За что Мордюкова и Моргунов были обижены на Сергея Герасимова, и почему его студенты на парах теряли сознание

Биография

Сергей Герасимов — советский актер, сценарист, педагог и режиссер, который внес неоценимый вклад в отечественный кинематограф и оставил о себе память в сердцах зрителей и учеников.

Детство и юность

Сергей Аполлинариевич родился 21 мая 1906 года в селе Кундравы Оренбургской губернии (сейчас Челябинская область) в семье инженера-технолога Аполлинария Алексеевича Герасимова и дочери еврейского купца Юдифь Борисовны Эстрович, в православии принявшей имя Юлия.

Его отец принадлежал к последователям социал-демократического движения и в 1888 году за революционную деятельность был сослан на 4 года в Енисейскую губернию, где вскоре познакомился с будущей супругой. Братья жены Аполлинария Герасимова Осип и Михаил были народовольцами, которые в ссылке в Якутске в 1889 году устроили восстание. В 1894 году после женитьбы Герасимовы переехали на Южный Урал, где Аполлинарий устроился на Миасский завод.

К моменту рождения Сергея в семье подрастало четверо детей. В 1909 году Аполлинарий Герасимов отправился в геологическую разведку по реке Лозьве и во время неудачного сплава погиб в водовороте. Юлия с детьми переехала в Екатеринбург.

В большом городе Сережа приобщился к искусству. В 8 лет он впервые увидел оперу «Евгений Онегин». Большое впечатление на мальчика произвел драматический спектакль «Разбойники» по Шиллеру. С 14 лет Сергей вынужден был устроиться разнорабочим на металлургический завод.

В начале 20-х юноша перебрался в Ленинград, где поступил в художественное училище. В 1924 году Герасимов устроился в труппу театра «Фабрика эксцентрического актера», которым руководили Григорий Михайлович Козинцев и Леонид Захарович Трауберг. Молодому человеку наставники посоветовали поступить в Ленинградский институт сценических искусств. В 1928 году, окончив учебное заведение, Сергей получил возможность работать в театре ФЭКС ассистентом режиссера.

Фильмы

В кинематографе Герасимов дебютировал в 1924 году, сыграв персонажа Шпика в картине «Мишки против Юденича». Сергей прошел школу эксцентричного актера и на экране пользовался приемами, освоенными под началом театральных наставников.

Не прекращая актерской карьеры, Сергей Герасимов устроился режиссером на студию «Совкино» (в дальнейшем «Ленфильм»). В 1930 году состоялась премьера первого фильма постановщика Герасимова «Двадцать два несчастья», который не смогут посмотреть зрители XXI века, потому что короткометражная лента не сохранилась, как и 2 следующие картины — немой черно-белый фильм «Сердце Соломона» и снятая по авторскому сценарию комедия 1934 года выпуска «Люблю ли тебя?».

В отличие от актерского амплуа, в режиссерских постановках Герасимов использовал приемы реализма, не оставляя поисков авторского почерка.

Успех к молодому Сергею Аполлинариевичу пришел в 30 лет после выхода первой звуковой картины кинорежиссера «Семеро смелых», сюжет которой опирался на реальные факты из жизни первых советских полярников. В фильме снялись воспитанники и последователи Сергея Герасимова Тамара Макарова и Петр Алейников. Режиссеру удалось совместить на экране непринужденное живое повествование с героическим пафосом времени.

В 1938 году вышла основанная на документальных материалах картина «Комсомольск» о подвиге молодых строителей далекого таежного города Комсомольска-на-Амуре, которым пришлось преодолеть множество преград на пути к светлому будущему. В 1939 году появилась драма «Учитель», за которую Сергей Герасимов удостоился первой Сталинской премии.

В предвоенный год Герасимов взялся за экранизацию лермонтовского «Маскарада», в котором роль Нины сыграла Тамара Макарова. Фильм был отснят всего за три с половиной месяца, а монтаж ленты был завершен в ночь на 22 июня 1941 года. Сам Сергей Герасимов сыграл в собственной картине роль Неизвестного.

Во время войны Сергей Герасимов участвовал в обороне Ленинграда, но в 1943 году режиссера эвакуировали в Ташкент. В военные годы Герасимов продолжал снимать кино. Совместно с Михаилом Константиновичем Калатозовым он выпустил военную драму «Непобедимые» — первый в истории художественный фильм о Великой Отечественной войне, съемки которого стартовали в блокадном Ленинграде.

В 1944 году Сергей Герасимов вернулся к педагогической работе и вместе с Тамарой Макаровой набрал курс актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе. Со студентами первого выпуска режиссер экранизировал в 1948 году роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», за что через год получил Государственную и Сталинскую премии.

Достоверность изображения вероломного нападения фашистских войск на СССР и подвига молодых подпольщиков, выполняющих задание партии, не оставила равнодушными зрителей и политических деятелей страны. Сергей Герасимов в кинематографической среде получил статус режиссера-монументалиста.

С 1945 года Сергей Герасимов стал режиссером «Союздетфильма» (позднее — студии имени Максима Горького).

После образования КНР руководство кинематографа страны обратилось к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой о содействии в создании картин о новом государстве. Благодаря этому в 1950 году вышел совместный документальный фильм Сергея Герасимова и коллег из КНР «Освобожденный Китай».

По сценариям Сергея Герасимова во второй половине 50-х годов были созданы фильмы «Дорога правды» режиссера Яна Борисовича Фрида, а в 1958 — «Память сердца» постановщика Татьяны Лиозновой.

Большую роль в творческой биографии режиссера сыграла эпическая народная драма по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон», над созданием которой Сергей Герасимов работал на протяжении 2 лет. Фильм задумывался как 3-серийная лента. Первая серия получила премию на Международном кинофестивале в Брюсселе и на Всесоюзном фестивале в Москве. Третья серия принесла создателям статуэтку «Хрустальный глобус» XI кинофестиваля в Карловых Варах.

В 1962 году состоялась премьера киноромана Сергея Герасимова «Люди и звери» об ужасах фашистского концлагеря. Герасимов принял участие в собственной картине, воплотив образ опустившегося аристократа князя Львова-Щербацкого, участника белой эмиграции, попавшего в плен. А главного героя сыграл актер Николай Еременко, который подходил на эту роль больше, чем кто-либо, потому что лично получил опыт пребывания в нацистском концлагере.

Начиная с 60-х годов Сергей Герасимов в своем творчестве обратился к социально-публицистической теме, создавая картины на современные сюжеты. Фильмы кинорежиссера не теряли актуальности и регулярно становились призерами международных фестивалей.

За социальную драму «Журналист» 1967 года выпуска Сергей Герасимов удостоился Большого приза на Московском кинофестивале, за картину «У озера», созданную двумя годами позднее, получил главную премию МКФ в Карловых Варах.

В 1971 году Сергей Герасимов вошел в состав жюри VII ММКФ.

Фильмография режиссера пополнилась многосерийным телефильмом по роману Стендаля «Красное и черное» с Николаем Еременко – младшим и Наталией Белохвостиковой в главных ролях, которые сделали актеров известными. В работе Сергею Аполлинариевичу помогало телевидение Франции, где и прошла часть съемок ленты.

В 1980 году вышли две картины постановщика, посвященные жизни Петра I: «В начале славных дел» и «Юность Петра», основой для которых стал исторический роман Алексея Николаевича Толстого.

В 1984 году Сергей Герасимов завершил последнюю картину «Лев Толстой», которая принесла ему очередную статуэтку МКФ в Карловых Варах и главный приз ВКФ в Москве. Роль писателя, завершающего жизненный путь, сыграл сам режиссер. В 1985 году Герасимов удостоился Ленинской премии за многолетний труд.

Сергей Герасимов не боялся приглашать в картины молодых или неизвестных артистов, помогал ставить фильмы начинающим режиссерам на Горьковской киностудии. За 40 лет преподавательской деятельности в главном кинематографическом вузе страны он воспитал целую плеяду режиссеров: Сергея Бондарчука, Льва Кулиджанова, Татьяну Лиознову, Киру Муратову, Александра Рехвиашвили, Александра Рогожкина.

Среди выпускников-актеров мастерской Герасимова наибольшую популярность получили Инна Макарова, Николай Рыбников, Жанна Болотова, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Галина Польских, Наталия Белохвостикова, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Удовиченко.

Личная жизнь

В середине 20-х годов Сергей Герасимов познакомился с начинающей актрисой, ученицей актерской студии Фореггера МАСТФОР Тамарой Макаровой. В молодости он безуспешно ухаживал за красавицей, и только после совместной работы в фильме «Чужой пиджак» девушка обратила внимание на настойчивого кавалера.

Молодые люди поженились и поначалу жили очень бедно. После успеха картины «Семеро смелых» финансовое положение семьи улучшилось, супругам удалось переехать из 20-метровой квартирки в просторные апартаменты. Супруг с уважением относился к таланту жены и снимал Тамару Макарову в своих фильмах.

В 1943 году Герасимов и Макарова усыновили сына родной сестры Тамары Артура, которому грозила ссылка из-за своего происхождения (отцом мальчика был этнический немец). Позднее семья кинематографистов приютила у себя и дочь двоюродной сестры Сергея Герасимова Ирину. Приемный сын после окончания школы получил специальность киносценариста, а дочь получила диплом литературоведа.

В жизни Сергея Герасимова, по слухам, всегда было много романов и влюбленностей. Не смог он остаться равнодушным и к Нонне Мордюковой, которую снимал в «Молодой гвардии». Режиссер даже подумывал развестись и просил у матери актрисы ее руки, но та отказала. Несмотря на то что Мордюкова не разделяла чувства артиста, он продолжал настаивать, что выглядело попросту неприличным и способствовало распространению слухов во ВГИКе.

Акриса предпочла Герасимову другого и вышла замуж за Вячеслава Тихонова.

Об ухаживаниях режиссера в передаче «Судьба человека» рассказала актриса Любовь Виролайнен, которая сотрудничала с ним на площадке ленты «Любить человека» и считалась еще одной из его любимых женщин. По ее словам, Сергей Аполлинариевич дарил ей много подарков, украшений, поддерживал финансово. Однако 40-летняя разница в возрасте остановила актрису от сожительства с постановщиком.

Несмотря на других женщин в жизни Сергея Герасимова, Тамара Федоровна вела себя мудро, не позволяя никому посягать на ее личную и семейную жизнь. Супруги прожили в мире и согласии до последних дней режиссера. Тамара Макарова пережила мужа на 12 лет.

Смерть

В актерской среде бытует мнение, что играть умирающего человека — плохая примета. Сергею Аполлинариевичу предлагали воспользоваться дублером для такой сцены в ленте о Льве Николаевиче Толстом, но артист счел это непорядочным. Однако на этот раз поверье сбылось.

Сергей Герасимов скончался 26 ноября 1985 года. Причиной смерти стал сердечный приступ, который случился после операции на сердце.

Могила режиссера находится на десятом участке Новодевичьего кладбища.

Память

При жизни постановщик замечал, что сутками живет учениками, курсовыми, показами, учебными фильмами, никогда не теряет к этому интерес и не устает. Его вклад в передачу бесценных профессиональных навыков новому поколению оценили. В 1986 году ВГИК получил имя С. А. Герасимова, мастера, создавшего целую педагогическую школу в стенах учебного заведения.

В Челябинске именем Сергея Аполлинариевича назвали улицу, в родном селе режиссера Кундравы — музей, в городе Кусе — кинотеатр.

Алексей Чистяков в 2006 году снял документальный фильм «Острова. Сергей Герасимов», посвященный выдающемуся артисту и педагогу.

Летом 2021 года 115-летие режиссера в Центральном доме кинематографистов отметили показом студенческих фильмов мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой во ВГИКе, ведущим мероприятия стал кинорежиссер Олег Шухер.

Фильмография

  • 1936 — «Семеро смелых»
  • 1938 — «Комсомольск»
  • 1941 — «Маскарад»
  • 1944 — «Большая земля»
  • 1948 — «Молодая гвардия»
  • 1951 — «Сельский врач»
  • 1958 — «Тихий Дон»
  • 1962 — «Люди и звери»
  • 1967 — «Журналист»
  • 1969 — «У озера»
  • 1972 — «Любить человека»
  • 1974 — «Дочки-матери»
  • 1976 — «Красное и черное»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «Лев Толстой»

Интересные факты

  • В 1974 году Герасимов удостоился звания Героя Социалистического Труда.
  • Сергей Аполлинариевич попробовал себя и в качестве театрального постановщика, создав на подмостках Театра Вахтангова спектакль «Седая девушка» по произведению Цзинчжи и Дин Ни.
  • Для работы над фильмом «Освобожденный Китай» режиссер прожил в восточной стране 1,5 года.

07:32 03.06.2016 (обновлено: 07:36 03.06.2016) image © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Подробнее о биографии советского кинорежиссера, сценариста, драматурга и актера Сергея Герасимова читайте в справке РИА Новости.

Советский кинорежиссер, сценарист, драматург, актер, педагог, Народный артист СССР Сергей Аполлинариевич Герасимов родился 3 июня (21 мая по старому стилю), (по другим данным – 21 мая (8 мая по старому стилю)) 1906 года в селе Кундравы Оренбургской губернии (ныне село на территории Челябинской области).

В 1923-1925 годах учился в Ленинградском художественном училище.

В 1928 году окончил Ленинградский институт сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актер в фильме “Мишки против Юденича”.

Первые годы актерской деятельности Герасимова проходили в мастерской “ФЭКС” (Фабрика эксцентрического актера). В своих первых ролях он проявил себя как актер преимущественно гротескового плана.

В период с 1924 года по 1929 год Герасимов много снимался в кино, зрители увидели его в фильмах “Чертово колесо” (1926), “Шинель” (1926), “Союз великого дела” (1927), “Обломок империи” (1929), “Новый Вавилон” (1929) и др.

В дальнейшем, не оставляя полностью актерской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

Режиссерский талант Герасимова проявился в его первом звуковом фильме “Семеро смелых”, снятом в 1936 году. В этом, по сути, дебютном фильме Герасимов проявил себя не просто режиссером, а педагогом, воплощавшим свои замыслы через глубокую работу с актерами. Сергей Герасимов работал над этим фильмом совместно с коллективом воспитанников его актерской мастерской – Петром Олейниковым, Тамарой Макаровой и другими.

Затем были сняты “Комсомольск” (1938) о строительстве нового города на Амуре и “Учитель” (1939; Сталинская премия, 1941), заметно выделявшийся простотой житейской истории и негероичностью персонажей. Фильм “Учитель” Герасимов считал лучшей своей картиной.

Перед самой войной режиссер экранизировал лермонтовский “Маскарад” (1941). Одной из самых значительных актерских работ в этом фильме была роль Неизвестного в исполнении самого Герасимова.

В годы Великой Отечественной войны Герасимов снимал новеллы для “Боевого киносборника” (1941), поставил военные драмы “Непобедимые” (1943, совместно с Михаилом Калатозовым) и “Большая земля” (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944-1946 годах Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов.

С 1944 года руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку “Молодой гвардии” (1948, по роману Александра Фадеева; Сталинская премия, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков.

В 1950 году совместно с киноработниками Китая Герасимов снял документальный фильм “Освобожденный Китай” (Сталинская премия, 1951).

В конце 1950-х годов Сергей Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм “Тихий Дон” (3 серии, 1957-1958) по мотивам одноименного романа Михаила Шолохова. Фильм решен в жанре народной драмы, он передает высокую правду человеческих характеров.

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм “Люди и звери”, охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками.

В 1960-х годах режиссер перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин социально-публицистические интонации: фильмы “Журналист” (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), “У озера” (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), “Любить человека” (1972) и “Дочки-матери” (1974).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, Герасимов не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. М. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм “Красное и черное” по одноименному роману Стендаля.

В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию “Юность Петра” и “В начале славных дел” (1980, по роману Алексея Толстого “Петр Первый”). 

Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм “Лев Толстой” (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль.

Большое место в творческой биографии Сергея Герасимова занимала педагогическая работа. С 1944 года совместно с Тамарой Макаровой он вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. С 1947 года — профессор, с 1955 года — заведующий кафедры режиссуры, доктор искусствоведения (1966). Автор теоретических работ по вопросам киноискусства.

Среди его учеников за 40 лет педагогической деятельности: Сергей Бондарчук, Фрунзе Довлатян, Николай Губенко, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Кира Муратова, Александр Рехвиашвили, Ермек Шинарбаев, Александр Рогожкин; актеры — Инна Макарова, Николай Рыбников, Лариса Лужина, Жанна Болотова, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Галина Польских, Наталия Белохвостикова, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Удовиченко и многие другие.

В 1948 году Сергею Герасимову было присвоено звание “Народный артист СССР”.

В 1978 году он был избран действительным членом (академиком) Академии педагогических наук СССР. Был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, членом Союза писателей СССР.

Лауреат трех Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971), премии Ленинского комсомола (1970), Ленинской премии (1984). Герой Социалистического Труда (1974).

Сергей Герасимов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1950), орденом Красной Звезды (1944), четырьмя орденами Ленина, орденами и медалями иностранных государств.

Ушел из жизни 26 ноября (по другим источникам – 28 ноября) 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1986 году имя Сергея Герасимова присвоено ВГИКу. В 2004 году на родине режиссера, в селе Кундравы, был открыт музей имени С.А. Герасимова.

Супругой режиссера была народная артистка СССР Тамара Макарова (1907-1997).

Подготовлено на основе информации РИА Новости и открытых источников

3 июня исполняется 115 лет со дня рождения знаменитого режиссера, актера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Сергея Герасимова. Вместе со своей супругой, актрисой Тамарой Макаровой, они выпустили 8 курсов ВГИКа и воспитали столько известных актеров и режиссеров, сколько, наверное, не было ни у одного другого мастера. Ученики его боготворили, ведь он с ними общался на равных и многим еще во время учебы дал путевку в большое кино. Однако среди них были и те, кто считал его решения несправедливыми и таил на него обиду. Например, Нонна Мордюкова и Евгений Моргунов считали, что учитель едва не загубил их карьеры. Сергей Герасимов в молодости | Фото: kino-teatr.ruСвой путь Сергей Герасимов начинал как актер, а позже – режиссер немого кино. Первый успех пришел к нему в 30 лет, после съемок первого звукового фильма «Семеро смелых». Самыми значительными режиссерскими работами Герасимова стали фильмы «Молодая гвардия» и «Тихий Дон», благодаря которым свой путь в кино начала целая плеяда его учеников. Педагогическая деятельность стала едва ли не главным делом жизни Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, ведь в этом деле они были настоящими ювелирами, огранившими немало бриллиантов. Сергей Герасимов и Тамара Макарова | Фото: mtdata.ruСвой первый актерско-режиссерский курс во ВГИКе Сергей Герасимов набрал в 1944 г., и обычно его называют самым звездным среди всех его учеников: на нем учились Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Татьяна Лиознова. Когда они учились на втором курсе, был опубликован роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», и Герасимов тут же решил поставить по нему спектакль. Постановка пользовалась таким успехом, что режиссер взялся за экранизацию.

Горячая кровь казачки

Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой | Фото: regnum.ruВ спектакле главную женскую роль играла ученица Герасимова Клара Лучко, и все были уверены в том, что образ Ульяны Громовой в фильме воплотит тоже она. Но перед самым началом съемок режиссер увидел на одном из студенческих показов учившуюся на год младше Нонну Мордюкову, воспитанницу курса Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Чернобровая донская казачка так поразила его своей внутренней силой и невероятной органикой, что он тут же решил: именно так должна выглядеть на экране Ульяна Громова! Лучко после этого даже задумывалась об уходе из актерской профессии, но ее талант тоже не остался незамеченным – Иван Пырьев снял ее в фильме «Кубанские казаки». Кадр из фильма *Молодая гвардия*, 1948 | Фото: whatisgood.ruПозже Нонна Мордюкова вспоминала: «Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. Как и другим, мне казалось, что без меня Герасимов не обойдется. И студентка, репетировавшая Ульяну Громову на сцене студии, виделась мне совершенно не подходящей: слишком красивая, вальяжная и изнеженная. Это была Клара Лучко. Сергей Аполлинариевич посмотрел ее и сказал, что, возможно, перераспределит роли. На следующий день он поручил своей ученице Тане Лиозновой разработать образ Громовой со мной. Потом он признавался, что увидел мое с Ульяной внешнее сходство. Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь». Кадр из фильма *Молодая гвардия*, 1948 | Фото: kino-teatr.ruВсе ученики так старались не подвести своего учителя, что работа была невероятно слаженной и вдохновенной. На съемках царила романтическая атмосфера: на площадке завязались два романа, завершившиеся свадьбами – у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой и у Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Сразу после съемок Мордюкова познакомила родителей со своим избранником, и Тихонов произвел на них очень хорошее впечатление. Каково же было их удивление, когда вскоре после этого свататься к ним приехал сам Герасимов! Мало того, что он был старше Нонны на 20 лет, так режиссер к тому же был женат. Но он совершенно потерял голову от своей Ульяны Громовой и даже был готов развестись, чтобы на ней жениться. Конечно, родители настояли на том, чтобы дочь вышла замуж за Тихонова, и она отказала Герасимову. Элина Быстрицкая в роли Аксиньи в фильме *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: 7days.ruСпустя 7 лет Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Тихий Дон». Нонна Мордюкова рассчитывала на то, что режиссер предложит ей роль Аксиньи – кому, как не ей, играть донскую казачку! Но вместо нее утвердили Элину Быстрицкую, из-за чего ее соперница едва не наложила на себя руки. Она не могла простить Герасимову этого решения и была уверена в том, что оно было продиктовано желанием отомстить ей за отказ выйти за него замуж. Элина Быстрицкая и Сергей Герасимов на съемках фильма *Тихий Дон* | Фото: liveinternet.ruНа самом деле все, кто хорошо знал режиссера, в один голос твердили: он не был мстительным человеком, к тому же профессиональные принципы стояли для него на первом плане, и он бы не поступился ими из-за каких-то личных интересов. Режиссерское чутье его никогда не подводило, и если что-то и повлияло на его решение, так это мнение автора «Тихого Дона» Михаила Шолохова: на кандидатуре Быстрицкой настоял сам писатель, посчитав ее идеальным попаданием в образ Аксиньи. А Мордюкова затаила обиду и на Герасимова, и на Быстрицкую.

Обида Моргунова

Евгений Моргунов в фильме *Молодая гвардия*, 1948 | Фото: kino-teatr.ruСреди учеников Сергея Герасимова был и еще один актер, считавший, что учитель едва не загубил его кинокарьеру. Вместе с Сергеем Бондарчуком и Инной Макаровой в «Молодой гвардии» снялся и их однокурсник, Евгений Моргунов, вот только его в этом фильме зрители если и заметили, то не узнали. Тогда он был молодым, стройным, подтянутым и внешне ничем не напоминал героя комедий Гайдая, которые позже принесут ему всесоюзную популярность. А в «Молодой гвардии» ему досталась роль предателя – подпольщика, который сдал своих товарищей. Его однокурсники сыграли настоящих героев, их полюбила вся страна, а его во время гастролей подстерегали и избивали мальчишки, выследившие «врага народа». И хотя эпизоды с его участием при финальном монтаже были сильно сокращены, отрицательный образ, созданный Моргуновым, получился таким ярким, что это сыграло с ним злую шутку. Евгений Моргунов в юности и в зрелые годы | Фото: kino-teatr.ruСлава и успех достались его партнерам, а его отождествляли с его персонажем и забрасывали письмами с оскорбительным содержанием. Моргунов винил в этом Герасимова, который не дал ему возможности начать свой путь в кино с триумфальной роли. В отместку актер решил подшутить над учителем и однажды спрятал его правительственную награду. Этот злой розыгрыш Герасимов не оценил и в свои фильмы Моргунова больше не приглашал. Актер считал, что он якобы препятствовал его дальнейшей кинокарьере, но, судя по его фильмографии, Моргунов продолжал активно сниматься у других режиссеров уже в других амплуа. А зрители не помнили его ранних работ по другим причинам: в 25 лет у актера обнаружили диабет, и он начал стремительно набирать вес. И те, кто узнал его по фильмам Гайдая, попросту не узнавали его в предыдущих фильмах.

Строгий и справедливый

Сергей Герасимов со своими учениками | Фото: kino-teatr.ruПри этом большинство учеников Герасимова были ему очень благодарны, ведь он общался с ними на равных, подбадривал и поощрял, умел в каждого из них вселить уверенность в том, что именно он – самый лучший и самый любимый его ученик. Он зажег самых ярких звезд советского кино: Аллу Ларионову, Николая Рыбникова, Зинаиду Кириенко, Людмилу Гурченко, Евгения Жарикова, Николая Губенко, Жанну Болотову, Галину Польских, Наталью Бондарчук, Наталью Белохвостикову, Николая Еременко-младшего и многих других. Студенты относились к Герасимову и Макаровой, как к родителям, ведь они опекали их не только в карьере – если узнавали, что у кого-то нет денег на обед, сами их кормили. Когда студенты оканчивали институт, педагоги продолжали за ними следить, переживая, чтобы они не остались без работы. Лариса Лужина говорила, что Герасимов буквально навязал ее Станиславу Ростоцкому на главную роль в его фильм «На семи ветрах». Сергей Герасимов со своими учениками | Фото: bulvar.com.uaПедагогом Герасимов был требовательным, строгим, но справедливым. Он горел своим делом и ждал такой же самоотверженности от учеников. Иногда это приводило к курьезам. Однажды во время пламенной речи Герасимова на лекции Евгений Жариков зевнул во весь рот. Педагог разъярился: «Вон из института!» Студент так испугался, что потерял сознание. Конечно, отчислять его никто не стал. Евгений Жариков в молодости | Фото: kino-teatr.ruСергей Герасимов был человеком творческим и увлекающимся, и он не раз терял голову от актрис, с которыми работал. Но его супруга знала: он влюблялся не в женщин, а в их талант и созданные ими образы, а всю свою жизнь он любил и боготворил только ее одну. Великий союз равных: Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

советский режиссер, актер, драматург и теоретик кино, Народный артист СССР 3 июня 1906 116 лет назад  —  26 ноября 1985 37 лет назад

Сергей Аполлинариевич Герасимов

Сергей Аполлинариевич Герасимов родился (21 мая) 3 июня 1906 года в слободе Кундравинская Оренбургской губернии (сегодня — село Кундравы Челябинской области). В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойников» Шиллера, и влюбился в театр.

В 1923—1925 годах он учился в Ленинградском художественном училище. Затем окончил актерское отделение Ленинградского института сценического искусства в 1928 году.

Работу в кино Герасимов начал, еще будучи студентом, как актер мастерской Фабрики эксцентрического актера.

В дальнейшем, не оставляя актерской работы, он больше занимался режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Важное место в творческой биографии Сергея занимала педагогическая работа, он руководил актерской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссерским дебютом Герасимова стал фильм «Двадцать два несчастья» в 1930 году, затем еще несколько фильмов. С первых работ молодой режиссер обозначил интерес к проблемам современной морали, жизни и быту советской молодежи. В педагогической практике по воспитанию киноактеров и в режиссерской работе Сергей Герасимов ищет собственные пути в киноискусстве.

Мастерство Герасимова, как режиссера, впервые в полной мере ярко проявилось в фильмах «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). Здесь определился режиссерский почерк Герасимова – непринужденность и достоверность, живые и обаятельные характеры, в сочетании с героико-романтическим настроем 1930-х годов.

В годы Великой отечественной войны Герасимов снимал сюжеты для «Боевых киносборников», поставил фильмы «Непобедимые» и «Большая зима». Одновременно он возглавлял Центральную студию документальных фильмов, где впоследствии создал «Освобожденный Китай», «Новый Пекин» и др.

В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединенной режиссерской и актерской мастерской во ВГИКе. Со своими студентами он поставил фильм «Молодая гвардия» (1949). Яркие образы молодогвардейцев, патриотическая атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произведений киноискусства того времени.

Герасимов много и плодотворно работал. Крупным событием в его творческой биографии стал фильм «Тихий Дон» (1958) – одно из самых значительных произведений советского кино. В 1960-х годах по собственным оригинальным сценариям он создал фильмы «Люди и звери», «Журналист», «У озера» и др.

В последующие годы режиссер больше обращался к постановке исторических фильмов – снял сериал «Красное и черное» по роману Стендаля, дилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел» по роману А.Толстого. Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984) о последних днях великого писателя.

Творческую деятельность режиссёра, актера и сценариста Герасимов совмещает с драматургией – он автор пьес «Учитель» и «Наши дни», и педагогической работой во ВГИКе, где с 1946 года – он профессор. Среди его учеников: Сергей Бондарчук, Татьяна Лиознова, Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, Жанна Болотова… Рядом с ним всегда была верная соратница и любящая жена, Тамара Макарова.

Герасимов – автор или соавтор сценариев всех своих фильмов, многие из них стали призерами престижных международных кинофестивалей. Как режиссёр реалистичного стиля, он продолжал традиции русской классической литературы, обращая внимание на фактурность и психологизм актерских работ, выступал как теоретик киноискусства.

Он — Народный артист СССР, лауреат многих государственных премий, награжден различными орденами и медалями, действительный член Академии педагогических наук СССР, доктор искусствоведения, Член Союза писателей, Секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Умер Сергей Аполлинариевич Герасимов 26 ноября (по другим данным 28 ноября) 1985 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1986 году ВГИКу было присвоено имя С.А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино.

ВконтактеОдноклассникиМой мирЕЩЁ ОДИН ЕВРЕЙ – ГЕРАСИМОВ СЕРГЕЙ. Автор – Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ. ВГИК ныне носит имя Сергея Герасимова. Заслуженно носит. Мастер выпустил из стен этого ВУЗа столько замечательных актеров и режиссеров, что только их перечисление заняло бы десяток страниц. Судьба этого человека, героя социалистического труда, лауреата всех мыслимых и немыслимых премий, кроме всего прочего горестная иллюстрация юдофобского характера той страны, где он жил и работал. Зоологический антисемит Михаил Шолохов написал (?) роман «Тихий дон». Еврей Сергей Гераимов снял фильм по этому роману с еврейкой Элиной Быстрицкой в главной роли. Пишут, что свою маму – Юлию Борисовну Эстрович – Герасимов прятал на комфортабельной даче под Москвой. Возможно, это так, но в самый тяжелый 1967 год, год Шестидневной войны, когда “израильским агрессорам” путь во ВГИК был закрыт наглухо, он принял на свой курс двух евреев Леонида Бердичевского и Бориса Фрумина. Помню, что услышав об этом, не поверил, пока не нашел этих первокурсников и не познакомился с ними. Анатолий Казак пишет: «… Сергей Аполлинариевич Герасимов – один из самых выдающихся, на мой взгляд, вгиковских Мастеров, человек большой культуры и большого режиссерского таланта, был похож на еврея так же, как, скажем, Николай Второй или Георгий Жуков. А между тем, после его смерти неожиданно всплыла глубоко потаенная им при жизни семейная тайна: мать у него была еврейка! Оказывается, он многие годы скрывал ее на даче, с ужасом опасаясь как бы не стало известно, что он – русский только наполовину». Сам Казак был выпускником курса Герасимова, но здесь он ошибается дважды. Во-первых, его учитель все же был похож на потомка Иакова. Во-вторых, во ВГИКе многие знали, что он, еврей, охотно берет на свой курс евреев, даже не слишком одаренных, Анатолия Казака в том числe.

Сергей Герасимов в фильме “Новый Вавилон”«Знаменитый фильм А.Я.Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы». Из Википедии. Знаю, что Герасимову не хватило мужества защитить фильм, но он его спас. И это, по тем временам, было подвигом. Подвигом еврея.

1972 г. Курс Сергея ГерасимоваДетей у Герасимова и его жены – Тамары Макаровой – не было. Мастер этот жил ВГИКом, своими студентами и, как говорил мой учитель И.М. Маневич, – матерью, которую хоть и прятал на даче, но боготворил. Сергей Аполлинариевич воспитывался без отца, рано погибшего. Какая судьба у человека! Он сумел выжить, так как честно и талантливо служил преступной власти, и делал это, надо думать, искренне. Русский отец подарил ему «охранный билет», мать – еврейка, вернее всего, талант, силу воли и большевицкую убежденность. О ней мало что известно, о матери одного из самых выдающихся режиссеров и педагогов советского кино. Вот только осталось, что имя, отчество и фамилия. http://a.kras.cc/2014/01/blog-post_1672.html —————————————– http://jennyferd.livejournal.com/1598140.html

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий