«Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…». 95 лет со дня рождения Владимира Богомолова

image

Владимир Богомолов… Многие наверняка читали замечательнейший роман “Момент истины”, переведенный на многие языки, переживший сотню изданий, смотрели одноименный фильм Михаила Пташука (слабенький, надо сказать). По его повести “Иван” Андрей Тарковский снял “Иваново детство”.

Официальная биография:

Далее материалы Ольги Кучкиной:

1. КТО БЫЛ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?

В ответ на эту https://www.kp.ru/daily/23432/35535/ публикацию пришли два письма.

Письмо № 1

Письмо № 2

В то же время не могла не признаться самой себе, что и у меня возникали вопросы при встречах с Богомоловым. Почему нигде или почти нигде нет его фотографий? Почему на самом деле не вступил в Союз писателей? Почему запрещал писать о себе?

Н. Г. Холодовская:

— Видимо, с тех пор он состоял на учете. За ним всегда водились странности, он всегда был очень нервным. Если не знал урока, мог выскочить из-за парты и выбежать из класса. У него было даже прозвище Пробка. Когда началась война, он с матерью и старшей сестрой Катей был в эвакуации в Татарской АССР, в селе Бирючевка Микулинского сельсовета Бу-гульминского района. Работал учетчиком в колхозе “Новый мир” до конца 1942 года. И вдруг неожиданно исчез. Мать считала его погибшим и была поражена, когда он после окончания войны явился живой и невредимый.

— Где же он был и что делал все эти годы?

Военные записки художника и писателя Леонида Рабичева только что появились в февральском номере журнала “Знамя”. Я позвонила Леониду Николаевичу.

Из автобиографии В. О. Богомолова:

“Отправиться в армию меня подбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себе два года, что сделать при записи добровольцем было просто”.

— Богомолов? Ну, он же фантазер!.. Мы познакомились в 1947 году. Тогда у него было две фамилии: Войтинский и Богомолец. Нас свел его близкий школьный друг Алексей Штейман, позднее известный художник-монументалист, женатый на Эрне Ларионовой, с которой был знаком я. Володя Войтинский-Богомолец ходил в литобъединение при журнале “Октябрь” и жил на Арбатской площади в доме, которого теперь нет. Там строили метро, было шумно, и он искал места, где писать. Я представил его своему знакомому профессору-американисту, и Володя жил две зимы у него на даче. Там он женился на своей первой жене Светлане Суворовой, которая родила сына Александра, почему-то отец позже переменил его имя на Иван. А с июня по сентябрь 1948 года я жил у себя на даче, а Володя жил у меня в квартире. В 1949 году он начал писать повесть “Иван” и все время расспрашивал меня про войну, а я ему рассказывал. Так что в его произведениях — моя война. Особенно — в “Августе сорок четвертого”. Там мой путь, путь моей армии. Я отдал ему для работы свыше ста моих личных писем, которые позже он мне вернул. Это уж потом он проехал по моему маршруту: Смоленск–Минск и так далее, чтобы все увидеть своими глазами. В чем его сила — в точности и систематике. Он много работал в архивах. Когда я пришел однажды к нему в гости, то был поражен: во всю стену от пола до потолка располагалась картотека на каждый день войны.

— А почему вы сказали, что он фантазер?

— Ну вот, у Алексея умер отец, швед, Штейман — шведская фамилия. И в день его смерти Володя вдруг говорит мне, какой это был плохой человек. А на поминках выступает и говорит, какой это был хороший человек. Я подхожу к нему, спрашиваю: Володя, как же так, когда ты говорил правду? Он, не говоря ни слова, поворачивается и уходит. С тех пор мы раздружились.

— Что же означают эти фантазии?

— Я не знаю. Я знаю только, что он придумал себе биографию. Командир отделения, помкомвзвода, ордена, медали — ничего этого не было. Он и в Союз писателей не вступал, поскольку надо было заполнять анкету. Есть воспоминания Бориса Васильева, как они вместе с Василем Быковым приходили в гости к Богомолову. Васильев пишет, что, когда заходила речь о войне, Богомолов молчал, улыбался и предлагал очень вкусные закуски. Не знаю, было это при второй жене или при третьей. Он любил женщин и пользовался у них успехом. Васильев считал, что он молчал, потому что у него была слишком тяжелая война.

— А могло быть, что он служил в войсках Смерш скрывал это?

— Нет. Хотя он мне говорил, что в конце 1942 года его мобилизовали и он попал в эти войска, но пробыл в них всего ничего, так как рассказал какой-то анекдот, и его посадили, при этом били сильно по голове, отчего он получил инвалидность и ходил со справкой.

— Школьные друзья объясняют происхождение справки по-другому.

— Я же говорю, он фантазер. Он был талантливый человек. Он начал писать про войну и отождествил себя со своими героями. Он сочинил себя. Имеет человек право сочинить себя? Я считаю, что это подвиг — сочинить человека!

— У вас есть фотографии той поры?

— У меня есть снимки, где все мы в маскарадных масках. У нас были бесконечные маскарады.

…Я решила, что не отрекусь ни от одного слова в “Победителе”. Моей задачей было честно записать наши разговоры и честно выразить отношение к писательскому дару и свойствам характера писателя Владимира Богомолова.

Тайна, которая чудилась мне, существовала:

был нервный срыв;В 

были странные фантазии впечатлительного, художественно одаренного человека.

2. “АВТОБИОГРАФИЯ

ВЫМЫШЛЕННОГО ЛИЦА”

Он был уникален, этот удивительный Владимир Богомолов, оставивший нам загадку, над какой уже схлестнулось множество людей — всерьез, до крови (литературной, слава Богу).

“Клеветники” захотели отнять у Богомолова военную биографию — вот главный тезис разгневанных оппонентов.

Но ни Леонид Рабичев, офицер-фронтовик, художник и писатель, близкий друг Богомолова в 50–70-е годы, ни известная художница Наталия Холодовская не походили на клеветников и лгунов. Один — светлый, добрый человек, который любил Богомолова и впервые заговорил о прошлой жизни только потому, что его об этом спросили. Другая — понимая, что факты жизни Богомолова искажены, хотела всего-навсего восстановить истинное положение дел.

Тон, в духе прокурора Вышинского, оставляю без внимания. Внимание пришлось сосредоточить на опубликованной оппонентами страничке из военного билета Богомолова.

“Июнь–октябрь 1941 г. — курсант Воздушно-десантной школы.

С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. — командир отделения разведки 6-го гвардейского Воздушно-десантного полка.

Апрель 1942 г. — ранение и контузия…”

Разночтения ставили в тупик.

Документ № 1 — из Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны РФ:

Документ № 2 — из Центрального архива Минобороны России:

Документ № 3 — из Архивной службы Вооруженных сил Российской Федерации:

Документ № 4 — из Российского государственного военного архива:

Документ № 5 — из Центра розыска и информации Общества Красного Креста:

Документ № 6 — оттуда же:

Документ № 7 — из Центра общественных связей ФСБ:

Из автобиографических заметок: “…дед в 25 лет вернулся с русско-японской войны кавалером двух Георгиевских крестов… в 1916 году стал полным Георгиевским кавалером”.

И опять я восхищаюсь убедительностью и реалистичностью деталей, которые выдают незаурядный творческий дар (“В кригере” — тот же сюжет!).

В действительности его отец — Иосиф Савельевич Войтинский, известный юрист-правовед, крупнейший специалист по зарубежному трудовому праву, автор учебника по советскому трудовому праву, родился в семье преподавателя математики реального училища, впоследствии профессора Лесного института, либерально мыслящего разночинца. Мать, как уже говорилось, — Надежда Павловна Тобиас, дочь юриста из Вильно. В первом браке она сопровождала мужа в длительной командировке во Францию. Знала французский. Дружили семьями с Семашко. Когда муж получил перевод в Аргентину, отказалась поехать с ним и вернулась в Россию. Замужем за Войтинским не была, сына родила вне брака, но Иосиф Савельевич признал ребенка, дал ему свою фамилию, навещал его, мальчик бывал в семье отца.

Где же тут место деревенскому деду-каторжнику, если питерский дед всю жизнь преподавал в Питере и сведений о его военной карьере нет, а успешный виленский стряпчий Пинхус Беркович, он же Павел Борисович, должен был родиться в 1880 году (“в 25 лет вернулся с русско-японской войны”), и тогда выходит, что мать Володи появилась на свет у семилетнего отца (год ее рождения — 1887-й)…

Оппоненты нынче развернулись: да кто ж этого не знает! Не знали. И меня укоряли: ты с ума сошла, какой Войтинский, какой Богомолец!.. Сейчас подтверждают, что в 1953 году Войтинский принял фамилию матери Богомолец, а в 1958-м вошел в литературу как Богомолов.

Отсечь свое прошлое. Отсечь свой род. Целую жизнь провести, как в окопе, зорко вглядываясь в передвижение людей, фактов, событий, “отстреливаясь” при любом тревожном поводе. И — писать. Сколько мужества, сколько горечи и какое одиночество. Личная и общая история переплелись корявыми корнями.

Война тянула к себе Богомолова. Войной был пропитан. Войну избрал как стержневую основу творчества. И одержал победу. Он был гений систематики. Как добывал документы в архивах — излагал со смешком игрока, обыгравшего всех. Зато и знал войну как никто. Его сила — в правде факта, правде документа.

P. S. …Уже когда все было кончено, то есть сказано (с горечью), и приведены (с горечью же) полученные документы, в некоей газете выступил некий журналист с вторичным пылким указанием: снова отойти от святыни. С цитированием той же “коллективки” и игнорированием фактов – не в них, дескать, дело. А в чем? Кто-то когда-то сказал ему (возможно, пошутив), что у него честь белого офицера, с тех пор он вообразил себя как бы уполномоченным от всего белого офицерства судить других, не столь, в его рассуждении, белых, возводя субъективную напраслину и не отдавая себе отчета в бесчестии, какое из того проистекает. Стоять на страже мифа в противовес фактам – из жизни не белой России, а Советского Союза. Но Бог ему судья.

Источник http://magazines.russ.ru/neva/2006/1/ku19.html

image

Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов (до 1953 года Войтинский) родился 3 июля 1924 года в крестьянской семье в небольшой деревне Кирилловка (по другим данным Кириллово) Московской губернии.

Окончив в школе 7 классов, в 1939 году вынужден был уехать в Крым работать счетоводом, затем моряком, а далее – помощником тракториста, для того, чтобы оказать помощь своей семье. В 1941 году вернулся в Москву.

Вначале Великой Отечественной войны добровольно отправился служить в Московский противопожарный полк. Отказавшись ехать в эвакуацию в Татарскую АССР, куда 26 июля 1941 года были направлен он сам и все члены его семьи — сестра и мать, стал курсантом полковой школы младших командиров воздушно-десантной бригады и попал на Калининский фронт под Москвой. В апреле 1942 г. был тяжело ранен, предположительно в ходе апрельских боёв под Вязьмой 4-го воздушно-десантного корпуса во время Ржевско-Вяземской операции. Попал в госпиталь в Ташкенте, а затем в Бугульме (по месту эвакуации его семьи).

В июне 1943 года его повторно отправили в армию, где он принимал участие в войсковой разведке, форсировании Днепра, военных действиях на Северном Кавказе, освобождении Тамани, Житомира, Кировоградской наступательной операции. В начале 44-го года был вторично ранен, провел продолжительное время в госпитале. Получил Орден Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии.

Осенью 44-го года перевелся из войсковой разведки в органы военной контрразведки — Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР, где через год получил звание командира разведроты. Дальнейшая служба проходила на Камчатке. В 1948 году Богомолова направили на Украину для борьбы с бандеровцами, где он получил звание лейтенанта. В конце 49-го был уволен в запас по состоянию здоровья.

После войны, в 1952 году Богомолов экстерном окончил среднюю школу, после чего поступил в Московский государственный университет на специальность «Русская литература». На втором курсе обучение бросил.

Литературная биография Владимира Осиповича Богомолова началась в 1958 году с повести «Иван», в которой описывается трогательная история о мальчике-разведчике, погибшем на войне. Это произведение принесло Богомолову большую известность – оно было переведено на 50 языков и опубликовано более 200 раз. Позже, в 1962 году по мотивам этой повести был снят фильм «Иваново детство» (режиссер – А. Тарковский).

Вторым литературным детищем Владимира Осиповича стало произведение «Зося», в основе которого лежал сюжет военной тематики. Подобный характер имели и небольшие рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком». Далее была создана серия повестей на бытовые темы: «Сосед по палате», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по квартире», «Участковый».

В 1974 году Богомолова захлестнула новая волна популярности, когда он выпустил роман «Момент истины» (второе название – «В августе сорок четвертого…»).

Тема Великой Отечественной войны была главной в творчестве Владимира Осиповича, и он постарался раскрыть в своих произведениях все ее стороны.

Книги В. Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси.

Награжден Орденом Отечественной войны первой степени, Орденом «Знак Почёта», Орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году Богомолов удостоился диплома и медали ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу».

Писатель ушел из жизни в Москве 30 декабря 2003. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лучшие книги автора

Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов родился 3 июля 1926 года (по другим данным 1924) в деревне Кириллово под Москвой.

Богомолов разделил типичную судьбу военного поколения. В 1938 году окончил семь классов средней школы № 71 КиОНО г. Москвы (5-й и 6-й классы окончил в школе № 62 ФрОНО), бросил школу (экзамены за 8-й класс сдал экстерном уже в г. Севастополе) и в июле 1939 уехал работать счетоводом, моряком, помощником моториста в селах Туак, Куру-Узень в Азово-Черноморском «Рыбтресте» Алуштинского и Ялтинского районов Крыма для оказания помощи семье. В мае 1941 вернулся в Москву. В начале Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки, был ранен, награжден. Богомолов прошел немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. Был тяжело ранен в апреле 1942, предположительно в ходе апрельских боёв под Вязьмой 4-го воздушно-десантного корпуса во время Ржевско-Вяземской операции, попал в госпиталь в Ташкенте, и затем в Бугульме (по месту эвакуации его семьи).

В сентябре 1944 переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

В 1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки.

В июне 1952 экстерном закончил среднюю школу рабочей молодёжи № 57, в 1952-1954 годах обучался на специальности «Русская литература» в Московском государственном университете. На втором курсе оставил университет, признав для себя некоторый разрыв между преподаваемыми академическими и прикладными знаниями в области литературы, только в последних из которых, по его мнению, он нуждался. С момента выхода повести «Иван» и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения

Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ ее главного героя стал безусловным открытием в русской литературе 1960-70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10-11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Богомолов входил в литературу отнюдь не как начинающий писатель. По строгому стилю, зрелому, реалистическому взгляду на жизнь читатели угадывали за строками повести руку настоящего мастера. А.А. Тарковский поставил по произведению Богомолова фильм «Иваново детство» (1962), получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1963.

Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью и одновременно проста по стилю, сурова по тональности. Критики увидели в ней «вещь переходную», представляющую собой особую ступень в движении писателя к будущему роману. «Зося» также была экранизирована (реж. М. Богин, 1967).

Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стих, в прозе И.С. Тургенева, короткими рассказами И. Бунина, А. Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М. Пришвина, Е. Зозули, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева, В. Солоухина.

Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого…» (второе название — «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя — стремление к правде).

Роман оригинален по композиции. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности.

В 2000 реж. М.Н. Пташук снял фильм «В августе 44-го» по мотивам произведения Богомолова.

В 1990-е Богомолов работал над повестью «В кригере» об армейской жизни на Дальнем Востоке после Великой Отечественной войны и над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…».

В 1995 вступил с публичную полемику с Георгием Владимовым о роли генерала Власова в судьбе России.

Владимир Богомолов скончался утром 30 декабря 2003 года от тяжелого и продолжительного онкологического заболевания.

Биография

Произведения

В данном разделе собраны биографии писателей различных жанров с указанием интересных фактов из жизни автора, его наград, премий. Здесь же Вы можете найти информацию о библиографии того или иного автора и экранизациях его произведений.

Раздел постоянно наполняется и в этом нам помогают участники проекта. Если у Вас есть желание присоединиться к работе по наполнению раздела, Вы можете это сделать здесь.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все авторы

Автор дня

Все авторы

В этот день в истории

Литературный календарь

Популярные биографии

3 июля 1924 г. деревня Кириллово, Московская губерния, СССР 30 декабря 2003 г. литература 20 века , советская литература , исторические любовные романы

Известный советский писатель Владимир Осипович Богомолов, который до 1957 года носил фамилию Войтинский, родился в крестьянской семье в небольшой деревне Кирилловка, что под Москвой. Учился в московской школе, которую вынужден был бросить после седьмого класса, чтобы в 1939 году отправиться работать в Крым. За два последующих года успел испробовать работу счетовода, моряка, помощника моториста в нескольких селах Крыма.

После начала Великой Отечественной войны, вернувшись в Москву, добровольно записался в московский противопожарный полк. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки. За годы войны Владимиру Осиповичу пришлось участвовать в различных боевых действиях в Подмосковье, на Кавказе, в Польше, Украине, Германии. В боях под Москвой был дважды тяжело ранен, впоследствии награжден медалью. В Германии служил в аналитическом отделе ГРУ, после чего был арестован, попал во внутренную тюрьму МГБ во Львове, через год освобождён, срок пребывания в тюрьме по решению Военной прокуратуры зачтён как офицерский стаж, комиссован с II группой инвалидности. Затем вышел на пенсию в 1951 году. С армии демобилизовался в конце 1951 года, после чего пробовал продолжить свою учебу, экстерном окончил среднюю школу, обучался в Московском государственном университете на специальности «русская литература». Но бросил учебу после второго курса. Женился в 50-х годах, в браке родился единственный сын.

В1958 году Богомолов начинает свой литературный путь, выпустив в свет повесть «Иван», по которой позже сняли знаменитый фильм «Иваново детство». Образ главного героя был открытием того времени в русской литературе. Ведь это был простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и в свои 10 лет полностью отдать себя войне. После 1964 года в творчестве Владимира Осиповича наступает кризис, который продлится десять лет. И только в 1974 году выходит его новое произведение «В августе сорок четвертого…».

В 1990-е годы занимал активную гражданскую позицию, пытаясь помочь офицерам лишенным всех льгот. В 2003 году Богомолов удостоился диплома и медали ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу»

Ушел из жизни писатель в конце декабря 2003 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Интересные факты:

– Существует альтернативная биография Владимира Богомолова, по которой он под другой фамилией с июля 1941 по май 1942 жил в Татарской АССР вместе с матерью. Этот факт и исторические документы подвергают сомнению всю военную биографию писателя и сам факт прохождения военной службы.

– До конца жизни Владимир Осипович отказывался вступать в Союз писателей.

– Владимир Богомолов входил в число избранных, кто имел допуск «три К» — свободный доступ к закрытой части любых архивов.

– Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов.

  • 100 книг для школьниковПодборки
  • Список Бориса Стругацкого: книги, которые можно перечитывать бесконечноПодборки
  • Книги про Великую Отечественную войнуПодборки
  • Книги о Великой Отечественной войнеПодборки
  • Дети войныПодборки
  • Меньше 100 страницПодборки
  • Непопулярные книги о Великой Отечественной войнеПодборки

Цитаты из книг автора

Правду приходится охранять путём неправды.

Иосиф Сталин

…еда – самое интимное общение человека с окружающей средой.

Нет. У меня нет родственников. Одна мать. И та не знаю, где сейчас…

Иван

Военная форма – стянутая в талии широким ремнем, отутюженная гимнастерочка, юбка, плотно обогащая крепкие бедра, и хромовые сапожки на стройных ногах — все ей очень идёт: военфельдшер так хороша, что я стараюсь на неё не смотреть.

Все цитаты Владимир Богомолов →

image

Экранизации

Иваново детство (реж. Андрей Тарковский), 1962г. В августе 44-го (реж. Михаил Пташук), 2001г. 18. image Последний лист 19. image В списках не значился 20. image Последнее дело Холмса 21. image Пляшущие человечки Весь рейтинг

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий