Владимир Якунин — Биография, фото, личная жизнь, новости, где сейчас 2018

Биография

Якунин Владимир Иванович – государственный и общественный деятель, бывший президент ОАО «РЖД», дипломатический работник, научный сотрудник и преподаватель факультета политологии МГУ.

image
Владимир Якунин на трибуне

Выходец из советской разведки, В.И. Якунин после нескольких лет деятельности в инвестиционном и банковском бизнесе переходит на государственную службу, где в сферу его ответственности попадает железнодорожный транспорт.

В процессе реформы Министерство путей сообщения переформатируется в акционерное общество «Российские железные дороги», которые Якунин возглавлял на протяжении 10 лет. К 2015 году РЖД вышли на третье место в мире по объему грузоперевозок, будучи крупнейшим работодателем в России.

Детство и юность

Владимир Иванович Якунин родился в 1948 году во Владимирской области. Его детские годы прошли на эстонском побережье Прибалтики, где трудился отец – военный летчик. В 14-летнем возрасте переехал в Ленинград. Здесь получил высшее образование – окончил с «красным» дипломом Военмех.

image
Владимир Якунин

После учебы устроился в Государственный институт прикладной химии – по диплому его специальность была связана с разработкой баллистических ракет. Именно к этому времени относится информация о том, что Якунин связал свою судьбу со спецслужбами (с его собственных слов, работе в разведке он отдал 22 года своей жизни).

Владимир Якунин вспоминал в своих мемуарах, что в советской разведке видели два основных способа влияния на человека: через компромат и через дружбу, а сам он всегда предпочитал именно второй подход,

«так как возникающие при нем отношения гораздо надежнее и эффективнее».

В 1977 году Якунин заканчивает учебу в Краснознамённом институте КГБ СССР и переходит на работу в Госкомитет Совмина СССР по внешнеэкономическим связям на должность старшего инженера. По словам Якунина, это одно из ведомств, использовавшееся советской разведкой как официальная вывеска для работы за рубежом. С 1982 три года руководит отделом по работе с иностранцами в ленинградском Физтехе.

Государственный деятель Владимир Якунин

В 1985 году получает свою первую зарубежную командировку – отправляется в Постоянное представительство СССР при ООН в Нью-Йорк. Якунин работает в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях, и одновременно трудится на Первое главное управление КГБ.

Находясь в США, он постепенно разочаровывается в непогрешимости и идеологической чистоте советского руководства, наблюдая за тем, как партийные бонзы время от времени прилетают в Нью-Йорк, но вместо работы часто предаются развлечениям, покупают предметы роскоши за государственный счет. Семья Якуниных возвращается в Советский Союз незадолго до его распада в 1991 году и видит перед собой уже совсем другую страну.

Бизнес

В 1991 году Владимир Якунин покидает государственную службу и начинает собственные бизнес-проекты в Санкт-Петербурге. В частности, создает предприятие по привлечению зарубежных инвестиций «Международный центр делового сотрудничества» – одну из первых в России площадок, ориентированных на организацию взаимодействия отечественных и иностранных компаний. Для работы Якунин и его партнеры арендовали бывший «Дом политпросвещения».

Владимир Путин и Владимир Якунин

Благодаря сфере деятельности Международного центра Якунин сближается с Владимиром Путиным, работавшем в те годы в петербургской мэрии и курировавшим внешние экономические связи города. Как пишет Якунин в своих воспоминаниях, Путина среди его коллег выделяла его способность держать слово.

Якунин активно зарабатывал деньги и интенсивно пользовался открывшимися в стране экономическими возможностями, включая в свою деятельность представителей нынешней экономической и политической элиты. При этом бизнесы были абсолютно разнопрофильными. Например, с братьями Фурсенко и Юрием Ковальчуком в он создал фирму «Темп», которая производила фильтры для очистки воды. С тем же Ковальчуком Якунин потом создал банк «Россия».

Дачный кооператив «Озеро»

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным, Юрием Ковальчуком, Сергеем и Андреем Фурсенко и еще тремя бизнесменами создал дачный кооператив «Озеро». Как отмечал Якунин в интервью МК, территорию выкупили у самозахватчиков и благоустроили.

«Туалеты, как в известном фильме, с выгребными ямами стояли на берегу озера, и никого это не колыхало. Мы с властями регионам договорились и провели переговоры со всеми самозахватчиками, потому что мы были тогда официальными приобретателями прав на аренду и покупку земли. Как сейчас делают? Пустили бульдозеры, все снесли. Мы пошли по другому пути: с каждым договорились и предложили на территории, которую совхоз выделил, построить им нормальные домики».

Дом Якунина и дачи его товарищей по кооперативу были построены из дерева, некоторые имели выход к водоему. Площадь дачи, по воспоминаниям, составляла приблизительно 240 квадратных метров.

Государственная деятельность

В 1997-2000 годах Владимир Иванович Якунин возвращается на госслужбу. Возможно, его пригласил Путин – он руководил Главным контрольным управлением при президенте РФ, начальником Северо-Западной окружной инспекции которого стал Якунин.

В октябре 2000 года Владимир Якунин назначен замминистра транспорта РФ. Его основной задачей стало налаживание взаимодействия различных частей транспортной инфраструктуры страны – в первую очередь, железнодорожной и портовой.

Владимир Якунин в 2000-е годы

В феврале 2002 года он полностью переходит на работу в железнодорожную отрасль, получив должность заместителя министра путей сообщения. Это период полномасштабной реорганизации ведомства, которая заканчивается в сентябре появлением ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В октябре Якунин Владимир Иванович входит в топ-менеджмент компании, а с лета 2005 года возглавляет ее.

Теперь Якунину нужно перевести деятельность бывшего министерства путей сообщения на рыночные рельсы. Во главе РЖД Владимир Иванович Якунин становится лоббистом больших инфраструктурных проектов: реконструкции Транссиба и БАМа, появления высокоскоростного ж/д сообщения («Сапсаны»), строительства железнодорожных подходов к морским портам в Ленинградской области.

Владимир Якунин и его сын Андрей (слева)

Якунин дал старт модернизации компании – были обновлены крупные вокзалы, в них появились популярные сети кафе и предприятий быстрого питания, проведено благоустройство привокзальных территорий и парковок. Были запущены новые типы поездов: «Ласточки» – дневные экспрессы, соединяющие соседние регионы, «Стрижи» – двухэтажные составы. В Москве появился «Аэроэкспресс». РЖД начали продавать билеты онлайн.

РЖД принимали активное участие в создании железнодорожной инфраструктуры Усть-Лужского порта, одного из крупнейших транспортных проектов, реализованных в России за последние десятилетия. На голой земле был построен крупный порт, который сегодня является главными торговыми воротами страны на северо-западе и позволяет не платить транзитные пошлины за пользование портами стран Прибалтики.

Владимир Якунин в кителе президента РЖД

При Якунине прошел ребрендинг РЖД – на смену синему фирменному стилю и зеленым поездам пришли оттенки красного и серого.

«Самой амбициозной задачей за всю свою жизнь» Владимир Якунин считает подготовку к сочинской Олимпиаде – строительство нового вокзала в Адлере и возведение с нуля большей части региональной транспортной инфраструктуры.

Во время работы Якунина в РЖД компания начала экспансию на внешние рынки. Так, в 2012 году у PSA Peugeot-Citroen за 800 млн был приобретен логистический оператор Gefco, присутствующий сегодня в большинстве стран мира, а среди его основных клиентов – ведущие производители, такие как “Пежо”, “Сименс”, “Бош”, “Икеа”, “Проктер энд Гэмбл”. Был подписан контракт на реконструкцию железных дорог в Сербии.

Владимир Якунин и президент России Владимир Путин в “Сапсане”

В 2012 году В.И. Якунина избрали председателем Международного союза железных дорог.

В 2014 году Якунину был присвоен ранг Чрезвычайного и полномочного посла.

После ухода из РЖД в 2015 году Якунин отказался от возможности стать сенатором от Калининградской области, поскольку выбрал для себя деятельность в сфере международных отношений.

Владимир Якунин передает пост главы РЖД Олегу Белозерову

На протяжении многих лет, в том числе будучи главой РЖД, Якунин называл своей задачей установление равноправного диалога между странами и цивилизациями, в частности примирения России и Запада. Для этого он создал и возглавил фонд «Диалог цивилизаций», ежегодно проводящий политический форум на Родосе, где собираются российские и западные политологи.

С 2016 года под руководством Владимира Якунина в Берлине работает исследовательский институт «Диалог цивилизаций».

Критика

В 2010 году имя Владимира Якунина упоминалось в контексте скандала о финансировании пророссийской Центристской партии Эстонии.

В 2013 и 2014 годах оппозиционеры критиковали Якунина за нежелание публиковать сведения о своей зарплате в РЖД. В 2015 году Владимир Якунин впервые раскрыл эту информацию – его доходы за 2014 год составили 93,5 млн. рублей.

Владимир Якунин

В августе 2018 года Якунина обвинили в подготовке к эмиграции, заметив его в консульстве Германии при получении визы, дающей право на жизнь и работу в ФРГ. Представитель Якунина Григорий Левченко отметил, что нет ничего необычного в получении рабочей визы страны, где расположен главный офис «Диалога цивилизаций» – без этого невозможно легально управлять институтом.

Личная жизнь

Владимир Якунин женат. Со своей супругой, Натальей Викторовной, познакомился в 9 классе, поженились на четвертом курсе «Военмеха».

Наталья Якунина

В начале «нулевых» была предпринимателем. Занимается благотворительностью. Глава и соучредитель женевского фонда «Диалог цивилизаций». У Якуниных два сына и четыре внука.

Владимир Якунин сейчас

Сейчас В.И. Якунин возглавляет фонд «Диалог цивилизаций», занимается благотворительностью и научно-исследовательской деятельностью.

Интересные факты

  • Когда Соединенные Штаты и ЕС ввели санкции против высокопоставленных российских чиновников, в поддержку Якунина с открытым письмо выступили профессора университетов из США, Британии, Канады, Италии, Австрии, Германии. В результате Владимир Якунин не был включен в европейский санкционный список.
  • Якунин является основателем и руководителем ряда благотворительных организаций. Основанный им фонд Андрея Первозванного восстановил традицию принесения в Россию из Иерусалима Благодатного огня. Именно тогда, в 2003 году, в возрасте 54 лет Владимир Иванович пришел к сознательной вере.
Владимир Якунин приносит благодатный огонь из Иерусалима
  • В книге «Коварная колея» Якунин рассказывает, как спросил однажды президента компании Siemens, почему Меркель не использует в общении с представителями России русский язык, которым неплохо владеет. А через некоторое время канцлер пригласила его на встречу и рассказала, что это связано с историей из ее детства, когда советский солдат украл у нее велосипед. Владимир Иванович в ответ сказал, что готов скупить все велосипеды в соседнем магазине, если это может хоть чем-то помочь исправить ситуацию.
  • В 2005-2007 гг. становится сначала кандидатом, а затем доктором политических наук. С 2010 года – заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ.
  • Имеет государственные награды, а также ряд наград Русской православной церкви.

Владимир Иванович Якунин (Vladimir Yakunin), экс-президент РЖД, фигура дискуссионная и неоднозначная. Многие критикуют его за скандалы во время работы на российских железных дорогах. С другой стороны, трудно спорить с тем, что то, как выглядят РЖД сегодня – это его наследие. Так кто такой Владимир Якунин – непонятый гений или обычный российский чиновник? Попробуем разобраться.

Откуда взялся Владимир Якунин

Будущий главный железнодорожник родился в 1948 году в Меленках (Владимирская область), в обычной советской семье – его родители не были ни партийными функционерами, ни выдающимися учеными. Отец служил в вооруженных силах, что влекло за собой частые переезды. До 16 лет Владимир Якунин жил в Прибалтике, в которую он так и не возвращался после отъезда в Ленинград, но, как оказалось позднее, про которую он совсем не забыл.

Именно Ленинград Якунин Владимир Иванович в дальнейшем называл своей родиной. В Северной столице он поступил в Военмех, где учился проектированию ракет дальнего радиуса действия. После вуза успел отработать несколько лет в Научно-исследовательском институте прикладной химии в Сергиевом Посаде.

Но судьба решила, что Якунину не суждено стать инженером. В 1975 году его призвали в Советскую армию, а после прохождения службы – заметили в КГБ. Владимир Якунин получает обучение в учебном заведении, ныне называющимся Академией внешней разведки, и вплоть до распада СССР работает в силовых структурах. Его специализацией была научно-техническая разведка.

В 1985 отправился в свою первую и последнюю зарубежную командировку – в постпредстве СССР в Нью-Йорке. Работая под прикрытием и обеспечивая поездки в США советских партийных бонз, Якунин постепенно разочаровывается в социалистических идеях – он видит, что поведение представителей номенклатуры за рубежом совершенно не вяжется с тем, что они говорят на родине.

После распада Советского Союза Якунин В.И. вернулся в Россию и навсегда покинул спецслужбы.

На пути к богатству

Широко распространена точка зрения, что Владимир Якунин приобрел свое состояние во времена работы в РЖД. На самом деле это не так – как это ни удивительно, но Владимир Иванович был одним из первых предпринимателей новой России. Весьма успешным предпринимателем.

Вернувшись из США в Санкт-Петербург, В.И. Якунин обнаружил множество возможностей для заработка денег, основываясь на идеях, почерпнутых в Америке. Первый же его бизнес – создание биржи – «Международного центра делового сотрудничества». По иронии судьбы, предприятие он открыл в одном из офисов бывшего Ленинградского обкома коммунистической партии. В «Доме политпросвещения», будучи первым секретарем обкома комсомола, в свое время работала Валентина Матвиенко.

На ниве деловой активности Владимир Иванович Якунин начинает знакомиться с людьми, которые в будущем сформируют первый круг приближенных к Владимиру Путину. Например, он обнаруживает, что в России на тот момент совершенно пустует ниша бытовой очистки воды – и открывает вместе с Андреем Фурсенко компанию, производившую фильтры.

Подкопив денег на первых проектах, вместе с Юрием Ковальчуком Владимир Якунин участвует в создании банка «Россия», действующего и по сегодняшний день.

Дача Якунина в кооперативе «Озеро»

В начале 90-х Якунин знакомится с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в правительстве Санкт-Петербурга. В 1996 году в Ленинградской области создается легендарный кооператив «Озеро», объединивший в себе участки знакомых и бизнес-партнеров – Фурсенко, Ковальчука, Якунина, Путина, Шамалова, Мячина и Смирнова. В 2000 году, после переезда в Москву, большая часть участников кооператива, включая Путина, продали свои доли. Дача Якунина сохранилась до сих пор.

Якунин: десятилетие во главе РЖД

На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якунин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.

Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якунина.

В первую очередь Якунин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трансазиатскую транспортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.

При Якунине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.

Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.

Якунин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якунин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.

Многие ставят Якунину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.

Во времена работы Якунина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.

Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.

Порт Усть-Луга

Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якунина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.

Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якунина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.

Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, практически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.

Где Якунин сейчас

Покинув РЖД, Владимир Якунин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.

Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якунина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.

Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит практические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.

Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якунин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.

В 2018 году В.И. Якунин опубликовал книгу «Коварная колея» – сборник мемуаров, преимущественно посвященный его деятельности в России в 90-е годы. Книга была издана на английском языке и предназначалась в первую очередь для западной аудитории. Автор выразил надежду, что его публикация поможет иностранцам лучше понять Россию.

Биография Владимира Якунина

Владимир Иванович Якунин – госслужащий, экс-глава ОАО «Российские железные дороги», чрезвычайный и полномочный посол РФ. Forbes оценил его доход за 2014 год в $11 миллионов, поместив на 9 место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских руководителей. Однако Григорий Левченко, пресс-секретарь экс-главы монополии, опроверг эти данные, заявив в СМИ, что в действительности сумма заработка Владимира Ивановича была почти в 5 раз меньше и составляла $2,4 миллиона. Якунин Владимир ИвановичПосле своего ухода из власти летом 2015 года бывший хозяин железных дорог не дал согласия стать кандидатом в сенаторы – по предложению руководителя Калининградской области Николая Цуканова представлять его регион в СовФеде. Отказаться от предварительного намерения его заставила юридическая несовместимость данного статуса с возможностью продолжения деятельности в сфере международных отношений, на которой он планирует сконцентрироваться после отставки.

Детство Владимира Якунина

Появился на свет будущий высокопоставленный управленец 30 июня 1948 года на родине своей матери во Владимирской области. В те годы его папа-летчик министерства госбезопасности, служил в эстонском городе Пярну, где была сложная политическая обстановка. Поэтому из соображений безопасности тот отправил жену рожать в деревню к ее родителям. После улучшения ситуации она вместе с сыном вернулась обратно на место службы мужа. Владимир Якунин вырос в ЭстонииДетство Володи прошло на эстонском побережье Балтийского моря, в портовом и курортном городке. Его мама была бухгалтером, папа в свободные от службы часы увлекался карточной игрой в преферанс. В 1964 году отец уволился, и семья перебралась из Пярну в город на Неве. Там Владимир окончил школу и высшее учебное заведение «Военмех».

Начало карьеры Владимира Якунина

После получения в 1972 году высшего образования молодой инженер трудился в Государственном институте прикладной химии (с подчинением 6-му Управлению), где разрабатывались составы для боеприпасов, систем воздействия на атмосферные явления. В 1974 году он поступил на работу в органы госбезопасности. В 1977 году он заочно окончил Высшую школу КГБ и был направлен в госкомитет экономических связей при Совмине. В период 1982-1985 гг. он руководил отделом по работе с иностранцами столичного Физтеха, являясь офицером контрразведки КГБ. Владимир Якунин: Есть ли жизнь после РЖД С 1985 года Владимир Иванович находился на дипломатической службе в США.

Предпринимательская деятельность Владимира Якунина

В 43 года Якунин занялся бизнесом. В партнерстве с прежними сослуживцами он учредил Международный центр делового сотрудничества, принимал участие в становлении банка «Россия», НПП «Темп», руководил автоцентром «Бикар». Владимир Якунин стал президентом РЖД Под контролем возглавляемого Владимиром Путиным отдела по внешним связям администрации Северной столицы Якунин занимался экспортом цветных металлов. Одновременно он трудился в компании «Стрим», экспортируя лес, хлопок, нефтепродукты. Дача Якунина находилась в кооперативе «Озеро» – аналоге московской «Рублевки», учредителем которого он стал вместе с будущим главой государства. Все его совладельцы, включая Якунина, Юрия Ковальчука, братьев Сергея и Андрея Фурсенко, Николая Шамалова, в период президентства Владимира Владимировича заняли весомые должности во власти и бизнесе. В частности, Якунин 2002 году стал замминистра путей сообщения, блестяще осуществив реорганизацию ведомства в ОАО. В 2005 году он стал главой Российских Железных Дорог. Аналитики отмечали, что кандидатура Владимира Ивановича фигурировала в качестве преемника главы государства. Но Якунин, якобы, не имел желания баллотироваться на президентский пост, уступив место молодым претендентам, Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову.

Владимир Якунин – президент РЖД

В 2012 году в столице Франции на заседании генассамблеи Международного союза железных дорог он был назначен председателем данной организации, призванной гармонизировать отношения между железными дорогами стран Европы. Владимиру Якунину предложили должность сенатора В 2013 году на возглавляемом Якуниным предприятии возникали финансовые проблемы. Для сохранения денежных ресурсов рабочих предприятия переводили на сокращенную неделю. В 2014 году глава страны присвоил руководителю РЖД ранг чрезвычайного и полномочного посла. Благодаря оптимизации логистики, Якунину удалось увеличить на четверть объем грузоперевозок в контейнерах. В 2015 году совет директоров компании своим решением увязал размер премий своего руководителя с показателями финансовой деятельности. В августе президент РЖД распоряжением правительства был освобожден от занимаемой должности. Поговаривали, что он пойдет в сенаторы, но Якунин отказался от данного предложения. Во время работы Владимира Якунина в РЖД в России появилось высокоскоростное сообщение: между Москвой и Санкт-Петербургом запустили «Сапсаны», развивающие скорость до 250 км/час. Были введены в эксплуатацию несколько серий нового подвижного состава: «Ласточки» (производящаяся в России адаптация немецкого Siemens Desiro), «Стрижи» и двухэтажные поезда. Тогда же были внедрены электронные билеты, а на вокзалах появился беспроводной доступ в интернет. При Якунине началась масштабная кампания по реконструкции вокзалов и организации парковочных пространств. Благоустройство коснулось и привокзальных территорий – прилегающие к вокзалам площади начали очищать от беспорядочных ларьков, цветочников, нелегальных таксистов и бездомных. Запущены проекты по модернизации Транссиба и БАМа, был возрожден проект Малого кольца Московской железной дороги (известной сейчас как МЦК), аэропорты Москвы с центром связали Аэроэкспрессы. К Олимпиаде в Сочи был построен вокзал в Адлере, реконструирована железнодорожная инфраструктура всего южного побережья.

Личная жизнь Владимира Якунина

Экс-глава РЖД женат, имеет двоих сыновей – Андрея, 1975 года рождения, и Виктора, родившегося в 1978-м. Со своей супругой Натальей он познакомился еще в период учебы в ленинградской школе. Поженились они в 1971 году. Как и супруг, она окончила «Военмех». Владимир Якунин с женой Натальей В начале 2000-х она занялась бизнесом, являлась одним из руководителей «Миллениум банка». Сегодня она выступает в качестве соучредителя «Геленджикского курортного комплекса-Меридиан», ООО «МСК Трейд», занимается благотворительной деятельностью. Вместе с мужем она стала главой учрежденного в Женеве целевого фонда «Диалог цивилизаций». Их старший сын – экономист, закончил университет Санкт-Петербурга. Вместе со своей семьей он проживает в Лондоне. У пары есть сын и дочка. Ему принадлежит гостиничная сеть из 20 отелей в городах России, он занимается также рядом крупных инновационных строительных проектов. Старший сын Владимира Якунина Андрей занимается бизнесом Сын Виктор – юрист, закончил тот же ВУЗ, что и брат. Затем он продолжил образование в школе бизнеса Лондона, позже – в школе при Колумбийском университете Нью-Йорка. Виктор – директор юридического подразделения крупнейшей международной энергетической группы компаний Gunvor. Он проживает с супругой и двумя детьми в Северной столице. Экс-президент РЖД – доктор политических наук. Он является завкафедрой политологии МГУ, профессором экономической школы Стокгольма. Владимир Якунин имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орден Почета.

Владимир Якунин сегодня

После отставки Владимир Якунин сосредоточился на научной и общественной деятельности. Он – со-основатель Исследовательского Института «Диалог Цивилизаций», Председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного, Председатель Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!». Владимир Якунин в передаче «Актуальное интервью» В ноябре Якунин получил в Казани знак почетного гражданина города, которого был удостоен еще в 2013 году одновременно с Игорем Шуваловым и Виталием Мутко. Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

30 июня 1948 года родился Владимир Якунин, бывший президент ОАО «РЖД».

 

Личное дело

Владимир Иванович Якунин (72 года) родился в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком пограничных войск, мать — бухгалтером. До 14 лет жил в Эстонии, в Пярну, где служил отец. В 1964 году семья переехала в Ленинград. Там Якунин окончил школу (1966) и Ленинградский механический институт (1972) по специальности «инженер-механик». Поначалу работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.

В 1975—1977 годах служил в армии. С 1977 по 1982 годы работал инженером и старшим инженером управления комитета по внешнеэкономическим связям Совмина СССР.

Затем до 1985 года был начальником иностранного отдела Физико-технического института имени Иоффе. В 1985—1991 годах Якунин трудился в США — был вторым, затем первым секретарем постпредства СССР при ООН, состоял в комитете по мирному использованию космоса.

После возвращения на родину в 1991 году познакомился с Владимиром Путиным. По собственному признанию, предложил Смольному «создать на базе закрытого за ненадобностью Дома политпросвещения [КПСС] первый в городе бизнес-центр». «Работавший в городской мэрии Владимир Путин поддержал нашу идею, помог с ее реализацией», — вспоминал Якунин.

Участвовал в создании банка «Россия», вошел в его совет директоров. Кроме того был представителем администрации Петербурга в совете директоров Балтийского морского пароходства, членом совета директоров ЗАО «Европа-Отель».

В 1991 году совместно с Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным основал НПП «Кварк». В 1992 году «Кварк» и фирма «Белестра АГ» из Цюриха учредили совместное предприятие «Бикар». В 1992—1997 годах Якунин был генеральным директором «Бикара». Компания имела лицензию на торговлю, прокат и лизинг технических средств, деятельность, связанную с недвижимостью и другую.

В 1993 году был соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», которое позднее вошло в число акционеров банка «Россия».

В ноябре 1996 года был соучредителем дачного кооператива «Озеро» в Ленинградской области. Другими соучредителями выступили: Владимир Путин, Владимир Смирнов (председатель кооператива, в 2000 году стал главным поставщиком продуктов для Управделами президента, в 2002 году стал главой ОАО «Техснабэкспорт» — монополиста в области поставок для атомной промышленности), Юрий Ковальчук (ныне — председатель совета директоров банка «Россия», совладелец «Национальной медиагруппы» — Первый канал, Пятый канал, «Известия», «Русская служба новостей»), Андрей Фурсенко (в 2004—2012 годах — министр образования, с 2012 года — помощник президента России), Сергей Фурсенко (в 2010—2012 годах — президент РФС, ныне глава «Национальной медиагруппы»), Виктор Мячин (в 1999—2004 годах — гендиректор банка «Россия», затем руководитель инвестиционной компании «Аброс»), Николай Шамалов (совладелец банка «Россия»).

В 1997—2000 годах работал в Главном контрольном управлении президента РФ: был начальником Северо-Западной окружной инспекции. С 1997 года этим управлением руководил Путин, с 1998-го — Николай Патрушев.

С начала нулевых работал в Москве. В 2000—2002 годах был замминистра транспорта, отвечал за развитие торгового флота и работу морских портов. Министерство в то время возглавлял Сергей Франк, который знал Якунина по работе в совете директоров Балтийского морского пароходства. Ныне Франк — гендиректор государственной судоходной компании «Совкомфлот» и председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации».

В 2001 году Якунин возглавил совет директоров ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство — крупнейшая в стране судоходная компания на Черном море), в январе 2002 года был избран председателем совета директоров ОАО «Восточный порт» (Находка Приморского края).

В феврале 2002 года был назначен первым заместителем министра путей сообщения. По данным СМИ, в то время также возглавлял совет директоров «Транскредитбанка».

В 2003 году был утвержден в должности первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги», в компании курировал финансово-экономический блок. В 2004 году был избран главой совета директоров ЗАО «Компания “Транстелеком”».

14 июня 2005 года по распоряжению главы правительства Михаила Фрадкова был назначен президентом ОАО «РЖД». В 2008, 2011 и 2014 годах переназначался на новый срок.

После отставки с поста главы РЖД в августе 2015 года занялся общественной и коммерческой деятельностью. Якунин — сооснователь исследовательского института «Диалог цивилизаций», также в апреле 2016 года он зарегистрировал консалтинговую компанию «Бридженс».

Якунин женат на своей однокласснице Наталье. По профессии она инженер, ранее была членом совета директоров ЗАО «Миллениум банк». Затем возглавила благотворительный проект «Святость материнства». У Якуниных двое сыновей.

Старший Андрей живет в Лондоне, потому что, по словам главы РЖД, не хочет, чтобы его детей в школу сопровождала охрана. По словам Якунина-старшего, своей работой сын старается «внести вклад в развитие отношений между Россией и Европой». Младший сын Виктор с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor. Живет с семьей в Санкт-Петербурге.

Чем знаменит

image Владимир Якунин

Владимир Якунин в 2005—2015 годах возглавлял ОАО «Российские железные дороги». За десять лет руководства монополией провел организационную реформу, в ходе которой были выделены пригородные пассажирские компании, а также предприятия в сфере ремонта и обслуживания подвижного состава. При этом региональным пассажирским компаниям (пригородным) и Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) достались лишь вагоны. Услуги локомотивной тяги и диспетчеризации остались за РЖД (в собственности монополии находятся пассажирские и грузопассажирские локомотивы, обслуживающие их депо и локомотиворемонтные заводы, а также пути).

В феврале 2015 года Счетная палата пришла к выводу, что Минтранс и РЖД сорвали сроки структурной реформы на железнодорожном транспорте, на семь лет опоздав с созданием пригородных пассажирских компаний (частично реформа была завершена в 2012 году). При этом в РЖД, согласно результатам проверки палаты, так и не разработали совместных с регионами мер по сокращению убытков пригородных пассажирских компаний.

В августе 2015 года Якунин лишился своего поста.

В декабре 2009 года была открыта скоростная линия Москва — Санкт-Петербург, по которой начали ходить поезда «Сапсан» производства немецкой Siemens. Летом 2010 года открылась скоростная линия между Москвой и Нижним Новгородом на поезде «Сапсан». Маршрут является частью проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. В перспективе скоростная линия должна дойти до Екатеринбурга, в более отдаленном будущем — до Пекина.

При этом скорость большинства пассажирских перевозок находится на уровне 1970-х годов (см. ниже выдержку из БСЭ), с тех же времен осталась концепция дешевой и малокомфортной перевозки пассажиров — скамьи для сидения в вагонах электричек и плацкартные вагоны.

О чем надо знать

В июле 2013 года оппозиционер Алексей Навальный опубликовал результаты расследования, в котором утверждалось, что у Якунина и его сыновей есть фирмы в офшорах. Речь шла о сети отелей, о компании, владеющей участками в порту в Ленинобласти, курортном комплексе в Геленджике и другой недвижимости. Также говорилось, что доходы главы РЖД не соответствуют его расходам.

С собранными материалами Навальный обратился к президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также в Генпрокуратуру и Следственный комитет с требованием публичного расследования деятельности семьи Якунина. Правовых последствий эти обвинения не имели.

Также в 2013 году много писали о «даче Якунина»: «Это несколько десятков гектаров леса под Домодедово, где вырыли собственные озера, построили “небольшой” гараж на 15 автомобилей, отдельный бокс под “Майбах”, соорудили полтора километра подземных ходов из основного дома в гараж. Банька сиротская имеется, на 1400 квадратных метров, в доме — полноценный 50-метровый бассейн. Все здания напичканы всевозможной электроникой. Одного только обслуживающего персонала там проживает человек 30, работают они посменно. У каждого зарплата не меньше 40 000 руб. в месяц. Сам хозяин на даче появляется раз в месяц, а то и реже». Больше всего внимание пользователей интернета привлекли шубохранилище и молельная комната в главном здании усадьбы.

Прямая речь:

О санкциях, введенных Западом в отношении России (Forbes, май 2015): «Наши оптимисты от политики говорят, что санкции — хорошо. Мы наконец-то поняли, что нам нужно диверсифицировать экономику. А где вы были 25 лет до этого? Ничего хорошего в санкциях, кроме разделения обществ на Запад, Восток, Россию, Европу, нет».

Как вам лично живется под санкциями? (там же): «Неплохо живется. Я уехал из США более 25 лет тому назад, потом дважды по их приглашению там был. Меня даже Канада не санкционировала. Нет повода. Для меня санкции — это проблема формирования экономической модели развития железнодорожного транспорта из-за отсутствия доступа на европейские финансовые рынки».

О плацкартных вагонах («РГ», январь 2015 года): «Рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету. Не я это придумал. Еще в 70-е годы министерство путей сообщения предполагало прекратить эксплуатацию плацкартных вагонов. Потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Но тогда против выступило министерство обороны. Я же считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно».

О переназначении в 2014 году (ТАСС, сентябрь 2014):

ТАСС: Итак, Владимир Иванович, контракт продлен. Осталось понять, почему с задержкой на два месяца?

Якунин: Начнем с того, что все это время я работал, не прерываясь и не останавливаясь. У меня бессрочный трудовой договор, он продлевается автоматически, если не принято иное решение. По уставу компании кандидатура президента РЖД раз в три года утверждается правительством, но точная дата не оговорена. Это могло случиться и в июне, и в августе, здесь нет интриги.

Знаете, какое-то время назад старший сын подарил мне небольшую статуэтку известного французского скульптора: обнаженный мужчина на железнодорожной стрелке. Перед ним два пути — налево и направо. В любой ситуации существует выбор. Мое переназначение подтверждает, что РЖД идут верным курсом.

Статья «Скорость движения поездов» в БСЭ (третье издание, 1969—1978): «В СССР по условиям безопасности движения скорость движения груженых поездов ограничена 90 км/ч, порожняковых составов — 100, пассажирских поездов — 120-140; на линии Ленинград — Москва — 160-200 км/ч. Техническая — средняя скорость движения поезда с учетом времени на разгон и замедление движения, связанного с остановками… В СССР средняя техническая скорость движения поездов 47-50 км/ч, средняя участковая грузовых поездов 34-35 км/ч».

14 фактов о Владимире Якунине:

  • Своей родиной считает Санкт-Петербург.
  • Познакомился с будущей супругой в поезде Ленинград — Таллин, а предложение сделал в электричке.
  • Имеет персональный вагон, в котором есть большой стол для совещаний, купе с кроватью, а также душ.
  • По собственному признанию, за 10 лет работы в РЖД лишь в 2014 году впервые отдохнул в ведомственном санатории (санаторий «Мыс Видный», отдых длился 10 дней).
  • Во время Открытого разговора с коллективом РЖД в 2014 году сообщил, что увлекается собаководством. Среди других хобби — охота.
  • 6 марта 2014 года США ввели против Якунина и ряда других российских чиновников санкции из-за «нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины». В Европе санкции против Якунина вводить не стали — президент РЖД имеет восемь высших наград европейских государств (среди них — французский орден Почетного легиона, испанский орден Гражданских заслуг, почетный знак «За заслуги перед Австрийской республикой», орден «За заслуги перед Итальянской республикой»).
  • В июле 2009 года переименовал Ленинградский вокзал в Николаевский, пропагандируя «историзм и преемственность», однако уже через четыре часа приказ был назван «технической накладкой» и отменен — вокзал остался Ленинградским.
  • Обладатель российских государственных наград, в числе которых медаль «За боевые заслуги» (некоторые СМИ предполагали, что Якунин был кадровым офицером советской разведки во время работы в ООН), орден Почета (2006) и орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006). Также имеет ряд наград Русской православной церкви.
  • 19 июня 2013 года российские информагентства опубликовали «молнию» об отставке Якунина. Якобы премьер Медведев назначил главой РЖД Александра Мишарина. В тот же день новость была опровергнута. Позднее в «Лаборатории Касперского» заявили, что за вбросом стояли хакеры. Сам Якунин рассказал, что во время появления сообщения об отставке был в компании президента Путина и ел глухаря.
  • В августе 2014 года в своем блоге отказался публично обнародовать информацию о доходах, отметив, что как глава госкомпании подает «данные о своих доходах в налоговую инспекцию и в правительство». «Спрашивать про зарплату у коллеги или соседа везде считается неприличным. Кроме всего прочего, это несет определенную угрозу членам моей семьи», — привел аргумент Якунин. В январе 2015 года допустил, что может уйти в отставку, чтобы не раскрывать свои доходы: «Моя позиция [требование опубликовать данные о доходах] — это неправомерное вмешательство в мою личную жизнь, в мою информацию. Есть два варианта — либо я подчиняюсь, либо говорю, что меня это не устраивает, пишу заявление и ухожу в частный бизнес». В итоге в мае 2015 года признался, что зарабатывает 4 — 5,5 миллиона рублей в месяц.
  • В 2007 году РЖД начали ребрендинг: вагоны и локомотивы с той поры из темно-зеленых стали серо-красными, также сменился логотип — место железнодорожного колеса с крыльями заняла аббревиатура РЖД, выполненная специальным шрифтом красного цвета.
  • Владимир Якунин занимается общественной и научной работой. Он председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Кроме того, глава РЖД является научным руководителем и председателем попечительского совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН.
  • Имеет чин действительного госсоветника первого класса.
  • Член попечительского совета Театра имени Товстоногова.

Материалы о Владимире Якунине:

Биография «Ленты.ру»

Биографическая справка РИА Новости

Статья о Владимире Якунине в Википедии

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий