Тициан — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Тициан Вечеллио – биография

Биография

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

image
Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

image
Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, “Флора”

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, “Аллегория благоразумия”

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 – «Динарий кесаря»
  • 1520 – «Венера Анадиомена»
  • 1533 – «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 – «Венера Урбинская»
  • 1542 – «Коронование терновым венцом»
  • 1543 – «Се человек»
  • 1556 – «Девушка с веером»
  • 1562 – «Похищение Европы»
  • 1565 – «Несение креста»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio; родился 1488/1490 — умер 27 августа 1576 гг.) — великий итальянский художник XVI века, всемирно признанный гений и автор картин религиозного, мифологического и портретного жанров. Тициан Вечеллио — наиболее известный представитель Венецианской школы живописи за всю ее 400-летнюю историю. Мастер еще при жизни обрел огромную славу и оставил потомкам обширное художественное наследие.

Биография Тициана Вечеллио

Тициан Вечеллио появился на свет в конце XV столетия в семье государственного чиновника в городке Пьеве-ди-Кадоре недалеко от Венеции. К сожалению, точная дата рождения великого мастера неизвестна, но по мнению большинства исследователей жизни художника это произошло в 1488 или в 1490 году.

Тициан Вечеллио рано проявил интерес к искусству. В 1500 г. мальчик навсегда покинул родной городок и переехал в Венецию, чтобы начать обучение рисованию. В течение последующего десятилетия ему удалось поработать в мастерских выдающихся местных художников:

  • Себастьяно Дзуккато (Sebastiano Zuccato);
  • Джентилле Беллини (Gentile Bellini);
  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini).

В годы обучения Тициан познакомился со многими молодыми художниками. Особенно близкие отношения его связали с Джорджоне (Giorgione) после совместного труда над росписью дворца Фондако-деи-Тедески. К сожалению, от этих образцов раннего творчества великого мастера до наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты.

После преждевременной кончины Джорджоне от чумы в 1510 году Тициан дописал за друга несколько незаконченных картин. Постепенно молодой живописец начинает вырабатывать собственный художественный стиль и обретает известность.

Среди множества ранних работ особо выделяются следующие шедевры гения:

  • «Цыганская мадонна» (1512);
  • «Женщина перед зеркалом» (1515);
  • «Динарий кесаря» (1516);
  • «Флора» (1517).

В 1517 году после кончины Джованни Беллини к Тициану заслуженно переходит титул первого художника Венецианской республики. Картины живописца впечатляют публику удивительными контрастами и жизненными художественными образами. В 1525 году Тициан вступает в официальный брак с Чечилией Сольдано, но через 5 лет жена умирает во время родов, оставляя на руках художника четверых детей.

В 1530-х годах наступает расцвет творчества Тициана, который продлится около 25-30 лет. Именно в этот период из-под кисти мастера выходят самые известные портреты, эмоциональные картины на мифологическую и религиозную тематику. Среди них:

  • «Даная» (1546);
  • «Венера и Адонис» (1554);
  • «Похищение Европы» (1562).

Великий мастер продолжает творить до самой смерти. В произведениях позднего периода отчетливо присутствует трагическая глубина композиции. Это наиболее ярко заметно в картинах: «Коронование терновым венцом» и «Пьета» (обе — 1576).

Тициан умер в собственной мастерской 27 августа 1576 года. По самым скромным подсчетам великому гению на тот момент было уже 86 лет.

Самые известные картины Тициана Вечеллио

Многие картины Тициана достойны отдельного упоминания в нашей статье. Кроме перечисленных выше работ великий живописец создал и другие известные шедевры:

  • «Любовь небесная и любовь земная» (1514) — знаменитая аллегория раннего периода творчества великого мастера. На ней изображены пышно одетая светская женщина и богиня Венера. Произведение наполнено множеством иносказательных символов, а современное название появилось лишь спустя 200 лет после написания картины.
  • «Венера Урбинская» (1538) — гениальный образ женской красоты кисти знаменитого венецианца. Это произведение через 300 лет после создания вдохновило Эдуарда Мане (Édouard Manet) на написание знаменитой «Олимпии».
  • «Се человек» (1543) — монументальная картина на библейскую тематику. Художник сумел мастерски совместить в композиции элементы действительности своих современников с событиями ранней христианской эпохи.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1565) — глубоко эмоциональное произведение религиозного жанра. Согласно одной из легенд, именно с этой картиной в руках великий живописец умер в своей мастерской.

Имя Тициана сегодня известно каждому ценителю живописи. Работы великого мастера потрясают и заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях. А портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Посетители сайта также могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Интересные факты о Тициане, мастере психологического портрета. Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи “царствовал” один Тициан – гениальный мастер кисти, “сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые”.К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи. Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна. Вознесение Девы Марии.(1518). Автор: Тициан Вечеллио.По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери. И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция – город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана. Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. (1500). Джентиле Беллини.В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем. И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.

Гениальный мастер психологического портрета

Портрет Федерико II Гонзага.«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых. Портрет неизвестного с серыми глазами. Автор: Тициан Вечеллио.С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь. Кающаяся Мария Магдалина. Автор: Тициан Вечеллио.Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов. Портрет Томазо Винченцо Мости. Автор: Тициан Вечеллио.Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию. Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору». Портрет Карла V. Автор: Тициан Вечеллио.В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.

Пристрастия и любовь великого мастера

Автопортрет. Тициан Вечеллио.Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь. Венера перед зеркалом. (около 1555 г.) Автор: Тициан Вечеллио.Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние – тициановский. Аллегория бренности. (1516). Автор: Тициан Вечеллио.Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования – Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы. Виоланта. Автор: Тициан Вечеллио.И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви. «Женщина перед зеркалом». (1515). Автор: Тициан Вечеллио.Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков

Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его “за глаза” называли “тугодумом”. А ежели работа над картиной “не клеилась”, Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли. Портрет Альфонсо Д’Эсте, герцога Феррарского. Автор: Тициан Вечеллио.Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д’Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера. А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: “Тициан слелал”, он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала “Тициан слелал, сделал”, а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно – до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки. Автопортрет. Тициан Вечеллио.Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа». «Оплакивание Христа». Автор: Тициан Вечеллио.По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов». Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. (Венеция).

Зал Эрмитажа под номером 221 – Тициановский

Зал Эрмитажа под номером 221.В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании Старого Эрмитажа. «Вознесение креста». (Эрмитаж). Автор: Тициан Вечеллио. «Даная». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио. «Святой Себастьян». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.

Кроме психологической портретной живописи Тициан в своем творчестве не редко прибегал к различного вида аллегориям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рубрика: Краткие биографии

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) – итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он стоит на одной ступени с такими мастерами Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Художник писал картины на библейские и мифологические темы, а также имел успех и как портретист. Ему делали заказы монархи, римские папы и прочие высокопоставленные личности. Он был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было еще и 30 лет.

В биографии Тициана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Тициана Вечеллио.

Биография Тициана

Тициан появился на свет в 1488 году, тогда как по другим источникам датой его рождения считается 1490 год. Стоит заметить, что существуют и другие версии касательно даты его рождения.

Живописец рос и воспитывался в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. В подростковом возрасте у него начали проявляться прекрасные способности к рисованию. По этой причине, мальчика отправили в Венецию для обучения художественному искусству.

Здесь Тициан обучался у Себастьяна Цуккато, после чего его наставниками были братья Беллини. В данный период биографии ему посчастливилось познакомиться со многими художниками, работавшими в различных стилях. Тогда же он начал искать свой стиль живописи.

Тициан был дружен с художником Джорджоне, с которым он создал свои первые серьезные работы – фрески для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески.

Творчество

Еще в молодости Тициан начал обращаться в живописи к библейским и мифологическим темам. Наиболее известными полотнами того времени стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком».

Когда в 1510 г. от чумы скончался Джорджоне, Тициан дописал немало незавершенных картин своего приятеля. В последующие годы биографии в его творчестве стали преобладать много женских портретов и мадонн, включая «Женщину с зеркалом», «Цыганскую мадонну» и «Любовь земную и Любовь небесную».

Когда не стало Джорджоне, имевшего репутацию лучшего венецианского художника, пальма первенства перешла к Тициану. Более того, в 1517 г. он удостоился официального титула – 1-го художника Венеции, вследствие чего мастер начал получать приличное жалование.

Женщина перед зеркалом

Тициан тщательно исследовал полотна Рафаэля и Микеланджело. В конечном счете, у него появился собственный стиль. Картины того периода отличались масштабностью, яркостью образов и динамикой. Он нередко выстраивал композиции на холсте по диагонали, создавая ощущение «движения» образов.

В те годы жизни Тициан стал автором многих шедевров, которые по-прежнему были написаны в духе религиозных и мифологических сюжетов: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Андреане» и др. Параллельно с этим он пишет мужские и женские портреты, стремясь как можно точнее изобразить характер портретируемого.

В зрелые годы Тициану покровительствовали короли, высокопоставленные чиновники и представители духовенства. В 1533 г. император Священной Римской империи Карл V Габсбург удостоил его почетного титула графа Палатинского. Позднее художнику удалось достичь еще больших высот в области портретного искусства.

Тициан с поразительной точностью передавал на холсте чувства и характеры своих современников: любовь, высокомерие, подозрительность, предательство, продажность и прочие человеческие пороки и достоинства. Вместе с тем, его кисти принадлежит немало групповых портретов, на которых он смело показывал скрытую сущность персонажей.

Важно отметить, что Тициан самостоятельно создавал для каждого портретируемого свою атмосферу: подбирал позу, ракурс, жесты и т. д. В результате, каждое его полотно представляло собой индивидуальное колористическое решение.

Благодаря этим и другим приемам искусствоведы отмечают на портретах Тициана глубокий психологизм и чувственность. Наилучшими работами того периода биографии художника считаются «Портрет Карла V с собакой», «Кларисса Строцци», «Рануччио Фарнезе», «Красавица», «Кающаяся Магдалина» и др.

Находясь на пике популярности Тициан посетил немало стран, где обзавелся новыми знакомыми. В 1540-е годы у портретиста брали заказы папа Павел III, герцоги, князья и прочие зажиточные люди. Тогда же он стал автором монументальных картин «Коронование терновым венцом» и «Се человек».

Живописец достигает вершин мастерства. Посредством композиционных и колористических решений ему удается изображать на холсте движение, эмоции и передавать всю красоту человеческого тела, созданного по образу Творца.

Кающаяся Мария Магдалина

В 1550-1560 г. Тициан написал ряд известных полотен: «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Девушка с веером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы» и т. д. В это время жизни он создал свой наиболее известный автопортрет, на котором запечатлел себя с кистью в руке.

Основным отличием поздних работ Тициана биографы называют колористический хроматизм. Он уделял большое внимание оттенкам цвета, их смешению, а также мягким или резким переходам. С помощью подобных приемов, ему удавалось по-прежнему максимально точно изображать характеры своих героев.

Интересен факт, что к концу биографии Тициан представил новую технику живописи. Мастер выполнял мазки не только кистью, но также шпателем и пальцами. Наиболее знаменитыми картинами того времени являются «Положение во гроб», «Тарквиний и Лукреция», «Святой Себастьян» и «Коронование терновым венцом».

Последним полотном Тициана стала «Пьета» (1575-1576). К сожалению, мастер так и не успел окончить эту работу. Примечательно, что композицию и игру цвета, которые можно увидеть на этой картине, и сегодня ставят в пример живописи «тициановской» эпохи.

Личная жизнь

О личной биографии Тициана известно не так много. Женой живописца была Чечилия Сольдано. В этом браке у пары родилось двое сыновей и двое дочерей. К сожалению, женщина умерла во время родов 2-й дочери Лавинии. Их союз просуществовал около 5 лет (1525-1530).

Смерть

В 1575 г. в Венеции свирепствовала чума. В результате, художник заразился этой страшной болезнью от одного из своих сыновей. Тициан умер 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Любопытно, что не смотря на закон, предписывавший сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в местном соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Фото Тициана

Автопортрет Тициана
Любовь земная и небесная
Похищение Европы
Автопортрет
Флора
Динарий кесаря

Если вам понравилась краткая биография Тициана – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Copyright © 2022

MAXCACHE: 0.57MB/0.00104 sec

Top Содержание

Тициан Вечеллио, общеизвестное и привычное имя которого просто Тициан, был одним из самых крупных итальянских художников XVI века. Воспитанник венецианской школы, ярчайшая величина в искусстве эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картины Тициана – это портреты, сцены из Библии и полотна мифологического содержания.

Происхождение, детство

Тициан родом из городка Пьеве-ди-Кадоре, принадлежащего в годы жизни художника Венецианской республике, называемой почти до конца XVIII века Светлейшей. Дата рождения неизвестна, год варьируется от 1474-го до 1490-го.

Отец, Грегорио Вечеллио, был не последним человеком в могущественном и влиятельном государстве. Аристократия республики, как и всей Италии, увлекалась искусством – выискивать юные таланты и покровительствовать им было распространённой добродетелью знати. Как художник Тициан начал в 10-12 лет, когда страсть мальчика к рисованию была замечена, и он был отправлен на учёбу в Венецию. Постигал искусство непосредственно в мастерских известных венецианских художников: братьев Беллини (Джентиле и Джованни) и Лоренцо Лотто.

Юность и дружба

image
Любовь земная и Любовь небесная 1514 г.

Близким другом художника стал его ровесник Джорджоне, талантливый живописец, с которым связывали общие занятия и увлечённость искусством. Молодые дарования развивались параллельными курсами – каждый в первые годы XVI столетия уже имел картины и достижения. Не выпуская друг друга из вида, они занимались и общим делом – вместе расписывали дворец Фондако-деи-Тедески, старинное 4-этажное здание на Гранд-канале, восстановленное после пожара (их фрески на фасаде не сохранились, внутренние – частично).

Кроме фресок Тициан создавал и холсты (новинка для того времени, писали в основном на дереве). Его ранние произведения – это уже интересные, насыщенные красками и эмоциями картины.

В 1510 году в Венеции разбушевалась эпидемия чумы, которая стала причиной смерти Джорджоне. Тициан едва успел спасти от предания огню картины друга (жгли все предметы умерших как потенциальные источники смертельной болезни). Некоторые, которые были не закончены, завершил за друга Тициан – позволяло взаимопонимание молодых художников и похожие стили. Так, «Спящую Венеру» Джорджоне мир узнал после финальных мазков Тициана, который, в свою очередь, на долгие годы «заболел» идеей Венеры. Картины он мог вынашивать десятилетиями – Венер в галерее живописца несколько; подобную той, с полотна друга, он написал уже в зрелые годы, в 1538 году.

Раннее творчество

На начальном этапе творчество живописца – это преимущественно портреты женщин, среди них появляются и мадонны. Тициан как художник исследует женское лицо, тело и формирует свой идеал. Это непременно белокожая, округлых форм, статная и рослая женщина с золотистыми волосами тёплого медового оттенка, получившего впоследствии название «тициановского». Образы этого периода отличаются спокойствием и жизнелюбием, краски насыщенны и чисты, что создаёт оптимистичное общее впечатление от картин.

Результаты от первых работ удовлетворяли самых строгих заказчиков из государственной верхушки – так о Тициане распространялась слава среди влиятельных особ, что влекло следующие заказы и преумножало лавры автора.

Одна за другой следовали работы:

  • Фрески о житии католического святого Антония Падуанского (1511);
  • Картина «Цыганская мадонна» (1511);
  • «Любовь земная и Любовь небесная» (1514);
  • «Женщина с зеркалом» (1514);
  • «Динарий кесаря» (1516).

Обилие практики давало возможность развиваться и вырабатывать собственный стиль – художник без него не творец. В помощь въедливому мастеру были шедевры признанных мастеров: Микеланджело, да Винчи, Рафаэля.

Первый в республике

image
Мадонна Пезаро 1526 г.

В 1516-1517 году художник Тициан из живописцев Венеции уже выделился настолько, что ему не было равных. Став в республике мастером №1, он направляет свою творческую энергию на создание пафосных и динамичных полотен, ярких, контрастных по колориту и всё ещё пронизанных влиянием старых мастеров. Это картины на сюжеты из Библии и известных мифов («Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна» и другие).

Первой работой, в которой индивидуальный стиль уже ярок, специалисты называют монументальную «Мадонну Пезаро» (1519-1526). Тициану покровительствуют представители высшей знати, которые в качестве награды среди прочих благ даровали художнику дворянское звание – теперь он граф Палатинский.

Семья, дети

О личной жизни Тициана известно немного. По легенде у мастера был роман с Виолантой, любимой натурщицей. Но женился он на другой (о чём сохранились юридические документы) – в 1525 году, на женщине, к тому времени родившей ему двух сыновей, Помпонио и Орацио. Имя её Чечилия Сольдано. В 1530-м она умерла при родах вместе с ребёнком, девочкой.

Женился снова или нет, доподлинно неизвестно, но дочь Лавиния у художника появилась. Она стала излюбленной моделью талантливого отца. Когда Лавиния стала невестой, Тициан несколько лет подбирал кандидатуру жениха, одобрив в конце концов порядочного дворянина.

Расцвет портретного искусства

К концу 1530-х кисть Тициана настолько окрепла и обрела уверенность, что портреты современников «заговорили» – чувства, мысли и эмоции портретируемых стали явными, а облики красноречивыми. Появились групповые портреты. Каждая картина была результатом индивидуального подхода мастера буквально во всём: от композиции до колористического решения.

Слава о Тициане как о животворящем художнике вышла за пределы Италии. В 1545 году его пригласили в Рим для написания портрета папы, в 1548-м – в Германию для нескольких работ по заказу императора Карла V. Тициан ввёл так понравившийся аристократам конный портрет, ставший впоследствии популярным. Написал портрет умершей к тому времени супруги Карла V – сложную работу со слов вдовца с использованием прижизненных изображений.

Правители Мантуи, Феррари, Урбино, короли, дожи, кардиналы, папа – все стремились заказать портреты именно Тициану. Считалось, что они приносят удачу. Художник повсеместно пользовался почётом и уважением.  В результате он раскрылся как искуснейший живописец.

В период расцвета что ни картина, то шедевр:

  • «Венера и Адонис» (1554),
  • «Венера перед зеркалом» (1555)
  • «Диана и Актеон» (1559),
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)
  • «Автопортрет» Тициана (1567) – наиболее известный (в профиль, с кистью в руке).

Сложности характеров, драматизм ситуации, красноречивость жестов, красота и совершенство – для художника невыполнимых задач не существовало.

Позднее творчество и последние годы

image
Конный портрет императора Карла V 1548 г.

Высочайшим мастерством веет от полотен Тициана зрелого и позднего периода. Опыт прошлых лет позволяет художнику виртуозно играть тонами и оттенками, создавая живые и воздушные полотна, на которых словно оживают сцены с подмостков самых лучших театров. Художник пишет легко и свободно, подчиняясь только внутреннему чутью, основанному на колоссальном багаже знаний и умений. Кисти, пальцы, ребро ладони, шпатель – всё используется для нанесения красок. Результат ошеломлял современников, теперь поражает потомков.

1575 год снова принёс в Венецию эпидемию чумы. 27 августа 1576 года Тициан умер, заразившись от сына. Он скончался, держа в руке кисть. Тело его, несмотря на закон, не было сожжено – такое было поклонение мастеру. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция, Италия).

Самые знаменитые картины Тициана

К счастью, в музеях сохранилось немало работ мастера, позволяющих сегодняшнему зрителю прикоснуться к искусству великого мастера, шедеврам которого около пяти столетий.

Наиболее известны картины Тициана под названиями:

  • «Вознесение Девы Марии» (1516-1518);
  • «Вакх и Ариадна» (1520-1523);
  • «Венера Урбинская» (1538);
  • «Даная» (1554);
  • «Мученичество святого Лаврентия» (1559);
  • «Похищение Европы» (1560-1562);
  • «Аллегория благоразумия» (1565-1570);
  • «Положение во гроб» (1566);
  • «Портрет Якопо Страды» (1567-1568);
  • «Пьета» (1575-1576) – последняя работа живописца.

Король живописцев и живописец королей, как называли Тициана, оставил великолепное и объёмное наследие – ведь он прожил более 80 лет (что уже удача, ведь тогда жили 35-40). Благодаря настоящему долгожительству мастера ему удалось достичь высшего совершенства в художественном искусстве.

image
Цыганская мадонна 1511—1512 г.
image
Любовь земная и Любовь небесная 1514 г.
image
Мадонна Пезаро 1526 г.
image
Конный портрет императора Карла V 1548 г.
image
Кающаяся Мария Магдалина 1565 г.
Женщина перед зеркалом около 1515 г.
Динарий кесаря 1516 г.
Венера и Адонис 1554 г.
Венера перед зеркалом 1555 г.
Маха обнажённая 1797—1800 г.
Венера Урбинская 1538 г.
Даная с золотым дождем 1545—1546г.
Даная 1553—1554 г.
Пьета 1575—1576 г.
Аллегория благоразумия 1560 г.

Смотрите также:

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»

«Венера Урбинская» Тициана – вечное совершенство

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий