Современник Пушкина философ Веневитинов: Короткая жизнь, роковая смерть и 100 лет в могиле с перстнем любимой женщины

Судьба поэта и философа Дмитрия Веневитинова поражает воображение даже в век пресыщенности читателя разными мистическими историями. Исключительно короткая, не слишком богатая на события, но вместе с тем яркая и неординарная жизнь этого современника Пушкина сама по себе привлекает интерес к его личности, что уж говорить об истории смерти поэта, в которой задействованы сразу и любовь, и страдание, и даже катастрофа, поразившая две тысячи лет назад античный город.

Мальчик из дворянской семьи

Дмитрий Веневитинов прожил на свете всего двадцать один год, и вся его жизнь стала одним большим началом – того, чему так и не суждено было продолжиться. Дмитрий родился 14 сентября 1805 года в семье прапорщика Семеновского полка в отставке. В родовом имении Веневитиновых, под Воронежем, в селе Староживотинное семья проводила лето (сейчас в здании особняка находится музей поэта). Музей-усадьба ВеневитиноваМать Веневитинова, в девичестве Оболенская, состояла в дальнем родстве с Александром Сергеевичем Пушкиным. Дмитрий воспитывался по классической дворянской схеме – даже в гувернерах у него состоял француз по имени Дорер. Под руководством матери мальчик изучал греческий, латынь, немецкий язык, осваивал живопись и уроки словесности, а в 1823 году сдал экзамены по курсу Московского университета, проучившись в нем всего год. П.Ф. Соколов. Портрет Веневитинова Д.В.Дмитрия описывали как тихого, задумчивого и изящного молодого человека, с естественной, как будто врожденной учтивостью. Он с ранних лет испытывал тягу к литературе и к немецкой философии, и это вдохновило Веневитинова на создание вместе с группой единомышленников «Общества любомудрия».

Любомудр Веневитинов

«Любомудрие» – калька с греческого «философия» – объединило вокруг себя поклонников трудов немецких философов-идеалистов: князя В. Одоевского, славянофила И. Киреевского, писателя Н. Рожалина, дипломата В. Титова, критика С. Шевырева. В.Ф. ОдоевскийВ те времена, когда образ философа ассоциировался прежде всего с выступлениями «французского говоруна XVIII века», члены кружка Веневитинова проводили время в чтении немецких философов, обсуждении идей Спинозы и возможности создания русской философии. «Любомудры», и в их числе Веневитинов, считали необходимым выражать и распространять свои философские принципы через литературу – стихи и прозу, в которых они видели большой просветительский потенциал. С декабрьским восстанием 1825 года собираться вместе стало опасно, и Общество самораспустилось, прекратив регулярные встречи в доме Одоевского и уничтожив все протоколы и уставы. В 1862 году было издано Полное собрание сочинений Д.В. ВеневитиноваСтихи Веневитинова, которых он оставил около пятидесяти, по безупречности формы, по эмоциональному наполнению сравнивали с пушкинскими. Возможно, именно этой стезе посвятил бы поэт силы, проживи он на несколько десятков лет больше. Помимо собственных сочинений, Веневитинов написал критическую статью к первой главе «Евгения Онегина», занимался переводами произведений Гофмана и Гете. В его доме в Кривоколенном переулке Пушкин читал поэму «Борис Годунов», и память об этом событии, видимо, позволила уберечь от сноса особняк Веневитиновых в Москве. Памятная табличка на доме Д. Веневитинова в Кривоколенном переулкеДмитрий Веневитинов, несмотря на молодой возраст, был весьма значимой фигурой в культурной жизни Москвы, и можно было уже смело предсказывать его блестящую литературную карьеру, но в судьбе поэта и философа появилась Зинаида Волконская.

Под венец или в могилу

«Царица муз и красоты», блестящая хозяйка салона, была дочерью А. Белосельского-Белозерского, мецената, и сама живо интересовалась всеми жанрами искусства, в том числе выступая на европейских театральных подмостках, а также науками – историей, археологией, этнографией России. Эта женщина и стала роковой любовью Дмитрия Веневитинова. О.А. Кипренский. Портрет княгини З.А. ВолконскойОсобняк Волконской на Тверской (позже в этом здании разместился магазин «Елисеевский») был средоточием культурной жизни Москвы, в нем бывали и Пушкин, и Вяземский, и Мицкевич, и Баратынский – был в числе завсегдатаев салона и Дмитрий Веневитинов. Бывший особняк З. Волконской на ТверскойГоворили, что сама княгиня, в стремлении освободить Веневитинова от навязчивой страсти, убедила его ехать в Петербург. Там, в ноябре 1826 года, он был арестован и несколько дней провел в заключении – после восстания декабристов подозреваемыми были все. Перед отъездом из Москвы Волконская подарила Дмитрию перстень – на память о себе. Биографы поэта и сейчас видят в этом поступке коварное намерение женщины крепче привязать к себе молодого поэта. Перстень, подаренный Зинаидой Волконской Дмитрию ВеневитиновуПерстень был найден на развалинах древнеримского города Геркуланума, который погиб при извержении вулкана Везувий в 79 году. Веневитинов носил этот романтичный подарок на брелке часов, заявляя, что наденет кольцо на палец только в одном из двух случаев: на смертном одре или во время венчания со своей любимой княгиней. Украшения, найденные при раскопках Геркуланума, были модными и ценными сувенирамиВ стихотворении под странным для двадцатилетнего юноши названием «Завещание», он пишет: Страшное пророчество сбылось – в марте 1827 года Веневитинов простудился – возвращаясь с бала Ланских, одетый слишком легко. Через две недели он скончался от пневмонии. Незадолго до смерти его друг А. Хомяков надел поэту кольцо на палец, и спустя несколько часов Веневитинов умер. Похоронили поэта – с перстнем на пальце – на территории Симонова монастыря, а спустя сто лет в связи со сносом здания тело поэта было эксгумировано, и перстень сняли с пальца. В настоящее время он экспонируется в Литературном музее в Москве. Зинаида Волконская уехала из России через два года, жила в Италии, и к концу жизни стала тратить все силы и средства на благотворительность. По странному совпадению, причиной ее смерти называли простуду, которую она подхватила, сняв с себя и отдав нуждающемуся свою верхнюю одежду.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Роль и место в литературе

Короткий жизненный путь Дмитрия Владимировича Веневитинова яркой вспышкой осветил русскую культуру первых десятилетий 19 века. Современники вспоминали о нем как о высокообразованном и разносторонне одаренном молодом человеке.

Он писал маслом живописные полотна, пел, играл на инструментах и сам сочинял музыку, прекрасно владел языками, разбирался в философии и истории изящной словесности. Явился автором многочисленных стихотворений, переводил Вергилия и Гете. В качестве критика стал автором статьи на первую главу пушкинского «Евгения Онегина».

Происхождение и ранние годы

Дом, в котором родился Веневитинов

Родился Дмитрий Веневитинов 14 сентября 1805 г. в Москве, в очень обеспеченной и старинной семье дворян. Отец будущего поэта, Владимир Петрович, был прапорщиком лейб-гвардии Семеновского полка, а мать – Анна Николаевна Оболенская приходилась родственницей А.С. Пушкину.

Отец Дмитрия рано ушел из жизни. Мать, будучи образованной, умной женщиной, постаралась дать сыну превосходное домашнее образование. Француз-гувернер Дорер обучил мальчика французскому и латинскому языкам, и познакомил его с классической литературой. Уроки греческого языка Дмитрий получал от грека Байло. Помимо этого юноша прекрасно владел английским, немецким и итальянским языками. Занятия живописью и музыкой проводили мастера своего дела – художник Лаперш и талантливый композитор Геништа.

Образование

В 1822 г. Дмитрий стал вольнослушателем Московского университета. Среди основных его интересов были немецкая философия и поэзия романтизма. В 1823 г. он блестяще сдал экзамены, и через год стал служащим Московского архива министерства иностранных дел.

Творчество

Первые пробы пера относятся к 1821 году. В начале творчества поэта видно разнообразие жанров – это дружеские послания, сонеты, элегии. Он восхищен и героизмом Байрона, и романтизмом Пушкина, и лирической грустью Жуковского.

Дмитрий Веневитинов

Зинаида Волконская. Неразделенная любовь поэта

Даже в самых первых стихотворениях можно увидеть простоту изложения, ясность мысли и искренность. Они отличаются не мечтательным идеализмом, а идеальным реализмом. В них чувствуется работа поэта над поиском новых поэтических идей и своего собственного творческого пути.

В 1824 г. Веневитинов и князь Одоевский стали организаторами тайного «Общества любомудрия». Это был своеобразный философский кружок, члены которого изучали труды И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и других, известных в то время философов. Также Дмитрий Владимирович активно участвовал в издании «Московского вестника».

Всего Веневитинов написал порядка пятидесяти произведений. Большинство из них философского направления. Соединение лирики и философии было отличительной чертой творчества Дмитрия Веневитинова. Главной темой стихотворений последних лет была судьба поэта.

Содержание стихов, сочиненных в 1826-1827 годах «Поэт и друг» и «Завещание», можно считать пророчеством. Они словно предопределяют скорую кончину автора.

Фрагмент стихотворения

Сонет Д. Веневитинов

Спокойно дни мои цвели в долине жизни,

Меня лелеяли веселие с мечтой.

Мне мир фантазии был ясный край отчизны,

Он привлекал меня знакомой красотой.

Но рано пламень чувств, душевные порывы

Волшебной силою разрушили меня:

Я жизни сладостной теряю луч счастливый,

Лишь вспоминание от прежнего храня.

Главные произведения

Усадьба Веневитиновых в Новоживотинном. Сейчас музей.

Стихотворение «Утешение» было написано в 1826 г. В нем рассматривается предназначение поэта,

Памятник Веневитинову

которого Веневитинов сравнивает с Прометеем, дарящим огонь, и с Пигмалионом, оживившем безжизненный камень. По сути трагическое стихотворение раскрывает тему бессмертия.

В том же 1826 г. Веневитинов пишет стихотворение «Завещание». Пророчество раннего ухода, одиночество, отсутствие взаимности в любви – все это звучит в стихотворении. Тема любви имеет драматический оттенок, отношениям с любимой женщиной препятствуют роковые обстоятельства. Любимую поэт сравнивает с мечтой и идеалом.

Последние годы

В 1826 г. Веневитинов приехал в Петербург, и приступил к службе в Азиатском департаменте иностранных дел. Проживал он в доме Ланских. Ранней весной 1827 года, после бала Дмитрий вышел на улицу легко одетым. В результате у него развилась тяжелая пневмония, ставшая причиной смерти 15 марта 1827 года.

Похоронили поэта в Симоновском монастыре г. Москвы. Через 100 лет прах его был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1805 Год рождения Дмитрия Веневитинова
1821 Первые поэтические пробы
1822 Поступление в университет
1823 Создание «Общества любомудров»
1824 Окончание университета. Служба в архиве МИДа
1825 Выход статей на главы «Евгения Онегина»
1826 Поступление на службу в Азиатский департамент
1827 Не стало Д.В. Веневитинова

Интересные факты

  • Д.В. Веневитинов обладал даром пророчества, что выразилось в предсказании своей скорой кончины;
  • владел как древними, так и современными иностранными языками;
  • эпитафия на его памятнике «Как знал он жизнь! Как мало жил!» взята из его стихотворения;
  • кольцо, подаренное З. Волконской поэту, и надетое на его палец в момент смерти, было снято через сто лет во время перезахоронения, и передано в музей;

Память о поэте

Усадьба, которой владели Веневитиновы в с. Новоживотинное, в наше время представляет собой музей.

В г. Воронеж существует улица Веневитинова.

В центре музея-усадьбы открыт памятник графу Дмитрию Веневитинову

Ссылки

Музей-усадьба Д. Веневитинова в селе Новоживотинное Воронежской области

07.09.2020

Эти стихи русский поэт Дмитрий Веневитинов (1805-1827) написал в далеком 1827-м году. Прошло почти два столетия, а строчки живы до сих пор. Короткие, легко запоминающиеся стихи Веневитинова детишки учат в школе, начиная с 3-го класса.

Дмитрий Веневитинов был широко образован, знал четыре языка: немецкий, латинский, греческий и французский. Немецкая философия и романтическая поэзия были одними из его самых серьёзных увлечений. Не только поэт, но и прозаик, он писал литературно-программные и критические статьи.

Современники знали Веневитинова как одарённого художника, музыканта и музыкального критика, а также как человека обладающего большой притягательной силой. Эта сила пробуждала в людях сильные ответные чувства. На похоронах они говорили о нем так: «Счастлив, кто прожил, как он».

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» в преддверии 215- летия со дня рождения поэта чуть ближе прикоснемся к его биографии, заочно побываем в его родовом гнезде Веневитиновых, что находится в селе Новоживотинное Воронежской области. Погрузимся в мир единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбы ХVIII века, сохранившейся в таком виде.

Послушаем стихи Дмитрия Веневитинова, поговорим о его творчестве и, быть может, тогда воскликнем, вслед за ним: «Прекрасному пределов нет!..».

Дворянское происхождение

Дмитрий Веневитинов родился 26 сентября 1805 года в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка.

Его отец, Владимир Петрович Веневитинов, отставной прапорщик Семёновского полка, происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, принадлежала к княжескому рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов состоял в дальнем родстве с Александром Пушкиным — тот приходился ему четвероюродным братом.

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке. Он получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе мальчика учил его гувернёр д’Оррер — отставной французский офицер, греческому — грек Бейля (Байло), живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа.

Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке — гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил слушателем в Московский университет. Именно там он увлёкся немецкой философией и романтической поэзией. В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. «Архивные конюшни» — так иронически назвал служащих этого архива Александр Пушкин в своём романе «Евгений Онегин».

Вместе с князем В. Ф. Одоевским Веневитинов организовал тайное философское общество — «Общество любомудрия». Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Фридриха Шеллинга, Иммануила Канта, Фридриха Шлегеля и других. Также Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 года молодой поэт, по протекции княгини Зинаиды Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург он, вместе с Ф. С. Хомяковым и библиотекарем графа Лаваля О. Воше, провожавшим в Сибирь жену декабриста князя С. П. Трубецкого, Екатерину Ивановну (урождённую Лаваль), был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Три дня Дмитрий провел под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Допрашивал его дежурный генерал Главного штаба А. Н. Потапов. По словам биографов, арест и допрос сильно подействовали на Веневитинова.

В Петербурге Веневитинов и Хомяков поселились в доме Ланских. Пребывание вдали от родных и друзей, вдали от родной Москвы угнетало поэта, хотя круг общения в Петербурге был довольно широк. Частым гостем Веневитинова стал Антон Дельвиг.

2 марта 1827 года поэт легко одетым перебегал с бала в доме Ланских в свой флигель и сильно простудился. Началась тяжелая пневмония.

В час кончины Веневитинов завещал надеть ему на палец перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. Это произошло 27 марта 1827 года, в Петербурге, в окружении друзей.

Отпевали Веневитинова в церкви Николы Морского. Потом тело отправили в Москву. Похоронили поэта в Москве, 2 апреля 1827 года, на кладбище Симонова монастыря.

Главная достопримечательность села новоживотинное

Усадьба Веневитиновых во все времена была главной достопримечательностью села Новоживотинное. Специалисты считают, что наиболее вероятная дата строительства дома — 1760-1770 годы, когда хозяином имения был дед поэта Петр Веневитинов. Выйдя в отставку, он с 1768 года постоянно жил в Новоживотинном.

В начале XIX века хозяином усадьбы стал Владимир Петрович, отец поэта. Он то и осуществил перестройку дома. А еще привил сыну любовь к родовому гнезду.

«…Скажу вам откровенно, — писал Дмитрий Веневитинов, — я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье».

В ХХ веке здание претерпело немало изменений. В 1930-м году, например, дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 году здесь размещалась музыкальная школа. В 1939-ом сюда подселили детский дом. Дружной семьёй жили в нём дети Испании и русские ребята-сироты. В начале войны детей вывезли из села.

В первые месяцы Великой Отечественной в здании расположилась воинская часть.

С начала войны и вплоть до 1986 года веневитиновский дом постепенно разрушался. Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 году. Автором проекта реставрации является архитектор Т.Н. Синегуб.

В 1994 году после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал Воронежского областного литературного музея — Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. В его экспозиции — убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.

В 2005 году на территории усадьбы был открыт памятник поэту Дмитрию Веневитинову, самому известному представителю рода Веневитиновых. Автором монумента стал скульптор Максим Дикунов, один из представителей известного семейства мастеров монументального искусства.

В 2010-2013 годах в усадьбе была проведена новая масштабная реконструкция. Автором художественной концепции реконструкции является московский художник Николай Симонов.

Кроме Дмитрия Веневитинова, с усадьбой связано имя его племянника – Михаила Веневитинова, археолога и историка, а также английской писательницы Этель Лилиан Войнич, автора знаменитого романа «Овод», которая в 1887 году обучала дворянских детей английскому языку и музыке.

Выше Пушкина?

Веневитинову предрекали славу выше славы самого Пушкина. Говорят, проживи он ещё хотя бы лет десять, русская литература была бы совсем иной. Но он ушёл, не дожив до 22 лет.

Последние из стихотворений Веневитинова — пророческие. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

Так и получилось.

На память потомкам остались его светлые стихи и родовое гнездо, семейная дворянская усадьба Веневитиновых, ставшая музеем. Сегодня, помимо постоянно действующих экспозиций, в музее регулярно проводятся выставки, посвященные юбилеям писателей, литературные вечера, концерты классической музыки, презентации книг, конференции, чтения, круглые столы и другие мероприятия.

В тридцатые годы двадцатого века, при сносе Симонова монастыря, прах Дмитрия Веневитинова был эксгумирован и перезахоронен на Новодевичьем кладбище. (Прах матери и брата поэта, Алексея Веневитинова, перезахоронен не был. Их могилы уничтожены).

При эксгумации тела Веневитинова Марией Юрьевной, супругой архитектора Петра Барановского, знаменитый перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в богатой дворянской семье. Родители его были просвещенными, хлебосольными людьми, жили широко. В их гостеприимном доме принимали известных писателей, поэтов, музыкантов. Воспитанием и образованием детей занималась мать (отец рано умер). Она сумела найти знающих гувернеров для сына – француз Дорер и грек Байло сумели внушить своему питомцу любовь и интерес к латыни и греческому. Веневитинов рано полюбил античную литературу и произведения Гомера и Софокла, Вергилия и Горация мог читать в подлиннике. Он великолепно владел французским и немецким (переводил Гете и Гофмана), проявлял необыкновенные способности к живописи, был отличным музыкантом.

С 1822 по 1824 гг. Веневитинов был вольнослушателем Московского университета, посещал лекции А.Ф. Мерзлякова, занимавшего в то время кафедру российского красноречия, стихотворства и языка. Не без влияния лекций М.Г. Павлова и И.И. Давыдова – профессоров-шеллингианцев – у Веневитинова и его товарищей по университету (С.П. Шевырева, братьев Хомяковых, Вл.Ф. Одоевского, братьев Киреевских) пробудился интерес к немецкой идеалистической философии. В 1822 г. в Москве возникает кружок во главе с известным литератором С.Е. Раичем, будущим издателем журнала В«Новые аонидыВ» (1823). Об участии Веневитинова в кружке Раича достоверных данных нет, хотя участниками этого литературного кружка были его близкие друзья – С. Шевырев и Вл. Одоевский. Но Веневитинов становится активным участником другого родственного кружка – близкого по направлению – общества любомудров (1823), куда вошли Одоевский, Кошелев, Ив. Киреевский. Господствовала тут немецкая философия, читали, переводили и обсуждали Канта, Фихте, Шеллинга. Но в оппозиционности любомудров не было ничего общего с революционностью декабристов.

Природа щедро одарила Веневитинова – знатное происхождение, красота, богатство, блестящие способности – все, казалось бы, предрекало счастливую судьбу и успешную карьеру.

В 1824 г., окончив университет и сдав экзамены, Веневитинов поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Его сотоварищами по службе стали И. Киреевский, Ст. Шевырев, С. Соболевский. Работа их не особенно утруждала (являлись на службу два раза в неделю – в понедельник и четверг), все свое время посвящали философии и литературным беседам. Архив стал их своеобразным клубом, а они, сотрудники архива, с легкой руки С. Соболевского получили прозвище В«архивны юношиВ», и под этим именем были увековечены в VII главе В«Евгения ОнегинаВ». После разгрома восстания 14 декабря 1825 г. председатель общества любомудров кн. В. Одоевский торжественно сжег устав и протоколы общества. В том же 1825 г. Веневитинов пишет две статьи по поводу I главы В«Евгения ОнегинаВ» – это его первое выступление в печати. Без сомнения, эти статьи и послужили поводом для знакомства Пушкина и Веневитинова. Осенью 1826 г. в доме Веневитиновых Пушкин читает В«Бориса ГодуноваВ». Он высоко оценивал филологические способности Веневитинова и, по словам современников, так отозвался о критическом разборе Веневитиновым первой главы своего В«романа в стихахВ»: В«Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное или брань, или переслащенная дичьВ».

В октябре 1826 г. Веневитинов выезжает в Петербург, где собирается служить в азиатском департаменте коллегии иностранных дел. Но при въезде в город он был арестован, т.к. вместе с ним ехал француз Воше, только что вернувшийся из Сибири (куда он сопровождал кн. Е.И. Трубецкую, последовавшую в ссылку за своим мужем-декабристом). Веневитинов провел под арестом три дня, был допрошен, но за отсутствием доказательств отпущен. Эти 5 месяцев, что он провел в северной столице, особый период в его творческой биографии. Он много и плодотворно писал, задумал большой роман, мечтал о поездке в Персию (о поездке на восток мечтал и декабрист А. Одоевский!) на дипломатическую службу, но скоропостижная смерть оборвала все надежды – 15 марта 1827 г. Веневитинов скончался от последствий болезни легких.

На долгие годы в памяти потомков Веневитинов остался героем некой романтической легенды – редкий красавец, талантливый поэт-романтик с восторженной, но не разделенной любовью к кн. З.А. Волконской. И этот романтический ореол заслонил другого Веневитинова  – глубокого мыслителя, талантливого критика, способного действовать В«по-суворовскиВ» в сфере изящной словесности.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

При жизни поэта было издано 9 его стихотворений, 3 критические статьи. Первое собрание сочинений вышло в 1829 г. (I том – стихотворения), второе полное собрание в 1862 г. Веневитинову удивительно повезло – он единственный из всех поэтов, кто был по-настоящему понят и оценен даже современниками по достоинству. В«Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный деньВ», – писал В.Г. Белинский в В«Литературных мечтанияхВ».

Первые поэтические опыты Веневитинова относятся к 1821 г. Его привлекали разные жанровые формы – элегия, сонет, дружеское послание. Его восхищает Байрон с его поэтизацией героической личности (В«смелый ученик БайронаВ» – так назовет он себя), Оссиан, романтические поэмы Пушкина, тихая светлая грусть лирики Жуковского.

Как любой начинающий поэт, он испытывает воздействие корифеев отечественной поэзии, но подходит к их творчеству критически, учится на примерах прошлого и на собственных поэтических опытах, что-то принимает, но переосмысливает, разрабатывает новые поэтические идеи, ищет собственный путь. Можно говорить о зависимости, но о простом эпигонстве и речи нет даже в поэзии раннего Веневитинова. Уже первые его стихи поражают простотой выражения, смысловой ясностью, искренностью лирического переживания и стройностью композиции. Даже в его ранних стихах проскальзывают реалистические тенденции, в его стихах просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно-идеальное направление, В«в них видно содержание, которое заключало в себе самодеятельную силу развития…В»

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Д.В. Веневитинова:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

imageДмитрий Владимирович Веневитинов, потомок древнего дворянского рода, родился 14 сентября 1805 года в Москве. Потеряв отца еще во время своего младенчества, он остался на руках матери, благодаря заботливости которой получил очень хорошее домашнее воспитание под надзором умного и образованного наставника, пленного капитана французской службы Дорера.

Из юношеских стихотворений Веневитинова сохранилось всего два: первое, перевод из Вергилиевых «Георгик», написанное на четырнадцатом году, а второе, послание «К друзьям», написанное на шестнадцатом. Обе пьесы отличаются замечательной правильностью и звучностью стиха, какой в то время не могли похвастаться и записные поэты.

Семнадцати лет Веневитинов записался в число вольнослушателей Московского университета и стал ревностно посещать лекции профессоров М.Г.Попова и А.Ф.Мерзлякова, особенно последнего, педагогические беседы которого были открыты для всех желающих. Влияние лекций Мерзлякова на восприимчивый ум молодого поэта выразилось, между прочим, и в самом направлении поэтических его произведений, относящихся к этому времени. Университетские занятия Веневитинова продолжались два года, и шли так успешно, что по истечении этого времени он без труда выдержал выпускной экзамен.

Теперь надо было поступать на службу — и Веневитинов, из всех карьер избрал самую скромную, определившись в Архив Коллегии Иностранных Дел. Затем он сблизился с Киреевским, Кошелёвым, князем Одоевским, Титовым, Шевырёвым, Погодиным и некоторыми другими, и вскоре сделался центром этого замечательного литературного кружка, в котором преобладающим элементом была философия Шелинга, только начинавшая проникать в кружки образованных москвичей.

Впрочем, Веневитинов, сделавшийся вскоре одним из самых видных деятелей своего философского кружка, да и остальные его члены посвящали свое время не исключительно одной философии Шелинга, а находили время и для беседы с музами. Так, например, здесь были прочтены написанные Веневитиновым, под влиянием мнений кружка, прозаические статьи: «Несколько мыслей в плане журнала», «Беседы Платона с Анаксагором», «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», и другие.

В 1826 году Веневитинов познакомился с Пушкиным — и вскоре горячая дружба связала обоих поэтов. Поводом к этой дружбе послужила статья Веневитинова, написанная им в протест против критической статьи Полевого в «Телеграфе», направленной против первой песни «Евгения Онегина» Пушкина. Приехав в Москву и остановившись у Соболевского, Пушкин объявил тому свое непременное желание познакомиться с автором статьи.

Встреча была устроена на квартире Соболевского под предлогом литературного вечера, на котором Пушкин прочитал несколько сцен из «Бориса Годунова», которые произвели сильное впечатление на Веневитинова. Ближайшим последствием этой встречи было сотрудничество Пушкина в «Московском Вестнике», одним из издателей и деятельнейшим вкладчиком которого был Веневитинов.

В конце октября 1826 года обстоятельства заставили Веневитинова проститься с милой Москвой и еще того более с милой его сердцу особой, проживавшей там, но любовь к которой не могла увенчаться взаимностью, так как она было гораздо старше его и притом была замужем.

В канцелярии Коллегии Иностранных Дел открылась для него вакансия — и поэт волей-неволей отправился в Петербург, с затаенной страстью в сердце и начатым романом в портфеле, от которого сохранилось только несколько отрывков и план, изложенный в предисловии первого издания «Сочинений Веневитинова».

В Петербурге он сошелся с Дельвигом и Козловым, с которыми и проводил все чаще свободное от службы и литературных занятий время. К этому времени относится большая и лучшая часть его поэтических произведений, именно: «Поэт» и все стихотворения, следующие в старом издании непосредственно после него.

Между тем, с наступлением 1827 года, здоровье Веневитинова, уже давно надломленное постоянной внутренней работой и усиленными умственными занятиями стало расстраиваться, и во второй половине февраля того же года было в таком дурном состоянии, что Стурдза, видевший его в это время, говорил знакомым о признаках близкой смерти на лице Веневитинова.

А бедный поэт, нисколько не подозревая опасного своего положения, мечтал в это время о поездке в мае месяце в Ревель и в Финляндию. В начале марта, к болезни, уже гнездившейся в нем, присоединилась новая — простуда, схваченная им при разъезде после бала, которая быстро перешла в нервную горячку, а через неделю, 15 марта 1827 года — поэта не стало. Он умер на 22-м году жизни.

Весть о смерти Веневитинова поразила, как громом, всех его родных и знакомых. Маститый поэт Дмитриев почтил его память эпитафией. Тело Веневитинова было перевезено в Москву и погребено в Симоновом монастыре. После смерти поэта его сочинения были собраны друзьями и изданы в двух частях, из которых первая, включавшая стихотворения, была отпечатана в Москве, в 1829 году, а вторая (проза) — в Петербурге, в 1831 году.

Второе издание сочинений Веневитинова было сделано Смирдиным в 1857 году, включившим его в «Полное Собрание Сочинений Русских Авторов», где оно соединено в одном томе с собранием сочинений В.Л.Пушкина.

Третье издание вышло в 1862 году, под редакцией А.П.Пятковского, в Петербурге, под заглавием: «Полное собрание сочинений Д.В.Веневитинова», с приложением портрета автора, факсимиле и статьи издателя о его жизни и сочинениях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий