Вехи истории: Рау Ф.Ф. – 8 Ноября 2014 – Блоги – Международное сообщество педагогов “Я – Учитель!”

Большой вклад в Российскую коррекционную педагогику внесли такие исследователи, как Федор Андреевич Рау и Наталья Александровна Рау.

Достойными продолжателями дел стали их дети: Елена Федоровна, Зоя Федоровна (практикующий сурдопедагог), Федор Федорович.

Вся долгая жизнь Федора Адреевича Рау (1868-1957) была отдана служению благородной цели – помощи людям, страдающим глухотой или отклонениями в речевом развитии.

Вопрос о раннем воспитании детей, страдающих глухотой, был поднят представителями интеллигенции на II съезде деятелей по профессиональному образованию в 1895-1896гг.

В 1900 г. в Москве открылся детский сад для глухих детей. Его основателями были Федор Андреевич Рау и его жена Наталья Александровна Рау.

Ф.А. Рау принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих детей: в разработке учебных планов и программ, в выработке принципов дифференцированного обучения в школах для детей с недостатками слуха, в разработке методов обучения глухих словесной речи.

Федор Андреевич считается одним из основоположников советской логопедии. Разрабатывая вопросы помощи людям, имеющим различные отклонения в речевом развитии, учёный уделял особое внимание методам предупреждения и исправления недостатков речи. Он занимался проблемами заикания, нарушений письма при разных формах нарушения речи, косноязычия.

Под его руководством были созданы первые пособия по логопедии, им самим были написаны статьи по разным вопросам логопедии. В качестве одного из средств, используемых при исправлении недостатков произношения, Ф.А. Рау были сконструированы специальные логопедические зонды, применяемые и ныне сурдопедагогами и логопедами.

Огромную роль сыграл Федор Андреевич в популяризации знаний о дефектах слуха и речи. Его статьи в Большой и Малой советских энциклопедиях раскрывали сущность дефектов, пути преодоления их последствий, а также задачи, содержание и методы педагогической работы с детьми, имеющими недостатки слуха и речи.

Союзником и помощником в работе Федора Андреевича была его жена Наталья Александровна Рау (1870-1947).

Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Н.А. Рау в школе для глухих, где учительствовал в то время её муж. Уже в эти годы работы с детьми дошкольного возраста Наталью Александровну волновала мысль о том, что раннее, дошкольное воспитание глухих может оказать значительное положительное влияние на уровень их общего и речевого развития, а также и взрослых, лишенных слуха.

В 1922 г. по инициативе супругов Н.А. Рау и Ф.А. Рау был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых.

Наталья Александровна обладала даром вселять бодрость духа в людей, подавленных недугом.

В1929 г. вышло её первое методическое руководство, предназначавшееся для работающих со взрослыми, – «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно глохшим». Книга имела девиз: «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей».

Вклад Н.А. Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей.

Любовь к своей профессии Наталья Александровна и Федор Андреевич передали и своим детям: трое из них стали сурдопедагогами.

Дочь Н.А. Рау – Елена Федоровна (188-1969) продолжила и творчески развила идею матери о необходимости как можно более раннего воспитания глухих детей.

Елена Федоровна читала лекции по логопедии и сурдопедагогике на многочисленных курсах по подготовке и повышению квалификации логопедов и сурдопедагогов-дошкольников. Она выступала популяризатором методов воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи в печати, в таких журналах как «Раннее детство», «Советская женщина» и др.

Многолетний научно-практический опыт Е.Ф. Рау отражен в диссертации «Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях», методическое руководство слухоречевыми яслями она продолжала на протяжении всей жизни.

Неоценим вклад Е.А. Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся дошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости.

Сын Н.А. Рау – Федор Федорович Рау (1910-1977) был младшим ребенком в семье. В семье Рау постоянно жил кто-либо из их глухих учеников, часто бывали и глухие дети, и глухие взрослые, приходившие в этот дом за консультацией, советом, помощью. Федор Федорович вырос рядом с глухими, привык общаться с ними.

Свою работу в качестве учителя школы для глухих он начал ещё будучи студентом, а затем, после окончания института, продолжил работать с глухонемыми подростками.

Ф.Ф. Рау вел консультации по вопросам, связанным с формированием речи не только у детей, страдающих недостатками слуха, но и у детей-логопатов.

Федор Федорович интересовался возможностями жестовой речи, большое внимание уделял раннему обучению глухих, восстановлению устной коммуникации оглохших, а также вопросам, связанным с проблемой интеграции.

Труды Федора Федоровича были признаны научной общественностью не только в нашей стране, но и за рубежом.                                               

Разносторонняя научная творческая деятельность Ф.Ф. Рау неоднократно отмечена премией им. К.Д. Ушинского. Всемирная федерация глухих наградила его, первого из отечественных ученых-сурдопедагогов, высшей наградой – Орденом первого класса.

Ф.Ф. Рау были свойственны истинная гражданственность и большое личное обаяние. Он был неравнодушным к вопросам и нуждам педагогов, родителей, своих многочисленных учеников, что снискало ему глубокую любовь, огромный нравственный авторитет у всех, окружающих его.

         На сегодняшний день продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики и логопеды, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династии Рау, их учеников и последователей.

Историческая справка

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Известные российские и советские логопеды и дефектологи

  • Жан Батист Жоффре
  • Гурцов, Георгий Александрович
  • Флери, Виктор Иванович
  • Спешнев, Яков Тимофеевич
  • Сиповский, Василий Дмитриевич
  • Остроградский, Александр Федорович
  • Енько Петр Дмитриевич
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Воячек, Владимир Игнатьевич
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна
  • Халатян, Вачаган Геворкович
  • Чиркина, Галина Васильевна
  • Лукаш Ольга Леонидовна
  • Дитковская, Нина Леонидовна
  • Рау Фёдор Андреевич
  • Рау Наталья Александровна
  • Рау, Елена Юрьевна
  • Панченко, Инна Ивановна
  • Барабанов, Родион Евгеньевич
  • Филатова, Юлия Олеговна

Классификация нарушений речи

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. расстройства фонационного оформления высказывания: Дисфония (афония)
  2. Брадилалия
  3. Тахилалия
  4. Заикание
  5. Дислалия
  6. Ринолалия
  7. Дизартрия
  8. Дислексия
  9. Алексия

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

    Афазия

    Нарушения письменной речи

    Читайте также:  Я логопед? Или мой опыт похода к психологу-профориентологу в 31 год.

    1. Дисграфия
    2. Аграфия

    Психолого-педагогическая классификация

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

    Нарушения средств общения

    1. фонетическое недоразвитие (ФН)
    2. фонематическое недоразвитие
    3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
    4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

    Нарушения в применении средств общения

    1. Заикание

    Нарушения речи: основные варианты

    Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения

    , как варианты нарушений экспрессивной стороны речи . Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

    Нарушения темпа и ритма речи

    — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

    Нарушения голоса

    — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии , так и фониатрии (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).

    Нарушения импрессивной речи

    (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий .

    Варианты распада речи

    — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

    Варианты общего недоразвития речи и алалии

    .

    Читайте также:  Заикание и армия: основные положения

    Нарушения письменной речи

    , в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

    Нарушения речевого развития при олигофрении

    (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

    Нарушения речевого развития при нарушениях слуха

    (область преимущественно сурдопедагогики).

    Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау

    Авторы первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е. Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и поведение разъяснительной работы с родителями.

    Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

    1) сопряженная речь

    , когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произношения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

    2) отраженная речь

    предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

    3) ответы на вопросы по знакомой картинке

    . Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

    4) самостоятельное описание знакомых картинок

    Читайте также:  Задача изменения голоса. Часть 1. Что такое голос?

    ;

    5) пересказ

    прослушанного небольшого рассказа. Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это, прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.

    6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

    Рассказ — это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

    7) нормальная речь (беседа, просьбы)

    — самая сложная для заикающихся, т. к. она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

    Е. Ф. Рау все занятия распределила по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

    1. – ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

    2. – проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на заданную тему, в пересказе сказки или рассказа.

    3. – завершающий, закрепление приобретенных навыков плавной речи.

    Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

    заученный текст;

    отрепетированный вслух;

    мысленно продуманный;

    незнакомый текст, экспромт.

    Методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау характеризуются определенной схожестью – в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы (2, 4).

    Научные журналы на русском языке

    Журнал «Дефектология»

    Научно-методический журнал, орган Российской академия образования, издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность — 6 раз в год.

    Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.

    Журнал «Логопед»

    Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.

    Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.

    Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», — «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.

    Альманах Института коррекционной педагогики РАО

    Читайте также:  Кто такой логопед и чем он занимается? Логопедия- направление в нейрореабилитации

    Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это — методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит онлайн с 2000 года.

    Рау Фёдор Андреевич

    20.03.1868 — 30.05.1957

    Педагог-дефектолог

    Фридрих Вильгельм Рау родился 26 марта 1868 года в городе Ульм в Германии в семье служащего меднолитейного завода. В 1887 году окончил учительскую семинарию в Нюртингене и с апреля этого же года начал свою педагогическую деятельность в школе для слышащих детей. Однако уже в начале ноября по приглашению И. Фаттера перешёл на работу в школу для глухонемых, где работал до 1891 года. В 1891 году переехал в Москву, где получил имя Фёдор Андреевич. Вначале работал в Меннонитском училище в городе Тиге Таврической губернии, а затем работал воспитателем глухонемого ребёнка в частной семье. В 1896 году переехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, одновременно занимался логопедией и был заведующим отделом глухонемых в Политехническом музее. В это же время познакомился с будущей женой Наталией Александровной Голяшкиной, с которой до конца жизни занимался общим делом – обучением и воспитанием глухонемых детей. В 1899 году назначен директором Анрольдо-Третьяковского училища глухонемых (в последующем – Московский институт глухонемых), им были реорганизованы мастерские училища. В 1900 году вместе с женой открыл первый в России детский сад для глухонемых детей. В 1907 году под руководством Ф.А. Рау была открыта сельскохозяйственная колония для глухонемых, а в 1910 году он организовал отделение для умственно отсталых глухонемых в колонии. Он стал инициатором Съездов учителей глухонемых, прошедших в 1910 и 1917 годах, а также курсов для матерей и воспитательниц глухонемых детей. В 1919 году под его началом была открыта школа для тугоухих. В 1920-1921 годах в Крыму им были открыты дом умственно отсталого ребёнка, дом глухонемого ребёнка, дом слепого ребёнка, колония для морально дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. На протяжении ряда лет Ф.А. Рау преподавал в Институте детской дефективности, а с 1925 года – на дефектологическом отделении 2-го Московского государственного университета. С 1925 по 1948 год заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Немало сделал Ф.А. Рау и для социализации взрослых глухонемых. Много внимания уделял обучению чтению с губ, совместно с женой открыл «Клуб беглого чтения с губ». С 1924 года работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном доме работников просвещения. С 1926 года вёл курсы по переподготовке сурдопедагогов. Награждён орденом Ленина, знаком «Отличник народного просвещения». Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947), доктор педагогических наук. Умер 30 мая 1957 года. Похоронен рядом с женой на Даниловском кладбище в Москве.

    Фотографию места захоронения предоставил Сергей Семёнов (г. Смоленск)

    image

    20.03.1868 — 30.05.1957

    Педагог-дефектолог

    Фридрих Вильгельм Рау родился 26 марта 1868 года в городе Ульм в Германии в семье служащего меднолитейного завода. В 1887 году окончил учительскую семинарию в Нюртингене и с апреля этого же года начал свою педагогическую деятельность в школе для слышащих детей. Однако уже в начале ноября по приглашению И. Фаттера перешёл на работу в школу для глухонемых, где работал до 1891 года. В 1891 году переехал в Москву, где получил имя Фёдор Андреевич. Вначале работал в Меннонитском училище в городе Тиге Таврической губернии, а затем работал воспитателем глухонемого ребёнка в частной семье. В 1896 году переехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, одновременно занимался логопедией и был заведующим отделом глухонемых в Политехническом музее. В это же время познакомился с будущей женой Наталией Александровной Голяшкиной, с которой до конца жизни занимался общим делом – обучением и воспитанием глухонемых детей. В 1899 году назначен директором Анрольдо-Третьяковского училища глухонемых (в последующем – Московский институт глухонемых), им были реорганизованы мастерские училища. В 1900 году вместе с женой открыл первый в России детский сад для глухонемых детей. В 1907 году под руководством Ф.А. Рау была открыта сельскохозяйственная колония для глухонемых, а в 1910 году он организовал отделение для умственно отсталых глухонемых в колонии. Он стал инициатором Съездов учителей глухонемых, прошедших в 1910 и 1917 годах, а также курсов для матерей и воспитательниц глухонемых детей. В 1919 году под его началом была открыта школа для тугоухих. В 1920-1921 годах в Крыму им были открыты дом умственно отсталого ребёнка, дом глухонемого ребёнка, дом слепого ребёнка, колония для морально дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. На протяжении ряда лет Ф.А. Рау преподавал в Институте детской дефективности, а с 1925 года – на дефектологическом отделении 2-го Московского государственного университета. С 1925 по 1948 год заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Немало сделал Ф.А. Рау и для социализации взрослых глухонемых. Много внимания уделял обучению чтению с губ, совместно с женой открыл «Клуб беглого чтения с губ». С 1924 года работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном доме работников просвещения. С 1926 года вёл курсы по переподготовке сурдопедагогов. Награждён орденом Ленина, знаком «Отличник народного просвещения». Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947), доктор педагогических наук. Умер 30 мая 1957 года. Похоронен рядом с женой на Даниловском кладбище в Москве.

    Фотографию места захоронения предоставил Сергей Семёнов (г. Смоленск)

    РАУ Федор Андреевич (26.3.1868, Ульм, Вюртенберг, Германия – 30.5.1957, Москва) – дефектолог; один из организаторов высшего дефектологического образования; д-р педагогических наук; проф.; чл.-корр. АПН РСФСР (1947); зав. каф. сурдопедагогики и логопедии (1925–48).

    В 1887 окончил учительскую семинарию в Нюртингене. В этом же году начал педагогическую деятельность в школе для слышащих детей. С 1887 по 1891 работал в школе для глухонемых под руководством И. Фаттера. В 1891 приехал в Россию. Полгода работал в Тиге Таврической губ. в Меннонитском училище. Затем занимался с глухонемым ребенком в семье. В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В течение 1899–28 был дир. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (позднее – Московский ин-т глухонемых). В 1900 вместе с супругой Н.А. Рау открыл первый в России детский сад для глухонемых детей дошкольного возраста. В 1906 разработал устав училища в Перерве. В 1907 под руководством Р. была открыта сельскохозяйственная колония для глухонемых. В 1910 организовал Отделение для умственно-отсталых глухонемых в колонии. Содействовал организации училища глухонемых в Туле. В 1910 и 1917 проводил Съезды учителей глухонемых. В 1913–15 устраивал курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей-дошкольников. В 1918 открыл специальные кл. для глухонемых детей при Арнольдо-Третьяковском училище. По инициативе Р. в 1919 была открыта школа тугоухих. В 1920–21 в Крыму открыл дом умственно-отсталого ребенка, дом глухонемого ребенка, дом слепого ребенка, колонию для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. Преподавал в Ин-те детской дефективности, с 1925 – на дефектологическом отделении 2-го МГУ (каф. сурдопедагогики и логопедии). Инициатор первых в стране мероприятий по организации логопедической помощи, по обучению чтению с губ взрослых оглохших и слабослышащих. С Н.А. Рау открыл «Клуб беглого чтения с губ». Много сделал для того чтобы глухие, слабослышащие и позднооглохшие обучались дифференцированно. С 1924 работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме работников просвещения. С 1926 вел курсы по переподготовке сурдопедагогов. Председатель дефектологической секции исследовательского ин-та науч. педагогики; отв. ред. журнала «Вопросы дефектологии».

    Награжден орденом Ленина.

    С о ч.: Методические указания к книге М.Г. Генинг и А. Копейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931; Букварь для школ глухонемых. 7-е изд. / в соавт. с Н.А. Рау. М., 1940; Методика обучения глухонемых произношению.  4-е изд. / в соавт. с Ф.Ф. Рау. М., 1959.

    Толкование

    РАУ Фёдор Фёдорович

    [13(26).7.1910, Москва, — 12.6.1977, там же], дефектолог, сурдопедагог, д-р пед. наук (1960), проф. Сын Ф. А. и Н. А. Рау. После окончания дефектологич. отделения пед. ф-та 2-го МГУ (1932). преподавал в школе для глухонемых детей в г. Истра. С 1933 работал в Эксперим.-дефектологич. ин-те Наркомпроса (с 1943 НИИ дефектологии), в 1970—77 зав. отделом сурдопедагогики. Работал в области обучения глухих словесной речи, а также использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое значение для теории и практики сурдопедагогики имеет предложенный Р. и разработанный им совм. с Н. Ф. Слезиной концентрич. метод обучения глухих произношению и устной речи. Под руководством и при участии Р. разработан ряд метод, пособий для сурдопедагогов.

    Соч.: Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.); Обучение глухонемых произношению, М., I960; Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, М., 1961 (соавт.). А. Г. Басова.

    Поможем написать курсовую

    Смотреть что такое “РАУ Фёдор Фёдорович” в других словарях:

    • Рау, Фёдор Фёдорович — (1910 1977)     дефектолог, сурдопедагог, д р педагогических наук (1960). Сын Ф.А. Рау и Н.А. Рау. С 1933 работал в Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (с 1943 НИИ дефектологии, ныне Институт коррекционной педагогики).… …   Педагогический терминологический словарь

    • Сурдопедагогика — (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты). Содержание …   Википедия

    • Педагогический институт детской дефективности — учебное заведение в Москве в 1920 1924 гг., специализировавшееся на подготовке дефектологических кадров. Основан в 1920, а в 1925 в результате реорганизации институт был ликвидирован как самостоятельная организация и переведен в состав… …   Википедия

    • Список ботаников по их сокращениям —   Это сл …   Википедия

    • Список картографов — Эта статья предназначена для создания списка картографов. Классификация принята условная, обсуждение изменений приветствуется. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р …   Википедия

    • Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 1997 год — Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Башкортостан …   Википедия

    • Кларнет — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью Диапазон …   Википедия

    • Расстрел под Орлом (1941) — …   Википедия

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий