Сергей городецкий биография интересные факты. Городецкий Сергей Митрофанович: биография, творчество, фото

image

В настоящее время это имя известно не каждому. В основном его знают филологи и любители русской поэзии Серебряного века. Но в прошлом, двадцатом веке, имя Сергея Митрофановича Городецкого было широко известно публике.

Кто же он, Сергей Городецкий?

Происхождение и семья

В 1884 году, 5 января по старому стилю (17 января нового стиля), в Санкт-Петербурге, в дворянской семье земского деятеля, сотрудника Министерства внутренних дел, действительного статского советника Митрофана Ивановича Городецкого, и его жены Екатерины Николаевны родился сын Сергей.

image

Их семья была поистине интеллигентной, с богатыми культурными традициями. Отец семейства был большим ценителем искусства, литератором-этнографом, занимался живописью и археологией. Он с детства прививал Сергею любовь к поэзии Пушкина, Никитина, Кольцова. Мать была знакома с И. С. Тургеневым, увлекалась литературой и помогала детям изучать языки и историю искусств.

В доме родителей Сергей часто видел известных писателей и художников. Дорогим подарком для мальчика стала книга Н. С. Лескова «Левша» с дарственной надписью автора.

В 1893 году, когда Сергею было девять лет, умер его 47-летний отец. Забота о пятерых детях легла на мать.

Годы учебы

Благодаря хорошему домашнему образованию в гимназию юный Сергей поступил с большим багажом знаний. Он стал успешным учеником.

Жить было трудно, и вскоре Городецкие всей семьей переехали в Орел, на родину родителей поэта, где прожили два года. Небольшой пенсии не хватало на всех, и Сергей, будучи учеником шестого класса, давал частные уроки, чтобы помочь матери.

Окончив с золотой медалью гимназию № 6 в Санкт-Петербурге, Городецкий в 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Там он с интересом занимался живописью, историей искусств, славяноведением, античным периодом, русской литературой, философией, фольклором и, конечно, писал стихи.

На университетских лекциях по сербскому языку профессора Лаврова познакомились и подружились Александр Блок и Сергей Городецкий. Биография литератора обогатилась этой многолетней дружбой. Блок первый услышал в нем поэта и опубликовал в своей статье стихи Сергея, особенно отметив их живописность.

Вскоре другой студенческий друг Сергея, Владимир Пяст, привел его в литературный салон «Олимп символистов» на популярные в то время «среды» Вячеслава Иванова. Молодой Городецкий получил там успех, и Брюсов взял у него стихи для публикации в своих «Весах».

Проучившись в университете 10 лет, до 1912 года, Городецкий так и не получил диплома. Возможно, одной из причин этого была семья: Сергей Митрофанович уже состоял в браке с красавицей-актрисой Анной Алексеевной Козельской, и в 1909 году у них родилась дочь Рогнеда. Семья требовала особого внимания и заботы.

Первые шаги в творчестве

Это были времена интереса к простым людям, деревне, панславизму. В 1904 и 1905 годах Городецкий путешествовал по Псковской губернии. Эти летние поездки вызвали у 22-летнего юноши живой интерес к народному творчеству.

Под свежим впечатлением обрядовых плясок и хороводов на реке Плюссе, сказок с элементами язычества поэт написал свою первую книгу «Ярь» (1906), которая вышла в издательстве университетского «Кружка молодых». Обложку к сборнику нарисовал гениальный Николай Рерих, творчество которого было близко Городецкому. В книге автор воссоздал яркий, колоритный, полнокровный мир Древней Руси с ее мифическими персонажами, где оригинально переплелись признаки современности и отголоски старины. Стихи дышали озорством, свежестью и молодостью начинающего поэта. Сборник получил всеобщее признание, в частности восторженные отзывы К. Чуковского, М. Волошина, В. Брюсова и А. Блока.

За причастность к революционным кружкам в 1907 году поэту даже довелось побывать в качестве заключенного в тюрьме «Кресты». Горький опыт ареста не оставил большого следа в биографии Сергея Городецкого. Но, как видно по его дальнейшей жизни, научил поэта выбирать безопасную гражданскую позицию.

Блестящий дебют «Яри» затруднил творческое развитие Городецкого. Следующий сборник «Перун», вышедший в 1907 году, во многом повторял литературные находки первой книги. И ни один из последующих сборников не достиг успеха «Яри».

Влияние символистов слышалось в ранней лирике Сергея Городецкого. Биография молодого поэта пересекалась с творчеством В. Иванова, А. Блока и К. Бальмонта.

Со временем литератор Городецкий становится заметен и как художник, автор характерных портретов современников-писателей, музыкантов, артистов, а также живописных пейзажей Крыма, Средней Азии, Закавказья и Петербурга. Его холсты и рисунки выставлялись на вернисажах вместе с работами признанных мастеров. В поисках своего пути в поэзии автор метался из крайности в крайность: от мистического анархизма к реалистическому символизму и акмеизму.

Акмеизм – новое направление поэзии

Разочаровавшись в символизме, Городецкий собирает 20 октября 1911 года в своей квартире учредительное заседание “Цеха поэтов”, где он и Н. С. Гумилев были избраны ответственными наблюдателями нового общества.

С этого времени начался акмеистический этап его творческой биографии. Городецкий стал главным идеологом новой школы поэзии. Выступая в качестве критика, он всегда поддерживал товарищей по “Цеху поэтов” – М. Зенкевича, В. Нарбута и других. Сам же неизменно пользовался поддержкой Николая Гумилева. Сборник «Ива» (1913) Гумилев представил общественности как образец акмеизма.

А книга С. Городецкого «Цветущий посох», вышедшая в 1914 г. и содержащая стихи 1912-1913 годов, была объявлена автором программно-акмеистской.

Обращение поэта к акмеизму было инициировано стремлением уйти от иррациональных тем и писать о живой действительности. Стихотворение «Адам» стало гимном акмеистов. Городецкий описал в нем то, в чем видел призвание своей поэзии: “Живой земле пропеть хвалы”.

В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий приписал последнему основные принципы акмеизма: избавление поэзии от мистики и воспевание многообразного, конкретного земного мира, придание слову точного значения:

“Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял…”

Когда в 1915 году первый “Цех поэтов” распался, Сергей Городецкий в биографии начинающих поэтов Н. А. Клюева, С. А. Есенина и других сыграл решающую роль. Он популяризировал молодых талантливых литераторов и стал инициатором создания групп, объединяющих крестьянских поэтов, – “Краса” и “Страда”.

Творчество для детей

От отца, Митрофана Ивановича, поэту достался интерес к детскому фольклору, который сыграл заметную роль в формировании собственного стиля поэта.

На протяжении 1910-1920-х годов написано несколько книг: «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка» и другие. Планируя создать детскую газету, литератор собирал детские рисунки и другое творчество детей.

Революции и война в жизни поэта

Когда началась Первая мировая война, Городецкий оказался под влиянием шовинистских настроений. Это отобразилось в книжке стихов «Четырнадцатый год» (1915).

В 1915 году началась его дружба с Есениным, в котором поэт Городецкий увидел талант и свежий стихотворный дух. Есенин пришел на квартиру к известному поэту по рекомендации Александра Блока. Сергей Городецкий в короткой биографии начинающего стихотворца Есенина оставил неоценимый след: он дал молодому коллеге рекомендательные письма в различные издательства, к тому же подарил ему свою только что вышедшую книгу стихов с автографом.

Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной сфере деятельности и поссорившись с «предводителем петербургских символистов» Александром Блоком, едет на Кавказский фронт корреспондентом газеты «Русское слово».

Там, в Армении, увидев войну воочию, он понял незрелость своих недавних милитаристских убеждений и снова занялся писательской деятельностью. Его сборник 1918 года «Ангел Армении» проникнут сочувствием и болью.

Когда произошла Февральская революция, Сергей Митрофанович работал в Персии (Иране), в госпитале для тифозных больных. Там он оказался с отступавшими русскими войсками. Свои тяжелые воспоминания об этом периоде жизни он отразил в романе «Алый смерч», написанном в 1927 году.

Затем у Городецкого была насыщенная работа в Тифлисе: редактором журнала «Арс», организатором аналога петербургского «Цеха поэтов», лектором по эстетике в консерватории. Там его и застала весть об Октябрьской революции 1917 года.

В стихотворении “Ностальгия”, написанном в 1918 году, он говорит о своем выборе стать на сторону революции. Это было важное решение поэта Городецкого, биография которого была с этого момента предрешена.

Смена эпох и творческого пути

Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.

Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.

Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.

Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.

Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».

Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го – руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.

Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.

На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.

Особенности творчества Городецкого в 30-е годы

С наступлением 30-х годов, в то время, когда в стране происходило становление социалистического реализма в искусстве, Городецкий много занимался переводами, знакомя советских читателей с творчеством украинских, болгарских, белорусских и армянских поэтов.

В 1931 году написал свое первое приветствие партийному съезду.

В 1936-м вышел его “Изборник” (“Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения”).

Одновременно с этим он много и талантливо писал оперные либретто: “Прорыв” о Гражданской войне композитора С. Потоцкого, “Александр Невский”, либретто поэмы Э. Багрицкого “Думы про Опанаса” композитора В. Юровского, создал для Большого театра либретто к опере “Амран”, переработал для оперы поэму “Граф Нулин”, перевел “Фиделио” Бетховена, “Лоэнгрин” и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, «Водонос» Керубини и другие. Именно он в 1937 году начал создание нового текста к опере «Иван Сусанин» Глинки, который завершит только в 1945 году.

Очевидно, занятие «безопасным» творчеством помогло бывшему дворянину избежать репрессий.

Годы сороковые, военные

Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:

“Выходит в бой страна моя родная,

В столетьях закаленная борьбой.

Наполеона участь и Мамая

Ждет всех, кто вызывает нас на бой”.

После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.

В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.

Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.

Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений “Песня дружбы”.

Сергей Городецкий: краткая биография послевоенных лет

На склоне лет поэт уже не писал так много стихотворений, как в молодые годы. И это естественно. Прожив насыщенную событиями жизнь, встречаясь со многими знаменитыми деятелями культуры, пережив многих друзей и близких, Городецкий много работал над воспоминаниями и биографиями.

После стихов «Послесловие» и «Памяти Радищева», вышедших в 1947 году, он писал многое на заказ, от второго Приветствия партийному съезду 1958 года, стихотворения «Кремль» до кантаты «Песнь о партии».

В 1958 году он издал автобиографическое сочинение «Мой путь».

В 1960-х он написал стихи, посвященные космонавтам, а также стихотворение “Моя обитель” (1967) и много других. Одновременно С. М. Городецкий преподавал на заочном отделении Литературного института им. Горького.

В одном из последних стихотворений, «Арфа», он обращается к музыке, так много значившей для него:

“И кажется, что эти звуки

На волю выведут меня

Из праздной скуки, душной муки

Ушедшего бесплодья дня.”

Сергей Митрофанович Городецкий умер 7 июня 1967 года в городе Обнинске Калужской области, в возрасте 83 лет. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище, в той же могиле, где он двадцать два года назад предал земле прах своей любимой жены.

Заключение

Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого была тесно переплетена со всеми потрясениями первых десятилетий двадцатого века, прожил долгую, интересную и плодотворную жизнь.

Некоторые критики считают, что все «эстетически значимое» было создано поэтом в дореволюционный период его творчества, и ничего более значительного, чем «Ярь», ему создать не удалось.

Тем не менее большим вкладом в культуру страны являются не только стихи Городецкого. В числе его заслуг – появление в русской литературе детского фольклора и создание нового направления в русской поэзии, оказавшей существенное влияние на ее дальнейшее развитие.

Художник И. Е. Репин, написавший совместный портрет поэта с женой, назвал С. М. Городецкого “Певцом национальных восторгов”.

Городецкий Сергей Митрофанович – известный русский поэт, один из ярких представителей литературного течения акмеизм.

Это модернистское направление в отечественной поэзии сформировалось как реакция на крайности символизма и следовало принципам возвращения ясности литературе, отказу от мистической туманности и принятию мира земного в его реальной красоте, ярком многообразии, зримой конкретности.

Сергей Городецкий: биография

Родился Сергей Городецкий в Петербурге 5 января 1884 года. Его семья отличалась культурными традициями: мама в молодости была знакома с Тургеневым И.С., отец занимался живописью, писал труды по фольклору и археологии и с самого детства привил ребенку горячую любовь к поэзии. Маленький Сергей в кабинете родителя часто встречал видных писателей и художников, а Н.С. Лесков даже подарил ему книгу «Левша» с подписью. Когда мальчику было 9 лет, умер отец, и вся забота о пятерых детишках легла на плечи матери Екатерины Николаевны.

Времена студенчества

В 1902 году юноша поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Там подружился с Блоком А., поэзия которого оказала сильное влияние на будущее творчество талантливого студента. Именно ему, абсолютному мерилу эстетической и нравственной чувственности, Сергей доверял самые сокровенные раздумья о разных явлениях в искусстве и жизни.

Помимо увлечения стихами, Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого интересна современному поколению, занимался изучением славянских языков, русской литературы, историей искусств и рисованием. Некоторое время даже провел в тюрьме «Кресты» за причастность к литературному движению. Проучившись в университете до 1912 года, так его и не окончил.

Творчество Сергея Городецкого

В 1904 и 1905 годах Городецкий совершил летние путешествия по Псковской губернии, пробудившие в талантливом поэте искренний интерес к народному творчеству. Под впечатлением затейливых обрядовых плясок, старинных хороводов, занимательных сказок с элементами языческой старины 22-летний автор выпустил книгу «Ярь» (1906) – свое первое и успешное детище. В нем поэт ярко воссоздал полуреальный, многоцветный облик Древней Руси с мифологическими образами, в которых оригинально переплелись предметы современного времени с отголосками достоверной старины, языческих верований и обрядовых игр. Это были веселые озорные стихи, дышащие свежестью и молодостью поэтического чувства.

Со стороны критиков и читателей в адрес Городецкого, воплотившего древнюю славянскую мифологию в понятные современной литературе формы, раздавались только похвальные речи. Пытаясь продолжить свой яркий триумф и вернуться на однажды покоренную вершину признания и славы, Сергей начал судорожно метаться в поисках новых путей и старался расширить диапазон собственного творчества. Однако следующие публикации (сборник «Перун» (1907), «Дикая воля» (1908), «Русь» (1910), «Ива» (1914)) не произвели на публику того впечатления, которое ожидал поэт. Можно сказать, их появление осталось практически незамеченным.

Детский фольклор в творчестве поэта

В период 1910-1915 годов автор пробует себя в прозе и выпускает такие произведения, как «На земле», «Повести. Рассказы», «Старые гнезда», «Адам», комедию «Темный ветер», трагедию «Марит». Появлением детского фольклора отечественная литература также обязана Сергею, писавшему большое количество детских произведений и собиравшему рисунки юных талантов.

В 1911 году Городецкий Сергей Митрофанович проявил себя в роли литературоведа, подготовив к публикации собрание сочинений Ивана Саввича Никитина и сопроводив его вступительной статьей и обстоятельными примечаниями. В 1912 году, разочаровавшись в символизме, вместе с Николаем Гумилевым образовал «Цех поэтов», начал выступать с докладами и активно провозглашать акмеизм, ярко отразившийся в сборниках «Ива» и «Цветущий посох» (1913).

Дружба с Есениным

В Первую мировую войну Сергей Городецкий, краткая биография которого преподается в школах, попал под влияние националистических настроений, что отражено в сборнике «Четырнадцатый год» (1915). Этот ответ на официальный патриотизм привел его к ссоре с передовыми русскими литераторами.

С 1915 года началась его дружба с Есениным, в котором поэт Сергей Городецкий рассмотрел надежду русской литературы. Светловолосый юноша с кудрявыми волосами пришел на квартиру к состоявшемуся поэту по рекомендации Блока; его стихи были завязаны в обычный деревенский платок. С первых строк Сергей Митрофанович понял, какая радость пришла в русскую поэзию. Дом гостеприимного поэта молодой Есенин покинул со сборником «Четырнадцатый год», собственноручно подписанным Городецким, и рекомендательными письмами к различным издательствам.

Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной работе, рассорился с А. Блоком и В. Ивановым (вождем петербургских символистов) и в качестве корреспондента газеты уехал на Кавказский фронт. Именно здесь осознал безосновательность своих недавних пониманий о войне, которую отразил в стихах, пронизанных щемящей болью («Ангел Армении», 1918).

Во время февральской революции 1917 года поэт находился в Иране, работал в лагере для больных тифом. Октябрьские события застали его на Кавказе: сначала в Тифлисе, где в городской консерватории он читал курс эстетики, а затем в Баку. В 1918 году он написал стихотворение «Ностальгия», подтверждавшее одобрение поэтом революционных событий.

Обустройство нового мира

В 1920 году Городецкий активно включился в обустройство новой жизни, стал руководителем агитационного отдела, возглавил литературную часть политуправления Каспийского флота, занялся редактированием разных журналов, выступал со статьями и лекциями на различную тематику.

В 1921 году перебрался в Москву, где устроился в газету «Известия» (литературный отдел) и с Николаем Николаевичем Асеевым (советским поэтом) возглавлял литчасть Театра революции. В 1920-е годы постоянно пересматривал свои литературные взгляды, часто публиковался. С начала 30-х Городецкий стал активно заниматься переводами, знакомя читательскую публику с поэтами соседних республик. Кроме этого, создал оригинальные оперные либретто к нескольким операм.

Годы военные

В первые дни Великой Отечественной войны Сергей, находясь в Ленинграде, написал стихотворение «В ответ врагу», которое прочел в радиоэфире. Городецкий часто выступал на пунктах призыва, митингах и собраниях. В военные годы поэт находился в эвакуации в Узбекистане, а затем в Таджикистане. Там занимался переводами стихотворений местных авторов. До окончания войны возвратился в столицу, где продолжал плодотворно писать.

В 1945 году Городецкий Сергей похоронил супругу Анну Алексеевну – верную подругу и соратника всей его жизни. В 1958 году вышло его автобиографическое произведение «Мой путь». В последние годы жизни занимался преподавательской деятельностью в Литературном институте им. Горького. Одним из последних стихотворений Городецкого было стихотворение «Арфа», в котором поэт обращался к душе любимой музыки, столь много для него значившей. Умер Сергей Митрофанович Городецкий в 1967 году, в возрасте 83 лет.

Энциклопедия А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я D E L M P R T Городецкий Сергей Митрофанович знаменитый поэт Серебряного века, художник

Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) – знаменитый поэт Серебряного века, писатель, переводчик, драматург и публицист, талантливый художник, мастер рисунка. Сергей Городецкий был другом Сергея Есенина, вместе с Николаем Гумилёвым и другими поэтами-единомышленниками основал знаменитый «Цех поэтов».

Сергей Городецкий родился в Петербурге в 1884 году в творческой и литературной семье. Его отец был известным писателем и публицистом, оказал на сына большое влияние. После окончания петербургской общеобразовательной гимназии Сергей Городецкий поступил в Петербургский университет на филологический факультет, где познакомился с Александром Блоком и другими талантливыми современниками.

В студенческие годы Сергей увлекся славянской мифологией и культурой, сблизился с поэтами-символистами, посещал «ивановские среды» в знаменитой «Башне», в доме поэта Вячеслава Иванова, где собирался весь цвет русской культуры Серебряного века. Период 1920-х годов был связан с работой в «Окнах РОСТА» вместе с поэтами В. Хлебниковым, А. Кручёных. Здесь особенно ярко проявились не только поэтические, но и художественные способности С. Городецкого. Он был одарённым художником и много рисовал. Его карандашные зарисовки памятников архитектуры, виды Петербурга, Крыма, Тифлиса, Баку, Еревана и других городов, а также выразительные портреты его знаменитых друзей-поэтов и музыкантов отличаются живостью восприятия натуры. Многие живописные и графические работы С. Городецкого были отмечены И. Е. Репиным, нередко представлялись на выставках. В семейном архиве сохранилась только часть художественного наследия Городецкого, основная доля работ пропала ещё во время революции. Среди бесследно утраченных работ – ранний портрет Сергея Есенина. Городецкий был наставником молодого поэта, и они много общались, читали друг другу стихи и очень дружили. Городецкий вспоминает, с каким радостным настроением написал портрет «Юноша с растрепанными волосами, сидящий у окна». Среди графических портретов С.М. Городецкого – портреты С. Клычкова, П. Радимова, Н. Гумилёва, Н. Клюева, А. Ремизова, А. Ширяевца, Н. Рериха. Каждый образ выразителен по-своему, блестяще переданы характер и внешнее сходство. Рисунок Городецкого всегда легкий, непринужденный, лишённый академической строгости. В каждой работе раскрывается душа поэта и художника, тонко чувствующего собеседника и свободно выражающего своё впечатление о нём.

Большой интерес вызывают так называемые «городские зарисовки» автора. Известна серия его «Гомельских типажей », в которых С. Городецкий блестяще раскрывает характеры провинциальных жителей разных профессий и сословий. Работы не лишены юмора и достоверности изображения. Его колоритные персонажи дают ясное представление об эпохе и нравах, об обычаях, моде и манерах. Герои очень красноречивы и настолько естественны, что зритель становится свидетелем происходящего: «Продавец газет – Хаим Лопатин», «Братья Фарберовы идут в синагогу», «Артист театра Калманович», «Шолом Левин – корреспондент», «Директор театра».

Творчество Сергея Городецкого многогранно. Он замечательный мастер слова, тонкий лирик, романтик, художник, яркий герой своего времени.

{advt}

Сергей Митрофанович Городецкий – русский писатель, переводчик и педагог – родился 5 (17) января 1884 года в Санкт-Петербурге.

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил в 1902 с золотой медалью 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1900-е учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией.

В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906-1907 опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилёвым). В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.

С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о Гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса» (1938) по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

В 1958 опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».

Сергей Городецкий умер 7 июня 1967 года в Обнинске. Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 уч.).

Ярь, 1907; 1909. Перун, 1907. Дикая воля, 1908. Ия: Стихи для детей, 1908. Кладбище страстей, 1909. Русь, 1910. Повести и рассказы, 1910. Царевич Малыш, 1910. Ива, 1913. Цветущий посох, 1914. На земле, 1914. Четырнадцатый год, 1915. Пушкину, 1915. Изборник: Стихи 1905-1917 гг., 1916. Алый смерч, 1918; 1927. Судьба России, 1918. Ангел Армении, 1919. Серп, 1921. Миролом, 1923. Весна безбожника, 1925. Старуха на духу, 1925. Из тьмы к свету, 1926. Про Ивана-Безбожника, 1926. Московские рассказы, 1927. Грань, 1929. Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905-1935, 1936. Думы, 1942. Песня дружбы, 1947. Стихотворения. 1905-1955, 1956. Стихи, 1964. Стихи, 1966. Стихотворения и поэмы, 1974. Русские портреты, 1978. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания, 1984.

Биография

image Сергей Городецкий (1884 – 1967) Сергей Городецкий родился 17 января 1884 года в Санкт-Петербург в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника – любителя большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, среди них – Соловьёв, Лесков, подаривший мальчику «Левшу» с автографом. С детства Сергей чувствовал тягу к литературе, любил Пушкина, Кольцова, Никитина. После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии Городецкий подрабатывал уроками. В 1902 он поступил на историко-филологический факультет Петербургского Университета и, как позже признавался в автобиографии: «Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня. Сергей Городецкий увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 познакомился со студентом Блоком и подружился с ним. В квартире у Блока Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с ним в переписке, делился раздумьями о жизни и искусстве. Городецкого занимали мировоззренческие проблемы, потом он рассказывал о духовных скитаниях, увлечении античностью, славяноведением, отечественной культурой, философией Ницше и Бергсона . Сергей Городецкий глубоко переживал поражение России в войне с Японией, часто думал о гибели мира и собственной смерти. В результате сложился первый сборник стихотворений. Образность и стилистику первых стихотворных опытов Сергея Городецкого определили с одной стороны, влияния, идущие от поэзии младших символистов -Блока, Андрея Белого, с другой — впечатления, вынесенные им из поездки в Псковскую губернию, где молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, вживаясь в дух народного мифотворчества. «Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором ещё в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга «Ярь», – писал Городецкий. Стихи Сергея Городецкого, пропитанные пантеистическим ощущением полноты и единства окружающего мира, были с восторгом приняты в «башне» Вячеслава Иванова, которую он посещал в 1905, и сделали его «знаменитым в одну ночь». Городецкий так вспоминал об этом: «…в конце 1905 года я, прочитав свои << ярильские >> стихи в присутствии всего символического Олимпа, то есть Вяч. Иванова, Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Блока, Белого, Мережковского, Гиппиус, Бердяева, профессоров Зелинского и Ростовцева, стал «знаменитым» поэтом и на недолгое время изюминкой «сред» В 1906—1907 годах Городецкий опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. На сборник «Ярь» откликнулись Брюсов, Вячеслав Иванов, Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям.

Весна [Монастырская] Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Стены выбелены бело: Мать игуменья велела! У ворот монастыря Плачет дочка звонаря: Новокрестьянские – крестьянские поэты серебряного века – фото, биографии «Ах ты, поле, моя воля, Ах, дорога дорога! Ах, мосток у чиста поля, Свечка Чиста Четверга! Ах, моя горела ярко, Погасала у него. Наклонился, дышит жарко, Жарче сердца моего. Я отстала, я осталась У высокого моста, Пламя свечек колебалось, Целовалися в уста. Где ты, милый, лобызаный, Где ты, ласковый такой? Ах, пары весны, туманы, Ах, мой девичий спокой!» Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Стены выбелены бело. Мать игуменья велела У ворот монастыря Не болтаться зря! 1906 Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии», с ранних лет вдохновлявшие Городецкого и бросавшие его из одной крайности в другую (от «мистического анархизма» к «реалистическому символизму» и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой «русской идее», к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях — нищих, калеках («Русь», 1910). Однако «религиозные искания» Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику «Русь», положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов. В 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов». 20 октября 1911 на квартире Городецкого состоялось организационное заседание «Цеха поэтов», на котором он вместе с Гумилевым был избран «синдиком» «Цеха». Так начался новый этап его литературной деятельности — акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху поэтов»: Ахматову, Мандельштама, получает поддержку со стороны «мэтра» — Гумилева. История Царского Села в лицах – Социальная сеть города Пушкин Сборник «Цвету image Сборник «Цветущий посох» (1914), объединивший стихи 1912, был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник «Посвящении», и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, <<возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения.>> мимолетные мысли и ощущения». «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования. В начале первой мировой войны Сергей Городецкий поспешил отозваться на официальный патриотизм сборником стихов «Четырнадцатый год» (1915), что привело его к «ссоре с передовой русской литературой». В 1915, после фактического распада первого «Цеха поэтов», активно Городецкий популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Клюева, Клычкова, Есенина, Верхоустииского, Ширяевец), по его инициативе были созданы группы «Краса» и «Страда», объединяющие крестьянских поэтов. В 1916 Городецкий уезжает из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты «Русское слово». Там и застала его Октябрьская революция. В первые послереволюционные годы, работая в Тифлисе и Баку, Сергей Городецкий становится видной фигурой литературной жизни Закавказья. Он поступает на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота. Напрасно ищешь тишины: В живой природе нет покоя. Цветенье трав и смерть героя, Восторг грозы и вой луны, Туч электронных табуны, Из улья вешний вылет роя, Вулкана взрыв и всплеск прибоя В тебе таинственно равны. Нирваны нет. Везде тревога! Ревёт у твоего порога Полночных хаосов прилив. Не бойся никакой Голгофы. Весь мир пленённой бурей жив, Как твоего сонета строфы. https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post350404847/ ГОРОДЕЦКИЙ СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВИЧ БИОГРАФИЯ – ТВОРЧЕСТВО – ФОТО : http://fb.ru/article/232604/gorodetskiy-sergey-mitrofanovich-biografiya-tvorchestvo-foto ВИКИПЕДИЯ : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий