Правдивый сказочный мир Софьи Прокофьевой – МБУ Централизованная Библиотечная Система Коркинского муниципального района

Софья Леонидовна Прокофьева – советская и российская писательница. Поэтесса, художница и сценарист. Наиболее известна своими книгами “Приключения желтого чемоданчика”, “Лоскутик и облако”. И большим циклом о приключениях Белоснежки. Биография Софьи Леонидовны Прокофьевой, ее личная жизнь, семья и творчество – в этой статье.

Ранние годы

Софья Леонидовна Фейнберг родилась 14 мая 1928 года в Москве в семье художника, поэта и искусствоведа Леонида Евгеньевича Фейнберга. Мать Софьи умерла вскоре после рождения дочери. Отец повторно женился на Вере Марковой, поэтессе и переводчице с японского, которая стала настоящим другом и наставницей для маленькой Сони и ее старшего брата Сережи. Не только отец и мачеха, а вся семья Софьи Леонидовны Прокофьевой была очень творческой и талантливой: дядя и тетя ее были известными пианистами Самуилом Фейнбергом и Беллой Майгур, брат впоследствии стал известен под фамилией Северцев, став поэтом и переводчиком. И, мало того, в доме постоянно гостили такие знаменитости как Максимилиан Волошин и Марина Цветаева – лучшие друзья отца.

Разумеется, в такой обстановке Софья еще в школе начала писать стихи. Ее первый поэтический цикл под названием “Античные стихи” был закончен, когда девочке едва исполнилось 15 лет. Через Цветаеву сборник добрался до Пастернака, и тот очень высоко оценил творчество юной поэтессы.

image

Однако и к рисованию – в частности, к иллюстрациям – девочка проявляла большой интерес, поэтому поступать решила не в литературный, а в художественный вуз. Она стала студенткой графического факультета в институте имени Сурикова, где обучалась на курсе Бориса Дехтерева, главного художника “Детгиза”. Дипломной работой будущей детской писательницы Софьи Леонидовны Прокофьевой стали иллюстрации к стихам Самуила Яковлевича Маршака – даже будучи графиком, она была тесно связана с детской литературой. К слову, Маршаку очень понравились рисунки Прокофьевой, и книга была издана. После этого Софья Леонидовна еще несколько лет работала иллюстратором, даже не подозревая о том, что это еще не главный путь ее жизни.

Литературное творчество

Первые сказки Софья Леонидовна Прокофьева написала для своего сына Сережи, который появился на свет в 1954 году. Она писала их не для публикации, но все, кто слышал их, в один голос твердили – это должны услышать и другие дети! В 1957 году Прокофьева сдалась и отнесла в редакцию свою поэтическую сказку “Кто лучше?”. Книга была опубликована в том же году, получив высокие отзывы от коллег по детской литературе. Особенно хвалил начинающую писательницу Лев Кассиль, которого Прокофьева впоследствии называла своим первым литературным наставником. В том же году увидела свет книга “Ученик волшебника”, ставшая первой в большом цикле “Повелитель волшебных ключей”.

image

Настоящий успех пришел к Софье Леонидовне в 1965 году, когда она выпустила свою книгу “Приключения желтого чемоданчика”. Книга сразу заинтересовала широкую аудиторию читателей, а после экранизации в 1970 году и вовсе стала настольной книгой каждого ребенка. Но сама писательница больше склонялась к сказкам в средневековом стиле – ей нравилось переносить на бумагу свой фантазийный мир принцесс, рыцарей, волшебников и королей. Но литературной цензуре подобная литература была не по душе, и для писательницы наступили целые десятилетия редких изданий и маленьких тиражей.

В 80-е некоторые книги Софьи Леонидовны Прокофьевой почитались даже за раритет – дети мечтали получить в подарок заветную книгу “других” сказок, в которых не фигурируют пионеры, а действия разворачиваются в неожиданных местах и временах.

С конца 90-х годов и до 2010 Прокофьева написала огромный цикл сказок о приключениях Белоснежки, один из самых популярных в современной детской литературе. Читая новые истории о давно знакомой Белоснежке, дети получали истинное удовольствие, сравнивая ее даже с главным детским хитом современности – Гарри Поттером.

В 2001 году был выпущен сборник “Античный цикл” – тот самый, который Софья Леонидовна написала еще в 15 лет, и стихи из которого цитировал сам Пастернак. В предисловии к публикации были написаны следующие слова:

Последняя книга серебряного века, заблудившаяся в нашем железном.

Несмотря на преклонные годы, жизнь Софьи Леонидовны Прокофьевой, которой, на секундочку, в этом году исполнилось 90 лет, продолжается. Она не перестает писать новые и перерабатывать старые произведения, занимается переводами и встречается с детьми – своими поклонниками и будущими писателями или поэтами.

Личная жизнь

Первым мужем Софьи Леонидовны был Олег Прокофьев, известный художник и сын великого композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Они поженились в начале 50-х, а в 1954 году у супругов родился сын Сергей. Мальчик, как и его мать, отец и дед, поначалу тоже увлекался живописью, однако впоследствии увлекся мистической наукой – антропософией – и посвятил жизнь ее изучению. Он скончался в 2014 году. Софья Леонидовна и ее сын представлены ниже в статье.

Софья Леонидовна и Олег Сергеевич развелись в конце 50-х, а уже в 1960 году писательница стала женой Виктора Викторовича Белого, ученого и сына композитора Виктора Аркадьевича Белого. Однако фамилию Прокофьева писательница решила оставить навсегда – ведь под ней ее уже узнавал читатель. В 1962 году у Софьи и Виктора родилась дочь Мария. Она пошла по стопам отца и в настоящее время является доктором физико-математических наук.

Цикл “Повелитель волшебных ключей”

Этот цикл, состоящий из пяти книг, начался с одного из первых произведений Софьи Леонидовны Прокофьевой – с “Ученика волшебника”. Волшебник Алешка и его кот Васька настолько полюбились маленьким читателям, что они буквально завалили писательницу письмами с просьбой о продолжении. Спустя двадцать лет, в 1977 году, Прокофьева написала продолжение – и тем самым положила начало целому циклу. Это была книга “Остров капитанов”. За ней в 1985 году вышла книга “Глазастик и хрустальный ключ”, в 1989 году – “Астрель и Хранитель леса”, а в 1992 году – “Принцесса Уэнни”.

“Приключения желтого чемоданчика”

Изначально эта культовая книга была выпущена под названием “Зеленая пилюля” в 1964 году. В основу сюжета лег случай из биографии Софьи Леонидовны Прокофьевой – она ехала в поезде, везя рукописи в новеньком кожаном чемоданчике желтого цвета. Вместе с писательницей в купе ехал какой-то ученый-медик, и, представьте себе, вез приборы в точно таком же желтом чемодане. Он выходил раньше и едва не забрал с собой чемодан Прокофьевой. И вот Софья Леонидовна начала фантазировать – а что было бы, если бы чемоданы действительно перепутались – так на свет и появилась легендарная книга. В 1965 году “Зеленая пилюля” с несколько измененным сюжетом была перевыпущена уже под привычным названием. А в 2000 году Прокофьева неожиданно для всех наполнила прилавки продолжением – книгой под названием “Новые приключения желтого чемоданчика” или “Волшебная пилюля”.

“Лоскутик и Облако”

Еще одно культовое произведение Софьи Леонидовны Прокофьевой увидело свет в 1972 году и стало одной из немногих сказок того времени, которым удалось пройти цензуру. Эта книга, написанная в лучших традициях Юрия Олеши, повествует о девочке по имени Лоскутик, которая подружилась с настоящим небесным Облаком. Как и в “Трех толстяках”, в этой сказке есть злой тиран – король Фонтаниус, и есть восстание, устроенное простым народом. Однако несмотря на сюжетное сходство, стиль повествования, персонажи – абсолютно оригинальные, и аналогов им нет ни в одной другой сказке.

Цикл о Белоснежке

Самым большим циклом в библиографии Прокофьевой, как уже говорилось выше, является собрание сказок о Белоснежке. В цикл входит целых 18 книг. Самая первая из них – “Белоснежка и принц Теодор” – была написана в 1997 году, и в целом содержит сюжет оригинальной сказки о Белоснежке и семи гномах с некоторыми авторскими переработками. Все остальные книги являются абсолютно авторскими, и содержат истории о встречах Белоснежки с маленьким Эльфом, подводным царством, пещерой ужасов, роботом Хрустальное Сердце и золотой пчелой. Последней на сегодняшний день является книга “Белоснежка и серебряный ежик”, выпущенная в 2011 году.

Сама Софья Леонидовна не раз признавалась, что в этом цикле смогла воплотить все свои детские фантазии на тему любимой сказочной принцессы. В очередной раз дочитывая “Белоснежку” братьев Гримм, она начинала придумывать продолжения этой истории. И только к концу 90-х годов писательница решилась записать эти продолжения.

“Кольцо призрака”

Эта книга, которую Прокофьева написала в 2012 году, стала первым недетским произведением в библиографии писательницы. Книга вышла с яркой пометкой “русское фэнтези” и была хорошо принята уже выросшими поклонниками детских книг Софьи Леонидовны. Им было приятно вновь столкнуться с красивым слогом автора, в который теперь был облачен взрослый и неожиданный сюжет.

Экранизации произведений

В 70-80-е годы по произведениям Прокофьевой было снято три художественных фильма.

Первым были экранизированы “Приключения желтого чемоданчика”. На международном фестивале детского кино в Венеции картина получила серебряную медаль и почетный диплом жюри, а на международном кинофестивале в Иране – специальный приз от детской судейской коллегии.

Второй фильм – “Пока бьют часы” – был выпущен в 1976 году и соединил в себе “Сказку о ветре в безветренный день” и “Глазастика и хрустальный ключ”.

Третий фильм – “Без свидетелей” – оказался не детским и был поставлен Никитой Михалковым по пьесе “Беседа без свидетелей” в 1983 году. Это камерный фильм, включающий всего двух безымянных героев, которые не покидают своей квартиры на протяжении всего действия.

Мультипликация

Помимо фильмов, по сценариям или на основе произведений Софьи Прокофьевой в 60-80-е годы было снято 13 мультфильмов. Среди них: “Самый большой друг” (1968 год), “Часы с кукушкой” (1973), “Зеленая пилюля” (1974), “Лоскутик и Облако” (1977), “Мой приятель светофор” (1978), “Маша больше не лентяйка” (1978), “Ученик волшебника” (1983), “Волшебные колокольчики” (1987).

Наиболее известным из них является “Маша больше не лентяйка”, благодаря комичной подаче сюжета режиссером-мультипликатором Львом Мильчиным.

Софья Леонидовна Прокофьева. Фото с сайта tunnel.ru

Софья Леонидовна ПрокофьеваВ – русская писательница, автора неповторимых детских сказок.

Родилась Софья Леонидовна в Москве 14 мая 1928 года, её отцом был известный художник, поэт и писатель Леонид Евгеньевич Фейнберг, мамой – Вера Николаевна Маркова, русская поэтесса и переводчица, филолог, исследователь японской классической литературы.

Неудивительно, что интерес к литературному творчеству у Софьи проявился рано: уже в 15 лет был написан стихотворный «Античный цикл», получивший высокую оценку Бориса Пастернака.

Но живопись также была ей интересна. С.Л. Прокофьева закончила в 1957 г. графический факультет Московского государственного художественного института им. В. Сурикова, затем работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л. Кассиль, и назвал её «настоящей сказочницей».

Софья Леонидовна Прокофьева. Фото с сайта vokrugknig.blogspot.ru

Первая книжка – сказка в стихах «Кто лучше?» вышла в Детгизе в 1957 г. С тех пор она написала более тридцати книг, и продолжает писать всё новые. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.

Софья Прокофьева много работала и для театра. В соавторстве с Генрихом Сапгиром были написаны пьесы: «Кот в сапогах», «Василиса Прекрасная», а с Ириной Токмаковой – «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка».

Она известна также пересказами произведений европейского фольклора для детей: о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, легенд Сельмы Лагерлёф.

Софья Прокофьева является автором сценариев, по которым сняты мультипликационные фильмы: «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», а также игровые фильмы – «Пока бьют часы» (1976 г.), «Оставь окно открытым», «Без свидетелей» (1983 г.). Экранизированная повесть Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.) получила три премии на международных фестивалях, в том числе серебряную медаль «Венецианской бьеннале» и диплом «За лучший художественный фильм для детей» на V Международном детском кинофестивале в Тегеране. Софья Леонидовна – лауреат японской премии КОДАИ (Лучшая книга года) за сказку «Не буду просить прощения».В 

Мы хотим предложить вам виртуальную выставку к 90-летию Софьи Леонидовны Прокофьевой.

На выставке представлены художественные произведения автора неповторимых детских сказок из фонда нашей библиотеки.

Читайте с удовольствием!

Софья Леонидовна Прокофьева. Астрель и Хранитель Леса. Пока бьют часы

Прокофьева, С. Л. Астрель и Хранитель Леса ; Пока бьют часы : повести-сказки [Текст] / С. Л. Прокофьева ; худож. А. Власова . – Москва : Дрофа, 2001. – 460 с.

Софья Прокофьева – художник по образованию и сказочница по призванию. Герои и события в её книгах творят, что хотят. Волшебные превращения и удивительные метаморфозы поджидают на каждой странице. Однажды вечером волшебник Алёша обнаруживает у себя дома таинственное письмо с просьбой о помощи. Вместе с котом Васькой он отправляется в сказку, чтобы спасти принцессу Астрель от злого чародея Каргора.

Софья Леонидовна Прокофьева. Глазастик и ключ-невидимка

Прокофьева, С. Л. Глазастик и ключ-невидимка [Текст] / Софья Прокофьева; рис. Раисы и Геннадия Калиновских . – Москва : НИГМА , 2015 . – 224 с.

По приказу коварного короля Сборщики Улыбок отобрали у всех жителей королевства улыбки, а злой чародей Мираклюс превратил их в золотые колокольчики. От грусти и печали королевские подданные худеют, бледнеют и становятся такими лёгкими, что могут взлететь от порыва ветра. Добрый волшебник Алёша, девочка Катя и кот Васька отправляются в сказочное королевство, чтобы расстроить планы жадного короля и вернуть жителям их улыбки.

Софья Леонидовна Прокофьева. Девочка-свеча

Прокофьева, С. Л. Девочка-свеча [Текст] / Софья Прокофьева ; худож. Юля Гукова . – СПб ; Москва : Речь, 2015 . – 92 с.

Несладко живётся сироте-подкидышу в городе, где, казалось бы, навеки поселилось уныние – недаром её зовут Соль. Но никакие испытания не могут ожесточить отзывчивое сердце девочки, погасить свет, который она излучает. Этот свет доброты Соль не только поможет ей найти верных друзей, но и даст силы победить Зелёного Горбуна, найти и спасти свою мать и разбудить уснувших колдовским сном обитателей королевского замка…

Софья Леонидовна Прокофьева. Зелёная пилюля

Прокофьева, С. Л. Зелёная пилюля [Текст ] / Софья Прокофьева ; рис. В. Лосин . – Москва : Нигма , 2013 . – 46 с.

Это поучительная сказочная история о приключениях обыкновенного, но очень ленивого мальчика Вовы Иванова. Вова был настоящим лентяем, который не хотел ходить в школу и помогать маме с бабушкой. Детский Доктор выписал мальчику волшебную пилюлю и сказал ему, что он может ничего не делать… Прочитав эту книгу, вы поймёте, как неинтересно и скучно жить на свете, когда ты ничего не знаешь и не умеешь. Книга проиллюстрирована замечательными рисунками известного художника Вениамина Лосина.

Софья Леонидовна Прокофьева. Клад под старым дубом

Прокофьева, С. Л. Клад под старым дубом [Текст ] : повести-сказки / С. Л. Прокофьева ; ил. А. Власовой . – Москва : Пушкин. б-ка : АСТ , 2005. – 271 с.В 

Был Алёша обычным мальчиком: дружил с ребятами во дворе, помогал бабушке. Но вот однажды у него вдруг появилась возможность даром получать всё, чего он только ни захочет – и конфеты, и деньги, и новый велосипед, и даже старинный клад. Однако нежданное богатство не принесло Алёше радости. Все вокруг заметили, как изменился мальчик…

И только бескорыстная дружба доброй соседской девочки Кати помогла Алёше избавиться от одолевшей его неумеренной жадности и снова стать счастливым.

Всем известная история великого сказочника о ловком и умном коте получила продолжение в прекрасных остроумных сказках знаменитых российских сказочников Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира.

Софья Леонидовна Прокофьева. Кот в сапогах и людоед

Прокофьева, С. Е. Кот в сапогах и людоед [Текст ] / С. Е. Прокофьева, Г. В. Сапгир ; худож. Г. Мацыгин. – Москва : “Стрекоза”, 1997. – 94 с.

Нестандартный подход к известному сюжету заставит и взрослых с любопытством читать сказку. Прекрасная юная принцесса и Жак-простак, ставший в одночасье маркизом Карабасом, Людоед, Великан, злой Разбойник, вредная Королева-мышь, завистливая леди Мяу и конечно же выдумщик, забияка, хулиган и ловкач Кот – это изумительное сочетание персонажей и захватывающее действие никого не оставят равнодушным.

Софья Леонидовна Прокофьева. Кот в сапогах ищет клад

Прокофьева, С. Е. Кот в сапогах ищет клад [Текст ] / С. Е. Прокофьева, Г. В. Сапгир ; худож. Г. Мацыгин . – Москва : “Стрекоза”, 1998 . – 106 с.В 

Софья Леонидовна Прокофьева. Лоскутик и Облако

Прокофьева, С. Л. Лоскутик и Облако [Текст] / С. Л. Прокофьева ; [худож. О. Ю. Горбушин] . – Москва : Самовар , 2006 . – 124 с.

Жадный и трусливый король Фонтаниус I завладел всей водой в своём королевстве и продаёт её жителям за золотые монеты. Вся страна изнывает от ужасной засухи, и только во владениях короля журчат фонтаны, и расцветает прекрасный сад. Но однажды в королевство залетает Облако. Оно встречается с хрупкой девочкой по имени Лоскутик. И тут начинаются невероятные приключения героев и их друзей, которые вступают в отчаянную борьбу со злобным советником Слышем и королевскими стражниками.

Софья Леонидовна Прокофьева. Маленькая принцесса

Прокофьева, С. Л. Маленькая принцесса [Текст]: повести-сказки / С. Л. Прокофьева ; худож. А. Власова . – Москва : Дрофа , 2000 . – 494 с.

Кто из девчонок не мечтал стать принцессой, как героиня сказки Софьи Прокофьевой Уэнни? Но принесло ли ей счастье и благополучие осуществление этой мечты?.. Принцессой может стать каждая. Для этого не обязательно жить во дворцах и восседать на троне, носить нарядные платья и корону с драгоценными камнями. Главное, чтобы сердце было горячим, а душа – светлой. Те, кто умеют любить и сопереживать, встретят настоящих принцев и среди простых мальчишек.

Софья Леонидовна Прокофьева. Маша и Ойка

Прокофьева, С. Л. Маша и Ойка [Текст ] : забавные, необыкновенные, страшные, смешные истории для маленьких девочек и мальчиков / Софья Прокофьева ; худож. И. Панков. – Москва : Махаон, 2008. – 92 с.

Жили на свете Маша и Зойка. Маша была девочкой доброй и послушной. А вот Зойку не случайно называли Ойкой. Любила она покапризничать и всё время повторяла: “Ой, не хочу! Ой, не буду!” Может, поэтому Ойка всё время попадала в неприятные истории?

Софья Леонидовна Прокофьева. Не буду просить прощения

Прокофьева, С. Л. Не буду просить прощения [Текст] / Софья Прокофьева ; рис. Г. А. В. Траугот. – СПб ; Москва : Речь, 2015 . – 49 с.

Всякий раз, когда кто-нибудь ссорится с мамой, в город приходят Великие Холода. Мальчик Вася не знал об этом и сильно обидел свою маму. Да ещё и из дома ушёл, решив, что прекрасно проживёт без неё. Мамами для Васи пытались стать тётя в серой шубке, продавщица мороженого, лиса, медведица, лошадь, но Вася понял, что лучше всех его родная мамочка, и стоит только попросить у неё прощения, как всё вокруг изменится. И даже лошадь-качалка улыбнётся. По мотивам данной сказки снят мультфильм “Великие холода”.

Софья Леонидовна Прокофьева. Остров капитанов

Прокофьева, С. Л. Остров капитанов [Текст] / Софья Прокофьева ; худож. Геннадий Калиновский . – Москва : НИГМА , 2015 . – 148 с.

К сказочному острову со всех сторон плывут кораблики, сделанные руками детей. Маленькие, но мужественные капитаны, и среди них благородный и отважный капитан Тин Тиныч, выходят в море, чтобы сражаться с пиратами. Эти герои совершают подвиги и спасают тех, кто попал в беду. В одно прекрасное утро Тин Тиныч преодолевает волшебную черту и покидает океан Сказки…

Ранее произведение называлось “Капитан Тин Тиныч”.

Софья Леонидовна Прокофьева. Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка

Прокофьева, С. Л. Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка [Текст ] / Софья Прокофьева, Ирина Токмакова ; ил. Ольги Фадеевой . – Москва ; СПб : Речь, 2015 . – 62 с.

В канун Нового года все мечтают о празднике! Но по-настоящему светлым и радостным он будет только для тех, кто добр, честен и умеет дружить. А герои этой книжки – Снегурочка, Мудрый Ворон, заяц Митрошка, Колокольчик, Шишка и Ветер Афанасий – именно такие. Поэтому все их мечты сбываются!

Софья Леонидовна Прокофьева. Подземный принц

Прокофьева, С. Л. Подземный принц [Текст] / Софья Прокофьева ; худож. Ассоль Сас . – Москва : ТриМаг , 2010 . – 110 с.

Случилось так, что прекрасный замок принца Лантри, да и сам юный принц, оказались погребены глубоко в недрах земли. И только когда начинают звучать Рождественские колокола, земля разверзается, и замок ненадолго поднимается из темных глубин. Конечно же, это происки беспощадной и могущественной колдуньи! Но вот, волей счастливого случая, в подземный замок попадает нищая девочка-сиротка – Мален. Принц Лантри и Мален с первого взгляда влюбляются друг в друга. Но безжалостные, коварные силы зла не дремлют! Они хотят не только разлучить влюблённых, но и погубить их. Опасности, одна другой страшней, подстерегают их и грозят неизбежной смертью…

Софья Леонидовна Прокофьева. Приключения жёлтого чемоданчика

Прокофьева, С. Л. Приключения жёлтого чемоданчика [Текст ] / Софья Прокофьева ; худож. Л. Якшис . – Москва : Махаон, 2012 . – 124 с.

В чемоданчике доброго детского доктора есть волшебные средства от любых недугов: конфеты для храбрости, порошок смеха, микстура антиболтина и много чего ещё. Но вот беда: чемоданчик попал в чужие руки, а это может принести много бед. Мальчику Пете очень не хватает смелости, он боится ходить в кино и даже в школу, но он всё равно поможет доктору найти и вернуть чудесный жёлтый чемоданчик.

Софья Леонидовна Прокофьева. Приключения жёлтого чемоданчика-2, или Волшебная пилюля

Прокофьева, С. Л. Приключения жёлтого чемоданчика-2, или Волшебная пилюля [Текст ] / С. Л. Прокофьева ; худож. А. Власова . – Москва : Бамбук, 2000 . – 77 с.

Из этой книги вы узнаете о новых приключениях мальчика Пети.

Софья Леонидовна Прокофьева. Приключения плюшевого тигра

Прокофьева, С. Приключения плюшевого тигра [Текст ] / С. Прокофьева ; худож. И. Масляк. – Москва : Стрекоза-Пресс, 2005. – 63 с.

Эта невероятная история произошла однажды рано утром… Любимая Серёжина игрушка – плюшевый тигр вдруг ожил, сделал несколько шагов, а потом запел песню! А дальше… Дальше начались те необыкновенные приключения, о которых вы прочитаете в этой книге.

Софья Леонидовна Прокофьева. Сказка о ветре в безветренный день

Прокофьева, С. Л. Сказка о ветре в безветренный день [Текст] / Софья Прокофьева ; [ил. Яна Сметанина ; Федер. целевая прогр. “Культура России”] . – Москва : Теревинф , 2011 . – 159 с.

Софья Леонидовна Прокофьева написала “Сказку о ветре в безветренный день” давно, больше сорока лет назад. История о храброй девочке Мате, о страшном Цеблионе и королевстве Невидимок, о том, что никогда не стоит отчаиваться и терять веру в мужество и честь, стала событием в детской литературе. С тех пор многое изменилось – другие люди, другая страна, другие книги… Изменилась и “Сказка”. Переписанная автором, сегодня она носит название “Пока бьют часы”. Иначе зовут её героиню, появились новые персонажи, по-другому теперь разрешается главный конфликт (нет-нет, Добро все равно побеждает, но иным способом).

Софья Леонидовна Прокофьева. Тайна железного дерева

Прокофьева, С. Л. Тайна железного дерева [Текст] / Софья Прокофьева ; худож. Лариса Чайка . – Москва : ТриМаг , 2010 . – 82 с.

Перед вами необыкновенная волшебная история известной сказочницы Софьи Прокофьевой. Главная героиня Полина решила съездить со своим другом Алькой за город, чтобы привезти бабушке её очки, забытые в доме. Очки ребята нашли быстро, но стоило им подняться на чердак, как начались настоящие чудеса. Едва Поля взяла свечу из старого сундука, как та зажглась сама собой. В тот же миг исчезла деревня, а перед ребятами оказался огромный дуб, покрытый железной корой. И на каждой железной ветви могучего дерева их поджидает верная гибель и слуги могущественной королевы…

Софья Леонидовна Прокофьева. Тайна Хрустального замка

Прокофьева, С. Л. Тайна Хрустального замка [Текст ] / Софья Прокофьева ; худож. Н. Салиенко . – Москва : РОСМЭН : РОСМЭН-ПРЕСС , 2010 . – 124 с.

Эта сказочная повесть Софьи Леонидовны Прокофьевой уже вошла в золотой фонд детской литературы. Многогранная, как сама жизнь, она рассказывает о богатстве и чистоте души, о вере и любви, о добре и зле, о свободе выбора, учит самоотверженности, состраданию и доброте.

Софья Леонидовна Прокофьева. Ученик волшебника

Прокофьева, С. Л.В Ученик волшебника : [Текст] / Софья Прокофьева; [худож. Е. Володькина] . – Москва : Стрекоза-Пресс , 2007. – 157 с.

Сказка “Ученик волшебника” повествует об удивительных приключениях двух друзей-хвастунишек – мальчика Васи и кота Васька, о том, к каким неожиданным и даже опасным последствиям может привести самое безобидное на первый взгляд хвастовство. Сказка рассказывает также о разных, порой самых необычных профессиях, о том, что любое дело интересно и увлекательно, если ты относишься к нему с душой.

Лучшие детские писателиСофья Леонидовна Прокофьева image Сегодня – юбилей настоящей сказочницы – Софьи Прокофьевой. Софья Леонидовна Прокофьева – русская писательница, чудесная волшебница и автор замечательных неповторимых детских сказок. Они переведены более чем на двадцать языков, по мотивам книг сняты фильмы и мультфильмы. Родилась в Москве 14 мая 1928 года, выросла в семье художника и востоковеда-япониста. «Отец любил Достоевского, Гоголя, и любовь к русской литературе, к русской культуре прививалась нам с детства. Отец открыл мне поэтов Анну Ахматову, Марину Цветаеву, которые потом стали моими путеводными звездами. Он же познакомил меня с поэзией Осипа Мандельштама, ставшего моим любимым поэтом на всю жизнь. Она любила музыку, очень тонко ее чувствовала, любила литературу, и, когда мы с отцом занимались живописью, мама нам читала вслух – Гоголя “Мертвые души”, Диккенса – огромные толстые тома», – вспоминает Софья Леонидовна. – «Дома была неплохая библиотека, и я читала то, что хотела. Думаю, что по сравнению с тем, что читает моя внучка, книги были совсем другие, гораздо более чистые, нравственные – совершенно другой мир. Не было телевизора, этого кошмара, убийств, уродств, а была прекрасная детская литература, от которой я очень быстро перешла к взрослой. Все началось с “Доктора Айболита” Чуковского, а потом, когда мне было лет девять, у нас дома появился двенадцатитомник Шекспира, к сожалению, переведенного прозой. Эти красные томики, из которых после войны не сохранилось ни одного, в моей жизни сыграли огромную роль, я прочла их все, потому что меня совершенно поразил Шекспир». С юности писала стихи, была мечта – стать поэтом. Уже в 15 лет был написан стихотворный «Античный цикл», получивший высокую оценку Бориса Пастернака.   Были способности к живописи, закончила графический факультет Московского государственного художественного института им. В. Сурикова, работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л. Кассиль, и назвал ее «настоящей сказочницей». Первая книжка – сказка в стихах «Кто лучше?» вышла в Детгизе в 1957 г. С тех пор она написала более тридцати книг, и продолжает писать все новые. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. image       Начав с небольших историй для самых маленьких (“Машины сказки”), Прокофьева вскоре перешла к жанру повести-сказки, который и стал ведущим в её творчестве. её сказки динамичны и постоянно держат читателя в напряжении соединяются реальность и фантастика. Софья Прокофьева – автор множества сказок и волшебных историй для малышей и школьников. Можно сказать, что эта писательница создала целый светлый мир, герои которого стараются жить по законам добра и любви, как бы сложно это ни было. Мир сказок Прокофьевой можно назвать прекрасной альтернативой современному миру компьютерных игр и пустых мультфильмов. «Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама. И это самые удачные сказки, когда вдруг герои начинают как будто бы оживать: “Вот мы такие, и мы в этой ситуации поведем себя именно так, а не иначе. Мы пойдем, преодолевая этот страх, в замок, где живет злой волшебник”. И это просто замечательно. Тогда сказка пишется легко, воздушно, и дети читают такую сказку с особым увлечением». В сказочной стране Прокофьевой удивительным образом соединяются реальность и фантастика, уживаются чудеса и простые человеческие чувства, понятные и близкие каждому ребенку, а с героями происходят удивительные приключения. Сюжеты сказок динамичные, действие совершается не за тридевять земель, а где-то рядом, в наши дни. Дружба, благородство, отвага, доброта и любовь – вот что заставляет героев книг Прокофьевой совершать настоящие подвиги. Правдоподобие их волшебных приключений делает эти сказки популярными среди читателей самых разных возрастов. Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев делают её сказки популярными среди читателей самого различного возраста. Сама же писательница подчёркивает, что пишет для тех, кому 9-12 лет. Хотя, например, маленькие истории про Машу и Ойку о приключениях двух девочек помогают легко объяснить малышам 2-4 лет, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети любят слушать и просят повторять еще и еще.  image Для маленьких можно почитать и «Про башмачки», и «Самый большой друг».

В некоторых повестях – “Зелёная пилюля” (1964), “Приключения жёлтого чемоданчика” (1966), “На старом чердаке” (1974) – рассказывается о событиях, которые происходят с обыкновенными людьми в обыкновенном городе. Пять повестей Прокофьевой объединены в цикл “Повелитель волшебных ключей” – где волшебник Алёша вместе со своими юными приятелями и котом Васькой совершает различные подвиги: «Ученик волшебника», «Глазастик и хрустальный ключ», «Остров капитанов», «Астрель и хранитель леса», «Принцесса Уэнни». image Читайте самые разные книги С.Прокофьевой: Книга для детей на все времена – «Не буду просить прощения», отмечена как Лучшая книга года японской премией КОДАИ image Красивая и увлекательная сказка о дружбе бедной девочки с волшебным облаком –  «Лоскутик и Облако» image Занимательная история о детском докторе, лечащем трусость, грусть, лень – «Приключения жёлтого чемоданчика» image Куда уплывают бумажные кораблики, узнаете, прочитав повесть-сказку «Остров капитанов» image Добрая, прекрасная, пронзительная, чудесная, мудрая сказка для детей от 6 лет до бесконечности – «Астрель и Хранитель Леса»
Чудесная сказка про девочку с такими длинными ресницами, что по утрам на них садились бабочки, и оттого девочка просыпалась  – «Принцесса Уэнни» 

и многие, многие другие – похожие и разные, светлые и добрые. Читайте! Книги С.Прокофьевой в библиотеках Челябинска здесь Софья Прокофьева много работала и для театра. В соавторстве с Генрихом Сапгиром были написаны пьесы: «Кот в сапогах», «Василиса Прекрасная», а с Ириной Токмаковой – «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка». Она известна также пересказами произведений европейского фольклора для детей: она подготовила небольшой цикл из трёх книг о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, а также сборник легенд Сельмы Лагерлеф. Софья Прокофьева является автором сценариев, по которым сняты мультипликационные фильмы: «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», а также игровые фильмы – «Пока бьют часы» (1976 г.), «Оставь окно открытым», «Без свидетелей» (1983 г.). По сценариям, которые она создала по своим сказкам, сняты мультфильмы «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», игровые картины «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым», а также фильм Никиты Михалкова «Без свидетелей». Экранизация повести Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.) получила три премии на международных фестивалях, в том числе серебряную медаль «Венецианской бьеннале» и диплом «За лучший художественный фильм для детей» на V Международном детском кинофестивале в Тегеране. Софья Леонидовна – лауреат японской премии КОДАИ (Лучшая книга года) за сказку «Не буду просить прощения». Старые и новые книги Прокофьевой регулярно переиздаются, завоевывая сердца очередных поколений читателей. Герой ее книги «Астрель и Хранитель Леса», мальчик-волшебник Алеша, дал очень точное определение сказки, которую обязательно полюбят дети: «сказка интересная, добрая и с хорошим концом». Все же это маленькое чудо, что благодаря нашим детям мы можем вернуться (или хотя бы попытаться вернуться) в собственное детство, попытаться разбудить внутреннего ребенка, взглянуть на мир его глазами, увидеть сказочное, чудесное. Из интервью Софьи Леонидовны ПРОКОФЬЕВОЙ: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=prokopheva_s_l&view=print «- Кого из сказочников вы ставите выше всего? – Наверное, у всех сказочников главный учитель – это Андерсен. В детстве я очень любила сказку “Три толстяка” Юрия Олеши и до сих пор считаю, что это непревзойденный шедевр. Весь талант Олеши, мне кажется, проявился именно в этой вещи. В ней столько поэзии, тепла, тонкости. Я думаю, что на русском языке это непревзойденная сказка. …Если говорить о западной сказке, там есть настоящие, непревзойденные мастера… Есть Туве Янсон, Астрид Линдгрен или великий писатель Толкиен, который открыл полный удивительных чудес мир. – Как бы вы определили, что такое сказка?  – Определить, что такое сказка, очень трудно. Потому что если мы возьмем, к примеру, такую прекрасную книгу, как “Маленький лорд Фаунтлерой”, то увидим, что это, в сущности, добрая сказка. Или можно привести в пример даже Джека Лондона, его книга, которую обожают все дети, “Белый Клык”, – это ведь тоже сказка. А “Простоквашино” Эдуарда Успенского? Там нет явного волшебства, но это в чистом виде сказки – говорящий кот, чудесный пес. В сказке есть некоторая большая мера условности, большее присутствие фантастических персонажей. Но и только. Просто есть хорошая литература и плохая – такое деление гораздо правомернее, чем деление на реалистическую прозу и сказку. Литература, в общем, едина, просто каждое произведение имеет свое настроение, строится по своим законам.  Каждый автор хочет сказать что-то свое ребенку и в меру своих возможностей, дарования, какой-то внутренней приверженности к определенному музыкальному, поэтическому, образному строю выражает это. Мне ближе всего сказочный путь, фантастический, когда мне помогают придуманные герои, вроде Облака, Госпожи Жадности в сказке “Клад под старым дубом”, принцессы Астрель, исчезающей в сумерки. В сказочной форме мне легче выразить то, что я хочу передать детям: представление об истинном добре, отваге, благородстве, дружбе. – Можно ли сказать, что есть сказки, которые написаны отдельно для мальчиков и отдельно для девочек?  – Сейчас выходят даже особые книжные серии – “Любимые сказки девочек”, я тоже участвую в них. Но четко провести грань здесь нельзя, это деление очень условно. Можно, конечно, для того, чтобы отделить сказки для мальчиков от сказок для девочек, посмотреть, во что играют мальчики и во что играют девочки. Но моя внучка, например, играет только в роботов: ни мягкие игрушки, ни куклы ее не интересуют. Ее герои – роботы, среди них есть добрые, благородные, а те, которые злые – их надо перепрограммировать. И в то же время есть мальчики, нежные, чуткие, и им нравятся сказки, о которых мы сказали бы, что они должны больше нравиться девочкам. Мне говорили, что все мои пятнадцать книжек про Белоснежку охотнее читают девочки. Но я знаю и мальчиков, которые зачитываются этими сказками, потому что в каждой из них есть острый, увлекательный сюжет, я по характеру своему сюжетчик.  Я думаю, что все дети настолько разные, и, кроме того, они проходят определенные периоды развития своей души. “Три толстяка”, “Малыш и Карлсон” – для кого эти книги: для мальчиков или для девочек? И более того, я думаю, что если сказка написана явно для девочек или явно для мальчиков, то это не лучшая характеристика для нее. Вся мировая классика в равной степени написана для мальчиков и для девочек. – Получаете ли вы письма от детей, которые читают ваши книги? Какие из писем наиболее ценны для вас?  – Однажды я получила письмо, которое очень долго хранила. Я люблю его цитировать. Какая-то девочка, я уже сейчас не помню, как ее звали, написала: “Мне очень понравилась Ваша сказка. Но, наверно, Вы давно умерли, потому, что все хорошие писатели уже умерли”.  И еще мне понравилось, как один мальчик пришел к моей внучке Асе и сказал: “Тебе хорошо, у тебя бабушка – Пушкин”. Вот такое непосредственное детское представление». Я даже немного завидую тем, кто откроет для себя и для своих деток волшебный мир сказок Софьи Прокофьевой, где всегда торжествует добро. А я с детства люблю «Сказку о ветре в безветренный день»  Софьи Прокофьевой. И хотя необычная реальность «Сказки о ветре в безветренный день» сохранилась в переписанной сказке «Пока бьют часы», я больше люблю ту, из моего детства.

А какую сказку Софьи Прокофьевой любите Вы и советуете прочесть?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий