Сергей Проханов биография, фото, личная жизнь, его семья, жена и дети 2021

Биография

Сергей Проханов мог бы пополнить ряды актеров одной роли, но не захотел такой творческой судьбы и рискнул ее изменить. Театр Луны, созданный артистом, сейчас входит в число самых известных столичных театральных центров. Публика ценит детище мастера за оригинальность постановок и неповторимый, хорошо узнаваемый стиль.

Детство и юность

Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года в Москве, как сам говорит, в пролетарской семье, не обделенной талантами. Дед прекрасно пел и передал внуку красивый голос, отец в любой компании был заводилой, мама и ее родственники хорошо рисовали.

В детстве парню пророчили музыкальную карьеру, но первый конкурс стал серьезным разочарованием: Проханов его проиграл. Для психики подростка это стало серьезной травмой, к тому же в этот период у мальчика начал ломаться голос.

Сергей переключился на точные науки — он учился в школе с физико-математическим уклоном. Параллельно с учебой ходил в театральную студию. На сцене он чувствовал себя свободным от условностей и решил, что будет поступать в театральное.

Проханов подал документы в Щукинское училище, после успешной сдачи экзаменов и творческого конкурса стал студентом. Артист вспоминает годы учебы в «Щуке» как самые замечательные, ведь он вместе с сокурсниками часто бывал на телевидении, вел развлекательные программы, снимался в кино.

Фильмы

Сергей начал сниматься в кино еще в студенчестве. Тот период был самым активным в его телевизионной биографии. Дебютировал он с маленькой роли в картине «Семья как семья». Момент славы настал в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «Усатый нянь», в котором Проханов сыграл главную роль. Советские зрители полюбили веселого и активного героя — воспитателя детского сада, а режиссеры начали приглашать актера на похожие роли. Он сыграл пионервожатого в картине «Завтрак на траве».

image
Сергей Проханов в молодости / «ВКонтакте»

С 1981 года популярность Сергея Борисовича начала угасать, ему предлагали сниматься в эпизодах или в ролях второго плана. Так продолжалось 10 лет, до выхода на экраны картины «Гений», в которой он воплотил на экране спекулянта Костика. Его партнером по съемочной площадке был Александр Абдулов.

Затем в фильмографии артиста появилась небольшая роль в детективе «Привал странников». Тогда, как признается артист, он понял, что кино умерло, оно уже не такое, как раньше. Актер решил окончательно расстаться с кинематографом и сосредоточиться на театре.

Актер театра

В 1974 году Сергей окончил театральное училище и начал работать в Театре им. Моссовета, где играл на одной сцене с мэтрами. Центральных персонажей в первые несколько лет начинающему актеру не предлагали. Ситуация кардинально изменилась после спектакля «Саша», в котором Проханову досталась главную роль. Режиссеры и коллеги увидели в нем серьезного исполнителя. Карьера пошла вверх, но из Театра Моссовета ушли Роман Виктюк и другие талантливые режиссеры. С их уходом в театральной карьере молодого человека начался застой.

В 1990 году артист организовал кооператив «Маскарад». Когда в Театре Моссовета решили ставить мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», кооператив Проханова финансировал кордебалет, а сам он выступил сорежиссером постановки. В 1992 году состоялась премьера мюзикла, прошла она с большим успехом.

Художественный руководитель

Вдохновленный успехом Сергей Борисович начал работать над спектаклем «Византия», надеясь, что зрители родного театра вскоре увидят его новую режиссерскую работу. Но пробиться оказалось сложно — администрация театра без обиняков объяснила Проханову, что постановка попадет в репертуар нескоро. Тогда он решил создать собственный храм Мельпомены и Талии, благо деньги для этого заработал в кооперативе. Театр Луны находился в подвальном помещении на Патриарших прудах, а потом перебрался в Замоскворечье, на Малую Ордынку.

С момента открытия труппа под руководством Проханова готовила каждый год новый спектакль, наращивая репертуар. В 1994 году появились «Мечты маленького Робинзона» по пьесе О. Михайловой, а через год вышел проект, намекающий на продолжение сюжета, — «Сны взрослого Робинзона». В 1996 году в Театре Луны состоялась премьера «Фанты-инфанты». Позднее публика увидела постановки «Ночь нежна», «Фауст», «Таис сияющая».

image
Сергей Проханов на спектакле в «Театре Луны» / @rejina_bob

Новое тысячелетие театр порадовал гостей яркими премьерами: «Чарли Ча…» и «Старый новый Фауст» и другими. За 20 лет существования в спектаклях Театра Луны успело сыграть много знаменитых актеров. Постановки режиссера Проханова отличались мечтательностью, чувственностью, режиссер стремился показать зрителю другой мир, в котором нет места обывательскому взгляду на жизнь. Особенность творческого подхода Сергея Борисовича к спектаклям — это романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны.

Проекты, поставленные режиссером, становятся неким космическим мироощущением, где персонажи существуют между небом и землей. Такая стилистика спектаклей, лиричное музыкальное оформление создают притягательную атмосферу, ставшую фирменным знаком Театра Луны.

Также с 1999 года Проханов руководит курсом в РАТИ. Кроме того, при его театре функционирует детский театральный центр под названием «Маленькая Луна». Учащиеся центра под руководством педагогов постигают азы актерского мастерства и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.

Личная жизнь

С супругой Татьяной режиссер прожил четверть века. Они познакомились в юном возрасте на даче у друзей (ему тогда было 20 лет, ей — 16). Татьяна была внучкой маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского, поэтому актер опасался, что семья возлюбленной его не примет. Действительно, родители Татьяны отнеслись к парню с опаской, им хотелось, чтобы дочь вышла замуж за человека, который сможет обеспечивать супругу и детей. Постепенно отношение будущих тещи и тестя к Проханову изменилось, они приняли его как родного. Через два года после знакомства Татьяна и Сергей поженились.

Сергей Проханов с женой / кадр из передачи «Судьба человека»

Молодая супруга училась в университете на юриста-международника. Но учеба не мешала ей быть хорошей хозяйкой и заботливой женой. В этом браке родились двое детей — дочь Анастасия и сын Антон. История сохранила много ценных семейных фото. Позднее Настя продолжила творческую династию, став художником-модельером и руководителем «Мастерскими Луны» по изготовлению сценических костюмов. А Антон переехал на Филиппины, где организовал дайвинг-центр, а затем отправился с семьей жить в Испанию, где выучился на второго пилота гражданской авиации.

В 2018-м Сергей Борисович с гордостью рассказал в интервью, что его старший внук Степан поступил в Первый кадетский корпус им. маршала Жукова, собственного прадеда. Проханов отметил, что мальчик стал продолжателем династии двух маршалов и выразил надежду, что в будущем Степа станет министром обороны, как и знаменитые прапрадеды. Кроме того, юный кадет успел попробовать себя и на театральном поприще — сыграл в спектакле «Оскар и Розовая дама» яркого персонажа Копченого.

Татьяне потребовалась женская мудрость и запас терпения, чтобы провожать супруга на гастроли и ждать его возвращения, не реагировать на молодых поклонниц. Немало публиковалось и слухов о романах актера с различными женщинами. Проханова со временем стала смотреть на его многочисленные увлечения сквозь пальцы.

Сергей Проханов с детьми / «ВКонтакте»

Но все же в личной жизни знаменитости наступил кризис — брак Татьяны и Сергея дал трещину. Артист с головой ушел в работу, не замечая никого вокруг. Однажды жена актера поехала в гости к подруге и осталась у нее ночевать. Проханов решил, что та изменила ему, собрался и ушел из дома. Вскоре супруги официально оформили развод. Актер до сих пор считает развод ошибкой, говорит, хватило бы терпения и выдержки, семья сохранилась бы.

Сергей Проханов сейчас

В 2022-м Сергей Борисович продолжил творческую деятельность. В феврале на «лунной» сцене представили новый спектакль «Шпионка Сталина и Гитлера», посвященный актрисе Ольге Чеховой. А в июле стало известно, что Проханова уволили с поста художественного руководителя театра. Ранее посты покинули худруки «Гоголь-центра», «Школы современной пьесы» и «Современника».

На место Сергея Борисовича по его собственной просьбе пришел актер и депутат Московской городской думы Евгений Герасимов. В интервью последний сообщил, что будет стремиться сделать Театр Луны более популярным в столице. Сам Проханов при этом не покинул собственное детище, став его президентом.

В конце июля СМИ написали о госпитализации Сергея Борисовича из-за язвы желудка.

Фильмография

  • 1976 — «Всего одна ночь»
  • 1977 — «Усатый нянь»
  • 1981 — «Трижды о любви»
  • 1982 — «Оставить след»
  • 1985 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор»
  • 1986 — «Тайна Снежной королевы»
  • 1987 — «Чехарда»
  • 1990 — «Коррупция»
  • 1991 — «Привал странников»
  • 1991 — «Гений»
  • 2007 — «Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28»

Спектакли

  • «Таис Сияющая»
  • «Чарли Ча»
  • «Диагноз: Эдит Пиаф»
  • «Я… скрываю»
  • «Коррида, или Роман с бессонной ночью»
  • «Лиромания»
  • «Губы»

Интересные факты

  1. Проханов создает спектакли для Театра Луны по собственным пьесам. В интервью режиссер объяснил это тем, что сперва, желая поставить на сцене «Ночь нежна», пытался заказать текст у драматургов, но результат его не устроил. Тогда Сергей Борисович сам попробовал перо и в дальнейшем уже регулярно писал сценарии.
  2. В молодости артист работал в детской программе «Будильник» вместе с композитором Алексеем Рыбниковым, актрисой Ириной Муравьевой. Команда создавала получасовые мюзиклы для юных зрителей.

Биография Сергея Проханова

Детство Сергея Проханова

Родной город Проханова – Москва. Семья жила рядом с Домом пионеров, благодаря чему Серёжа мог попробовать себя практически во всём, посещая предлагаемые Домом пионеров кружки. На первом месте всегда оставался театр. Достаточно успешно он занимался музыкой и пел. Серёжа даже выступал как-то по телевидению. Он обладал очень звонким голосом, говорили, что Проханов может много достичь в пении. Первое яркое разочарование произошло, когда на конкурсе «Музыкальная весна» Серёжа не стал лауреатом. Для него это было большой психологической травмой. Примерно в тот период у него начал ломаться голос. Колобок – Усатый нянь – Сергей Проханов Семья у Проханова, как сам он выразился, пролетарская. Отец был рабочим. Темперамент и неуёмность будущий актёр унаследовал именно от отца, который всегда был душой компании. От мамы же он унаследовал нелюбовь к показухе. Проханов окончил физико-математическую школу, ему нравились точные науки. Параллельно он занимался в театральной студии. Молодой человек выбрал для себя Щукинское училище и стал его студентом. Сергей попал на курс Веры Львовой. Многие называли в тот период Проханова лучезарным. Это было замечательное время. Студентов же этого курса называли не иначе, как «артисты праздника», они вели телепередачи на ТВ, могли поднять людям настроение.

Начало фильмографии Сергея Проханова

Ещё в училище Сергей начал сниматься. Его первая картина – «Семья, как семья». Его роль была небольшой. Начинающий актёр сыграл приятеля Лены, присутствовавшего на новогодней вечеринке. Будучи студентом, он также сыграл в «Юльке», «Весёлом калейдоскопе», снялся в роли пионервожатого в картине «Ох, уж эта Настя!» и др. Актер Сергей Проханов в молодости Получается, что окончив в 1974-ом театральное училище, Сергей уже активно снимался. Его первым театром стал театр «Моссовета», куда его пригласили, как выпускника училища. Там он с успехом дебютировал на одной сцене с заслуженными мастерами, однако будучи успешным в кино, там Сергей играл на протяжении ряда лет только второстепенные роли. Настоящий перелом произошёл тогда, когда зрители увидели актёра в главной роли в постановке «Саша». С этого момента его в театре стали считать серьёзным актёром. Казалось бы, всё складывалось хорошо, но в тот период времени театр покинули такие именитые режиссёры, как Виктюк, Черняховский и Гинкас.

Лучшие фильмы Сергея Проханова

Сергей активно снимался, успевая за год поучаствовать в трёх-четырёх картинах, много играл на сцене. Успех пришёл к Проханову после сыгранной им главной роли в «Усатом няне». Он почувствовал, что значит быть знаменитым. Ему предлагали сыграть, чаще всего, весёлых и активных парней. Похожую роль ему предложили в фильме «Завтрак на траве». Там он был вожатым в пионерском лагере и снова занимался воспитанием ребят. Начиная с 1981-го года, предлагаемые роли были по большей части уже второстепенными или эпизодическими. «Шантеклер» в театре Луны. Интервью с Прохановым В то время он сыграл в фильмах «Чехарда», «Первая конная», «Сашка», «Размах крыльев», «Подвиг Одессы», «Белые вороны» и др. Заметную роль Проханов получил в фильме, который зрители увидели в 1991-ом году. Его название – «Гений». В главной роли снимался Александр Абдулов. Сергей же сыграл спекулянта по имени Костик. Окончательно расстаться с кино актёр решил после того, как завершились съёмки в детективе «Привал странников», где у него снова была небольшая роль. Актёр считал, что кино умерло, и ему в нём делать нечего. Он полностью переключился на работу в театре. Однако на экране телезрители видели Проханова ещё и в качестве телеведущего. Он вёл передачу о кино «Знай наших». Сергей думал, что со временем она превратится в альманах, планировал создать несколько интересных рубрик, но на деле телепередача стала походить на телевикторину о тех или иных кинокартинах. Притом что работать телеведущим ему нравилось, с телевидения он ушёл.

Сергей Проханов в «Театре Луны»

Актёр принял решение создать при театре творческий кооператив «Маскарад». Когда в его родном театре начали готовить постановку известного мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», его кооператив взял на себя обеспечение кордебалета, без которого этот мюзикл был бы невозможен. Надо сказать, что как руководитель кооператива, Проханов прекрасно справился с этой задачей. Мюзикл зрители увидели в 1992-ом году. Сорежиссёром был Проханов. Нельзя не отметить, что эта постановка до сегодняшнего дня остаётся популярной и идёт на сцене того же театра. Сейчас Сергей Проханов создал свой театр Когда в качестве режиссёра Проханов занялся постановкой «Византии» на сцене родного театра, оказалось, что надо ждать очереди, чтобы попасть в репертуар. Ждать можно было год или два. С этого момента стало понятно, что нужен свой театр. Это сразу предоставило бы Сергею возможность самостоятельно действовать.

Сергей Проханов в настоящее время

Все заработанные кооперативом деньги Проханов собирал для того, чтобы открыть собственный театр. Помещение он нашёл совершенно случайно. Это подвал неподалёку от театра «Моссовета». Название его театра – «Театр Луны». Так Сергей стал режиссёром. Все постановки театра он перерабатывает сам. Проханов считает, что с этого момента он стал совершенно другим, уже не за него отвечали, а он отвечал за свою труппу. В «Театре Луны» за более чем двадцатилетнюю его историю играло немало знаменитых актёров. Все постановки эмоциональны и чувственны, при этом не без эротизма. Проханов не терпит всего простецкого, считает, что в театре зрители должны ощущать мечту, должны видеть другой мир. В «Театре Луны» нет постановок о нищете, о каких-то «Васьках» и «Петьках». Само название спектаклей говорит об их воздушности и космичности: «Лиромания», «Маленькая Луна», «Ночь нежна», «Таис Сияющая». Сергей Проханов в программе Будильник При театре Проханова есть киностудия. Её название – «Луна-фильм». В главной роли в первой же картине снялся Проханов. По сюжету режиссёр прощается со своим театром и передаёт его другому руководителю.

Личная жизнь Сергея Проханова

С будущей женой Сергей Борисович познакомился, когда отдыхал на даче у друзей. Её имя – Татьяна. Она внучка двух известных маршалов – Василевского и Жукова. Девушка тогда училась в десятом классе. Они начали встречаться. Татьяна поступила в институт. Они поженились, когда ей исполнилось восемнадцать. Когда недавно поженившиеся Татьяна и Сергей получили свою первую двухкомнатную квартиру, Сергей во время ремонта убрал почти все межкомнатные перегородки. Семье даже грозили за это выселением. Так в просторной квартире молодожёны прожили до тех пор, пока не появились дети, и им не потребовалась детская. Пришлось вновь возводить стены. На этот раз Сергей Борисович сделал перепланировку так, что у него появился даже маленький кабинет. Вместе супруги прожили двадцать пять лет. Бывали в их жизни разные времена, актёрская профессия не могла не отражаться на семейной жизни. Жена занималась воспитанием их двоих детей. Старшая дочь стала художником по костюмам. Она трудится в театре у отца. Сейчас Проханов в разводе. Он живёт один. Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сергей Проханов — биография

Сергей Проханов, советский, российский театральный деятель, актер, руководит «Театром Луны» более 25 лет. Народный артист РФ с 2005 года. Родился в декабре 1952 года.

Сергей Проханов родился в декабре 1952 года в Москве. Происходит он из обычной семьи, которая не имела непосредственное отношение к искусству. Однако в роду явно были самородки. Дед обладал прекрасным голосом, хорошо пел и у внука тоже очень недурственные вокальные данные. Отец его был заводилой, артистичным человеком, в компании часто пребывал на главных ролях. Женщины по материнской линии увлекались рисованием.

Фото: Сергей Проханов

Педагоги, прослушав пение Сергея, сказали, что ему нужно развивать профессиональную карьеру. Мальчик учился петь, участвовал в конкурсах, но после одного проигрыша вдруг решил, что пением заниматься не будет. К тому же, в тот период у него начал ломаться голос. Тогда он решил заняться точными науками, математикой и физикой, но также чувствовал, что это не его стезя.

Первые увлечения искусством

Всегда параллельно со школой он ходил в театральную студию, чтобы раскрепоститься, избавиться от гнета будней. Он с удовольствием ходил в местный Дворец Пионеров, чтобы обучиться всему: пению, танцам, сценическому движению. Как впоследствии он вспоминал, он получил почти что дворянское образование, и всё это бесплатно. Да, советская власть активно открывала Дворцы Пионеров, клубы по всей стране, чтобы занять делом школьников, привить художественные навыки и отвлечь ребят от улицы.

Играя на сцене, Сергей понял, что это его стезя и решил связать всю свою дальнейшую жизнь с театром.

Родители, да и, возможно, он сам сначала сомневались. Ведь поступить в 60-ые годы в столичные театральные заведения с конкурсом в несколько сотен человек было очень трудно. Со всего необъятного СССР, со всех союзных республик съезжались в столицу молодые юноши и девушки, чтобы пробиться в число студентов. Но удача улыбнулась обаятельному молодому человеку с обворожительной улыбкой, и он поступил в Щукинское училище, закончил его в 1974 году.

Фото: Сергей Проханов в молодости

Студенческие годы он любит вспоминать, считая, что они наполнены особым теплом и позитивом. Студенты жили очень дружно, дурачились, их часто приглашали поучаствовать в съемках передач, играли они и в массовках, репетировали свои студенческие спектакли.

Профессиональная карьера

Артиста пригласили в театр имени Моссовета, где он сыграл несколько ярких ролей. Да, всё пошло неидеально и несколько лет ему пришлось довольствоваться отнюдь не главными ролями. Но ему важно было получить актёрский опыт, посмотреть, как работают настоящие мастера.

Театр Моссовета славился именно репертуаром, сотрудничеством с ведущими актерами. Это один из старейших театров в Москве, который был создан в 1923 году. Здесь активно ставят Шекспира, Островского, Сартра, Лермонтова, Камю и других отечественных и зарубежных гениев своих эпох.

Фото: Юный Сергей Проханов

Артисту пророчили большое будущее. Тем более, что в творческой биографии Проханова уже была превосходно сыгранная роль главного героя Сашки в одноименном спектакле по повести Вячеслава Кондратьева. Театр позволил ему раскрыться в полной мере, но любой храм искусства — это подвижный и довольно нестабильный организм. Уйти из театра принял решение Роман Виктюк, который был очень деятельным и заинтересовался построением собственного театра. И с этим периодом у Сергея связан застой в карьере.

Успех в кино

Конечно, многие до сих пор ассоциируют Сергея Проханова с обаятельным воспитателем детского сада из кинокартины «Усатый нянь». До этого тоже были работы в кино, но они не оказались такими искрометными, хотя тоже привлекли внимание.

В 1977 году его пригласили на роль в «Усатый нянь». Публике такие фильмы пришлись по душе. На тот момент артисту уже было 25 лет, но он органично вписался в допризывника, которому не исполнилось 18 лет и в ожидании повестки в военкомат ему приходится работать в детском саду, попутно сочиняя легенды, как он там очутился, чтобы не уронить честь перед своими друзьями.

Это смешная комедия с прекрасным музыкальным сопровождением. После того как она вышла на экраны, сотни молодых людей в подражание своему герою отправились работать в школы, детские сады. А всё потому, что Сергей Проханов органично вписался в образ и создавалось ощущение необычайной легкости всего происходящего. Он словно изучал позитивную энергетику и сразу же вошел в число любимчиков у телезрителей со всего СССР.

Да, роль прославила молодого артиста, но во многом стала для него роковой. По словам самого исполнителя, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы переломить этот образ, заставить зрителей обратить внимание и на другие работы в его исполнении. Но, пожалуй, до сих пор у большинства людей Сергей ассоциируется именно с ролью обаятельного помощника воспитателя.

Дальнейшая творческая карьера

Сергей Борисович человек очень деятельный. Конечно, сложно представить его исключительно в актерской ипостаси. На самом деле он театральный режиссер, художественный руководитель московского «Театра Луны», он прославился и как ведущий детских передач.

Активно приглашали его на телевидение, в основном в детские, юношеские программы. Он четко уловил веяние времени. В конце 80-ых годов стало очевидно, что грядут большие перемены, и далеко не все люди искусства органично впишутся в новый формат. Сергей Борисович вовремя почувствовал эту ситуацию. Тем более, что в его любимом театре Моссовета ролей у него было не так уж и много.

Начало 90-ых годов характеризовалось триумфальными постановками мюзиклов, это типично американское виденье. Мюзиклы пришли с Запада, и отечественный зритель проявлял к ним немалый интерес. Сергей Борисович не только вовремя понял эту ситуацию, но и выжал из неё максимальную пользу, поставив мюзикл на религиозную тематику: «Иисус Христос – суперзвезда». Он играл царя Ирода.

До сих пор мнения об этой картине разнятся. С точки зрения технической части, игры актёров всё безупречно, а вот факт, что Ирод, Понтий Пилат, Иисус Христос поют, танцуют, да еще в типично развлекательной манере, как и положено мюзиклам, вызывает вопрос. Однозначного мнения по этому поводу не будет никогда, некоторые люди даже видят в этой постановке оскорбление чувств верующих. Другие, напротив, с восторгом приняли постановку.

Со времени выхода этого мюзикла прошло почти три десятка лет, а о нём говорят до сих пор. По крайней мере, название слышали все. А всё благодаря Сергею Проханову, который, между прочим, полностью финансировал постановку средствами своего кооператива. Да, Сергей Проханов организовал кооператив «Маскарад», который поначалу сотрудничал с театром Моссовета.

Мюзикл до сих пор идет — настолько он популярен. Артист вдохновился этим успехом и даже был немного удивлён, потому что такого ажиотажа не мог предсказать даже он. Он решил заключить договор с театром имени Моссовета, чтобы на его сцене ставить свои коммерческие спектакли кооператива «Маскарад». Однако руководство театра Моссовета настороженно относилось к таким идеям и не было готово полностью перейти на новый формат. Артисту заявили, что его следующая работа «Византия» появится в репертуаре не просто нескоро, а очень нескоро.

Театр Луны

Сергей Борисович не стал ждать снисхождения высоких чинов, а организовал свой собственный «Театр Луны», который в первое время размещался в подвале одного из помещений на Патриарших прудах, а совсем скоро он переехал в самый центр Москвы. И в этом тоже большая заслуга исполнителя с неуемной энергетикой, обаянием, настойчивостью.

Деньги на следующую постановку он заработал на мюзикле про Иисуса Христа. Это позволило ему спонсировать проект, рекламировать свой театр, наращивать репертуар. В 1994 году посыпались новые удачные спектакли «Мечты маленького Робинзона», «Сны взрослого Робинзона» и другие.

Артист интуитивно чувствовал, что театр должен быть особенным, ведь ему придется конкурировать серьёзно и с самим театром Моссовета, с «Современником», МХАТом и другими храмами искусства, одно название которых у театралов вызывает трепет. Кто обратит в такой ситуации на еще один театр, не имеющий вековой истории? Поэтому артист решил сделать акцент на отличие репертуара. На сцене его выстраданного детища в основном ставились исторические постановки, мюзиклы с налетом фэнтази. Это был качественно новый подход к делу, причём коммерчески успешный.

Ориентировался Сергей Борисович на постановки Бродвея, привнося изюминку американизации, что в 90-ые годы вызывало особый восторг

Публика порядком устала от типично русских постановок, классики. Людям хотелось чего-то нового, свежего наподобие бродвейских музыкальных шоу. И люди это получили.

До сих пор его театр остается верен заданному курсу. Постановки носят оттенок фэнтези, мечтательности, даже сказочности. Поэтому в репертуаре немало и детско-юношеских фантазийных постановок. Несомненно, Сергею Проханову удалось найти свою нишу.

Личная жизнь

Актёр была женат долгое время на внучке маршалов СССР Василевского и Жукова. Жена происходила из благородной семьи потомственных военных. Много лет супруги жили вместе, но этот брак не выдержал испытание временем. Сергей — человек увлекающийся, у него случались романы с симпатичными артистками. Жена проявляла небывалую мудрость и пыталась сохранить брак. Но и характер у Сергея Борисовича непростой, он человек импульсивный, эмоциональный, как большинство артистов.

Фото: Сергей Проханов с женой

Однажды он приревновал свою жену, а дальше всё навалилось, как снежный ком. В итоге ревность, обиды дали себе знать, и пара развелась. Впоследствии звезда не раз признавался, что ему не хватило терпения и мудрости, чтобы сохранить этот брак и о разводе он жалеет.

Но жизнь продолжается, и артист по-прежнему в хорошей форме. У него уже двое взрослых детей. Его дочь работает вместе с ним, она художник по костюмам, а сын большую часть времени проводит на Филиппинах, где у него есть собственный отель и школа дайвинга.

Фото: Сергей Проханов с семьей

Сам Сергей Борисович не снимается в кино, поскольку на нём большая ответственность, он по-прежнему является главным двигателем в своем театре, занимаясь режиссурой, постановками, административными моментами, продюсированием, организацией гастролей и преподает в РАТИ.

Последний фильм в его фильмографии датируется 1991 годом, где он снялся в «Привале странников», этот советский детектив.

Избранная фильмография

  • 1971 — Ох уж эта Настя!
  • 1975 — Ольга Сергеевна
  • 1977 — Усатый нянь
  • 1981 — Деревенская история
  • 1982 — Магистраль
  • 1982 — Оставить след
  • 1985 — Ради нескольких строчек
  • 1986 — Размах крыльев
  • 1990 — Коррупция
  • 2007 — Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28

Уже почти 30 лет этот актер не снимается в кино, а в конце 1970-х гг. его имя гремело на всю страну, ведь он создал одного из самых самых узнаваемых и любимых в народе киногероев – обаятельного Кешу Четвергова в фильме «Усатый нянь». Многие запомнили его также по фильмам «Молодая жена», «Тайна Снежной Королевы» и «Гений». Правда, роль, ставшая его визитной карточкой, сыграла с ним злую шутку. Поэтому на пике популярности Сергей Проханов принял решение оставить актерскую профессию ради другого дела, которое до сих пор считает главным в своей жизни… Сергей Проханов в фильме *Ох уж эта Настя!*, 1971 | Фото: kino-teatr.ruВ детстве Сергей Проханов мечтал о музыкальной карьере, но после неудачи на первом же вокальном конкурсе он отказался от этой мечты. К тому же в это время его увлекли занятия в театральной студии, и он решил связать свое будущее с актерской профессией. С первой же попытки ему удалось поступить в Щукинское училище, а после его окончания он был принят в труппу Театра им. Моссовета. Еще во время учебы Проханов начал сниматься в кино и вести развлекательные программы на телевидении. С первых же ролей у него сформировалось амплуа «своего парня», обаятельного, веселого, активного и неунывающего. Его звали играть или пионервожатых в детских фильмах, или молодых рабочих в производственных драмах. К 25 годам он успел сыграть более 10 подобных ролей. Кадр из фильма *Быть человеком*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru Сергей Проханов в фильме *Веселый калейдоскоп*, 1974 | Фото: kino-teatr.ruВсесоюзная слава пришла к нему после главной роли в фильме «Усатый нянь», где он сыграл безалаберного хулигана, которого отправили на работу в детский сад с целью перевоспитания. Режиссер Владимир Грамматиков долгое время не мог отыскать актера, у которого получилось бы найти контакт с двадцатью детьми, ведь с ними ему предстояло общаться и в кадре, и за кадром на протяжении всего съемочного процесса. К тому же актер должен был уметь играть на гитаре и петь. И вдруг оказалось, что обаятельных, поющих, талантливых претендентов достаточно много, но никто из них не мог справиться с детьми. Сергей Проханов на съемках фильма *Усатый нянь*, 1977 | Фото: dubikvit.livejournal.comИ тут на пробы пришел 25-летний Сергей Проханов. Режиссеру он сначала показался чересчур самонадеянным, ведь с порога заявил: «Я знаю, вы ищете героя. Можете больше не искать. Это я!» Как оказалось, для этой уверенности в себе были все основания. Его отправили в комнату к малышам и оставили на несколько минут. И ему удалось то, с чем не смогли справиться все остальные претенденты. Через 10 минут в комнате воцарилась тишина, а когда режиссер туда заглянул, он увидел Проханова, который извивался на полу, изображая молчаливую рыбу, а все дети повторяли за ним его действия. С первых же минут дети увлеклись игрой с ним и прониклись к нему симпатией. На съемках происходило то же самое: кадры с малышами выглядели так достоверно, потому что они вели себя, как в обычной жизни, воспринимая все происходящее как веселую игру. Сергей Проханов в фильме *Усатый нянь*, 1977 | Фото: 24smi.org Сергей Проханов в роли Кеши Четвергова | Фото: teleprogramma.proДети так поверили Сергею Проханову и так к нему привязались, что когда в финале фильма его героя Кешу по сценарию забирали в армию, некоторые из них совершенно искренне расплакались, прощаясь со своим любимцем. Интересно то, что тогда актер действительно получил повестку и должен был оправиться на службу. Доснять фильм к этому моменту не успевали, и съемки нужно было отложить. В последний момент судьбу фильма и его главного героя решил маршал Василевский – дед жены Проханова. Благодаря его вмешательству актера не забрали в армию, и работу над фильмом удалось завершить. Сергей Проханов в роли Кеши Четвергова | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Завтрак на траве*, 1979 | Фото: nice-me.ruПосле этой роли на молодого актера обрушилась невероятная популярность. Плакаты с его портретом были расклеены по всей Москве, у кинотеатров перед показом «Усатого няня» выстраивались километровые очереди, в городах СССР, куда Проханов приезжал на творческие встречи, собирались полные стадионы. Однако у этой медали была и обратная сторона. Позже Сергей Проханов признавался: «Усатый нянь» сколько мне дал, столько, наверное, и забрал. То есть уж слишком приклеилось – Кеша, усатый нянь. Лейбл такой, который не очень давал мне развиваться… Много хороших ролей ушло к другим актерам, а мне на всю оставшуюся жизнь досталось амплуа разбитных «Вась» в пролетарских кепках… Поэтому в театре мне удалось больше сделать». Сергей Проханов в фильме *Тайна Снежной Королевы*, 1986 | Фото: kino-teatr.ru Сергей Проханов и Анна Каменкова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: tvc.ruПосле этого фильма режиссеры действительно засыпали его новыми предложениями, но все они были однотипными. Сергей Проханов, несмотря на десятки киноработ, рисковал навсегда остаться актером одной роли. И он давал согласие на съемки в тех случаях, когда видел в своих героях что-то новое, не похожее на Кешу Четвергова. Спустя год ему посчастливилось получить такую роль, которая стала еще одной его творческой вершиной и вывела за рамки амплуа «славного парня». Сергей Проханов и Анна Каменкова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: autogear.ruХотя в фильме «Молодая жена» Сергею Проханову досталась роль второго плана – бывшего жениха главной героини, его персонаж получился ярким и запоминающимся. И хотя это был отрицательный герой, предатель и подлец, актер радовался возможности воплотить на экранах образ, кардинально отличающийся от Кеши. Правда, съемки в этом фильме оставили у актера не только приятные воспоминания. По сюжету, героиня Анны Каменковой должна была влепить своему бывшему жениху пощечину, и эта сцена все никак не казалась режиссеру правдоподобной. Он попросил актрису ударить партнера по-настоящему, наотмашь. Чем она и занималась 5 дублей подряд. Рука у нее оказалась тяжелой, и Проханов после этого оглох на одно ухо на 3 дня! Тем не менее позже он называл роль в фильме «Молодая жена» одной из самых любимых своих киноработ. Сергей Проханов в фильме *Гений*, 1991 | Фото: nice-me.ru Кадр из фильма *Гений*, 1991 | Фото: vokrug.tvВ 1980-х гг. он продолжал сниматься, но это были вновь роли механизатора, шофера, студента-безбилетника, монтера путей и т. п. Самой яркой стала его последняя киноработа – спекулянта Костика в фильме «Гений». Сергей Проханов настолько убедительно перевоплотился в мошенника, что после выхода фильма на экраны «криминальные элементы» принимали его на улицах за своего. Актер рассказывал: «Я там такого неприятного типа должен был сыграть, а это не очень подходит под мой характер. Да к тому же мне надо было «предать» Абдулова, который в жизни мне – хороший друг. Я сказал режиссеру: «Давайте меня как-нибудь накажем, а то зрители не простят мне предательства их кумира»… Но, несмотря на мою неприязнь к роли, я даже на какое-то время стал любимцем бандитов. Однажды на светофоре криминальные типы вытащили меня из машины и поволокли к себе – им хотелось выпить водки с Костиком. Я еле от них отбился!». Актер, режиссер, педагог Сергей Проханов | Фото: aif.ru Основатель, директор и художественный руководитель *Театра Луны* Сергей Проханов | Фото: nice-me.ruОднако в начале 1990-х гг. кино снимать перестали, к тому же интересных новых ролей Проханову давно не предлагали, и он все так же для большинства зрителей оставался «усатым нянем». Тогда он решил навсегда попрощаться с кинематографом. С тех пор началась его вторая жизнь, полностью посвященная театру. Если раньше режиссеры руководили им на съемочной площадке, то теперь он сам руководил всем творческим процессом. Сергей Проханов с участниками детской актерской студии при Театре Луны | Фото: dubikvit.livejournal.com Актер, режиссер, педагог Сергей Проханов | Фото: kino-teatr.ruВ начале 1990-х гг. Сергей Проханов создал при театре творческий кооператив «Маскарад», а затем стал директором и художественным руководителем созданного им «Тетра Луны». Ежегодно в нем готовили новые спектакли, пьесы для которых писал и перерабатывал сам Проханов. Кроме того, он открыл при театре студию для детей «Маленькая Луна», а в конце 1990-х гг. занялся педагогической деятельностью, став руководителем курса в Российской академии театрального искусства. Основатель, директор и художественный руководитель *Театра Луны* Сергей Проханов | Фото: aif.ru, uznayvse.ru Актер, режиссер, педагог Сергей Проханов | Фото: uznayvse.ruРоль в этом фильме стала знаковой не только для Сергея Проханова, но и для его партнерши Анны Каменковой: За кадром фильма «Молодая жена».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий