В каком бунте участвовал любимчик царя и самый дорогой художник своего времени и другие интересные факты о Константине Маковском

Биография

Русский художник Константин Маковский поначалу принадлежал к академической школе, но со временем обогатил свой стиль чертами импрессионизма, барокко и модерна. Живописец оставил после себя богатое наследие, состоящее преимущественно из жанровых портретов и исторических полотен. Его картины выставлены в лучших российских собраниях, включая Третьяковскую галерею, Русский музей и Эрмитаж.

Детство и юность

Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.

Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.

На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.

Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

«Я слишком любил жизнь и женщин, это мешало мне всецело отдаться искусству».

Творчество

Казалось, что Маковскому все дается слишком легко. Ему не приходилось трудом и потом зарабатывать на хлеб, но по иронии он стал самым высокооплачиваемым художником своего времени. Успехом и спросом пользовались картины живописца, который с одинаковым успехом создавал монументальные исторические полотна и камерные лирические портреты. Попадаются в наследии Константина Егоровича и редкие натюрморты, которые демонстрируют универсальность его дарования.

Однако наибольшей известностью пользуются изображения «Боярышень» — идеализированный взгляд на народных красавиц, изображенных в традиционном русском убранстве. К этому циклу относятся работы «За чаем», «У околицы», «Молодая боярыня», «Чарка меду».

Маковский любил создавать портреты в историческом антураже, а также писал полотна по мотивам известных событий и сюжетов: «Смерть Ивана Грозного», «Воззвание Кузьмы Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), «Убийство Федора Годунова в 1605 году», «Иван Сусанин».

Он входил в сообщество художников-передвижников, однако критики рассматривали его творчество как предательство демократических идей товарищей. Полотна живописца были пышными, колоритными, но при этом в них усматривали поверхностность. А тот оказался необычайно плодовитым, обойдя по количеству работ такого рекордсмена, как маринист Иван Айвазовский. И все же имя Маковского в первую очередь всплывает при воспоминании о трогательной картине «Дети, бегущие от грозы», созданной им в 1872 году.

Смерть

Художник, создавший сотни полотен, прожил 76 лет. Маковский обладал работоспособностью, любовью к жизни и кипучей энергией, а причиной его смерти стало дорожное происшествие.

17 (30) сентября 1915 года он ехал по улицам Петрограда в собственном экипаже, когда испуганная звоном лошадь врезалась в проходящий трамвай. Константин Егорович вылетел на мостовую, в результате чего получил травмы, несовместимые с жизнью. Похоронили живописца на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Картины

  • 1860 — «Исцеление слепых»
  • 1862 — «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
  • 1863 — «Портрет графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири»
  • 1872 — «Дети, бегущие от грозы»
  • 1877 — «Болгарские мученицы»
  • 1879 — «Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гусарского полка, графа Г. А. Бобринского»
  • 1883 — «Боярский свадебный пир»
  • 1888 — «Смерть Ивана Грозного»
  • 1889 — «Наряд русской невесты»
  • 1890 — «Головка (портрет Ю. П. Маковской)»
  • 1896 — «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

Интересные факты

  • Лучшие выпускники Академии художеств в 1863 году отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию учебного заведения. Их акция получила название «бунт четырнадцати». В число бунтарей наряду с Иваном Крамским входил и Константин Маковский.
  • Живописец был страстным коллекционером, скупая «красивую старину»: предметы быта, украшения и затейливые вещицы, которые нередко становились реквизитом произведений.
  • Брат Константина Егоровича Владимир Маковский был ректором Императорской академии художеств, а его сын Сергей прославился как поэт и видный деятель эпохи Серебряного века.
  • Советское искусствоведение признало «баловня судьбы» художником вредным и неблагонадежным, а потому не слишком заботилось о сохранении и демонстрации его наследия. В результате работы мастера пылились по запасникам, продавались за рубеж, а то и щедро раздаривались дружественным государствам.
  • Картины Маковского стоили дорого еще при его жизни, а в 2018 году полотно «Игра в жмурки» продали на Sotheby’s за рекордную сумму в £ 4, 28 млн.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Константин Егорович Маковский (Konstantin Yegorovich Makovsky; родился 2 июля 1839 г. — умер 17 сентября 1915 г.) был одним из наиболее востребованных российских живописцев, популярность которого пришлась на конец XIX века. Маковский — мастер портрета и жанровых сцен, который входил в «Товарищество передвижников». Журналисты и искусствоведы восхищались его работами. Картины Константина Маковского с удовольствием приобретали в свои коллекции не только петербургские аристократы, но и царская семья.

image

Биография Константина Маковского

Константин Маковский появился на свет 2 июля 1839 г. Родители принадлежали к творческой московской элите. Мама профессионально занималась музыкой, обучала вокалу в консерватории. Отцом был Егор Маковский, — известный знаток искусства и культуры, страстный коллекционер.

image

Константин Маковский с большим трепетом говорил о своем отце, ценил его мнение. Как-то сказал в одном из интервью, что известным художником стал только благодаря батюшке. Все дети с раннего детства обучались рисованию. Дом Маковских всегда был открыт для известных художников XIX века: Василия Тропинина, Карла Брюллова.

В возрасте 12 лет Костя успешно сдает экзамены в Московское училище живописи.

В 1858 г. состоялся переезд в столицу Российской империи. Молодой человек принимает решение продолжить образование в Академии художеств. Сразу же начинает активно участвовать в студенческих вернисажах. В то время его увлекали исторические сюжеты.

В 1863 г. примкнул к группе студентов, которые протестовали против новых правил (руководство решило изменить правила защиты диплома). В результате 14 молодых людей, включая Константина Маковского, в знак протеста прервали обучение. В последствии студенческая акция станет известна под громким названием «Бунт четырнадцати».

В том же 1863 г. молодого талантливого живописца принимают в «Артель художников». Духовным лидером творческой компании становится Иван Крамской. Маковский в это время специализируется на написании жанровых картин. Герои его работ — петербуржцы. Среди них маленькие беспризорники, мастеровые, купчихи, торговки. В произведениях чувствовалось влияние Василия Тропинина: выбор натурщиков с идеальными пропорциями лица, преобладание темных тонов.

В 1870 живописец вступает в «Товарищество передвижных художественных выставок». Принимает участие в разработке устава, презентует свои картины в салонах вместе с друзьями-передвижниками.

Много странствует по Европе и Африке, особое влияние на его творчество оказало посещение Египта. Он пишет такие произведения как «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра».

В 1879 на 7-й выставке работ художников-передвижников представляет новую работу по мотивам народных сказаний. Она войдет в историю искусства под названием «Русалки». На шедевр обращает внимание российский император Александр Второй, приобретает картину для коллекции в Эрмитаже.

Маковский получает заказы на написание портретов членов царской семьи. У него появляется неофициальный статус придворного живописца. Иметь портрет кисти Константина Маковского в среде аристократов стало считаться хорошим тоном.

В 1880-х годах художник часто организует персональные выставки. У Маковского возникает интерес к истории России, поэтому многие картины стилизуются под старину. Сюжеты для своих произведений ищет в прошлом, особо его привлекают события, произошедшие в XV—XVII веках.

В 1901 году состоялось открытие второй выставки Петербургского общества художников. На ней Константин Маковский представляет публике свою работу, которая впоследствии принесет известность, — «Минин на Нижегородской площади».

Умер Константин Маковский 30 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге, погребен на территории Александро-Невской лавры.

Самые известные картины Константина Маковского

Картины Константина Маковского с удовольствием приобретают коллекционеры. В перечень самых популярных произведений невозможно вместить все творческое наследие мастера. Предлагаем познакомиться с несколькими его работами:

  • «Маленькие шарманщики» (1868). Пример жанровой сцены. Картина рассказывает о тяжелой жизни детей в царской России. Один из первых холстов, принесших мастеру славу.
  • «Народное гуляние во время Масленицы» (1869). За это произведение живописец получил профессорское звание.
  • «Египетский воин» (1871). Один из романтических портретов, написанный во время путешествия по Африке.
  • Портрет Александра Второго (1881). Холст, созданный на заказ для царской семьи. Император запечатлен в офицерском мундире. Рядом с ним — любимая собака.
  • «Боярыня у окна» (1885). Произведение на обожаемую живописцем историческую тему.
  • «Минин на Нижегородской площади» (1896). Монументальная картина на патриотическую тематику.
  • «Красавица, готовящаяся к купанию» (1900–е). Одна из немногих работ Маковского в стиле ню.
  • Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900-е). Признанную красавицу-аристократку художник изобразил одетой в старинный русский костюм.

На торговом сайте искусства Very Important Lot любители живописи могут недорого купить картины современных художников, принять участие в аукционах.

Содержание

Константин Маковский – талантливый русский живописец XIX – ХХ века, в творчестве которого есть работы с элементами разных направлений: академизма, барокко, модерна. Блестяще учился, некоторое время работал с передвижниками, писал легко и плодотворно. Широкую известность получил благодаря работам в «боярском» стиле и жанровым портретам, главная особенность которых идеализация жизни.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Художественное образование в Москве

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, что далось ему очень легко, как и последующая учёба. Преподаватели, когда-то получившие знания от Карла Брюллова художники Скотти, Зарянко, Мокрицкий, были довольны даровитым учеником, который выигрывал все конкурсы. Здесь, в юные годы, сформировалось стремление Маковского-художника к декоративности, романтизму и красочно-нарядным эффектам в работах.

В Санкт-Петербурге. Поиски себя

В 1858 году – следующая ступень – Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Всё идёт как по накатанной: Маковский на хорошем счету, с 1860 года участвует в выставках и становится одним из лучших студентов. Но получить диплом было не суждено. Примкнув к группе выпускников, громко и демонстративно воспротивившихся экзаменационному заданию (не понравилась тема мифологии Скандинавии), бросил академию. Бунт по количеству участников получил название «Бунт четырнадцати». Вообще это событие, не характерное для Маковского, можно списать на молодость. Дальше – больше: по примеру товарищей Константин пробует влиться в артель художников, новое профессиональное объединение под началом Ивана Крамского. Но жить в коммуне и, что важно, делить гонорары Маковскому совсем не понравилось, он вполне самостоятелен и успешен. В 1870 году присоединяется к передвижникам, пишет картины на житейские темы, выставляется. Но народнические и бытовые мотивы и вообще социальная живопись не очень привлекают художника.

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Признание

Народнические мотивы произведений русских художников прохладно принимались за границей. У Маковского в основном Русь иная: в богатых кокошниках и парчовых нарядах. Идиллические картины в Европе и Америке раскупались нарасхват. Император Александр II приблизил художника ко двору и называл его «мой живописец». Сравнение работ с портретами Ренуара, а его самого с Рубенсом и Макартом чрезвычайно льстили честолюбивому художнику.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Второй семейный союз

Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.

«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Боярский свадебный пир. 1883 г.
Под венец 1884 г.
Иван Сусанин 1914 г.
Убийство Фёдора Годунова в 1605 году (1862) г.
Дети, бегущие от грозы 1872 г.

Смотрите также:

Биография Константина Коровина

Дети, бегущие от грозы К. Маковский

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Одним из ярких представителей русской живописи 19–20-го века является Константин Егорович Маковский. Получил известность благодаря написанным портретам и работам в «боярском» стиле. Запомнился как самый дорогостоящий художник этого периода. Получил признание как на родине, так и за границей.

Происхождение

Константин Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье Егора и Любови Маковских. Оба родителя были наделены незаурядными творческими способностями, поэтому Константину было суждено добиться творческих успехов по праву рождения. Егор Маковский, несмотря на скучную работу бухгалтера, в свободное время творил удивительные вещи: искусные миниатюры на кости, дворцовую живопись, иконопись и многое другое.

В дальнейшем Константин не раз говорил: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мать художника, Любовь Маковская, также была творческой натурой: обладала потрясающим сопрано и преподавала в академии Рубинштейна. Она была весьма красива и общительна, поэтому пользовалась популярностью в обществе.

Детство и юные годы

Детство художника было по-настоящему счастливым. Он рос не только в любящей и заботливой семье, но и в атмосфере, наполненной творчеством и свободой мысли. Дом Маковских считался в их окружении центром искусства, где регулярно проводились творческие вечера. Гостями семьи были известные в то время личности: писатели, художники, композиторы.

Эти вечера часто посещали Василий Тропинин и Карл Брюллов, которые впоследствии оказали влияние на творчество Маковского. У Константина были младшие братья и сестры, с которыми он разделил счастливое детство. Все дети Маковских посвятили свою жизнь искусству.

Образование

В 1851 году Константин Маковский начинает получать образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учеба дается ему легко: учителя им довольны, а сокурсники на него равняются. Юный художник участвует во многих студенческих конкурсах живописи и становится первым, кто получил все возможные на тот момент награды.

Продолжает свое обучение Маковский в Санкт-Петербурге. В 1858 году он поступает в Императорскую Академию художеств. Несмотря на свои таланты и успехи в учебе, диплом об окончании академии он не получает.

Совместно с несколькими сокурсниками он бросает учебу, отказавшись от выполнения экзаменационной работы. Эта акция протеста получила название «бунт четырнадцати» — из-за количества принявших в ней участие студентов.

Несмотря на отсутствие диплома, Маковскому в дальнейшем присвоили звания профессора, академика и члена Академии художеств.

Признание

После того как Константин резко прервал свое обучение, он вступает в Артель художников, которую возглавлял Иван Крамской. В это время Маковский пишет жанровые картины, главными действующими лицами которых являлись жители Петербурга. В произведениях этого периода прослеживалось влияние Василия Тропинина: натурщики были преимущественно с идеальными пропорциями лица, а в самих работах преобладали темные тона и краски.

Состоял Маковский в артели сравнительно недолго. Константин хотел самостоятельности и не собирался делиться заработанными гонорарами. Поэтому в 1870 году Маковский становится одним из учредителей организации «Товарищество передвижных художественных выставок». В его работах этого периода преобладают житейские темы.

Иван Крамской говорил: «Самая же его великая сила лежит в бытовых картинах. Его «Свидетели», «Политики», «Урок танцев», «Сцена на кладбище» — вот где Маковский наша гордость».

Постепенно он приходит к пониманию того, что социальная живопись его не привлекает. Маковский хочет получать достойные гонорары за свои работы, поэтому он сосредоточивается на работе с аристократами и знаменитостями.

Основным жанром в его творчестве становится портретная живопись. Он любил роскошь, коллекционировал антиквариат и ни в чем себе не отказывал. Поэтому художник брался за любую работу, которую хорошо оплачивали, однако не пренебрегал ее качеством.

Маковский большинство портретов завершал в первый же день, однако не признавался в этом заказчику. Он делал вид, что продолжает работать над портретом в течение месяца или двух, чтобы завысить стоимость своего труда.

Работы Маковского считались одними из самых дорогостоящих в то время. Даже знатоки и истинные ценители искусства того времени не всегда были готовы платить такие гонорары. Например, Павел Третьяков признавал талант художника, но покупал его работы крайне редко.

Однажды Маковскому заказали работу «Славянские композиторы», за которую он запросил слишком высокую цену (25000 рублей). В результате работа была написана Ильей Репиным всего лишь за 1500 рублей.

При этом работы Маковского пользовались огромным спросом в Европе и Америке. Зарубежных ценителей искусства привлекала богатая и роскошная Русь в картинах Константина, в то время как его соотечественники изображали родину в более реалистичных, серых тонах. Благодаря популярности на Западе Маковский получил признание и стал приближенным художником Александра II.

Личная жизнь

Первый брак

Первой женой Маковского стала Елена Буркова. Их брачный союз подкрепляли не только взаимные чувства друг к другу, но и любовь к искусству. Елена также была творческой натурой и выступала на театральной сцене. В их доме всегда царила творческая атмосфера и довольно часто проводились музыкальные вечера, посещаемые известной «Могучей кучкой». К сожалению, брак был недолгим. Вначале умер первенец молодой семьи, а через несколько лет умерла и Елена от туберкулеза.

Портрет Елены Бурковой, первой супруги художника

Второй брак

Через год после смерти первой жены Константин влюбился в юную девушку Юлию Леткову, которая была младше него на 20 лет. Как только ей исполнилось 16 лет, они заключили брак. По словам Маковского, она была главной музой его жизни, позировавшей для его самых известных портретов. Первый ребенок Юлии и Константина умер от скарлатины, но затем молодая жена подарила художнику еще троих детей (двух сыновей и дочь).

Однако в 1889 году Маковский вновь влюбился в юную особу — двадцатилетнюю Марию Матавтину. После двухлетнего романа она родила ему сына. Когда Юлия узнала об измене супруга, она решила разорвать с ним отношения, но не спешила дать официальный развод. Требуя огромную сумму в качестве отступных, она затянула процесс развода на 7 лет.

Константин Маковский и Мария Матавтина

Самые известные картины Константина Маковского

Живописная манера художника включает нескольких стилей. Будучи представителем академизма, он использует приемы, которые присущи творчеству русских импрессионистов. Маковский написал множество портретов и исторических картин.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова, 1862

Смерть Ивана Грозного (1883 год). Холст/масло.

Головка (портрет Ю. П. Маковской), 1890

Головка (портрет Ю.П. Маковской) (1890-е). 35×31 см. Дерево/масло

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям,  1896

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям (1890-е). 273×233 см. Холст/масло

Последние годы жизни

Последние годы своей жизни Константин провел в окружении родственников. Он продолжал рисовать картины, главными действующими лицами которых были члены его семьи. В 1910 году Константин устроил торжество по случаю пятидесятилетия своей творческой деятельности. В то же время ему был присвоен чин статского советника.

На 76-м году жизни Константин Маковский попал в дорожное происшествие: экипаж с известным художником въехал в трамвай. Он скончался 17 сентября 1915 года.

Интересные факты из жизни Константина Маковского

  1. Маковский был настолько популярен в Америке, что именно ему заказали первый портрет Теодора Рузвельта. Портрет получил высокие оценки критиков и долго красовался в Белом доме. Однако впоследствии он исчез, и сегодня его можно увидеть только на фотографиях.
  2. Порой Маковский просил настолько баснословные суммы за свои работы, что никто на родине не мог себе их позволить. По этой причине множество шедевров художника сегодня красуются в заграничных музеях и частных коллекциях. Например, «Боярский свадебный пир» был продан американскому ювелиру за 15 тыс. долларов.
  3. В послереволюционной России работы Константина Маковского обесценились, так как их содержание не соответствовало идеологии общества. Одни картины были подарены чиновникам, другие проданы за границу, а некоторые убраны подальше на склады музеев.

Как вы относитесь к творчеству художника? Какие факты из его жизни знаете?

Любимые русские художники

Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству”.

К.Е. Маковский

Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. “Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу”, – писал на склоне лет К.Маковский.

Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

Селёдочница. 1867

 Маленькие шарманщики. 1868

Следующая картина молодого художника – «В приемной у доктора» (1870) – привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии – претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

 Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в “маэстро” с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские (“Портрет С.Л.Строгановой”, 1864, ГТГ; “Портрет жены художника”, 1881, ГРМ; “Семейный портрет”, 1882, ГРМ; “Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой”, ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Портрет  императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3

 Портрет  Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: “Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей”. Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать “феноменом Константина Маковского”, сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину “Боярский свадебный пир в XVII столетии”, которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

 За ней последовали “Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем” (1886), “Смерть Ивана Грозного” (1888), “Одевание невесты к венцу” (1890), “Поцелуйный обряд” (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, “благородным” цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины “Смерть Ивана Грозного”, “Суд Париса” и “Демон и Тамара” был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические “боярские жанры”, поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

 Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые – начало девяностых годов – период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, – отмечает Т. Горина. – В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»

 Боярыня у окна. 1885

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств. 

21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность. 

Дети, бегущие от грозы. 1872

 Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны

 Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

Портрет детей художника

Портрет Александра II. 

Дети господина Балашова

 Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)

 Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877

Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. 

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. 

Поцелуйный обряд

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

 У околицы. 1890-ые

Молодая боярыня

 Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов. 

Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

 Боярышня

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

– Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. 

 За чаем. 1914

 «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

 Игра в жмурки

 Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

 Крестьянский обед в поле.

“Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям”

Святочные гадания

Тамара и демон

: Смерть Петрония

Цветы. 1884

 Натюрморт. 1890-ые

The Muse of Poesie

 Аллегорическая сцена

 Счастливая Аркадия

Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Красавица, готовящаяся к купанию

 Ophelia

Satyr and Nymph

Болгарские мученицы. 1877

Араб в чалме. 1882

Египтянка с ребенком. 1875

 Дервиши в Каире. 1875

Обнаженная в черных чулках. 1890-ые

 В Каирской кофейне. 1872

 Перенесение священного ковра в Каире. 1876

Разгрузка лодки на Босфоре

http://commons.wikimedia.org

http://bibliotekar.ru/kMak/index.htm              http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post223624578/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий