Серафимович А.С. – русский писатель, драматург, журналист – Литературный форум – Союз писателей

Серафимович Александр Серафимович – представитель так называемой пролетарской литературы. Творчество этого писателя созвучно с литературной деятельность Максима Горького. Его ранние рассказы находились под влиянием революционных движений второй половины девятнадцатого века. И на протяжении всего своего творческого пути он оставался верен своим взглядам и убеждениям. Какова главная идея произведений, которые создавал Александр Серафимович? В чем заключается ценность его литературного творчества?

image

Юность

Настоящая фамилия писателя, о котором идет речь в этой статье – Попов. Но в литературной деятельности он использовал псевдоним Серафимович. Развитие его литературных взглядов происходило в довольно сложный период в истории России. Общественная жизнь в стране во второй половине девятнадцатого века характеризуется активным революционным движением. В особенности такие настроения проявлялись среди представителей молодого поколения, а именно – студентов.

Серафимович Александр Серафимович происходил из казацкого рода. В детстве, вместе с родителями провел несколько лет в Польше. Но когда семья вернулась в родные края, будущий писатель получил гимназическое образование, после чего поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Здесь Александр Серафимович оказался в студенческом обществе, в котором революционные идеи набирали обороты. Марксистское учение мгновенно захватило сына донского казака. Но теоретическими познаниями студент отнюдь не ограничивался. Вскоре он завязал знакомство со старшим братом Ленина, Александром Ульяновым. И за участием в покушении на царя был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Жизнь в этих краях оказала решающее влияние на весь творческий путь писателя.

Основные идеи произведений

Активная общественная жизнь, которую вел Александр Серафимович еще в студенческие годы, заложила основу для его литературного творчества. Народная тема стала главной в его произведениях. Безусловно, его идеи были направлены на марксистские и социал-демократические идеи.

Жизнь простого народа в конце века была крайне тяжелой. Сторонники идеи о необходимости государственного переворота полагали, что все зло исходит от основ царского режима. Мысли о том, как улучшить жизнь рабочих в России, все больше занимала начинающего писателя. Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.

image

Раннее творчество

В девяностые годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир. В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик.

Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность. А потому, он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия. При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе. Так, в «Сцепщике» Серафимович изобразил первые ростки протеста, которые обнаруживались, казалось бы, среди самых отсталых социальных слоев.

Мировоззрение писателя окончательно сложилось во время пребывания в ссылке. Именно там он стал свидетелем рабочего быта простых людей и каторжников.

В ссылке

На суровом Севере Александр Попов, биография которого складывалась под влиянием исторических и общественных событий в России, завязал знакомство с одним из передовых рабочих. За спиной этого человека имелся опыт революционной борьбы, в результате чего он и оказался в ссылке. Эстетическое воззрение и литературная направленность находилась, прежде всего, под влиянием от тесного общения с подобными людьми.

Александр Попов, биография которого началась на Донских просторах, в ссылке узнал о судьбах простых людей, проживающих на Севере. Здесь ему открывался новый, неизведанный мир. Писатель слушал с интересом рассказы местных жителей. Поморы содержали свои семьи за счет рыбного промысла. Их труд был тяжелым и небезопасным. Нередко люди погибали в море. Часто возвращались домой с пустыми руками. Если же ловля была удачной, внушительную часть следовала отдавать зажиточным крестьянам, снабжавшим рыбаков снастями.

Пейзаж в творчестве Серафимовича

Писателя завораживала прекрасная, но суровая северная природа. Описание пейзажа занимало важное место в его творчестве. Такую особенность можно обнаружить в рассказе «На льдине». В этом произведении он описал своеобразную природу и быт Севера. Но он и не забывал и южные родные края. Их он не менее живописно отразил в более поздних рассказах.

Описание природы в произведении «На льдине» имеет символический характер. Автор как будто проводит параллель между холодной северной погодой, ледовыми пейзажами, короткими холодными днями и бытом местных жителей. Изображение природы помогает читателю ярче ощутить тяжелые условия, в которых находятся труженики. Против природы человек так же беззащитен, как и против социального гнета. Серафимович – писатель, в чьем творчестве главной идеей является неравенство. Рассказ «На льдине» представляет собой некий обвинительный акт против социальных сил, приведших главного героя к гибели.

«На плотах»

В произведении «На льдине» автор противопоставил бедняка Сороку кулаку. В рассказе «На плотах» социальная драма трудящегося представлена в более сложной форме. Главный герой этого произведения – плотовщик Кузьма. Он в одиночестве добывает себе на хлеб. Каждый день он находится в опасных невыносимых условиях, но его труд бесплоден. В обществе, в котором принято присваивать результаты чужой работы, социальная разобщенность оказывается губительной.

«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству. Позже основным жанром в его творчестве стал очерк. «Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами. Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица. С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. От части, так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

После ссылки

В Архангельской губернии Александр Серафимович (Попов) пробыл чуть более года. После ссылки он поселился в станице Усть-Медведицкой, где постоянно находился под надзором полиции. Не смотря на это, он вел здесь активную литературную и общественную деятельность. Кружок, который он организовал, был предназначен для обсуждения важных культурных событий. Однако с первых дней существования организации ее участники яро спорили на политические темы.

В родных краях Серафимович быстро нашел единомышленников. Со временем важной частью в его деятельности стало незаконное распространение марксистской литературы. И именно в этот период в деятельности писателя произошел существенный сдвиг.

Особенность творчества

Советская литература на раннем этапе была представлена рядом революционно настроенных авторов. Имя Александра Серафимовича среди них ярко выделяется. Этот писатель на момент зарождения нового государства стал вполне зрелым автором с устоявшейся прочной социальной позицией. Он не подстраивался под новый общественный строй. Уже в начале двадцатого века он активно начал писать о жизни донецких шахтеров и заводских рабочих. В его творчестве развивается взгляд самостоятельного независимого художника. Советская литература в послевоенные годы включает немного авторов, для которых свойственно своеобразное видение жизни. В произведениях Александра Серафимовича присутствуют оригинальные литературные выражения. Этот писатель стал неким исследователем жизни рабочего класса. Творчество Серафимовича в этом смысле уникально.

«Капля»

Ранние рассказы Серафимовича пронизаны реализмом. Таковы произведения, посвященные быту жителей Севера. Реалистичность присутствует и в рассказах о донецких шахтерах. Революционная романтика появилась позже. Так, в рассказе «Капля» присутствует эпичность, аллегория и вера автора в то, что простой народ могут спасти общность взглядов и труд, направленный на достижение революционных целей.

Символика в этом произведении довольно проста. Существует огромная скала, и одна-единственная капля не может ее разрушить. Она падает на каменную твердыню и мгновенно погибает. Но только сотни, тысячи каплей могут пробить в этой скале отверстие.

Рассказ делится на три части. Каждая из них – революционное движение, происходившее в разные годы. Первое было уничтожено. Второе дало некоторые плоды. Писатель возлагает надежду на третье революционное движение. Именно оно способно, по его мнению, пробить твердыню царского режима.

В Москве

Романтические идеи, присутствующие в творчестве Серафимовича близки литературному стилю Горького. И потому, возможно, после переезда в Москву донской литератор очень быстро сближается с великим пролетарским писателем. И для Серафимовича, и для Горького свойственна вера в необыкновенную силу человека. Неустанная борьба простого труженика, несмотря на многовековое рабство, способная привести к окончательной победе рабочего класса.

Позже Максим Горький создает издательство «Знание», куда в первую очередь привлекает Серафимовича. Революционные события 1905 года проходят на глазах, и даже при некотором участии уроженца донских степей. В это время он снимает квартиру на Пресне и помогает рабочим строить баррикады.

После 1905 года

Исторические события, которые наблюдал Серафимович, нашли отражение в его творчестве. В произведениях этого писателя с тех пор появились пафос и восторженность. Рабочие, одурманенные пьянством и беспросветным пустым существованием, уступили место в его рассказах героям-революционерам. В этом духе создан сборник рассказов «Затерянные огни».

Литературной деятельности Александр Серафимович посвятил более полувека. Во время Второй мировой войны он стал военным корреспондентом, но не переставал писать рассказы и очерки. Главным произведением Серафимовича является повесть «Железный поток». В этом произведении писатель отразил события Гражданской войны.

Память

Александр Серафимович был удостоен множества наград. В его честь названы улицы в Москве, Казани и Минске. В Волгоградской области в честь писателя назван город, в котором после его смерти был открыт литературный музей. В станице Усть-Медведицкая в восьмидесятые годы открыли дом-музей. А в самом Волгограде воздвигнут памятник Серафимовичу.

Писатель ушел из жизни в 1949 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

​50 интересных фактов об Александре Серафимовиче

1. Александр Серафимович – представитель так называемой пролетарской литературы.

2.Творчество этого писателя созвучно с литературной деятельностью Максима Горького.

3. Развитие его литературных взглядов происходило в довольно сложный период в истории России. Ранние рассказы Серафимовича находились под влиянием революционных движений второй половины 19 века. И на протяжении всего своего творческого пути он оставался верен своим взглядам и убеждениям.

4.Настоящая фамилия писателя Попов. Но в литературной деятельности он использовал псевдоним Серафимович.

АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ С РОДИТЕЛЯМИ

5. Александр Серафимович (Попов) родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области).

6.Отец — донской казак, был полковым казначеем, есаулом Войска Донского.

7.Детские годы Саша провёл в Польше, где служил его отец.

8.В 1873 году вернулся с семьёй на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Окончил Усть-медведицкую гимназию в 1883 году.

9.Поступив в 1883 в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом.

10. Марксистское учение мгновенно захватило сына донского казака. Но теоретическими познаниями студент отнюдь не ограничивался. Вскоре он завязал знакомство со старшим братом Ленина, Александром Ульяновым. И за участием в покушении на царя был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Жизнь в этих краях оказала решающее влияние на весь творческий путь писателя.

АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ В ЮНОСТИ

11. Активная общественная жизнь, которую вел Александр Серафимович еще в студенческие годы, заложила основу для его литературного творчества. Народная тема стала главной в его произведениях. Жизнь простого народа в конце века была крайне тяжелой. Сторонники идеи о необходимости государственного переворота полагали, что все зло исходит от основ царского режима. Мысли о том, как улучшить жизнь рабочих в России, все больше занимала начинающего писателя.

12. Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.

13.В 90-е годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир.

14. В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик. Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность.А потому, он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия.

15.При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе. Так, в «Сцепщике» Серафимович изобразил первые ростки протеста, которые обнаруживались, казалось бы, среди самых отсталых социальных слоев.

16. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Александр Попов был арестован и выслан в Архангельскую губернию.

17. Мировоззрение писателя окончательно сложилось во время пребывания в ссылке. Именно там он стал свидетелем рабочего быта простых людей и каторжников.

18.Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году.

19. В рассказ «На льдине» автор противопоставил бедняка Сороку кулаку. В этом произведении писатель представляет некий обвинительный акт против социальных сил, приведших главного героя к гибели.

20. В рассказе «На плотах» социальная драма трудящегося представлена в более сложной форме. Главный герой этого произведения – плотовщик Кузьма. Он в одиночестве добывает свой хлеб. Каждый день он находится в опасных невыносимых условиях, но его труд бесплоден. В обществе, в котором принято присваивать результаты чужой работы, социальная разобщенность оказывается губительной.

21.«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству. Позже основным жанром в его творчестве стал очерк. «Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами.

22.Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица. С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. Отчасти, это так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли писателя, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

23.В Архангельской губернии Александр Серафимович пробыл чуть более года. После ссылки он поселился в станице Усть-Медведицкой, где постоянно находился под надзором полиции. Не смотря на это, он вел здесь активную литературную и общественную деятельность. Кружок, который он организовал, был предназначен для обсуждения важных культурных событий.

24.В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда». Уже тогда, в начале 20 века он активно начал писать о жизни донецких шахтеров и заводских рабочих. В его творчестве развивается взгляд самостоятельного независимого художника. Этот писатель стал неким исследователем жизни рабочего класса

25.Романтические идеи, присутствующие в творчестве Серафимовича близки литературному стилю Горького. И потому, возможно, после переезда в Москву донской литератор очень быстро сближается с великим пролетарским писателем.

26.И для Серафимовича, и для Горького свойственна вера в необыкновенную силу человека. Неустанная борьба простого труженика, несмотря на многовековое рабство, способная привести к окончательной победе рабочего класса. Позже Максим Горький создает издательство «Знание», куда в первую очередь привлекает Серафимовича.

27.Революционные события 1905 года проходят на глазах, и даже при некотором участии уроженца донских степей. В это время он снимает квартиру на Пресне и помогает рабочим строить баррикады.

28.После 1905 года Исторические события, которые наблюдал Серафимович, нашли отражение в его творчестве. В произведениях этого писателя с тех пор появились пафос и восторженность. Рабочие, одурманенные пьянством и беспросветным пустым существованием, уступили место в его рассказах героям-революционерам. В этом духе создан сборник рассказов «Затерянные огни».

29. Во время Первой мировой войны Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей».

30. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество»). в 1927–1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса.

31. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — повесть «Железный поток» (1924). В ней изображены реальные события Гражданской войны — поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха (в романе Кожуха) летом 1918 года.

32. В этом романе он стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную».

33.Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.

34.Среди других произведений писателя – серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу: «По родным степям» (1912), «Скитания» (1913), «С сыном в горах» (1917).

35.У Серафимовича есть произведения о коллективизации: « По донским степям» (1931); пьесы «Марьяна» (1923) и «Именины в 1919 году» (1924).

36.Александр Серафимович писал книги и для детей и юношества: «Мишка-упырь»; рассказы, в том числе о жизни кавказцев: « Горное утро», «В Чечне», «Ингуши», (все в конце 1910-х годов); военную публицистику.

37. С ноября 1926 года по август 1929 года Серафимович был главным редактором журнала «Октябрь».

38.В 1934 году он был выбран в состав Президиума правления СП СССР.

39.Во время Великой Отечественной войны Александр Серафимович стал военным корреспондентом, но не переставал писать рассказы и очерки.

40. Серафимович рано осиротел. Впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений: «Из детской жизни», 1898; «Поход», 1901; «Сережа», 1907; «Первые страницы», 1911.

41. Вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они вошли в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман «Писатель».

42. Этот писатель на момент зарождения нового государства стал вполне зрелым автором с устоявшейся прочной социальной позицией. Но он не подстраивался под новый общественный строй.

43.Советская литература в послевоенные годы включает немного авторов, для которых свойственно своеобразное видение жизни. Также в произведениях Александра Серафимовича присутствуют оригинальные литературные выражения.

44. Серафимович писал статьи о советских писателях, многим из которых (в том числе Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) он помогал и советом и делом.

45. Умер Серафимович в Москве 19 января 1949 года. Похоронен он на Новодевичьем кладбище.

46. В 1943 году Серафимович, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.

47. Литературной деятельности Александр Серафимович посвятил более полувека.

48. Александр Серафимович был удостоен множества наград. В его честь названы улицы в Москве, Казани и Минске.

49.В Волгоградской области в честь писателя назван город, в котором после его смерти был открыт литературный музей.

ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ В ГОРОДЕ СЕРАФИМОВИЧ

фото из открытых источников

30.09.2020 00:41 3321 Толкование

Серафимович, Александр Серафимович
Александр Серафимович
Имя при рождении:

Александр Серафимович Попов

Дата рождения:

7 (19) января 1863(1863-01-19)

Место рождения:

станица Нижнекурмоярская, Область войска Донского, Российская империя

Дата смерти:

19 января 1949(1949-01-19) (86 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя  СССР

Род деятельности:

прозаик

Направление:

социалистический реализм

Жанр:

рассказ, повесть, роман, очерк

Язык произведений:

русский

Премии:
Награды:

Алекса́ндр Серафимо́вич (настоящая фамилия — Попо́в; 1863 — 1949) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Биография

Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Серафимович попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Серафимович был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В ссылке в Пинежье написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».

Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей».

В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия».

С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Память

В 1949 году его имя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету.

В честь А. С. Серафимовича названа улица в Москве, в Киеве (жилмассив «Березняки»), в Казани (Республика Татарстан)улица; в г. Энгельс (Саратовская область), переулок в г. Воронеже, а также город в Волгоградской области.,в г. Петрозаводск (республика Карелия). Улица в Ленинском районе города Новосибирск (левый берег). Библиотека им. А.Серафимовича в Выборгском районе Санкт-Петербурга напротив метро Озерки.

Награды и премии

Смотреть что такое “Серафимович, Александр Серафимович” в других словарях:

  • Александр Серафимович — Серафимович Александр Серафимович Серафимович Александр Серафимович Имя при рождении: Попов Александр Серафимович …   Википедия

  • Серафимович, Александр Серафимович — Александр Серафимович Серафимович. СЕРАФИМОВИЧ (настоящая фамилия Попов) Александр Серафимович (1863 1949), русский писатель. В повести Пески (1908), романе Город в степи (1912) нравственные проблемы, связанные с развитием капитализма в городе и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Серафимович — Александр Серафимович (псевдоним А.С.Попова, 1863 ) пролетарский писатель. Р. в станице Нижне Курмаярской. Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун т, на физ. мат. фак т, С. попал в среду революционного… …   Литературная энциклопедия

  • Серафимович Александр Серафимович — Серафимович (псевдоним: настоящая фамилия Попов) Александр Серафимович [7(19).1.1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области, ‒ 19.1.1949, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1918. Родился в семье есаула… …   Большая советская энциклопедия

  • СЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович — СЕРАФИМОВИЧ (Попов) Александр Серафимович (1863 1949) русский писатель. В повести Пески (1908), романе Город в степи (1912) нравственная проблематика, связанная с развитием капитализма в городе и деревне. Роман Железный поток (1924) обобщенно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Серафимович — Серафимович: Александр Серафимович (настоящая фамилия Попов, 1863 1949)  русский писатель. Серафимович  город в Волгоградской области …   Википедия

  • Серафимович — Александр (Попов) (1863 1949). Русский новелист; был связан с Горьким. Работал корреспондентом Правды с 1918 по 1922 г.г. Наиболее известен как автор романа Железный поток , описавающего Гражданскую войну на юге России …   1000 биографий

  • Серафимович (город) — Город Серафимович Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Серафимович, Александр — Александр Серафимович (урожденный Александр Серафимович Попов; 7 (19) января 1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области 19 января 1949, Москва) русский советский писатель. Биография …   Википедия

  • Серафимович Александр Серафимович — Александр Серафимович (урожденный Александр Серафимович Попов; 7 (19) января 1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области 19 января 1949, Москва) русский советский писатель. Биография …   Википедия

АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ СЕРАФИМОВИЧ

Даты жизни: 19 января 1863 –  19 января 1949 Место рождения: станица Нижне-Курмоярская, Область войска Донского, Россия Известные произведения: «Железный поток», «На льдине», «Воробьиная ночь», «Три друга»

    Родился 19 января в станице Нижне-Курмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области), в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

   С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом «Правды».

     Умер А.С. Серафимович в Москве 19 января 1949 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

   Мемориальная доска на доме № 37 по улице Георгиевской в Мариуполе, в котором писатель жил с 15 декабря 1896 года по 18 января 1898 года.

Могила писателя Александра Серафимовича

Памятник Серафимовичу  у Волгоградского государственного педагогического университета

ДВА МОРЯ АЛЕКСАНДРА СЕРАФИМОВИЧА

  Ему предстояла ответственная работа: всего несколькими месяцами ранее купеческий город в устье Кальмиуса начал превращаться в крупный промышленный центр юга России. Появление металлургического производства и сопровождающие этот процесс перемены в общественной и хозяйственной сферах серьезно волновали жителей приазовских городов: индустриализация и многие ее моменты для людей того времени были настоящим «белым пятном», ждавшим своих исследователей. А еще надо было зафиксировать для истории черты уходящего купеческого мира, вытесняемого миром промышленной эпохи.    Как вы уже догадались, этим корреспондентом был Александр Серафимович (настоящая фамилия – Попов), и время работы в «Приазовском крае» стало периодом, когда окончательно сформировался его литературный талант. Январь – особый месяц в его жизни: писатель родился и умер в один и тот же день с разницей в 86 лет.

«Где мостовые скрипят, как половицы…»

   Надо сказать, что полиция не приветствовала увлечение ссыльных охотой, однако поделать ничего не могла, так как других форм времяпрепровождения там просто не было. Кроме того, у нее хватало и других забот: площадь Мезенского уезда более чем в два раза превышала современную территорию Ростовской области. Поэтому странствия с ружьем по лесам сначала в окрестностях Мезени, а после – Пинеги, куда его перевели для дальнейшего отбывания наказания, давали Серафимовичу немало новых впечатлений, которые со временем превратятся в строки. Кстати, псевдоним, под которым писатель вошел в историю, тоже был взят им на Русском Севере.

На сломе эпох

   Не всегда можно было рассчитывать на скорый результат прилагаемых усилий: Серафимович проработал корреспондентом ростовской газеты в Мариуполе всего 14 месяцев, и дальнейшая его биография была связана с литературным трудом. Тем не менее, его корреспонденции в «Приазовском крае» сумели принести пользу горожанам. Серафимович был одним из первых, кто активно выступал за открытие библиотеки в растущем промышленном центре. Мечта сбылась спустя пять лет, в 1902 году, когда Мариуполь получил свою первую общедоступную библиотеку. А в середине 1920-х годов благодарные мариупольцы назвали в честь писателя при его жизни одну из вновь открывшихся библиотек. Имя Александра Серафимовича она носит до сих пор – никакие политические бури над азовскими берегами не смогли стереть память о нем.

Дмитриевский, А. Два моря Александра Серафимовича/ А. Дмитриевский// Молот, 2019.-№ 003-004.- С.11.-(18 янв)

Биография Биография писателя Произведения 6 произведений Сочинения 5 сочинений image Биография вариант 1 вариант 2

СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (1863−1949), русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883—1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу

А. И. Ульянова

(брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере). С 1890 жил на родине, с 1892 — в Новочеркасске, с 1902 — в Москве, где вошел в круг М. Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны — санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927—1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.). Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко,

Г. И. Успенский

,

Ф. М. Решетников

и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915). Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием

Е. И. Ковтюха

, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал

Д. А. Фурманов

в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов. Среди других произведений писателя — серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч.

Н. А. Островскому

,

Ф. В. Гладкому

, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР. Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.

Александр Серафимович (Попов) родился 7 января 1863 года в семье полкового казначея. Жили они в Нижне-Курмоярской области. Александр рано теряет отца. С 1883 по 1887 год обучался в Петербургском университете, был выслан в Архангельскую губернию за революционное движение и за дознания по покушению на Александра III, где приступает к написанию своих первых работ: «На льдине» в 1889, «На плотах» 1890 и «Снежная пустыня» в 1890 году.

В 1890 году Александр из ссылки возвращается дамой, в 1892 отправляется в Новочеркасск, а в 1902 переезжает в Москву. Служил санитаром во время Первой мировой. В годы Октябрьской революции принимал активное участие в строительстве культуры: журналист в газетах, организатор журнала «Творчество», потом журнал «Октябрь» и многие другие.

В своем творении «Пески», за которое ему сам Л. Толстой дал свою высокую оценку, автор обрисовывает влияние денег на людей, как власть поддается на это искушение, а в «Чибис» – Александр рассказывает читателям о проблеме с «рабством», когда людей эксплуатируют, но при этом платят мизер.

С 1907 по 1910 года Серафимович переходит от очерков и рассказов к написанию романа «Город в Степи». Рассказывает своим читателям о строительстве городишка в капиталистические времена в книге «Захарка».

После революции автор пишет, как оказалось, свой самый влиятельный роман на литературу – «Железный поток» в 1924 году. Также есть на счету писателя очерки, в которых он с читателями делится своими впечатлениями о путешествии по Кавказу, Дону, побережью Черного моря: «Скитания», «По родным степям», «С сыном в горах» и многих другие. В 1943 Александра Серафимовича приставляют к награде за его влияние и развитие литературы отечества – получает Государственную премию СССР.

Умирает Александр Серафимович (Попов) в 1949 году 19 января в г. Москва.

Произведения

Железный поток Три друга Маленький шахтёр Воробьиная ночь В бурю Белая Глина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий