылу прикрепили группу поэтов-секретарей, в обязанности которых входило записывать его творения. За Тажибаевым последовал Калмакан Абдыкадыров, переводчик на казахский язык сказок «1001 ночь». С 1938 по 1942 годы за Жамбылом стихи записывал Таир Жароков, с 1942 года до конца жизни Жамбыла — Гали Орманов[8]. Согласно Е. Витковскому и В. Резвому, Марк Тарловский был главным штатным «переводчиком» и русским секретарём Жамбыла с 1941 по 1 октября 1943 года.[7]

По словам Михаила Исиналиева, уже в 1954 году тогдашний партийный глава Казахстана Пантелеймон Пономаренко на III съезде писателей республики пытался публично опровергать, очевидно, широко распространенные слухи об авторстве стихов Жамбыла, заявив: «После смерти Жамбыла прошло много лет, остались все его секретари, переводчики, но почему-то нет ярких стихов Жамбыла, дело видно в том, чтобы гранить как алмаз (что якобы делали его секретари, переводчики) надо иметь этот самый алмаз, чем и была поэзия Жамбыла»[9].

Награды[править | править вики-текст]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий