Увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Николай Николаевич Ге (Nikolaj Nikolajewitsch Ge; родился 15 февраля 1831 года — умер 1 июня 1894 года) — русский художник XIX века, талантливый портретист, мастер религиозного жанра. Творчество Николая Ге заслужило неоднозначные оценки критиков. Картины на евангельские сюжеты более отражали философский взгляд, нежели церковные каноны. Биография живописца во многом объясняет, что влияло на его мировоззрение и почему он именно так трактовал библейские события.

Николай Ге горячо поддерживал передвижников. Его сторонники отмечали взаимосвязь между стремлением отобразить реализм в истории земной жизни Христа и активное участие в просветительских выставках, призванных нести искусство в народные массы. Он хотел вернуть идеи христианства обществу, готовому склониться в нигилизм и отрицание веры.

Биография Николая Ге

Николай Николаевич Ге — сын воронежского помещика, потомка французского эмигранта, сбежавшего в Россию в 1789 году, от кошмара французской революции. Маленький Коленька появился в семье зимой 1831 года — 15 февраля. Центральные губернии в то время сильно страдали от эпидемии холеры. От свирепой болезни скончалась его мать, оставив беспомощного трёхмесячного младенца.

Самоотверженная забота двух женщин, бабушки и няни из крепостных, сохранили жизнь будущему живописцу. Он вырос в деревне, первоначальное образование получил в частном пансионе, после которого, в возрасте 9 лет, поступил в гимназию города Киева. Уже там учителя заметили его талант к рисованию.

Судьба будущего художника складывалась не так, как он хотел. Отец настоял на физико-математическом факультете, куда юноша благополучно вступил в 1847 году. Он не решился перечить родителю, даже переехав в Петербург, продолжал учиться математике, в свободное время посещая Эрмитаж и копируя работы известных мастеров.

Лишь в 1850 году, в 19-летнем возрасте, Николай Ге смог осуществить мечту — поступить в Императорскую Академию художеств. Он учился живописи у известного профессора Петра Басина. Но самое сильное впечатление на него произвели работы Карла Брюллова, манере которого он всю жизнь пытался подражать.

В 24-летнем возрасте художник женился, а уже через год его выпускная работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла высокую награду, позволив отправиться за казённый счёт в заграничную поездку.

Возможно, виной тому стали французские корни, но заграница оказала на живописца большое влияние. Особенно впечатлили мастера очередной парижский Салон и мастерство Поля Делароша (Paul Delaroche). Удивительные места, Средиземноморское побережье, красочные картины быта подвигли его на создание множества удивительно прозрачных пейзажей.

Религиозная тематика, над которой работали все известные мастера Франции и Италии, стимулировала Николая Николаевича на множество набросков. Результатом стала «Тайная вечеря», написанная им во Флоренции. Он начал её в 1861 году, а по возвращении в Россию, в 1863, представил на осенней Петербургской выставке.

Критики обвинили автора в нигилизме, склонности к материализму, цензура запретила копировать картину, но российский император благосклонно отнёсся к трактовке «Тайной вечери», купив её для своей коллекции. Академическое начальство восприняло это как знак, присвоило автору звание профессора, сделав действительным членом ИАХ.

С 1869 года художник активно участвовал в выездных выставках, писал портреты знаменитых современников, картины исторической и религиозной тематики. Он активно поддерживал идею культурного просвещения простого народа, но в 1875 году неожиданно переселился из Петербурга в Черниговскую губернию, купив хутор под названием Ивановский, недалеко от железной дороги.

В последние годы жизни Николай Николаевич Ге побывал в Москве, подружился со Львом Толстым, написал самый знаменитый свой автопортрет. С 1894 году он прекратил всякие выезды из Ивановского, по причине нездоровья. Скончался живописец 1 июня 1894 года и прах его упокоили здесь же, на территории владений.

Самые известные картины Николая Ге

Картины Николая Николаевича Ге можно увидеть во многих мировых музейных коллекциях. Наиболее известные из его работ:

  • «Дубы и платаны. Фраскати» (1855) — поражает проработкой деталей, видных даже на репродукции. Классическая работа, в которой виден незаурядный талант пейзажиста.
  • «Мост в Вико» (1858) — один из реалистичных пейзажей, созданных автором во время его заграничных поездок. Критики отмечают лёгкость мазков и наполнение сцены солнечным светом.
  • «Портрет супруги с детьми» (1861-1866) — к теме семьи автор обращается много раз. В этой работе особенно заметно влияние кумира художника — Карла Брюллова.
  • «Масса-Каррара. Погрузка мрамора» (1868) — создана по эскизам заграничных поездок. Показывает умение автора видеть красоту в будничном тяжёлом труде.
  • «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) — одна из значительных исторических работ. Образ мятежного царевича спустя 60 лет послужил актёру Николаю Черкасову при создании персонажа фильма «Пётр Первый» 1937 года.
  • «Бюст Льва Толстого» (1890) — редкий пример скульптуры, созданной художником.

Николай Николаевич Ге — великий русский художник, творчество которого оставило существенный след в мировой культуре. Сайт Very Important Lot предоставляет возможность всем любителям прекрасного принять участие в аукционах, где представлены уникальные шедевры антиквариата, лучшие работы современных художников всех известных стилей и жанров. Здесь можно недорого купить картины и познакомиться с историей мировой культуры.

Биография

Николай Ге — русский художник, творческое наследие которого состоит из портретов, полотен на религиозную и историческую тематику, а также скульптур. Мастер относился к числу передвижников и использовал широкий арсенал выразительных художественных приемов.

Детство и юность

Николай Ге был сыном помещика. Ребенок родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже. Прадед мальчика оказался французским эмигрантом, бежавшим в Россию в 1789-м от тягот революции. Мать скончалась от холеры, когда сын был младенцем. Детям Ге повезло: крепостные крестьяне перевезли их в город под опеку бабушки. Там болезнь была не так распространена, поэтому они смогли выжить. После завершения эпидемии семья воссоединилась.

Отец практически не занимался воспитанием наследников: эта участь легла на плечи бабушки и няни. Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству. Детство он провел в деревне. Затем был отдан на воспитание в частный пансион Гедуэна, расположенный в Киеве, а спустя год стал учеником Первой киевской гимназии.

Здесь творческие способности и приверженность юноши к живописи заметили педагоги. После выпуска из учебного заведения в 1847-м Николай прислушался к рекомендациям отца и поступил в Университет Святого Владимира, где приобщился к точным наукам.

Решив сменить ход биографии, Ге переехал в Петербург, где жил старший брат. Молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, хотя втайне лелеял эту мечту. Ему пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с получением образования Николай посещал Эрмитаж и занимался живописью. В 1850 году грезы начинающего мастера все же стали явью. Он стал студентом академии художеств и подопечным Петра Басина.

Будучи поклонником Карла Брюллова, Ге погружался в изучение азов, копируя художественные приемы, присущие произведениям кумира. В 1854-м он написал «Суд царя Соломона», а спустя год студента наградили Малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла». Выпускным проектом Ге стало полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», принесшее Большую золотую медаль и привилегию поездки в Европу, финансируемой учебным заведением.

Личная жизнь

В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.

Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.

Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.

Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.

Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.

Живопись

Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.

К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.

Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения». Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.

Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.

С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.

Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.

Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.

Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.

Смерть

Николая Ге не стало 1 (13) июня 1894-го. Живописец скончался спустя 3 года после того, как похоронил супругу. Причиной смерти стали заболевания, сопутствующие преклонному возрасту.

Сегодня работы автора выставлены на известных экспозициях мира: в Третьяковской галерее, Русском музее и в Киевском государственном музее русского искусства.

Картины

  • 1855 — «Ахиллес, оплакивающий Патрокла»
  • 1856 — «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила»
  • 1863 — «Тайная вечеря»
  • 1867 — «Вестники воскресения»
  • 1871 — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  • 1872 — «Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина»
  • 1874 — «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»
  • 1875 — «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
  • 1884 — «Портрет Л. Н. Толстого»
  • 1889 — «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад»
  • 1890 — «Что есть Истина?»
  • 1891 — «Совесть, Иуда»
  • 1892 — «Распятие»
  • 1893 — «Автопортрет»
  • 1893 — «Голгофа»
  • 1898 — «Перевозка мрамора в Карраре»

Интересные факты

  • Драматург Григорий Ге приходится младшим братом Николаю Николаевичу.
  • Эксперты «Третьяковки» обнаружили картину «Милосердие» под изображением, известным как «Что есть истина?». Посредством рентгенограммы удалось распознать первые слои масляной краски.
  • Живописец с трепетом и нежностью относился к супруге. В ее честь написаны несколько портретов, на одном из которых Анна в окружении сыновей напоминает Деву Марию, изображаемую в схожей позе. Более реалистичный портрет супруги мастера, сделанный в Италии, хранится в музее в Киеве.

Николай Николаевич Ге. Автор: Николай Ярошенко./«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича».Фрагмент. Автор: Н.Н. Ге. Художники, как правило, натуры тонкие и одухотворенные, нуждающиеся в постоянном эмоциональном вдохновении. Исключением не являлся и Николай Ге– философ в живописи, всю жизнь искавший идеал в творчестве и жизни. И рядом по жизни с ним шла, претерпевая все тяготы, взлеты и падения его единственная любимая женщина, в которую он влюбился заочно, и которая долгие годы была его неизменной моделью – и в образе Марии Магдалины, и в образе Петра I в том числе. Об удивительной истории любви, которая продлилась целых 35 лет и о многих других увлекательных фактах из жизни мастера далее – в обзоре.

Личное дело

Николай Николаевич Ге.Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) родился в Воронеже в семье помещика. Когда Николаю было три месяца, его мать – наполовину полька, наполовину украинка – умерла от холеры. Детство мальчик провел в малороссийской деревне, где его воспитанием занималась няня, крепостная отца. В 1841 году поступил в гимназию в Киев, где и проявлял большие способности к рисованию, но после окончания, по настоянию отца, поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Однако через 2 года юноша, осознав свое истинное призвание, становится студентом Академии художеств.

Подарок за 25 рублей

Портрет отца художника Николая Осиповича. Автор: Николай Николаевич Ге.А надо сказать – отец у Николая был весьма властный и деспотичный. Сын, эмигрировавшего в Россию француза, считал себя вольнодумцем и вольтерьянцем. Однако он не гнушался собственноручной поркой своих крепостных крестьян. Сек их всех без разбору по “субботкам”, дабы “не портились”. А однажды вернувшись из города привез мальчика в телеге вместе с провизией и сказал небрежно сыну: “Это Платошка, купил за 25 рублей, будет тебе подарок”.

Судьбоносный конь

Как то один монах, знакомый бабушки Николая, нарисовал акварелью серую лошадь с поднятым хвостом и турецким седлом и подарил мальчику. «Для меня этот подарок был истинным торжеством. Я первый раз видел хорошо нарисованную лошадь», – из воспоминаний Ге. Именно после этого увлекся, маленький Коленька рисованием и сам стал рисовать лошадей мелом на полу. Кони в детстве были его любимыми животными. Портрет Николая Ге, внука художника. Автор: Николай Ге.

Удивительная история любви, вспыхнувшая заочно

В Киевской гимназии, где Николай учился, был у него веселый друг Пармен Забелло. После окончания их жизненные пути разошлись, но не надолго. Николай, проучившись в Киевском университете на математическом факультете, через год перевелся на ту же специальность в вуз Санкт-Петербурга. И как-то на студенческой вечеринке повстречал своего старого друга, который учился в академии художеств на скульптора. Не пройдет и года как Ге оставит математику и станет студентом академии на факультете живописи. С Парменом они снимут квартиру и будут делить на двоих даже фрак, без которого не пускали в Эрмитаж. Им приходилось носить его поочередно. Забелло всеми силами старался приодеться, а вот Николай занашивал одежду до дыр. Как-то раз Пармен в шутку заявил обносившемуся Николаю: «Мне просто стыдно идти с тобой рядом! Ступай на другую сторону!» И Ге послушно переходил дорогу. Анна Петровна-супруга художника. Автор: Н.Н. Ге.Четыре года они прожили под одной крышей, став очень близкими друзьями. Пармен частенько получал письма от своей сестры Анны, жившей в родительском поместье на Черниговщине. Однажды вышло так, что Николай случайно прочел одно из писем девушки к брату. Потом второе, третье… Письма привели юношу в восторг, они пленили своим возвышенным строем и зрелостью мыслей. А через несколько последующих писем, написанных даже не ему, Ге был уже решительно влюблен в никогда не виденную им Анну. Вскоре Ге и сам вступил в переписку с незнакомой девушкой и обнаружил, что в литературе, в философии, в общественной мысли — их вкусы совпадают. Ге решил: никогда не женится ни на ком, кроме «божественной Анны Петровны». И об этом он решительно заявил ее брату. «Саул у Аэндорской волшебницы». Автор: Николай Ге.И самым удивительным было то, что это оказалось чистой правдой. В 1856-м году 25-летний Николай и 24-летняя Анна обвенчались в церкви черниговского села Монастырище. Молодые сразу же уехали в Рим, так как незадолго до этого Ге получил Большую золотую медаль Академии за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», что давало ему право на пенсионерство в Италии. Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром. (1861). Автор: Николай Ге.Больше 10 лет чета Ге прожила в Италии, где и появились на свет их сыновья Пётр и Николай – «беленький и чёрненький», как называл их художник. Флоренция. Автор: Николай Ге.

Жизнь на земле и труды праведные

По возвращении в Россию четыре года семейство Ге прожило в Питере. Николай Николаевич Ге стал одним из организаторов Товарищества передвижников и принимал участие в выставках. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал. Однако совсем скоро пришло разочарование и в себе, и в искусстве – он совершенно перестал писать. Художник, заразившись идеями Льва Толстого, навсегда увозит семью из столицы на хутор Ивановский, что на Черниговщине. Лев Николаевич Толстой.В 1870-е Ге, испытав творческий кризис, около трех лет почти не брался за кисть. На хуторе он становится вегетарианцем, бросает курить, раздает часть своей земли крестьянам, работает в поле и выкладывает печи, стремясь жить так, чтобы это приносило пользу ближнему. Его «опрощение» давалось супруге Анне Петровне нелегко: они иногда ссорились. За решительный и бескомпромиссный характер Ге называл любимую Анну «прокурором». работая над картинами, частенько звал ее оценить сделанное: «А ну-ка, Анечка, посмотри-ка, что здесь не так». Анна Петровна, наметанным глазом безошибочно видя огрехи, ровным голосом озвучивала свои суждения, и почти всегда Ге оказывался с нею согласен. Вестники Воскресения. Мария Магдалина идет к усыпальнице Христа. (1867). Автор: Н.Н. Ге.В своих мемуарах Софья Толстая так описывала Анну: «Жена Николая Николаевича… была маленького роста белокурая и некрасивая женщина с большой головой и приятной улыбкой. Она как-то покровительственно относилась к мужу, подчёркивая его легкомыслие, рассеянность, и более похоже было, что она его мать, чем жена… и несмотря на то, что она была далеко не из красивых, Николай Николаевич видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» И действительно, Николай Ге относился к жене с благоговением и трепетом, а она всю супружескую жизнь, длиною в 35 лет была верной спутницей художника. Анна Петровна Ге умерла в 1891-м году, и художник похоронил ее в Ивановском, прямо в саду их усадьбы. Он переживет жену всего на три года и будет погребен рядом с ней.

Как Ге боялся позировать Илье Репину

Портрет художника Н. Н. Ге.(1880). Автор: Илья Ефимович Репин.Довольно известен портрет Николая Ге, написанный самим мэтром русской живописи Ильей Репиным, который долго вынашивал идею заполучить себе в модели колоритного старца и написать с него портрет. Однако Ге с последними годами все реже и реже соглашался позировать. Тем более, что о Репине к тому времени уже ходили нехорошие слухи: “дескать, все, кого бы он ни писал, в скором времени умирают”. Илья Ефимович, напротив, горел желанием написать портрет Ге и с этой целью специально приехал к нему в Ивановское. Но Репин даже не подозревал, что Николай Николаевич поддастся суеверию и начнет вполне серьезно увиливать, намекая на то, что ему еще пожить хочется. Однако как бы там ни было – портрет был написан, а Ге еще прожил 14 лет.

Как Николай Ге разделил картину между императором и Третьяковым.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Автор: Н.Н. Ге.На экспозиции полотна «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», написанном в 1871 году, присутствовал сам император Александр II. Картина его впечатлила и он выразил желание ее приобрести. Однако еще до начала выставки это полотно уже было продано Павлу Третьякову, об этом никто даже не осмелился заикнуться государю. Художника попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Но Николай Николаевич, не моргнув глазом, отдал оригинальное произведение Третьякову, а для царя создал копию, хранящуюся сейчас в коллекции Русского музея.

Всю жизнь в поисках идеала

«Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – так описывал свое душевное состояние художник, работая над полотном “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича”. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало мой идеал…». Николай Николаевич Ге. Автопортрет.Идеал свой художник все же нашел. Сложным и тернистым путем ему пришлось пройти, что бы осознать и увидеть в Иисусе Христе то, что до него никто не видел. Серия религиозных полотен, написанных Ге, были совершенно не поняты современниками. Их по достоинству оценили намного позже. Часто произведения художника были под запретом, их иногда просто снимали с выставок. Такая же участь постигла и картину Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», которую не приняла публика и лишь совсем недавно она была выставлена на обозрение в Третьяковке.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Содержание

Русский живописец прославился произведениями с евангельскими сюжетами. Уникальная техника исполнения вызвала отклик у большого количества людей. Мастер создавал портреты, которые не только имели сходство с людьми, но и подчеркивали их образы, эмоции, настроение.

Семья Ге Николая Николаевича

Будущий художник появился на свет 27 февраля 1831 года в Воронеже. Семья помещиков находилась на тот момент в Черниговской губернии, расположенной около хутора Ивановского. Прадед мальчика (Матвей Ге) был французом, эмигрировавшим в Россию в конце XVIII века.

Известные факты об отце (Николае Осиповиче):

  • Воевал против Наполеона в 1812 году;
  • Он настоял на том, чтобы сын учился на математическом отделении;
  • Мужчина периодически срывал злость на няне, которая воспитывала ребенка. Маленький мальчик замечал на теле женщины синяки.

Елена Садовская (мать) умерла от холеры, когда ребенку еще не исполнилось 4 месяца. Помимо Николая у нее было еще несколько сыновей. Крепостные увезли детей к бабушке (Дарье Коростовцевой), чтобы избежать заражения инфекцией, которая распространялась на местности.

Детские и юношеские годы

Мальчик временно находился в деревне, его воспитывали бабушка и няня. Отец женился во второй раз и не проявлял большого интереса к своему ребенку. Дед Осип служил прапорщиком и подписал в принудительном порядке присягу по указанию Екатерины II. Родственники привезли детей на прежнее место жительства, когда эпидемия холеры прошла.

Николай рано начал рисовать. Первыми объектами, которые он изобразил, были лошадь и архимандрит. В 1840 году Ге проживал и обучался в частном пансионе под названием «Гедуэна». Затем он поступил в Первую киевскую гимназию. Юноша рассказывал, что надзиратель подвергал ребят настоящим пыткам и наносил им физические увечья в порыве гнева.

Интересные моменты, связанные с образованием:

  1. После первого года обучения Николай перевелся на аналогичную специальность (математик) в Санкт-Петербурге.
  2. Причиной переезда стала любовь юноши к искусству. Он вдохновлялся творчеством Брюллова и хотел жить в культурном городе, где можно рассматривать восхитительные картины.
  3. Спустя еще один год молодой человек перевелся в Академию художеств.

Когда юноше исполнился 21 год, его кумир умер. Студентов обучали натурщики, которые хорошо знали Брюллова и передавали его наставления. Воспоминания Николая об учебе сводятся к нескольким аспектам:

  • Долгое время ему приходилось рисовать Всемирный потоп, потому что других тем не давали.
  • Один преподаватель правил эскизы карандашом, который не стирался;
  • Главным примером искусства для него стала картина Брюллова под названием «Помпея».

Николай настолько был погружен в мир прекрасного, что решил изрисовать все стены в квартире, где он обитал. Для того времени это считалось довольно смелым поступком.

Молодость художника

Студент жил скромно и не мог позволить себе каких-то излишеств. Он продавал свои картины чиновникам и вел уроки рисования, получая небольшую оплату. Мужчина хотел попасть в Эрмитаж, но у него не было фрака (в обычной одежде тогда в музей не пускали).

Николай проживал в квартире вместе со студентами, которые тоже находились в затруднительном финансовом положении. Юноша часто помогал им, хотя ему самому не хватало средств на комфортную жизнь. Однажды Ге — художник, который мечтал об Эрмитаже, — смог накопить денег на фрак.

С тех пор он повышал свое мастерство в музее, но часто туда ходить не мог. Сердобольный студент разрешал товарищам носить приобретенный фрак. Парни надевали его по очереди и посещали Эрмитаж.

Факты, связанные с личной жизнью:

  • Ге влюбился в сестру друга;
  • венчание проходило в селе Монастырище;
  • на свадьбе жених подарил невесте книгу.

Николай читал письма, которые приходили приятелю. Ему понравился стиль изложения Анны (так звали девушку). Они стали вести переписку. Спустя несколько месяцев художник решил, что им нужно пожениться. Когда состоялось венчание, Николаю исполнилось 25 лет. Возлюбленная была на год младше его.

Известные картины

Творчество художника отображает религиозные мотивы и представляет миру образы великих деятелей. В своих произведениях живописец использовал пейзажи и различные сцены:

  • мифологические;
  • исторические;
  • литературные.

У Николая Ге, картины которого заслужили высокие оценки экспертов и признание общества, накопилось богатое культурное наследие. После семилетнего обучения в Академии художеств он получил золотую медаль за работу под названием «Саул у Аэндорской волшебницы».

Картины художника, созданные в период с 1857 по 1871 год:

  • «Смерть Виргинии»;
  • «Любовь Весталки»;
  • «Разрушение Иерусалимского храма»;
  • «Тайная вечеря»;
  • «Братья Спасителя»;
  • «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Последняя работа была куплена меценатом Павлом Третьяковым и попала в его коллекцию. Публика восхищалась оригинальными произведениями Ге. Он получил звание профессора и был членом Академии художеств. Творчество Николая Николаевича условно подразделяется на три периода:

  • флорентийский;
  • петербургский;
  • черниговский.

До 1869 года Ге рисовал евангельские сюжеты и образы натурщиков. В петербургском периоде он создавал исторические работы и портреты писателей. В числе его фаворитов оказались самые известные деятели (Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин). С 1875 года живописец зарабатывал на жизнь, выполняя портреты на заказ.

Последние годы творчества

После знакомства с Л. Н. Толстым Ге нарисовал его образ. В дальнейшем (после 1884 года) он представил публике серию религиозных сюжетов. Последней картиной художника стала работа под названием «Автопортрет». Рисунок появился за год до его смерти, которая случилась в 1894.

Ге работал разными техниками. Он использовал масло, литографический и итальянский карандаш, уголь и другие средства. В браке с Анной у него родились два сына (Николай и Петр). Эксперты полагают, что успех пришел к художнику благодаря реалистичному изображению библейских сюжетов.

Ге создал 122 картины в разных стилях (академизм, реализм, романтизм). Картины живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском и Национальном музее. Финальная работа «Автопортрет» считается одним из самых лучших произведений Ге.

Тайная вечеря 1863

Смотрите также:

Художник ужаса или о чем скажет картина “Тайная вечеря”

Николай Крымов – природа вне времени

Биография и творчество Николая Копейкина

27 февраля 1831 года, ровно 185 лет назад, в семье крупных помещиков родился сын — Николай Николаевич Ге, которому суждено будет стать выдающимся русским художником. О самых интересных фактах из жизни живописца рассказывает Diletant.media.

Происхождение

Трудно обойти стороной такую необычную фамилию, носители которой прославились, кстати, не только в живописи, но и на театральном поприще, как, например, младший брат Николая Ге — Иван. Происхождение фамилии объясняется довольно тривиально: ещё дедушка Николая Ге, носивший фамилию Gay, эмигрировал в Россию из Франции в конце XVIII века. Предки Ге, благодаря своему высокому происхождению, практически сразу же получили звание потомственных дворян Российской Империи.

Трудное детство

Николай Ге родился в Воронеже в 1831, во время, когда в центральных губерниях Российской Империи свирепствовала холера. Тяжелая болезнь не обошла стороной и дом потомственных дворян: мать Николая Ге скончалась, когда мальчику было всего три месяца. С того момента и до самого поступления Ге в Первую киевскую гимназию, то есть на протяжении десяти лет, воспитанием Николая занималась нянька из крепостных, выбранная отцом будущего художника.

Задатки художника

Способности молодого Николая к рисования проявились уже во время его обучения в Киеве, однако отец уже принял решение за своего сына: после окончания гимназии Николай поступил физико-математический факультет Киевского университета.

image

Императорская Академия художеств

Природная тяга к искусству буквально вынудила Николая переехать к брату в столицу, в Петербург, где он, правда, и дальше был вынужден учиться на математическом факультете, но уже Петербургского университета. Жизнь в Петербурге подарила Николаю возможность чуть ли не каждый день ходить в Эрмитаж и изучать лучшие образцы живописи тех лет. После двух лет таких походов Николай не выдержал — бросил университет и поступил в Императорскую Академию художеств.

Награда за смелость

В Академии художеств Николай Ге стал одним из самых прилежных учеников: день за днем он рисовал, пытаясь скопировать стили разных художников, в особенности Карла Брюллова. Через семь лет старания Ге были оценены по достоинству: в 1857 году Николай получил за работу «Саул у Аэндорсокй волшебницы» Большую золотую медаль, которая давала право отправиться за границу за счёт Академии. Николай не преминул воспользоваться этим шансом и в скором времени уже колесил по Германии, Франции и Италии. Таких путешественников от Академии называли тогда «пенсионерами», потому что в течение шести лет, пока художники или скульпторы совершенствовали своё ремесло, Академия выплачивала им пенсион, или пособие.

image

«Саул у Аэндорсокй волшебницы», 1856 год

«Торжество материализма и нигилизма»

Именно такой характеристики среди российских критиков удостоилась картина, над которой Ге долгое время работал во Флоренции. С «Тайной вечерей» произошла очень странная ситуация: цензура официально запретила воспроизводить эту картину в копиях (из-за неубедительности образа Христа), но сам оригинал был приобретен Александром II в личную коллекцию. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика.

image

«Тайная вечеря», 1863 год

Сельская жизнь

Коренной перелом в жизненной философии Николая Ге произошёл в 1875 году: тогда художник вдруг решил, что искусство не может служить средством жизни, но этим средством может быть только сельский труд. В течение четырех лет художник практически не работал над картинами, пользуясь кистью только из-за крайней нужды и рисуя портреты местных богачей из Черниговской губернии. В 1880 году Ге решил-таки написать ещё кое-что: в своей картине «Милосердие» художник нарушил все существующие тогда каноны изображения Христа (он изобразил Иисуса в образе нищего), за что, собственно, и получил негативные отзывы экспертов.

image

«Что есть истина?», 1890 год

До недавних пор никто не знал о дальнейшей судьбе картины, однако специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили под одной из наиболее известных картин Ге — «Что есть истина?» — как раз неудавшуюся работу «Милосердие».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий