Семь любопытных фактов об Огюсте Монферране – создателе Исаакиевского собора

Биография

Афоризм «Нет пророка в своем отечестве» в полной мере относится к биографии архитектора Огюста Монферрана. На родине француз практически неизвестен, а в России и он, и его работы стали частью культуры и упоминаются в стихотворениях поэтов. «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» писал Александр Сергеевич Пушкин в «Памятнике», имея в виду творение Огюста — Александровскую колонну.

«Хочу летать я белой чайкой по утрам и не дышать над вашим чудом, Монферран», — вторит классику Александр Розенбаум.

Детство и юность

Будущий классик русской архитектуры родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа, в семье директора королевской академии в Лионе и дочери итальянского негоцианта. Настоящая фамилия зодчего — Рикар, а полное имя — Анри Луи Огюст.

Возникновение в фамилии добавочного «де Монферран» в биографиях объясняется по-разному. По одной версии, отец Огюста, скончавшийся, когда сыну было два года, был из родом из городка Монферран, сейчас являющегося районом города Клермон-Ферран. По другой — мать будущего архитектора добавила «де Монферран» для солидности и создания легенды о дворянских корнях.

Воспитывал Огюста отчим — художник и гравер Антуан де Коммарьё, который и обучил в детстве Монферрана рисованию. В 20 лет юноша поступил в специальную школу архитектуры, где его учителями были Шарль Персье и Пьер Фонтен, считающиеся основоположниками стиля ампир. Диплом Огюст получил только в 1813 году, поскольку учебу чередовал с участием в Наполеоновских войнах. После Лейпцигской битвы Огюст окончательно вышел в отставку в звании квартирмейстера и с орденом Почетного Легиона.

Творчество

Вклад Монферрана во французскую культуру не очень велик. Молодой архитектор успел поучаствовать в возведении парижской церкви Святой Марии Магдалины. Однако в послевоенной Франции упали объемы строительства, и Огюст не мог рассчитывать на интересные и денежные заказы. Поэтому во время визита в Париж императора Александра I выпускник спецшколы архитектуры преподнес русскому монарху «Альбом проектов» с примерной сметой. Царь заинтересовался молодым архитектором и пригласил Огюста в Санкт-Петербург.

Но первой российской работой Монферрана стал объект не в столице Российской империи, а в Нижнем Новгороде. Августин Бетанкур привлек Огюста к проектированию зданий Нижегородской ярмарки, из которой до постсоветской России дожил только Спасский (Староярмарочный) собор, архитектурно напоминающий главное творение зодчего — Исаакиевский собор. Еще одно деяние Монферрана вне города на Неве — поднятие с земли и установка на фундамент Царь-колокола в Москве.

Первой петербургским произведением Монферрана стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, а последним — проект памятника императору Николаю I, который воздвиг в итоге Дмитрий Ефимов. Творениям французского архитектора была уготована разная судьба. Если Александровская колонна и Исаакиевский собор стали символами Санкт-Петербурга, то здания, спроектированные и возведенные зодчим в парке Екатерингоф, в советское время обветшали и подверглись разграблению.

Личная жизнь

О личной жизни архитектора, в молодости воевавшего против союзников России, известно мало. Словесный портрет первой жены Огюста Юлии Морне, доставшейся Монферрану вдовой, оставил русский журналист Альберт Старчевский. По словам современника, Юлия была крупной, но симпатичной и хорошо воспитанной француженкой. Однако первый брак архитектора завершился разводом.

Со второй женой, Элизой Виргинией Вероникой Пик Дебоньер, Огюст прожил с 1835 года до своей кончины. Супруги жили в особняке на Мойке, сейчас являющемся объектом культурного наследия. Женщина, будучи актрисой, гастролировала в Санкт-Петербурге, где и познакомилась с зодчим. Детей в браке не появилось. Сына супругам заменил племянник Элизы Вергинии Анри, внебрачный сын ее сестры Ирмы и предпринимателя Анатолия Демидова.

Смерть

Как и относительно происхождения пышной фамилии, относительно причин смерти архитектора существует несколько версий. При жизни Монферрана циркулировали слухи, что зодчий тянет с окончанием строительства Исаакиевского собора, поскольку получил предсказание — он умрет, как только объект начнет эксплуатироваться. И действительно, 30 мая 1858 года, в день памяти Исаакия Далматского, собор освятили, а 28 июня (10 июля по новому стилю) земная биография его автора завершилась.

Среди причин смерти зодчего указывались и воспаление карбункула, и нервное расстройство Огюста после замечания императора Александра II. Самодержец заметил, что на фронтоне храма среди святых есть скульптурное изображение самого Монферрана с моделью собора в руках, и счел это дерзостью.

Однако большинство биографов считают, что архитектора погубила банальная пневмония. Да и возраст ветерана Наполеоновских войн был солидным — 72 года.

Монферран, чувствуя, что смерть близка, просил похоронить его в подземном своде Исаакиевского собора. Но император не разрешил такое захоронение: зодчий был католиком, а не православным. Однако в Исаакии отслужили панихиду по почившему рабу Божьему Огюсту, а гроб с усопшим обнесли вокруг собора. Отпевание Монферрана состоялось 3 (15) июля в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте.

Траурные хлопоты легли на плечи тезки и правой руки Монферрана Огюста Пуаро. После отпевания, на котором присутствовал гостивший в Санкт-Петербурге литератор Александр Дюма, тело зодчего поместили в металлический гроб, залили воском и отправили в Париж. Во французской столице погребением Монферрана занялась тетя Огюста Пуаро.

Место захоронения архитектора во второй половине XX века обнаружил французский искусствовед Борис Лосский. Зодчий упокоился на Монмартрском кладбище в могиле матери и отчима, над которой в 1833 году возвел памятник. В Исаакиевском соборе стоит бюст Монферрана, выполненный его учеником Антоном Фолетти.

Работы

  • 1817 — Проект Ришельевского научного лицея в Одессе
  • 1817-1820 — Дом Лобанова-Ростовского в Санкт-Петербурге
  • 1817-1822 — Ярмарочный комплекс в Нижнем Новгороде
  • 1817-1825 — Проект здания Манежа в Москве
  • 1818-1858 — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
  • 1819 — Особняк Виктора Павловича Кочубея в Санкт-Петербурге
  • 1823 — Комплекс зданий в парке Екатерингоф
  • 1832-1836 — Александровская колонна в Санкт-Петербурге
  • 1837 — Ремонте после пожара украшений Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
  • 1856-1859 — Конная статуя Императора Николая I в Санкт-Петербурге

Интересные факты

  • Монферрану посвятил стихотворение «Исаакиевская повесть» отчим актера Максима Суханова поэт Александр Аронов, самыми известным произведением которого является текст песни «Если у вас нету тети» из картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»
  • Александровская колонна — высочайший монолитный столп в мире. Чтобы монумент встал на пьедестал, Монферран смешал цемент с водкой и мылом.
  • После возведения «Александрийского столпа» многие петербуржцы боялись гулять по Дворцовой площади, опасаясь падения сооружения. Чтобы развеять страхи, Огюст ежевечерне прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.

Огюст Монферран — один из самых известных зодчих Санкт-Петербурга эпохи классицизма. В девятнадцатом столетии  обрел мировую славу, став автором проекта Александровской колонны и самого грандиозного храма в России.

imageРодился Огюст в Шайо, недалеко от французской столицы, зимой 1786 года. Полное имя его звучит как Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Но в Петербурге архитектора именовали Август Августович. В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.  Завершив образование 1813 году, Огюст связал жизнь со службой в наполеоновской гвардии. Был ранен в сражениях, за что его удостоили ордена Почетного легиона. Но через год оставил армейское поприще.

Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году.

В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора.

С тех пор более четырех десятилетий своей жизни посвятил работе в Петербурге, это было время создания грандиозных архитектурных творений, подаривших ему славу непревзойденного русского гения в зодчестве. Летом 1858 года именно в Петербурге он скончался.

Значительной работой Монферрана в столице России стало возведение в 1820 году великолепного здания на Адмиралтейском проспекте в классицистическом стиле для князя Лобанова-Ростовского. Через три года архитектору поручили проектирование павильонов в парке Екатерингоф. Спустя семь лет талант рисовальщика и декоратора пригодился Монферрану при переделке трех залов в Зимнем дворце, в том числе Малого Тронного -Петровского. К сожалению, его труды погибли при пожаре в 1837 году.

Огюст Монферран в 1836 году руководил подъемом на фундамент Царь-колокола рядом с колокольней Ивана Великого В Москве. Вес бронзового колокольчика составлял 202 тонны.

В тот период Монферран занимался перестройкой великолепного особняка на улице Большой Морской, 45 в Петербурге — владелец Павел Демидов, потом этот дом достался княгине В. Ф. Гагариной. Перестраивал и отделывал Огюст Монферран и другой особняк П. Демидова — Большая Морская, 43.

Еще в Париже будущему зодчему Петербурга довелось принимать участие в сооружении церкви св. Марии Магдалины в стиле неоклассицизма.

Огюст Монферран по приглашению генерал-лейтенанта А. Бетанкура с 1817 года проектировал строения Нижегородской ярмарки. Самым значительным его сооружением в Нижнем Новгороде стал Спасский или Староярморочный собор, который построили к 1822 году.

Огюст Монферран одержал победу в конкурсе по перестройке собора преподобного Исаакия Долматского — самого большого кафедрального храма в Петербурге. Хотя ни в одном из двух конкурсов он не учувствовал — просто проекты других архитекторов не выполняли главного требования императора – сохранить значительную часть текущей версии сооружения. Он представил на суд Александра I свой альбом, где было 24 варианта будущего собора. Российский император сделал выбор в пользу проекта с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Это был уже четвертый вариант Исаакиевского собора. Зодчий, по сути, создал его заново в стиле позднего классицизма.

При его возведении была проделана грандиозная работа с использованием новых по тем временам технологий:

  • подъем тяжелых деталей
  • золочение куполов при помощи огня
  • воздушное отопление
  • закладка деталей из стали

Все эти новшества дали толчок развитию архитектуры в России. Строительство собора продолжалось с 1818 года в течение 40 лет. Чего стоило по тем временам произвести вырубку из гранита в каменоломнях под Выборгом монолитов для колонн собора, придать им округлую форму, организовать их транспортировку на плоскодонных судах в Петербург! На сооружении собора трудилось 400 тысяч человек. К 1842 году строительство здания собора было завершено, после этого еще более 15 лет продолжалась его внутренняя отделка.

В конце мая 1858 года новый Исаакиевский собор торжественно освятили. В 2014 году Банк России выпустил серебряную монету достоинством 25 рублей, посвященную Огюсту Монферрану, с изображением Исаакиевского собора.

Финальным аккордом непревзойденных творений архитектора в Петербурге был созданный по его проекту в 1859 году бронзовый памятник императору Николаю I, его установили перед Исаакиевским собором, на площади. Огюст Монферран спроектировал необычный пьедестал из малинового кварцита, выполненный в форме эллипса и украшенный барельефами. Конную статую императора изваял знаменитый скульптор Петр Клодт. Украсили постамент четыре женские фигуры-аллегории.

Другим шедевром архитектора Монферрана в Петербурге стала Александровская колонна. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади и посвящена Александру I. Монолит для колонны высотой 47,5 метров также был доставлен по воде из каменоломни под Выборгом. Использовалась та же техника подъема колонны, что и при строительстве собора. Вершину Александровской колонны украсил ангел, обращенный лицом к Зимнему дворцу.

  • Существует легенда, что Огюст Монферран завещал похоронить его после смерти в пределе любимого им Исаакиевского собора. Однако по воле Александра II это не было осуществлено, якобы император запретил это делать, ведь зодчий был католиком. Известно, что после смерти, случившейся 10 июля 1858 года, Монферрана отпели в католической церкви св. Екатерины. Затем кортеж с умершим архитектором трижды объехал по кругу Исаакиевский собор. Супруга зодчего перевезла его тело во Францию, последний приют он обрел в Париже на кладбище Монмартр, в семейном захоронении. Этот участок парижского кладбища был куплен заранее.
  • Внутри Исаакиевского собора сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, высеченный с использованием разноцветных облицовочных камней, которые архитектор задействовал при сооружении собора.

французский архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге 23 января 1786 236 лет назад  —  10 июля 1858 164 года назад

image Исаакиевский собор (Фото: SergeyBorisov, по лицензии Shutterstock.com)

Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново. При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.

После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.

Александровская колонна (Фото: Chatham172, по лицензии Shutterstock.com)

Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, Демидова и Гагариной), руководил строительством Нижегородской ярмарки. Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.

Умер Огюст Рикар де Монферран в Петербурге (28 июня) 10 июля 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

23.01.2015 14:48 Примерное время чтения: 7 минут 3825 Commons.wikimedia.org Статья по теме Великий крепостной. 6 знаменитых проектов архитектора Андрея Воронихина В 1806 году Огюст Рикар поступил в Королевскую специальную школу архитектуры, но учиться пришлось с перерывами, поскольку как раз тогда начались наполеоновские войны, и его призвали в конную гвардию – охранять в Италии завоеванные территории. В тот же год он получил серьезные ранения бедра и головы, чудом выжил и в чине сержанта в 1807 году вернулся в школу.

Учебу он совмещал со службой в ведомстве генерального инспектора архитектуры города Парижа. Окончив школу в 1813 году, он снова отправился в армию и принял участие в сражении под Арно, за которое был награжден орденом Почетного легиона. Вскоре после Лейпцигской битвы и отречения Наполеона Огюст оставил армию и вернулся на прежнюю работу. В частности, он принимал участие в строительстве церкви Ла Мадлен в Париже. Рикару исполнилось 30 лет, а ничего великого он еще не совершил и ничем кроме небольших военных заслуг не отличился. Это тяготило его, поэтому он воспользовался случаем и передал российскому императору Александру I папку со своими проектами, когда тот был в Париже. Этот момент стал поворотным в его жизни, потому что с него началась «русская история» Августа Августовича Монферрана.

Новая страна, новое имя

В русской архитектуре в начале XIX века завершалась эпоха классицизма, и императора заинтересовали идеи французского строителя. Он пригласил Огюста в Петербург, и тот прибыл в 1816 году. От его длинного родового имени «Анри Луи Огюст Рикар де Монферран» в России для удобства оставили последнюю часть фамилии и нарекли приезжего «Августом Августовичем».

Статья по теме Руины историй. Какие тайны хранят заброшенные здания Петербурга Несмотря на почти полное отсутствие ярких работ в своем портфолио, архитектор оказался с характером и браться был готов не за всякую работу – например, отказался от места на фарфоровом заводе из-за низкого жалованья. В 1817 году ему поручили проектов для крупнейших промышленных и торговых центров России — Петербурга, Москвы, Одессы, Нижнего Новгорода.

Его перу принадлежит проект лицея Ришелье в Одессе, который не удалось осуществить только из-за недостатка денег в казне.

Первым проектом Монферрана в Петербурге стал Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте – сегодня в этом «доме со львами» расположен отель, а раньше работало военное министерство. В 1818 году, буквально спустя два года после переезда, Монферран взялся за проект, который и снискал ему вечную славу – Исаакиевский собор.

Дело всей жизни

К моменту, когда за него взялся Монферран, собор был перестроен уже трижды, а над последним зданием трудились Чевакинский, Ринальди и Винченцо Бренна. Император счел, что собор все же портит вид парадного Петербурга, и объявил конкурс проектов перестройки.

Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Он стал одним из самых известных «долгостроев» в российской истории – возводили его 40 лет, и все это время работами бессменно руководил Монферран. Затянувшиеся работы породили слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор.

Установленный в Исаакиевском соборе бюст зодчего сделан из камней, оставшихся от строительства. Фото: Commons.wikimedia.org/ A. C. Tatarinov

Грандиозный замысел автора могла испортить только болотистая петербургская почва, которая не выдержала бы громады собора без 10,7 тысяч свай, вбитых в фундамент. Одна только забивка свай заняла пять лет, так что горожане уже начали шутить – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!».

В самом начале стройка едва не сорвалась, когда Монферрана обвинили в мошенничестве – он вел работы без соответствия собственному проекту, отчего очертания собора начали «плыть». Однако дело удалось уладить, общими силами переделав проект. Позже французский писатель Теофиль Готье в своей книге «Путешествие в Россию» писал о соборе: «Архитектор здесь не стремился удивить, он искал красоты, и, конечно, Исаакиевский собор – самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура превосходно соответствует Санкт-Петербургу, самой молодой и новой столице…» 

Статья по теме Исполин на болоте. Пять легенд Исаакиевского собора

Смерть Монферрана была окружена слухами, хотя причиной ее стал вполне обычный приступ ревматизма после перенесенного воспаления легких. Случилось это ровно через месяц после освящения Исаакиевского собора, что дало горожанам повод судачить о том, что «предсказание-то сбылось».

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот смертельно расстроился. Так ли это, неизвестно, но разрешения похоронить Монферрана в соборе (как завещал сам архитектор) император не дал. Наиболее логично это объясняет тот факт, что Август Августович был католиком. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен.

Цитируя Горация

Альбом рисунков и чертежей, вовремя переданный русскому императору, в корне изменил жизнь французского солдата, и позже он превратил создание таких альбомов в традицию, заботясь об известности своих произведений. При жизни он успел подготовить четыре таких альбома, эпиграфом к одному из которых стала строчка из оды Горация «К Мельпомене» «Но не весь я умру, частью пребуду жив…»

Архитектор умер в Петербурге в возрасте 72 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Так и случилось – могила зодчего затерялась где-то во Франции, где о нем вообще мало кто слышал. Зато в России это имя знает каждый школьник: настоящими памятниками таланту архитектора стали, помимо Исаакиевского собора, Александровская колонна и проект театра на Дворцовой площади, оформление залов Зимнего дворца. Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, был окончен архитектором Ефимовым.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

«Вы себя обессмертили!» Александровской колонне – 180 лет

«Публичке» – 220. Как в России возникла первая национальная библиотека Форпост Петербурга. Откуда произошло название острова Котлин Тысячи страниц истории. Редкие документы о жизни художников выложат в сеть Как актер театра стал изобретателем парашюта. Судьба Глеба Котельникова Подземные шедевры. 10 самых красивых станций петербургского метро

23 января 1786 года родился архитектор Огюст Монферран.

Личное дело

Огюст Монферран (1786–1858) родился в Шайо, под Парижем, в семье учителя верховой езды. В возрасте 20 лет поступил в Королевскую Академию архитектуры, которая в наполеоновские времена называлась Специальной школой архитектуры. Учебу ему неоднократно приходилось прерывать из-за службы в армии Наполеона. В 1814 году участвовал в строительстве парижской церкви Ла Мадлен. Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона – Персье и Фонтена. В том же году принес папку со своими проектами бывшему тогда в Париже русскому императору Александру I, и тут же был приглашен работать в России.

В 1816 году Огюст Монферран прибыл в Петербург и получил должность архитектора при кабинете императора, а вскоре стал начальником чертежной в Комитете для строений и гидравлических работ, которым руководил Августин Бетанкур, взявший под свое покровительство молодого архитектора.

Первой порученной Монферрану постройкой стал доходный дом князя Александра Лобанова-Ростовского, получивший позднее у горожан прозвание «Дом со львами». Затем в 1817 году он выполняет ряд других проектов, в том числе – здания Ришельевского лицея в Одессе. В Петербурге Монферран произвел перестройку дома Кочубея на Фонтанке напротив Михайловского замка. В 1817 – 1822 годах по поручению Бетанкура Монферран разработал проектры административных и торговых сооружений, а также здания Спасского собора для Нижегородской ярмарки.

В 1818 году Огюст Монферран победил в конкурсе проектов Исаакиевского собора и возглавил его строительство, продолжавшееся сорок лет. Здание было заложено 26 июня 1818 года.

Параллельно со строительство Исаакиевского собора Монферран занимался и другими проектами. Он построил два дома для Демидова на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель к дому Литты на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В 1823 году выполнил ряд построек для Екатерингофского парка, которые не дошли до наших дней. В 1824 году после смерти Августина Бетанкура Монферран соорудил ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

В 1829–1834 годах воздвиг Александровскую колонну на Дворцовой площади.

К началу сороковых годов, когда основные работы по возведению Исаакиевского собора приближались к окончанию. Монферран «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора». По возвращении он занимался отделкой интерьеров собора, а также проектировал памятник Николаю I.

Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II и при большом стечении народа. 28 июня того же года Огюст Монферран умер от последствий воспаления легких.

Чем знаменит

Главное творение Монферрана – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Изначально архитектор рассчитывал сохранить часть конструкций предшествующего собора, но быстро выяснилось, что это невозможно, так как разные части постройки дали бы разную осадку. Монферран внес изменения в проект и окончательный вариант был утвержден в 1820 году. В основание фундамента вбили 10 762 сваи. Затем начали устанавливать колонны четырех больших портиков. Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года, а последняя – 11 августа 1830 года.  С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах – сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно уменьшило его вес. Высота Исаакиевского собора – 101,5 метр.

За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.

О чем надо знать

image Огюст Монферран

Второй значительный проект Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, воздвигнутая в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Первоначально Монферран предполагал построить обелиск высотой 35 метров, украшенный барельефами Федора Толстого на тему войны 1812 года и на лицевой стороне изобразить Александра I в образе триумфатора-победителя. В 1829 году он создал проект в виде увенчанной крестом триумфальной колонны, который и был утвержден, только уже в процессе возведения крест дополнили фигурой ангела. По словам архитектора, источником вдохновения для него послужила колонна Траяна в Риме.

Монферран руководил работами по вырубанию монолита в каменоломнях, обтесыванию его (что заняло полгода), контролировал доставку в Петербург и разработал схему подъема и установки монолитной колонны. Еще два года понадобилось на шлифовку и полировку колонны, оформление навершия и украшение пьедестала. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.

Прямая речь

«За исключением 48 колонн Исаакиевского собора и обелиска Луксор, воздвигнутого недавно в Париже на площади Людовика XVI, я не знаю ни одного монолита, ни по размерам, ни по весу столь значительного, как Александровская колонна. Приемы, которые применил я для поднятия этой глыбы, имеют некоторую аналогию с теми, которыми пользовались древние при переноске монолитов. Изображение этих операций мы встречаем на многих египетских памятниках и, между прочим, на нижней части обелиска, установленного в Константинополе на ипподроме императором Феодосием».

Огюст Монферран об Александровской колонне

«Несмотря на нашу страсть к античной архитектуре, наш художественный вкус неизбежно отражает религиозные взгляды. Поэтому проектирование православной церкви в духе Парфенона нам показалось бы извращением. Когда первые христиане превращали языческие храмы в церкви, им редко удавалось хорошо сочетать с ними необходимые колокольни и всегда получалась только новая пристройка к старому зданию. Позже те из строителей, которые хотели воспроизвести античные храмы для прославления нашей святой религии, должны были, чтобы выдержать стиль образца, всячески маскировать колокольни. Нужно признать, как общее правило, что каждая страна имеет церковное зодчество, свойственное только ее храмам или только ее религии. Стараться уйти от этих образцов под предлогом создать лучшее, подражая римским и греческим храмам, это значило бы потерять художественное чутье, изменить религиозному чувству и повернуть к язычеству. Среди колоколен различаются вытянутые в вышину постройки на самой церкви, это собственно колокольни, шпили и т. д. Другие, входящие только в фасад церкви, похожи на четырехугольные или круглые башни и назначены обычно для тяжелых колоколов. Наконец, третий тип колоколен часто встречается в Италии: мы говорим о кампаниллах, колокольнях, совершенно отделенных от здания самой церкви. Колокола Исаакиевского собора висят в четырех башенках двух главных фасадов. Башенки в плане представляют четырехугольники; две стороны имеют по 4 саж. 2 аршина и две других по 3 саж. 11 вершков. Высота башенок от земли до верхушки креста 25 саж. 1 арш. или 177 футов 3 дюйма. По общей форме башенки напоминают Кампаниллы и поэтому в дальнейшем изложении мы сохраняем за ними последнее название. Четыре Кампаниллы собора, вместе с куполом, образуют пирамидальный ансамбль. Как строительная комбинация весьма солидной постройки, кампаниллы помогают сводам боковых нефов противостоять давлению купола, передающемуся на них через арки и паруса. Кампаниллы так же, как купола, опираются на гранитную кладку, опущенную так же глубоко, как и остальные фундаменты. Поставленные на стенах, они составляют как бы одну композицию с портиками и, как нам кажется, удачную, т. к. очень подчеркивают гигантские пропорции последних. До высоты аттика кампаниллы сложены из гранита, кирпича и мрамора. Две из них имеют в цоколе сводчатые отапливаемые помещения для сторожей. Над этими комнатами возвышаются арки с железными связями, увеличивающими их прочность. Внутри двух других кампанилл устроены винтовые лестницы, марши которых составляют кольцевинтовой свод, опирающийся на центральный столб. Эти лестницы, сделанные из серого сердобольского гранита, имеют диаметр 5 аршин 12 вершков; они ведут в подземные коридоры, в верхние части здания и кончаются в круговых служебных коридорах. Сводчатые коридоры вымощены плитами и облицованы по стенам тесаным камнем. В коридорах установлены двадцать амосовских печей для отопления собора и чтобы создавать в коридорах движение воздуха».

Огюст Монферран об архитектуре Исаакиевского собора

«По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения».

Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

«Архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга. Он задумал площадь перед Адмиралтейством превратить в зеленую эспланаду. На пересечении ее главной оси, совпадающей с центром Александровской колонны, и трех основных магистралей Петербурга (невский трезубец) он предложил устроить фонтаны. На пересечении этой же оси с поперечной осью Исаакиевского собора предполагалось поместить памятник Петру I. С противоположной стороны Исаакиевского собора, в спроектированном перед ним сквере, на таком же расстоянии от собора, как и памятник Петру I, намечалась установка памятника Николаю I. При этом предусматривалось выравнивание и благоустройство площади вокруг собора. Фасад близлежащего здания с западной стороны Исаакиевского собора приводился в соответствие с фасадом дома Лобанова-Ростовского, отмечающего восточную границу площади. В случае осуществления грандиозного замысла Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего».

В. К. Шуйский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала XX века»

12 фактов об Огюсте Монферране

  • Полное имя архитектора – Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. В России же его называли Август Августович или Август Антонович.
  • За участие в сражении при Арно (1813) Огюст Монферран получил орден Почетного легиона.
  • На конкурс проектов Исаакиевского собора архитектор представил сразу двадцать четыре проекта в разных стилях.
  • После установки Александровской колонны Николай I сказал Монферрану: «Montferrand, vous vous êtes immortalisé!» – «Монферран, вы себя обессмертили!».
  • При подготовке фундамента собора в городе возник анекдот. Якобы, когда строители вбивали в грунт сваю, она уходила под землю, а вслед за ней вторая, третья и так далее, пока в Петербург не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую».
  • В Петербурге ходил слух, что Иссакиевский собор строится так долго из-за того, что некий ясновидец предсказал Монферрану смерть после окончания строительства. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора.
  • Другая легенда говорила, что Александрийская колонна была установлена на Дворцовой площади, так как просто оказалась лишней при строительстве Исаакиевского собора.
  • Многие не верили, что колонна весом 600 тонн устоит на месте. Чтобы продемонстрировать свою уверенность в правильности расчетов, Монферран до самой смерти вечерами прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.
  • Архитектор рассчитал, что здание Исаакиевского собора должно вмещать 7000 человек. При этом он учел даже поправку на пышные юбки дам той эпохи.
  • В Исаакиевской соборе установлен бюст Монферрана, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора.
  • Монферран спроектировал постамент, на котором в Московском Кремле установлен Царь-Колокол.
  • Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но Александр II не дал разрешения на это, так как Монферран был католиком. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, а отпевание прошло в костеле святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он и был похоронен на кладбище Монмартр рядом с матерью.

Материалы об Огюсте Монферране

Статья об Огюсте Монферране в русской Википедии

Статья об Огюсте Монферране в энциклопедии «Кругосвет»

Огюст Монферран на портале «Культура России»

Огюст Монферран на сайте «Прогулки по Петербургу»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий