Умер Александр Федорович Можайский, контр-адмирал, изобретатель первого российского самолета

Контр-адмирал, пионер авиации, талантливый художник, первооткрыватель основного закона аэродинамики, сильный руководитель. Все эти качества сочетал в себе один человек – Александр Федорович Можайский. Краткая биография его будет представлена вашему вниманию в статье.

Детство и юность

21 марта 1825 года в семье адмирала русского флота, Федора Тимофеевича Можайского, родился сын Александр, будущий пионер авиации. Родной город изобретателя, Роченсальм, бывшее владение Финляндии, отошел России по итогам войны и пребывал в запустении. Потомственный моряк Федор Тимофеевич настоял на необходимости обучения сына в знаменитом Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив учебное заведение с блестящими результатами, Александр Федорович поступил на флотскую службу, обошел Балтийское и Белое моря, а всего через год был произведен в мичманы. Отлично разбирался в точных науках, увлекался морской и военной техникой, прекрасно рисовал. Во время своего путешествия в Японию сделал много зарисовок, которые, по утверждению специалистов, представляют этнографическую и историческую ценность.

image

«Диана»

Все это время он грезил мечтой о дальних плаваниях. В 1853 г., узнав о предстоящем японском походе фрегата «Диана», начал ходатайствовать о зачислении в команду. Его репутация опытного моряка, а также блестящие рекомендации сыграли свою роль. В декабре 1854 г. судно стало жертвой морского землетрясения у берегов Японии. Фрегат отнесло на риф, образовавшиеся щели пропустили неконтролируемый морской поток внутрь. Вся команда работала как единый организм, без сна и отдыха, но вода не убывала. После продолжительной борьбы за спасение корабля было принято решение его покинуть. На шлюпках достигнув берега, команда была вынуждена ждать помощи в чужой стране. Неизвестно, сколько бы продлилось ожидание, если бы не энтузиазм Можайского, подкрепленный острым умом и спасенным им журналом с описанием габаритов корабля. Под его руководством экипаж смог построить шхуну и отправиться обратно домой. Через 20 дней якорь был брошен у берегов Камчатки, где лейтенант Александр Федорович Можайский пересел на пароход «Аргунь» для следования к Николаевскому посту.

image

Пароход «Гремящий» и Хивинская экспедиция

1857 год ознаменовался назначением на пароход «Гремящий», курсирующий по маршрутам Кронштадт – Эстония, Кронштадт – Германия. Служба здесь дала возможность Александру получить практический опыт изучения парового двигателя. В 1858 г. Можайский вновь становится членом дальней экспедиции, но уже сухопутной. Участникам предстоит изучить бассейны Аральского моря, рек Амударья и Сырдарья, ознакомиться с культурой, традициями местных жителей. За вклад в изучение и описание Амурского бассейна Александр Федорович удостоен Ордена Св. Владимира 4-й степени.

«Всадник»

Несмотря на сопротивление всему новому, столпы русского мореплавания признали преимущество паровых машин. Было принято решение о строительстве на судостроительных верфях финского Бьернеборга первого парового винтового клипера «Всадник». Руководить строительством выпало Александру Федоровичу Можайскому. Выбор пал не случайно, роль сыграл его опыт на «Гремящем», отличные организаторские способности, инженерные знания. Летом 1860 г. Можайский приступил к работе. Ему пришлось нелегко, ведь, помимо руководства, пришлось обучать рабочих, ведь никто, кроме него, не был знаком с устройством паровых двигателей. Благодаря его таланту всего за год судно было готово и успешно прошло все испытания.

Личная жизнь

По окончании Крымской войны, как множество офицеров морского флота, был отправлен в бессрочный отпуск. Этот период ознаменовался женитьбой на восемнадцатилетней Любови Дмитриевне Кузьминой. Познакомилась пара еще весной 1859 г., когда Александр Федорович приезжал навещать в Вологду своих друзей. Любовь Дмитриевна имела хорошее образование, слыла глубоко верующим человеком и отлично музицировала. Обвенчавшись, семья поселилась в Котельникове, их дом ныне является музеем. Любовь Дмитриевна родила наследников, сыновей Александра и Николая. Но семейное счастье продлилось недолго – в возрасте 23 лет от скоротечной болезни Любовь Дмитриевна умерла. Александр Федорович больше никогда не женился, посвятив свою жизнь детям и мечте – конструированию первого летательного аппарата.

Первые эксперименты

1876 год ознаменовался началом серьезной работы над разработкой первой опытной модели летного аппарата тяжелее воздуха. Мысль о нем терзала пытливый ум Александра Можайского (биография конструктора полна интересных фактов и событий) со времен службы на «Диане». В те годы газеты часто публиковали статьи, посвященные воздухоплаванью, утверждая, что близок час, когда люди смогут летать, как птицы. Однажды, во время вахты на «Диане», Можайский стал свидетелем, как сильный порыв ветра ударил чайку о грот-мачту. Издавшую последний крик птицу Александр Федорович отнес к себе в каюту. С ее помощью он пытался найти свойства, помогающие птицам летать.

Можайский консультировался у лучших русских ученых, совершил множество расчетов, провел тысячи экспериментов ради создания первого в мире летательного аппарата. Более чем на десятилетие раньше Лилиенталя им открыт один из основных аэродинамических законов о существовании соотношения скорости с весом объекта и плоскостью. Испытание модели прошло успешно: сконструированный им змей-планер (буксировку осуществляли лошади) смог дважды поднять его в воздух. А уже в 1877 г. Можайский с успехом продемонстрировал модель, приводимую в действие благодаря часовой пружине. Скорость ее движения достигала 15 км/ч, к опытному экземпляру даже крепился груз.

Финансовые вопросы

Если на создание малых экспериментальных моделей Александр Можайский, краткая биография которого стала предметом нашего обзора, тратил личные сбережения, то на разработку полноценного воздухоплавательного судна его средств было недостаточно. По этой причине Можайский составил прошение Военному министерству о предоставлении финансирования на конструирование модели в натуральную величину. Комиссией, возглавляемой Д. И. Менделеевым, было принято решение о выделении ему ассигнований на сумму 3 000 рублей. В 1878 г. конструктором были предоставлены чертежи летательного аппарата, с подробными расчетами и разъяснениями, Главному инженерному управлению. Надеясь получить финансирование, он предлагал использовать самолет для военных целей. Управление отказало в предоставлении денежных средств, поставив под сомнение пользу от проекта. Это не остановило изобретателя, он продолжил эксперименты, привлекая частных инвесторов.

План самолета

Разработав проект воздушного судна, весной 1878 года представил его напрямую военному министру, попросив поддержать разработку летательного аппарата. Его план предполагал, что самолет будет состоять из следующих элементов:

  • лодки, где будут размещаться люди;
  • неподвижных крыльев в количестве двух штук;
  • хвоста, основное назначение которого – изменять направление движения за счет способности подниматься и опускаться;
  • трех винтов: одного большого переднего и двух малых позади;
  • тележки на колесах, располагающейся под лодкой, ее назначение – придать самолету скорость, необходимую для взлета;
  • двух матч для крепкой фиксации крыльев и подъема хвостовой части.

Двигателем должны были выступать две паровые машины: одна приводит в движение носовой винт, вторая – два толкающих задних. Приложенная схема затрат, чертежи, расчеты и описания не убедили комиссию министерства: сославшись на недостаточную мощность установки, прошение отклонили. В 1880 г. было согласовано финансирование и организовано командирование за границу, откуда Можайский доставил 2 паровые установки, оборудованные водотрубным котлом и холодильником. Осенью 1881 г. стал обладателем первого в стране патента.

Строительство летательного аппарата и его испытания

С 1882 г. Александр Можайский (Studianrussian) приступил к конструированию аппарата. Ему был выделен участок в Красном селе, прямо на военном поле. 1883 г. стал завершением многолетних трудов – была завершена сборка первого российского самолета, дошедшего до летных испытаний. Наземные испытания показали состоятельность опытной модели, было принято решение провести первый полет. Однако при разбеге по деревянным рельсам случилось непредвиденное: самолет из-за крена потерял крыло. Разработку объявили военной тайной, но помощь так и не была предоставлена. До последних лет своей жизни А. Ф. Можайский трудился над своим изобретением. После смерти конструктора 1 апреля 1890 г. опытный образец первого самолета Можайского Александра Федоровича (кратко о нем – в статье) был доставлен в его имение, где сгорел спустя несколько лет.

Турбоход

1 декабря 1914 г. было заложено пассажирское судно Patria, совершившее в 1919 г. свой первый рейс. За 16 лет эксплуатации иностранными компаниями судно прошло сотни тысяч миль между Нидерландами и Индонезией, а в 1935 г. было продано СССР. Советский Союз использовал его в качестве учебного, сменив название на «Свирь». С началом Второй мировой войны судно поступило на военную службу, а в 1942 г. затонуло при бомбардировке недалеко от Ленинграда. Спустя год мирной жизни было поднято и отправлено на ремонт. После длительного восстановления судно приобрело современный вид, было модернизировано в грузопассажирский лайнер. Турбоходу было дано новое название – «Александр Можайский». Его жизнь продолжалась на пассажирской линии Дальнего Востока страны вплоть до весны 1970 г. Интересно, что турбоход «Александр Можайский» был передан поселку Врангель в качестве общежития. Через 8 лет судно было продано Гонконгу, на слом.

Память о Можайском

Имя Александра Федоровича продолжает жить. В его честь названы улицы и проезды во многих городах России. С гордостью несет свое название Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, выпускниками которой являются выдающиеся ученые, военные деятели и Герой Советского Союза Авдеев М. В. В честь Александра Федоровича названо уравнение существования летательного аппарата, а на Украине ежегодно проходят Международные молодежные научно-технические чтения им. Можайского.

Рубрика: Краткие биографии

Александр Федорович Можайский (1825-1890) – русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель – пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолетов. Некоторые источники сообщали, что в процессе испытания самолет Можайского смог оторваться от земли.

В биографии Можайского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Александра Можайского.

Биография Можайского

Александр Можайский появился на свет 9 (21) марта 1825 года в Выборгской губернии. Он рос в семье будущего адмирала русского флота Федора Можайского и его жены Юлии Ионовны.

Когда Александру исполнилось 10 лет его отдали в Морской кадетский корпус. Здесь он получил все необходимые навыки морского дела и в конце 1842 г. получил звание мичмана. Именно тогда началась его служба в Российском императорском флоте.

Служба и экспедиции

В период биографии 1842-1849 гг. Можайский находился в плаваниях на разных суднах в акватории Балтийского и Белого морях. К тому моменту его уже повысили до лейтенанта. В 1853 г. он вошел в состав морской экспедиции Кронштадт-Япония, которая продолжалась около 2-х лет.

Позднее Александру Можайскому доверили возглавить 10-пушечное судно «Двина». В середине 1850-х годов он продолжал службу на Балтийском флоте. Интересен факт, что он ходил в плавание с царской семьей, включая императора Александра II и его жену Марию Александровну.

В 1858 г. Можайский участвовал в Хивинской экспедиции. Он был первым, кто описал акваторию Аральского моря и реки Амударья, за что удостоился Ордена Святого Владимира 4-й степени.

Вернувшись домой, Александр Федорович стал старшим офицером боевого линейного корабля «Орел». Путем достаточно суровых и жестоких мер, ему удалось добиться высокой выучки и дисциплины среди членов экипажа. Осенью 1859 г. он был повышен до чина капитан-лейтенанта.

С 1862 по 1872 г. Можайский состоял на гражданской службе. В это время биографии он участвовал в Первой Всероссийской этнографической выставке в статусе представителя Вологодской губернии. В 1868 г. он продолжил службу в петербургском «Обществе северного пароходства».

Любопытно, что Александр участвовал в разработке и постройке морских спасательных станций, за что удостоился благодарности от царя. Примерно через год он стал членом одесского «Русского общества пароходства и торговли».

В 1873 г. мужчина занял пост мирового судьи в Подольской губернии, проработав на этом месте примерно 3 года. Затем он вернулся в Санкт-Петербург, где стал проявлять живой интерес к авиации. В 1879 г. его снова призвали на военную службу в звании капитана 1 ранга.

Спустя 3 года Можайский удостоился очередного чина – генерал-майора с увольнением со службы. В последующие годы биографии он числился контр-адмиралом. Отойдя от военных дел, он решил заняться авиастроением.

Авиация

По сообщениям ряда биографов, проводимые Можайским опыты в сфере авиации, повысили враждебность к нему со стороны крестьян. Малограмотные крестьяне считали, что адмирал связан с нечистой силой, которая якобы «носит его по воздуху в корыте».

Любопытно, что когда деревенские девушки встречали Александра на своем пути, они закрывали свои лица ладонями, боясь сглаза. Однако Можайский продолжал проводить эксперименты, ища разные способы для повышения подъемной силы.

Стоит заметить, что еще за 20 лет до этого, ученый внимательно наблюдал за птицами, их строением тела и другими особенностями. В результате, он начал изучать анатомию разных птиц: на каждую из них заводилась карточка, где указывались высота полета птицы, ее геометрические пропорции и масса.

Самолёт Можайского

Изначально Можайский конструировал воздушных змеев различной комплектации. При изготовлении змеев он задействовал перья птиц, а позже кроличьи шкурки. В конце 1870-х годов в некоторых изданиях сообщалось, что ему удалось соорудить воздушного змея, который будучи буксируемым посредством конной тяги, смог поднять человека.

В статье также говорилось, что Александр Можайский совершил на данном планере-змее 2 или 3 полета. Следует заметить, что по словам очевидцев, высота полета составляла около 2 м над землей. В последующие годы научной биографии он продолжал совершенствовать свои летательные аппараты.

Ученый оснащал из разными примитивными двигателями, а также проводил эксперименты с задействованием специальной аэродинамической тележки. С ее помощью он измерял уровень подъемной силы и лобовое сопротивление своих воздушных машин.

Самолет Можайского

В 1876 г. Александр Федорович приехал в Петербург, где представил свой проект летательного аппарата в Военном министерстве. Его наработки заинтересовали членов комиссии, вследствие чего ему было выделено 3000 рублей для продолжения проведения опытов.

Спустя пару лет Можайский пришел к выводу, что для получения достоверных данных и решения ряда вопросов, требуется изготовить более крупный аппарат – натурный самолет, которым мог бы управлять человек. По его подсчетам, для строительства такой машины требовалось примерно 19 000 рублей.

Картина лётчика Взлёт самолёта Можайского

Комиссия решительно отказалась финансировать данный проект. Однако Александр Можайский не опустил рук, начав постройку натурного самолета за свои сбережения. При этом, некоторые состоятельные лица оказывали ему материальную поддержку.

К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких документов относительно испытаний самолета Можайского. Во многих статьях, напечатанных уже после смерти адмирала, говорилось, что летательный аппарат потерпел аварию еще на взлете.

При этом, в некоторых источниках сообщалось, что самолет Можайского на короткое время смог отделиться от земли. После проведенных испытаний конструктор занялся ремонтом и усовершенствованием своей машины, за счет повышения мощности силовой установки.

Однако, по причине острой нехватки денег Александр Можайский не успел сделать этого до своей смерти в 1890 г. После его кончины, сыновья адмирала предлагали российским властям купить самолет отца, но те отказались. Дальнейшая судьба данной машины точно не известна.

Личная жизнь

Когда Можайскому было 35 лет он начал ухаживать за 16-летней Любовью Кузьминой. Примерно через год влюбленные стали законными мужем и женой. В 1863 г. у супругов родился первенец Александр, а спустя пару лет на свет появился второй сын – Николай. Вторые роды оказались сложными, поэтому 18 января 1866 г. Любовь ушла из жизни.

Смерть

Александр Можайский умер 20 марта (1 апреля) 1890 года в возрасте 65 лет. Причиной его смерти стала пневмония.

Фото Можайского

Чертёж самолёта Можайского
Могила Можайского

Если вам понравилась краткая биография Можайского – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Можайский Александр Фёдорович (1825-1890).

Русский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.

Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И.Г.Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 года по 1876 год Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции. Самолёт был построен на собственные средства А.Ф.Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А.Ф.Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

Умер Александр Федорович 21 марта 1890 года. Могила А.Ф.Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

.

.

21 March ’15

В городе Роченсальм Выборгской губернии (ныне — город Котка в Финляндии) 9 марта (по новому стилю — 21 марта) 1825 года в семье потомственного военного моряка родился Александр Фёдорович Можайский. Он прошёл обучение в Морском кадетском корпусе, участвовал в ряде экспедиций, командовал различными боевыми кораблями, преподавал в том же кадетском корпусе, где учился сам, удостоен ряда орденов и звания контр-адмирала. Однако больше всего он известен тем, что построил первый в России и один из первых в мире самолётов.

Александр Фёдорович Можайский

Впервые идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха возникла у Можайского, по его же собственным словам, в 1856 году. К её воплощению Александр Фёдорович подошёл со всей ответственностью. Он изучал полёты птиц и воздушных змеев (и неоднократно самостоятельно — поднимаясь в воздух при помощи воздушного змея). Ставил опыты на пластинках, которым придавал форму птичьих крыльев. Накопив достаточное количество информации, он перешёл к созданию полноценных моделей будущего летательного аппарата. В 1876 году в Петербурге он публично демонстрировал ряд моделей, приводимых в действие пружинами и скрученными резиновыми жгутами. Одна из этих моделей привлекла особенное внимание общественности, поскольку могла взлетать с собственного шасси из неподвижного положения, а не будучи запущена в воздух рукой, как другие. Мощности «мотора» хватало на то, чтобы поднимать в воздух груз весом около трёхсот грамм (в качестве такового использовался офицерский кортик). Восторженные газетчики поспешили сообщить, что эта модель может не только кататься по земле и летать, но и плавать – вероятно, на данную мысль их натолкнул фюзеляж модели, имеющий форму лодки. На самом деле, конечно, плавать модель не умела – для этого её винты были слишком велики, а шасси оказывало бы слишком большое сопротивление движению. Однако впоследствии, уже в XX веке, отдельные авторы поспешили приписать амфибийные свойства построенному в итоге самолёту Можайского.

В начале 1877 года Можайский обратился в Главное инженерное управление Военного министерства с просьбой выделить ему средства в размере трёх тысяч рублей для проведения опытов и исследований, имеющих целью создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Эти деньги были выделены, и год спустя, по итогам работ, Можайский окончательно пришёл к выводу, что моделей и расчётов недостаточно — выяснить возможность создания самолёта можно лишь построив самолёт, полноценный, полноразмерный и с пилотом на борту. Проект предусматривал создание аппарата, названного «воздухолетательным снарядом», с фюзеляжем в форме лодки на колёсном шасси, оснащённый крылом малого удлинения и хвостовым оперением. В движение аппарат приводился двумя паровыми машинами (мощностью 10 и 20 лошадиных сил), которые вращали три пропеллера. Составленная смета затрат на создание приближалась к двадцати тысячам рублей. Прошение о выделении данной суммы рассматривала комиссия под руководством профессора Инженерной академии генерал-лейтенанта Германа Паукера. В финансировании Можайскому было отказано, и в исторической литературе обычно принято винить комиссию Паукера со всех смертных грехах, а в особенности — в косности мышления и удушении прогрессивной изобретательской мысли.

Испытания самолёта Можайского, какими их представил художник. Обратите внимание, что расположение винтов соответствует проектной версии машины, а не построенной, и экипаж состоит из двух человек

Часто цитируется, что в своём заключении комиссия утверждает невозможность летательных аппаратов с фиксированным крылом. Однако на самом деле в заключении говорилось немного другое. По мнению комиссии, должен был быть «устроен снаряд с подвижными крыльями, могущими изменять не только своё положение относительно гондолы, но и свою форму во время полёта», так как аппарат, предложенный Можайским, «может опрокидываться и падать» при полёте в неспокойном воздухе вследствие «значительного протяжения наклонной плоскости и неподвижности её соединения с гондолою». Как видим, комиссия отнюдь не отрицала возможности полёта описанного аппарата, а была дальновидно озабочена вполне логичным вопросом обеспечения его устойчивости, поскольку никаких средств управления креном в проекте не было предусмотрено. Кроме того, комиссия справедливо указывала Можайскому на недостаточную мощность силовой установки — по мнению членов комиссии, при указанном расчётном весе она должна быть как минимум вдвое больше.

Картина лётчика и художника Константина Арцеулова “Взлёт самолёта Можайского”.

Спустя два года Можайскому удалось добиться выделения 2500 рублей для приобретения силовой установки к своему аппарату. Изначально планировалось использовать в качестве таковой два двигателя внутреннего сгорания системы Брайтона, работающие на нефти. Однако убедившись в низкой эффективности таковых, он решил установить максимально облегчённые паровые машины. Таковые ему удалось заказать в Англии по собственному проекту, и в 1881 году он вернулся с ними в Россию. 3 ноября того же года он получил привилегию (патент) на свой аппарат, и летом следующего, 1882-го, приступил к его постройке на специально выделенном для этого военным ведомством поле под Красным Селом близ Петербурга. Построенный вариант самолёта заметно отличался от проектного — например, вместо стали каркас был сделан из сосны, изменились расположение и форма винтов, расположение двигателей. Можайский пытался получить на постройку хотя бы пять тысяч рублей, но ему было отказано, и строительство осуществлялось им полностью за свой счёт.

Кадр из фильма “Жуковский”, вышедшего на экраны в 1950 году

Об испытаниях самолёта известно до обидного мало. Документальных свидетельств не сохранилось, неизвестна даже точная дата испытаний, в том числе год — понятно только, что это было лето в промежутке от 1882 до 1884 года. Это позволяет отдельным радикально настроенным исследователям утверждать, что никаких испытаний не проводилось вовсе (что, впрочем, явно является преувеличением). В источниках конца XIX и начала XX века неоднократно приводились описания испытаний со слов свидетелей — эти описания сводились, в общем, к одному и тому же: самолёт разбежался по деревянным рельсам, завалился набок и упал, сломав шасси и крыло, пилотировавший его механик получил травмы. По некоторым свидетельствам, он при этом подскочил в воздух. Как можно видеть, замечания комиссии Паукера оказались совершенно справедливы — «снаряду» Можайского действительно не хватило мощности и поперечной устойчивости.

Каноничное изображение самолёта Можайского, кочевавшее из книги в книгу с конца сороковых

После испытаний Можайский решил установить на самолёт более мощные двигатели и заказал их на Обуховском заводе. Однако процесс затянулся, а в 1890 году Александр Фёдорович скончался, и доделывать машину оказалось некому. Его сыновья пытались продать самолёт военному ведомству, но им ответили отказом, а через год попросили освободить занимаемое машиной поле. Дальнейшая судьба самолёта неизвестна — по некоторым данным, его продали с аукциона. Снятые с него паровые машины хранились на Балтийском судостроительном заводе, где впоследствии погибли при пожаре. Чертежей построенной версии самолёта, равно как и иных его изображений, не сохранилось.

Модель самолёта Можайского из экспозиции Политехнического музея в Москве

В конце сороковых годов, после начала холодной войны, Советский Союз оказался в изоляции. Основные развитые страны из недолгих союзников вновь превратились в противников, причём временами ещё более враждебных, чем до Второй мировой. Для улучшения морального состояния граждан было принято решение настаивать на отечественном приоритете в максимально большем числе различных изобретений. Мол, это ничего, что вокруг нас «железный занавес» и никто не хочет с нами дружить, – нам никакая иностранная помощь не нужна, потому что на самом деле это мы всё придумали, а они у нас потом только заимствовали. В ряде случаев утверждения о российском происхождении того или иного изобретения были исторически достоверны и оправданы, но гораздо чаще, увы, случались натяжки и перегибы – именно они породили ехидную шутку «Россия – родина слонов». Разумеется, в рамках подобной тенденции самолёт Можайского упоминался как успешно летавший – авария на взлёте превратилась в аварию, произошедшую уже в полёте, из-за внезапно налетевшего порыва ветра, а у некоторых авторов так и вовсе – в «самолёт разбился при посадке». Была названа точная дата проведения испытаний (скорее всего, взятая с потолка) – 20 июля 1882 года – и указано, что на испытаниях самолёт пилотировал механик И. Н. Голубев (тоже, вероятно, плод фантазии). В 1950 году на экраны вышел кинофильм «Жуковский», в котором один из эпизодов демонстрировал испытания самолёта Можайского, на которых он совершал устойчивый установившийся полёт. Для съёмок была построена модель самолёта в масштабе 1:2, летала она при помощи комбинированных съёмок.

Модель, построенная в ЦАГИ и использованная для аэродинамических испытаний в 1979–81 гг.

Впрочем, машина Можайского привлекла внимание не только пропагандистов. В том же 1950 году авиаконструкторы Борис Юрьев и Вадим Шавров провели аэродинамический расчёт самолёта. Результаты гласили, что масса построенной машины, исходя из размеров и использованных материалов, сильно превышала проектную (почти вдвое), и мощность двигателей была совершенно недостаточна для совершения полёта. Допускалось, однако, что кратковременный подскок был возможен. Если механик во время разгона выжимал из двигателей максимум, их мощность могла кратковременно превысить номинальные тридцать лошадиных сил, и тогда удачно случившийся порыв встречного ветра достаточной силы мог действительно ненадолго оторвать самолёт от земли. В 1957 году в Рижском авиаучилище профессор Ростислав Виноградов провёл свои расчёты. Он получил, что при соблюдении проектного веса машины, мощности её силовой установки ровно, без всякого запаса, но всё же хватало бы для совершения устойчивого полёта. Наиболее широкие и детальные исследования вопроса были проведены в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н. Е. Жуковского). Они продолжались три года – с 1979 по 1981-й – и включали как математическое моделирование, так и продувки в аэродинамической трубе модели самолёта Можайского, выполненной в масштабе 1:20. Результаты, впрочем, не дали ничего, что противоречило бы выясненному более ранними исследованиями. Масса машины не могла быть равна проектной и, со всей очевидностью, была превышена как минимум в полтора раза, для совершения горизонтального полёта требовалась силовая установка втрое большей мощности, но резкий и сильный порыв встречного ветра мог подбросить аппарат в воздух.

Экспозиция в доме-музее Можайского в посёлке Можайское

В целом, как бы ни трактовались те события полуторавековой давности, можно с уверенностью сказать следующее. Во-первых, проект, разработанный Александром Фёдоровичем Можайским, был хоть и не первым, но являлся первым, воплощённым в жизнь на территории России, и вторым – в мире (первым был построенный и испытанный в 1874 году во Франции самолёт Феликса дю Тампля). Он первый имел полноценно выраженную классическую компоновку – с фюзеляжем, в котором располагается экипаж и силовая установка, монопланным крылом и выраженным хвостовым оперением, разделённым на горизонтальное и вертикальное. Конечно, подскок в воздух, совершённый самолётом Можайского (если он и в самом деле имел место), невозможно назвать полётом в современном понимании этого термина, но, как ни крути, это всё же первый аппарат тяжелее воздуха, оторвавшийся от поверхности земли с человеком на борту на территории нашей страны. А возможно – и в мире, так как сумел ли хоть ненадолго подняться в воздух вышеупомянутый самолёт дю Тампля – однозначно неизвестно.

Экспозиция Вороновицкого музея истории авиации и космонавтики Украины, расположенном в усадьбе Можайского

В любом случае в истории отечественной и мировой авиации Александр Фёдорович Можайский оставил большой след. Его именем названо так называемое «уравнение существования летательного аппарата», позволяющее вычислить приближенную взлётную массу аппарата на начальном этапе его проектирования. Автор формулы точно неизвестен. Известно, что похожую формулу использовал в своих расчётах Циолковский. В современном виде её, по мнению ряда исследователей, сформулировал советский авиаконструктор Виктор Болховитинов в тридцатые годы XX века. Он же, вероятно, и назвал её в честь Можайского.

В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии (ныне – Военно-космическая академия). Его именем также назван Музей пионеров авиации и космонавтики, расположенный в Красном Селе в Санкт-Петербурге. В посёлке Можайское Вологодской области располагается дом-музей Можайского, а бывшая усадьба Александра Фёдоровича под Винницей ныне превращена в Музей истории авиации и космонавтики Украины.

Толкование

Можайский, Александр Фёдорович
Александр Фёдорович Можайский
image
Александр Можайский
Род деятельности:

морская служба, изобретательство

Дата рождения:

9 (21) марта 1825(1825-03-21)

Место рождения:

Роченсальм, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя

Подданство:

image Российская империя

Дата смерти:

20 марта (1 апреля) 1890(1890-04-01) (65 лет)

Награды и премии:
image image

image Можайский на почтовой марке 1963 года image Можайский на почтовой марке 1975 года Первый полёт самолёта Можайского 20 июля (1 августа) 1882

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9 [21] марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния[1] — 20 марта [1 апреля] 1890) — российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.

Биография

Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».

…Производится:

в генерал-майоры:

Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.

Главный начальник флота и Морского ведомства

Генерал-адъютант Алексей

— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36

Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постройка первого русского самолёта

Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

Награды

  • В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.»

Память об А. Можайском

  • Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского в поселке Можайское
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург)
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе
  • именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
  • именем Можайского названа улица в городе Ульяновске
  • именем А. Ф. Можайского названа формула уравнения существования летательного аппарата:

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Интересные факты

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А. Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.

Примечания

  1. Можайский Александр Федорович — статья из Большой советской энциклопедии

Литература

Полезное

Смотреть что такое “Можайский, Александр Фёдорович” в других словарях:

  • МОЖАЙСКИЙ Александр Фёдорович — (1825 1890) Русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр адмирал (1886). В 1836–41 учился в Морском кадетском корпусе. В 1841–62 и 1879–82 служил в военно морском флоте, в 1862–79… …   Военная энциклопедия

  • Можайский Александр Фёдорович — А. Ф. Можайский Можайский Александр Фёдорович (1825—1890) — русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр адмирал (1886). В 1836—1841 учился в Морском кадетском корпусе. В 1841—1962 и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Можайский Александр Фёдорович — А. Ф. Можайский Можайский Александр Фёдорович (1825—1890) — русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр адмирал (1886). В 1836—1841 учился в Морском кадетском корпусе. В 1841—1962 и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Можайский Александр Фёдорович — (1825—1890), изобретатель одного из первых в мире пилотируемых летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр адмирал (1886). Окончил Морской кадетский корпус (1841). С 1856 занимался теорией и практикой создания летательных аппаратов. В 1881… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Можайский Александр Фёдорович —       (1825 1890), изобретатель одного из первых в мире пилотируемых летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр адмирал (1886). Окончил Морской кадетский корпус (1841). С 1856 занимался теорией и практикой создания летательных аппаратов. В 1881 …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Можайский, Александр Фёдорович — МОЖАЙСКИЙ Александр Фёдорович (1825 1890) российский военный моряк, изобретатель в области воздухоплавания, контр адмирал (1886). Окончил Морской корпус (1841). В 1841 1862 и 1879 1882 годах служил в российском военно морском флоте, в 1862 1879… …   Морской биографический словарь

  • Можайский Александр Фёдорович — (1825 1890) русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр адмирал (1886). В 1836 1841 учился в Морском кадетском корпусе. В 1841 1962 и 1879 1882 служил в военно морском флоте, в 1862 1879 в гражданских… …   Энциклопедия техники

  • Можайский Александр Фёдорович — Александр Фёдорович Можайский (9(21).03.1825 20.3(1.04).1890)  контр адмирал, пионер авиации. Александр Фёдорович Можайский Можайский на почтовой марке 1963 года …   Википедия

  • Можайский Александр Фёдорович — (1825 1890), исследователь и изобретатель, контр адмирал (1886). Получил в 1881 привилегию на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд» (самолёт)  первый в России патент на летательный аппарат, который был построен в натуральную величину в… …   Энциклопедический словарь

  • Можайский, Александр — Александр Фёдорович Можайский (9(21).03.1825 20.3(1.04).1890)  контр адмирал, пионер авиации. Александр Фёдорович Можайский Можайский на почтовой марке 1963 года …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий