Святой великомученик Георгий Победоносец – Святые – История – Каталог статей – Любовь безусловная

Биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.

image
Георгий Победоносец

Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.

image
Император Диоклетиан

Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.

Мученичество святого Георгия Победоносца

Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от Христа. После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.

Казнь Георгия Победоносца

В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм Аполлона. Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.

Гробница Георгия Победоносца

23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.

Храм Георгия Победоносца в Лидде, Израиль

Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.

Георгий Победоносец убивает змия

Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история – о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.

Георгий Победоносец в геральдике

Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.

Памятник Георгию Победоносцу в Москве

Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа Диониса. На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.

Храм Георгия Победоносца в Грузии

В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий князь Ярослав в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.

Орден Георгия Победоносца

В 1769 году императрицей Екатериной II утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Дмитрия Донского Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.

Герб Российской Федерации

В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

Памятные даты

  • 23 апреля – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Католической церкви
  • 6 мая – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Православной церкви
  • 16 ноября — обновление (освящение) храма Святого Георгия в Лидде (IV век)
  • 23 ноября — колесование великомученика Георгия;
  • 9 декабря — освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской православной церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)
Тематические подборки раздела Традиции

Герой народных сказаний и покровитель Москвы. Образ «Чудо Георгия о Змие» украшает герб столицы России. Согласно преданию, святой великомученик Георгий родился в Палестине у подножия Ливанских гор, по одним сведениям, в городе Берите (ныне Бейрут), по другим — в Лидде, в знатной и благочестивой семье, исповедовавшей христианство.

Храм Георгия Победоносца в Краснодаре (Георгия… Краснодарский край Часовня Георгия Победоносца в селе Вешкелица Суоярвского… Республика Карелия Храм Георгия Победоносца в Губернском Аргаяшского района… Челябинская область Собор Георгия Победоносца за верхом в Калуге Калужская область Храм Георгия Победоносца со Взвоза в Пскове Псковская область Собор Георгия Победоносца в Балтийске Калининградской… Калининградская область Храм Георгия Победоносца из села Егорье во Владимирской… Владимирская область Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Старых… Москва Собор Георгия Победоносца в Новгороде Новгородская область

Смотрите также

О Петре и Февронии Муромских День семьи, любви и верности Читаем на бегу. Семь классических рассказов Подборка коротких рассказов для книголюбов, у которых мало свободного времени Лучшие советские комедии Пересматриваем советские комедии с любимыми героями Слово дня: народные промыслы России Как возникли и почему так называются гжель, хохлома и палех Рецепты Елены Молоховец, Софьи Толстой и других кулинаров Готовим селедку под шубой, желе из васильков и салат оливье по старинным рецептам Как отмечали праздники на Руси Новый год, Крещение, Масленица и Пасха Традиционные русские игрушки Филимоновские барыни, каргопольские кентавры и дымковские свистульки Кулинарный марафон История кухни и традиционные рецепты народов России Лучшие материалы 2021 года: традиции Старинные рецепты, народная медицина и традиционные праздники

Главная / Статьи /Вы здесь Соловьёва Екатерина • 11/29/2017

Довольно сложно и, наверное, не совсем корректно говорить о каком-то рейтинге «популярности» христианских святых. Но если представить себе, что составить такой список возможно, то одну из верхних позиций в нем, определенно, займет святой великомученик Георгий Победоносец. Святой Георгий хорошо известен не только по гербу Москвы – достаточно взглянуть, например, на национальный флаг Англии с его красным крестом святого Георгия на белом полотне.

История жизни Георгия развивалась как и у многих других христианских мучеников, пострадавших за веру. Он родился в III веке в Каппадокии, которая находилась под властью римского императора. После смерти отца юноша вместе с матерью перебрался в город Лидда, где поступил на военную службу. Георгий был не только успешным воителем, но и одним из любимцев императора Диоклетиана, который даже назначил его начальником своей охраны. Однако впоследствии он же приказал казнить «изменника».

Когда в Риме начались гонения на христиан, Георгий, будучи глубоко верующим человеком, не смог спокойно на это смотреть. Он раздал все нажитое имущество беднякам, а сам предстал перед императором и признался, что исповедует христианство. Разумеется, после этого его подвергли жестоким пыткам (все их храбрый юноша выдержал с необыкновенной стойкостью) и в итоге обезглавили.

Память этого великомученика в каждой стране чтят по-своему: где-то его считают прежде всего покровителем воинов, где-то – защитником слабых и угнетенных. Чаще всего на различных эмблемах, гербах и иконах Георгия изображают в виде воина на белом коне, пронзающего копьем змея: это чудо святого наиболее известно и, можно сказать, является его «визитной карточкой».

О том, почему Георгий обрел такую популярность в различных религиях, о его жизни и чудесах, а также о стране, которая целиком посвящена этому святому, «Истории.РФ» рассказал митрофорный протоиерей, клирик храма Святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области Андрей Ткачев.

Георгий был воином, поэтому не носил бороды

– Существует несколько версий относительно реального существования святого Георгия. Так, римский историк Евсевий Кесарийский считал, что это был некий знатный человек, живший в эпоху Диоклетиана, который однажды сорвал со стены указ императора о разрушении христианских церквей. Жан Кальвин и некоторые другие богословы считали, что святой Георгий и живший в IV веке нашей эры епископ Александрийский Георгий – одно и то же лицо. А православная церковь какой версии придерживается?

– Георгий, конечно, ни в коем случае не был епископом. Это был военачальник, он везде изображен как человек, одетый в воинские одежды. Он нес службу в звании комита (так в Древнем Риме называли старших военачальников и должностных лиц. – Прим. ред.). Георгий Каппадокийский и Дмитрий Солунский – это были известные военачальники того времени. Они занимали воинские и одновременно административные должности, поскольку все воинские звания в те времена имели административное измерение. Те римляне, которые были начальниками областей, в провинциях исполняли также и административные функции, они представляли императорскую власть на местах. Поэтому, конечно, Георгий не был никаким епископом, он был воином. Поэтому, кстати, он и был безбородым – солдаты в Риме не носили растительность на лице.

– Вы упомянули Дмитрия Солунского, которого часто изображают вместе с Георгием. Почему? Что связывает этих святых?

– Дело в том, что это русская традиция, а мы, в свою очередь, получили ее от Византии. Георгий и Дмитрий – это княжеские имена. Они давались князьям для того, чтобы те унаследовали воинскую доблесть. И самые известные княжеские имена, связанные с воинской славой, – это имена великомученика Георгия и великомученика Дмитрия. Поэтому они часто помещаются вместе на иконах, и часто многопрестольные храмы одновременно имеют престол Георгия и престол Дмитрия.

– Самое известное деяние Георгия – это убийство змея. Собственно, именно в таком образе он чаще всего изображается и на гербах, и в иконографии. При этом чудо выглядит наиболее фантастическим из всех и все время толкуется по-разному. В чем смысл этого подвига?

Дело в том, что убийство змея – это не прижизненное, а посмертное чудо Георгия, оно связано с его пребыванием уже в другом мире. Этот образ воина на белом коне, который попирает змея, – все это относится не к его земной жизни, а к загробному пребыванию.

Англичане вместо «ура» кричали: «Помогай, святой Георгий!»

– Поражает то, насколько Георгий популярен в разных странах. Еще в IV веке в Римской империи начали появляться церкви, посвященные ему, его стали почитать в Сирии, Палестине, а затем на всем Востоке. А в Южной Осетии его называют Уастырджи – этот персонаж часто встречается в осетинских мифах и считается покровителем воинов. Получается, что и на Западе, и на Востоке – свой собственный Георгий? Такое бывает со многими святыми?

Георгий – это универсальный христианский святой. Но, конечно, не он один – есть целый ряд святых, которые универсальны для христианского мира. Например, Николай Чудотворец и Василий Великий тоже к ним относятся. Георгий Победоносец почитается на Востоке и Западе, особенно его почитают на Кавказе. И кстати, мусульмане тоже ему поклоняются. 

– Да, и я очень удивилась, узнав, что в Африке и на Ближнем Востоке тоже есть такой святой, только там его называют Джирджис и аль-Хидр. А есть другие христианские святые, которые встречаются в исламе?

– Безусловно, есть целый ряд христианских святых, которые почитаются как в христианстве, так и в мусульманстве. Например, есть семь отроков Эфесских, которые почитаются в исламе. В Коране о них есть даже целая сура, которая называется «Пещера». Там описываются события, связанные с семью Эфесскими отроками (семь Эфесских отроков – христианские мученики из города Эфеса, которых по приказу римского императора Деция замуровали в пещере, где те, по легенде, проспали почти двести лет; почитаются в христианстве и исламе. – Прим. ред.). А Мария – это единственное женское имя, которое встречается в Коране. То есть единственная женщина, почитаемая исламом, – это Богородица Мария. Также это касается ангелов и некоторых ветхозаветных святых: в исламе почитаются Ной, Моисей, Давид, Авраам.

– В разных странах Георгию молятся по разным причинам. В Сербии, Болгарии и Македонии к нему обращаются с молитвами о ниспослании дождя, в Грузии его просят защитить от зла, даровать хороший урожай и удачу в делах, а в странах Западной Европы к этому святому обращались, когда хотели избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. А в каких случаях Георгию поклонялись на Руси? О чем у него просили?

– В нашей традиции, согласно тропарю, Георгий – «пленных свободитель, нищих защититель, царей поборник и немощствующих врач». У святого Георгия очень широкое поле возможностей. Его звали на помощь главным образом те, кто обнажал меч. Святого Георгия в Англии призывали боевым кличем в последние века христианских рыцарей. Идя в бой, они кричали не «ура», а «Помогай, святой Георгий!». То есть, конечно, он овеян этим воинским ореолом и тесно связан с рыцарским культом. По крайней мере, в таком виде он почитается на Западе. Христиане Востока знают его как помощника для обидимых, страждущих неправедно гонимых.

Страна Георгия

– Я заметила, что у Георгия очень много дат почитания: 23 апреля (6 мая), 3 (16) ноября, 10 (23) ноября и 26 ноября (9 декабря). С чем это связано?

– Главная дата – это 23 апреля по старому стилю (6 мая по новому). Это главный день памяти великомученика Георгия, так как в этот день он скончался. А, например, 23 ноября, день колесования Георгия – это, скорее, грузинский праздник. В Грузии он особенно почитаемый святой; собственно, Грузия – это страна, целиком посвященная Георгию (Georgia – европейское название Грузии. – Прим. ред.).

– Как получилось, что в честь святого назвали целое государство?

– Дело в том, что равноапостольная святая Нина, которая принесла христианство в Грузию, была родственницей Георгия. Она принесла с собой на Кавказские горы проповедь Евангелия, а вместе с ним – культ святого Георгия. Таким образом страна получила его имя. В Грузии сотни храмов посвящены Георгию, там чуть ли не каждый день устраивается праздник в его честь. Смежные с Грузией страны (Азербайджан, Иран, Турция) тоже имеют культ Георгия, только по-своему его воспринимают, трансформируют, участвуют в богослужениях. То есть бывает так, что даже не христианские народы приходят в христианские храмы для молитвы, потому что знают, что это святой человек и его надо почитать. А у нас, в русском православии, есть еще отдельный праздник освящения храма Георгия в Киеве (отмечается 26 ноября (9 декабря), в народе известен как осенний Юрьев день. – Прим. ред.).

– Почему этот день особенно выделяют?

–Это связано с памятью Ярослава Мудрого, который в крещении принял имя Георгий. У нас многие князья были крещены в честь Георгия. В те времена его еще называли Гюргев, Юрий или Егорий – это имя имеет очень много разных транслитераций. В честь Георгия назван и город Юрьев. Кроме того, он был на гербе звенигородского князяЮрия Дмитриевича, а потом, когда тот захватил Москву, попал и на московский герб. Там он, как и в западном сознании, предстает в виде небесного воина. Собственно, что такое рыцарство? Это защита страждущих и обиженных! Это и есть главное значение рыцаря – прославить Бога и защитить беззащитных. Таков и есть Георгий.

История белого движения Великая Отечественная война Наполеон Бонапарт

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

История

Автор:  |  2018-08-25 15:00:48

Принятие Георгия Победоносца в качестве покровителя московской государственности не менее загадочно, чем появление на Руси двуглавого орла.

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III. Кстати, к этому моменту относится и первое появление двуглавого орла, который был как раз изображен на обратной стороне великокняжеской печати. Интересно, что до этого момента у Иоанна III была печать с совсем другим сюжетом – лев в схватке со змеей. Что же заставило великого князя сменить изображение на печати, а с ним и покровителя государства?

Архистратиг Михаил

Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий. Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Надо сказать, что иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века. До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Неизвестный змееборец

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века. Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой. Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону. Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивают, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

«Откровение Мефодия Патарского»

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворением мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаилтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаилтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы стали говорить о богоизбранности Русской Земли, об особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Отковении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <…> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <…> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Черное море, которое омывала берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь А. Юрганов дал интерную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это — символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьем — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности”.

Надо признать, что вера в конец времен была на Русская Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привелу к голоду. Но светопредставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя 5 лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопредставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты. Правда, в этом видели еще и влияние на государя секты жидовствующих. Не будем рассказывать о всех тонкостях этой ереси, но отметим, что в этот момент на Руси появилось много книг оккультного, прежде всего астрологического содержания. Например, знаменитый Шестокрыл, авторство которого приписывалось киевскому рабби-каббалисту. Основание ереси приписывалось некоему Схарию, еврею приехавшему в Новгород из Литовских земель. Фигура Схарии до сих пор вызывает споры у историков. Одни утверждают, что Схарию придумали противники жидовствующих, другие видят в нем одного из крупнейшего каббалиста того времени в Европе, киевского рабби Захария Бен Аарон га-Коген, а третьи называют Схарией генуэзского князя Тамани Заккарию Гизольфи, которого Иоанн III несколько раз приглашал в Москву.

С фигурой последнего связывают появление на Руси Георгия Победоносца в виде всадника. Дело в том, что Тамань финансировалась генуэским банком Сан-Джорджо (Банк Святого Георгия), и по одним источникам Гизольфи являлся проводником интересов этой финансовой структуры в Московии. Эмблемой же банка являлся именно св. Георгий, копьем пронзающий змия. Этот факт заставил говорить некоторых исследователей о том, что появление Победоносца на царской печати может иллюстрировать какое-то важное соглашении банка Сан-Джорджо и Великого Московского княжества.

Легитимизация святого Георгия

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец. Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году при утверждении 88 гербов русских городов безымянный змееборец получил имя святого Георгия.

Читайте также: Рекомендуемые статьи Беломорские лабиринты: какую тайну хранит место силы Соловецких островов Был ли хан Батый христианином Малый ледниковый период в XVI веке: как от него пострадала Русь image Имя: Георгий Победоносец (Saint George) Дата рождения: между 275 и 281 г. Дата смерти: 23 апреля 303 г Возраст: 23 года Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя Деятельность: Христианский святой, великомученик Семейное положение: не был женат Георгий Победоносец – биография Георгий Победоносец – любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы? Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии. К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу – веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора. Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай. Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий – на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу. Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа. Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил – все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары. Не помогло и это – более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса – например, оживил павшего вола какого-то крестьянина. Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились. Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления. Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией. Диоклетиан еще застал эти времена – он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу. Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда – только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия. Праздники Диониса – великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, – превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана. Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее. Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному – обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила. Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, – в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду. Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия – аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя. Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками. Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) – в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому – сапоги и серебряную чашу. Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий – ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия – первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины. При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе – «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой. В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города – это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, – герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьянища» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй – защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне: Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество – грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы – повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом. Весенний Юрьев день (Эдерлези) – главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном – в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты. Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального существования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен. Георгиевский крест image В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, – таким был, например, унтер-офицер Буденный, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, Георгий Жуков, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего. Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

Читайте еще по этой теме:

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • Лавр Корнилов – биография, фото, личная жизнь генерала
  • Че Гевара – биография, фото, личная жизнь коменданте
  • Галина Леонидовна Брежнева – Дочь Генсека и ее мужья!
  • Наполеон Бонапарт – биография, фото, личная жизнь полководца
  • Карл Маркс
  • Карл Маркс – “Капитал” для альфонса
  • Наполеон Бонапарт – биография: От триумфа к забвению
  • Маршал Жуков – личная жизнь полководца

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий