Владимир Боровиковский – биография и картины художника в жанре Рококо, Неоклассицизм – Art Challenge

image Персона Годы жизни: 04 августа 1757 — 18 апреля 1825 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник

Владимир Боровиковский переехал из Миргорода в Петербург и стал известным художником, когда ему был 31 год. Портреты у него заказывали Екатерина II и Павел I, члены императорской семьи, петербургские дворяне. Прославился Боровиковский и как иконописец: он создал образа для Казанского собора и для церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Сын иконописца

Владимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде. Его отец Лука Боровиковский происходил из казаков. Оставив военную службу, он занялся иконописью, создавал фрески в храмах и монастырях.

Владимир Боровиковский учился рисованию под руководством отца, а потом помогал ему выполнять заказы. На своих первых портретах будущий художник изображал миргородских дворян. Искусствовед Александр Майкапар писал: «Творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства».

В 1770-х Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который тогда был предводителем дворянства Миргородского уезда. В 1787 году Капнист пригласил художника расписать дом в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым.

Роспись стен и живописные панно, которые создал Боровиковский, понравились Екатерине II, и она пригласила художника переехать в Петербург. В 1788 году Боровиковский прибыл в столицу. Первое время он жил у архитектора и поэта Николая Львова. Тот познакомил художника со своими друзьями — писателями Гавриилом Державиным и Иваном Хемницером. Кроме того, Львов помог Боровиковскому найти учителей живописи — портретистов Дмитрия Левицкого и Иоганна Лампи.

В 1790-х Владимир Боровиковский стал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых. Искусствовед Александр Майкапар писал об этой работе: «Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках».

В эти годы Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х он создал 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.

Владимир Боровиковский — портретист

В 1794 году Владимир Боровиковский написал «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». Другие художники обычно изображали императрицу в парадных нарядах и с атрибутами власти — скипетром и державой — или в образе древнегреческой богини правосудия Фемиды. Боровиковский же запечатлел Екатерину II во время прогулки с собакой — на картине императрица была изображена в кружевном чепце и домашней одежде. За этот портрет живописец получил звание «назначенного в академики» — чтобы стать академиком, ему нужно было выполнить задание от Совета Академии.

В середине 1790-х Боровиковский увлекся миниатюрой. Живописец создал небольшие картины, на которых изобразил поэта Василия Капниста и архитектора Адама Менеласа. В эти же годы он написал портрет кормилицы семьи Львовых — крестьянки Христиньи. Боровиковский. Он сделал акцент на наряде героини и детально прописал ее сарафан, рубашку и кокошник.

Боровиковский стал популярным художником. Картины у него заказывали петербургские дворяне, члены императорской семьи. В 1795 году Владимир Боровиковский получил звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. В следующем году по просьбе Екатерины II художник изобразил персидского принца Муртазу-Кули-хана, который лишился своих владений после переворота в Иране и бежал в Россию. Екатерина планировала вернуть Муртазу-Кули-Хана на персидский трон и с его помощью подчинить Закавказье.

После смерти Екатерины II картины Боровиковскому заказывал Павел I. В конце 1790-х художник изобразил дочерей императора — Александру и Елену. В 1796 году живописец получил от императора заказ на парадный портрет. Для него Павел I позировал Боровиковскому лично. Второе изображение российского правителя художник создал через четыре года, когда Павел I вступил в Мальтийский орден. В этот раз император уже не позировал живописцу: его лицо Боровиковский писал с портрета Степана Щукина. Искусствовед Михаил Алленов писал об этой картине: «Заказ на портрет от Академии художеств был инспирирован тем обстоятельством, что… Павел в 1799 году произвел в Зимнем дворце церемонию возложения на себя короны великого магистра ордена, что влекло за собой повторение коронационного портрета в новом ранге».

В 1797 году придворный чиновник Степан Лопухин попросил Боровиковского нарисовать его жену — Марию Лопухину. Этот портрет художник написал в стиле сентиментализма. Часто персонажей на таких картинах изображали в спокойных позах на фоне природы.

Это полотно — признанный шедевр Боровиковского, ярчайшее воплощение эстетических идей сентиментализма. Мастеру оказался очень близок лозунг, выдвинутый поэтами и теоретиками нового направления: изображать природу естественной и не приукрашенной, а чувства — истинные (в противоположность ложному — условному, как они полагали, — пафосу классицизма). Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица.

Позже, в 1885 году, портрет Марии Лопухиной увидел поэт Яков Полонский. Под впечатлением от картины он написал стихотворение «К портрету»:

В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет Елизаветы Тёмкиной — предполагаемой дочери Екатерины II и ее фаворита Григория Потёмкина. Картину живописцу заказал ее опекун — племянник Потёмкина Александр Самойлов. Художнику он писал: «Пускай Елизавета Григорьевна будет написана таким образом, чтоб шея была открыта, а волосы растрепанными буклями лежали на оной без порядку». Через год Боровиковский написал второй портрет Тёмкиной. На овальной миниатюре она была изображена в образе римской богини охоты Дианы. Внук Тёмкиной, Константин Калагеорги, писал о работе художника: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства».

В конце 1790-х Боровиковский написал портреты дочери директора Императорских театров Елены Нарышкиной и фрейлины Екатерины Арсеньевой. Художник часто заканчивал портреты по памяти, а не с натуры, поэтому изображал героинь в похожих позах.

В 1800–1801 годах Боровиковский работал над портретом князя Александра Куракина, друга Павла I. Художник написал его на фоне Михайловского замка — петербургской резиденции императора. Рядом с Куракиным живописец изобразил бюст Павла I.

В 1800-х Владимир Боровиковский начал создавать семейные групповые портреты. Среди них картины «Портрет Анны Евдокимовны Лабзиной с воспитанницей», «Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой». На каждом полотне художник изображал героинь в похожих позах и подбирал гармоничные цвета для их нарядов. О картине «Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» искусствовед Ирина Чижова писала: «Сестры изображены в нерасторжимом единстве, они музицируют на лоне природы в неясных мечтах о любви, красоте, духовных радостях. <…> Поэзия сердец и музыка слились воедино, и имя этому единству — гармония».

«Почтеннейший и великий муж»: религиозный художник и иконописец

Кроме дворян и императорского двора Боровиковский получал заказы от церкви. Несколько раз он изображал духовных лиц: российских митрополитов Михаила и Амвросия, главу Грузинской православной церкви Антония.

Боровиковский создавал картины на религиозные сюжеты, писал иконы. Племянник живописца Иван Боровиковский вспоминал: «Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или листе читаемого, прерывал чтение и начинал работать».

По рекомендации графа Александра Строганова Боровиковского пригласили работать над убранством Казанского собора в Петербурге. Там он создавал иконы вместе с художниками Григорием Угрюмовым, Алексеем Егоровым, Василием Шебуевым и Андреем Ивановым. Художник писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».

Боровиковский преподавал в Академии художеств, где в декабре 1802 года получил звание советника. В числе его студентов были художники Алексей Венецианов и Иван Бугаевский-Благодарный.

С 1802 года Боровиковский состоял в масонской ложе «Умирающий сфинкс», которую создал секретарь Академии художеств Александр Лабзин. В нее, кроме живописца, входили художник Дмитрий Левицкий, писатель Сергей Аксаков, архитектор Александр Витберг. В 1819 году живописец присоединился к мистическому кружку Екатерины Татариновой. В своих записных книжках Боровиковский отмечал, что вступал в тайные общества, чтобы «чувствовать теплоту сердечную». Однако вскоре он разочаровался в кружке Татариновой: «Все мне кажутся чужды… одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного нет ко мне искреннего, и я ни одного и не усматриваю, которому бы я хотел подражать».

В 1820-х Боровиковский написал картины «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа», «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов». В то же время он продолжал создавать портреты на заказ.

В последние годы жизни Боровиковский работал над иконостасом церкви Смоленского кладбища в Петербурге, однако закончить его не успел. Он умер 18 апреля 1825 года. Художник Алексей Венецианов писал: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…» Похоронили живописца на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1931 году его могилу перенесли в Александро-Невскую лавру.

Боровиковский не был женат и не имел детей. В завещании он просил раздать беднякам свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах».

В XIX веке картины Владимира Боровиковского хранились в частных коллекциях и украшали дворянские усадьбы. После революции они были национализированы и переданы в Третьяковскую галерею.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Владимир Лукич Боровиковский (Vladimir Lukich Borovikovsky; 4 августа 1757 г. — 18 апреля 1825 г.) был знаменитый русский живописец XVIII-XIX веков, автор искусных портретов. Картины Владимира Боровиковского привлекают внимание своей сентиментальностью, отображая чувственные эмоции героев. Творчество художника не окутано ореолом таинственности, но в его работах есть что-то загадочное. Лица моделей выражают детскую невинность, мудрость прожитых лет или непостижимые черты характера, вызывая этим желание узнать о личности тех, кто послужил мэтру натурщиком.

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский появился на свет 24 июля (4 августа) 1757 году в украинском городе Миргороде в семье иконописца. Свои первые шаги в искусстве Владимир сделал благодаря отцу, который научил его расписывать иконы.

Владимир Боровиковский, как и его предки, был казаком. В 1774 году начал служить в Миргородском полку, при этом занятия живописью не бросил и всегда находил для них время. В начале 1780-х ушел в отставку, полностью посвятив себя искусству.

Художник тесно общался с Василием Капнистом — поэтом и общественным деятелем, который был близок к дворянству. Благодаря этому знакомству мастер получил крупный заказ: расписать дом, который планировала посетить Екатерина II по пути в Крым. Владимир Боровиковский создал два панно, где иронично изобразил императрицу и Петра I. Екатерине настолько понравились работы, что она посоветовала юноше переехать в Петербург, чтобы учиться в местной Академии художеств. В 1788 году он так и поступил, навсегда покинув родину.

Планам живописца не суждено было сбыться: на момент переезда ему был уже 31 год, и по этой причине в Академию его не приняли. Тогда Боровиковский начал брать частные уроки у портретистов Иоганна Баптиста Лампи (Johann Baptist von Lampi) и Дмитрия Левицкого. В 1798 году австриец Лампи вернулся в Вену, оставив Владимиру Боровиковскому мастерскую в Петербурге. Художник поселился в ней и прожил там остаток жизни.

Расцвет творчества мастера был ярким. В 1802 году его назначили советником Академии художеств. Придворные особы мечтали, чтобы живописец написал их портрет. В этом же году художник начинает оформлять Казанский собор в Петербурге. Работа продолжалась до 1811 года. Не все было гладко: набирали обороты придворные интриги. В итоге, Боровиковский за свой труд получил лишь перстень с бриллиантом.

Это стало поворотным моментом в жизни мастера. Публика перестала испытывать к нему интерес, Владимир Боровиковский отошел от двора и перестал писать портреты.

На время живописец нашел новое увлечение, поступив в мистический «Союз братства». Для руководителя сообщества Екатерины Татариновой он писал картины на религиозную тематику. Но вскоре его и это перестало вдохновлять. Душевный разлад, отсутствие поддержки близких (мэтр так и не завел семью) привели к проблемам с алкоголем.

Художник всегда легко тратил деньги: отправлял посылки родным в Миргород, раздавал милостыню беднякам. Поэтому накопить состояние ему не удалось, а все имущество он завещал нуждающимся.

Владимир Боровиковский покинул этот мир 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге.

Самые известные картины Владимира Боровиковского

Картины Владимира Боровиковского разжигают любопытство. Всегда интересно, насколько искренни выражения лиц героев, какова их судьба:

  • «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794) — императрица показана величественной и, в то же время, слегка «домашней». Государыня была не слишком впечатлена работой и не стала ее покупать.
  • «Портрет Александры Павловны» (1796) — внучки Екатерины II. На картине изображена доброжелательная девушка с мягким выражением лица.
  • «Портрет М. И. Лопухиной» (1797) — представительницы графского рода Толстых. Мария Ивановна показана на фоне природы, подчеркивающей ее сентиментальный образ.
  • «Портрет Е. А. Нарышкиной» (1799) — Елена Александровна, фрейлина графского двора, была женой Аркадия, сына знаменитого полководца Александра Суворова.
  • «Портрет князя Куракина» (1802) — выражение лица Александра Борисовича выдает в нем аристократа, любителя роскоши. Наряд и интерьер подчеркивают богатство героя.
  • «Евангелист Матфей» (1804-1809) — шедевр иконописной живописи начала XIX века, проникнутый глубоким нравственным содержанием. Произведение находится на хранении в Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербург.

Некоторые произведения портретиста можно приобрести на известных мировых аукционах антикварного искусства. На онлайн-площадке Very Important Lot представлены работы современных художников и живописцев прошлых эпох. Здесь же можно недорого купить картины, графику и скульптуры у авторов напрямую.

Биография

Владимир Боровиковский – художник, автор портретов, миниатюр и икон. Он представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве 18 века. Особенностью манеры живописца стало воспевание чувств, переживаемых героем картины, и настроений, овладевающих ими. Вопреки привычной тенденции эпохи Боровиковский в произведениях обращается не к официальному портрету, описывающему сословную принадлежность персонажа.

Портрет Владимира Боровиковского

Он говорит о натуре, человеческих ценностях и чувствах, которые проявляются вдали от общества, чаще на природе. Изображениям художника сопутствуют легкие оттенки, полупрозрачные тона, лирическое настроение и мечтательность. Он с трепетом относится к индивидуальности, окутывая ее в нежную грусть и меланхолию.

Детство и юность

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в украинском городе Миргороде. Сын небогатого дворянина был военнослужащим и завершил карьеру в чине поручика, после чего обосновался в родном городе. Родитель Боровиковского и братья Василий и Иван увлекались искусством и работали над созданием икон для местных храмов. В этом нашел предназначение и Владимир. Но душа молодого человека в большей степени лежала к созданию портретов. В них отражались веяния сентиментализма, актуальные для искусства Украины тех лет.

Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Начинающему художнику помогла случайность. В 1787 году его родной город посетила императрица Екатерина II. Направляясь на юг, она побывала в Миргороде проездом. Губернский предводитель дворянства Василий Капнист заказал Боровиковскому 2 панно для путевого дворца, где правительница изволила остановиться.

На изображениях были аллегорические сцены, героями которых стали императрица, общающаяся с греческими мудрецами, и Петр I в образе пахаря, а его последовательница в роли сеятельницы. Екатерина оценила талант автора и велела ехать на обучение в Петербург. В Академию художеств живописца-самоучку не приняли из-за возраста. Тогда он стал брать уроки у придворного художника, австрийца Иоганна Лампи, и академика Дмитрия Левицкого.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»

Талант к изобразительному искусству и счастливый случай позволили художнику реализоваться. У Боровиковского появились покровители. Скромный автор написал немало портретов по заказу высокопоставленных клиентов. Он жил в доме Николая Львова, архитектора и поэта, оказывавшего протекцию. Львов стал для Боровиковского гидом по культурной жизни столицы, помогая разработать собственную уникальную манеру, в которой не было места копированию и подражанию.

В 1798 году наставник художника Лампи уехал в Австрию, оставив ученику мастерскую, расположенную на Милионной улице. В ней живописец создал большинство работ.

Творчество

В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»

Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.

Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.

Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»

Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.

Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.

Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»

Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.

Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.

Личная жизнь

Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.

Алексей Венецианов

У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.

Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.

Смерть

Причиной смерти художника стал инфаркт миокарда. Владимир Боровиковский скончался в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.

Могила Владимира Боровиковского

Могила была организована на Смоленском кладбище, но в 1931-м состоялось перезахоронение останков. Они были перенесены в Александро-Невскую лавру. В качестве памятника использовали надгробие, поставленное на могилу сразу после смерти: саркофаг из гранита, украшенный львиными лапами.

Картины

  • 1790 – «Рождество Христово»
  • 1794 – «Архангел Михаил»
  • 1797 – «Портрет М. И. Лопухиной»
  • 1800 – «Портрет Павла I»
  • 1811 – «Портрет Гаврилы Романовича Державина»
  • 1812 – «Жермен де Сталь»
  • 1814 – «Царица Александра и архидьякон Стефан»
  • 1814 – «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»
  • 1820 – «Портрет русского поэта Александра Баратынского»

Картины Владимира Лукича Боровиковского видели все, если не подлинники в музеях, то репродукции в школьных учебниках. Искусствоведы найдут и в них недостатки, но неискушенным зрителям они неизменно нравятся своей лиричностью и тщательной проработкой деталей, изящной манерой письма и особым колоритом.

Детство будущего живописца, родившегося в 1757 году, прошло в Миргороде, что привольно раскинулся на берегу Хорола. Миргородский период его жизни и то, как Боровиковский оказался в Петербурге, описано в опубликованной на ШЖ статье Юрия Москаленко. В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчало ему общение с чопорными петербуржцами.

И. С. Бугаевский-Благодарный, «Портрет В. Л. Боровиковского», 1824 г.

В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, к сожалению, их местонахождение неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.

Судьба Боровиковского изменилась после знакомства с венским портретистом

И. Б. Лампи

, приехавшим в Петербург в 1792 году. Учеба у признанного мастера, копирование его работ, освоение технических приемов, характерных для европейской живописи, помогли Владимиру Лукичу быстро завоевать популярность у искушенной в портретной живописи петербургской публики. Стоит отметить, что это было не просто общение мастера и ученика, а искренняя дружба талантливых художников, которая творчески обогащала обоих.

Во многом благодаря протекции Лампи, бывшего почетным вольным общником Императорской Академии художеств, Боровиковский в 1794 году получил звание «назначенного» в академики (член-корреспондент по современному) за «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». Портрет не традиционен и крайне любопытен. Похоже, что именно с этого портрета

А. С. Пушкин

писал образ «матушки Екатерины» в повести «Капитанская дочка».

А осенью 1795 года, опять же не без помощи Лампи, Владимиру Лукичу было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве.

Благодаря Боровиковскому мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства. Им написаны прекрасные портреты

В. В. Капниста

,

Н. А. Львова

,

Г. Р. Державина

, с которыми он долгие годы находился в приятельских отношениях. Любопытен портрет Державина, выполненный в парадной манере. Перед нами и поэт, и крупный государственный чиновник. Портретируемый изображен при орденах, в мундире сенатора, но перед ним на столе рукописи стихов, в том числе знаменитой оды «Бог», переведенной на многие европейские языки.

Интересно, что Боровиковский одним из первых среди русских художников стал писать простых людей. Всмотритесь в портрет Христиньи, которую художник увидел в имении Львовых. Сколько в ней доброты и обаяния, как грациозно она носит праздничный крестьянский убор.

Но основной успех у публики снискали женские портреты Боровиковского. В 1797 им был написан «

Портрет М. И.

Лопухиной», ставший одним из известнейших женских образов русского искусства. Мария Ивановна Лопухина — представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей. Её братом был скандально известный дуэлянт Федор Толстой, прозванный Американцем. На портрете Марии 18 лет; природой ей было отпущено еще всего 6 лет жизни, но гениальная кисть художника сохранила её женственность и красоту, непосредственность и жизнерадостность на века.

Боровиковский любил писать молодых дворянок на фоне природы, которая становилась важнейшим элементом портретов, позволяя мастеру создавать неповторимые по обаянию образы.

Когда Павел стал императором, он вернул друга детства ко двору, назначив вице-канцлером и наградив высшими российскими орденами. Но у Павла I, как известно, от любви до негодования всегда был один шаг. И в 1798 году Куракин снова был отправлен в отставку. Затем опять вернулся в столицу и занял прежнюю должность. При Александре I он уже не имел такого веса при дворе, но император ему доверял и поручал выполнять отдельные дипломатические поручения. А вот вдовствующая императрица Мария Федоровна сохранила к Куракину теплые чувства и даже распорядилась установить после его смерти на могиле памятник с надписью: «Другу супруга моего».

К старости Боровиковский снова стал тяготеть к религиозной живописи. Им было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов. В 1819 году Владимир Лукич вступил в религиозный кружок «Союза братства», для которого написал ряд религиозных композиций и портретов членов кружка.

Статья опубликована в выпуске 13.05.2008 Обновлено 22.07.2020

imageВладимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года в Миргороде. Был выходцем из казачьей семьи. Отец, и его старшие братья были иконописцами, и работали в местных церквях.

Под чутким оком родителя, Владимир занимался обучением иконописи. В 1774 году он стал служить в Миргородском казачьем полку, параллельно занимался развитием живописных навыков.

В 1787 году он написал пару картин для В«путевого дворца»  Императрицы Екатерины II. Картины были хороши, и Императрица поинтересовалась, кто их автор.

Выяснив, Екатерина II захотела с ним познакомиться. После разговора с Боровиковским, она рекомендовала ему ехать в столицу, в Академию художеств.

Год спустя, он переезжает в Санкт-Петербург. В Академию художеств, Владимир Лукич не подходит по возрасту, но он не отчаивается и, потихоньку, начинает обживаться в городе.

Знакомится с известными людьми, среди которых много интеллигентов. В 1792 году начинает брать уроки живописи у художника Лампи, трудившегося при самой Императрице.

Много общался Боровиковский и с известным художником Левицким, который берет над ним шефство. Левицкий большой мастер художественного дела и, научил Владимира всему, что умел сам.

Именно от него, по мнению историков – искусствоведов, Боровиковский получил потрясающую технику работы и композиционное мастерство.

В начале своего творческого пути Владимир Лукич пишет масляные миниатюрные и портреты. В жанре парадного портрета, он очень убедителен. Многие его работы служат образцом подражания для художников.

Боровиковский написал множество портретов. Среди них, портреты Императрицы Екатерины II, а также портреты представителей знатных фамилий.

В своих портретных работах он практикует участие типичного русского пейзажа. Русская природа неповторима, также, как и его картины. Тонкие белые стволы березок, полевые цветы – подчеркивают национальный дух и колорит в картинах В Боровиковского.

Религиозная живопись была не чужда художнику. Он занимался росписью Казанского Собора Петербурга. В конце своей жизни, религиозная живопись стала основным мотивом творчества талантливого русского художника. Он открыл у себя дома частную художественную школу и активно передавал свои творческие знания.В В 

В старости Боровиковский был одинок, не отвечал на письма, избегал людей. Умер Владимир Лукич Боровиковский в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.

Картины Владимира Боровиковского.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий