Ян Амос Коменский биография – кратко интересные факты и жизнь писателя

Рубрика: Краткие биографии

Ян Коменский является известным чешским педагогом и писателем. Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения.

В рамках краткой биографии довольно сложно подробно описать удивительную жизнь и замечательные труды этого мыслителя. Но вы непременно узнаете о нем все самое нужное прямо сейчас.

Представляем вашему вниманию биографию Яна Коменского.

image

Биография Яна Коменского

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице, что в Чехии. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей.

Детство и юность

В 1604 г., предположительно от чумы, умерли его родители и две старшие сестры. В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года.

После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна. Когда ему исполнилось 19 лет, он крестился и стал священником Богемских братьев.

Окончив обучение в 1614 г., Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи.

image

Стоит заметить, что это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы.

В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом (см. интересные факты о Декарте), имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии.

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете о жизни и трудах Яна Коменского все самое необходимое. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Его называли «учителем народов» и преследовали как протестанта

20.04.2020

Юрген Овенс. Портрет Яна Амоса Коменского

С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.

Просветитель и гуманист

Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).

Ян Амос Коменский

Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.

Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.

Портрет Коменского на банкноте в 200 чешских крон

Фамилия дедушки, а слава мировая

Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.

В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился. Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос.

Рукопись Коменского на латыни и чешском языке, 1611 год

После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».

В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.

В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей

Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).

Читайте также:

8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании

В том же 1627-м Коменский начинает писать один из самых знаменитых своих трудов — «Дидактика», который на чешском языке выйдет в 1632. В 1638-м она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым.

Титульный лист немецкого издания «Великой дидактики», 1876 год

Школа

В его первой школе так нудно и неинтересно преподавали, что еще в выпускных классах Ян задумался о реформировании обучения. Одной из его идей был проект школы с семилетним обучением.

Новшество Коменского состояло в том, что каждому классу выделялись учебные комнаты, учебники и учителя. Это было придумано впервые в истории и стало революцией в образовании. В его методике впервые появились школьные учебники по возрастам, классы и учителя для каждой параллели.

Иллюстрация из книги Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»

По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.

По Коменскому, вся жизнь становится для человека процессом познания и школой. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Учить нужно в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не его вина

Коменский предложил миру рецепт спасения через знания на уровне всеобщей мудрости, или пансофии, — и подходящую этому программу образования: нравственную, систематичную, наглядную и всеобщую.

Перемена мест

Его идеи станут популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои идеи на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки. Его зовут и во Францию, где у него много сторонников. Кардинал Ришелье предлагает ему начать реформы в Париже, обещая выполнить все условия. Но Коменский отказывается.

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где ему предложили провести образовательную реформу. Но замысел не был осуществлён, несмотря на огромную подготовительную работу. В 1648 году умирает вторая жена Коменского, но через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

  • Книги — это инструмент мудрости.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании пригласил Яна Амоса Коменского в Венгрию — начать школьные реформы в городе Шарошпатаке. Это были золотые времена для Коменского: он писал, преподавал и претворял в жизнь свои идеи. Там он попытался осуществить замысел пансофического устройства (пансофия — одна из идей школы Коменского, где учат сразу всему). Учебный план, распорядок дня и методика преподавания строились по книге Коменского «Пансофическая школа».

Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком. (Звучит знакомо, да? Мы все до сих пор учимся по принципам Коменского.)

Читайте также:

Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)

И снова переезд. Когда Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Были потеряны и сожжены рукописи Коменского, пропала огромная библиотека, имущество, а ему пришлось бежать.

На этот раз он отправился в протестантские Нидерланды, в Амстердам. Тут он закончил «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», план реформы человеческого общества в семи частях. Фрагменты книги были опубликованы в XVII веке, а издание целиком считалось утерянным. Но в 30-е годы ХХ века нашли пять частей книги, а весь труд целиком впервые вышел в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи

Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.

Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.

Памятник Яну Амосу Коменскому в Чехии / Фото: Shutterstock (Jan Pohunek)

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.

Юрген Овенс. Портрет Яна Амоса Коменского Читайте также 28 Марта 1592 – 15 Ноября 1670 гг. (78 лет) 4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 273.

Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Ян Амос Коменский, биография которого тесно связана с системой образования, известен инновационными методами обучения, в частности, языкам.

Детство и юность

Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины.

Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос.

Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».

Работа учителем

После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».

В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства.

В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы.

Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.

Преобразования Коменского

В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий.

Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.

Последние годы жизни

В краткой биографии Яна Амроса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов.

Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое».

Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Ян Амос Коменский?

    Начать тест

чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики 28 марта 1592 430 лет назад  —  15 ноября 1670 352 года назад

Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský), великий чешский педагог, родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Его родители были протестантами. Он учился в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии.

Поступив в Гейдельбергский университет, Коменский начал работу над созданием энциклопедии «Театр всех вещей» и полным словарём чешского языка.

Будучи учителем братской школы, он начал писать дидактический труд, но в связи с гонениями со стороны католиков уехал в Польшу, где преподавал в гимназии и продолжал работу над «Великой дидактикой».

Коменский является автором нескольких учебников по языкознанию, физике и астрономии, руководства по семейному воспитанию «Материнская школа».

В 1650 году он стал организатором школьного дела в Венгрии, где попытался создать школу нового типа, обучение в которой длилось семь лет, и у каждого класса были свои учителя, учебники и учебные комнаты. Ему удалось организовать только три класса из семи.

Коменский старался оживить процесс обучения, вызвать интерес детей к знаниям, широко применяя метод драматизации. Он является автором первого в мировой истории учебника с иллюстрациями («Мир чувственных вещей в картинках», 1658), которые представляли собой неотъемлемую часть учебных текстов. Этот учебник выдержал множество переизданий и использовался при обучении вплоть до конца 19 века.

Последние годы жизни Ян Амос Коменский провел в Амстердаме и посвятил их борьбе за мир. Умер педагог 15 ноября 1670 года.

ВконтактеОдноклассникиМой мир image Первые в мире образовательные “бестселлеры”Пророк от педагогикиКто придумал “учиться, учиться и еще раз учиться”“Коменский посадил нас за парты”Министр тайного правительства ЕвропыЗавещание епископа Ян Амос Коменский (1592–1670) — великий чешский педагог, автор ряда важнейших идей классического и современного образования. В марте исполнилось 430 лет со дня его рождения. Оценить актуальность его наследия, а также разобраться в мифах и загадках его биографии РИА Новости помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский. Первые в мире образовательные “бестселлеры” Родился Коменский в чешской Моравии, в религиозной протестантской семье, однако в двадцатые годы XVII века из-за гонений со стороны католиков ему пришлось бежать в Польшу. Спастись от бедности и одновременно завоевать признание в Европе ученому помог написанный им в 1631 году учебник “Открытая дверь к языкам”, совершивший переворот в изучении латыни за счет использования принципа наглядности. image

Учебник “Мир чувственных вещей в картинках”

CC BY-SA 3.0 / / image Страница книги “Мир чувственных вещей в картинках” © Public domain image

Иллюстрация из “Мира чувственных вещей в картинках”

© Public domain 1.

Учебник “Мир чувственных вещей в картинках”

CC BY-SA 3.0 / / 2. Страница книги “Мир чувственных вещей в картинках” © Public domain 3.

Иллюстрация из “Мира чувственных вещей в картинках”

© Public domain Спустя четверть века Коменский выпустил второй свой “бестселлер” — энциклопедическое пособие по латыни “Мир чувственных вещей в картинках”. Для своего времени это был инновационный учебник, в котором изображения впервые стали неотъемлемой частью учебной программы. Учебники Коменского стали “хитами продаж” не только из-за наглядности, но и благодаря другому его изобретению — обучению алфавиту с помощью звукоподражания окружающему миру. Пророк от педагогики В возрасте около двадцати лет Ян Коменский, согласно протестантскому обряду, взял себе второе имя — Амос — в честь ветхозаветного пророка-писателя, известного своей скромностью и самоотверженностью. Подобно пророку, Коменский был выходцем из простой семьи, посвятившим жизнь борьбе с социальной несправедливостью и неравенством. image Картина “Деревенская школа” image Педагог и философ Ян Амос Коменский Кто придумал “учиться, учиться и еще раз учиться”? Коменский верил, что всех можно легко научить всему. Разработанный им метод комплексного созидания личности опирался на идею непрерывного развития в творческом труде с использованием игры. Педагог выделял в образовании личности 12 этапов, или “школ”: от первой “материнской школы”, формирующей фундамент нравственности, до последней “школы достойного ухода из жизни”. “Коменский посадил нас за парты” Самый популярный миф о Коменском — приписывание ему авторства классно-урочной системы, предполагающей уроки по 45 минут, разделение учеников по возрасту, привычные нам четверти и каникулы. image

Миф утверждает, что эта идея пришла педагогу в детстве при наблюдении за отцовской мельницей. Три жернова — самый грубый, более мелкий и последний, производящий качественную муку — якобы стали прообразом трех ступеней образования.

На самом деле, классно-урочная система, по мнению некоторых специалистов, отличающаяся авторитарностью, была создана иезуитами еще во второй половине XVI века и получила оформление в деятельности германских педагогов-протестантов — Филиппа Меланхтона и Иоганнеса Штурма. Министр тайного правительства Европы Однако Коменский умело применял классно-урочную систему при реформировании образования в Венгрии и Швеции, куда его приглашали как именитого ученого-педагога. К концу жизни Коменский поселился в Амстердаме, став очень влиятельной фигурой. Самый фундаментальный и загадочный из его трудов — “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих” (обнаруженный чешскими историками только в 30-е годы ХХ века) — описывает проект организации, подобной современному Совету Европы. “Совет” должен был поддерживать и координировать развитие европейских народов, приводя его “в соответствие с Божьим Промыслом”. image Портрет чешского педагога Яна Амоса Коменского CC BY-SA 4.0 / Richard Huber / Анализируя этот текст, ученые пришли к выводу, что в середине XVII века в Амстердаме и Лондоне действовал кружок влиятельных политиков и интеллектуалов, считавших себя тайным европейским правительством. Великий педагог, видимо, играл в этом кружке роль “министра образования”. Завещание епископа Будучи уже известным ученым, Коменский принял сан епископа чешской протестантской церкви, к которой принадлежал с рождения. Всю жизнь педагог настаивал на том, что целью образования должно быть спасение бессмертной человеческой души. 1 / 3 Музей Яна Коменского в Пршерове, Чехия CC BY-SA 4.0 / Jiří Komárek / 2 / 3 Педагогический музей Яна Коменского в Праге CC BY-SA 3.0 / Simej / 3 / 3 Педагогический музей Яна Коменского в Праге CC BY-SA 3.0 / Simej / Подчеркивая приоритет воспитания перед простым распространением знаний, Коменский заметил в одном из трудов, что “образование у человека, который отвращается от добродетелей, — что золотое кольцо в носу свиньи”. ___________________________________________________ Михаил Богуславский — Председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. 09:00 02.04.2022 (обновлено: 10:41 14.04.2022)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий