Статья по истории и культуре Башкортостана на тему: “Жизнь и общественно-политическая деятельность Ахмет- Заки Валиди”

Толкование

Валидов, Ахмет-Заки Ахметшахович
Ахмет-Заки Ахметшахович Валидов
Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов
image
Псевдонимы:

Тоган

Дата рождения:

10 декабря 1890(1890-12-10)

Место рождения:

Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернииimage Российская империя

Дата смерти:

26 июля 1970(1970-07-26) (79 лет)

Место смерти:

Стамбул  Турция

Образование:

Венский университет

Вероисповедание:

ислам

Род деятельности:

политика, востоковедение

Ахмет-Заки́ Ахметша́хович Вали́дов (башк. Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов; в эмиграции — Ахметзаки́ Валиди́ Тога́н, тур. Ahmed Zeki Velidi Togan; 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Республики Башкортостан, Россия — 26 июля 1970 года, Стамбул, Турция) — лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Биография

Ахмет-Заки Валиди родился в семье сельского муллы. Происходил из башкирского рода Суклы-Кай[1].

Отец — Ахметша Ахметшинович Валидов, 1857 года рождения, сельский мулла и управляющий медресе, владел арабским языком. Мать — Уммулхаят была верующим человеком, владела персидским языком. У Ахмет-Заки было три брата и две сестры.

Ахмет-Заки Валиди сперва отучился в медресе отца, затем окончил медресе в Утяково. Наряду с башкирским, татарским, турецким и русским владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками.

В 1912—1915 преподавал в медресе «Касимия» в Казани. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912).

Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.

В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в IV Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).

В 1917 году, находясь в составе Башкирского областного бюро, образованного в Москве на Всероссийском съезде мусульман башкирской делегацией, совместно с Шарифом Манатовым Ахмет-Заки Ахметшахович явился организатором созыва I и II Всебашкирских съездов (июль — Оренбург, август — Уфа), на которых было создано Башкирское Центральное Шуро, которое 15 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование национально-территориальной автономии Башкортостан как части федеративной России. Валидов стал автором башкирского национального флага[2].

В феврале 1918 года Валидов был арестован большевиками в Оренбурге в числе восьмерых членов Башкирского Правительства, в апреле был освобождён при атаке отрядов казаков и башкир на город.

Во главе башкирских полков присоединились к восстанию Чехословацкого корпуса[3]. По мере ослабления влияния фракционного социалистического правительства КОМУЧа, находившегося у власти, власть в Сибири перешла к стоящему на позициях «Единой, Великой и Неделимой России» Российскому правительству А. В. Колчака. Местный представитель Колчака — атаман оренбургского казачества А. И. Дутов — проявил себя в глазах сторонников федерализации бывшей Российской империи как «контрреволюционер» и «монархист». Лидеры эсеров Виктор Чернов и Вадим Чайкин совместно с командующим актюбинской группой казачьих войск полковником Ф. Е. Махиным и атаманом первого округа Оренбургского войска полковником К. Л. Каргиным решили устранить Дутова. Валиди присоединился к этому заговору вместе с представителем Алаш Орды Мустафой Шокаем. Из-за предательства план был раскрыт. Валиди в своей книге пишет, что Дутов, получив ранение бежал на танке[4][уточнить], однако в другом источнике пишут, что бежали сами заговорщики[5].

В начале 1919 года Валидов стал организатором перехода башкирских войск на сторону Советской власти, вёл переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.

С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) — председатель Башревкома.

В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских восстаний. После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.

Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг[6]. После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов в 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашёл уникальную рукопись, содержащую текст знаменитых «Записок» Ибн Фадлана.

В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.

С 1925 г. — гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею об объединении всех мусульман вокруг Турции.

В 1927 году со старым знакомым Мустафой Шокаем организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927—1931) — политический орган Национальной Защиты Туркестана.

В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».

В июне 1935 года получил приглашение на работу в Бонн в качестве преподавателя Боннского университета. Зимний семестр (1938—1939 гг.) работал в Геттингенском университете, одним из самых крупных и старейших университетов Нижней Саксонии (Германия).

1 сентября 1939 года А. Валиди покинул Германию и возвратился в Турцию.

С 1 ноября 1939 года возобновил свою работу в Стамбульском университете.

В 1944 году в Стамбуле и Анкаре проходят антикоммунистические демонстрации студентов, после которых были привлечены к ответу часть интеллигенции, в том числе и Валидов[7]. В мае он был арестован по обвинению в «пантюркской деятельности против Советов на территории Турции» и приговорен к 10 годам тюремного заключения. Военно-кассационный суд изменил приговор и после 17 месяцев заключения был освобожден[8]. С 1948 года по 1970 года продолжает преподавать историю тюрков в университете Стамбула[9].

В 1946 году выпускает книгу «Введение во всеобщую историю тюрков» («Urnumi turk tarihine giris»), а в следующем году — «Современный Туркестан и его недавнее прошлое»[10].

В 1951 году в Стамбуле под председательством Ахмед-Заки Валиди проходил 21-й Международный конгресс востоковедов.

В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.

27 июня 1967 года в Манчестерском университете в Англии Заки Валиди было присвоено звание почётного доктора.

Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества Хаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.

Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.

Ахмет-Заки Валиди умер 26 июля 1970 года в Турции. Похоронен на кладбище Karacaahmet Mezarlığı в Стамбуле.

Основные работы

  • Biruni’s Picture of the World. Delhi, 1937.
  • lbn Fadlan’s Reisebericht // Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes, Leipzig. 1939. В. 24. N 3.
  • Völkerschaften des Chazarenreiches im neunten Jahrhundert // Korosi Csoma Archivum. 1940 Bd. 3
  • Urnumi turk tarihine giris. Istanbul, 1946.
  • Башҡорттар тарихы : (Ә. М. Юлдашбаевтың төрөк теленән тәрж.) / Әхмәтзәки Вәлиди Туған. – Тулыл. 2-се баҫ. – Өфө: Китап, 2005. – 304 б.
  • Әҫәрҙәр: 1917 йылға ҡәҙәр яҙылған әҫәрҙәре : [иҫке төрки теленән тәрж.] / [тәрж., аңлатма биреүсе, төҙ. һәм инеш һүҙ авторы Ә. Сәлихов]. – Өфө: Китап, 1996.

Память

Памятник Ахмет-Заки Валиди в Санкт-Петербурге

  • В Башкортостане учреждена общественная премия имени Ахметзаки Валиди Тогана.
  • 23 июля 1992 года Национальной библиотеке Башкортостана было присвоено имя Ахмет-Заки Валиди.
  • В городе Ишимбае его именем названа улица и Башкирская республиканская гимназия-интернат № 2.
  • В городах Санкт-Петербурге, Ишимбае, Сибае установлены памятники.
  • В 2008 году именем Заки Валиди была названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).
  • В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год был объявлен годом Ахмет-Заки Валиди[11][12].
  • 26 августа 2010 года в районе Кечиорен г. Анкары (Турция) был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди[13][14].
  • 15 февраля 2010 года открыта мемориальная доска в Уфе[15].
  • В 2011 году учреждена памятная медаль «Ахмет-Заки Валиди Тоган» — ведомственная награда Академии наук Республики Башкортостан[16].

Примечания

  1. Заки Валиди. Воспоминания
  2. Республика Башкортостан
  3. Ахметзаки Валиди Тоган: История башкир. Уфа. 2010 ISBN=978-5-295-05000-8
  4. Ахметзаки Валиди Тоган: История башкир. Уфа. 2010 ISBN 978-5-295-05000-8 стр.222
  5. Ганин А.В. Заговор против атамана Дутова в воспоминаниях очевидцев
  6. Туркестан
  7. Парламентаризм в Башкортостане:история и современность. Уфа,2005-304с. (на с.41)
  8. Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период
  9. Статья в Башкортостан:Краткая энциклопедия
  10. Архивы Башкортостана
  11. 2010 год объявлен ТЮРКСОЙ годом Ахмет-Заки Валиди
  12. 2010 год — Год Ахмет-Заки Валиди Тогана
  13. Ahmet Zeki Velidi Togan Parkı Açılıyor
  14. Городскому парку Анкары присвоено имя Ахмет-Заки Валиди
  15. В Уфе открыли мемориальную доску Ахмет-Заки Валиди
  16. Генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Дюсен Касеинов награжден медалью «Ахмет-Заки Валиди Тоган» Академии наук Республики Башкортостан

Литература

  • С. М. Исхакова и В. М. Воинова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.
  • Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и M. Чокаева (1924—1932 гг.). — Москва, РАН, 1999.
  • Л. Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.
  • Кульшарипов М. М., Юлдашбаев А. М. Заки Валиди как политик и ученый-востоковед. — Уфа, 2010.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Валидов, Ахмет-Заки Ахметшахович” в других словарях:

  • Валиди — Валиди, Ахмад Заки Ахметшахович Валиди, Ахмед Заки Ахметшах Улы Памятник Валидову в Санкт Петербурге Дата рождения: 10 декабря 1890( …   Википедия

  • Башкурдистан — Территориально национальная автономная республика ← …   Википедия

Previous Entry | Next Entry

Быль и небыль о Валиди

Споры о наследии и личности учёного не утихают до сих пор

— Амир Мурзагалеевич, по вашему мнению, Ахмет-Заки Валиди действительно заслуживает высокого признания?

— Признание роли Валидова (такова его настоящая фамилия) в Санкт-Петербурге — очень симптоматическое явление, так как его заслуги в востоковедческой науке хорошо известны. Между тем на широкую дорогу подлинной науки Заки Валидов выходит с помощью великих русских востоковедов, таких как В. Бартольд, именно в Петербурге. По их рекомендации он ездил еще в начале 10-х годов ХХ века в Среднюю Азию для сбора ценных рукописей для Петербургской Академии наук. Он успешно выполнил эту миссию, и до сих пор собранная им коллекция называется «Собрание З. Валидова». А тогда ученому было всего 23 — 24 года. И тем не менее научное творчество Заки Валидова у нас в стране еще не оценено по достоинству. Это дело будущего.

— Ахмет-Заки Валиди Тоган (его полное имя в эмиграции) — великий востоковед, по мнению многих ученых. Какие из его научных трудов и сегодня востребованы?

— Его книги «Методология истории», «Всеобщая история тюрков», «История Туркестана» — важные учебные пособия для студентов университетов Турции. Его книга «Путевые заметки «Ибн-Фадлана», написанная в

30-е годы в Германии на немецком языке, остается важнейшим первоисточником по истории Средней Азии, Башкирии и поволжских булгар Х века. Его многочисленные статьи, вышедшие в Турции и других восточных странах, а также в Германии, Англии, США, востребованы в самых различных областях современного востоковедения.

— Одна из главных страниц биографии Валиди — руководство башкирским национально-освободительным движением с апреля 1917 года. Что побудило его организовать переход башкирских войсковых формирований на сторону Советской власти, а потом резко прекратить сотрудничество с большевиками? Нет ли в этом факте элемента незрелости его мировоззрения, шаткости позиций?

— Скорее, наоборот. Он был очень последователен в своих взглядах, поступках. И таким оставался всю жизнь. Перевод нарождающейся республики со стороны белых на сторону красных был продиктован резкой сменой в стане белых демократии военной диктатурой во главе с Колчаком. Тогда белых покинули очень многие политические деятели, придерживающиеся демократических взглядов, некоторые из них примкнули к большевикам, другие эмигрировали. Прекращение сотрудничества с красными также объясняется резким изменением национальной политики большевиков. И в данном случае речь идет о последовательности Заки Валидова и шаткости политики большевиков по национальному вопросу.

— Его идеи до сих пор вызывают многочисленные споры. Ему приписывают крайние националистические взгляды. Как вы прокомментируете эти утверждения?

— Заки Валидов не был и не мог быть крайним националистом из-за своей глубокой учености. Воспитывался он с малых лет на основе восточной и западной (прежде всего, классической русской) культуры и литературы. В юности зачитывался не только восточной поэзией, но и произведениями Ивана Тургенева, Федора Достоевского. А россказни о его «дружбе с фашистами» не более чем глупость. Он покидает фашистскую Германию, как только появляется возможность уехать в Турцию. Но он был очень дружен с немецкими, австрийскими востоковедами и эту дружбу сохранил до конца жизни.

— Был ли Валиди знаком с немецкими философами, размышления которых позже легли в основу его учений о праве наций на самоопределение? Например, с Ницше? Говорят, он был знаком с Фрейдом и разделял его взгляды. Так ли это?

— Он прошел курс обучения в Венском университете, сдал все необходимые экзамены, защитил диссертацию на доктора философии. Разумеется, он был хорошо знаком с немецкой философией. Это показывает и его фундаментальный труд «Методология истории», где он рассматривает в том числе и различные философские подходы к исторической науке. Можно не сомневаться, что он был знаком с философией Ницше. Но его нельзя считать последователем какой-то философской школы. Например, он признает, что всю жизнь в науке придерживался марксистского положения об определяющей роли экономических отношений в истории. Но это не значит, что Валиди — марксист. С Фрейдом же его встреча была случайной, а его теория Заки Валидову скорее чужда.

— Еще одно великое имя, которое упоминается рядом с ним его биографами, — Федор Шаляпин. В основном, вероятно, потому, что оба связаны с Казанью. Действителен ли факт их знакомства?

— Музыку Валидов любил, как народную, так и классическую. Знакомился он со многими — человек он был общительный и никакими комплексами не страдал. А с Шаляпиным он неоднократно встречался и в Москве, и за границей.

— Противников возвышения Валиди можно понять, когда узнаешь, что он присоединился к басмаческому движению. Более того, избирался председателем организации «Туркестанское национальное объединение», действовавшей в Средней Азии и Казахстане. Как относятся к нему в этих уже суверенных государствах?

— Басмаческое движение наши советские люди представляют по тем фильмам, где басмачи изображены убийцами, а красные — героями с безупречным поведением. Но в числе красноармейцев, особенно в начале Гражданской войны, в Среднюю Азию прибыло немало хамов и насильников, о чем сегодня умалчивается. То же самое было и в Башкирии, где они убивали мужчин, отбирали скотину, насиловали женщин. А в Средней Азии в то время жило очень религиозное население, которому трудно было даже представить всю эту «историческую коллизию». Заки Валидов считал своей обязанностью продолжить борьбу за автономию Средней Азии (в европейском, а не в советском смысле этого слова). И здесь он проявил последовательность. Ему казалось, что более многочисленные тюрки — казахи, киргизы, узбеки, туркмены — сумеют добиться того, чего добились было, но потеряли башкиры. Если бы он думал только о себе, ему проще было оставаться на высокой и теплой должности в Москве или эмигрировать в Турцию. Но он еще три года пытался объединить среднеазиатские народы, создать регулярные войска, чтобы противостоять усилению шовинизма в центре. Эмигрировал лишь тогда, когда никакого шанса на успех не осталось. Но всегда был уверен, что Средняя Азия обретет независимость, что мы сегодня и наблюдаем.

В среднеазиатских республиках ныне интерес к нему и его научным трудам высок. «История Туркестана», «Общая история тюрков» Заки Валидова уже известны среднеазиатским ученым, сейчас они ждут опубликования его произведения «Алишер Навои» и ряда других работ. Об уважении к нему говорит и тот факт, что в Ташкенте одну из улиц назвали его именем.

— Некоторые исследователи помимо научной деятельности приписывают ему руководство турецкой резидентурой абвера?

— Если бы в 1923 году он не ушел в Иран из Туркмении, его бы большевики расстреляли, и это он знал лучше, чем кто-либо.

Никаких документов, подтверждающих, что он служил абверу, итальянской, польской или советской разведке, нет. Все эти небылицы придумывают недоброжелатели. Мусульманские воинские формирования в Германии он не создавал, этим занимались другие, их имена известны. Правда, в этом их ныне никто не упрекает, да и не вспоминают особо. Но вот любители лить напраслину на Заки Валидова еще встречаются. Почему? Дело в том, что Заки Валидов благодаря своим фундаментальным книгам, исследованиям, открытиям, геополитической прозорливости продолжает оставаться в эпицентре как науки, так и политики. Одних он устраивает, других — нет. Одни пытаются изучить и понять его, другие продолжают выливать ушаты грязи, оставшейся с советских времен. Это говорит лишь о том, что Ахмет-Заки Валиди — яркая и неординарная личность, а его идеи до сих пор актуальны.

Г-та «Республика Башкортостан» 20 февраля

 

Profile

revinform

Latest Month

February 2022
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner

валиди башкирский освободительный

Ахмет-Заким Ахметшамхович Валимдов (башк. ?хм?тз?ки ?хм?тша? улы В?лидов; в эмиграции – Ахметзаким Валидим Тогамн, тур. Ahmed Zeki Velidi Togan; 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Республики Башкортостан, Россия – 26 июля 1970 года, Стамбул, Турция) – лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Ахмет-Заки Валиди родился в семье сельского муллы. Происходил из башкирского рода Суклы-Кай.

Отец – Ахметша Ахметшинович Валидов, 1857 года рождения, сельский мулла и управляющий медресе, владел арабским языком. Мать – Уммулхаят была верующим человеком, владела персидским языком. У Ахмет-Заки было три брата и две сестры. Дядя по матери – Хабибназар Саглык – ученик великого просветителя Шихабетдина Марджани и учитель юного Ахметзаки.

Ахмет-Заки Валиди сперва отучился в медресе отца, затем окончил медресе в Утяково. Наряду с башкирским, татарским, турецким и русским владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками.

В 1912-1915 преподавал в медресе «Касимия» в Казани. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912).

Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.

В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в IV Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917-1918).

В 1917 году, находясь в составе Башкирского областного бюро, образованного в Москве на Всероссийском съезде мусульман башкирской делегацией, совместно с Ш.В Манатовым явился организатором созыва I и II Всебашкирских съездов (июль – Оренбург, август – Уфа), на которых было создано Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 15 ноября 1917 года в г.В Оренбурге провозгласило образование национально-территориальной автономии Башкортостан как части федеративной России. Валидов стал автором башкирского национального флага[2].

В феврале 1918 года Валидов был арестован большевиками в Оренбурге в числе восьмерых членов Башкирского Правительства, в апреле был освобождён при атаке отрядов казаков и башкир на город.

Во главе башкирских полков присоединились к восстанию Чехословацкого корпуса. По мере ослабления влияния фракционного социалистического правительства КОМУЧа, находившегося у власти, власть в Сибири перешла к стоящему на позициях «Единой, Великой и Неделимой России» Российскому правительству А.В.В Колчака. Местный представитель Колчака – атаман оренбургского казачества А.И.В Дутов – проявил себя в глазах сторонников федерализации бывшей Российской империи как «контрреволюционер» и «монархист». Лидеры эсеров Виктор Чернов и Вадим Чайкин совместно с командующим актюбинской группой казачьих войск полковником Ф.Е.В Махиным и атаманом первого округа Оренбургского войска полковником К.Л.В Каргиным решили устранить Дутова. Валиди присоединился к этому заговору вместе с представителем Алаш Орды Мустафой Шокаем. Из-за предательства план был раскрыт. Валиди в своей книге пишет, что Дутов, получив ранение бежал на танке, однако в другом источнике пишут, что бежали сами заговорщики.

В начале 1919 года Валидов стал организатором перехода башкирских войск на сторону Советской власти, вёл переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.

С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) – председатель Башревкома.

В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских восстаний. После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.

Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг[6]. После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов в 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашёл уникальную рукопись, содержащую текст знаменитых «Записок» Ибн Фадлана.

В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.

С 1925В г. – гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею об объединении всех мусульман вокруг Турции.

В 1927 году со старым знакомым Мустафой Шокаем организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927-1931) – политический орган Национальной Защиты Туркестана.

В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».

В июне 1935 года получил приглашение на работу в Бонн в качестве преподавателя Боннского университета. Зимний семестр (1938-1939В гг.) работал в Геттингенском университете, одним из самых крупных и старейших университетов Нижней Саксонии (Германия).

1 сентября 1939 года А.В Валиди покинул Германию и возвратился в Турцию.

С 1 ноября 1939 года возобновил свою работу в Стамбульском университете

В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.

27 июня 1967 года в Манчестерском университете в Англии Заки Валиди было присвоено звание почётного доктора.

Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества Хаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.

Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.

Ахмет-Заки Валиди умер 26 июля 1970 года в Турции. Похоронен на кладбище Karacaahmet Mezarlэрэ в Стамбуле.

Общество 08:38 | 31 декабря 2020 123

Историк и журналист Ильнар Гарифуллин рассказывает о татарских корнях одного из самых обсуждаемых за последнее время героев башкирского народа, а именно Ахмет-Заки Валиди.

В интервью KazanFirst историк и журналист Ильнар Гарифуллин рассказывает об одной из самых противоречивых исторических фигур ХХ века в татаро-башкирском мире, об Ахмет-Заки Валиди. В рамках проекта «Татары мира» готовиться подробное видеоинтервью с собеседником по самым спорным страницам истории татар Башкортостана в XX веке.

– Сейчас башкирское сообщество очень активно обсуждает личность Ахмет-Заки Валиди. Его историческая фигура, его личность не объединяет башкир. Она расколола их на два лагеря. Одни обвиняют Валиди в пособничестве Гитлеру, другая часть башкирского общества считает, что Валиди должен возглавить их пантеон героев. Почему сейчас появилась такая дискуссия?

– 2020-й год – это год 130-летия Ахмет-Заки Валиди. Он на самом деле достаточно сложная политическая фигура. Причем, сложная не только в отношении к периоду Великой Отечественной войны. Но и в отношении его роли в башкирской истории, в роли истории народов Урало-Поволжья. 

– Дискуссию вокруг Ахмет-Заки Валиди нужно понимать в контексте, почему сегодня в Башкирии не отмечается его 130-летие? Это ведь круглая дата, юбилей. 

– В предыдущие годы, в постсоветский период в Башкортостане был целый культ, посвящённый Ахмет-Заки Валиди. В советское время в Башкортостане конструировался культ Салавату Юлаеву. В постсоветский период культ Юлаева был ещё сильнее развит. Вот к этому и прибавился культ Валиди: переименовывались улицы, библиотеки, в его честь создавались музеи, проводились конференции, выплачивались стипендии. 

Есть ещё другая причина, почему сегодня власти Башкортостана пытаются не замечать юбилей Валиди, кроме как вот этой неудобной истории, что сотрудничал Валиди с фашистами или нет. За последние два года дискуссии в Башкирии затрагивали вопрос основания республики, современных национальных проблем. Перед широкой публикой появился интересный документ, как Ахмет Заки Валиди оказывается в 1920 году выступал за то, чтобы территория Уфимской губернии была присоединена именно к территории Татарстана. Это документ – письмо за подписью Валиди, Абдуллы Адигамова и Абдрашита Бикбавова (последние два члены Башкирского правительства). 

– Фигура Ахмета Заки Валиди для властей из-за этого письма становится очень неудобной. 

– Потому что невозможно найти удобное объяснение его тезису, что Уфимская губерния не должна присоединяться к Башкортостану, а должна быть присоединена к Татарстану.

Сами башкирские общественники с явной обидой подмечают, что в год юбилея Валиди о нём не вспоминают официальные историки, как например Салават Хамидуллин, Марат Кульшарипов. Они ведь ещё 5-6 лет назад кричали на каждом углу какая замечательная фигура Ахмет Заки Валиди, какую большую положительную роль он сыграл в становлении Башкирской республики и башкирского народа.

По поводу связи Валиди с фашистами, нет полного и официального вердикта. В конце 2009 года нынешний премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров, а на тот период депутат Госдумы, писал обращение на имя руководства ФСБ, чтобы они дали официальный ответ, всё-таки был Валиди нацистом или нет. И вот примерно в начале 2010 года руководитель ФСБ в Башкортостане Виктор Палагин официально ответил, что конкретных и доказанных фактов сотрудничества Валиди с гитлеровцами нет.

– Есть слухи, что Ахмет-Заки Валиди по своему происхождению на самом деле не башкир, а татарин.

– В советское время постоянно Валиди подозревали, что у него татарское этническое происхождение. Сегодня тоже есть основания говорить об этом. Его родители во всех метрических документах обозначены как тептяри. А тептярами как правило в Башкирии называют выходцев из этнических татар.

Многие башкирские коммунисты называли Валиди татарином-тептярином и говорили, что башкирам нельзя верить ему.

Есть такой важный факт из биографии жизни Валиди. До революции Валиди успел пожить долгое время в Казани. Он башкирской историей вообще не интересовался. Первая его самая знаменитая книга называется «История тюрков и татар» и она написана на чистейшем татарском языке. И это даже не старотатарский язык, а обычный литературный татарский язык.

Это говорит о том, что Ахмет-Заки Валиди себя не считал представителем башкирского народа, башкирским историком не представлял. Я думаю, что он втянулся в башкирское национальное движение потому что просто так получилось, таковым получился тогдашний водоворот событий.

– Сегодня у татар Башкортостана есть ощущение, что они являются хозяевами своей республики?

– Мне слово «хозяин» не очень нравится. Потому что когда говорят «хозяин», то подразумевают, что «хозяин» может быть один. Я считаю, что татары наряду с русскими, башкирами и большинством других народов являются полноценными хозяевами республики Башкортостан.

Но если конкретно касаться татар, то по всем общепризнанным нормам татары, русские и башкиры составляют конгломерат основных этносов Башкортостана. Поэтому их национальные права должны быть в равноправном статусе и в языковом, политическом отношении. Именно эти три народа должны определять будущее Башкортостана.

Сегодня мы видим, что это не так. Татары Башкортостана отодвинуты на какой-то третий план. То есть, их просто вышибают, их не признают. Остатки татарского языка практически уничтожают, не хотят его признавать, пытаются переписать татар в башкир. Это прямое нарушение наших гражданских прав. На основании этого нельзя говорить, что Башкортостан является в этом отношении братским домом для всех, проживающих в нем народов. Да, сейчас есть необходимость возвращения татарскому языку в Башкортостане статуса государственного языка.

–>

Жизнь и труды Ахметзаки Валиди Тогана

image

Сам ученый с большой теплотой вспоминает свое детство и юность и пишет: «Я очень любил свои родные аулы Кузяново, Галиакбер, Алагуянбашы и кочевья Акбейек. Но отсталость нашей бытовой культуры заставляла смотреть на всю эту жизнь как бы свысока Лишь значительно позже я понял смысл и правоту идеализации башкирской жизненной философии русскими писателями Толстым и Аксаковым Интеллигенция этого общественного крут а посвятила меня в тюркскую, арабскую и персидскую культуры, познакомила с некоторыми великими мыслителями востока и запада, и дала мне такой нравственный идеал и политическую цель, которые поправлять и изменять впоследствии уже не было надобности».

Ахметзаки не тяготило преодоление верхом значительных расстояний ради общения с близкими и дальними родственниками, расселившимися в достаточно обширном регионе. Это шло от традиций башкир, недавних кочевников. Он каждодневно наблюдал кропотливый, непрекращающийся крестьянский труд татар и мишарей, способных обеспечивать свое существование на небольшом клочке земли. Ученый вспоминал’ «Наша простая жизнь в горях и джайляу, в особенности чарующие исторические предания, её отзвуки, все ещё животрепещущие в душе народа, сызмальства впитывались в мое детское сознание так сильно, что они впоследствии, в ходе освободительной борьбы, побуждали меня на самые крайние решительные поступки, вдохновляли составлять самые решительные планы о настоящем и будущем тюркологических и исламоведческих наук Отсюда понятно, что моя судьба должна восприниматься как продолжение и результат исторических воспоминаний, всё ещё живых в душе моего народа».

С 1908 года Заки Валидов учится в медресе Касимия в Казани, мечтает поступить в университет, начинает самостоятельно готовиться к экзаменам по гимназическому курсу. Целый ряд видных татарских ученых и писателей заметили способного и целеустремленного молодого человека, в башкирской глубинке сумевшего овладеть языками, хорошо знающего не только восточную средневековую литературу, но знакомого с трудами российских востоковедов Уже в 1909 году Валиди в том же медресе Касимия начинает преподавать историю тюркских народов и арабской литера¬туры. Многие татарские газеты и журналы публикуют его первые статьи по истории тюркских народов В начале 1912 года публикует свою первую книгу – «История тюрков и татар», которую одобрительно встретили в Средней Азии и в Турции Эта книга, написанная ученым в возрасте двадцати одного года, и по сей день не потеряла своей научной ценности. Она была переиздана в 1992 году в Казани (на татарском языке), в 1993 году в Стамбуле (на татарском языке кириллицей), в 1994 году в Уфе (на башкирском языке).

Переход целого воинского соединения в семь полков со многими отдельными вспомогательными частями, занимавших фронт в несколько сотен километров в горно-лесных и степных районах Южного Урала, с имуществом, правительственными учреждениями, редакцией и типографией в условиях зимнего бездорожья, при крайней подозрительности белого командования и недоверия красного командования, было делом сложным. Только преданность войск и народа своему молодому лидеру 3. Валидову позволила совершить столь отчаянный переход с минимальными потерями. «Политика и программа красных были хорошо известны нашему народу, к тому же мы воевали против них, поэтому убедить войска, членов правительства в одночасье перейти на сторону красных было делом нелегким, – вспоминал значительно позднее сам Валили. – Чтобы сведения о наших планах не просочились в стан врагов, мы скрыли от войска ведение переговоров с Советами. Нужно было задуманное воплощать в жизнь очень быстро, более того, в один и тот же день объявить о своем решении войску и совершить переход…

Разрозненные, плохо вооруженные басмаческие отряды не могли оказать сильного сопротивления. Валидову и многим известным предводителям и идеологам движения ничего не оставалось, как бежать в Иран.

После получения диплома 3. Валиди решил воспользоваться приглашением преподавать в Боннском университете. Здесь он читал лекции по истории Средней Азии и ислама до осени 1938 года. В этом году Министерство просвещения Германии присваивает Валиди звание почетного доктора за его педагогическую деятельность.

Между тем фашистская Германия стремительно шла к войне со всем миром. Заки Валидов решает вернуться в Турцию.

Зенита своей славы Ахметзаки Валиди Таган достиг в 1951 году, когда он руководил работой XXII Всемирного конгресса востоковедов в Стамбуле.

После конгресса Заки Валиди Таган значительную часть своего времени посвятил участию в научных конференциях во всех частях света, чтению лекций в самых известных университетах мира. 1954 год он провел в Англии, в 1957 году работал в США, в 1957 году – в Пакистане. Заки Валиди Таган общался не только с великими учеными, но и со знаменитыми политиками, например Д. Неру и Р. Пехлеви. В этот же период он вёл активную работу по переселению в Турцию разрозненных групп кочевников-казахов из Афганистана, Пакистана и Арабских стран.

Валиди был удостоен в нескольких странах Востока и Запада целым рядом почетных наград и званий. На торжественной церемонии по случаю присвоения ему звания Почетного доктора Манчестерского университета в 1957 году ученый сказал: «Я глубоко тронут той честью, которую оказывает мне Манчестерский университет, присваивая звание своего Почетного доктора. Живя на родине, на уральских горах, я даже не слышал названия вашего города. Позже я узнал, что в Манчестере ткут знаменитые английские сукна и что в его богатых библиотеках находится много восточных рукописей…»

Вскоре, однако, произошел рецидив болезни. Находившиеся в это время в Америке его дети вернулись в Турцию и были рядом. Болезнь прогрессировала, что не позволяло сделать повторную операцию. Около 6 часов утра 26 июля 1970 года Заки Валиди умер. Обязанность закончить работу над «Дастаном об Огузе» легла на Тунжера Байкара, который после смерти учителя закончил её и опубликовал дастан.

Вдова ученого Назмия-ханым рассказала следующую подробность последних недель жизни Валиди. После операции больному следовало некоторое время находиться в постели и ни в коем слу¬чае не подниматься. Но худшим наказанием для того была именно неподвижность. Несмотря на настойчивые возражения супруги, больной встал и сам пошел в туалет. Это, по мнению Назмии-ханым, сыграло роковую роль. Она говорила: «Позже нашлись люди, которые упрекали меня в этом, что я позволила ему подняться. На что я отвечала: «Он никогда никого не слушался. Сталина не слушался, Ататюрка не слушался, с какой стати меня будет слушаться?»

По А. Юлдашбаеву

Полезное: Загадочное слово «батик» – что это? Под термином индонезийского происхождения скрывается название прекраснейшего вида искусства – ручной росписи на тканевой основе. Батик – буквально переводится как «капля на ткани» – зародился на острове Ява, где и в наше время процветает, почти в первобытных формах.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий