Получал немыслимые гонорары и легко тратил их на все земные блага: как советский поэт-песенник Онегин Гаджикасимов стал иеромонахом Симоном

imageОнегин Гаджикасимов (1937-2002) Онегин Гаджикасимов ( Оне́гин Юси́ф оглы́ Гаджикаси́мов, азерб. Onegin Yusif oğlu Hacıqasımov ) родился в Баку – столице Азербайджанской союзной республики 4 июня 1937 года . Родители принадлежали к аристократическим семействам – давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Отец — Юсиф-бей Гаджикасимов (1892—1960), окончил юридический факультет Московского университета. Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова (1905—1980), знаток русской литературы и поэзии. В год рождения сына отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, и сын был назван в честь любимого героя матери — Евгения Онегина. * * * image Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем он был. Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет – поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Уже в этот период начинают издаваться его рассказы, стихи… Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. На смену идеологическим текстам песен приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова. “Восточная песня” – Валерий Ободзинский (муз. Д. Тухманова) В эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио (в его обязанности входила подготовка передач о советской и западной эстрадах). Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал, а по ночам писал стихи. Жизнелюб, любитель поесть и выпить, угостить и заплатить за всех – таким помнили его друзья! Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно (если я не ошибаюсь – был официально женат четыре раза, про остальных же история замалчивает). В 1965-м, очень знаменательный год для поэта: написана ” Песня птиц” на музыку друга Полада Бюль-Бюль- оглы , а уже на “Новогоднем огоньке”, 1966-го Муслим Магомаев и Лариса Мондрус исполняют песню – это, наверное, первый советский клип. Энергичный, молодой поэт был одержим идеей создания шлягера. И такая песня появляется – это “Восточная песня”, которую впоследствии пел тоже молодой и талантливый певец Валерий Ободзинский. Летом 1970 года происходит немыслимое: в московских магазинах музыки люди часами стоят, чтобы купить пластинку с песнями на его стихи. Тираж проданных пластинок побил все мыслимые рекорды – цифра приближалась к шестнадцати миллионам копий. В то время песни на стихи Онегина пела вся страна. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия. “Дождь и я” – Олег Ухналев (муз. Романа Майорова) “Не надо”. группа “Цветы” (музыка С.Дьячкова) В те же, 1970-е годы, на радио появляются иностранные песни, Онегин берется за их перевод на русский. Что меня поразило – так их количество (Битлз, Дж. Моранди, Т.Кутунье, Дж. Дасен,…) – эти переводы поэтичны, пронзительны, и вся страна подхватывает их. Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова. Оглушительный публичный успех, успех всюду, в какую бы дверь не входил, обласканный славой, деньгами, вниманием – его всегда ждали… Но даже талант не защищает гения от человеческой зависти. В 1971 году выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира. Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение. Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение. “Но что-то случилось – чувствуем мы. Что изменилось: мы или мир?” – Готовый искать свое “новое место”, Онегин теряет из виду тех (думаю, намеренно) кого знал, с кем фиерически ярко проходил по жизни – он снова ищет себя (не знаю, возможно острое желание тишины?). Вот тут-то у него возникает потребность в изучении религиозной литературы, духовных практик (это был 1985 год). На глаза ему попадается издание Библии. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий от глубоких да и не всегда понятных библейских текстов осилил все главы в три дня! Когда он окончил читать, потерял зрение. Фактически ослеп. Зрение восстановилось спустя несколько дней. Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее – духовное зрение. Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет подальше от шумной Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идет в православную церковь и принимает крещение (в 49 лет). Этот поступок был продуман и последователен, через полтора года, в 87 году, Онегин сделал окончательный выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь – в Оптину Пустынь. (Монастырь расположен в двух километрах от Козельска и как бы отделен от всего мира рекой Жиздрой.) Теперь каждый его день – это приближение к монашескому постригу. Онегину Гаджикасимову 51 год. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря. Из письма Онегина Гаджикасимова: Онегин Гаджикасимов никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас. Он был потомком прославленного иранского рода. Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна – генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством. Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, затем воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе… Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но для верующего ясно, что эти перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли. И так: через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты. Из воспоминаний прихожан: “Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно одет, стоптанные сапоги огромного размера. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи – осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни.” “Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.” Иеросхимонах Симон (в миру Онегин Гаджикасимов) Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах. С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь в суете и заботах мы часто их забываем. Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида о том как зарождалось христианство. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест. С 1994 г. отец Силуан поселяется в Подмосковье. Снимает комнату близ Домодедова. И ходит молиться в ближайший храм. Прихожане полюбили высокого статного седовласого монаха за его скромность, простоту, за его вдохновенные проповеди в храме и занятия в воскресной школе для взрослых. В последние годы жизни отец Силуан принял схиму с именем Симон (схима – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом молитвами). Он очень тяжело болел – онкология, но лечиться отказывался. Страдал от болей в ногах – его монашеские сапоги были полны крови… Иеросхимонах Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, хотел и сумел сказать людям про любовь самое главное. Немного о трех его именах: Онегин, Силуан, Симон. Онегин – имя дала мать – Махтабан-ханум Гаджикасимова, знаток русской литературы и поэзии, назвала сына Онегиным, поскольку сын родился в год, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Силуан – получено при приеме монашеского сана (означает “лесной, дикий”) Симон – при вхождении в Великую схиму тоже меняется имя. Симон (ивр. Шимон — “услышанный”) Скончался монах 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области. * * * Алешкина любовь Не грусти, пожалуйста (Кончается лето) Наш город Неотправленное письмо В память об этом уникальном человеке снят фильм : “Храм для Онегина. После славы” https://www.liveinternet.ru/users/kasatypon/post250045158 Б Баку и бакинцы 633 подписчика 19.04.2021

Если спросить обывателя, что он знает о Онегине Юсиф оглы Гаджикасимове, то он воспримет это как шутку (проверено неоднократно).

Но если озвучить названия хитов, или имена звезд, к триумфу которых был причастен Гаджикасимов, то не найдется ни одного человека, который бы их не знал. При этом многие из мэтров эстрады, именно на стихах “азербайджанского Онегина” стали известны всему Союзу.

Кто же это такой, чьи песни пели Магомаев, Ободзинский, Бейбутов, Кобзон, Антонов, Пугачева, Сенчина, Мартынов и другие звезды времен СССР?

“Алешкина любовь” стала визитной карточкой ВИА “Веселые ребята”. Была главным хитом первой выпущенной, в 1970 году, пластинки. По сути, открыв им дорогу к сердцам зрителей. (Пластинка побила все мыслимые рекорды Советского Союза. За пару суток, с полок магазинов было сметено более 15 млн. экземпляров!)

Что же касается “Алешкиной любви”, то она после “Веселых ребят” много раз перепевалась (от Маркина до Иванушек), и жива до их пор.

(Кстати, музыку к 6 песням “Веселых ребят” написал другой незаслуженно забытый бакинец — Рудольф Кимович Мануков. Писавший для Зыкиной, Кобзона, Пугачевой, Магомаева и других.)

Онегин Гаджикасимов

Прежде всего о имени.

Онегин родился в 1937 году, в год столетия со дня смерти Пушкина, поэтому был назван в честь одного из самых известных его героев. (К слову, младший брат Низами, был назван в честь 800-летия Низами Гянджеви. Ему повезло родится в 1942-ом.)

Родители

Как вы наверное уже поняли, родители Онегина были не совсем обычными людьми.

С родителями и младшим братом

Отец — потомственный дворянин, юрист по образованию, Юсиф-бей Гаджикасимов, рано увлекся идеями социал-демократии, потратив почти все свое наследство на помощь неимущим. Поэтому с радостью воспринял революцию. Пошел работать в НКВД, в отдел, занимающийся экономическими преступлениями.

После войны, на фоне отношения к фронтовикам, разочаровался в Советской власти, уволился из органов, и стал преподавателем латинского языка в Азербайджанском Государственном Университете.

Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова, также из дворян. С юных лет увлеклась русской поэзией, став одной из лучших специалистов по русской литературе XIX века. Преподавала в Азербайджанском Педагогическом Институте.

Была первой женщиной-азербайджанкой, защитившей кандидатскую диссертацию по детской психологии.

Именно она настояла на том, чтобы старшему сыну дали имя Онегин.

Детство и юность

Детство Онегина пришлось на тяжелые военные годы, поэтому о них мало что известно, но уже начиная со школы о нем много воспоминаний одноклассников.

Учился Гаджикасимов в школе №6, был яркой личностью, любимцем девочек. Писал, как романтические стихи, так и пародии на учителей, которые зачитывал перед всем классом.

Дома и в школе его звали Геной.

В 8 и 18 лет (на обоих фото крайний слева)

Одного из учителей он называл “Шнобель”, неоднократно упоминая эту “фамилию” и дома. Однажды отца Онегина вызвали в школу, всё к тому же преподавателю, и почтенный родитель простодушно его спросил: “Это Вы – господин Шнобель?” “Господин Шнобель” улыбнулся ехидно и ответил вопросом на вопрос: “А Вы – отец Онегина?” Они друг друга поняли … Из воспоминаний одноклассников

Связь с одноклассниками он поддерживал и после школы. Приезжал в Баку на встречи, был душой компании, никогда не хвалился своими связями с кумирами эстрады тех лет.

На встрече с одноклассниками в 1979 году ( третий слева в нижнем ряду)

Молодость

После школы Онегин начинает встречаться со своей первой женой Валерией (всего их было четыре), но его призывают в армию — в морфлот на четыре года. За это время он пишет более 800 писем своей любимой.

1957 год

По приходу из армии, женится и поступает в Литературный институт имени Горького (Москва), который оканчивает в 1964 году.

Начало славного пути

Онегин Гаджикасимов еще студентом начинает переводить тексты зарубежных песен, да так удачно, что к нему выстраивается очередь из молодых полулегальных коллективов.

Тогда же он знакомится с “Веселыми ребятами” и совсем молодым Валерием Ободзинским. Онегину 23, а Ободзинскому 18.

О том, как Онегин помог “ребятам” стать известными, я писал выше, но и Ободзинский — звезда эстрады 70-х, обязан ему своей славой.

“Восточная песня” Ободзинского

К концу 60-х годов Гаджикасимов, хотя молодой, но очень популярный в эстрадной среде поэт-песенник. К нему обращаются молодые исполнители и композиторы, и он никому не отказывает.

Вот как о создании “Восточной песни” рассказывает Давид Тухманов, написавший музыку:

У меня появилась мелодия. Мелодия, которая мне нравилась. И вот на эту мелодию, собственно говоря, и нужно было написать стихи. Я попросил Онегина это сделать. Надо сказать, что он в ту пору, как и мы все, молодые авторы, был одержим идеей создания шлягера.Нужно было эту песню записать с кем-то из певцов. Возникла фигура Ободзинского — певца начинающего. Нам он всем очень нравился, у него был очень красивый голос, как бы нестандартный.

Надо сказать, что Ободзинский не хотел петь песню. Считал, что он для нее еще слишком молод, а это песня повидавшего жизнь мужчины. Но Онегин настоял, что нужен именно “не целованный мальчик”, под такой типаж она писалась.

«Восточная песня» внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче «С добрым утром», а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось. Из воспоминаний Валерия Ободзинского

Позже песню много раз перепевали.

А это ее поют звезды: Игорь Николаев, Лайма Вайкуле, Леонид Агутин, Валерия, Валерий Меладзе.

Слава

На протяжении следующих 20 лет, вплоть до 80-х, Онегин Гаджикасимов — популярнейший в СССР поэт-песенник.

С ним работают все популярные композиторы и исполнители, а он сам становится членом сразу двух творческих “союзов”: “Союза писателей” и “Союза композиторов”. Вступает в партию.

Зарабатывает бешеные по тем временам деньги. Вот что о этом периоде вспоминает журналист Михаил Бузукашвили:

В то время песни Онегина пела вся страна. По тем временам, кстати, он был несусветно богатым человеком. Во всех ресторанах от Москвы и до самых окраин исполняли его песни, за каждое исполнение отчислялись копейки, которые потом вливались в бурный денежный поток. И в эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал. Такого жизнелюба, любителя поесть и выпить, я не встречал больше никогда. Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно. Он был огромным, добрым, очень обаятельным, невероятно эрудированным и мягким в обращении. Щедрость его была неописуемой, словом, настоящий кавказский мужчина, сохранивший в Москве замечательные традиции, свойственные выходцам из прекрасного уголка на земле. Уходя от очередной жены, он оставлял ей квартиру и дачу, а сам жил у знакомых и никогда не терял при этом оптимизма, ни для кого не был в тягость, все его любили. Для меня он был добрым и надежным Портосом, который никогда не подведет, поделится последним.

С братом Низами, в Баку

А потом все внезапно изменилось. Он перестает писать, кутить, выходит из союзов и партии, и ударяется в религию.

Иеросхимонах Симон

Племянница позже вспоминала последний приезд дяди в Баку.

Он приехал с одной Библией в руках. Совсем не был похож на себя прежнего. Его родной брат Низами, был в шоке. Онегин для него всегда был кумиром и примером для подражания.

Низами, чуть ли не плакал от отчаяния, думал что брат попал в какую-то секту. Умолял его опомниться. Но тот был спокоен и доброжелателен.

В конце концов родственники смирились.

Когда Онегин уезжал, младший брат ему на прощанье сказал: “Мне очень жаль”. На что тот ответил: “Это мне жаль, что вы так ничего и не поняли.”

Гаджикасимов

Причины

Называют несколько причин такого резкого ухода из мирской жизни. Все они базируются на одном — Онегин Гаджикасимов был патологически порядочен. Как и отец, если ошибался, то только свято веря в свою правоту.

Версия №1

Он был четырежды женат:

О первой жене написано выше. Вторая, была генеральской дочкой, их брак продлился совсем недолго. Третья, Татьяна, дочь дирижера ансамбля радио “Маяк”, Бориса Карамышева.

Все трое получили все нажитое совместно имущество и сбережения.

От первого и третьего брака у Онегина были сыновья, которых он поддерживал до своего ухода.

Четвертая жена, Татьяна, детей поэту не рожала, но их брак был самым долгим — 14 лет.

Онегин и Татьяна

По свидетельству очевидцев, Онегин был безумно влюблен в Татьяну (прямо по Пушкину). Даже через 10 лет после брака, души в ней не чаял. Но в то же время понимал, что она с ним во многом из-за материальных благ.

Уже отойдя от мирской жизни, кому-то из послушников, Гаджикасимов рассказал свой сон-байку. Будто приснилось, что плывет он по реке в лодке, а рядом тонет жена. Он пытается ей помочь всеми силами, но та тяжелую шубу даже сбросить не хочет. Выбившись из сил, понимая, что помочь ей не может. Онегин отвернулся и поплыл дальше.

Так же произошло и в реальной жизни. В один из дней он просто не вернулся домой.

Версия №2

По второй версии, Онегин разочаровался в партии и советском образе жизни. А после этого, уже не мог существовать в условиях прежней жизни. Он даже пытался эмигрировать, но забрал документы, т.к. не представлял существования вне русскоязычной среды.

Собственно проблемы с Советской Властью у Онегина были всегда. Несмотря на то, что он не писал текстов на политические темы, а может именно из-за этого, его тексты вызывали критику у партийных изданий.

Один из его первых хитов, “Восточную песню” (о ней писалось выше), вообще запретили проигрывать по ТВ и радио, т.к. в ней содержалась строка:

В каждой строчке только точки после буквы «Эл»

Кто-то наверху усмотрел в ней намек на имя Брежнева “Леонид”.

Но Онегин продолжал верить в Партию и Правительство до последнего. Только в начале 80-х, когда окончательно стало ясно, что Власть далека от коммунистических идеалов народности, он выходит из рядов КПСС. Но последней каплей стал Горбачев, с его речами о застое.

В том же, 1985 году, Онегин принимает крещение и становится Олегом.

Обеты

Гаджикасимов не просто пришел к Вере. Он выбрал путь аскетизма, полного отречения от всех мирских благ — путь который пройти до конца решаются очень не многие.

В 1989 году, уже Олег, пришел паломником в монастырь Введенская Оптина пустынь, недалеко от Козельска (Калуга). Записался изменив фамилию, чтобы никто его не узнал.

Начал с послушания привратника.

Послушник — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов, но принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешается носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

В том же,1989 году, становится комендантом монастыря и стрижется в рясофор с именем Афанасий.

В мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.

В 1991 году стрижется в монашество получая имя Силуан.

Малую схиму ещё называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт три монашеских (аскетических) обета: — Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);— Безбрачия (или целомудрия);— Нестяжания (нищета, или отказ от владения личной собственностью).

В 1995 году стрижется в Великую схиму с именем Симон.

Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или в просторечии схимником

В специальном одеянии схимонаха и повседневной рясе

Интересно, что даже в такой среде Гаджикасимов выделялся своими качествами. К нему тянулись люди, о нем рассказывали разные удивительные истории, при этом никто, даже в самом монастыре, не знает кем он был в мирской жизни.

Впрочем, в монастыре Оптина пустынь, он не задержался. Когда старый настоятель был рукоположен до епископа, в 1990 году пришел новый архимандрит. С новыми порядками и новым коммерческим отношением к монастырскому бытию. Он пытался привлечь Гаджикасимова на свою сторону, но что тому мирские блага?

Вот что об этом пишут свидетели того его периода жизни:

Но последний был слишком яркой личностью, одним из символов “старой Оптиной” – и, естественно, не “вписывался” в новый порядок. Ко всему прочему, он руководил отделом снабжения монастыря и, наблюдая проделки Венедиктова окружения, об этом отнюдь не молчал. В итоге осенью 1992 года (с датой, впрочем, боюсь ошибиться) монах Силуан был отчислен из братии обители с мерзостной формулировкой, которая пусть останется на совести о. Венедикта. Лишь после этого, поселившись в Подмосковье, он стал иеромонахом и принял Великую схиму.

Иеромонаха Симона любили и уважали в Подмосковье. В Сети достаточно фото и видеоматериалов, где видно с каким пиететом к нему относились, как простые люди, так и служители божьи.

Иеромонах Симон

Отец Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, скончался 30 июня 2002 года. Подавляющее число людей знавших его, только после смерти узнали, кем он был раньше.

Похоронен на сельском кладбище в Подмосковье.

Могила отца Симона

О нем не забыли и после смерти. Его могила всегда ухожена, здесь часто можно встретить людей знавших отца Симона. На канале Россия был снят фильм “Храм для Онегина. После славы.” Проводятся вечера его памяти.

Недавно вышла книга “Песня перешедшая в молитву”. Вот только на Родине Онегина Гаджикасимова похоже забыли.

Печально.

Фрагмент фильма:

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Интересно, что об этом человеке я узнал только сегодня. Хотя большинство его песен знал и любил многие годы. Кто это такой и почему так случилось? Предисловие Этот очень красивый и грустный человек был фантастически популярен в СССР. Он был обласкан властью, любовью поклонников и женщин, он получал немыслимые гонорары и легко тратил их на все земные блага и удовольствия. Он писал шлягеры, которые любили все: только в 1970 году тираж проданных пластинок с песнями на его стихи составил шестнадцать миллионов (!!) копий. Мы и сейчас каждый день включая их и слушаем, и будем включать и слушать всегда. «Восточную песню», в одночасье прославившую Ободзинского, написал этот грустный азербайджанец со странным именем Онегин. Биография Онегин Юсуф (Юсиф) Гаджикасимов (Гаджи-Касимов) родился в городе Баку, в 1937 году, четверного июня. Семья Онегина Гаджикасимова принадлежала потомственному аристократическому роду. Отец семейства Юсиф-бей родился в 1892 году. Он закончил Московский юридический университет Мать Махтабан-ханум родилась в 1905-м году. Она увлекалась русской литературой и так как в день рождения ребенка был юбилей А.С. Пушкина, то она решила назвать его Онегин.  Своего второго сына она назвала в честь великого азербайджанского писателя Низами. После окончания школы служил во флоте. Затем Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве. Его песни исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Антонов, Алла Пугачева, Олег Ухналев, Аида Ведищева, Владимир Мулерман, Валерий Ободзинский, Полад Бюль-Бюль оглы, Валентина Толкунова, Тамара Миансарова, Людмила Сенчина, Сергей Захаров – трудно сказать, кто не пел песен Гаджикасимова! Со своей женой Татьяной Женат Онегин был четыре раза. У него двое детей. О последнем браке знаменитого поэта и его личной жизни в этот период известно чуть больше, но ненамного. Татьяна Гаджикасимова – последняя жена Онегина. Их брак продлился 14 лет, после чего поэт внезапно порвал все семейные связи, принял крещение, и ушел из мирской жизни в мужской монастырь. Онегина крестили именем Олег, он старался скрывать от всех свою прежнюю известность. Свою квартиру он подарил неизвестные людям, а все свои деньги передал монастырю. Жизнь в монастыре В 1985 году принял православие. Весной 1989 года Олег Гаджикасимов пришёл паломником в возрождающийся монастырь Оптина пустынь. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. Петровым постом 1989 года наместником монастыря Архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в рясофор с именем в честь Афанасия Афонского. В 1991 году наместником монастыря архимандритом Венедиктом (Пеньковым) пострижен в монашество с именем Силуан. Позднее был пострижен в великую схиму с именем Симон. Скончался 30 июня 2002 года от рака. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области. P.S. Я обратил внимание на интересный момент. Как имя, которое дается человеку с рождения определяет его судьбу. Имя Онегин подтолкнуло его на написание стихов. В то же время, его брат Низами (имя известного азербайджанского поэта) связал свою судьбу с азербайджанской литературой. June 29th, 2020, 07:01 pm

ОТ «АЛЕШКИНОЙ ЛЮБВИ» ДО ВЕЛИКОЙ СХИМЫ.

ДВЕ ЖИЗНИ ОНЕГИНА ГАДЖИКАСИМОВА (СХИМОНАХА СИМОНА) (1937-2002) image Его гонорар в месяц составлял 8-10 тысяч рублей, когда инженер в СССР получал 120 руб. Его песни пели многие известные артисты. Его пластинки издавались миллионами и их невозможно было достать… Он же – простой, нищий монах, схимник, давно забытый прежними друзьями и поклонниками, никем не узнаваемый, но обретший свое место в вечном Царстве Христа. Детство, юность. Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов родился 4 июня 1937 года в Баку. Его родители принадлежали к очень известному аристократическому азербайджанскому роду. Среди его предков можно найти политиков, муллу, дипломатов, врачей, литераторов, юристов. Его мама стала первой азербайджанской женщиной, которая защитила научную диссертацию по детской психологии. А еще она страстно любила литературу. Ее первенец родился в 1937 году, в год столетия со дня смерти А.С. Пушника. Поэтому она решила назвать его Онегиным. Брат Онегина родился в год 800-летия классика персидской поэзии Низами Гянджиева, и его назвали Низами. Блестяще окончив школу, Онегин в 17 лет поступает в Литературный институт имени Горького в Москве, куда был огромный конкурс. Там он сразу же стал общим любимчиком и студентов, и преподавателей. Красивый, статный отличник с длинными вьющимися волосами, Онегин запомнился тем, что сходу мог придумать рифму к любой строчке. Дальше были три года службы в военно-морской авиации. За это время он написал своей любимой девушке около восьмисот писем, которые можно было бы издать, как классику любовного эпистолярного стиля. Эти письма потом станут стихами, которые будет петь вся страна. Творчество. Карьера. Вернувшись из армии и женившись на своей возлюбленной, Онегин устроился на работу в музыкальную редакцию Всесоюзного радио. В свои двадцать три года он получил очень ответственную работу – готовить передачи об отечественной и зарубежной эстраде. Это был 1960 год. «Железный занавес» тогда был еще наглухо закрыт, и советский слушатель не имел возможности знакомиться с западной популярной музыкой. Зато Онегин получил теперь такую возможность благодаря своей работе. Анализируя мелодии и ритмы зарубежной эстрады, он понял секрет популярности многих песен. Битлы пели о самых простых вещах: о первой любви, об ожидании звонка у телефонной трубки, о нежных человеческих чувствах. Там не было и намека на какую-то идеологию. Все было просто и понятно. Советская же эстрада в то время была идеологически загруженной. Онегин стал писать свои стихи к песням. Стихи о грусти и радости, о простых сердечных переживаниях, в которых разливалась вся эмоциональная палитра молодости. То, что произошло потом, можно сравнить с ядерным взрывом, который прозвучал на подмостках советской эстрады. Эти песни буквально в клочья разорвали весь репертуар до Гаждикасимовской эстрады. Валерий Ободзинский, спев «Восточную песню» Онегина, на следующее утро проснулся всесоюзным известным певцом. Песни Гаджикасимова буквально на лету подхватывают А. Пугачева, Ю. Антонов, М. Магомаев, Бюль-Бюль Оглы, «Веселые ребята» и другие известные исполнители. Гаджикасимова начинает петь вся страна. «Алешкина любовь», «Дождь и я», «Лайла», «Позвони», «Говорят я некрасивый», «Дорожная» и десятки других песен льются с кассетных и бобинных магнитофонов, с радиоприемников и телевидения. Советские партийные бюрократы не знали, что делать с этим музыкальным бумом, и решили как-то реагировать на него с типичным коммунистическим подходом. «В каждой строчке только точки после буквы «л»…» – поет юный герой Гаджикасимовских стихов, не решаясь признаться девушке в своей любви. Это было понятно любому школьнику, но не партийным работникам. Что за многоточие после буквы «Л»? Не намекает ли здесь поэт на имя великого Ленина? А может здесь намек на дорогого Леонида Ильича Брежнева? С точки зрения партийных цензоров слово, которое юноша «сказать хотел, но не сумел» своей девушке, было или Ленин, или Леонид Брежнев. В самом деле, о чем же еще может говорить влюбленный юноша своей девушке, как не о вожде мирового пролетариата или о генсеке КПСС? Несмотря на полный идиотизм этого обвинения, песни Онегина Гаджикасимова стали запрещать, певцам – исполнителям не позволяли указывать кто автор этих популярных шлягеров. Но дамба партийно – номенклатурной морали была уже прорвана. Тираж проданных пластинок О. Гаджикасимова установил так никем и никогда не побитый рекорд продаж на территории советского, и уж тем более постсоветского, пространства – 15 миллионов 795 тысяч экземпляров. Несмотря на зависть коллег, которые писали разного рода критические отзывы о его «песнях – однодневках», популярность Онегина только росла. После семидесятых, когда песни зарубежных исполнителей уже стали более доступны советским гражданам, О. Гаджикасимов стал писать переводы лучших западных шлягеров на русский язык, которые до сих пор звучат на наших хит-парадах. Личная жизнь Онегина складывалась не очень хорошо. Было несколько браков, и со всеми что-то шло не так. Но и это Онегина не очень огорчало. В это время гонорары поэта-песенника стали исчисляться тысячами рублей, когда основная масса народа получала по сто рублей в месяц. Гаджикасимов был по тем временам сказочно богатым человеком. Денег Онегин не считал, он их носил скомканными кучами в карманах, а когда надо было рассчитываться, вынимал и пригоршнями бросал на стол. У Онегина была добрая и широкая душа. Он любил угощать друзей в хороших ресторанах. Знал толк в винах и закусках. Сам умел прекрасно готовить, любил хорошо поесть и попить. Где бы он не гулял с друзьями или знакомыми, никогда не позволял никому ни за что платить, сам все покупал и за все платил. И вот на этом пике славы, популярности и востребованности Онегин Гаджикасимов внезапно исчез… Как-будто растворился в воздухе. Был и его не стало. Друзья, знакомые, коллеги только разводили руками. Никто не знал, что с ним случилось. Обращение к вере. В 1985 году в руки Онегина попала Библия. Случилось чудо, иначе это назвать нельзя. Библию невозможно прочитать за трое суток, но Онегин ее прочел за 72 два часа. Прочитал всю – от книги Бытия до Апокалипсиса. После того, как он закончил читать последние строки Откровения Иоанна Богослова, Онегин полностью ослеп… Удивительно и то, что это его нимало не беспокоило. «Я потерял внешнее зрение, но внутренним стал видеть свое сердце» – признался позже Онегин. С Гаджикасимовым случилось тоже самое, что и с апостолом Павлом, и с князем Владимиром. Лишившись зрения физического, он стал видеть духовным. Через три дня зрение к Онегину вернулось. Но это уже был совершенно другой человек. Не стало больше хлебосольного хозяина, любителя вкусной еды, исчез талантливый поэт-песенник. От прежнего Онегина осталось только тело, душа его стала совсем иной. Путь в новую Жизнь. После того, как Онегин вновь стал видеть, он никому ничего не объясняя, сел на поезд и поехал из Москвы куда глаза глядят, притом в буквальном значении этого слова. Выйдя на какой-то дальней станции, он первым делом идет в православный храм и принимает крещение с именем Олег. Вскоре после этого Онегин уничтожает все свои записи, избавляется от ценных вещей, оставляет свою квартиру совершенно незнакомым ему людям, а сам поселяется на далекой заброшенной даче. Что с ним там происходило, известно только Онегину и Богу. Несколько лет Онегин-Олег живет на даче, как в затворе, голодает, ночами не спит, молится. В 1988 году он уходит послушником в только что начавший возрождаться монастырь Оптиной Пустыни. Монашество. В Оптиной пустыни никто не знал, что новый послушник, который носит кирпичи, колотит бетон, чистит навоз в коровнике – выдающийся и известный на всю страну поет-песенник. Да и сам О. Гаджикасимов тщательно скрывал от всех свою известность. Даже фамилию изменил на «Гакасимов», чтобы никто не знал о его славном прошлом. В то время, когда в Москве Бюль-Бюль Оглы обрывал трубки телефонов, пытаясь разыскать своего друга, Онегин Гаджикасимов копал яму под фундамент для постройки нового монастырского корпуса. Нужно сказать, что ему тогда уже было 52 года и монастырская жизнь давалась весьма трудно. Да и сама жизнь в монастыре тогда была голодная и холодная. О. Гаджикасимов говорил, что если бы заранее не готовил себя к бессонным ночам и полуголодной жизни на заброшенной даче, то мог бы и не выдержать такого испытания. Все свое свободное время, Онегин Гаджикасимов читал. Он перечитал все, что было доступно тогда в библиотеке Оптиной пустыни из трудов Святых Отцов. И не только читал, но и усваивал на практике. В 1989 году наместником монастыря архимандритом Евлогием послушник Олег Гаджикасимов был пострижен в рясофор с именем Афанасий. А в 1991 году новым наместником архимандритом Венедиктом инок Афанасий пострижен в мантию с именем Силуан. Говорят, что талантливый человек, талантлив во всем. Монах Силуан Гаджикасимов стал известным проповедником. Несколько лет он снимал небольшую комнату в Домодедово и ходил в храм, который находился недалеко от дома. Теперь у него появилась совершенно другая аудитория, отличная от той, которая собиралась на музыкальные концерты. Многие люди ехали к отцу Силуану для того, чтобы послушать его проповедь, чтобы пойти на уроки в его воскресную школу для взрослых. Он умел донести каждой душе красоту Истины Правды Божией, которую пережил сам. Тогда он очень многих людей привел в храм и обратил к вере. Была в его словах некая сила, которая сразу же достигала сердца слушателей. Внешний облик отца Силуана изменился до неузнаваемости. Даже те люди, которые хорошо его знали, никогда бы не признали в простом, одетом в заштопанный подрясник, монахе того, о котором не так давно говорила вся страна. Как-то, будучи по церковным делам в Москве, монах Силуан замедлил шаг. Прямо к нему навстречу шел его родной брат. Поравнявшись с ним, он посмотрел на монаха и прошел мимо, не узнав брата. Отец Силуан постоял некоторое время с наклоненной вниз головой и пошел дальше. Личная жизнь монаха Силуана была очень скромной. У него не было даже зимнего пальто. Он мерз, пока ему не пожертвовали чье-то старенькое, заношенное пальтишко. Питался он просто и очень скромно. Ходил в латано-перелатанной мантии. Денег никогда ни у кого не брал. Спал не на кровати, а прямо на полу. Но его лицо светилось такой благодатью, что люди ехали к нему уже в великом множестве, как к старцу, за советом, за утешением и наставлением. А он и был уже таковым, умудренным благодатью Божией старцем. «Никогда и никого не учите», – говорил монах Силуан своим ученикам. «Кто-то вас сильно обидит, и вы чувствуете, что этот человек готов ударить вас или оплевать – становитесь перед ним на колени, обнимите и скажите «ты меня прости». Враг сразу же отбежит. Если он видит, что есть любовь, для него нет ничего хуже. Любовь превыше всего». Однажды, остановившись в гостинице, он услышал, как за стеной его комнаты кто-то громко включил телевизор. Группа Иванушки Интернешнл перепевала уже на свой лад написанную им песню «Алешкина любовь». Отец Силуан, вздохнув, сказал тогда одному из своих духовных чад: «Зря я ее написал…» Смерть. В последние годы старец Силуан ходил в сапогах, в которых было полно крови. На ногах у него открылись кровоточащие раны. Но к врачам он не обращался, все терпел. Отец Силуан также никогда не обращался к прошлой жизни, туда, где у него остались друзья, великие песни, знакомства, связи. Все это ушло от него навсегда. О прогрессирующем онкологическом заболевании старец узнал во второй половине девяностых годов. Он стоически переносил дикие боли, не прибегая к докторам и практически не используя никаких лекарств. Перед смертью принял схиму с именем Симон. Незадолго до кончины ему подарили икону Божией Матери «Умягчение злых сердец». Схимонах Симон посмотрел на Богородицу и обратился к Ней, как к живой: «Матерь Божия, забери меня, я очень устал». И Она пришла и забрала, как старец и просил. Через два дня 30 июня 2002 года душа схимонаха Симона улетела в светлые горние обители. Его сердце искало гармонии в звуке и музыке, а нашло ее в Боге и духовом мире. Упокой, Господи, раба твоего схимонаха Симона, и его святыми молитвами помилуй нас грешных. https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/72572-ot-aleshkinoj-lyubvi-do-velikoj-skhimydve-zhizni-onegina-gadzhikasimova

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий