Тендряков Фёдор Васильевич, отец писателя. 1. Он погиб, защищая Москву

Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.

После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.

Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951.

Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».

Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. № 34), «В одной семье» (Смена. 1952. № 21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия. 1947. № 1).

Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, — «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях.

Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. № 6; фильм «Чужая родня», 1956). Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.

Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.

Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство.

От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, — утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974), — живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).

Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Биография

Произведения

Владимир Тендряков
image
Дата рождения 5 декабря 1923(1923-12-05)[1][2][3]
Место рождения Макаровская, Вологодская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 3 августа 1984(1984-08-03)[1][2][3] (60 лет)
Место смерти
Род деятельности прозаик, педагог
Годы творчества с 1952
Направление социалистический реализм
Жанр роман, повесть
Язык произведений русский
Дебют «Дела моего взвода» (1947)
Награды

Воинское звание: image

Цитаты в Викицитатнике

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923, д. Макаровская, Вологодская губерния — 3 августа 1984, Москва[4]) — русский советский писатель, педагог, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Биография

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области)[5][6] в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В 1938 году семья Тендряковых переехала в Кировскую область, в посёлок Подосиновец. Отец работал прокурором района, в начале войны был мобилизован в армию и обратно не вернулся. Мать Татьяна Петровна была домохозяйкой.

В декабре 1941 года Владимир Тендряков был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил звание младшего сержанта-радиста. В июле 1942 года отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, осколком снаряда, на этот раз тяжело, был эвакуирован в госпиталь в Пензенской области на станцию Пачелма, где и пролежал до 17 января 1944 года. После лечения в госпитале Владимир Тендряков вернулся домой инвалидом третьей группы, работал в Подосиновце школьным учителем (преподавал военное дело), затем по совету старшего товарища Аркадия Филёва работал секретарём Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. Осенью 1945 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского. В 1948 г. вступил в ВКП(б).

Тендряков женился на журналисте и редакторе журнала «Знамя» Наталье Григорьевне Асмоловой (род. 1933), старшей сестре теплофизика и государственного деятеля В. Г. Асмолова и психолога А. Г. Асмолова. Её отец — заслуженный энергетик СССР Григорий Львович Асмолов (Асмоловский, 1907—1984), мать — экономист Мария Самойловна Асмолова (урождённая Йогман, 1909—1983), в 1920 годах была секретарём Харьковского городского комитета ВЛКСМ.

Первый рассказ Владимира Тендрякова «Дела моего взвода» был опубликован в 1947 году в «Альманахе молодых писателей». Далее публиковался в журнале «Огонёк», в котором с 1951 по 1953 год работал внештатным корреспондентом вместе с Владимиром Солоухиным и Александром Рекемчуком. Сотрудничал с журналом «Смена». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.

В 1954 году в журнале «Новый мир» была напечатана повесть Владимира Тендрякова «Не ко двору», а через два года в «Новом мире» был опубликован первый его большой роман «Тугой узел», журнальный вариант которого назывался «Саша вступает в жизнь»[7]. Тендряков стал самым востребованным писателем того времени[8]. С завершением «оттепели» практически все произведения Тендрякова сталкивались с цензурными затруднениями. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года Тендряков входил в редколлегию журнала «Наука и религия». В 1967 избран членом правления СП СССР (переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах). В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.[9]

Скончался 3 августа 1984 года от инсульта.

Могила Тендрякова В.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Сочинения

  • Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
  • Среди лесов (1953) — повесть
  • Ненастье (1954) — повесть
  • Не ко двору (1954) — повесть
  • Тугой узел (1956) — роман
  • Ухабы (1956) — повесть
  • Чудотворная (1958) — повесть
  • За бегущим днём (1959) — роман
  • Суд (1960) — повесть
  • Тройка, семёрка, туз (1961) — повесть
  • Чрезвычайное (1961) — повесть
  • Короткое замыкание (1962) — повесть
  • Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
  • Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
  • Свидание с Нефертити (1964) — роман
  • Находка (1965) — повесть
  • Подёнка — век короткий (1965)
  • Кончина (1968)
  • Апостольская командировка (1969) — повесть
  • Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
  • Хлеб для собаки (1969) — повесть
  • Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
  • Шестьдесят свечей (1972) — повесть
  • Весенние перевёртыши (1973)
  • Совет да любовь (1973) — пьеса
  • Три мешка сорной пшеницы (1973)
  • Ночь после выпуска (1974) — повесть
  • На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
  • Люди или нелюди (1975-1976, опубликовано в журнале «Дружба народов», 1989, № 2)
  • Затмение (1977) — повесть
  • Расплата (1979) — повесть
  • Покушение на миражи (1979—1982, опубликован в 1987) — роман
  • Чистые воды Китежа (впервые опубликована в 1986) — повесть
  • Фасеточное зрение (1977) — рассказ
  • Кого это касается? (1982) — рассказ

Сценарии и экранизации

  • «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
  • «Тугой узел» (Мосфильм, 1957) по одноимённому роману, сценарий В. Тендрякова. Фильм не был выпущен на экраны и переснят под названием «Саша вступает в жизнь». Восстановлен и вышел в прокат в 1988 году.
  • «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
  • «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «Весенние перевёртыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)[10].
  • «Житейское дело» (Ленфильм, 1976) «Где ты, Любовь Дуняшова?» (Третья новелла)
  • «Чёрный коридор» (Мосфильм, 1988) по повести «60 свечей».
  • «Кончина» (Ленфильм, 1989) трёхсерийный телефильм по мотивам одноимённой повести В. Тендрякова.
  • «Находка» (2015) — по одноимённой повести, режиссёр и сценарист В. Демент. В главной роли А. Гуськов.

Инсценировки

  • «Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
  • «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.
  • «Ночь после выпуска» (1982) — радиоспектакль по мотивам одноимённой повести в постановке Владимира Шведова.
  • «Ночь после выпуска» (2015) — постановка Народного театра «Глагол» СПбПУ по одноимённой повести[11].

Библиография

Собрания сочинений

  • Тендряков В. Ф. Избранные произведения. Т. 1-2. — M.: Гослитиздат, 1963.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в четырёх томах. — M.: Художественная литература, 1978—1980.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. — [Оформл. худож. В. Миошниченко]. — M.: Художественная литература, 1987—1989. — 100 000 экз.:
    • 1 том, 1987 — Повести. — Вступит. стат. Е. Сидорова; [Состав. прим. и подг. текста Н. Асмолова-Тендрякова]. — 575 с.
    • 2 том, 1987 — Тугой узел; За бегущим днём: Романы. — [Состав. прим. и подг. текста Н. Асмолова-Тендрякова]. — 591 с.
    • 3 том, 1988 — Свидание с Нефертити: Роман; Очерки; Военные рассказы. — [Состав. прим. и подг. текста Н. Асмолова-Тендрякова]. — 624 с.
    • 4 том, 1988 — Повести. — [Состав. прим. и подг. текста Н. Асмолова-Тендрякова]. — 671 с.
    • 5 том, 1989 — Повести; Покушение на миражи: Роман. — [Состав. прим. и подг. текста Н. Асмолова-Тендрякова]. — 782 с.

Отдельные издания

  • Тендряков В. Ф. Среди лесов: Повесть. — М.: Гослитиздат, 1954. — 62 с. (Роман-газета)
  • Тендряков В. Ф. Падение Ивана Чупрова: Очерк; Не ко двору: Повесть. — М.: Гослитиздат, 1956. — 136 с. (Массовая серия)
  • Тендряков В. Ф. Тугой узел: Повесть. — М.: Гослитиздат, 1956. — 94 с. — (Роман-газета; № 9).
  • Тендряков В. Ф. Чудотворная: Повесть. — М.: Правда, 1959. — 78 с. (Б-ка «Огонек» № 10).
  • Тендряков В. Ф. За бегущим днём: Роман. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 428 с.
  • Тендряков В. Ф. Повести. — М.: Московский рабочий, 1961. — 592 с.; портр.
  • Тендряков В. Ф. Чрезвычайное: Повесть. — М.: Советская Россия, 1961. — 184 с.
  • Тендряков В. Ф. Костры на снегу: Рассказы. — М.: Советская Россия, 1964. — 72 с.: ил. (Короткие повести и рассказы)
  • Тендряков В. Ф. Не ко двору: Повести. [Не ко двору. Чудотворная. Суд. Чрезвычайное. Короткое замыкание] — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1964. — 448 с.
  • Тендряков В. Ф. Свидание с Нефертити: Роман. — М.: Молодая гвардия, 1965. — 476 с.
  • Тендряков В. Ф. Путешествие длиной в век: Науч.-фантастическая повесть. — Вологда: Сев.-Западное книжное изд-во, 1965. — 120 с.
  • Тендряков В. Ф. Подёнка — век короткий: Повесть. — М.: Советский писатель, 1967. — 104 с.
  • Тендряков В. Ф. Падение Ивана Чупрова; Не ко двору. Подёнка — век короткий: Повести / [Вступ. статья И. Крамова]. — Пермь: Книжное изд-во, 1971. — 188 с.; портр. (Земля родная)
  • Тендряков В. Ф. Перевертыши: Повести. — М.: Современник, 1974. — 638 с.; портр.
  • Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска: Повесть. — М.: Советская Россия, 1976. — 80 с. (Человек среди людей)
  • Тендряков В. Ф. Весенние перевертыши: Повесть. — Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1980. — 92 с.; портр.
  • Тендряков В. Ф. Расплата: Повести. — М.: Советский писатель, 1982. — 607 с.: портр. (В пер.)
  • Тендряков В. Ф. Повести. — М.: Советская Россия, 1982. — 416 с. (В пер.)
  • Тендряков В. Ф. Шестьдесят свечей: Роман. Повести / Послесл. К. Икрамова. — М.: Известия, 1985. — 592 с. (В пер.) — ISBN В пер. (Б-ка «Дружбы народов»)
  • Тендряков В. Ф. Покушение на миражи: Роман; Чистые воды Китежа: Повесть. — М.: Художественная литература, 1987. — 304 с.
  • Тендряков В. Ф. Расплата: Повесть и роман; Свидание с Нефертити. / Пер. В. Оганесян. — Ереван: Советакан грох, 1987. — 544 с. (В пер.)
  • Тендряков В. Ф. Расплата: Повести. [Для ст. шк. возраста] / Худож. В. Тарасов. — Минск: Юнацтва, 1988. — 270 с.; ил. (В пер.) ISBN 5-7880-0120-X
  • Тендряков В. Ф. Покушение на миражи: Роман. — М.: Современник, 1989. — 220 с. (В пер.) — ISBN 5-270-00069-3 (Б-ка рос. романа)
  • Тендряков В. Ф. Расплата; Ночь после выпуска: Повести. [Для ст. возраста] / Худож. В. Самойлов. — М.: Детская литература, 1989. — 240 с.; ил. (В пер.) ISBN 5-08-000647-1
  • Тендряков В. Ф. Люди или нелюди: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1990. — 654 с. ISBN 5-270-00999-4
  • Тендряков В. Ф. Параня: Рассказы. [Для ст. шк. возраста] / Предисл. Е. Стариковой. — Ижевск: Удмуртия, 1990. — 48 с. ISBN 5-7659-0052-6
  • Тендряков В. Ф. Охота: Сборник. — М.: Правда, 1991. — 442 с. — ISBN 5-253-00228-6 (Библиотека журнала «Знамя»)
  • Тендряков В. Ф. Неизданное: Проза. Публицистика. Драматургия — М.: Художественная литература, 1995. — 638 с. — ISBN 5-280-02353-1
  • Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска: повести. — М.: Детская литература, 2006 — 602 с.: ил. (В пер.) — ISBN 5-08-004185-4 (Школьная библиотека)
  • Тендряков В. Ф. Не ко двору: Повести. М.: Вече, 2009. — 220 с. — ISBN 978-5-9533-3995-7 (Народный роман)
  • Тендряков В. Ф. Чужая родня: Повести. М.: Вече, 2013. — 256 с. — ISBN 978-5-4444-0357-0 (Народный роман)
  • Тендряков В. Ф. Весенние перевёртыши: повести. / Худож. Н. Сапунова. — М.: РИПОЛ классик, 2015. — 240 с.: илл. — ISBN 978-5-386-08219-2 (Одноклассники)
  • Тендряков В. Ф. Не ко двору: Повести. М.: Вече, 2015. — 352 с. — 2000 экз.; ISBN 978-5-4444-3665-3 (Любимая проза. Сделано в СССР)
  • Тендряков В. Ф. Тугой узел. М.: Вече, 2015. — 322 с. — 2000 экз.; ISBN 978-5-4444-2328-8 (Любимая проза. Сделано в СССР)
  • Тендряков В. Ф. Суд: Повести. М.: Вече, 2016. — 352 с. — 2000 экз.; ISBN 978-5-4444-3666-0 (Любимая проза. Сделано в СССР)
  • Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска: повести. [для старшего школьного возраста: 16+] / Худож. Н. Сапунова. — М.: Детская литература, 2017. — 512 с.; ил., портр.; 3000 экз. ISBN 978-5-08-005652-9 (Школьная библиотека)
  • Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска: повесть. [Для старшего школьного возраста: 12+]. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2018. — 158 с.: ил. — 2000 экз.; ISBN 978-5-91921-560-8 (Серия «Куда уходит детство»)

Толкование

Тендряков, Владимир Фёдорович
Владимир Тендряков
Дата рождения:

5 декабря 1923(1923-12-05)

Место рождения:

Макаровская, Череповецкая губерния, РСФСР, СССР

Дата смерти:

3 августа 1984(1984-08-03) (60 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 СССР

Род деятельности:

прозаик

Направление:

социалистический реализм

Жанр:

роман, повесть

Язык произведений:

русский

Награды:

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923, д. Макаровская, Череповецкая губерния, — 3 августа 1984, Москва)  — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Биография

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области)[1][2] в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в РККА и направлен на фронт, в 1942 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского.

Член ВКП(б) с 1948 года.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[3].

Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Отзывы современников

Юрий Нагибин так отозвался на смерть Владимира Тендрякова.

Известие о внезапной смерти здоровяка Тендрякова меня ошеломило. Значит, это может произойти в любой момент, без предупреждения, без крошечной отсрочки на прощание, слёзы, на какие-то итоговые признания. Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее, он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы. (Цит. по: [1])

А. А. Беляев, работавший заведующим сектором художественной литературы ЦК КПСС, пишет, что Тендряков неоднократно совершал поступки, требовавшие гражданского мужества. В частности, выступил (в 1970 году) с письмом в защиту А. Т. Твардовского, протестовавшего против изменения состава редакции журнала «Новый мир»; в том же году вместе с Твардовским и другими вызволял диссидента и ученого-биолога Ж. А. Медведева из психиатрической лечебницы и так далее[4].

Сочинения

  • Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
  • Среди лесов (1953) — повесть
  • Ненастье (1954) — повесть
  • Не ко двору (1954) — повесть
  • Тугой узел (1956) — роман
  • Ухабы (1956) — повесть
  • Чудотворная (1958) — повесть
  • За бегущим днем (1959) — роман
  • Суд (1960) — повесть
  • Тройка, семерка, туз (1961) — повесть
  • Чрезвычайное (1961) — повесть
  • Короткое замыкание (1962) — повесть
  • Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
  • Свидание с Нефертити (1964) — роман
  • Находка (1965) — повесть
  • Поденка — век короткий (1965)
  • Кончина (1968)
  • Апостольская командировка (1969) — повесть
  • Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
  • Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
  • Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
  • Шестьдесят свечей (1972) — повесть
  • Весенние перевёртыши (1973)
  • Совет да любовь (1973) — пьеса
  • Три мешка сорной пшеницы (1973)
  • Ночь после выпуска (1974)
  • На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
  • Затмение (1977) — повесть
  • Расплата (1979) — повесть
  • Покушение на миражи (1979—1982, опубликован в 1987) — роман

Экранизации и сценарии

  • «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
  • «Тугой узел» (Мосфильм, 1957) по одноимённому роману, сценарий В. Тендрякова. Фильм не был выпущен на экраны и переснят под названием «Саша вступает в жизнь». Восстановлен и вышел в прокат в 1988 году.
  • «Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
  • «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
  • «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)[5].

Инсценировки

  • «Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
  • «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.

Библиография

  • Тендряков В. Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1963.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1978—1980.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1987—1989.
  • Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Примечания

  1. Тендряков Владимир Федорович — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Штрихи к биографии писателя В. Ф. Тендрякова
  3. Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина
  4. Беляев А. Долгая «Ночь после выпуска»
  5. Телеканал «Культура». Весенние перевертыши.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Тендряков, Владимир Фёдорович” в других словарях:

  • Тендряков, Владимир Фёдорович — Владимир Фёдорович Тендряков. Тендряков, Владимир Федорович ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович (1923 84), русский писатель. Нравственные проблемы в остроконфликтных повестях “Не ко двору” (1954), “Поденка век короткий” (1965), “Три мешка сорной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тендряков Владимир Фёдорович — (1923 1984), русский писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно нравственных проблемах современника: «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Подёнка  век короткий» (1965), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Расплата» (1979). Осмысление …   Энциклопедический словарь

  • ТЕНДРЯКОВ Владимир Фёдорович — (5.12.1923—3.8.1984), советский писатель, сценарист. Член КПСС с 1948. В 1951 окончил Литературный институт им. Горького. Автор сценариев фильмов по своим произведениям: «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору»), «Саша вступает в жизнь» …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Тендряков Владимир Фёдорович — …   Википедия

  • Владимир Фёдорович Тендряков — (5 декабря 1923 года, д. Макаровская Вологодской обл. 3 августа 1984 года, Москва) русский писатель, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества. Содержание …   Википедия

  • Тендряков — Тендряков, Владимир Фёдорович Владимир Фёдорович Тендряков (5 декабря 1923, д. Макаровская Вологодской обл.  3 августа 1984, Москва)  русский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно нравственных проблемах современной ему… …   Википедия

  • ТЕНДРЯКОВ — Владимир Фёдорович (1923 84), русский писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно нравственных проблемах современника: Не ко двору (1954), Ухабы (1956), Подёнка век короткий (1965), Три мешка сорной пшеницы (1973), Расплата (1979).… …   Русская история

  • Тендряков — Владимир Фёдорович (1923, д. Макаровская Вологодской обл. – 1984, Москва), русский писатель. В. Ф. Тендряков   После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, получил тяжёлое ранение, работал учителем, секретарём райкома комсомола. В… …   Литературная энциклопедия

  • Тендряков В. Ф. — ТЕНДРЯКÓВ Владимир Фёдорович (1923–84), рус. писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно нравств. проблемах современника: Не ко двору (1954), Ухабы (1956), Подёнка – век короткий (1965), Три мешка сорной пшеницы (1973),… …   Биографический словарь

  • Владимир Тендряков — Владимир Фёдорович Тендряков (5 декабря 1923 года, д. Макаровская Вологодской обл. 3 августа 1984 года, Москва) русский писатель, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах… …   Википедия

Биография Биография писателя Произведения 3 произведения Биография вариант 1 вариант 2

Владимир Фёдорович Тендряков, родился 5 декабря 1923 года, в деревне Макаровская Вологодской области. Отец Тендрякова был народным судьёй, который впоследствии стал прокурором. После окончания школы будущий писатель уходит на фронт, где получил серьёзное ранение и был уволен в запас. После демобилизации, он работал в Кировской области военруком в школе. Немного позже его пригласили на должность секретаря райкома комсомола.

В 1945 году Тендряков поступает в московский ВГИК на художественный факультет. Однако спустя год он решил перейти в Литературный университет имени Горького, который окончил в 1951 году. Будучи студентом, Тендряков начинает создавать свои рассказы.

Начиная с 1948 по 1953 годы, автор публикует несколько своих произведений в знаменитом издании “Огонёк”. А с 1955 года он вплотную занялся своей творческой деятельностью. Пиком его творчества можно назвать 50 – 60 годы двадцатого века. В этот период писатель создал большинство своих произведений. По некоторым из них даже поставлены фильмы.

Свой первый большой роман, который назывался “За бегущим днём”, Тендряков написал в 1959 году. После этого, он создал ещё несколько произведений, которые публиковались большим тиражом, и имели неслыханный успех. Среди них можно отметить “Свидание с Нефертити” и “Покушение на миражи”.

В Москве, 3 августа 1984 года, Владимир Тендряков умер.

Произведения

Шестьдесят свечей Кончина Хлеб для собаки 5 декабря 1923 г. Макаровская, Вологодская губерния, РСФСР, СССР 3 августа 1984 г. литература 20 века

Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951. Учился в семинаре Константина Паустовского.

С 1948 года член КПСС.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.

Член правления Союза советских писателей (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Скончался в Москве от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

  • Книги для подростков, с которых начинается любовь к чтениюПодборки
  • Книги про школуПодборки

Цитаты из книг автора

«Бесполезно умер» — нашел чем удивить. Попробуй-ка удивить жизнью…

Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..

Начальник станции

Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым.

Володя Теньков Решников

Все цитаты Владимир Тендряков →

image

Экранизации

Тугой узел (реж. Михаил Швейцер), 1957г. 90. image На Западном фронте без перемен 91. image Белый Клык 92. image Ворона на мосту 93. image Вафельное сердце Весь рейтинг

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий