Юрий Лисянский: биография, интересные факты из жизни известного человека, кто еще из известных людей родился, умер 13 августя

–>Перейти к: навигация, поиск image Лисянский, Юрий Фёдорович

Годы жизни 1773 — 1837
Место рождения Нежин
Гражданство Российская империя
Годы службы 1786-1809

Основные события

Кругосветное плавание

Вершина карьеры

Капитан І ранга

Награды

Орден св. Георгия 4-го класса

Юрий Фёдорович Лисянский (13 августа 1773, Нежин — 6 марта 1837, Петербург) — первый российский кругосветный мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809), исследователь Тихого океана. В качестве командира шлюпа «Нева» совершил первое русское кругосветное плавание (1803–06)

Биография

Детство

Родился 2 августа 1773 г. в Нежине. Воспитывался в морском кадетском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины.

Служба

В 1788 г., участвовал в войне со Швецией, в ходе которой был в крейсерстве у Гельсингфорса и на корабле «Подражислав» сражался в Гохландском морском бое. Став в 1789 г. мичманом, находился почти во всех основных битвах со шведами на море до окончания войны в 1790 г. В 1793 г. Лисянский стал лейтенантом и в том же году, по велению императрицы Екатерины II, отправлен в числе 16-ти морских офицеров в Англию служить в британском флоте для продолжения образования.

Четыре года совершенствуясь в мореходном деле, участвовал в битвах англичан против республиканской Франции. Особенно был отмечен при захвате в плен французского корабля «Элизабет», хотя и был при этом контужен, сражался с пиратами у берегов Северной Америки.

Ездил по США, некоторое время находился в штате Филадельфия, где имел возможность видеть известного президента США Джорджа Вашингтона, после этого был в Вест-Индии, где охранял английские караваны у побережья Южной Африки и Индии. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, получил звание капитан-лейтенант и назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 г., по совокупности заслуг, за 18 морских кампаний, ему был вручен орден святого Георгия 4-го класса.

Кругосветное плавание

image Маршрут кругосветного плавания с указанием путей «Невы» и «Надежды»

В 1803 году, Лисянский съездил в Лондон, по поручению Российско-Американской компании, для покупки двух шлюпов, которые были приведены им в Кронштадт. Оба шлюпа были назначены в кругосветную экспедицию под руководством его однокашника и друга по Морскому корпусу Крузенштерна. Летом 1803 года оба корабля «Нева» и «Надежда» были готовы к плаванию. Их путь начался с кронштадтского рейда, после чего оба шлюпа — «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г. первый раз в истории российского флота пересекли экватор.

Затем, потеряв из-за тумана «Надежду», «Нева» летом 1804 года пришла к острову Кадьяк, после чего больше года ходила у берегов Северной Америки. Мореплаватели оказали помощь начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову и местным поселенцам в возвращении и восстановлении взятого и разоренного тлинкитами города Новоархангельска, провели научные наблюдения и работы по гидрографии.

Возвращаясь они открыли новые, ещё не нанесенные на карты острова, которые получили названия о.«Лисянского» и о.«Крузенштерна».Примечательно, что остров имени Лисянского, был назван так по желанию команды «Невы». Летом 1805 Лисянский отправился на «Неве» с грузом пушнины в Китай и, уже в ноябре зашел в порт Макао, где встретился с Крузенштерном и его «Надеждой». Впрочем, вскоре после отправления кораблей к мысу Доброй Надежды, они вновь пошли раздельно и опять из-за сильного тумана.

Следуя самостоятельно, Лисянский первым в истории мирового мореплавания сумел провести судно без захода в порты и стоянок от берега Поднебесной до британского Портсмута. Летом 1806 «Нева» под командованием Лисянского, раньше «Надежды» Крузенштерна вернулась в Кронштадт.

В путешествии, Лисянский заново проверил карты Гаспарского и Зондского проливов, внес уточнения в очертания Кадьяка и ещё нескольких островов, у северо-западного побережья Аляски.

Лисянский и экипаж «Невы» стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Крузенштерн привел «Надежду» в Кронштадт, только через две недели.

За кругосветное плавание, Лисянский получил звание капитана 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3 000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10 000 руб.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) — Копенгаген (Дания) — Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) — Флорианополис (Бразилия, Португалия) — Остров Пасхи — Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский (Россия) — Нагасаки (Япония) — Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) — Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) — Ситка (Аляска, Россия) — Кадьяк (Аляска, Россия) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены (Великобритания) — о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) — Портсмут (Великобритания) — Кронштадт (Россия).

После кругосветки

В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

В отставке

Могила Лисянского

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.» (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Семья

Один из сыновей Лисянского — Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892)

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

Монета посвященная плаванию Невы необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания; мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883); бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг; залив в Александровском архипелаге (1908); подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949—1955 годах; полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края; Марка посвященная Лисянскому река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955). В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

См.Также

русский мореплаватель и путешественник 13 августа 1773 249 лет назад  —  6 марта 1837 185 лет назад

Юрий Федорович Лисянский

Юрий Федорович Лисянский родился (2) 13 августа 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе.

Он принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте, до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию.

На родину он вернулся в качестве командира шлюпа «Нева», под командованием И.Крузенштерна совершил первое в русской истории кругосветное путешествие. Сам Крузенштерн командовал кораблем «Надежда». В ходе этой экспедиции был открыт и назван по имени Лисянского один из Гавайских островов.

В 1803 году Лисянский и Крузенштерн стали первыми русскими мореплавателями, пересекшими экватор, в феврале 1804 года корабли «Нева» и «Надежда» оказались в Тихом океане. Здесь Лисянский взял курс на остров Пасхи с намерением подробно исследовать берега, природу и жителей.

В 1804-1805 годах Лисянский со своим штурманом Д.Калининым исследовал остров Кадьяк в Русской Америке и архипелаг Александр. В результате этой экспедиции были открыты острова Крузова и Чичагова.

Осенью 1805 года Лисянский со своей командой по пути в порт Макао в Китае открыли риф Нева и риф Крузенштерна. Из Макао шлюпы «Нева» и «Надежда» отправились в Кантон, откуда проследовали в Кронштадт, где и завершилось первое русское кругосветное плавание.

Лисянский удостоился звания капитана первого ранга. Вскоре после этого он подал в отставку из-за отказа в финансовой помощи для издания его собственной книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле “Нева”».

Юрий Федорович Лисянский умер в Петербурге (22 февраля) 6 марта 1837 года, был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Один из его сыновей – Платон, пошёл по стопам отца, став морским офицером, и дослужился до чина адмирала.

В честь Лисянского названы – остров, открытый им в северо-западной части Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на Сахалине. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

ВконтактеОдноклассникиМой мир Содержание:

В Ю. Ф. Лисянский – выдающийся русский мореплаватель, вместе с Крузенштерном совершивший кругосветное путешествие.

В 

↑ Молодые годы

В 

Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате В«ПодражиславВ» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

В 

↑ Кругосветное плаванье

В 

Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп В«НеваВ» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом В«НадеждаВ». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились. Лисянский взял курс на остров Пасхи. Там он составил карту острова, подробно описал его берега, природу, климат, побывал в племенах аборигенов, собрал о них богатые этнографические данные.

В 

Корабли мореплавателей встретились у берегов острова Нукухива (один из Маркизских островов в Полинезии) и уже вместе взяли курс на Гавайский архипелаг. Здесь их пути опять разошлись: В«НадеждаВ» Крузенштерна последовала к Петропавловску-Камчатскому, а В«НеваВ» Лисянского – к берегам В«Русской АмерикиВ» (так называли русские владения в Северной Америке: Аляску, часть Северной Калифорнии и Алеутские острова). Конкретная его цель – остров Кадьяк на западном побережье Аляски. Там правитель русских поселений А. Баранов известил Лисянского о неспокойной обстановке ввиду конфликтов с местными индейцами.

В 

Лисянский направил свой шлюп на архипелаг Александра, чтобы получить там военную поддержку против взбунтовавшихся индейцев. Эти непредусмотренные события не помешали выполнению главной задачи: в течение 1804-1805 годов Лисянский и его штурман Д. Калинин исследовали остров Кадьяк и острова архипелага Александра. В ходе работы ими были открыты новые острова, получившие названия Крузова и Чичагова.

В 

Обратный путь кругосветного плавания Лисянского начался с острова Ситка. Груженая мехами В«НеваВ» покинула В«Русскую АмерикуВ» осенью 1805 г. и взяла курс на южно-китайский порт Макао, сделал по пути три географических открытия: о. Лисянского и два рифа, названные в честь шлюпа В«НеваВ» и Крузенштерна. В порту Макао судна вновь соединились и отправились в Кантон, еще один китайский порт. Там экипажи обоих кораблей пополнили запасы воды и продовольствия, после чего двинулись в обратную дорогу. Оба судна благополучно достигли юго-восточных берегов Африки, но потом в густом тумане упустили друг друга из поля зрения и вернулись в порт Кронштадт порознь: В«НеваВ» – в 5.08.1806, а В«НадеждаВ» – на две недели позже.

В 

↑ После кругосветного путешествия

В 

Так закончилась первая в истории русского флота кругосветная экспедиция. Лисянский получил чин капитана первого ранга и пожизненный пансион. Он написал книгу о своем путешествии, но адмиралтейств-коллегия ВМФ отказало в финансировании ее издания. Возмущенный Лисянский подал рапорт об отставке и уехал жить в деревню. Свой двухтомный труд он издал на собственные средства в 1812 г. Затем перевел книгу на английский и выпустил ее в Лондоне (1814). А через год книга Лисянского увидела свет в Германии, в переводе на немецкий.

В 

Так вышло, что британцы и немцы по достоинству высоко оценили труд русского мореплавателя в отличие от соотечественников. Умер Ю. Ф. Лисянский в Петербурге в 1837 г. Похоронен на территории Александро-Невской лавры. Его имя дано острову на Гавайском архипелаге, полуострову на берегу Охотского моря и горе на о. Сахалин.

1

Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

2

После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание, которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

3

1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

Самый большой парусный корабль в истории! Сантисима Тринидад

Флагманский корабль пирата Чёрной Бороды! Месть королевы Анны

Флагманский корабль Нельсона! Линейный Виктори

4

На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

5

В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

 

image 

«Общий Морской Список». Царствование Екатерины II. 

image

Родился 2 августа 1773 году в Нежине.

1783 г. марта 16. Поступил в Морской Кадетский Корпус кадетом.

1786 г. марта 20. Произведен в Гардемарины.

1786 — 1788 г. Ежегодно был в плавании в Балтийском море.

1788 г. мая 1. Произведен «за Мичмана».

Июля 6. На 32-пушечном фрегате «П о д р а ж и с л а в» (тип «П а в е л»), командир капитан-лейтенант Федор Яковлевич Ломен, участвовал в Гогландском сражении, после которого был в крейсерстве с флотом у Гельсингфорса.

1789 г. марта 16. Произведен в Мичмана. На том же фрегате, командир капитан-лейтенант Карл Ильич Гревенс, был в крейсерстве с флотом в Балтийском море

Июля 15. На том же фрегате и с тем же командиром, участвовал в Эландском сражении.

1790 г. мая 2. На том же фрегате, с тем же командиром, участвовал в Ревельском сражении.

Июня 22. На том же фрегате, под командованием капитан-лейтенанта Сергея Ивановича Кашинцова, участвовал в Выборгском сражении.

1791 г. Был в кампании с флотом на Кронштадтском рейде.

1792 г. На транспортном судне «Э м м а н у и л» плавал между Кронштадтом и Ригой.

1793 г. января 1. Произведен в Лейтенанты.

Был в плавании в Балтийском море, после которого командирован в Англию волонтером, для службы на судах английского флота.

1794 — 1800 г. На кораблях Британского Королевского флота, плавал у берегов Африки, Азии и Америки и участвовал в сражениях с французскими судами.

1798 г. марта 27. Произведен в Капитан-лейтенанты.

1800 г. Находился в кампании с флотом, у Красной горки.

1801 г. Командовал 24-пушечным гребным фрегатом «А в т р о и л» (Бывший шведский гребной фрегат «Аф-Тролле». Взят в плен у шведов 13.8.1789 во время Первого Роченсальмского сражения), на Кронштадтском северном фарватере.

1803 г. За 18 морских кампаний был награжден орденом Святого Георгия 4 класса.

Издал переведенную ими с английского языка книгу «Движение флотов».

Июня 28. Командуя шлюпом «Н е в а», вместе со шлюпом «Н а д е ж д а», под общим командование Капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна, отправился из Кронштадта в кругосветное плавание к берегам Российских владений в Северо-Западной Америке.

1804 г. Обогнув мыс Горн, заходили к островам Пасхи, Пука-Гива и Сандвичевым; здесь, разлучась со шлюпом «Надежда», отправился к О. Кадьяк и потом к Ситхе, где оказали помощь главному правителю наших Северо-Американских колоний Баранову, в возвращении взятого и разоренного Колошами Новоархангельска.

1805 г. августа 20. Приняв компанейский груз пошел в Кантон; на пути открыли острова: Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне соединился со шлюпом «Н а д е ж д а».

1806 г. Следуя вместе до Игольной банки мыса Доброй Надежды, шлюпы вновь разлучались; после 142-х дневного перехода Лисянский пришел в Портсмут, и оттуда 24 июля прибыл в Кронштадт.

Августа 2. Произведен в Капитаны 2 ранга и награжден за вояж пенсией по 3,000 рублей. Описание его «Путешествия вокруг света» напечатано в 1812 году.

1807 г. Командовал 74-пушечным кораблем «Зачатие Святой Анны» на Кронштадтском рейде.

1808 г. Командуя 66-пушечным кораблем «Э м г е й т е н» (Бывший шведский. Взят в плен 22.6.1890 г во время Выборгского сражения), плавал от Кронштадта до Дагерорда.

1809 г. января 8. Уволен от службы тем же чином.

1837 г. февраль 10. Скончался.

  

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий