Семен Иванович Челюскин биография кратко

–>Перейти к: навигация, поиск

Челюскин Семён Иванович

Годы жизни около 1704-07 — 1764
Место рождения с. Борищево, Калужская губерния
Гражданство Российская империя
Годы службы 1721 – 1756

Вершина карьеры

  • Капитан 3-го ранга

Челюскин, Семён Иванович — русский полярный мореплаватель. Родился примерно в 1704-1707 гг. (точная дата рождения неизвестна). В 1741 – 1742 годах исследовал и описал северо-восточный мыс Азии, часть берега полуострова Таймыр. Вошел в историю как первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Детство и юность

Точная дата рождения Семёна Ивановича Челюскина не установлена. По одним источникам он родился в 1704 г., а согласно других – в 1707 году. Также достоверно не известно место рождения будущего полярного мореплавателя.

Осенью 1714 года Семён был зачислен в Школу математических и навигационных наук, а через три года перевелся в “навигационный класс”, в котором обучился основам астрономии и навигации.

В 1721 Челюскин “получил аттестации в науке и в практике” и в целом хорошо зарекомендовал в “штурманской должности и хорошем обхождении”.

Карьера

В 1720-х годах Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота навигатором, учеником штурмана и подштурмана. Также он описывал прибрежные участки Финского залива, обучал гардемарин на Балтике. В 1727 году Семён обзавелся семьей. Несмотря на успехи по службе, он не мог занять руководящую должность из-за отсутствия поддержки в адмиралтейских кругах. Кроме того, такие должности в основном занимали иностранцы и простому русскому моряку было очень сложно получить подобный пост.

image Портрет С. И. Челюскина

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. Уже в январе следующего года был создан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. На должность подштурмана был принял Семён Иванович Челюскин, но вскоре он был назначен штурманом и отправлен в Екатеринбург для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”.

С 1733 по 1743 год Челюскин был участником Великой Северной экспедиции, а в 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции под руководством В. В. Прончищева. Во время этой экспедиции Семён Иванович вел дневник и описывал открытые берега.

В сентябре 1736 года он принял командование кораблём по причине болезни В. В. Прончищева. Во время командования Челюскин успешно вывел корабль из залива Фаддея к устью реки Оленёк. Позже, в декабре 1736 года, он вместе с геодезистом Чекиным санным путем вернулся в Якутск. После ремонта одноименного корабля Челюскин участвовал в экспедиции Х. П. Лаптева 1738 – 1739 годов. В 1741—1742 годах он исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея.

В ходе этой экспедиции, которую назвали Великой Северной или Второй Камчатской, Х. П. Лаптев и С. И. Челюскин сделали два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. Но особого значения этому открытию Семён Иванович не предал. Позже об этой экспедиции писал М. Люмоносов

Карта маршрутов Великой Северной экспедиции

Сколь же мне сведомо, с востока от устья р.Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом

Также Ломоносов создан в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Из этого понятно, что и Ломоносов и Челюскин не могли точно указать крайнюю северную точку Евразии.

Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году)

Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где получил звание мичмана. Позже он служил на Балтийском флоте на различных должностях. В 1751 году произведён в лейтенанты, а в 1754 г.получил звание капитан-лейтенанта. 18 декабря 1756 года Семён Иванович Челюскин в чине капитана 3-го ранга ушел в отставку.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года, место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

Памятный знак, установленный к 270-летию открытия мыса Челюскина

Увековечивание памяти

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.

Airbus A319 «С. Челюскин»

  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже , Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VQ-BBA) носит имя «С. Челюскин».
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица

См. также

12:04 20.05.2022 (обновлено: 13:27 20.05.2022)

image 21 октября 2021, 18:13 Человек-пароход и мореплаватель: в Москве открылась выставка о Крузенштерне Почти все задачи по изучению морского пути из Архангельска в Тихий океан, поставленные перед отрядами экспедиции, были решены. Челюскиным были произведены описи северной части Таймырского полуострова, проложен путь из Туруханска до устья Хатанги и продолжен путь к северной оконечности Таймыра вдоль восточного берега полуострова. Карты, составленные Челюскиным, оказались на удивление точными, прошли проверку временем. Это признавали самые придирчивые эксперты. Выдающийся исследователь Арктики Адольф Эрик Норденшельд – первый человек, прошедший Северным морским путем, писал: “Челюскин действительно посетил этот мыс. Верное очертание мыса его имени на картах дает основание к этому утверждению”. © РИА Новости / Роман Денисов Геологи полярной станции на мысе Челюскин Столетие спустя по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Миддендорф. Именно по его предложению Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международную литературу и карты. В настоящее время на мысе Челюскина находится полярная станция, радиометеорологический центр, где ежегодно зимуют от восьми до десяти российских ученых, которые активно изучают метеорологические условия, составляют важные сведения для навигации морских и воздушных судов. Здесь же расположен самый северный аэропорт на континенте. Толкование

Челюскин, Семён Иванович
Семён Иванович Челюскин
Род деятельности:

гидрограф, путешественник, полярный исследователь

Дата рождения:

около 1700

Место рождения:

с. Борищево, Перемышльский уезд, Калужская губерния

Подданство:

 Российская империя

Дата смерти:

1764 год(1764)

Отец:

Иван Родионович Челюскин (стольник)

Супруга:

Аграфена Павлова

Семён Ива́нович Челю́скин (около 1700[1] — ноябрь 1764) — русский полярный мореплаватель. Родился (предположительно) в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии][1].

Биография

Осенью 1714 года в Москве зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733—1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741—1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:

Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки.

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено[1].

Память о Челюскине

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостров Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названа улица в городе Мариуполь и Полтава (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В столице Татарстана (Казань) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолетов Аэрофлота с бортовым номером VQ-BBA.
  • В городе Новосибирске (Россия) в честь Челюскина названа улица.

Литература

  • Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. С.1489
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника. — М.: Сов. Писатель, 1989. С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб., 1860-69. Ч.1. С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.

Примечания

  1. 1 2 3 В.В.Богданов Штурман Челюскин // Природа. — М., 2001. — № 9. — С. 91-94.

Ссылки

Смотреть что такое “Челюскин, Семён Иванович” в других словарях:

  • Челюскин Семён Иванович — (около 1700  1764), полярный исследователь, капитан 3 го ранга (1760). Участник 2 й российской Камчатской (Великой Северной) экспедиции; в 1741 42 описал часть берега полуострова Таймыр, достигнув при этом северной оконечности Евразии (ныне мыс… …   Энциклопедический словарь

  • Челюскин, Семён Иванович — ЧЕЛЮ/СКИН Семён Иванович (ок. 1700 1764) российский полярный исследователь, капитан 3 го ранга. С 1714 г. обучался в Школе математических и навигацких наук в Москве. С 1728 г. служил на кораблях БФ. В 1733 1743 гг. участвовал в работе 2 й… …   Морской биографический словарь

  • Челюскин, Семён Иванович — Челюскин, Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович (около 1700 1764), российский арктический исследователь. Участник Великой Северной экспедиции штурман в отрядах В.В. Прончищева и Х.П. Лаптева. В 1741 42 исследовал 1600 км берегов морей Лаптевых и …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Челюскин Семён Иванович — Челюскин, Семён Иванович (около 1700 1764)  знаменитый русский полярный мореплаватель. Родился в Калужской губернии в Перемышльском уезде в селе Борищево. Содержание 1 Биография 2 Память о Челюскине 3 См. также …   Википедия

  • ЧЕЛЮСКИН Семён Иванович — (ок. 1700 64), рос. полярный исследователь, кап. 3 р. (1760). Участник Вел. сев. эксп и 1733 43, работал в отрядах В.В. Прончищева, Х.П. Лаптева. С именем Ч. связаны открытия …   Энциклопедия РВСН

  • Семён Иванович Челюскин — см. Челюскин, Семён Иванович …   Морской биографический словарь

  • Семён Иванович Челюскин — Челюскин, Семён Иванович (около 1700 1764)  знаменитый русский полярный мореплаватель. Родился в Калужской губернии в Перемышльском уезде в селе Борищево. Содержание 1 Биография 2 Память о Челюскине 3 См. также …   Википедия

  • Челюскин — Челюскин, Семён Иванович …   Морской биографический словарь

  • Челюскин — Челюскин: Челюскин, Семён Иванович (около 1700 1764)  русский полярный мореплаватель. Мыс Челюскин  северная оконечность полуострова Таймыр. «Челюскин»  известный пароход, раздавленный льдами. Челюскин  полярная станция на… …   Википедия

  • ЧЕЛЮСКИН — 1. ЧЕЛЮСКИН Семён Иванович (ок. 1700 64), полярный исследователь, капитан 3 го ранга (1760). Участник 2 й Камчатской экспедиции. В 1741 1742 провёл опись берега п ова Таймыр, достигнув при этом северной оконечности Евразии (ныне мыс Челюскин).… …   Русская история

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ЧЕЛЮСКИН

Семен Иванович Челюскин происходил из мелкопоместного дворянского рода. Точная дата его рождения неизвестна; историки говорят, что он родился около 1700 года. Поместье Челюскиных находилось где-то под Калугой, в Центральной России, поэтому отец Семена не планировал отдавать сына в Морское училище. Когда же к власти пришел Петр I, Иван Челюскин, учитывая обстановку, отдал сына в недавно открытое Морское училище, называвшееся «Навигацкой школой».

За несколько лет до этого Петр отправил довольно большую группу молодых людей за границу учиться морскому делу. По возвращении все они держали экзамены в присутствии царя. С честью выдержали испытание лишь четверо, и разочарованный Петр решил, что целесообразнее учить моряков у себя, в России.

Петр сам разработал план обучения в «Навигацкой школе», который предусматривал последовательное изучение наук по возрастающей степени трудности: сначала изучалась арифметика, геометрия и тригонометрия, затем шла навигация, сферика, астрономия, математическая география и методика ведения шканечного вахтенного журнала.

В школе не существовало определенных сроков обучения: некоторые осиливали науки за четыре года, некоторые — за пять-шесть лет. Успевающим ученикам (неимущим) выдавались так называемые «кормовые деньги» — от 3 до 12 копеек в день. Тогда это было не мало, так что воспитанники имели возможность материально поддержать свою семью. За плохую успеваемость или поведение ученик мог лишиться «кормовых денег». Существовали в школе и другие наказания: порка, стояние под ружьем. С богатых воспитанников за прогулы взимали крупный денежный штраф.

Учиться в школе было трудно, ибо там в большинстве своем преподавали учителя-англичане, плохо знающие русский язык, да к тому же еще и пьяницы. Они требовали от учеников зубрежки, а при этом учебники были плохие, да и учителя мало что могли объяснить.

Однако эта «Навигацкая школа» сыграла важную роль в развитии русского флота, так как из числа ее воспитанников брали учителей во все открываемые училища. Отсюда же вышли первые русские инженеры, артиллеристы, гидрографы и геодезисты.

В 1715 году Петр учредил в Петербурге Морскую академию. Отныне навигацкая школа становилась подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способные ученики попадали в Академию.

Одним из воспитанников школы, а затем и Академии стал Семен Челюскин. С честью преодолев все трудности обучения, он в феврале 1726 года был зачислен на морскую службу в чине подштурмана.

Челюскин с детства знал Василия Прончищева, от которого ему стало известно о подготовке большой экспедиции в Северную Сибирь. Прончищев предложил Челюскину принять участие в путешествии.

Подштурман подал соответствующий рапорт начальству и 17 апреля 1733 года был включен в состав Второй Камчатской экспедиции, одновременно став штурманом.

Еще во времена Петра I появились замыслы по изучению северных берегов Сибири и розыску морских путей в Японию и Америку. Первый такой поход, совершенный Витусом Берингом, стал своеобразной разведкой.

План новой экспедиции с обширной программой разрабатывал сам Беринг. Спустя месяц по возвращении из первой экспедиции он представил краткую записку, в которой предлагал:

1) обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки, вплоть до Японии и устья Амура;

2) обойти весь северный берег Сибири и провести его съемку;

3) отправиться на восток от Камчатки с целью отыскания берегов Америки, после чего завести торговые сношения с проживающими там туземцами. Дело в том, что Беринг был уверен в непосредственной близости Камчатки и Америки.

Беринг укомплектовывал экипаж достаточно долго. В эту же экспедицию был зачислен и Семен Челюскин.

Ранней весной 1733 года Челюскин в составе одной из партий отправился на место своей будущей деятельности. До Твери добирались по суше. Когда Волга освободилась ото льда, поплыли вниз до Казани, а потом вверх по Каме. В декабре того же года партия добралась до главного (в то время) центра Сибири, Тобольска.

Здесь экспедиция разделилась на несколько отрядов, и каждый из них получил особое задание.

Семена Челюскина включили в состав отряда лейтенанта Прончищева, который должен был описать западные берега от устья Лены, область реки Анабары и Хатанги; далее планировалось вести наблюдение вокруг Таймырского полуострова, до Пясины, а затем встретиться с отрядом лейтенанта Овцына.

Зиму 1733–1734 годов Челюскин провел в Тобольске. Весной водным путем отряд отправился дальше на восток.

Путешествие было нелегким еще и потому, что экспедиции самой приходилось заботиться о снаряжении. Еще до этого власти Сибири получили приказ подготовить все экспедиции, но на деле ничего не было выполнено.

Основной состав экспедиции отдельными партиями только к концу 1734 года добрался до села Усть-Кут на Лене. Здесь же шла долгая и муторная подготовка к путешествию в Якутск.

По мере продвижения в глубь страны на восток путь для экспедиции становился все более тяжелым. Местное население было недовольно пришельцами, вынужденное поставлять лошадей, размещать членов экспедиции на постой, снабжать их продуктами, транспортировать грузы. Многие из них болели и умирали из-за тяжелой работы, плохого питания, отсутствия медицинской помощи.

В начале лета 1735 года путешественники добрались до Якутска.

Далее в распоряжение Прончищева поступила дубель-шлюпка «Якутск». Ее экипаж состоял из командира, штурмана (им был Семен Челюскин), подштурмана и других. Кроме того, в составе экспедиции была и жена Прончищева, Мария.

30 июня 1735 года «Якутск» вышел в плавание и вскоре достиг устья Лены. Далее путь «Якутска» лежал на запад, и Челюскин попытался найти фарватер в одной из западных проток. Двухдневные поиски ничего не дали, и Прончищев с Челюскиным решили плыть по восточной протоке, хотя это и удлиняло путь. Протока была очень узкой, шлюпка каждую минуту могла налететь на подводный камень.

«Якутск» добрался до Быковского мыса, загрузился запасным провиантом. В двадцатых числах экспедиция приблизилась к устью реки Оленек.

Здесь отряду пришлось зазимовать, ибо начались холода, затруднявшие всю работу.

В избранном для зимовки месте стояло несколько юрт, в которых жили двенадцать семей русских промышленников, а поблизости кочевали тунгусы и якуты.

Спустя три недели в реку ветром нагнало много больших льдин, а потом ударил сильный мороз. «Якутск» застрял во льдах.

Несмотря на это, люди продолжали готовить землянки. 13 ноября началась полярная ночь.

Прончищев и Челюскин всю зиму деятельно готовились к дальнейшему походу: ремонтировали судно, пополняли запасы провизии. Неожиданно среди команды началась цинга, несколько человек умерло.

21 июня 1736 года вскрылась река, но море было по-прежнему затянуто льдом, а потому к намеченной цели двинуться было невозможно.

Льды отнесло от устья Оленека в первых числах августа. Корабль взял курс на северо-запад.

Далее «Якутск» поплыл по реке Хатанге. Больших льдов сначала не встречалось, но потом корабль опять угодил в полосу сплошного льда. Плыть приходилось очень осторожно и возле самого берега. В довершение всего опустился густой туман, и в нескольких десятках шагов ничего не было видно.

Челюскин приложил все свои усилия, чтобы в этих условиях найти правильный путь, и это ему удалось. К утру следующего дня «Якутск» вышел из полосы тяжелых льдов.

Когда туман несколько рассеялся, путешественники увидели пустынные берега Таймырского полуострова. Однако корабль снова попал в сплошные льды. Опять начала свирепствовать цинга; заболел командир отряда Василий Прончищев.

Воспользовавшись попутным ветром, Челюскин вывел корабль к устью Хатанги. Однако леса, столь необходимого для постройки зимовий и для отопления и ремонта судна, здесь не было. Пришлось плыть дальше, — к устью Оленека.

В устье реки корабль не мог войти несколько дней из-за противного ветра.

29 августа умер Прончищев, и Челюскин официально стал командовать «Якутском».

18 января 1737 года Челюскин прибыл в Сиктахское зимовье, расположенное на Лене. Накануне туда же прибыл приказчик Матвей Тарлыков. По-видимому, он и Челюскин сильно повздорили, и Матвей запретил местным тунгусам и якутам вести дальше Челюскина и не слушал никаких уговоров.

Таким образом, Челюскину и его спутникам пришлось сидеть в Сиктахе пять месяцев, только в июне им удалось продолжить свой путь.

Челюскин отправил Берингу специальное донесение, описав все события, и спрашивал, надо ли дальше продолжать экспедицию.

После долгих консультаций Беринг приказал пока приостановить исследование вплоть до решения Адмиралтейств-коллегий.

Коллегия, несмотря на человеческие жертвы, во что бы то ни стало настаивала на скорейшем выяснении вопроса, можно ли плавать северными ледовитыми морями. Словом, требовалось продолжать экспедицию.

Приготовления заняли весь 1738 год. Был сделан запас продовольствия, обновлено снаряжение, отремонтирована шлюпка. «Якутск» снялся с якоря 9 июня. Маршрут был практически тот же.

До устья Лены шлюпка добралась без приключений. Челюскин вел свой судовой журнал.

21 июля 1739 года «Якутск» вышел западной протокой в море. Здесь-то Челюскин и показал себя отличнейшим штурманом. На выходе протоки тянулись подводные пески, из-за которых даже мелкая рыбачья лодка часто не могла найти здесь путь. Малейшее отклонение от фарватера грозило кораблю посадкой на мель. Однако Семен Иванович спокойно и уверенно провел корабль опасным фарватером.

До Оленека море было свободно ото льда. Через три дня мореплаватели миновали устье этой реки.

В устье Оленека корабль не задержался, пошел дальше на запад. Однако далеко уплыть не удалось, так как на судно стали опять напирать льды. Приходилось часто использовать весла, отпихивать шестами льдины, которые удерживали корабль на месте по нескольку суток подряд.

В один из дней плавания перед экипажем «Якутска» открылась глубокая губа, сплошь покрытая плотным льдом. Эту бухту промышленники назвали Нордвик, что значит Северный залив.

Далее «Якутск» опять попал во льды и пять дней отстаивался в Ледовой бухте, пока наконец не открылась возможность продолжать путь. 6 августа экспедиция достигла Хатангского залива. Около его восточного берега путешественники заметили остров, который назвали островом Св. Преображения. На западном берегу залива виднелись строения.

Челюскин и его помощник Чекин добросовестно обследовали местность. Они обнаружили, что в Хатангский залив впадает не только большая река Хатанга, но еще и река. Балахня. Челюскин и Чекин очень хотели исследовать местность, но с корабля слали тревожные сигналы о напирающих со всех сторон льдинах. Оценив обстановку, Чекин с Челюскиным решили искать какое-нибудь природное укрытие. С этой целью они двинулись внутрь Хатангского залива, где вскоре нашли устье мелководной речки. Однако стоило «Якутску» войти в него, как вход заложили льды.

Через несколько дней ветер отнес лед. Судно под парусами двинулось в открытое море и дошло до высокого утеса, сложенного из белого камня, похожего на алебастр. Это был мыс Св. Фаддея.

Челюскин пересел на ялбот и отправился на разведку. Матросов он высадил на берегу, чтобы они копали яму для маяка, а сам в сопровождении Чекина двинулся вдоль берега. К вечеру они вернулись обратно с плохими новостями: за мысом Фаддея лежал такой тяжелый лед, что пробиться сквозь него не было никакой возможности.

Обратный путь из-за льда был не менее труден. 29 августа дубель-шлюпка вошла в Хатангский залив.

В двадцатых числах сентября река окончательно замерзла, и экипаж «Якутска» перебрался жить на берег в специально построенную избу. Работа продолжалась: Лаптев, Челюскин и Чекин ездили по окрестностям, проводя опись берега.

Чем ближе было лето, тем активнее шла подготовка к продолжению экспедиции. В устье Таймыра послали одного русского промышленника, вызвавшегося заготовить там рыбу для членов экспедиции. Гонцов направили также и в Якутск, Туруханск, в устье Лены.

Лаптев очень хотел попытаться обогнуть Таймырский полуостров морем, но Челюскин настойчиво советовал ему отказаться от этого, так как дубель-шлюпку могли раздавить льды. В конце концов было решено вернуться в Якутск и подготовить поход на собаках.

Лед на Хатанге треснул 15 июня, но все еще не было возможности покинуть стоянку; «Якутск» смог поднять якорь лишь 12 июля 1740 года. 30 июля он вошел в Хатангскую губу и направился к морю, чтобы потом идти к устью Лены.

Но неожиданно одна из льдин пробила подводную часть корабля. Челюскин не бросил управления. Воду откачивали в течение шести дней, но она все прибывала. Чтобы избавиться от лишнего груза, за борт были выброшены пушки и тяжелые вещи, однако шлюпка неотвратимо тонула.

К счастью, вдруг ударил сильный мороз. Несколько человек были посланы в разведку, чтобы добраться до берега. Мороз усилился, и море покрылось надежным льдом. Вся команда выгрузилась на него, а потом с трудом добралась до берега.

Но на льдине осталось продовольствие, которое нужно было доставить на берег во что бы то ни стало. Тяжелые ящики и мешки таскали по льду полмесяца, а потом подул свежий ветер, который унес льдину с оставшимися продуктами и дубель-шлюпку к северу.

Лаптев и Челюскин, подсчитав запасы, сделали вывод, что положение сложилось более чем тяжелое. К тому же матросы дошли до крайнего отчаяния, устали и роптали.

Наконец решено было идти в Хатангскую губу, к прежнему месту зимовки, ибо там остались кое-какие запасы, да и место было знакомо.

Сначала шли беспрепятственно, и люди даже повеселели. Но неожиданно путь преградила бурная речка, по которой плыли льдины. Люди не смогли перебраться через нее, и пришлось вернуться обратно.

Целый месяц ушел на изготовление средств для переправы. Наконец, путешественникам удалось форсировать реку и с трудом, но достичь Хатангской губы.

Лаптев отправил в Адмиралтейств-коллегию обстоятельный рапорт. Было решено описывать берега сухим путем.

Однако в 1743 году неожиданно последовал приказ сворачивать исследовательские работы, ибо экспедиция принесла много хлопот сибирским властям.

Труд участников экспедиции не был оценен по достоинству. Большинство из них не получило даже никаких наград, лишь некоторые — продвижение по службе.

В их числе оказался и Семен Иванович Челюскин.

Правда, в 1745 году его произвели в лейтенанты и поручили командовать придворными яхтами. Но Семен Иванович недолго пробыл на этой малоприятной для него должности. В 1754 году Челюскин получил чин капитан-лейтенанта.

В 1760 году Семен Иванович Челюскин ушел в отставку в чине капитана 3-го ранга. Умер он после 1760 года; точной даты его смерти мы не знаем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Семён Иванович Челюскин
image
Дата рождения около 1707
Место рождения село Мишина Поляна, Белёвский уезд, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти ноябрь 1764
Страна
  • image Российская империя
Род деятельности гидрограф, путешественник, полярный исследователь, военный моряк
Отец Иван Родионович Челюскин (стольник)
Супруга Аграфена Павлова

Семён Ива́нович Челю́скин (около 1707, Мишина Поляна[1] — ноябрь 1764) — российский полярный мореплаватель и офицер флота, капитан 3-го ранга (1756).

Биография

Выходец из древнего рода Челюскиных (Челюсткиных), довольно знатного в XVII столетии, но сильно обедневшего уже в начале XVIII века. Точные дата и место рождения не установлены, наиболее вероятно, что родился около 1707 года (обнаружены архивные документы, что в 1737 году С. И. Челюскину было 30 лет, а в 1743 году — 36 лет)[2]. В публикациях также указываются года рождения (с оговорками «приблизительно» и «около») 1700[3] и 1704. Местом рождения разные авторы называют Белёв, Москву, село Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии, село Мишина Поляна Белёвского уезда Тульской губернии[4] либо село Ильино того же уезда. В 1710 году умер отец, но родственники помогли матери дать образование нескольким сыновьям, в том числе и Семёну.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. С 1717 года занимался в навигацком классе школы, в 1721 году успешно сдал экзамены.

В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана, подштурмана. Выполнял описания побережий Финского залива, в 1727 году производил занятия с гардемаринами.

В 1733—1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1733 году был зачислен штурманом в отряд В. В. Прончищева, с которым в 1735 году прибыл в Якутск. В 1735—1736 годах, в качестве штурмана на дубель-шлюпке «Якутск», участвуя в Ленско-Енисейском отряде, с целью обследовать побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея, вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Н. Чекиным вернулся в Якутск, затем туда же был доставлен и корабль.

В 1739 и 1740 годах, после ремонта «Якутска», исследовал на нём восточной побережье полуострова Таймыр. 15 августа 1740 года «Якутск» был затёрт льдами и затонул, но большую часть припасов моряки успели выгрузить на лёд, а затем доставить на берег, находившийся в 15 милях. Приведя экспедицию в порядок. Челюскин возглавил переход в 700 вёрст до Хатанги, чем спас почти весь экипаж (несколько человек умерли от цинги).

В 1741 и 1742 годах командование отрядом принял Х. П. Лаптев, Челюскин вновь стал штурманом отряда. В связи с гибелью корабля в 1741—1742 годах было решено продолжить исследования тремя партиями на собачьих упряжках. Партия Челюскина вышла из Туруханска и исследовала западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыв самую северную точку континентальной Евразии, которая в 1843 году исследователем А. Ф. Миддендорфом была названа в его честь мысом Челюскин. В этом походе протяжённость заснятого Челюскиным побережья составила около 1 600 километров (включая самый северный участок побережья Таймыра протяжённостью 400 км), а общая длина только его санных маршрутов составила более 6 300 км. В июле 1742 года партия Челюскина по завершении порученных ей работ прибыла в Новую Мангазею.[2]

image

В марте 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1746 году командовал яхтой «Принцесса Елизавета»[5]. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга вышел в отставку «за болезнями».[6]

Вернулся в Тульскую губернию, где после смерти родственников владел имениями в Лихвинском, Алексинском, Перемышльском и Белёвском уездах. Скончался, по мнению московского историка В. В. Богданова, предположительно в селе Босарево Алексинского уезда (ныне в составе Ферзиковского р-на Калужской области), а был похоронен, вероятно, в селе Рождество-Слуки Алексинского уезда, которым владела его дочь Аграфена, в замужестве Змиева. Могила не сохранилась.[2][7]

Доклад («опись») С. И. Челюскина об изысканиях на Таймыре был найден в архивах и опубликован в 1851 году.[8]

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:

Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки.

Память о С. И. Челюскине

image Заложенный камень в Белёве

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России, на службе в 1966—1993 годах.
  • В Подмосковье Московская область в честь него назван посёлок, станция Ярославской железной дороги.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • Именем С. И. Челюскина назван самолёт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214[9].
  • В посёлке Арсеньево Тульской области установлен бюст в честь русского «Колумба Арктики».
  • В 2013 году на родине С. И. Челюскина в селе Мишина Поляна в знак памяти о нём установлен поклонный крест.
  • В 2018 году вышел фильм «Первые», в котором показано участие С. И.Челюскина в экспедиции Ленско-Енисейского отряда. В роли Челюскина — Евгений Ткачук.

Улицы

  • В честь Челюскина названа улица в городе Путивль
  • В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
  • В Санкт-Петербурге названа в его честь улица (с 2019 года)
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Якутске в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Алматы (Казахстан) в честь Челюскина названа улица в Турксибском районе города Алматы.
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • В городе Сарны Ровенской области (Украина) в честь Челюскина названы три улицы и переулок.
  • В городе Петропавловск (Казахстан) в его честь названа улица.

Литература

  • Волобуев Е. И., Ципоруха М. И. Кто Вы, Великий Неизвестный? Очерки по истории исследования морей и океанов на кораблях Российского флота в XVIII—XX веках. — М., 1995. — С. 48-54.
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника. — М.: Сов. Писатель, 1989. — С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. — С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб., 1860—1869. Ч.1. — С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть. — М.: Детская литература, 1990. — 272 с.
  • Овчинников Д. С. И. Челюскин — штурман-первооткрыватель. // География и экология в школе XXI века. — 2018. — № 1. — С. 26-30.
  • Осипов К. С. И. Челюскин. — М., 1951.
  • Пасецкий В. М. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. — М.: Воениздат, 1953. — 672 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Троицкий В. А. Географические открытия В. В. Прончищева, X. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре. // Летопись Севера. Том 7. — М., 1975.
  • Челюскин С. И. // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. // Институт истории СО РАН. Издательство «Историческое наследие Сибири». — Новосибирск, 2009.

Примечания

  1. Овчинников Д. Белёвский первооткрыватель Архивная копия от 27 декабря 2017 на Wayback Machine. // Молодой коммунар (Тульская областная газета). — 14.11.2017.
  2. 1 2 3 Богданов В. В. «Морского флота навигатор» Семён Челюскин. // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 1. — С.65-71.
  3. Военная энциклопедия в 8 томах. Т. 8: Таджикский — Яшин / Гл. ред. комиссии С. Б. Иванов. — М.: Воениздат, 2004. — 579 с. — С.382. — ISBN 5-203-01875-8.
  4. Ныне входит в Арсеньевский район, Тульская область, Россия.
  5. Чернышёв, 2002, с. 177—178.
  6. Упоминания в литературе о выходе в отставку в 1760 году ошибочны.
  7. В.В.Богданов. Штурман Челюскин // Природа. — М., 2001. — № 9. — С. 91—94.
  8. Записки гидрографического департамента Морского министерства. Т. 9. — СПб, 1851.
  9. Фотографии самолёта на сайте flightradar24

Ссылки

Верхнеудинско-Охотская экспедицияСкобельцын П. Н.См. также: Первая Камчатская экспедицияimage Эта страница в последний раз была отредактирована 3 июля 2022 в 13:20.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий