Российские композиторы ХХ века. Валерий Александрович Гаврилин – iskusstvo_zvuka — LiveJournal

Валерий Александрович Гаврилин – композитор, автор многих музыкальных произведений, песен и даже музыки к некоторым кинофильмам.

Детские годы

Композитор Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года. Местом его рождения считается Вологда, хотя все его детство прошло в другом городе Вологодской области. В Кадникове мама будущего композитора, Клавдия Михайловна, работала в детском доме директором, а отец был заведующим районным отделом народного образования, но только в Соколе.

Когда же началась война, Александр Петрович – отец – вскоре ушел на фронт. А в 1942 году пришла на него похоронка. Мама с сыном вынуждены были перебраться в село Перхурьево, где Валерий Гаврилин пошел в школу. Учился он в этой школе до 1950 года. Но в жизни мальчика и его сестры в этот год все резко меняется.

В 1950 году по ложному доносу была арестована его мать, которую обвиняли в похищении ржи. Самого Валерия Александровича и его меньшую сестру отправили в детский дом. Мальчик тяжело переживал этот этап в своей жизни. Он часто ездил к матери на свидание, и тюрьмы в то время произвели на него огромнейшее впечатление.

Музыкальное образование

Знакомство с музыкой у мальчика началось еще в средней мужской школе, где он учился. Валерий Гаврилин занимался в школьном хоре, а потом научился играть еще и на народных инструментах. Вскоре он уже играл в оркестре. На него обратила внимание и преподаватель музыки, которая стала регулярно заниматься с мальчиком.

Вскоре под руководством своего преподавателя, Т. Д. Томашевской, юный школьник уже прекрасно играл на фортепиано и даже пробовал сочинять сам музыку. После седьмого класса школы-интерната мальчик поступает в музыкальное училище города Вологды на дирижерско-хоровое отделение. И здесь ему тоже повезло.

Когда он сдавал вступительные экзамены в училище, комиссию возглавлял М. Белоземцев, который в то время являлся доцентом консерватории в Ленинграде. Он помогает поступить подростку в музыкальную школу при консерватории. Валерий Гаврилин в 1953 году был зачислен в седьмой класс по классу кларнета. В 1958 году он уже оканчивает и консерваторию. А после продолжает свое обучение в аспирантуре.

Начало творческого пути

Валерий Гаврилин, биография которого насыщена событиями, уже на третьем курсе консерватории проявил себя. Он увлекается фольклором и отправляется в экспедицию по российским деревням, чтобы понять русскую душу, которая нашла свое отражение в музыке.

К этому времени у молодого, но талантливого студента уже были собственные сочинения, навеянные ему русской природой и тем печальным состоянием, в котором находились деревни. Валерий Александрович уже прекрасно понимал, что он хотел отразить в своем творчестве, и по какому музыкальному пути ему стоит идти дальше.

Свое предназначение как композитора он видел в том, чтобы находить гармонию своей души с народной мелодией, в которой чувствуется и эмоциональность, и поэтичность. Еще до того как были сданы выпускные экзамены в консерватории, им были написаны несколько прекрасных сонат, а также цикл «Немецкая тетрадь» и симфоническая сюита «Тараканище».

Как известно, все его произведения сразу нашли отклик у профессиональных композиторов и имели лишь положительные отзывы. Для своей дипломной работы Валерий Александрович пишет музыкальный цикл «Русская тетрадь». Свое произведение он посвятил мальчику, который умер от рака. О нем Валерий Гаврилин прочитал в одном из журналов. Этот цикл был удостоен премии Глинки.

Вершина славного пути

Когда Гаврилин работал над «Русской тетрадью», он совершенно забыл обо всем. В это время он написал немного произведений, а также музыку к кинолентам. В 1972 году им были написаны три замечательных и крупных произведения: продолжение «Немецкой тетради», музыкальная поэма «Военные письма» и опера «Повесть о скрипаче Ванюше».

В 1973 году он сотрудничает с Шульгиной, которая пишет стихи для его замечательных творений. Вокальные звезды любили исполнять его музыкальные произведения. Поэтому уже в 1950 году Валерий Александрович получает премию Ленинского комсомола. Автором хоровой симфонии «Перезвоны» является Валерий Гаврилин. Музыка, созданная им, поразила многих слушателей, симфония стала одним из значимых его произведений. Но композитор писал и балеты: «Женитьба Бальзаминова», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Анюта».

Певец русского народа

Музыкальное творчество Валерия Александровича Гаврилина отличалось русским колоритом. Основной темой, которая проходит через все его произведения, является тема русского народа. Но больше всего его интересуют русские женщины, чьи судьбы оказываются непростыми. С раннего детства композитора окружали лишь только женщины, может быть, это и повлияло на его творческие взгляды.

Композитор берет за основу народные произведения, которые известны всем, проникает в их суть и потом, используя эстрадные приемы, воплощает свои идеи и замыслы в жизнь. Один из музыкальных критиков сказал, что Валерий Александрович создал новый жанр в музыке – песенно-симфонический. Сам же Валерий Гаврилин, краткая биография которого была напечатана в одном из журналов, давая интервью, сообщил, что мечтает создать такую музыку, которая сможет проникнуть в душу каждого человека.

Литературное наследие композитора

Но Валерий Гаврилин состоялся не только как композитор – он смог заявить о себе и как писатель. В течение своей жизни он написал много критических статей, писал выступления и эссе, часто и с удовольствием давал интервью. Но всегда темами его литературных произведений являлись музыка и композиторы.

Блестящий литературный стиль и четко сформулированная позиция – это основные составляющие одаренной и талантливой личности композитора.

В последние свои годы Валерий Александрович страдал из-за постоянных проблем с сердцем. Пережив два инфаркта, он продолжал выступать. Последние два концерта были даны им в Вологде и в Петербурге, и они словно подвели итог всей его жизни. Умер он 28 января 1999 года, но память о нем осталась в сердцах людей, а его музыкальные произведения будут жить вечно.

Похожие статьи

Уже с юных лет Гаврилин полюбил музыку, он пел в хоре. Однако, мать изначально не была в восторге от увлечений сына, ведь она хотела, чтобы он стал врачом, но все-таки одобрила выбор сына.

Валерию Александровичу очень повезло, потому что он обучался в консерватории. Именно там он начал увлекаться композицией и играл на музыкальных инструментах, в частности, на фортепиано. В 1958 году юноша окончил школу, и продолжает свое обучение по специальности музыковед – фольклорист. Когда он был студентом, то часто путешествовал по Родине. Он это делал с одной целью: проникнуться русской культурой и приобрести материалы и опыт. За время обучения он сотворил много шедевров. В народе Гаврилин Валерия Александровича прозвали «музыкальным Есениным», ведь он начал заниматься музыкой, когда еще совсем плохо знал ноты, но это не мешало ему творить. Пока Валерий Александрович был студентом, то успел обзавестись семьей и ребенком.

Спустя некоторое время Гаврилин  оканчивает аспирантуру и преподает. Пока работал над диплом, то сочинил легендарный цикл «Русская тетрадь». Свое произведение композитор посветил малышу, который умер от лейкемии.

Со временем Гаврилин стал писать музыку для спектаклей и фильмов. Так же с удовольствием композитор писал и балетную музыку. Так же Валерий Александрович успел написать и авторские музыкальные статьи.

Подробнее

В 1939 году, 17 августа, в г.Вологде, в семье педагогов Гаврилиных родился мальчик, названный Валерием, ставший в будущем известным композитором.

Детство Валерия пришлось на период войны, где, в 1942 году, погибает его отец.

Какое-то время Валерий вместе с мамой и сестренкой живет в селе Перхурьево, где его мама занимает должность руководителя детского дома.

В 1950 году семью Гаврилиных настигает еще одно горе: Клавдию Михайловну сажают в тюрьму, Валерий и его сестра попадают в Вологодский детский дом.

Музыкальным искусством Валерий заинтересовался еще будучи школьником. В школе № 9, где мальчик учился, он занимается хоровым пением и играет на народных инструментах, а также берет уроки игры на пианино у Т.Д.Томашевского, пытаясь параллельно писать музыку.

По завершении семилетки, он поступает в музучилище г.Вологодска. Доцент Ленинградской консерватории И.М.Белоземцев, возглавляющий комиссию по приему экзаменов, замечает талантливого юношу и дает ему рекомендации для обучения в музшколе при консерватории г.Ленинграда, куда мальчика приняли в 1953 году кларнетистом.

С 1958 по 1964 год Гаврилин обучается в консерватории под руководством профессоров Ф.А.Рубцова и О.А. Евлахова и получает квалификацию музыковеда-фольклориста.

Еще учась в консерватории, Валерий увлекся народным фольклором. Для более глубокого понимания русской культуры, он ездит по многочисленным деревням и селам страны, попутно приобретая материал для будущих произведений.

Валерий был вынужден учиться и работать одновременно, так как еще во время учебы в консерватории он женился и у него родился ребенок.

Несмотря на это, молодой человек успевает написать ряд произведений: первую музыкальную серию «Немецкая тетрадь», сонаты, симфоническую сюиту «Тараканище». Для дипломной работы он создает музыкальный цикл, состоящий из 8 произведений и названный «Русская тетрадь».

По завершении обучения в консерватории, Валерий Гаврилин становится аспирантом. С 1964 года он обучает студентов Музучилища, относящегося к консерватории. В 1965 году Валерия Александровича принимают в Союз Композиторов, в 1967 он получает Госпремию РСФСР им. Глинки.

На протяжении своей творческой жизни, Гаврилин занимается не только написанием множества симфоний, музыкальных произведений к спектаклям и кинофильмам, а также создает ряд балетных и оперных творений, удостоившись в 1979 году звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1985 году становится Народным артистом РСФСР.

Последний период жизненного пути Валерия Гаврилина омрачается тяжелыми болезнями, вылившимися в инфаркты. Не успев отметить 60-летний юбилей, в 1999 году, композитор скоропостижно скончался.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Иммануил Кант

    Иммануил Кант являлся великим немецким философом, заложившим основы классицизма в философии. Большинство трудов философа разобраны на цитаты потомками.

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Детство и юность Лермонтова кратко

    1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом

  • Борис Годунов

    В 1552 году в семье вяземского помещика родился будущий русский царь Борис Федорович Годунов. После смерти отца его судьбой занялся дядя Дмитрий, который и способствовал зачислению Бориса в 1570 году в опричники.

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб – советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

«Таланты, откуда вы беретесь? — Из детства. Сочиняю и живу только тем, чем напитался в своем детстве в родном крае» (Валерий Гаврилин). Биография, кратко изложить которую весьма сложно, у этого человека была тесно связана с искусством. Этот композитор внес в свое творчество всю духовную красоту своего города и края. Трепетность, ранимость, тонкость, нежность – все это воплотилось в произведениях композитора.

Рожденный под Вологдой голос

Валерий Александрович Гаврилин появился на свет 17.08.1939 года в семье учителей. Для будущего композитора, как и для многих его сверстников, детским садом стала война, принесшая за собой голод, беды, сиротство. Ушедший на войну отец Владимира погибает в августе сорок второго под Ленинградом. Семья переезжает жить в деревню Перхурьева. Оттуда матери близко до детского дома, который располагался в селе Воздвиженском, где она работала директором.

Тяжелое время, изнурительная работа, голодная зима сорок шестого года не мешала сельчанам устраивать зимние посиделки с перебором гармошки, танцами и припевками «под язык», протяжными, грустными песнями. Все это Валера впитывал как губка. Так продолжалось до 1950 года, а потом в одночасье закончилось детство. Мать арестовали по ложному обвинению, не дав увидеть детей, сестру Галю забрала тетя, а одиннадцатилетний домашний мальчик попадает в Вологодский детский дом.

image

Детдом

При детском доме был хор, рояль и музыкальный работник Татьяна Томашевская. Ни в хоре, ни в танцах Валерий Гаврилин, биография которого пошла в другом направлении, не преуспел. Также неважно он играл на инструментах. Но при взгляде на концертмейстера у мальчика захватывало дух. Его переполняло желание самому создавать музыку и писать ноты.

Как-то раз в город приехал из Ленинградской консерватории профессор Иван Михайлович Белоземцев отбирать одаренных детей. Ему показали мальчишку, который пытается писать музыку. Профессор решил сыграть по нотной тетради Валерия, но был остановлен будущим композитором, решившим самому продемонстрировать свое сочинение. Гость из Ленинграда просил сыграть не раз удивительную музыку. С этого момента жизнь Валерия изменилась.

Обучение

В 1953 году с разрешения матери, которой удалось получить свободу, его взяли в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Гаврилин получал образование по классу кларнета. Позже он перешел на композиторское отделение. Учился Валерий с упоением. Переигрывал все известные симфонии и сонаты, все новые произведения.

image

В девятнадцать лет молодой композитор поступает в консерваторию на отделение теории составления произведений. Отучившись пару лет, внезапно уходит на музыковедческое отделение и более серьезно увлекается фольклором. По ходу учебы Валерий Гаврилин был в экспедициях, изучал деревенскую жизнь, запоминал говор, записывал песни. Поездки были тяжелыми. Работа не только слуха, но и души, сердца. Послевоенные, голодные деревни, женские надрывные песни помогли Валерию Гаврилину соединить в будущем музыкальную классику с народным творчеством. А также написать книгу о творчестве В.Соловьева-Седого.

Успех в музыке и кризис

К концу учебы в консерватории Гаврилин написал сюиту «Тараканище», несколько струнных для квартета и «Немецкую тетрадь» – вокальный цикл на стихи Гейне, который был встречен в Союзе композиторов овациями и на протяжении многих лет входил в репертуар исполнителей.

По настоянию Шостаковича Валерий поступил в аспирантуру. Экзамены он сдал экстерном. Дипломной работой стал цикл «Русская тетрадь». В 1965 году на заключительном концерте декады ленинградской музыки исполнение этого сочинения имело огромный успех. Гаврилина стали называть «Есениным от музыки». В 1967 году композитор становится самым молодым лауреатом Госпремии имени Глинки.

После такого ошеломительного успеха у Гаврилина начинается творческий кризис. Он пишет всегда и много, но не может достигнуть того высокого творческого достижения, которые он создал в своих вокальных циклах. И он на несколько лет уходит в тень, где создает пьесы для фортепиано, сюиты, пишет музыку к фильмам и спектаклям. И только в семьдесят втором году ему удается написать несколько мощных произведений, таких как опера «Повесть о скрипаче Ванюше», симфонические произведения «Военные письма» и «Немецкая тетрадь 2». Немного позже появляются и другие: «Немецкая тетрадь 3», «Вечерок «Из альбома старой женщины» и цикл на стихи Шульгиной «Земля».

Во всех этих произведениях Гаврилину удалось создать новый жанр, который один из музыковедов назвал «песенно-симфоническим». Его эстрадно-музыкальные произведения имеют такой высокий уровень, что их с удовольствием исполняли и исполняют оперные и камерные знаменитости.

Театр и музыка

Большой вклад композитор внес в театр. Его музыка звучит во многих спектаклях и самым значительным произведением Гаврилина стали «Перезвоны», родившиеся после прочтения автором произведений Василия Шукшина.

Хоровое произведение «Перезвоны» представляет собой музыкальную картину из жизни простого народа. Звоны в сочинении олицетворяют символ жизни в разных ее проявлениях. Это своеобразный набат к человечности – не убей в себе хорошее, не завидуй, твори положительные деяния, полюби красоту.

Балет

Валерий Гаврилин, фото которого было известно многим советским гражданам, огромный успех имел в балете. В 1983 году «Анюта» получает «Золотой приз». Спустя три года его поставили на сцене театра Сан-Карло.

А появилось это произведение благодаря режиссеру Александру Белинскому, который решил поставить «Анну на шее» как фильм-балет. Обдумывая сюжет, он услышал исполнение «Вальса» Гаврилина и был им очарован, предложил композитору соединить различные фортепианные миниатюры в единое целое с «Вальсом» во главе всего музыкального сопровождения балета «Анюта». Партии в балете исполняли такие мастера своего дела, как Максимова и Васильев. Впоследствии этот творческий союз талантливых людей создал телебалет «Дом у дороги» по мотивам произведения Твардовского.

В восемьдесят девятом году Гаврилин написал партитуру к балету «Женитьба Бальзаминова», который впоследствии воплотился в кинофильме Белинского.

Валерий Гаврилин, композитор и музыкант, написал еще несколько балетных произведений, в которых четко слышатся трагические черты, присущие его музыке.

Личная жизнь

Большая часть жизни Валерия Александровича проходила в Ленинграде, но, несмотря на это, он никогда не прерывал свою связь с Вологдой. Он принимал участие во многих событиях своего родного края.

Личная жизнь сложилась так же хорошо, как творчество Валерия Гаврилина. В 1959 году Валерий женился на воспитательнице детского дома Наташе Штейнберг. Увидев впервые свою будущую супругу за три года до свадьбы, Гаврилин сразу подумал, что он на ней женится. С его стороны это была любовь с первого взгляда. Между ними была большая разница в возрасте, но Валерий Александрович смог заинтересовать, увлечь и влюбить в себя Наташу, с которой прожил почти сорок лет.

Талантливые люди не могут жить вечно, они уходят, оставляя после себя память на года. В 1999 году, 28 января не стало Валерия Александровича Гаврилина. После его смерти осталось «Наследие Гаврилина».

Valery Gavrilin

Дата рождения 17.08.1939 Дата смерти 29.01.1999 Профессия композитор Страна Россия, СССР

“Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?” — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его “Русской тетради”, “Перезвонов”, балета “Анюта” — подтверждение тому. И секрет этого успеха – не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке – доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще – Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и святым даром истинного художника – способностью чувствовать чужую боль, как свою…

“Таланты русские, откуда вы беретесь?” На этот вопрос Е. Евтушенко Гаврилин мог бы ответить словами А. Экзюпери: “Откуда я? Я из моего детства…” Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников – “подранков”, детским садом была война. “Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта”, – скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда в их семью пришла похоронка – в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами. А еще в детдоме был свой хор и народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т. Томашевская, открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки. И однажды когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришел вызов и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет, когда в школе открылось композиторское отделение, он перешел туда.

Учился Валерий жадно, взахлеб, с упоением. Вместе со своими сверстниками, такими же одержимыми Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался услышать музыку, где только возможно. В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная работа не только слуха, но – сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества – соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, “низкими” жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты. А пока Гаврилин написал интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества В. Соловьева-Седого и в 1964 г. закончил консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных квартета, симфоническую сюиту “Тараканище”, вокальный цикл на ст. В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату “Мы говорили об искусстве”, вокальный цикл “Немецкая тетрадь” на ст. Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошел в постоянный репертуар многих вокалистов.

С сочинениями Гаврилнна познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл “Русская тетрадь”. А в конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор! Молодого, никому не известного композитора называли “музыкальным Есениным”, восторгались его талантом; в 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы “уходит в тень”. Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. приносит сразу 3 крупных произведения: оперу “Повесть о скрипаче Ванюше” (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую “Немецкую тетрадь” на ст. Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на ст. А. Шульгиной “Военные письма”. Годом позже появляются вокальный цикл “Вечерок” с подзаголовком “Из альбома старой женщины”, третья “Немецкая тетрадь”, а затем – вокально-симфонический цикл “Земля” на ст. А. Шульгиной.

В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует свое творческое кредо: “Говорить со слушателем понятным для него языком”. Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьезной, академической. С одной стороны, Гаврилин создает эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их. (“Скачут ночью кони” исполняет И. Богачева). О песне “Два брата” выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору: “Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!” Классикой жанра стали песни “Любовь останется”, “Сшей мне белое платье, мама” из кинофильма “В день свадьбы”, очаровательная “Шутка”.

С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы – сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодежи, композитор не упрощает “высокие” жанры классической музыки, а создает некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал “песенно-симфоническим”.

Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим в разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся работу только над четырьмя из них: “После казни прошу” в Ленинградском ТЮЗе, “С любимыми не расставайтесь” в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, Три мешка сорной пшеницы в АБДТ им. М. Горького, “Степан Разин” в театре им. Е. Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых значительных произведений Гаврилина – хоровой симфонии-действа “Перезвоны”. (по прочтении В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. “Перезвоны” обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это “Свадьба” (1978) и “Пастух и пастушка” (по прочтении В. Астафьева, 1983) для солистов, хора и инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а также завершенная в 1967 г. и впервые исполненная в 1987 г. оратория “Скоморохи” (на ст. В. Коростылева), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре (“Вечерок”, “Военные письма”).

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора. Режиссер А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова “Анна на шее”. Гаврилин говорит об этом не без юмора: “Оказывается, сем того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов – мой любимый писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости – все это мне хотелось отразить в музыке”. Телебалет “Анюта” с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет “Анюта” был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.

Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал телебалет “Дом у дороги” по мотивам А. Твардовского, поставленный В. Васильевым. В 1986 г. Ленинградский театр современного балета под руководством Б. Эйфмана показал балет “Подпоручик Ромашов” по повести А. Куприна “Поединок”. В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина. В марте 1989 г. композитор закончил партитуру балета “Женитьба Бальзаминова” по А. Островскому, который уже нашел свое киновоплощение в новом фильме А. Белинского.

Каждая новая встреча с творчеством Валерия Гаврилина становится событием нашей культурной жизни. Его музыка всегда несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: “Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда”.

Н. Салнис

реклама

вам может быть интересно

Фанни Эльслер Танцовщики Анна Александровна Самуил Певцы

Произведения

Анюта (Гаврилин) 20.04.2011 в 23:46 Вечерок (Гаврилин) 12.01.2011 в 12:58 Военные письма (Гаврилин) 12.01.2011 в 11:54 Дом у дороги (Гаврилин) 25.07.2011 в 14:53 Женитьба Бальзаминова (Гаврилин) 25.07.2011 в 15:04 Немецкая тетрадь No. 1 (Гаврилин) 12.01.2011 в 11:38 Немецкая тетрадь No. 2 (Гаврилин) 12.01.2011 в 11:41 Перезвоны (Гаврилин) 12.01.2011 в 11:46 Подпоручик Ромашов (Гаврилин) 25.07.2011 в 14:59 Русская тетрадь (Гаврилин) 12.01.2011 в 11:59 Скоморохи (Гаврилин) 12.01.2011 в 12:50

Публикации

«Перезвоны» в «Зарядье» (operanews.ru) 30.09.2019 в 21:55 Екатерина Семенчук о любви и ожидании русской женщины (operanews.ru) 02.05.2016 в 23:09 Сентябрьские тезисы 07.10.2004 в 20:06

(1939–1999)

image«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души», – так определил цель своей жизни композитор Валерий Александрович Гаврилин. И можно с уверенностью сказать: это ему удалось.

Валерий Гаврилин появился на свет в Вологде, но вскоре семья переехала в город Кадников, где мать заведовала детдомом, а отец возглавлял отдел народного образования. Позднее семья Гаврилиных жила в Перхурьево. Жизнь в селе помогла будущему композитору полюбить и русскую природу, и русскую песню. Поколение, к которому принадлежал Гаврилин, называли «подранками»: когда шла Великая Отечественная война, эти дети были слишком малы, чтобы сражаться в партизанских отрядах или трудиться на военных заводах, но война оставила неизгладимый след в их душах. Как вспоминал впоследствии композитор, первыми «песнями», которые он услышал, были отчаянные крики женщин, получавших «похоронки» на мужей. Отец Валерия Александровича тоже погиб на фронте. Мать была осуждена (предположительно, по клеветническому доносу односельчанина, мечтавшего перебраться в ее дом), и одиннадцатилетний Валерий оказался в детдоме. Здесь он пел в хоре, играл в оркестре на басовой домре. Музыкальный работник Татьяна Дмитриевна Томашевская заметила талант мальчика и начала с ним заниматься.

В четырнадцатилетнем возрасте – в результате визита доцента Ленинградской консерватории в детдом – Гаврилин был принят в школу для одаренных детей при консерватории, где обучался игре на кларнете и фортепиано, а также композиции.

В 1958 году Валерий Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию. В студенческие годы он подрабатывал в балетных классах концертмейстером – эта сторона музыкальной деятельности оставила не лучшие воспоминания, балет надолго стал в глазах Гаврилина «тупым, ужасным искусством». Он обучался в консерватории как композитор у Ореста Александровича Евлахова, а с третьего курса – как музыковед со специализацией по исследованию музыкального фольклора. В 1962 году он отправился в свою первую фольклорную экспедицию – по Псковской области. Однако сочинения музыки он не прекращал – будучи студентом-музыковедом, Гаврилин написал симфоническую сюиту «Тараканище», две сонаты, три струнных квартета. Самым значительным сочинением тех лет стал вокальный цикл на стихи Генриха Гейне «Немецкая тетрадь».

По совету Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, высоко оценившего сочинения Гаврилина, Валерий Александрович сдал экзамены за композиторский факультет экстерном и поступил в аспирантуру. В следующем году в Москве в рамках декады ленинградского музыкального искусства прозвучал его вокальный цикл «Русская тетрадь». Критики заговорили о «музыкальном Есенине», произведение привело в восторг не только публику, но и композиторов-современников (по воспоминаниям Георгия Васильевича Свиридова, он впервые увидел слезы в глазах Шостаковича).

После столь громкого дебюта Гаврилин несколько лет не создавал крупных сочинений, отдавая предпочтение фортепианным пьесам, небольшим оркестровым сюитам. Кроме того, он писал музыку к фильмам и спектаклям. Создание музыки к спектаклю «Три мешка сорной пшеницы» всколыхнуло воспоминания о тяжелом военном детстве, а во время работы над фильмом «В день свадьбы» композитор познакомился с киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной. Именно на ее стихи была написана в 1972 году вокально-симфоническая поэма «Военные письма».

С работой в драматическом театре связано и другое крупное сочинение Гаврилина – «Перезвоны». Жанр этого хорового произведения композитор определил как симфонию-действо, а идея его зародилась в процессе работы над музыкой к спектаклю «Степан Разин» в Театре им. Е.Вахтангова. Фактически, композитор создал новый жанр – действо, к которому относится и другое его сочинение – «Скоморохи».

Неожиданной для Гаврилина областью творчества оказался балет. Преодолеть предубеждение против этого жанра, оставшееся со времен студенческой подработки, ему помогли режиссер Александр Аркадьевич Белинский и балетмейстер Владимир Викторович Васильев. Создавая фильм-балет «Анюта» по рассказу Антона Павловича Чехова «Анна на шее», они составили его музыкальную ткань из оркестровых и фортепианных пьес Гаврилина. Композитору, поначалу настроенному решительно против, результат их труда понравился, и для другого телебалета Васильева – «Дом у дороги» – Гаврилин написал музыку специально. Борис Яковлевич Эйфман поставил на музыку Гаврилина балет «Подпоручик Ромашов» по мотивам повести Александра Ивановича Куприна «Поединок».

Гаврилин – композитор, чье творчество уходит корнями в русскую музыкальную традицию (не случайно Свиридов называл его «современным Мусоргским»). Особенность его произведений в том, что их нельзя разделить на «высокие» и «низкие» жанры: музыкальный язык его оркестровых и вокально-симфонических сочинений, насыщенный интонациями русского фольклора, отличается благородной простотой, а эстрадные песни столь совершенны и глубоки, что их включают в репертуар академические певцы.

Валерий Гаврилин скончался в 1999 году.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий