Презентация “Великий Писатель Земли Русской. Александр Исаевич Солженицын”; 9-11классы

  • Черемская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

image image

Загрузить презентацию (11 МБ)

Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

Изучение биографии писателя – самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Формы проведения – лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

21.04.2012

Поделиться   1 из 32 –>Презентации / Литература / Биография Солженицына А.И.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Похожие презентации

Биография Ф.И.Тютчева Биография А.П. Чехова Биография Некрасова Николая Алексеевича Биография Ф.М. Достоевского Биография Л.Н. Толстого, вопросы для беседы по произведениям

Поделиться ссылкой на презентацию через:

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Вы сейчас тут: Главная в†’ Презентации в†’ Литература в†’ Литература – 11 классВ  Опубликовано:

09 августа 2016, 21:55

Презентация рассказывает о величайшем писателе XX века – Александре Ивановиче Солженицыне. Работа, выполненная для урока литературы в 9 – 11 классе, посвящена жизни и творчеству писателя. Биографию можно изучать не только в школе, но и дома, готовясь к занятиям.

Разработка из 20 слайдов повествует о сложной жизни А. И. Солженицына, об этапах его творчества. На первом слайде можно прочитать известную цитату самого гнения пера о его творчестве. Его мысль, начинающаяся со слов В«Я вЂ“ не я…В» сопровождает зрителей до самого конца урока, выявляя глубину мышления этого гениального человека. Не только факты из жизни и даты наполняют разработку. В ней много фото, которые будут интересны старшеклассникам. А еще здесь есть отрывки из его лучших произведений, которые дети будут читать и анализировать.

Скачать Александр Иванович Солженицын – презентация

Интересные материалы по этой теме!

09 августа 2016, 12:13 Шаламов Колымские рассказы – презентацияПрезентация представляет В«Колымские рассказыВ» Варлама Шаламова. Это уникальное произведение, состоящее из нескольких книг, долгое время оставалось запретным в нашей стране и печаталось только за…
09 августа 2016, 21:30 Солженицын Матренин двор – презентацияПрезентация является вспомогательным материалом, который будет использоваться на уроке литературы в 11 классе для анализа рассказа А.И. Солженицына В«Матренин дворВ». Ресурс можно скачать бесплатно по…
09 августа 2016, 21:41 Один день Ивана Денисовича – презентацияПрезентация к уроку литературы на тему: В«Повесть Солженицына В«Один день Ивана ДенисовичаВ» будет использоваться теми учителями, которые преподают в 11 классе. На 29 слайдах…
09 августа 2016, 22:12 Солженицын Архипелаг ГУЛАГ – презентацияПрезентация знакомит с историей создания романа В«Архипелаг ГУЛАГВ», написанного Александром Ивановичем Солженициным. Пособие окажется хорошим дополнительным материалом, который учителя используют для показа на уроках литературы…
09 августа 2016, 22:40 Булгаков Мастер и Маргарита – презентацияПрезентация всецело посвящена повествованию о романе Михаила Афанасьевича Булгакова В«Мастер и МаргаритаВ». Содержание пособия дает возможность применить слайды в качестве вспомогательного ресурса на уроке…
09 августа 2016, 22:48 Презентация Творчество Булгакова: Белая гвардия (Дни Турбиных)Презентация представляет роман Михаила Булгакова В«Белая гвардияВ» и спектакль В«Дни ТурбиныхВ», который поставлен по этому произведению. Материал можно использовать для уроков литературы или внеклассного чтения… Главная Литература
Скачать презентацию (7.08 мб)

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущева. «Щ-854» под измененным названием — «Один день Ивана Денисовича» — был напечатан в № 11 журнала «Новый мир» за 1962 год. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве «Ymca press» в 1973 году. Но название «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сохранил.
Слайд №11
Слайд №12
Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 год был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведника» — по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини — владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским — Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.
Слайд №13
В 1963-1966 годах в «Новом мире» были опубликованы еще три рассказа Солженицына: «Случай на станции Кречетовка» (№ 1 за 1963 год, авторское название — «Случай на станции Кочетовка» — было изменено по настоянию редакции из-за противостояния «Нового мира» и консервативного журнала «Октябрь», возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым), «Для пользы дела» (№ 7 за 1963 год), «Захар-Калита» (№ 1 за 1966 год). После 1966 года сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989 года, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги «Архипелаг ГУЛаг».
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
В 1970 году Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом.
Слайд №20
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №23
В мае 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Он пишет книгу воспоминаний «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» («Новый мир», 1998, № 9, 11, 1999, № 2, 2001, № 4), выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына.
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26
Слайд №27
Слайд №28
Слайд №29
Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35
Герой повести — Иван Денисович Шухов — один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых — это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В конрразведке били Шухова много. И расчет был, у Шухова простой: не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в советском лагере.

Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица — все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Слайд №36
Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном — только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу.
Слайд №37
Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во. многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича Связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.
Слайд №38
Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе — достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок, Труд — это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
Слайд №39
Слайд №40
«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье, как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел — чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
Слайд №41
Из тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на себя удар» — Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин — для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься».
Слайд №42
Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря -«образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь — игра, то есть выдуманная, ненастоя-щая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Реальность остается скрытой для Цезаря. Шухов даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть».
Слайд №43
Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени — «высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» — лагерные «аристократы» — лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ — «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Слайд №44
Слайд №45
Слайд №46
Слайд №47

image 11 Декабря 1918 – 3 Августа 2008 гг. (89 лет) 4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 6145.

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008 гг.) – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной книги «Архипелаг ГУЛАГ». Советская власть считала его диссидентом, а его произведения завоевали невероятную популярность у читающей публики.

Детские годы и образование

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Великая Отечественная война

Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился на фронт. С 1941 года писатель служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище, по окончании которого он получил звание лейтенанта. С 1943 года Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

Заключение и ссылка

Александр Исаевич критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына, биография которого и так была достаточно непростой, обнаружили рак.

В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе» в Ташкенте. В 1956 году, когда ссылка по 58-й статье была распущена, писатель вернулся в Россию.

Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.

Конфликты с властями

Поселившись в Рязани, писатель работает учителем в местной школе, продолжает писать. В 1965 году КГБ захватывает архив Солженицына, ему запрещают публиковать свои произведения. В 1967 году Александр Исаевич пишет открытое письмо Съезду советских писателей, после которого власти начинают воспринимать его как серьезного противника.

Жизнь за границей. Последние годы

В 1975-1994 годах писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матренин двор».

В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006–2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына.

Датой, когда оборвалась трудная судьба великого писателя, стало 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Солженицына

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Александр Исаевич был дважды женат: на Наталье Решетовской и Наталье Светловой. От второго брака у писателя трое талантливых сыновей – Ермолай, Игнат и Степан Солженицыны.
  • В краткой биографии Солженицына нельзя не упомянуть, что он был удостоен более двадцати почетных наград, среди которых Нобелевская премия за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
  • Литературные критики нередко называют Солженицына Достоевским или Толстым нашей эпохи.
  • На могиле писателя стоит каменный крест, созданный по проекту скульптора Д. М. Шаховского.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Солженицына:

  1. /12 Вопрос 1 из 12

    В каком из вариантов указаны годы жизни Александра Исаевича Солженицына?

    Начать тест

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий