Поль Сезанн биография художника

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Поль Сезанн (Paul Cézanne; родился 19 января 1839 г. — умер 22 октября 1906 г.) — французский художник XIX века, ставший основателем и центральной фигурой постимпрессионизма. Картины Сезанна получили признание лишь в последние годы жизни мастера, так как на целых полвека опередили свое время. Выработанная художником система сопряжения линии, цвета и мазка отличалась удивительной логикой и впоследствии вдохновляла не одно поколение художников. Поль Сезанн написал лучшие свои работы во второй половине XIX века и оказал сильное влияние на развитие авангардной живописи в начале следующего столетия.

image

Биография Поля Сезанна

Поль Сезанн появился на свет в ночь на 19 января 1839 года в доме на улице Оперы в маленьком городке Эксе на юге Франции. Родители к моменту рождения первенца не были женаты и вступили в брак только пять лет спустя, когда в семье уже было двое детей. Отец Луи-Огюст происходил из рода потомственных ремесленников, но в свое время не побоялся оставить прибыльную профессию торговца шляпами и основать банковский бизнес. Врожденная деловая хватка помогла ему заработать значительное состояние.

image

Поль Сезанн начал рисовать в пятилетнем возрасте, что очень радовало мать будущего художника. Окончив начальную школу, в 1852 году мальчик поступил в Коллеж Бурбон на полный пансион. Живописные таланты Поля педагоги признали посредственными, зато за умение виртуозно сочинять стихи юноша был удостоен награды. После завершения учебы Сезанн несколько лет посещал бесплатную школу живописи Жозефа Жибера (Joseph Gibert), а затем добился от отца разрешения ехать в Париж.

Сезанн переехал в столицу в 1861 году и начал подготовку к поступлению в Академию художеств. Академист Жибер научил Поля базовым приемам живописи, но работы молодого художника были откровенно слабыми. Уроки в частной школе Шарля Сюиса (Charles Suisse) не могли поправить положения, академия бывшего натурщика была скорее клубом, где встречались подающие надежды парижские живописцы. Там Сезанн познакомился с Клодом Моне (Claude Monet) и Камилем Писсарро (Camille Pissarro), и в 1863 году представил две свои работы на «Выставке отверженных».

В экспозиции художник увидел знаменитый «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и пришел в восторг от картины. Восхищение новым искусством привело его в круг импрессионистов во главе с Фредериком Базилем (Frédéric Bazille), но Сезанн по своей природной стеснительности предпочитал держаться особняком. Слова одобрения и поддержки он услышал только от своего кумира Мане, при этом Салон раз за разом отвергал картины молодого мастера, а в Академию ему так и не удалось поступить. Работы Сезанна настолько выходили за рамки представлений общества об изобразительном искусстве, что их называли «живописью из сточной канавы».

В 1875 году в жизни Сезанна произошло знаковое событие — он познакомился с коллекционером Виктором Шоке (Victor Choke), который стал постоянным покупателем его работ. Художник регулярно участвовал в выставках импрессионистов, но не слышал ничего, кроме издевательств. Не обращая внимания на критику, уверенный в своей гениальности, Сезанн продолжал плодотворно работать и создал в последующие десятилетия лучшие свои произведения.

Настоящая слава пришла на персональной выставке, которую в 1895 году организовал торговец предметами искусства Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard). Картины раскупались, как горячие пирожки, а работы мастера наперебой хвалили как критики, так и рядовые зрители. За первой выставкой сразу последовала вторая, и к 1900 году пожилой художник из объекта насмешек превратился в живую легенду и мессию нового искусства. Все хотели познакомиться с Сезанном, а не привыкший к такому вниманию мастер никак не мог поверить в искренность обращенных к нему слов восхищения.

Молодежь возвела Сезанна в ранг своего духовного наставника и при встрече записывала за ним каждое слово. На выставке Салона 1904 года для экспозиции мастера был выделен целый зал. Два года спустя продолжавший упорно работать на пленэре Сезанн подхватил бронхит. В дальнейшем простуда перешла в воспаление легких, которое погубило художника. 23 октября 1906 года Поль Сезанн скончался в возрасте 67 лет.

Самые известные картины Поля Сезанна

Среди картин Поля Сезанна присутствуют работы всех жанров, но их объединяет умение живописца передать свой собственный внутренний динамизм, сильные эмоции, которые хорошо чувствовали те немногие зрители, кто смог оценить по достоинству его ранние работы. Мастер упорно работал всю свою жизнь и оставил последующим поколениям более восьмисот картин.

В списке наиболее известных:

  • «Дом Повешенного» (1873) — яркий пример сложного совмещения разных планов, когда взгляд зрителя от левого нижнего угла картины уходит в глубокое пространство за постройками.
  • «Горы во французском Провансе» (1878-1880) — художник разбирает горный пейзаж на составляющие, а затем строит из него собственную реальность (прием, позднее подхваченный конструктивистами).
  • «Парень в красном жилете» (1888-1890) — мастер использует красный цвет как формообразующий элемент, обилие черного придает портрету трагическое звучание.
  • «Натюрморт с черепами» (1898-1900) — отражает посещавшие Сезанна на склоне лет мысли о бренности существования.
  • «Большие купальщицы» (1906) — плоскостная и подчеркнуто-декоративная работа написана с фотографий, художник рассматривал ее как главный шедевр в своей жизни.

Живописец искренне сожалел, что родился слишком рано и говорил, что чувствует духовное родство с художниками следующих поколений. Творчество мастера обрело многих последователей, а его манера даже получила свое название — сезаннизм.

На аукционах портала Very Important Lot большой выбор предметов антиквариата, а в галерее живописи свои работы выставляют современные художники. Наш портал дает возможность купить картины напрямую у авторов.

Биография

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.

Портрет Поля Сезанна

Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс.

Поль был первенцем в семье банкира Луи – Огюста Сезанна. Отец, начинавший с продажи шляп, а затем открывший собственный банк, был человеком крайне властным. Вся семья подчинялась его воле. Мать художника, Анна – Елизавета, родила еще двух дочерей – Марию и Розу, но обожала своего первенца Поля и во всем его поддерживала.

Автопортрет Поля Сезанна

Тяга к рисованию проявилась у художника в пять лет. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать сыну свой бизнес.

Из биографии гениального живописца известно, что он по воле главы семейства в 1849 году поступил в школу Сен-Джозеф. В 1852 году Поль перевелся из Сен-Джозефа в шестой класс престижного закрытого колледжа Бурбон.

Там создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Именно Эмиль открыл новому товарищу волшебный мир книг и поэзии.

Портрет отца Поля Сезанна

В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, отличившись в написании стихотворений на французском и латыни, но никак не проявив себя как художник. Затем амбициозный юноша по велению отца поступил на юридический факультет. После занятий, вечерами, Поль ходил в местную школу живописи. К радости Сезанна, в ту пору глава семейства не усмотрел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого парня был городской музей, в котором регулярно выставлялись живописные полотна. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Мыслями одаренный юноша был в Париже, в который его зазывал друг по колледжу – Эмиль Золя, перебравшийся к тому времени во французскую столицу и пробовавший свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.

Поль Сезанн в молодости

В 1861 году юный живописец окончательно перебрался в столицу Франции для того, чтобы готовится к поступлению в Академию художеств. В тот период Сезанн посещал занятия в местной мастерской, в которой он познакомился с будущими импрессионистами Камилем Писсарро и Клодом Моне, которые хоть и обучались азам рисования, но уже имели собственное сформированное видение пути развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и прочил в будущем ему успех. Несмотря на хвалебные отзывы, молодой художник из провинции чувствовал себя чужим в атмосфере столичной мастерской. Единственным другом, которого он там завел, был его земляк Ахилл Амперера, который впоследствии увлеченно писал обнаженных женщин.

Ахилл Амперера

Поль не верил в свой талант. Временами ему даже казалось, что все его занятия бессмысленны и нужно вернуться в родные края, чтобы продолжить дело отца. Художника мучили угрызения совести и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные терзания в конечном итоге привели к тому, что творец бросил любимое занятие и уехал домой.

В Экс-ан-Провансе Поль стал работать в банке Сезанна – старшего, которого обрадовало возвращение блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой. Парень не мог долго жить без живописи и скоро вновь стал посещать школу рисования. После проведенного дома года и бесконечных разговоров с главой семейства молодой человек вновь отправился в Париж с намерением во что бы то ни стало поступить в школу при Академии художеств.

Готовясь к сдаче экзаменов, Сезанн вдруг обнаружил, что ему чуждо то искусство, которое он вознамерился изучать. Салонная живопись казалась юноше бессмысленной и пустой. Помимо прочего, Поль вновь стал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала очередная неудача – художник завалили экзамены.

Поль Сезанн

В 1863-ем живописец посетил Салон, в котором увидел отвергнутую публикой скандальную работу Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Это произведение, благодаря которому в искусстве того времени свершился переворот, изменило и видение мира Сезанна. Именно оно приобщило молодого художника, как и многих его ровесников, к новому пониманию искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало знакомство с Фредериком Базилем, случившееся в этом же году. Базиль привел нового знакомого в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которого были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль вновь бросил занятия живописью и снова вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, и там он продолжил писать, не в силах отказаться от занятий искусством. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые те вновь забраковали.

Автопортрет Поля Сезанна

По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портрету. Он упорно работал, но и в следующем году произведения художника были списаны в утиль. Сезанн совершенно отчаялся. Он понимал, что его творчество чуждо современникам, но рисовать, подстраиваясь под узко мыслящих критиков, живописец не хотел.

После того как на очередном предварительном показе в Салоне картины Сезанна получили издевательские овации публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о работах молодого дарования. Получив положительный отзыв от своего кумира, Сезанн наконец-то обрел уверенность, которой ему так не хватало.

Живопись

Работы раннего периода творчества Поля имели романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).

Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на пленэре и в совершенстве овладел техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного».

Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).

Картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»

На рубеже 1880-1890 годов Поль все больше увлекся фигурными жанрами. Так, композиция «Пьеро и Арлекин» сюжетно посвящена последнему дню карнавала перед постом. В этот же период живописец написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».

Картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин»

С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных на холсте людей, а также удалял с полотна лишние детали. Героями картины были люди, живущие в дорогих сердцу художника краях – в Провансе.

Картина Поля Сезанна «Игроки в карты»

Творчество одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало громадное влияние как на художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.

Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»

После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.

Портреты жены Поля Сезанна

Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Произведения

  • 1865 – «Натюрморт с хлебом и яйцами»
  • 1867 – «Пейзаж с источником»
  • 1867 – «Похищение»
  • 1869 – «Завтрак на свежем воздухе»
  • 1870 – «Купание»
  • 1870 – «Убийство»
  • 1874 – «Дом отшельника в Понтуазе»
  • 1877 – «Вечно женственное»
  • 1877 – «Мадам Сезанн в красном кресле»
  • 1884 – «Натюрморт с суповой чашей»
  • 1890 – «Мужчина с трубкой»
  • 1900 – «Натюрморт с черепами»
  • 1906 – «Садовник Валье»

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры — Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году). Поль рос очень воспитанным ребенком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя — ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву. Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец все-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году. В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, — они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников. Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из «отцов» импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был его друг Эмиль Золя, перебравшийся туда еще в 1858 году. И все же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца. Томясь банковской службой, наш герой вскоре вернулся к своей мечте — стать художником. В ноябре 1862 года — он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне — все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна все же «прорвалась» в Салон. В 1869 году Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике. Вскоре молодые люди стали жить вместе. Девушка подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца. Прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Пааем. Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях ж северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники, и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника. Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но тот категорически отказался сделать это — даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший знаменитым романистом. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи. Последние 20 лет жизни Сезанн — прежде всего, художник. Ничто больше его не отвлекало от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным — по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает «пристанище ветров») на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном — в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто «заглядывал» в Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году. Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кассат. В одном из своих писем она назвала художника «медведем с нежным сердцем». Кассат писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что «его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется на первый взгляд… На самом деле, — продолжаем цитировать Кассат, — это благороднейший человек, каких не часто встретишь в наше время… Он подает пример отношения к другим и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной…» Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло нескольких молодых художников. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после нее долги. После этого он снимал квартиру на улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни, и он крайне редко покидал Экс. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая на пленэре, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил — старый мастер упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это. Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионело Вентури, автор относит 130 полотен к началу деятельности художника (с 1871 г.), 160 – к так называемому импрессионистическому периоду (1872-1877 гг.), 260 – к так называемому периоду конструктивному (1878-1887 гг.), 260 – периоду, называемому синтетическим (1888-1906 гг.). Враждебность, какую вызывали творения Сезанна, рассеивалась медленно. Зато влияние этих творений проникло глубоко и распространилось быстро. И вовсе не будет преувеличением сказать, что это влияние вскормило большую часть художественных течений нашего времени. Фовисты, как и кубисты, объявили себя приверженцами мэтра из Экса. От Брака до Матисса, от Модильяни до Марке, Дорена, Андре Лота и Делоне – сколько художников находилось под влиянием Сезанна! Крутой поворот на дороге в Монжеру. Поль Сезанн. Живопись В лесу. Картина Поля Сезанна Старуха с чётками.

Поль Сезанн (Paul Cézanne) — творец, на которого равнялся сам Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Даже Уинстон Черчилль (Winston Churchill), известный художник-любитель, называл Сезанна своим учителем. Сам же французский живописец всегда прибавлял к своей подписи на картинах слова: «ученик Писсарро». В этой незамысловатой цепочке учеников и учителей Поль Сезанн занимает особое место. И сам Камиль Писсарро (Camille Pissarro) не раз утверждал, что Сезанна ждёт большое будущее. И он не ошибся. Поль Сезанн повлиял на развитие многих направлений живописи первой половины XX в. Особенно на кубизм. Но не будем забегать вперёд.

19 января 1839 года в тихом городке Экс-ан-Прованс, что расположился на юге Франции, родился Поль Сезанн. Будущий художник в детстве получил прекрасное образование по меркам того времени. После школы Святого Жозефа, где рисование было обязательным предметом, он поступил в Коллеж Бурбон. Мальчик превосходно знал математику, латынь и греческий язык, у него была блестящая память.

  image  

Разумеется, рисование всегда привлекало его сильнее. Однако, сколько ни старался Поль Сезанн, а ежегодного приза по этому искусству он так и не получил. Даже в 1857 году в этом конкурсе победил его близкий друг, в будущем известный французский писатель, Эмиль Золя (Émile Zola). Но Сезанн не сдавался. Впрочем, он боролся с предвзятостью к собственному творчеству почти всю свою жизнь, пока под конец его не настигла слава.

  image  

Его отец, Луи-Огюст Сезанн (Louis-Auguste Cézanne), считал, что Полю необходимо получить юридическое образование. Он готов был полностью содержать сына, ведь он был одним из самых богатых людей в Экс-ан-Провансе. Поль Сезанн даже поступил в университет в своём родном городке, но обучение не задалось. Сезанна тянуло к творчеству.

С поддержкой матери он убедил отца отпустить его учиться живописи в Париже. Тем более, там уже его ждал Эмиль Золя, который будет поддерживать Поля в его начинаниях большую часть жизни. Однако, путь художника был чрезвычайно тернист. Сезанн, глядя на студентов академии Сюиса, где начинал учиться живописи, убедил себя, что не так искусен в своей технике, из-за чего переехал обратно в Экс-ан-Прованс. Но ненадолго. В период с 1858 по 1872 год он переезжал то туда, то обратно несколько раз, пока окончательно не обосновался в родном городе.

  image  

Так же нестабильно было и его отношение к собственным творениям. Он постоянно рвал свои работы, выбрасывал их или отдавал на растерзание своему ребёнку. Но если, по его мнению, картина удавалась и её похвалили, то Сезанн на радостях просто дарил полотно человеку, высказавшемуся о картине положительно. Можно себе вообразить, сколько денег потерял Поль Сезанн таким образом. Бедности он избежал только благодаря своему богатому отцу.

В 1860-х гг. творческая элита Парижа бурлила — появлялись художники, игнорировавшие классический канон. Они создавали нечто принципиально новое, но их работы не поняли и не приняли в Парижском салоне. Среди таких творцов-изгнанников оказались Эдуард Мане (Édouard Manet), Камиль Писсарро, Клод Моне (Claude Monet), Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), Эдгар Дега (Edgar Degas) и многие другие. В 1863 году Наполеон III (Napoléon III) открыл Салон отверженных, где все они могли наконец выставить свои работы.

  image  

Сложный и противоречивый характер Поля Сезанна проявился и здесь. Он всей душой тяготел к «отверженным», его работы точно так же не пропускали в Парижский салон. Но из-за обидчивости, мнительности и грубости Сезанн не мог наладить с молодыми импрессионистами дружеских связей. Его раздражала их весёлость и непосредственность. Однако, он вдохновлялся их революционным духом в живописи.

Живопись самого Поля Сезанна в тот период была весьма мрачной и темпераментной, его отличали глубокие тёмные цвета. Он изображал на своих картинах сцены насилия и даже убийств. В то же время он был под большим впечатлением от того, как Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) работал с цветом. Его влияние проглядывается в картинах Сезанна. Кроме того, сам Поль говорил:

«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».

  image  

В 1870 году из-за начавшейся франко-прусской войны Сезанн вновь уезжает из Парижа. На этот раз он уехал не один, а со своей натурщицей и будущей женой Гортензией Фике (Hortense Fiquet). Они поселились в небольшой деревушке Эстак, недалеко от Марселя. Там он увлёкся изображением пейзажей и работой над светом и передачей атмосферы. Но всё равно это был всё тот же мрачный Поль Сезанн. Например, это отчётливо видно на картине «Тающий снег в Эстаке» (La Neige fondue à l’Estaque) 1870 года.

  image  

Но с 1872 года всё изменилось. Поль Сезанн начал работать с известным художником Камилем Писсарро. Несмотря на сложный характер Сезанна, Писсарро удалось научить его многим техническим приёмам, которые впоследствии сделают Поля одним из величайших художников. Писсарро помог Сезанну осветлить палитру, научил работать более мелкими мазками, свойственными больше импрессионистам.

К слову, Поль Сезанн хоть и воспринял многие технические приёмы импрессионистов, но всё равно показывал в своих работах, что преследует совершенно другие цели. Сезанн был в поиске чего-то вечного, устойчивого, не подчиняющегося времени. Импрессионисты же, напротив, интересовались изменчивостью цвета и формы. Своеобразие подхода Сезанна отчётливо видно на его картине «Дом повешенного в Овере» (La Maison du pendu, Auvers-sur-Oise) 1872-1873 гг., в котором он уже пытается моделировать форму при помощи цвета.

  image  

Но вскоре Сезанн полностью порвал с импрессионизмом. На выставках, где он наконец представил свои работы среди полотен многих известных импрессионистов, его творчество подверглось резкой критике. Он усердно работал год за годом, но так и не смог пробиться через непонимание публики.

Разочарование в своём пути подкрепилось и личными трагедиями. Из-за того, что его полотна не продавались, Сезанн был вынужден просить помощи у отца, который ни во что не ставил творчество сына. Да ещё и лучший друг Поля, Эмиль Золя, написал книгу о художнике-неудачнике «Творчество» (L’Œuvre), в главном герое которой Сезанн узнал себя. С дружбой теперь было покончено. Поль Сезанн нуждался в уединении.

Кризис, который он пережил, и уединение, которое ему так было необходимо, помогли Сезанну прийти к собственному стилю. С конца 1870-х до начала 1890-х годов художник только и делал, что работал над собой. Можно с уверенностью назвать это время зрелым периодом творчества Сезанна.

  image  

Излюбленным мотивом художника становятся горы Сент-Виктуар. Он рисует их вновь и вновь, добиваясь того, чего хотел — монументальности и простоты. Он стремится к структурности и формам, которые были бы свободны от всего случайного, превращая их в предтечу абстракции. Картины напоминают цветовую мозаику. Этот эффект подпитывается и тем, что в его работах отдельные перспективы наступают друг на друга, из-за чего теряется само ощущение пространства. Иными словами: перспектива в его картинах была нарушена. Но это и сделало его творения выдающимися.

Поль Сезанн написал многочисленные натюрморты, в которых оттачивал технику владения светом и тенью, новыми палитрами. Кроме того, в 1870-1890 гг. он написал свои самые значительные автопортреты. Их отличали короткие, параллельные мазки, затуманенные и непроницаемые глаза художника и формы, подчинённые исключительно Сезанну и замыслу. Важен на этих картинах был не человек, не он сам, а живопись, как она есть. И в то же время в его картинах оставалось нечто незавершённое, дразнящее.

Слава пришла к нему неожиданно уже под конец жизни. Сначала в 1895 году Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) организовал первую персональную выставку Поля Сезанна. С этого момента и началось его восхождение на вершину. Спустя пять лет три картины Сезанна поместили на почётное место на Всемирной выставке в Париже. С этого времени уже престарелым Сезанном заинтересовались молодые художники, в числе которых был и упомянутый ещё в начале Пабло Пикассо.

Новое поколение творцов почитали технику Поля Сезанна, его «чувственную плоскостность», когда объём создавался исключительно за счёт цвета, мазка и рисунка. Линейная перспектива отходила на второй план или игнорировалась вовсе. Теперь уже Сезанн не учился. Он сам учил. Молодые художники ловили каждое его слово и движение. Все осознавали, что он опередил своё время, поэтому в начале карьеры и в зрелые годы творца люди просто не могли понять его живопись.

Миг славы оказался краток. Старый художник из Экс-ан-Прованса Поль Сезанн хотел умереть за мольбертом. Так и произошло 22 октября 1906 года. Последней его работой стал этюд «Садовник Валье» (Le Jardinier Vallier).

Поль Сезанн говорил:

«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу — вот в чем цель художника. А на всё прочее — наплевать!»

И он работал несмотря на критику публики, друзей, родных… Всю жизнь он терпел насмешки обывателей и мастеров. Но он творил потому, что попросту не мог не творить. И стал великим.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий