Ученый эпикур. Эпикур биография кратко

Рубрика: Краткие биографии

Эпикур – древнегреческий философ, основоположник эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). За годы своей жизни написал почти 300 трудов, которые дошли до наших дней только в виде фрагментов.

В биографии Эпикура есть много интересных фактов, связанных как с его философскими взглядами, так и с жизнью, как таковой.

Итак, перед вами краткая биография Эпикура.

image

Биография Эпикура

Эпикур появился на свет в 342 или 341 году до н. э. на греческом острове Самос. О жизни философа мы в основном знаем благодаря воспоминаниям Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.

Эпикур рос и воспитывался в семье Неокла и Херестраты. В юности он увлекся философией, которая на то время была чрезвычайно популярной у греков.

В частности, на Эпикура произвели большое впечатление идеи Демокрита.

В 18-летнем возрасте парень вместе с отцом приехал в Афины. В скором времени у него начали формироваться свои взгляды на жизнь, отличавшиеся от учений других философов.

Философия Эпикура

Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.

Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».

image

Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.

По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.

Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.

Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.

Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.

В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.

Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:

  1. Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
  2. Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
  3. Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.

Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.

Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.

Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.

Смерть

По сообщению Диогена Лаэртского причиной смерти философа стали камни в почках, которые доставляли ему мучительную боль. Тем не менее, он продолжал оставаться веселым, занимаясь преподавательской деятельностью до конца своих дней.

Еще во время своей жизни Эпикур сказал следующую фразу:

«Не бойся смерти: пока ты жив – ее нет, когда она придет, тебя не будет»

Возможно именно такой настрой помог мудрецу без страха покинуть этот мир. Эпикур умер в 271 или 270 году до н. э. в возрасте примерно 72 лет.

Если вам понравилась краткая биография Эпикура – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top – гг.

Эпикур был греческим философом античности, заложившим основы эпикурейской философии.

Детство и жизненный путь

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Учение Эпикура

Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхищают важнейшие научные теории нашего времени. Учения Эпикура и его эгалитарные взгляды сделали его видной фигурой Осевого времени, длившегося с 800 по 200 г.г. до н.э. Именно Эпикур, своей теорией «взаимной пользы», закладывает основы древнегреческой концепции этики как таковой. Учения его берут истоки из различных теорий древнегреческих мыслителей, однако в большей мере пересекаются с принципами учений Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур является атомистом и твёрдо верит в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве. Согласно его учению, всё, происходящее в мире, случается благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют под собой ни закономерностей, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда двигаются по прямой, но часто самопроизвольно отклоняются от собственной траектории. Это утверждение служило веским доказательством существования свободы воли. Эпикур первым поборол страх перед богами и нарушил существовавшие традиции поклонения им. К тому же, он активно принимал участие в религиозной жизни общества.

Согласно учениям Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге, задавая образец счастливой жизни. Он отрицал общепринятое утверждение, что Бог карает злых и вознаграждает добрых. Напротив, по убеждению Эпикура, Богу вовсе нет дела до человеческих существ. Философ провозглашает, что всё хорошее, что происходит с людьми, берёт своё начало из удовольствия либо боли. Всё, что причиняет боль – плохо, равно как и всё, что приносит удовольствие – хорошо. Его учение также гласит, что есть случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, впоследствии приводит к блаженству. Его призывы всеми силами искать блаженства многими были поняты превратно, однако истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и кары небесной. Из этого Эпикур выводит, что, не чувствуя боли, человек больше не нуждается в удовольствии, а потому достигает наивысшего душевного спокойствия. Он настоятельно предостерегает от излишеств, поскольку они неизменно ведут к боли. Закон этот применим ко всему, и к любви в том числе. Самым верным путём к счастью Эпикур называет дружбу. Он также опровергает страх перед смертью, утверждая, что «смерть для нас – ничто». Философ развивает эту мысль, добавляя, что всякое чувство, сознание и ощущение со смертью исчезает, после чего не остаётся ни боли, ни удовольствий.

Смерть

Эпикур страдал от мочекаменной болезни, которая в 270 г. до н.э. одерживает над ним верх, приводя к смерти. Философ умер в возрасте 72 лет. За свою жизнь он никогда не женился, а потому наследников после себя не оставил.

Наследие философа

Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота. Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура». Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.

Биография

Суть доктрины древнегреческого философа Эпикура заключается в цитате «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Истинный безбожник признавал существование высших сил, но отрицал их воздействие на человека. Труды основателя мировоззрения эпохи эллинизма практически не сохранились, однако его идеи на протяжении двух тысячелетий интересуют ученых.

Судьба

Информация о судьбе Эпикура содержится в сочинениях Диогена Лаэртского и Лукреция Кара. Это единственные достоверные источники, благодаря которым воссозданы не только его идеи, но и фото скульптур.

Родился великий мыслитель на острове Самос в 342-341 году до н. э. в семье школьного учителя Неокла. Интерес к науке и поиску смысла жизни возник в 12-13 лет, после прочтения трудов Демокрита. В 324 году до н. э. сын и отец перебрались в Афины.

В возрасте 32 лет молодой мужчина открывает собственную школу на острове Лесбос. В 308 году до н. э. вместе с учениками возвращается в Афины, выкупает территорию с садами и остается там до конца своих дней. Именно поэтому последователей его догматов называют философами Сада.

По сообщению Диогена Лаэртского, основатель школы дожил до 70 лет. Причиной смерти стали камни в почках.

Философия

В школе Сада зародилось течение эпикуреизм, последователи которого в эпоху Возрождения назывались вольнодумцами. Несмотря на то, что суть теории сравнивалась с идеями предшественников, в формировании концепции базой выступили полемика и противопоставление с авторитетными мнениями.

Читайте такжеГениальные высказывания Альберта Эйнштейна

Во времена жизни основателя школы Сада учение стало оппонентом стоицизму, в котором ведущая роль в познании отдавалась разуму. Также изучалось божественное с точки зрения материального мира. Три основных аспекта освещены Диогеном Лаэртским.

Первый из них — этика. Эта теория познания сводится к положению, что наслаждение — начало и конец жизни, а также мерило блага. Однако стремиться нужно не к тому, чтобы удовлетворять сверхпотребности, а избавиться от «атараксии» — страданий. Эпикур считал, что несчастливы те, кто терзает себя ненужными желаниями. Истинное удовольствие получит тот, кто довольствуется малым.

Следующий аспект получил название каноника. Древнегреческие мыслители и мудрецы по-разному трактовали понятие истины. Автор материалистической концепции за критерий оценки брал чувственные восприятия, ощущения. Так, эпикуреец считал, что материальные предметы состоят из частиц, которые проникают в органы чувств. Благодаря системности восприятия возникают предвосхищения, которые и становятся истинным знанием.

А вот разум, в противовес теориями Платона и Аристотеля, становится помехой для изучения, так как привносит в суждение субъективную картину. Эта концепция стала главным оппонентом стоицизма в эпоху эллинизма.

Читайте также8 глубоко верующих российских знаменитостей

И, наконец, аспект под названием физика. Цель натурфилософии — найти объяснение происхождение мира, чтобы избавиться от страха перед небытием. Эпикур проповедовал мысль, что Вселенная не создалась высшими силами. Все дело в атомах, которые движутся в бесконечной пустоте. В отличие от предшествующих теорий в его идеях главная роль отдавалась отклонению от траектории этих частиц. Ввиду хаотичности атомы соединяются в сложные тела — людей и богов.

Поэтому не стоит бояться смерти — молекулы разносятся во Вселенной, и душа перестает существовать вместе с телом. Нет никаких сил, которые могли бы повлиять на судьбу человека. Все возникает и исчезает случайно без глубинного смысла.

Статуя Эпикура

Интересны догматы основателя материалистического учения о богах. Он утверждал, что высшие силы существуют в пограничных мирах. Но, согласно натурфилософии, на жизнь человека не оказывают никакого влияния, следовательно, страх перед ними беспочвенен.

Память

Труды древнегреческого мудреца насчитывают не менее 300 сочинений, но до современников дошли только фрагменты. Это три письма-обращения к Пифоклу, Геродоту, Менекею, а также цитаты, изложенные в работе Тита Лукреция Кара.

Цитаты

  • «Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет»
  • «Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность»
  • «Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги»

ТолкованиеПеревод

Эпикур
Эпикур Самосский
Επίκουρος
Дата рождения:

342 или 341 год до н. э.

Место рождения:

Самос

Дата смерти:

271 или 270 год до н. э.

Место смерти:

Афины

Значительные идеи:

учение о счастливой жизни, атараксия

Испытавшие влияние:

Метродор из Лампсака, Колот, Зенон из Сидона и др.

Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.

От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.

Биография

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

Отношения Эпикура и древних авторов

Некоторые древние авторы упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе[1]. Сам же Эпикур, по некоторым свидетельствам, отзывался о названных и других философах довольно пренебрежительно, а то и презрительно[1].

Учение Эпикура

Теория познания

Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях[1].

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (пролепсис), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли».

«Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения»[1] и чувственные восприятия[2]. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений[2].

«Претерпевание» — патхэ — это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами[1].

Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция[2]. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами)[1].

Учение о природе («физика»)

Эпикур стремился дать в своём учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

Аксиология

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее наслаждение, причём одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», — утверждал философ.

Учение об обществе и человеке

К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «Живи уединённо!».

Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.[1].

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки[1].

  • Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям.
  • Человек есть результат биологической эволюции.
  • Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
  • Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
  • Душа человека умирает вместе с телом.
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с. — ISBN 5-06-000992-0. — с.74-92.
  2. 1 2 3 Статья «Эпикур» в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН.

См. также

Полезное

Смотреть что такое “Эпикур” в других словарях:

  • Эпикур — и основание сада ( kepos ) Сад Эпикура и его новые идеалы     Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э., практиковал в Колофоне …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эпикур —     Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ЭПИКУР — (Epicures) (341/342 271/270 до н.э.) др. греч. философ, основатель эпикуреизма филос. учения, популярного в античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Учился философии у Навсифана, в 310 основал филос. школу сначала в… …   Философская энциклопедия

  • ЭПИКУР — (342 270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его… …   Энциклопедия Кольера

  • ЭПИКУР — (341 270 до н. э.) древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эпикур — Эпикур, Epikuros, 341 271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352 351 гг. до н. э.… …   Античные писатели

  • ЭПИКУР —     ЭПИКУР (Επίκουρος) (342/341, о. Самос 271/270 до н. э. Афины), др. греч. философ, создатель философской школы, получившей название Сад Эпикура (см. эпикуреизм).     Жизнь. Родился на о. Самос в семье афинянина, в 14 лет стал изучать философию …   Античная философия

  • ЭПИКУР — (341 270 до н.э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. В учении о природе (физике) Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но… …   Современная энциклопедия

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) древнегреческий философ. В 306 г. вместе с учениками переселился в Афины, где прожил до самой смерти и основал философскую школу Сад, просуществовавшую до начала 6 в. н.э. Философская система Эпикура включает физику (учение… …   Исторический словарь

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) философ, родился на о ве Самос Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

image Существуют люди, с совершенно иным взглядом на мир, существенно опережающем время, в котором они живут. Такие как Леонардо Да Винчи, Никола Тесла или Альберт Эйнштейн. Этими людьми могут быть как ученые, так и представители искусства или философии. В древней Греции было множество философов, чьё видение мира выходило за рамки принятых тогда устоев, и получило подтверждение спустя сотни лет после их смерти. Одним из таких философов является Эпикур — основатель Эпикурейского философского учения.

Ранние годы и становление философа.

Эпикур – философ древней Греции, родившийся на острове Самос в 342 году до нашей эры. Жизненный путь Эпикура не сильно богат на глобальные события. Родился он в небогатой семье учителя словесности Неокла и его жены Херестраты. Родители его были афинскими переселенцами и принадлежали к дему (дем- афинская территориальная община). Первые годы учился под руководством одного из учеников знаменитого Платона – Памфилия. Прожив на родном острове до 18 лет, Эпикур отправляется в Афины, на церемонию подтверждения гражданства, и прошел там двухлетнюю военную службу в греческой армии. После прохождения воинской службы, Эпикур переселяется в Колофон. Именно туда, по приказу диодха Пердикки, были переселены все афиняне с родного острова Эпикура. В Колофоне Эпикур продолжает своё обучение. Учителем его становится философ Нозифан, который знакомит юного Эпикура с учением Демокрита. Эпикур проникается идеями Демокрита, что окажет существенное влияние на его учение в будущем. В 311 году до н. э. Эпикур становится учителем в городе Милитине, но продолжается это не долго. Буквально через год Эпикура вынуждают покинуть город из-за разногласий с властями. Эпикур долго скитается и ищет своё место в жизни. После нескольких лет переездов он возвращается назад, в практически родные для него Афины. На собранные накопления он приобретает участок земли и открывает в своём саду собственную школу, позже получившую название «Сад Эпикура».

Философия Эпикура.

Философское учение Эпикура берёт свои корни из учений прочих мыслителей-предшественников (Из-за этого его часто упрекают во вторичности). В частности очень заметно особое влияние учений Демокрита. Эпикур считал, что для достижения счастливой жизни, человеку необходимы друзья. Эпикур пропагандировал настоящий культ дружбы, и создавал крепкие дружеские узы между своими учениками. Уделяя огромное внимание взаимоотношениям с людьми, Эпикур создаёт свою теорию «взаимной пользы», которая оказывается настолько эффективной, что вскоре становится основополагающей всего этикета древней Греции. «Сад Эпикура» – первая в древней Греции школа, позволившая себе взять на обучение женщину. Это говорит о доброжелательности и дружелюбии философа, который ради дружеских отношений был готов пойти против устоявшихся традиций. Эпикур был ярым приверженцем теории атомов. Философ был абсолютно уверен, что мир состоит из огромного количества маленьких, невидимых частиц. Эпикур считал, что всё происходящее в мире, является следствием взаимодействия атомов между собой. Атомы сталкиваются и сливаются, делятся и отталкиваются, при этом действуя хаотически, не имея абсолютно никакой закономерности. И именно их отклонения от траектории движения Эпикур и считал доказательством свободы воли человека. Эпикур не игнорировал религиозную жизнь общества, однако его взгляды существенно отличались от традиционных аспектов веры древней Греции. Философ считал, что вера в Богов необходима людям. Теологические размышления способствуют созданию более возвышенного общества и задают образец счастливой жизни — чему, в сущности, и было посвящено его учение. По существовавшей в то время концепции веры, народ считал что Боги награждают праведников и наказывают грешников. Эпикур опровергал данное утверждение, считая что Богам вообще нет дела до людей. Философ считал, что всё происходящее с людьми не Божественная воля, а причина и следствие двух крайностей — боли и удовольствия. Боль — это плохо и в противовес ей идёт удовольствие. И не всегда боль ведет к плачевным результатам, ибо иногда через прохождение боли можно познать блаженство. Теория о поиске блаженства через боль была неверно истолкована людьми. Эпикур не призывал причинять себе боль в надежде на высшую степень удовольствия после. Суть учения философа заключалась в том, что избавляясь от боли, человеку становится хорошо, именно это Эпикур считал блаженством. Без боли нет и блаженства, как нету тени без солнца. Поэтому избавившись от неё можно получить наивысшее душевное равновесие. Развивая эту теорию, философ утверждал, что человеку нужно избегать излишеств в любых жизненных проявлениях. Это относилось даже к любви. Философ уделял особое внимание дружбе, и считал что дружба это то, что способно привести к счастью. Эпикур имел особое отношение к смерти. По его мнению, после смерти человек перестаёт испытывать какие либо чувства и не сможет испытать боли равно как и блаженства, поэтому бояться её не стоит. Смерть философа наступила в 270 году до н. э., в возрасте 72 лет. Причиной смерти стала мочекаменная болезнь, с которой философ боролся много лет. Известно не менее чем о 300 трудах Эпикура, однако большая часть была утеряна. Наиболее значимыми из сохранившихся записей считают труды «О природе», «Об атомах и пустоте», «Краткие возражения против физиков», «О критерии, или Канон», «Об образе жизни» и «О конечной цели». Известно, что в утерянных записях Эпикур рассуждал и поднимал вопросы о музыке, искусстве в целом и справедливости в мире. Эпикурийское учение было одним из популярнейших философских учений древней Греции, и влияние его простёрлось на многие сотни лет. Многие ученые, политики и мыслители разных эпох вдохновлялись работами Эпикура. Это четко прослеживается в работах таких философов как Альфред Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Карл Маркс получил докторскую степень, разбирая разницу теорий Демокрита и Эпикура. Даже в Декларации независимости США прослеживается влияние античного философа. Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий