Зеленоград – Истории – Как художник Константин Юон прославил деревню Лигачёво и нашел в ней любовь и вдохновение

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Константин Федорович Юон (Konstantin Fyodorovich Yuon; родился 24 октября 1875-го — умер 11 апреля 1958-го) — выдающийся российский, а также советский художник конца XIX-XX вв. В своем творчестве Константин Юон часто обращался к деревенским мотивам и древнерусской архитектуре, писал пейзажи, пронизанные удивительным прозрачным светом. Картины живописца выполнены в реалистическом стиле, которому он не изменял, хотя и жил в эпоху авангарда. Творческая биография мастера сложилась на редкость удачно: ему посчастливилось отыскать верную дорогу и не утратить оптимизма в суровую эпоху перемен.

Биография Константина Юона

Константин Юон родился 24 октября 1875 г. в Москве. Необычной фамилией он обязан отцу, швейцарцу по происхождению. Интеллигентная семья отличалась радушием и с удовольствием принимала у себя многочисленную родню. Однажды кто-то из гостей дома показал маленькому Косте, как надо смешивать краски, и мальчик «заболел» рисованием. Вопрос о будущей профессии был решен однозначно. В 1892 году юношу приняли в МУЖВЗ, на курс к Николаю Алексеевичу Касаткину.

Константин Юон учился у таких признанных мастеров, как Константин Аполлонович Савицкий и Абрам Ефимович Архипов. Он всегда отличался завидным усердием, много трудился, принимал участие в выставках. На одной из них Илья Ефимович Репин увидел работу молодого художника и произнес: «Весело!». Константин Федорович всю жизнь этим очень гордился.

По окончании курса молодой человек остался в училище еще на 2 года, чтобы поработать в мастерской у Валентина Александровича Серова. В 1890-х он много путешествовал по Европе, но экзотические красоты оставили живописца равнодушным. Ничто не могло поколебать его приверженности неяркому среднерусскому пейзажу. Правда, картины из серии «Ноктюрны» и знаменитый «Голубой куст» стали своеобразной «данью» модным течениям в искусстве. Но, отдав ее, Константин Федорович немедленно возвратился к излюбленным панорамным пейзажам и пресловутым березкам. Впрочем, впоследствии он иногда все же прибегал к символизму.

Конец XIX века ознаменовался триумфом — работы мастера были приобретены Третьяковской галереей. Живописец разрывался между «Миром искусства» и Союзом русских художников, так ни к кому окончательно и не примкнув.

Устав от столичного круговорота, он уехал в турне по России. В подмосковном селе Лигачево Константин Федорович Юон встретил свою будущую супругу — простую девушку Клавдию Никитину. Он влюбился в крестьянку с первого взгляда. Узнав о готовящемся мезальянсе, отец художника был возмущен. Но милый, добрый нрав невестки смягчил его сердце. Пара прожила в любви и согласии почти 6 десятков лет, и лишь смерть 17-летнего сына Бориса омрачила их союз.

В 1900-м художник открыл собственную студию, где преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года вместе с Иваном Осиповичем Дудиным. Среди его учеников — целая плеяда известных личностей: Александр Васильевич Куприн, Василий Алексеевич Ватагин, братья Веснины, архитектор Николай Джемсович Колли, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин и другие.

В 1907 году Константин Юон отправился в Париж, где работал декоратором в театре. Сергей Павлович Дягилев поручил ему оформление постановки оперы «Борис Годунов» с участием Федора Ивановича Шаляпина.

После Октябрьской революции художник остался на родине. Его мнение о свершившемся перевороте и его последствиях весьма спорно: картина «Новая планета», которую критики сочли «образом нового мира», была отнюдь не жизнеутверждающей и рождала в зрителе ощущение катастрофы космического масштаба. Зато люди у живописца получались живыми, настоящими. Он не перестал писать церкви: легендарные «Купола и ласточки» созданы в период безжалостной войны с религией.

Репрессии и нужда благополучно миновали счастливчика. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1948-1950 годах Константин Федорович Юон работал директором НИИ изобразительных искусств РАХ, находя время для занятий театральными декорациями и графикой.

Добившийся признания в ранней молодости, обласканный советской властью, Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Он до последних дней вносил свой вклад в культурную жизнь страны, много писал и преподавал сразу в нескольких учебных заведениях. Скончался живописец в 11 апреля 1958 года, его могила находится на 4-м участке Новодевичьего кладбища.

Самые известные картины Константина Юона

Для работ Константина Федоровича Юона характерен тонкий лиризм. Нарядная русская зима с ее хрустальным воздухом, городские пейзажи, сияющие купола храмов и памятники древнего зодчества завораживают зрителя. Среди лучших картин Константина Юона:

  • «Голубой куст» (1908) — привлекает своими сюрреалистическими цветами, свойственными картинам импрессионистов.
  • «Мартовское солнце» (1915) — изображение искрится ярким солнечным светом.
  • «Новая планета» (1921) — монументальное произведение в духе станковой живописи, символизирующее перемену эпох.
  • «Купола и ласточки» (1921) — бескрайнее небо занимает большую часть холста. Картина исполнена ликующей радости бытия.
  • «Люди» (1923) — герои картины — узники печально известного Соловецкого лагеря.

Львиная доля работ посвящена Москве, которую художник любил безгранично. Познакомьтесь с творчеством Константина Юона и других великих живописцев на сайте Very Important Lot. Приглашаем ценителей искусства поучаствовать в тематических аукционах, недорого купить картины напрямую у современных художников и обогатить свои коллекции предметами антиквариата.

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

Не часто судьба жалует художников благами одновременно во всех сферах жизни. Редко кому удается пройти жизненный и творческий путь ровной дорогой, без ухабов и крутых поворотов. Константин Федорович Юон – один из таких баловней судьбы. Удачлив он был и в творчестве, счастливчиком был и в браке… А что еще нужно творческому человеку? Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства, имеющий звания академика АХ СССР, народного художника, лауреата Сталинской премии. А если в двух словах охарактеризовать его художественное творчество, то Константин Юон был великолепным мастером городских пейзажей и театральных декораций. Он писал портреты, изображал русскую природу и памятники древнего зодчества, писал старинные провинциальные русские города и небольшие деревушки. Ну, а львиную долю своего наследия он, конечно же, посвятил Москве, в которой родился, прожил всю жизнь и любил безмерно. Купола и ласточки. (1921 год). Автор: Константин Юон. Свое творчество начинал Юон с золотых сияющих куполов русских храмов, место которых после революционных событий заняли крупномасштабные полотна с изображением парадов на Красной площади. Парад на Красной площади. Автор: Константин Юон. Отец художника, швейцарец по происхождению, был работником страховой компании, а позже её директором; мать — немка, была музыкантом-любителем. В многодетной семье Юонов родилось 11 отпрысков, которые сызмальства впитывали атмосферу любви к искусству. В особенности большое семейство любило музыку и театр. Поэтому частенько устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы. Декорации к спектаклям, как вы уже догадались, рисовал Костя. Он всерьез увлекся живописью с восьми лет, и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи. Автопортреты. Художник Константин Юон. К слову сказать, один из братьев Константина в будущем станет известным композитором, профессором Берлинской консерватории. Сам же Костя поступит в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями станут известные художники К. А. Савицкий и А. Е. Архипов. Позже он пойдет учеником Валентина Серова, в мастерской которого познает все таинства живописного искусства. И нужно сказать, что карьера юного живописца началась довольно успешно.Еще, будучи учащимся художественного училища, начинающий мастер выставлялся на студенческих выставках, и его работы уже тогда имели немалый спрос у любителей живописи. Его картины хорошо раскупались, и Константин еще в юные годы мог позволить себе заграничные поездки. Мартовское солнце. (1915 год). Автор: Константин Юон. А в 25-летнем возрасте Юон открыл частную студию, где до 1917 года, параллельно с личным творчеством, будет обучать молодых художников мастерству живописи, а спустя годы станет преподавателем в Суриковском институте. А в те дореволюционные годы среди его учеников были график Владимир Фаворский и скульптор Вера Мухина, братья Веснины и многие другие начинающие таланты России. Как оказалось, Константин Федорович был прирожденным преподавателем. Также мастер занимался оформлением спектаклей, как помним, любил он это дело с детства. Однако самую большую отраду и вдохновение художник получал в своей семье. Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. В большей части от того, что у него был на редкость удачный брак. Хотя этой любви в свое время пришлось пройти через немалые испытания. Портрет жены художника. Автор: Константин Юон. Жена художника Клавдия Алексеевна, в девичестве Никитина, была обычной крестьянской девушкой из деревни Лигачёво, куда 25-летний Константин ездил на этюды. Работая однажды у реки на пленэре, юноша увидел, как на гору с коромыслом поднимается девушка с роскошной длинной косой. Он сразу же понял – это судьба. Взяв в жены по большой любви простую девушку в 1900 году, ни разу об этом не пожалел. Портрет жены художника. Автор: Константин Юон. Но его семья не приняла деревенскую невестку, и Константин несколько лет пытался примирить родственников со своим выбором. Отец считал этот брак унизительным, он даже подумать не мог, что сын посмеет ослушаться его. Пойдя против воли родителя – известного московского интеллигента, сын выбрал любовь. И тот, оскорбленный и обиженный, на протяжении нескольких лет избегал встреч и общения с непокорным наследником. Портрет жены художника А со временем все стало на свои места – красота, душевная щедрость и доброта Клавдии Алексеевны затмили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой семейства Юонов. Да и 60-летний брак Константина Федоровича с любимой женой Клавдией Алексеевной можно было бы назвать абсолютно счастливым, если бы не трагическая смерть 17-летнего сына Бориса. Хотя, с другой стороны, общее горе еще больше сблизило супругов. Портрет Бори Юона, сына художника. (1912 год). Удивительна и трогательна история об отношениях этой пары, ставшая легендой, которую поведал друг Константина Юона. Как-то вернувшись вместе с художником на его квартиру, в подъезде обнаружили, что лифт не работает. Друзьям ничего не оставалось, как подняться по лестничным ступеням пешком. На тот момент Константин Федорович был уже стар и очень болел. Когда последняя ступень была преодолена, художник остановился, чтобы отдышаться. – Клавдия Алексеевна будет очень переживать из-за этого… – объяснил он товарищу. И тут неожиданно увидев на лестничной площадке забытое кем-то ведерко, Юон вдруг обрадованно подошел и ударил по нему слегка ногой: – Пусть думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь… После этого они с гостем вошли в квартиру, где их радушно встретила хозяйка дома. И все бы ничего, если бы через некоторое время к гостю не подошла Клавдия Алексеевна и тихонько не спросила: “… очень ли плохо себя чувствовал Константин Федорович после того, как они поднялись по лестнице?” Приятель остолбенел, откуда она узнала? А супруга художника тихо прошептала, что про сломанный лифт знает, но, “переживая, что муж будет нервничать из-за того, что она расстроится, специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы он ударил по нему ногой, ведь, правда, его звон очень похож на звук хлопающих дверей лифта?…” Удивительно… Это же насколько нужно было знать мысли и предугадать поступки человека, пусть даже и близкого… До конца своей жизни, до последнего вздоха Константин Федорович Юон писал картины и был очень активен. На 82 году жизни его даже избрали первым секретарём правления Союза художников СССР. Ну чего уж там – баловень судьбы. источник

Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) —  русский художник, график, художник сценограф.

Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Пейзажист, автор портретов, жанровых картин. Константин Юон – представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху.

 Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина иВалентина Серова. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.

 После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. В 1938–1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.  В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1948–1950 возглавлял НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Доктор искусствоведения. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им.В. И. Сурикова, профессор. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР.

 После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.

1912 Автопортрет Константина Юона. Х., м. 54х36. ГРМ

Константин Фёдорович Юон
Дата рождения:

12 (24) октября 1875

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

11 апреля 1958 (82 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Подданство:

 Российская империя

Гражданство:

 СССР

Жанр:

пейзаж

Учёба:

МУЖВЗ

Стиль:

импрессионизм, социалистический реализм

Награды:
 
Звания:
Премии:

1899 Березы. Петровское. X.м. 147х80. Вологда

1900 У Новодевичьего монастыря весной.  Б., акв., тушь, бел. ГТГ

1903 Праздничный день. Картон, темпера. 95.5×70. ГРМ

1903 К Троице.

 В монастырском посаде. У Троицы-Сергия.

1905 Окно. Москва, квартира родителей художника. Картон,  пастель. 49х64. ГТГ

1908 Подмосковный пейзаж.

Зимний лес, бумага, гуашь, 18х25

Морской пейзаж. Горный скат. ЧС

Осенний вид с балкона. Холст, масло. 71.8х58.

1909 Тройка у старого Яра. Зима. Х., м. 71х89. Бишкек

1909 Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС, М.

1910 Весенний солнечный день. Холст, масло. 87×131. ГРМ

Шествие на склоне.

1910 Зимний день. X., м. 80х110,5. Харьков

1910 Москва. Кремль. Б., акв. 32×35. Ереван

1910 Зимка. Фанера, масло. 23.2×30.2. ЧС

1910 Троицкая лавра зимой. Холст, масло. 125×198. ГРМ

1910-е Пейзаж Новгородской губернии. 

1911 Москворецкий мост. Старая Москва. Б., акв., белила. 62.5×167.5. ГТГ. Фрагмент.

1912 Деревня Новгородской губернии. Х., м. 58х70,5. ГРМ

1912 Пляска свах. Лигачево. Х., м. 134х200.

1912 Портрет Бори Юона, сына художника. 87,7х69,8. ГТ

1913 Тройка в Угличе. Б., акв., бел. 53х69. ГРМ

1913 Мельница. Октябрь. Лигачево. Холст, масло. 60×81. ГТГ

1914 Зима. Мостик. Холст, масло. 68.6×104. Пенза

1915 Мартовское солнце. Холст, масло. 107×142. ГТГ

1916 Вид Троицкой лавры. Бумага, акварель, белила. 22.5×30. ГТГ

1917 Приволье. Водопой (Лигачево). Холст, масло. 78×119. Иркутск

1920 Купание. Ок. 1920

1920-е Троице-Сергиева Лавра. Зимой.

1921 Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Х., м. 71×89. ГТГ

1921 Новая планета. Картон, темпера. 71×101. ГТГ

1922 День Благовещения. Холст, масло.

1923 Люди. X., м. 91 х 121. Харьков

1924 Портрет К.А.Юон, жены художника. X., м. 50х55. Собрание О.И.Юона. Москва

1925 Июль. Купание. Холст, масло. 31×63. Казань

1926 Комсомолки. 1926. Х., м. 52х67. ЦМР

1927 Первое появление В.И.Ленина на засед. Петросовета в Смольном 25 окт. 1917 г. Х., м. 132х191. ГРМ

1929 Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года.

1929 Конец зимы. Полдень. Лигачево. Холст, масло. 89×112. ГТГ

1930 Лыжная экскурсия. Холст, масло. 71×123. ГТГ

1942 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 69х100. Прага

1946 Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах. X., м. 70х97. Челябинск

1947 Штурм Кремля в 1917 году. Х., м. 70х101. ГТГ. (Вар. 1926г. в ЦМР, 1951г. в Самаре)

1948 Летний пейзаж. 70×48

1949 Утро индустриальной Москвы. Холст, масло. 136×185. ГТГ

1949 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 84×116. ГТГ

1953 Автопортрет Константина Юона, Х.м. 110х75. ГТГ

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться Содержание

Константин Фёдорович Юон – русский живописец, впоследствии ставший советским. Судьба хранила его при любых режимах – удача и счастье за редким исключением не покидали его всю жизнь.

Происхождение и детство

Родился 24 октября 1875 года в Москве в дружной многодетной семье – у Константина было 10 братьев и сестёр (он стал четвёртым ребёнком). Отец, успешный страховой агент, когда-то приехал из Швейцарии, здесь и остался строить карьеру (позже стал директором страховой компании).

Мать увлекалась музыкой и прививала детям любовь к творчеству. По распространённой в те времена традиции в доме, где всегда были рады гостям и никогда не утихал смех, ставили домашние спектакли, «живые картины», организовывали концерты. Сама подготовка уже была увлекательным процессом, Константину здесь принадлежала роль декоратора и костюмера. Так обнаружилось его художественное дарование, и с восьми лет начались занятия по рисованию. Пока в частном порядке.

Благополучная жизнь в центре Москвы (на 4-й Мещанской улице, в особняке, некогда принадлежавшем Муравьёву-Апостолу, отцу трёх декабристов) и созидательная атмосфера в семье способствовали развитию в детях живого интереса ко всему прекрасному. Так, Константин Юон ещё с детства проникся архитектурой старой Москвы. Полюбил периодические художественные выставки и Третьяковскую галерею, единственное на то время место, где можно было лицезреть произведения искусства.

Учитель из реального училища посоветовал родителям обратить внимание на явное дарование сына. Путь Юону был предопределён.

Учёба – прилежно, «весело» и патриотично

Поступая в 1893 году в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества, Юон, художник начинающий, ещё не знал, какое направление выбрать. Первый год отучился на архитектурном, но «краски пересилили», и второй год обучения начался с перевода студента в живописный класс.

Педагогами Юона стали передвижники, жанровые живописцы Касаткин, Савицкий, Архипов. Занимался очень усердно, не отвлекаясь на обычные для студентов увеселения. Старался, чтобы его работы взяли на выставку. На одной из них произошло событие, о котором он с теплотой вспоминал всю жизнь. У картины Юона остановился Илья Репин. Его одобрительная оценка состояла из одного слова «Весело!», но отныне это слово стало любимым у Юона, особенно в таком же контексте – когда он положительно оценивал чью-либо работу, художественные произведения.

По завершении курса Юон по своей инициативе провёл в училище ещё два года – ради уроков Серова и Левитана.

С первых ученических работ Константину везло на покупателей – доход от картин позволял путешествовать на собственные средства. Молодой художник, побывав на Кавказе и в Европе в конце 1890-х, открыл в себе глухость к чужим для него красотам. Горные и не типичные для средней полосы России пейзажи оставляли Юона равнодушным. Мало будоражили и новые веяния в искусстве. Попробовав себя в импрессионизме («Голубой куст», «Ноктюрны»), вернулся к излюбленной реалистической школе исполнения пейзажей.

Счастье, и не только профессиональное

К началу нового столетия Константин Юон признан официально.

Верной приметой этого факта стало приобретение работы художника («У Новодевичьего монастыря весной») Третьяковкой. Живописец, имея прекрасные отношения и с «Миром искусства» из Петербурга, и с местным Союзом русских художников, выставляясь с теми и другими, сохранял обособленность. Открыл свою студию (1900-1917).

Работал театральным декоратором, в том числе в Париже. Шаляпин, исполнявший партию Годунова в опере Мусоргского, был в таком восторге от декораций к спектаклю, что выпросил и купил у Юона, «талантливого парня», семь эскизов, «превосходные вещи», на которые не мог налюбоваться.

Время от времени художник развеивается в путешествиях по ближней России (Сергиев Посад, Псков, Торжок). Успех в театре не отвлекал его от любимого жанра, которым оставался пейзаж. В Подмосковье набредает на село Лигачёво, пейзажи которого тронули сердце художника. И не только пейзажи.

Здесь среди крестьянских девушек Константин увидел Клавдию Никитину. Полюбил её, нашёл взаимное чувство и, несмотря на противостояние со стороны отца, с достойным упорством в 1900 году повёл красавицу под венец. После свадьбы несколько лет не допускался к родному порогу. Но невестка была так добра и хороша, что сердце родителя в конце концов растаяло, и сословные предрассудки были отметены. С Клавдией душа в душу прожил всю жизнь. Полностью счастливую, если бы не одно «но» – смерть старшего сына Бориса в 17 лет (остался младший Игорь).

После Революции

Переворотные политические события в России не испугали мастера – он остался на родине. Новая власть признала его и не препятствовала работе. Писал и выставлялся, работал в театре, преподавал в собственной студии, позже в Ленинградской академии художеств и институте Сурикова в Москве. Отмечался наградами и назначениями: лауреат Сталинской премии, глава НИИ теории и истории изобразительных искусств при Академии, первый секретарь Союза художников.

При этом Юон картины писал, по оценке специалистов, весьма двусмысленные. Советский человек в них не имеет явного энтузиазма и не озарён счастьем. Герои его работ живые и настоящие. Жизнеутверждение и восхищение переменами в картинах Юона не главное. Он продолжал писать народ, город, церкви, пейзажи, провинцию – русское, всё, что любил.

Акварели о событиях 1917-го, свидетелями которых был художник, соединяют сцены из реальной жизни с архитектурой Москвы. Солдаты и рабочие – на фоне городских пейзажей. Часто перспектива так прекрасна и обширна, что невольно завоёвывает главное внимание, заставляя зрителя переносить взгляд с тёмных фигур на переднем плане. Сам художник отмечает собственную связь с историческим живописцем Суриковым: «Моя любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете – влекли меня…».

В 1922 году Юон стал свидетелем парада на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции. В результате родилось полотно «Парад Красной армии» – пожалуй, единственная работа, выполненная в не свойственном художнику колорите, в соответствии с реальностью. Герои картины представлены тёмной массой, их действия строги и выверены. Подобные работы позволяют причислить Константина Юона к настоящим мастерам исторической живописи.

Удивительно, но живописцу удавалось сохранять баланс даже в годы гонений на церковь. Ведь он продолжал писать храмы, наделяя их особым ореолом святости, света и любви, которых было не скрыть. Не иначе как спасло везение и личное обаяние мастера.

Зрелость и последние годы

В 1940-е Константин Юон продолжал преподавать и активно работать. Стал участником грандиозного проекта, который не был осуществлён. Это высотное здание Дворца Советов с фигурой Ленина на вершине. Юон подготовил серию эскизов мозаик для залов.

Работал в Малом театре (до его эвакуации в конце 1941 года в Челябинск). Во время войны художник оставался в любимом городе, между бомбёжками продолжал писать Москву.

Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала подтверждением верности художника Родине. Исторически значимое событие, после которого защитники Отечества сразу отправлялись на фронт, около года не поддавалось мастеру. Художник стремился, чтобы всё передавало суровость времени и напряжение ситуации, ведь враг был на подступах к столице. Это живописцу удалось. Фигуры людей, их колонны, заснеженные ели, здания, тучи – всё сплотилось в едином порыве.

Победа окрылила художника и позволила вновь заняться пейзажами, сценами мирной жизни. Вновь преподавать – передавать молодым опыт и знания.

Умер живописец в 1958 году, 11 апреля.

Произведения Константина Юона

Картины художника выставляются в крупнейших музеях России и неизменно задерживают возле себя толпы зрителей. Ведь в них свет, воздух, краски – жизнь.

Наиболее известны картины под названиями:

  • «Лубянская площадь зимой» (1905);
  • «Голубой куст» (1907);
  • «Весенний солнечный день» (1910);
  • «Весна в Троицкой лавре» (1911);
  • «Утро в Угличе» (1913);
  • «Мартовское солнце» (1915);
  • «Купола и ласточки» (1921);
  • «Конец зимы. Полдень. Лигачёво» (1929);
  • «Утро Москвы» (1942);
  • «Загорск. Базарная площадь» (1943);
  • «Утро индустриальной Москвы» (1949);
  • «Летнее утро» (1956).

Любимым писателем художника был Пушкин, который стал неким ориентиром в живописи: «Хотелось создать пейзаж по-пушкински…». Идти вместе с веком, слушая голос разума и сердца, по признанию Юона, было его творческим принципом.

Голубой куст 1907 г.
Весенний солнечный день 1910 г.
Лубянская площадь зимой

Смотрите также:

Биография художника Константина Маковского

Биография Константина Коровина

Биография художника Константина Андреевича Сомова

  • На главную
  • Художники 18, 19. 20 века
  • Картины 19-20 века

‹ › image

Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, мать занималась музыкой.

В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и В 17-летнем возрасте его родители направляют в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов.

Картины Юона стали привлекать внимание зрителей, еще на студенческих выставках и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.

О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед.

После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своем учителе.

Константин Федорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма.

К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нем реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлияет на его манеры письма.

Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники.

Судьба благоволила к Юону. Успех пришел к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности. Печаль приносила размолвка на несколько лет с его отцом по причине женитьбы на простой деревенской девушке, с которой художник, как известно прожил много лет, другой жизненной неудачей была трагическая кончина его сына.

Одна из самых популярных в обществе картин Юона это “Купола и ласточки”. Панорама написана художником с колокольни. Перед нами тихий летний вечер, солнышко уже завершает свой дневной путь, двигаясь все ближе к закату. Чувствуется разлитая вокруг благодать от сияния сверкающих в последних солнечных лучах множества куполов с позолоченными узорными крестами. Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная.

К. Ф. Юон, имея особый дар, сумел по-особому взглянуть на древнерусскую архитектуру и неповторимую природу России. Юона влечет зодчество и архитектурные ансамбли, в них для него раскрывались беспредельные возможности для создания колоритных композиций.

С 1925 года Юон отдает предпочтение для работаты с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Персонажами его работ могут быть лыжники, современные крестьянские девушки.

В этих полотнах Юон акцентирует свое мироощущение реальной действительности с праздной стороны. Он безупречно отражает в картинах ослепительную белизну снега, неповторимый закат, молодую весеннюю зелень. Юон легко превращает скромный пейзаж в неповторимый, легко воспринимаемый зрителем сюжет, насыщенный своей поэтичностью и лирикой.

В картине под названием «Конец зимы. Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Вся композиция освещена яркими лучами весны. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег. У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью. Кажется, что автор ведомый какой то неведомой силой творил эту композицию, до чего же она реальна, сотворил все11 апреля, что видел. Данный сюжет здесь насыщен жизненностью, и восприятием так нам всем знакомым с самого детства.

До конца своих дней Юон работает с пейзажной темой, иногда уделяя особенно в последнее время внимание индустриализации («Московская окраина»).

Константин Федорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

Самые известные картины Мартовское Солнце, Картина Юона Русская зима. Лигачево, Волшебница Зима, Новая планета, Весенний солнечный день

На главную

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий