Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина

Федот Иванович Шубин – скульптор, родившийся в мае 1740 года в крестьянской семье. Его отец, архангельский помор Иван Афанасьевич, носил чуть другую фамилию – Шубной. Он не был крепостным, знал грамоту и прекрасно резал по кости. Именно благодаря его урокам и получился известнейший скульптор Федот Шубин. Фамилию его слегка переиначили впоследствии, при поступлении в Академию художеств.

image

Как это получилось

Крестьянский сын Федот Шубин, скульптор, почти полностью повторивший путь своего великого земляка Ломоносова, но не отступивший от искусства и науки, учился не только в России, но и во Франции, и в Италии, виртуозно овладел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему поистине не было равных. Отец его не только рачительным хозяином был – успевал и в рыбном промысле, и в хлебопашестве, но и с перламутром работал, и с костью, вырезая поистине занятные и интереснейшие штучки.

И учителем он был, видимо, талантливым. Именно он научил молодого Ломоносова грамоте. И его великий ученик не забыл первого наставника. В 1759 году Иван Афанасьевич Шубной умер, и юный его сын, в будущем Федот Шубин, скульптор и по рождению, и по призванию, отправился с таким же рыбным обозом в столицу, поближе к земляку Ломоносову. Целых два года юноша изучал Петербург, не бедствовал, поскольку легко резал веера, табакерки, гребни и прочие безделушки – дамам на радость. Разбирали его изделия всегда охотно и платили дорого.

Академия

Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя, и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. В списки учеников его внесли уже под новой фамилией, да и звали то Федотом, то Фёдором, и потому этот художник безропотно отзывался на имя Федот Шубин. Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Даже граф Шувалов изумлялся первым работам молодого человека и тоже охотно ему покровительствовал. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград.

В 1766 году он изготовил барельеф на тему, навсегда оставшуюся ему близкой, – “Убиение Аскольда и Дира”, который не только был удостоен Большой золотой медали, но и автор получил личное дворянство и первый офицерский чин – “Аттестат со шпагою”. К сожалению, время донесло до нас не всё, что выполнил Шубин-скульптор, работы многие его, особенно академические, были утрачены. Так, много упоминаний и описаний прекрасных жанровых статуэток “Орешница с орехами”, “Валдайка с баранками” и других, но мы не увидим их прелести.

image

Париж

За похвальное поведение, за честность и хорошие успехи Федор Шубин, скульптор, был поощрён поездкой в Париж и в 1767 году с группой таких же пенсионеров (стипендиатов) отбыл во Францию под опеку русского посла Голицына, человека просвещённого и передового, любителя и знатока искусств, к тому же – мецената. Голицын же и познакомил Федора Ивановича Шубина, скульптора из России, со знаменитым Дидро, с которым дружил, и тот посоветовал в учителя Жана-Батиста Пигаля.

Это было мудрое решение. Потому что Пигаль создавал не только прекрасные мифологические и аллегорические композиции, к которым и Шубин-скульптор работы свои направлял, но и весьма реалистично создавал портретные бюсты. Вот это для Шубина было и ново, и свежо, а впоследствии принесло ему славу.

Обучение мастерству

Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.

Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.

Италия

Трёхлетнее обучение в Париже окончилось, но Федоту этого явно не хватило, а потому он попросил разрешения у Академии продолжить учёбу в Риме, и начальство пошло навстречу. Это было время самых удачных творений. Федор Шубин, скульптор, работы которого удивляют даже наших современников своим мастерством и точной, портретной передачей характера, создал в 1771 году портреты Шувалова и Голицына.

Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Другая работа – бюст из мрамора Екатерины Великой, который получился удачным несмотря на то, что был выполнен не с натуры. Братья Орловы, фавориты императрицы, тут же заказали Шубину свои портреты, и очень быстро их заказ был выполнен. Скульптор изваял эти бюсты в своей сдержанной манере, где уже торжествовали реалистические тенденции.

Путешествия

На одном месте, тем не менее Шубин не сидел, в 1772 году он предпринял увлекательнейшее путешествие со знаменитыми заводчиками Демидовыми по Италии. В Болонье остановился и немного поработал, в результате самая старая в Европе Академия сделала Шубина своим почётным академиком и выдала ему диплом.

Летом 1773-го Демидовы прокатили скульптора по Европе ещё раз, на сей раз в Лондон. Однако Шубин уже очень скучал о России, об оставленных так давно друзьях и покровителях, а потому сразу после этой поездки вернулся в Петербург.

На родине

В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст князя Голицына, екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе – в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!

Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.

Семидесятые годы

Это были плодотворные годы. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц – бюст. Скульптор стал необычайно популярным среди великосветской публики, к тому же – любимцем императрицы. От заказчиков не было отбоя. Наблюдательность скульптора была исключительна, а проницательность – глубока, фантазия же – неистощима. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения – не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Вот придворная дама Мария Панина. Какая грация, какое изящество! И какое высокомерие, какая холодность! И сколько властности! Вот фельдмаршал – знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. А в портрете главы всех учёных В.Г. Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Он беспощаден, этот Шубин. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. С таким-то лицом! Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое, и выражение лица наглое.

Ещё о работах

Этот бюст изображает И.С. Барышникова, богатого промышленника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Уже в эти ранние годы, задолго до передвижников, можно говорить о социальных мотивах в творчестве художника. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением – быстро, темпераментно. Особо интересен “Портрет неизвестного”, где, как кажется, самые сокровенные мысли и чаяния раскрыл художнику незнакомец. Композиция спокойная, моделировка мягкая – всё под стать глубокой задумчивости модели.

Очень большая, можно сказать – огромная работа была проделана Шубиным в середине семидесятых годов. Екатерина Великая заказала ему серию барельефов, числом пятьдесят восемь, диаметром порядка семидесяти сантиметров. Мраморные портреты предназначены были для Круглого зала в Чесменском дворце, но теперь их можно посмотреть в Оружейной палате. На них изображены князья и царствовавшие особы на Руси – все, от Рюрика до Елизаветы.

Восьмидесятые годы

Теперь скульптору поручалась большая работа, с каждым разом всё крупнее и труднее. Однако он все выполнял блестяще. Рельеф и статуи Мраморного дворца, мраморный мавзолей генералу Голицыну, скульптуры для Александро-Невской лавры и Троицкого собора, да одна только Пандора из большого каскада Петергофа чего стоит! Но и портретные бюсты он не оставлял. В Кусково, вотчине Шереметьева, можно увидеть прекрасную работу Шубина, изобразившего хозяина этого дворца.

Так же хорош и портрет генерала Михельсона, и медальон с профилем Екатерины Великой, а также её скульптурный бюст (всё это хранится в Русском музее). Особняком в творчестве Шубина стоит статуя императрицы “Законодательница”, где она изображена в образе Минервы. Народ и высшее общество были от этой работы в восторге, но императрица никакой реакции не выказала – ни вознаграждения, ни повышения по службе скульптор не получил. И вот с этого момента интерес к творчеству Шубина стал быстро-быстро угасать.

Окончание пути

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Краткая биография его более похожа на описание творческого пути, настолько много было в его жизни работы. Вот в Болонье Шубин – почётный профессор, а в Петербурге – вообще никакой. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. А заказов становится всё меньше, и жить уже не на что. Живописец и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Очень дороги краски, кисти, холсты. А уж мрамор! Да и гипс…

Шубин ходатайствует с помощью князя Потёмкина перед Академией художеств о месте профессора в скульптурном классе. Два письма остаются без ответа. Тогда скульптор обратился напрямую к императрице. Через два года ответ был получен и место профессора тоже. Но без оплаты! А у Шубина огромная семья, её нужно содержать. Работать он не прекращает, несмотря на то, что зрение начинает ему отказывать.

Девяностые годы

Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Он и ранее никогда не приукрашивал натуру в своих произведениях, а теперь реалистичность созданных образов особо ярко характеризует его творчество. Это портрет адмирала Чичагова – каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка! Это бюст сибарита Потёмкина – видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков… Портретов очень и очень много появляется в это время.

Последние работы

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме, и по композиции, а сколько в портрете интеллекта! Однако настоящим шедевром этих лет стал не портрет гениального земляка, а бюст опять-таки императора. Это Павел Первый – надменный, холодный, жестокий, в то же самое время болезненный и страдающий. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Но и только. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами, ибо жить стало нечем. Ответом снова была тишина.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами – оконченными и нет. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Одна из самых последних работ – бюст Александра Первого. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Тогда и зашевелилась академия – дала квартиру и свечи. В 1803 уже году. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Но поздновато. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно, и стыдно.

Юбилеи писателейЖивотныеРецензииСобытияПравославиеЛюди и судьбыПраздникиКраеведениеПриродаИстория РоссииМузеиХудожникиГерои землякиРазное Мудрая Сова Кащей Б. Смертный Елена Премудрая Баба Яга Патрикеевна Волк Серый Коза Дереза Гусли – самогуды

280 лет со дня рождения Федота Ивановича Шубина (1740-1805), русского скульптора

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Предлагаю продолжить разговор о людях искусства. Сегодня я расскажу вам о скульпторе, занимающем одно из самых почетных мест в ряду художников, составивших славу русского искусства. Это Федот Иванович Шубин, который за 65 лет жизни успел создать великолепные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников из гипса, мрамора и бронзы.

Знаменитый скульптор родился 28 мая 1740 г. в семье крестьян-поморов в небольшой деревне в Архангельской области близ Холмогор.

Талант Федота Ивановича пробивался из традиций народного искусства. В юные годы он занимался рыбной ловлей, а свободное время вместе с братьями посвящал резьбе по перламутру и кости. Эта работа способствовала развитию его таланта.

По примеру своего земляка Ломоносова в 19-ти летнем возрасте, после смерти отца, Федот отправился в столицу. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и другие бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В 1761 г. при содействии Ломоносова и Шувалова Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина.

Учебу в Академии Федот закончил с золотой медалью, которая дала ему право на заграничную поездку «для достижения совершенства в художествах на три года».

В Париже с 1767 по 1770 годы занимался у прославленного скульптора Ж. Б. Пигаля, чуть позже, в Риме изучал скульптуру античности и Возрождения. Живший в Риме И.И. Шувалов заказал Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф. Шубин возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.

В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

Бюст вице-канцлера А.М. Голицына (1773) был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте. Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве».

За портретный бюст императрицы Екатерины Великой Академия художеств в 1774 г. присуждает Шубину звание академика.

Еще одной знаменитейшей работой скульптора стал портрет жены сенатора графини Марии Паниной(1778). Как и бюст Голицына, данная скульптура после гипсового воплощения была выполнена из мрамора. Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве.

В 1774-1775 годах Шубин работал над серией мраморных барельефов для украшения Чесменского дворца. Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Для Мраморного дворца были выполнены пять портретных бюстов братьев Орловых.

Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией. Статуя вышла монументальной и величественной. Шубин изображает императрицу в образе богини Минервы с большой книгой законов возле руки, что подчеркивает просветительский и реформаторский дух великой императрицы.

В 1790-е годы он выполнил портреты генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина, светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова, великого ученого М. В. Ломоносова, графа А. А. Безбородко, последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова, адмирала В. Я. Чичагова и многих других.

Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный им в бронзе и в мраморе.

В обработке мрамора Шубин проявлял исключительное мастерство. Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.

За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников.

Но последние годы его жизни были очень тяжелыми. Великий скульптор стал слепнуть, сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами, не на что было содержать большую семью. И в 1805 г. Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1931 г. останки скульптора были перенесены в мемориальный Некрополь Александро-Невской лавры.

На могиле талантливого автора до сих пор увековечены слова эпитафии: «Из россов первый здесь в плоть камень претворял. И видом движущих скал чувства восхищал».

Скульптуры Федота Ивановича Шубина необходимо в буквальном смысле слова – читать – и долго, внимательно – рассматривать. Его работы заняли почетные места в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Оружейной палате, в Мраморном Дворце, в Петродворце и других музеях России.

28 мая 2020 Толкование

Шубин, Федот Иванович
Федот Шубин
Имя при рождении:

Федот Шубной

Род деятельности:

скульптор, художник

Дата рождения:

17 (28) мая 1740(1740-05-28)

Место рождения:

деревня Тючковская, Архангелогородская губерния

Гражданство:

 Российская империя

Дата смерти:

12 (24) мая 1805(1805-05-24) (64 года)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Отец:

Иван Афанасьевич Шубной

Федот Шубин на Викискладе

Федо́т Ива́нович Шу́бин (1740—1805) — великий русский скульптор.

Биография

Родился в 1740 году в деревне Тючковская Архангелогородской губернии.

Приехал учиться в Петербург и закончил Академию художеств по классу Жилле с большой золотой медалью. После этого учился в Париже (1767—1770) и Риме (1770—1772).

В 1774 году ему присвоено звание академика.

В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили адъюнкт-профессором с жалованием по штату.

Умер Ф. И. Шубин 12 мая (24 мая по новому стилю) 1805 года в Петербурге, не дожив нескольких дней до своего 65-летия.[1]

Пенсию его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения ее покойного мужа».

Работы

Почтовая марка СССР, 1955 год

Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма.

Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.

Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр.

Память

  • Надгробие Шубина входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527).
  • В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шубину.
  • В Михайловском саду установлен памятник.
  • Именем Федота Шубина названа улица в Архангельске.

Примечания

  1. Шубин Федот Иванович (1740-1805)

Литература

  • Федот Иванович Шубин: Альбом / Автор альбома В. Петров; Оформление художника Е. Голяковского; Ред. Г. Клодт. — М.: Изогиз, 1956. — 52 с. — 5 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 2-307. — 528 с. — 100 000 экз. (в пер.)

Ссылки

  • Шубин, Федот Иванович в библиотеке «Старатель»
  • Биография на сайте «Яндекс.Словари»
  • Скульптор Федот Шубин Малоизвестный портрет Екатерины II из Художественно-исторического музея в Вене

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 мая
  • Родившиеся в 1740 году
  • Умершие 24 мая
  • Умершие в 1805 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Скульпторы России

Нужно решить контрольную?

Полезное

Смотреть что такое “Шубин, Федот Иванович” в других словарях:

  • Шубин, Федот Иванович — Федот Иванович Шубин. ШУБИН Федот Иванович (1740 1805), российский скульптор. Сын крестьянина помора. Под влиянием просветительских идей создал собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической достоверностью в трактовке натуры,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шубин Федот Иванович — [17(28).5.1740, дер. Тючковская, ныне Архангельской обл., ‒ 12(24).5.1805, Петербург], русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве 18 в. Сын крестьянина помора, Ш. с детства занимался… …   Большая советская энциклопедия

  • Шубин Федот Иванович —         (1740 1805), русский скульптор. Сын крестьянина помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761 67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767 70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и… …   Художественная энциклопедия

  • Шубин Федот Иванович — Шубин (Федот Иванович) скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову , в Санкт Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова,… …   Биографический словарь

  • ШУБИН Федот Иванович — (1740 1805) российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770 х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шубин Федот Иванович —       (до 1761 Шубной) (1740 1805), скульптор. Сын крестьянина помора, с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761 67 учился в АХ, академик с 1774, профессор с 1794. Пенсионер АХ в Париже (1767 70) и в Риме (1770 72) …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Шубин Федот Иванович — Федот Иванович Шубин (1740 1805) великий русский скульптор. Шубин родился 17 (28) мая 1740 в Архангельской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М.… …   Википедия

  • Шубин, Федот Иванович — (он же Шубный) скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С. Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шубин Федот Иванович — (1740 1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770 х гг., И. Г. Орлова, 1778,… …   Энциклопедический словарь

  • Шубин Федот Иванович — Памятник Ф. И. Шубину. Памятник Ф. И. Шубину. Санкт Петербург. Шубин Федот Иванович (до 1761 Шубной) (1740—1805), скульптор. Сын крестьянина помора, с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761—67 учился в АХ …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Федот Шубин
Имя при рождении Федот Шубной
Дата рождения 17 (28) мая 1740[1]
Место рождения деревня Тючковская, Архангелогородская губерния
Дата смерти 12 (24) мая 1805[1] (64 года)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство  Российская империя
Учёба
  • Императорская Академия художеств (1766)
Награды
Звания академик ИАХ (1774) профессор ИАХ (1794)
Премии пенсия ИАХ (1767)
 Медиафайлы на Викискладе

Федо́т Ива́нович Шу́бин (17 (28) мая 1740 года[2]12 (24) мая 1805 года) — наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма. Преимущественная часть его скульптурных работ исполнена в форме бюстов.

Биография

Родился в деревне Тючковская Куроостровской волости[3] Архангелогородской губернии. Сын крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759), потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости. С помощью М. В. Ломоносова, первым наставником которого был его отец, молодой Шубин уехал учиться в Санкт-Петербург и смог поступить в Императорскую Академию художеств.

Окончил Академию художеств в 1766 году по классу французского «орнаментного скульптора» Н. Ф. Жилле с большой золотой медалью. После этого учился, вместе с А. А. Ивановым, в Париже (1767—1770) у скульптора французского неоклассицизма Жана-Батиста Пигаля и в Риме (1770—1772) у английского скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса[4].

В 1774 году ему присвоено звание академика.

В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили адъюнкт-профессором с жалованием по штату.

Умер Ф. И. Шубин 12 (24) мая 1805 года в Петербурге, не дожив нескольких дней до своего 65-летия[5].

Пенсию его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения её покойного мужа».

Был похоронен на Смоленском православном кладбище[6]. В октябре 1931 года останки Ф. И. Шубина были перенесены в мемориальный некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро-Невской лавры.

Работы

Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к стилю классицизма.

Большинство его скульптурных портретов были исполнены в форме бюстов и, по отзывам современников, отличались феноменальным сходством с оригиналами. Благодаря работам Шубина, наши современники имеют исчерпывающее представление о внешнем облике десятков крупнейших деятелей Российской империи второй половины XVIII века. Это статуя Екатерины II-законодательницы, бюсты императрицы, Павла I, Александра I, светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического, фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского, генералиссимуса графа А. В. Суворова-Рымникского, князя Италийского, М. В. Ломоносова, основателя Московского университета и Академии художеств И. И. Шувалова, всех пятерых братьев Орловых: светлейшего князя Григория Орлова, графа Ивана Орлова, графа Алексея Орлова-Чесменского, генерал-аншефа Фёдора Орлова и графа Владимира Орлова, фельдмаршала князя Н. В. Репнина, фельдмаршала графа З. Г. Чернышёва, канцлера светлейшего князя А. А. Безбородко, вице-канцлера князя А. М. Голицына, президента Академии художеств И. И. Бецкого, министра народного просвещения графа П. В. Завадовского, адмирала В. Я. Чичагова, генерала И. И. Михельсона и многие другие.

Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр.

Являлся мастером-косторезом холмогорской резной кости[7].

Работы Федота Шубина (галерея)

  • Скульптура «Екатерина II — законодательница» (1790). ГРМ

  • Бюст И. С. Барышникова (1778). ГТГ

  • Бюст А. А. Безбородко (около 1798). ГРМ

  • Бюст А. А. Безбородко

  • Бюст А. М. Голицына (1773). ГТГ

  • Бюст князя Ф. Н. Голицына (1771). ГТГ

  • Бюст Екатерины II (начало 1770-х). ГТГ

  • Бюст Платона Зубова (1795). ГТГ

  • Бюст М. В. Ломоносова (1793). ГРМ

  • Бюст Алексея Орлова-Чесменского (1778). ГТГ

  • Бюст Григория Орлова (1782). ГТГ

  • Бюст Ивана Орлова (1778). ГТГ

  • Бюст Фёдора Орлова (1778). ГТГ

  • Бюст Павла I (1798). ГТГ

  • Бюст Павла I (1800). ГРМ

  • Бюст графини Марии Паниной (середина 1770-х). ГТГ

  • Бюст Григория Потёмкина (1791). ГРМ

  • Бюст Николая Васильевича Репнина (1791). ГРМ

  • Бюст Захара Чернышёва (1774). ГТГ

  • Бюст Е. М. Чулкова (1792). ГРМ

Члены семьи

6 ноября 1774 года в соборе Святого Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, «Академии художеств академик отрок Федот Иванов Шубин» был обвенчан «оной же Академии комиссара Филиппа Коринова с дочерью его девицей Верою»; поручителем выступал знаменитый архитектор И.Е.Старов.

26 сентября 1783 года восприемницей одной из дочерей Ф.И.Шубина Елизаветы, родившейся 18 сентября, в той же Андреевской церкви была «Ея Императорское Величество Государыня Екатерина Алексеевна».

Память

  • Надгробие Шубина входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527).
  • В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шубину.
  • В Михайловском саду установлен памятник Ф. И. Шубину (скульптор В. Синайский). При реконструкции сада демонтирован,в настоящее время находится во внутреннем дворе Нового выставочного зала Музея городской скульптуры.
  • Именем Федота Шубина названа улица в Архангельске.

Примечания

  1. 1 2 Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2004. — ISBN 978-5-85270-320-0
  2. По другим данным — 5 (16) мая 1740 года (Шубин, Федот Иванович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Ө). — С. 601.).
  3. Шубин, Федот Иванович (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
  4. Власов В. Г.. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 539
  5. Шубин Федот Иванович (1740—1805)
  6. Шубин, Федот Иванович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Ө). — С. 601.
  7. Холмогорская резная кость (неопр.) (недоступная ссылка). Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова (5 февраля 2011). Дата обращения: 13 апреля 2013. Архивировано 10 января 2014 года.

Литература

  • Шубин, Федот Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Федот Иванович Шубин: Альбом / Автор альбома В. Петров; Оформление художника Е. Голяковского; Ред. Г. Клодт. — М.: Изогиз, 1956. — 52 с. — 5000 экз. (обл., суперобл.)
  • Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 2—307. — 528 с. — 100 000 экз. (в пер.)
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, сc. 435—440 ISBN 978-5-9916-3527-1
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 279. — 454 с.

Ссылки

  • Шубин, Федот Иванович в библиотеке «Старатель»
  • Шубин Федот Иванович — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Скульптор Федот Шубин Малоизвестный портрет Екатерины II из Художественно-исторического музея в Вене
  • Федот Иванович Шубин на сайте «Фонда скульптурного наследия»
  Словари и энциклопедии

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 июня 2022 в 16:38.

Шубин Федот Иванович

Просмотров: 33587

Федот Иванович Шубин, русский скульптор

Шубин Федот Иванович (1740, д. Течковская (Тючковская) Куростровской волости Архангелогородс кой губ. близ Холмогор – 1805, С.-Петербург), русский скульптор. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения. Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность присущи уже его ранним, выполненным в Италии, произведениям (“И. И. Шувалов”, барельеф, “Ф. Н. Голицын” – оба мрамор, 1771, ГТГ). В портретах, созданных после возвращения в Россию (в 1773), Шубин демонстрирует аналитический подход к натуре и одновременно раскрывает характер портретируемых в органичной цельности создаваемого им художественного образа. Виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора, мастерское использование возможностей кругового обхода позволили Шубину избежать психологической однозначности в парадно-импозантном портрете А. М. Голицына (мрамор, 1775, ГТГ), передать духовную стойкость и энергию, скрывающиеся за внешней непримечательностью облика З. Г. Чернышёва (мрамор, 1774, ГТГ), раскрыть интеллектуальную сущность внутреннего мира модели в бюсте “Неизвестного” (мрамор, середина 70-х гг., ГТГ). В 70-80-х гг. Шубин работал также в области монументально-декоративной скульптуры (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-89, в Петербурге – все мрамор), выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774-75), а для Таврического дворца статую “Екатерина II – законодательница” (1789-90, мрамор, ГРМ). Особой точности и синтетической многогранности психологической характеристики достиг Шубин в портретах 90-х гг. (“Г. А. Потёмкин-Таврический”, мрамор, 1791, “М. В. Ломоносов”, гипс, 1792, “А. А. Безбородко”, мрамор, около 1798, – все в ГРМ). Противоречивое сочетание величия и ничтожества, силы и беспомощности запечатлел Шубин в облике Павла I (мрамор, около 1797, ГРМ). Последние годы жизни скульптора прошли в стеснённых обстоятельствах, во многом связанных с недоброжелательным отношением придворных кругов и АХ к его искусству.

Лит.: К. С. Исаков, Ф. Шубин, М., 1938; О. П. Лазарева, Русский скульптор Ф. Шубин, М., 1965.

  • Штурса Ян
  • Шумяцкая Елена Яковлевна

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий