Загадка Василия Баженова: Московский масон и культовый российский архитектор, чьи постройки почти не сохранились

03:04 12.03.2017 (обновлено: 03:18 03.03.2020) image © РИА Новости / Василий Федосеев Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Русский архитектор Василий Иванович Баженов родился 12 марта (1 марта по старому стилю) 1737 года (по другим данным, 1738 года) в селе Дольское, близ Малоярославца (по другим данным ‒ в Москве).

Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей.

В начале 1750-х годов учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, состоял в его “архитектурной команде”, где познакомился с будущим известным архитектором Матвеем Казаковым.

В 1755 году Баженов поступил в Московский университет, в 1756 году перевелся в гимназию при Санкт-Петербургской Академии наук, был учеником Саввы Чевакинского, одновременно участвовал в его архитектурных работах.

В 1758-1760 годах учился в Санкт-Петербургской академии художеств у архитекторов Александра Кокоринова и Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота. По окончании курса получил пенсион (содержание) для продолжения обучения за границей.

В 1760-1762 годах обучался в Парижской Академии художеств у известного архитектора Шарля де Вайи.

Выполненный Баженовым в Париже проект Дома инвалидов был одобрен Королевской академией архитектуры. Петербургская Академия художеств, куда были отосланы чертежи, в 1762 году присвоила ему звание адъюнкта, помощника профессора.

Осенью 1762 года Баженов был переведен в Рим, где изучал памятники классической древности и эпохи Возрождения, осваивал строительную практику итальянских мастеров. Он был избран членом Академии Святого Луки, от которой получил диплом и привилегию “быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде”; принят в члены Академии рисунка во Флоренции и Климентинской в Болонье.

Не получая средств из Петербурга и сильно нуждаясь в деньгах, был вынужден в 1764 году вернуться в Париж и в течение более полугода распродавать личные вещи.

По возвращении в Петербург в 1765 году Баженов сдал экзамен и получил звание академика архитектуры, но профессором не стал, получив назначение на должность архитектора артиллерийского ведомства в чине капитана.

В этой должности архитектор построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице (ныне здание судебных учреждений).

Во время командировки в Москву Баженов был удостоен аудиенции императрицы Екатерины II, после чего ему поручили проект перестройки Московского Кремля и строительство дворца на его территории. Разработанный архитектором проект предусматривал реконструкцию всего кремлевского ансамбля и Красной площади. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади. В 1773 году состоялась закладка дворца, а в 1775 году проект был остановлен. От грандиозного замысла сохранились чертежи и деревянная модель, которая представлена в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.

Разрушенные стены Кремля были восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Матвею Казакову.

После оформленных Баженовым празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией на Ходынском поле в Москве (1774-1775; известны по рисункам Казакова) Екатерина II поручила зодчему создание новой подмосковной резиденции в Царицыне. В дворцово-парковый ансамбль, который строился в 1775-1785 годах, были органично включены холмистый ландшафт, пруды и здания, свободно расположенные на разных уровнях. Однако и этот ансамбль не был завершен — он не понравился императрице, которая велела сломать дворцы и основные сооружения.

Из 17 построек дворцового комплекса сохранились три небольших павильона, позднее названные Первым, Вторым и Третьим Кавалерскими корпусами.

Вероятной причиной гнева Екатерины II была близость Баженова к наследнику престола, будущему императору Павлу I, и к московским масонам. С масонством Баженов познакомился еще во время пребывания в Европе, в Москве сблизился с кругом Николая Новикова и стал членом ложи. Императрице стало известно о передаче наследнику масонских книг от Новикова через Баженова. Зодчий был отстранен от строительства и уволен с государственной службы.

Частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-1786).

Среди других московских построек Баженова — дом Долгова на 1-й Мещанской улице (ныне — проспект Мира, 1770); колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на улице Большая Ордынка и дом Юшкова на Мясницкой улице (1780-е годы).

В 1782-1789 годах Баженов построил усадебную церковь в селе Быково под Москвой.

С 1792 года Баженов жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-1796).

В 1796 году, после вступления на престол Павла I, Баженов стал действительным статским советником, а в 1799 году — вице-президентом Академии художеств.

Из-за болезни Баженов не смог возглавить строительство Михайловского замка, который в 1797-1800 годах был возведен Виктором Бренной, сохранившем замысел Баженова, но внесшим в проект свои изменения, и Егором Соколовым.

Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. В московский период он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали архитекторы Матвей Казаков, Карл Бланк, Иван Еготов, Елизвой Назаров.

Под редакцией Баженова был издан русский перевод Витрувия.

13 августа (2 августа по старому стилю) 1799 года Василий Баженов скончался в Петербурге. Похоронен в своём имении в селе Старое Глазово Каширского уезда Тульской губернии (ныне Веневский район Тульской области).

Василий Баженов с 1768 года был женат на Аграфене Долговой. В семье архитектора родились четыре сына: Константин, ставший генерал-майором; Владимир — генерал-майор, архитектор, помощник отца во всех работах последних лет; Всеволод — полковник, командир Пионерской команды Адмиралтейской коллегии; Воин (1779-1784). У зодчего также были три дочери: Ольга (в замужестве Гетте), Вера и Надежда (в замужестве Маркова).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.

Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет

Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано, вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.

Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.

Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор, желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.

image
Семья Василия Ивановича Баженова

По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс. А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет.

После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.

В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.

Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика, и денежное содержание.

По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж, считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальизнаменитого архитектора. Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.

К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение

В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:

  • архитектурные шедевры
  • строительное дело у итальянских мастеров

По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.

Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика. Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.

Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.

Императрица, по рекомендации Орлова привлекла Баженова к работе по созданию Института благородных девиц в Смольном монастыре.

Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре

Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован. Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.

К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.

По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля. Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции.

Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.

Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство

Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет. Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.

Проект большого Кремлевского дворца

Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить.

Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией.

На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны, которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.

Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.

Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.

После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.

Василий Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца.

Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.

Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола

После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.

В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.

Михайловский замок

После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.

В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств

Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.

Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.

Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед

  • Отец Баженова, Иван Федорович был обычным дьячком и за отличный бас назначен псаломщиком в церковь Иоанна Предтечи на территории московского Кремля. Маленькому Васе была уготована судьба отца, и уже в раннем детстве он пел в хоре Страстного монастыря
  • Одноклассниками Баженова по московской гимназии были издатель сатирических журналов Новиков, писатель Денис Фонвизин, известный архитектор Иван Старое, политический деятель Григорий Потемкин
  • По окончании академии в Париже Баженов получил диплом с отличием, который предполагал получение золотой медали. Но будучи иностранцем и не являясь католиком, он автоматически был лишен этой награды
  • Личность Баженова вызывает многочисленные споры у биографов и историков архитектуры. Не точны данные его места и даты рождения. Не установлено место окончательного захоронения. Практика совместной работы над проектами и потеря архивов часто делает авторство Баженова не доказуемым

Было интересно?

  • Оформление Ходынского поля — 1775 год
  • Усадьба И. С. Гендрикова — Спасские казармы -1775 год
  • Ансамбль Царицыно 1776—1786 годы
  • Усадьба Румянцева на Маросейке — 1782 год
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке 1783—1791 годы
  • Дом Пашкова 1784—1786 годы
  • Дом Юшкова 1780 год
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное 1780 год
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах 1793—1796 годы
  • Усадьба Тутолмина — Ярошенко 1788—1791 годы
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери — Рождества Христова
  • Михайловский замок 1792 год
  • Участвовал в проектировании Казанского собора 1797 год
  • Здание Смольного института благородных девиц — проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги
  • Большой Кремлёвский дворец 1768 год — строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове — отклонён по причине дороговизны
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного

Главная / Статьи /Вы здесь Сухарников Евгений • 3/12/2018

12 марта (н. ст.) 1738 года родился Василий Иванович Баженов – русский архитектор, один из основоположников и ярких представителей русского классицизма, педагог.

Юный талант

Василий Иванович Баженов еще в раннем детстве обнаружил архитектурный талант – очень здорово рисовал московские здания. Его заметил архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский и принял в свою школу, а позднее рекомендовал к поступлению в художественный класс гимназии Московского университета. Потом Баженов учился в академической гимназии в Санкт-Петербурге, а позднее в Московской академии художеств и был одним из двух ее первых стипендиатов, отправленных в Европу для продолжения образования.

Уцелевший Кремль

Амбициозный проект по строительству «Форума великой империи» в Кремле был начат Баженовым в 1771 году. Предполагалось построить Большой Кремлевский дворец на Боровицком холме, для чего пришлось разобрать часть Кремлевской стены. Проект не был завершен: из-за проседания грунта возникла угроза разрушения Архангельского собора и работы пришлось прекратить. Если бы Баженову удалось осуществить эту задумку, то Московский Кремль навсегда утратил бы свой исторический вид. Матвей Федорович Казаков, ученик Баженова, позже восстановил разобранную стену из красного кирпича.

Императрица не любила

До конца правления Екатерины II Баженов, создававший, между прочим, ее резиденцию в Царицыно, не пользовался благоволением императрицы. Причинами этого могли быть его масонство и связь с кружком Новикова и наследником престола Павлом. После смерти императрицы Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему работу в двух направлениях: собрать чертежи русских зданий для изучения отечественной архитектуры и дать рекомендации, каким образом можно улучшить условия раскрытия художественных талантов в Академии художеств. Выполнить это поручение помешала внезапная смерть Баженова в 1799 году. Он был похоронен в Санкт-Петербурге, а через год останки перевезли в родовое имение в селе Глазово.

История музыки История спорта Новейшая история

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

Редактировать

Биография

1 (12) марта 1737 года (1738 ?) — 2 (13) августа 1799 года Добавить фотографию Василий Иванович Баженов – русский архитектор, считающийся одним из основоположников классицизма в России. Детство и юность. Учеба Точные место и дата рождения Баженова до сих пор служат предметом дискуссий в ученой среде. Согласно первой теории Василий Иванович родился 1 марта 1737 года в селе Дольское, недалеко от города Ярославца. По другим данным, датой его рождения следует считать 1 марта 1738 года, а местом – город Москву. Несмотря на то, что точные сведения, вероятнее всего, узнать не удастся уже никогда, не ставятся под сомнения заслуги Баженова перед Россией и подлинность богатого культурного наследия, оставленного им для потомков. Баженов родился в семье псаломщика. Вне зависимости от того, где он появился на свет, первые годы своей жизни будущий великий архитектор провел в Москве – эти сведения не вызывают сомнений. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, пытался лепить первые архитектурные творения из снега, срисовывал изображения храмов, церквей и известных зданий. Желание юного Баженова связать всю свою жизнь с искусством поначалу не встретило понимания у родителей. Так, Баженов-старший хотел, чтобы сын пошел по его собственным стопам, поэтому отдал мальчика в Страстной монастырь. Тем не менее, вскоре стало понятно, что живопись для Василия Ивановича – не просто детская блажь. Вскоре он стал учиться у Д. В. Ухтомского, хотя, как стало впоследствии известно, самые тяжелые техники он осваивал самостоятельно. Поэтому не будет преувеличением назвать Баженова живописцем-самоучкой. Впоследствии он стал живописцем второго класса, не достигнув и восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее, Василию Ивановичу повезло с наставниками. У Баженова не было возможности брать платные уроки, поэтому Ухтомский, убежденный в таланте своего подопечного, взял его к себе вольным слушателем. Он также неоднократно помогал Баженову, предоставляя тому возможность подрабатывать и даже послал его принимать участие в разработке, установке и разрисовке Креста в Сретенском монастыре. Первые работы Баженова относятся к 1753 году, когда Василий Иванович принял участие в восстановлении дворца Головина, здания, сильно пострадавшего в результате пожара. Там он расписывал печи под мрамор. Вскоре после этого Василий Иванович начал учиться в Московском университете, а потом был переведен в Петербург. Архитектурные навыки Баженова были на первых порах во многом заслугой известного в ту пору архитектора С. И. Чевакинского, под руководством которого Василий Иванович работал в северной столице. Чевакинский тоже оценил талант Баженова и взял его к себе в помощники на работы по возведению Никольского Морского Собора. В 1758 году его приняли в Академию художеств, где он занимался у А. Ф. Кокоринова. Учился Баженов блестяще и закончил Академию с золотой медалью. Подобные успехи давали выпускнику право продолжить обучение за границей, чем он вскоре и воспользовался, отправившись в Париж. К тому моменту Баженов уже отлично владел французским языком, любовь к которому началась со времен поступления в Московский университет. В Париже он успешно выдержал экзамены в Академию Художеств и целых два года (1760–1762) учился и работал у профессора Шарля де Вайи, изучая французскую архитектуру и приобщаясь к совершенно новому для себя стилю – французскому классицизму. На этом заграничные путешествия Баженова не закончились: в 1762 году он отправился в Италию, где активно занимался изучением античности. После окончания стажировки он был выбран членом Болонской и Флорентийской академий. Академия святого Луки в Риме присвоила ему диплом академика и профессора. После этого он опять вернулся в Париж, где продолжил изучение европейских архитектурных стилей. В 1765 году Баженов вновь оказался в России. Впереди был большой творческий путь. Перестройка Московского Кремля. Нереализованные проекты По возвращении в Санкт-Петербург, Баженов почти сразу удостоился звания академика Академии художеств. Но в обещанной ему должности профессора Василию Ивановичу было отказано: к этому времени в Академии сменилось руководство, которое предложило ему получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе. Свою часть договора Баженов выполнил, а вот обещанной награды в виде желаемой должности, увы, так и не получил. Обиженный архитектор уволился с академической службы. Тогда он еще не знал, что перспективы, готовые открыться перед ним, были намного лучше несдержанных обещаний. В 1762 году на российский престол взошла Екатерина II. В поле зрения императрицы находилось не только внутреннее укрепление страны, но и культурные аспекты. Так, Екатерина издала указ о возведении Большого Кремлевского дворца. Баженов, удостоенный личной аудиенции с императрицей, произвел на нее благоприятное впечатление, поэтому задача возвести дворец была возложена именно на него. Архитектор целых семь лет провел, тщательно планируя мельчайшие детали реконструкции ансамбля Кремля. Итоговый проект получил одобрение Екатерины: по плану Баженова ансамбль должен был представлять собой большой общественный комплекс, а главным фасадом выходить на линию Кремля. Первый камень был заложен в 1773 году, и в это же время Баженов создал и деревянную модель Большого Кремлевского дворца. После этого модель была отправлена в Северную столицу, но проект в итоге так и не был утвержден. Причин тому было множество. С одной стороны, чтобы воплотить в жизнь весь грандиозный замысел Баженова, требовались значительные средства. Турецкая угроза, нависшая в это время над Российской империей, не позволяла выделить солидную часть бюджета на «возвеличивание Москвы». Вдобавок разрушение Кремля в его первоначальном облике вызвало огромное недовольство в обществе. В итоге строительство в 1775 году было прекращено. Для Баженова это решение стало тяжелым ударом. Тем не менее, нереализованное строительство Большого Кремлевского дворца было не последней возможностью проявить себя. Вскоре Екатерина поручила ему строительство резиденции в Царицыно. Баженов бросил все силы на реализацию идеи императрицы, но итоговый вариант государыню не устроил. Она заявила, что резиденция получилась слишком мрачной и повелела снести всю центральную часть. Это стало новым потрясением для Баженова, который суммарно почти двадцать лет потратил на разработку проектов, так и не ставших реальностью – Кремлевского дворца и резиденции в Царицыно. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья Баженова – неудачи выбили его из колеи и надолго лишили вдохновения. Частные заказы. Конец пути Лучшая работа Василия Ивановича, тем не менее, была еще впереди. Таким проектом стало возведение дома П. Е. Пашкова, который был внуком денщика самого Петра Великого. Дом был возведен прямо напротив Кремля и получился больше похожим на грандиозный дворец. Это строение до сих пор считается одной их лучших архитектурных построек Москвы. Сейчас в здании располагается Российская государственная библиотека. Баженов сыграл немалую роль и в истории Санкт-Петербурга, в 1790 году разработал один из проектов Михайловского замка. Спустя два года он переехал в Петербург, где был принят на службу в Адмиралтейств-коллегию. После смерти Екатерины в 1796 году на российском престоле оказался ее сын, Павел I. Император высоко чтил архитектурные заслуги Баженова и сразу же пожаловал ему чин действительного статского советника, а в 1799 году назначил вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович не удостаивался таких почестей при матери Павла, Екатерине. Павел горячо одобрил проект строительства Михайловского замка, который был утвержден в первый же год его правления. К сожалению, пошатнувшееся здоровье уже не позволило Баженову лично руководить строительными работами, поэтому замком занимались архитекторы В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов, воплощавшие замок согласно первоначальному замыслу Баженова. До окончания строительства замка Василий Иванович тоже не дожил, скончавшись в 1799 году. В этом замке впоследствии будет убит сам император Павел I. Заслуги Баженова перед Отечеством огромны. Он был первым русским архитектором, который создавал свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом. Под его руководством работали М. Ф. Казаков, Е. С. Назаров и многие другие выдающиеся архитекторы. Он возвел выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге и Москве. Согласно оставленному им завещанию Баженов был похоронен в селе Глазово (ныне в Тульской области).

Имеет отношение к населенным пунктам:

Калужская область, Малоярославецкий район, деревня Дольское Предположительно, родился в селе Дольское в семье дьяка Введенской церкви. Тульская область, Венёвский район, деревня Старое Глазово Был первоначально похоронен в Санкт-Петербурге, однако в 1800 г., согласно завещанию архитектора его останки были перезахоронены в имении Баженовых в селе Глазово (ныне село Старое Глазово в Венёвском районе Тульской области). Город Москва Провел в Москве детские и юношеские годы, учился в городе у Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. Наиболее значимым творением Баженова в Москве является проект дома П. Е. Пашкова (1784–1786), расположенный по адресу: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1. По одной из версий, местом рождения архитектора является Москва. Город Санкт-Петербург Много лет своей жизни провел в Санкт-Петербурге. Разработал один из проектов Михайловского замка. Первоначально был похоронен в Санкт-Петербурге.

Баженов В.И.

Архитектор Баженов В.И.

image

Годы жизни: 1738-1799

Из биографии

  • Баженов Василий Иванович — русский архитектор, по проекту которого было построено много зданий, до сих пор поражающих красотой и величием, теоретик и педагог. Баженов стал основателем классицизма в архитектуре в России. Он же был зачинателем русской псевдоготики.
  • Творил Баженов в эпоху Екатерины II и Павла I, внося новые элементы в архитектурный облик России.
  • Родился в семье дьячка. С детства проявились склонности к рисованию. Получил прекрасное образование: учился у Ухтомского Д.В. в Москве,  в Московском университете в 1755, у С.И. Чевакинского в Петербурге, два года проучился в Академии  художеств ( 1758-1760) у художников А.В.Кокоринова и Ж.Б. Валлен- Деламота. Таким образом, у него были прекрасные учителя.
  • В конце жизни сам был избран вице-президентом Академии художеств в Петербурге в 1799.
  • Слава Баженова шагнула далеко за пределы России . Его избрали профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств  в Болонье и Флоренции.

Основные направления  деятельности Баженова  В.И. и их результаты

Одним из направлений деятельности  было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.

Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве , совершенно иной его этап .

Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая  работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля ( совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.

Баженову доверили возглавлять Академию художеств в  Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности,  неповторимости каждого слушателя.

Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в  некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии  св. Луки в Риме, членом Академии художеств  в Болонье и Флоренции.

Результат данной деятельности. Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а  педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей , которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях .

Особенности строений Баженова

  • Использование ландшафта при создании композиций, его здания вместе с окружающим пространством создавали единое целое, дополняя друг друга.
  • Здание и флигеля к нему строились в один ряд, что придавало вид городской постройки (ранее флигеля обычно  выступали вперёд.  Пример тому — дом Пашкова).
  • Величие и пышность сочетаются с гармонией, симметричностью зданий, логическая продуманность соразмерности  всех частей зданий.
  • Талантливое использование цвета и фактуры материала зданий гипс, камень, штукатурка). Его здания – произведения живописи с игрой тени и света.
  • Использование псевдоготических мотивов (строения на Ходынском поле в Москве 1774-1775г.)
  • Эклектика, то есть сочетание стилей, характерна для сооружений в Царицыно: элементы романтизма, готики, древнерусские мотивы.
  • Преодоление ограниченности классицизма, добавление его более нарядными и красочными элементами.

Таким образом, архитектор Баженов  В.  внёс значительный вклад в архитектуру России, в создание неповторимого облика страны, заложил основы теории нового направления в архитектуре, вёл активную педагогическую деятельность. Россияне чтут память об архитекторе. Его именем названы улицы многих городов России, ему и другому талантливому архитектору Казакову М. поставлен памятник  в Москве.

image

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

image

Дом Пашкова, 1786

image

Владимирская церковь в Быково .Приписывается некоторыми авторами Баженову

image

3-й Кавалерийский корпус

image

1-ый Кавалерийский корпус

image

Хлебный дом

image

Оперный дом

Большой мост в парке в Царицыно

Виноградная гроздь в арочных воротах

Царская резиденция в Царицыно

Церковь, село Знаменское, Липецкая область (вероятное авторство Баженова В.).

Памятник Баженову В. и Казакову М. в Москве. 1 сентября, 2007г. скульптор Баранов Л.М.

Дом Юшкова . Сейчас Российская Академия живописи, ваяния и зодчества на ул. Мясницкая, 21 в Москве

Фигурный мост в Царицыно

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий