Презентация на тему “Брюсов Валерий Яковлевич” – Официальный сайт ГАПОУ КК «Новороссийский колледж строительства и экономики»

Опубликовано вкл 03.05.2013 – 18:24 Автор:  Пасечникова Виктория, Костюченко Юлия (11 Б класс)

Биография и творчество поэта Брюсова В.Я.

Скачать:

Вложение Размер
image bryusov_pasechnikova_kostyuchenko.ppsx 415.24 КБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

(1873 —1924) Валерий Яковлевич Брюсов

Слайд 2

Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Слайд 3

Детство Валерий Брюсов родился в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.

Слайд 4

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—-1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 Яков Брюсов отослал в журнал «987з» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «Письмо» было опубликовано (№ 16, 1884). Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889) представляет собой статью в защиту тотализатора.

Слайд 5

Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку».

Слайд 6

Будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 гг. в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов много занимался математикой.

Слайд 7

Вхождение в литературу Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881; несколько позднее появились первые (довольно неискусные) его рассказы.

Слайд 8

В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.

Слайд 9

К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)».

Слайд 10

В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. ( «…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова — Елена Краскова — скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов).

Слайд 11

В 1895 появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х; так, к примеру, в 1898 поэт записал в своём дневнике: «Юность моя — юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния»). Мало того, в предисловии к сборнику автор заявляет: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки ни от критики, ни от публики. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

Слайд 12

Для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» — к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. Принцип «искусство для искусства», отрешённость от «внешнего мира», характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника «Chefs d’oeuvre».

Слайд 13

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы. Например: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… В стихотворениях сборника чувствуется сильное влияние Верлена.

Слайд 14

Окончив в 1899 г. университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х гг. Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта), стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Слайд 15

В 1897 Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

Слайд 16

В 1917 поэт выступил с защитой Максим Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

Слайд 17

С 1917 по 1919 он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной палаты); с 1918 по 1919 заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; с 1919 по 1921 был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). В 1919 г. Брюсов стал членом РКП(б) и др. В 1923 г., в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».

Слайд 18

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Основные черты творчества Брюсова

Слайд 19

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы» ; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Слайд 20

Талант… Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник) . Юность моя — юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898) . Избранные цитаты

Слайд 21

Работу выполнили ученицы 11 класса Пасечникова Виктория и Костюченко Юлия

image

Рисуем пшеничное поле гуашью

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Сказка “12 месяцев”. История и современность

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Прекрасная химия



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>

Подписи к слайдам:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/html4/transitional.dtd”> Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Происхождение

  • Место рождения/смерти: г. Москва
  • Купеческая семья
  • Дед (по матери): Александр Яковлевич Бакулин (поэт-самоучка)
  • Другой дед: Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, крепостной помещика Брюса
  • Отец: Яков Кузьмич Брюсов, просадил всё состояние на тотализаторе

Воспитание

  • Самовоспитание, т.е. предоставление самому себе
  • «Принципы материализма и атеизма»
  • Чтение «французских бульварных романов»
  • Увлечение научными статьями, книгами Жюль Верна и Майн Рида

«От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать»

В. Брюсов

Образование

Частная классическая гимназия Ф. И. Креймана 

(1885 – 1889 гг.)

Частная гимназия Л. И. Поливанова

(1890—1893 гг.)

В «мире поэзии»

Семён Яковлевич Надсон

Молодой Брюсов

  • 13 лет – связь будущего с поэзией
  • 1881 г. – ранние стихотворные опыты
  • Кумиры: Некрасов, Надсон, Бодлер, Верлен, Малларме
  • Предназначение распространять символизм в России

Творчество Увлечения

  • Литература
  • История
  • Философия
  • Искусство
  • Языки
  • Театр

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Связь с Ниной Петровской

Отношения Валерия Брюсова и Нины Петровской, длившиеся семь лет, были предметом обсуждения всей литературно-художественной Москвы.

Деятельность

Брюсов на марке Армении

Каролина Карловна Павлова, поэтесса

Оценка деятельности

Брюсов в последние годы жизни

  • В. Брюсов – «поэт мрамора и бронзы» (Андрей Белый)
  • Поэт «торжественности по преимуществу» (С. А. Венгеров)
  • «Молотобоец и ювелир» (Л.Каменев)

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения.

Портрет Валерия Яковлевича

Портрет Брюсова. Михаил Врубель

Брюсов. С.В.Малютин

Память Дома, в которых жил Брюсов

До 1910 г.

1910-1924 гг.

Валерий Яковлевич со своим воспитанником Колей Филипенко

Брюсов. 1910 г.

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы:

  • www.yandex.ru
  • briusov.ru
  • afisha.ru
  • profistart.ru

Литература – еще материалы к урокам:

Включить эффекты 1 из 30 Отключить эффекты

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме “Валерий Яковлевич Брюсов” по литературе, включающую в себя 30 слайдов. Скачать файл презентации 0.58 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 7-9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 30
  • Аудитория
  • Слова
  • Конспект Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Валерий Яковлевич Брюсов

  • Слайд 2

    Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря1873), Москва — 9 октября1924, Москва) — русскийпоэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

  • Слайд 3

    Биография и творческий путь

    Детство Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина. Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.

  • Слайд 4

    В.Я. Брюсов в детстве

  • Слайд 5

    Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов

  • Слайд 6

    Образование

    Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

  • Слайд 7

    Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

    Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».

  • Слайд 8

    Брюсов В.Я.

  • Слайд 9

    В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»). В следующем сборнике — «Me eum esse» («Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    1900-е годы

    «Tertia Vigilia» В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту. «Urbi et Orbi» Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.

  • Слайд 12

    Темы и настроения в творчестве этого периода Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики». Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).

  • Слайд 13

    В.Я.Брюсов

  • Слайд 14

    «Stephanos» Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) Лидер символизма Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году стал секретарём редакции).

  • Слайд 15

    1910-е годы

    Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов. сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Брюсов и революция

    В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати. С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1919 году – членом РКП(б). в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт. Являлся членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. 1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.

  • Слайд 18

    Позднее творчество

    После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В 1920-е годы он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы. 9 октября1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище

  • Слайд 19

    Основные черты творчества Брюсова

  • Слайд 20

    В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Стихосложение Брюсова Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах

  • Слайд 21

    Брюсов в разных жанрах

    проза переводы критика литературоведение

  • Слайд 22

    Проза

    Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» и — в особенности — «Огненный ангел». Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши» Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905).

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Переводы

    Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбанистаЭмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.

  • Слайд 25

    Критика и литературоведение

    Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие». Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя, Баратынского, Фёдора Тютчева, Алексея Толстого.

  • Слайд 26

    Брюсов-журналист

    Журналистская деятельность началась в «Русском архиве». С 1900 по 1903 г. – секретарь редакции журнала. Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902). 1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала. Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион». П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г. В 1915 годуМаксим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».

  • Слайд 27

    Журнал «Русский архив» Журнал «Весы»

  • Слайд 28

    Брюсов-редактор

    Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина.

  • Слайд 29

    Брюсов и филателия

    Почтовая маркаСССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963, 4 копейки. В. Я. Брюсов коллекционировал почтовые марки, специализируясь на марках колоний европейских государств. Он был членом Всероссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист».

  • Слайд 30

    Почтовая маркаСССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963

Скачать презентацию Валерий Яковлевич Брюсов 1873 -1924 Жизнь и творчество

брюсов.pptx

  • Количество слайдов: 19

Валерий Яковлевич Брюсов 1873 -1924 Жизнь и творчество вождя русского символизма

Символизм становится первым значительным направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь»

Детство и юность v В. Я. Брюсов родился в Москве 1 декабря 1873 года в купеческой семье. v 1885 -1893 – учеба в гимназиях Москвы. v 1893 -1899 – учеба на историко – филологическом факультете Московского университета.

Брюсов вспоминал: “Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан. . . в принципах материализма и атеизма”. Уже в тринадцать лет Брюсов Мне помнятся и книги эти решает стать писателем. Как в полусне недавний день Круг интересов гимназиста Мы были дерзки, были дети, Брюсова – это Нам всё казалось в ярком свете. литература, история, Теперь в душе и тишь и тень. философия, астрономия. Далёка первая ступень Пять беглых лет как пять столетий.

Вхождение в литературу «Знакомство в начале 90 -х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати» , — вспоминает Брюсов

В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» ( «Шедевры» ); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника «Юность моя — юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния»

В этом сборнике Брюсов вообще — «одинокий мечтатель» , холодный и равнодушный к людям. Иногда его желание оторваться от мира доходит до тем самоубийства, «последних стихов» . «В прошлом» Ты не ведала слов отреченья. Опустивши задумчивый взор, Точно в церковь ты шла на мученья, Обнаженной забыла позор. Вся полна неизменной печали, Прислонилась ты молча к столбу, И соломой тебя увенчали, И клеймо наложили на лбу. А потом, когда смели бичами Это детское тело терзать, Вся в крови поднята палачами, «Я люблю» ты хотела сказать. Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине…

Следующий сборник — «Me eum esse» ( «Это я» , 1897) сам Брюсов называл декадентским. Наиболее известное стихотворение — «Юному поэту» Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно, Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» ( «Третья стража» ), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова.

Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» ( «Граду и миру» ), вышедшем в 1903 году — Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому? — Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму. — Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? — Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать. — Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна? — Может быть, сын мой, такой же рабочий Тем наша доли полна. — Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй. Тех он, кто нес кирпичи! — Эй, берегись! под лесами не балуй. . . Знаем все сами, молчи!

Следующим сборником Брюсова стал «Στεφανος» ( «Венок» ), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года «„Венок“ завершил мою поэзию, надел на неё воистину „венок“» , —

«Давно ушел я в мир, где думы, Давно познал нездешний свет. Мне странны красочные шумы, Страстям — в душе ответа нет. Могу я медлить миг мгновенный, Но ввысь иду одной тропой. Кто мне шепнул о жизни пленной?

v После Октябрьской революции 1917 года v Брюсов активно участвовал в литературной и v издательской жизни Москвы, v С 1917 по 1919 v год он возглавлял Комитет по регистрации v печати; v с 1918 по 1919 год заведовал v Московским библиотечным отделом при v Наркомпросе; v в 1919 году Брюсов стал членом v РКП(б)

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» ; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами Став родоначальником «русской Валерий Яковлевич жил в этом литературной Ленинианы» , Брюсов доме (Москва, Пр. Мира, 30) в пренебрёг «заветами» , изложенными им самим ещё в 1896 году в 1910— 1924. Сейчас там литературный музейстихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим» , «поклоняйся искусству»

9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину). Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище

Основные черты творчества В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана» , поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно» , а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов» ). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

Стихотворение, которое запомнилось Женщине Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя

Выполнил: уч-к 11 класса Сарафанов Михаил Спасибо за внимание

Краткая биография Валерия Брюсова для школьников

Годы жизни: 13.12.1873 — 09.10.1924. Прожил 50 лет.

Жанры, в которых работал: стихотворения, поэмы.

Основные произведения: «Первый снег», «Весенний дождь», «Опять сон», «Детская».

Интересные факты из жизни В. Я. Брюсова

  1. Дед поэта, Александр Бакулин, был известным баснописцем, и выпустил сборник «Басни провинциала».
  2. Отец Валерия много играл на скачках и заразил этой любовью сына. Шестнадцатилетний юноша даже написал статью в защиту тотализатора.
  3. Первый сборник стихотворений поэта носил громкое и самоуверенное название «Шедевры».
  4. Брюсов писал очень быстро и венок сонетов «Роковой ряд», состоящий из пятнадцати стихотворений, на спор написал за семь часов.
  5. Поэт был признан народным поэтом Армении, за подготовку к печати сборника о фольклорной поэзии.

Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества В. Я. Брюсова»

1873 год. 13 декабря. В Москве в семье мещанина Якова Брюсова рождается сын Валера.

1881. Валера пробует писать стихи и рассказы, издаёт рукописный журнал.

1885. Валера поступает в частную гимназию Креймана, откуда будет отчислен за пропаганду атеизма.

1889. Начинающий литератор публикует в спортивной газете статью о тотализаторе.

1890. Юноша продолжает обучение в частной гимназии Поливанова.

1893. Поэт пишет письмо Верлену, обещая распространять символизм в России.

1894. Брюсов издаёт сборники «Русские символисты», включая в них и собственные стихотворения.

1895. Печатается его первый стихотворный сборник «Шедевры».

1897. Выходит в свет второй сборник Брюсова «Это я». В этом же году он женится на переводчице Иоанне Рунт.

1899. Поэт оканчивает историческое отделение Московского университета.

1900. Печатается третий сборник поэта «Третья стража».

1904. Брюсов пишет апокалиптическую драму «Земля», в которой описывает гибель человечества.

1905. Публикуется очередной сборник стихов «Венок», который сам поэт называет вершиной творчества.

1908. Поэт становится директором Московского литературно-художественного кружка.

1914. Валерий Яковлевич оказывается на фронте в роли военного корреспондента.

1917. Поэт возглавляет Комитет по признанию печати.

1921. Валерий Яковлевич организует в Москве Высший литературно-художественный институт, сейчас носящий его имя.

1924. Выходит в свет последний прижизненный сборник «Спеши!».

1924. 9 октября. Валерий Яковлевич умирает от воспаления лёгких. Его хоронят на Новодевичьем кладбище.

Презентация «Творчество и интересные факты из жизни Валерия Брюсова»

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Смотри также:

  • Википедия о поэте

Сочинение «Мой любимый поэт Валерий Брюсов»

Моим любимым поэтом является Владимир Брюсов.

Это очень необычный и самобытный поэт.

С его поэзией я впервые познакомилась в школе, и уже первое прочитанное стихотворение меня покорило. Это было стихотворение «Первый снег». В нём поэт создал удивительную картину начала зимы, подобной которой я никогда не встречала.

Он описал чудесный мир из серебра и при этом ни разу не назвал снег напрямую.

Если бы не название, можно было бы подумать, что автор описывает некую сказочную страну.

И это не исключение в творчестве этого поэта. Напротив, это закономерность.

Как я позже узнала, именно такая форма стихотворений характерна для символизма, поэтического течения, пользовавшегося популярностью в начале прошлого века. А он был одним из лидеров этого течения.

Его поэзия кажется мне хрустальной, настолько она совершенна и обманчиво хрупка. Но при этом каждая строчка в стихотворениях неслучайна, она несёт смысл, подчас скрытый и непонятный.

Но тем интересней читать его стихотворения и пытаться понять, что же в действительности имел в виду поэт.

В стихотворении «Весенний дождь», казалось бы, описывается просто явление природы, пусть и используя удивительные образы, сравнивая птиц с рыбами. Но далее становится понятным, что на самом деле это стихотворение — размышление о жизни, о роли и месте человека в мире.

Скоротечность дождя поэт сравнивает со скоротечностью жизни, «мы — миг, мы — дым». А значит прожить даже этот миг нужно с пользой.

Я очень люблю эту поэзию за то, что она заставляет думать. Люблю за то, что она очень красивая. И особенно за то, что она удивительно часто совпадает с моим настроением.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий