Поль мориа биография личная жизнь дети

Биография

Французский музыкант, дирижер и аранжировщик Поль Мориа известен во всем мире. Его любовь к музыке позволила совмещать в творчестве разные направления, создавая неповторимую атмосферу и порождая у публики трогательные эмоции.

Детство и юность

Поль Мориа родился во Франции, в Марселе, 4 марта 1925 года. Первое знакомство с музыкальным инструментом произошло, когда малышу было три года. Родители заметили, как мальчик увлеченно нажимает клавиши фортепиано, издавая мелодичные звуки. Поль пытался воспроизвести композицию, которую недавно услышал по радио.

image
Композитор Поль Мориа

Заметив талант сына, отец стал способствовать его развитию. Так увлечение игрой на фортепиано стало серьезным занятием, к которому Поль подходил с ответственностью и любовью.

Первым педагогом оказался отец. Почтовый служащий Мориа-старший был любителем музыкальных инструментов, играл на гитаре, рояле и арфе. Педагогический талант мужчины помог привить Полю желание учиться. Занятия проходили в игровой форме, поэтому мальчик с легкостью познавал музыкальные азы. Спустя шесть лет упражнений Поль познакомился с миром классической и эстрадной музыки. Несколько месяцев мальчик даже выступал на сцене варьете.

image
Поль Мориа в молодости

В 10 лет юный музыкант продемонстрировал достаточные умения, чтобы поступить в консерваторию Марселя. Обучение закончилось через четыре года получением диплома с отличием. В 14 лет юноша мечтал стать профессионалом в своем деле. Воспрепятствовать этому могло лишь одно: симпатия к джазу. Случайно услышав концерт в студенческом джазовом клубе, Поль понял, что открыл для себя нечто новое. В этот момент судьба музыканта сменила вектор.

Поль Мориа решил стать участником джазового оркестра, но столкнулся с проблемой в виде отсутствия достаточного образования. В планах Мориа была поездка в Париж, обучение в столичной консерватории и получение необходимых навыков. Но случилась война. Город оккупировали. Юноша остался в безопасном Марселе.

Музыка

Начав карьеру с классического направления, в 17 лет Поль Мориа стал создателем своего первого оркестра. Он состоял из взрослых музыкантов, некоторые из них годились юноше в отцы. Коллектив обрел поклонников во французских мюзик-холлах и кабаре, выступая в период Второй мировой войны. Оркестр имел отличительный стиль, в котором просматривался симбиоз классической и джазовой музыки. Коллектив распался в 1957 году, а Мориа уехал в Париж.

Оркестр Поля Мориа

В столице он нашел работу аккомпаниатором и аранжировщиком. Музыкант заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Barclay», сотрудничавшей с Шарлем Азнавуром, Далидой, Морисом Шевалье и другими исполнителями. Первый хит Поль Мориа выпустил в 1962 году, работая в дуэте с композитором и дирижером Франком Пурселем. Им стала композиция под названием «Chariot».

В семидесятые Мориа заинтересовался работой в кинематографе и совместно с композитором Раймоном Лефевром создал музыкальные композиции для фильмов «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке». Затем последовало сотворчество с Мирей Матье и Андре Паскалем. Песня «Mon credo», написанная для певицы, стала хитом. Всего Поль Мориа написал 50 песен.

Поль Мориа и Мирей Матье

Творческая биография Поля Мориа не была столь безоблачной, как может показаться. К 40 годам музыкант продолжал мечтать о собственном оркестре. Дело в том, что в то время были популярны бит-группы, и оркестры отошли на второй план.

Небольшие музыкальные коллективы быстро сменяли друг друга, и казалось, что в них новое веяние эпохи. Мориа видел свое дальнейшее развитие в карьере дирижера. В 1965 году он собрал оркестр, исполнявший необычную душевную музыку. Билеты на концерты коллектива Поля Мориа распродавались задолго.

Композиция Поля Мориа «Токката»

Публика, пресыщенная модными веяниями, тепло приняла оркестр под руководством дирижера-перфекциониста с разноплановыми предпочтениями в музыке. Коллектив исполнял джаз, эстрадные композиции, инструментальные версии популярных композиций и классическую музыку. В репертуаре оркестра были собственные композиции Мориа, поп-музыка и даже фольклорные мелодии.

В 1968 году оркестровое переложение композиции «Love is blue», звучавшей на музыкальном конкурсе «Евровидение» в 1967 году, взлетело на вершины чартов США и оказалось известным в разных странах мира. Мориа получил повсеместное признание. Его с любовью встречали на гастрольных концертах в Америке, Канаде, Бразилии, Южной Корее и СССР. Ежегодно только в Японии оркестр Поля Мориа выступал 50 раз.

Дирижер Поль Мориа

Оркестр Мориа считался интернациональным. В нем часто сменялись музыканты. Коллектив объединял специалистов, игравших на разных инструментах. По мнению дирижера, они отличались принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики играли на трубах, а бразильцы на гитарах. Говоря о советских исполнителях, Мориа мечтал пригласить к сотрудничеству скрипачей и виолончелистов.

В 1997 году Поль Мориа записал последний альбом и назвал его «Romantic». Музыкант передал управление оркестром ученику Жилю Гамбюсу в 2000 году. На тот момент Гамбюс имел приличный послужной список из мировых турне в составе оркестра, сотрудничества с Далидой и множества аранжировок. В 2005 году коллектив перешел под управление Жан-Жака Жюстафре.

Личная жизнь

Музыка стала неотъемлемой частью жизни Поля Мориа. Его график планировался на месяцы вперед, предполагая работу на родине и гастроли. Музыканты успевали выучить новые композиции и записать их, а дирижер беспрестанно творил.

Мориа был счастлив в любви. Его жена Ирэн разделяла мировоззрение мужа. В семье не было детей, но это не огорчало Мориа. Супруга сопровождала дирижера в гастрольных турах и путешествиях.

Поль Мориа и его жена Ирэн

История любви семьи Мориа романтична: пара была неразлучна. Ее обходили стороной интриги, подозрения в неверности, случайные романы. Поль верил, что причиной удачному союзу было то, что возлюбленные отличались характерами. Ирэн работала учителем и любила эту профессию, но по просьбе мужа оставила школу и сопровождала его повсюду. Карьера Поля вышла на первый план.

Ирэн Мориа похоронила супруга в 2006 году. Она хранила молчание, не освещая в прессе свои переживания об утрате любимого мужа.

Смерть

Дирижер скончался на юге Франции, в провинциальном городе Перпиньян. Он не дожил 4 месяца до 82 лет. Причиной смерти стала лейкемия. Музыкант страдал от болезни, и она взяла верх. Его похоронили на кладбище в тихом Перпиньяне.

В 2010 году Ирэн Мориа выступила в прессе с заявлением о том, что «Оркестра Поля Мориа» больше не существует и коллективы, примеряющее на себя это имя, являются самозванцами. Бессмертные композиции Мориа сегодня можно услышать в записи и в исполнении других музыкальных коллективов.

Поль Мориа в старости

Музыка Поля Мориа до сих пор привлекает новых поклонников. Альбомы по-прежнему раскупаются. Наиболее востребованы из них пластинки под названием: «Memories of Russia», «Rhytm and Blues», «A Taste of Paul Mauriat». В Интернет выложены фото и клипы с выступлений Мориа и его музыкального коллектива.

В России музыкальные композиции аранжировщика и дирижера запомнились по передачам «Кинопанорама» и «В мире животных», прогнозу погоды и советскому мультику «Ну, погоди!».

Произведения

  • 1967 — «Puppet on a String»
  • 1968 — «L’amour est bleu»
  • 1968 — «Love in Every Room»
  • 1968 — «San Francisco»
  • 1969 — «Chitty Chitty Bang Bang»
  • 1969 — «Hey Jude»
  • 1970 — «Je T’aime Moi Non Plus»
  • 1970 — «Gone Is Love»
  • 1972 — «Apres Toi (Come What May)»
  • 1972 — «Taka Takata»

Поль Мориа

Об оркестре Поля Мориа знают многие, его музыка звучала с телеэкранов, в кинофильмах, на пластинках. Но мало кто задумывался, что это были копии зарубежных записей без соблюдения авторских прав. Однако сам аранжировщик не предъявлял официальных претензий по этому поводу. Поль Мориа считал себя счастливым человеком, который занимался любимым делом, и, очевидно, обладал удивительной широтой души. Его выступления в Советском Союзе проходили с аншлагом, маэстро был доволен теплым приемом публики и говорил о своей любви к России.

Краткую биографию Поля Мориа и множество интересных фактов о музыканте читайте на нашей странице.

 

Краткая биография

Поль родился в Марселе 4 марта 1925 года и привязанность к средиземноморью он сохранил на всю жизнь. Дирижер неоднократно в интервью упоминал своего отца, который был его первым учителем музыки. Часто говорил о нем, как о музыканте, хотя отец был любителем, а зарабатывал на содержание семьи в качестве почтового служащего. Мориа сожалел, что до его всемирного успеха отец не дожил.

Талант у мальчика обнаружили рано, в три года Поль мог самостоятельно подобрать на фортепиано мелодию, звучавшую по радио. Это и определило карьеру будущего пианиста. Как говорил сам Мориа, во Франции важно сказать, что ты учился в консерватории. Он учился в консерватории Марселя, закончил ее с отличием и стал профессиональным музыкантом.

Стоит отметить, что о Мориа в основном говорят как о дирижере оркестра, исполнявшего легкую эстрадную музыку, или аранжировщике хитов двадцатого века. Однако Мориа – настоящий классический пианист, который играл и любил произведения Баха, Вивальди, Стравинского, Брамса, Шопена и других великих композиторов. Он высоко ценил классическую музыку, которую исполняли симфонические оркестры. А порой выбирал классику и для своего коллектива. Впрочем, он считал, что каждый должен заниматься своим делом.

Покорить Париж получилось не сразу. Поль Мориа всегда творчески относился к своей работе и хотел самостоятельно выбирать произведения для исполнения. Однако в молодые годы игра на фортепиано в различных оркестрах, выступавших в варьете и танцевальных залах, была его главным занятием. Созданный им в 17 лет оркестр Мориа считал скромным экспериментом. Первый переезд в столицу в 1951 году Мориа оценивал как неудачный. Тогда Париж показался ему не слишком гуманным и жестким, как все большие города. Музыкант скучал по морю.

До того, как в 1965 году возник ансамбль, известный всем как оркестр Поля Мориа, маэстро сделал много аранжировок для французских исполнителей песен. В первую очередь, для Шарля Азнавура. Вспоминая о работе с певцом, Мориа говорил, что большая работа по аранжировке, доверенная ему, начиналась с того, что Азнавур играл несколько сочиненных им мелодий подряд. Обработка получалось у Поля блестяще, недаром более 120 песен великого французского шансонье получили признание в его аранжировке. Еще один важный творческий этап – сотрудничество с Мирей Матьё. Поль Мориа был ее аккомпаниатором и директором, написал для нее около пятидесяти песен с 1969 по 1972 год.

В политической сфере Поль Мориа всегда сохранял левые убеждения, голосуя на выборах за коммунистическую партию Франции. Для французов его поколения это не такая уж редкость. Честно зарабатывая деньги совсем не легким трудом, он видел в своей музыке демократический и интернациональный контекст. Он даже сочинил своего рода гимн Октябрьской революции «Quand fera-t-il jour, camarade». Его исполняла Мирей Матье и Академический ансамбль песни и пляски Советской армии имени Александрова. Кстати, этот коллектив очень нравился французскому музыканту.

Что представлял собой оркестр Поля Мориа, который стал так популярен? В нем было около 40-50 музыкантов разных национальностей, они участвовали в студийных записях хитов, обработанных дирижером. Сам аранжировщик подчеркивал – это не постоянный коллектив, который работает со строго определенным штатом исполнителей. Одни и те же музыканты могли играть в разных оркестрах того времени. Но для очередной записи мелодий им выбирались конкретные гитаристы, скрипачи, пианисты. А на гастроли могли поехать другие люди. Более того, Мориа утверждал, что нет смысла повторять студийные записи на концертах: их не удастся воспроизвести идеально. Перед публикой оркестр играл совсем другие произведения.

Популярны были как записи, так и концерты. Мориа гастролировал по всему миру. В 1978 году в Москву Мориа прилетел из Японии. Кстати, слушатели этой страны очень полюбили французского дирижера и его оркестр. Здесь у него были рекордные по посещаемости концерты.

Мориа высказывал свои соображения о продвижении эстрадной музыки, исполняемой французскими оркестрами, в США и других странах. Он полагал, что в этом вопросе, важнейшая составляющая – коммерциализация музыкальной сферы. Он отмечал, что продвижение певцов и ансамблей внутри страны было затруднено благодаря активному внедрению зарубежного англоязычного продукта.

 

 

Личная жизнь

Внешне Поль Мориа очень импонировал своим поклонникам. Стройный, загорелый, изящный, улыбающийся, он, казалось, излучал счастье и уверенность. Хотя в работе был строгим и бескомпромиссным. И слушать уже выпущенные пластинки своего оркестра не любил, считая, что нет предела совершенству, – надо искать новое интересное звучание. Скромность Мориа была совсем не показной, он был уверен, что для качественной работы надо избегать головокружения от успехов.

О характере Мориа говорит тот факт, что с женой Ирэн он прожил всю жизнь. Повстречавшись в молодости, в 1952 году, супруги никогда не расставались – до смерти Мориа в 2006 году. Ирен сопровождала его во время гастролей, ради него оставили свою работу школьного учителя. Интересно, что Поль считал: разные взгляды на жизнь только помогали их супружескому счастью. Однако к творчеству Мориа супруга относилась с восхищением. И даже находила, что у него прекрасный голос. Именно поэтому маэстро не считал возможным демонстрировать свою новую работу в первую очередь жене: он не надеялся на беспристрастную оценку.

Мориа любил жизнь во всех ее лучших проявлениях. Мир полон прекрасной музыки, к ней надо прислушаться, говорил он. Его увлечения были очень разнообразны. Его всегда привлекали плавание, теннис, игра в шахматы, чтение. На хобби оставалось не так много времени, если учесть, что во время гастролей, которые продолжались по полгода, он охотно изучал местные достопримечательности, музыку, общался с прессой и коллегами.

Интересные факты

  • Популярность оркестра Поля Мориа в России советского времени, да и во всем Советском Союзе, была очень велика. Многие мелодии, поистине интернациональные, естественным образом вплетались в жизнь людей 60-х, 70-х, 80-х. На советском телевидении заставки нескольких популярных передач сопровождались музыкой оркестра Поля Мориа. Никого не смущало, что в фильмах иностранная музыка использовалась даже без указания в титрах названия произведения и его исполнителей.
  • Международный успех к Полю Мориа пришел благодаря звукозаписывающим компаниям, главным образом Philips. В 60-е годы были очень популярны эстрадные оркестры, которые играли музыку из кинофильмов, шлягеры в собственной обработке и записывали их в студии. Мориа был знаком со всеми коллективами. Порой они играли одни и те же песни в различной интерпретации.
  • Количество записей, которые сделал Поль Мориа, поражает воображение. Для его поколения – несомненный рекорд: он записал сотни композиций (по некоторым подсчетам полторы тысячи). Пластинки разошлись миллионными тиражами
  • В оркестре играло примерно сорок – пятьдесят человек – такое количество принимало участие в записи. На гастроли выезжало одновременно около тридцати. Оркестр был интернациональным: Мориа обращался к нему по-английски, а коллеги переводили на французский, испанский, португальский и т.д.
  • Гастроли Поля Мориа по всему миру приносили ему новый материал для творчества. Преодолеть культурные барьеры, получить новый музыкальный опыт – таково было кредо маэстро. В Бразилии, Мексике, России – везде он находил исполнителей и композиторов, чья музыка была ему интересна и близка.
  • Мориа признавался, что ему нравится Россия, белые ночи Ленинграда. Русский народ он считал очень музыкальным. Свою пластинку, посвященную русской музыке, он назвал «Россия вечная». Кстати, первую обработку русской песни он сделал для Азнавура. Еще одна композиция, связанная с русской музыкой – обработка песни Сергея Никитина «Под музыку Вивальди».
  • В России гастроли Мориа проходили не только в северной столице, но и в Москве и Казани.
  • Мориа был признан на международном уровне. Он получил золотые диски в разных странах мира. Министерство культуры Французской республики неоднократно вручало ему престижные награды и звания.
  • Около пятидесяти мелодий Поль Мориа брал для аранжировки ежегодно. И это были не только мелодии из кинофильмов. Он играл классику – Шопена, Брамса. Главный принцип отбора музыки у Мориа был один – играть только то, что нравится. На создание одной композиции у него уходило от одного до четырех дней.
  • Интересно, что Поль Мориа, музыкант, чьи аранжировки были постоянно востребованы на телеканалах различных стран, выступал с критикой низкопробной телевизионной продукции во Франции. Он не участвовал в тех шоу, которые считал популистскими и безвкусными.
  • Оркестр, созданный Мориа, продолжал гастролировать с другими дирижерами – музыкантами, на протяжении многих лет работавшими с маэстро. Стиль игры изменился, что продемонстрировали несколько международных турне. Но оркестр, ведущий свою историю от прежнего, созданного Мориа коллектива, в ряде стран пользуется неизменным успехом.

Лучшие произведения

Очень трудно выбрать самые лучшие композиции Поля Мориа. По двум причинам. Во-первых, он делал аранжировки хитов других авторов: их было так много, что предпочесть один другому сложно. Во-вторых, песни, которые написал сам Мориа, могут быть не столь известны, как обработанные им шлягеры. Однако можно использовать самый простой и надежный критерий: те композиции, которые сам дирижер считал ключевыми в своей карьере, достойны упоминания.

Нельзя не сказать о «Love is Blue», которая получила известность во всех странах. Сам Поль Мориа считал, что успех этой композиции в США был для него полной неожиданностью. Тем более, что во Франции она была не столь известна.

«Love is Blue» (слушать)

Незабываемые «Шербурские зонтики» должны быть включены в этот список по нескольким причинам. И в первую очередь потому, что Мишеля Леграна Поль Мориа называл своим любимым композитором. «Он – сама музыка», говорил дирижер.

«Шербурские зонтики» (слушать)

Для Шарля Азнавура было сделано много композиций, но совершенно точно Поль Мориа говорил об аранжировке песни «Богема» как о своей заслуге.

Шлягер Поля Мориа «Mon Credo», исполненный Мирей Матье, разошелся огромными тиражами. Их совместное творчество длилось пять лет, за это время были написаны лучшие песни для Матье.

«Mon Credo» (слушать)

И, пожалуй, одна из заставок к телепередачам, которая так покорила советского зрителя. Чудесная программа «В мире животных» начиналась выразительными танцами журавлей и другими красотами дикой природы под композицию «Жаворонок». Первоначально она являлась частью католического рождественского хорала аргентинского композитора Ариэля Ромиреса. Благодаря Полю Мориа эта музыка вошла в европейские хит-парады и на протяжении десятилетий еженедельно украшала советский телеэкран.

«Жаворонок» (слушать)

Музыка к кинофильмам

Поль Мориа играл музыку из многих известных фильмов – «Крестный отец», «История любви», «Шербурские зонтики». Список слишком велик. Сам композитор считается соавтором музыки двух французских комедий: с Раймоном Лефебром была сочинена музыка к фильмам «Жандарм из Сант-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке». 

Служение музыке, как понимал Поль Мориа, он осуществил в полной мере. Стремление к независимому выбору композиций для исполнения привело его к руководству собственным оркестром, где мнение маэстро был определяющим, несмотря на определенный диктат звукозаписывающей компании. Дирижер высоко ценил искреннюю любовь людей всего мира к исполняемым им произведениям.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Поль Мориа

Биография

  • Год рождения

    4 марта 1925

  • Место рождения

    Marseille, Bouches-du-Rhône, Provence-Alpes-Côte-d’Azur, Франция

  • Дата смерти

    3 ноября 2006 (возраст 81)

Изменить вики-статью

Описания исполнителей на Last.fm доступны для редактирования всеми пользователями. Ты можешь принять участие! Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.

Надоела реклама? Стань подписчиком

Похожие исполнители

  1. Francis Goya

    61 858 слушателей

  2. James Last

    150 295 слушателей

  3. Paul Mauriat And His Orchestra

    5 958 слушателей

  4. Fausto Papetti

    86 869 слушателей

  5. Franck Pourcel

    61 229 слушателей

  6. Richard Clayderman

    186 332 слушателя

  7. Vladimir Cosma

    96 715 слушателей

  8. Евгений Дога

    16 348 слушателей

  9. Edward Simoni

    25 642 слушателя

  10. Giovanni

    19 093 слушателя

  11. Микаэл Леонович Таривердиев

    15 901 слушатель

  12. Раймонд Паулс

    5 065 слушателей

Показать всех похожих исполнителей

Перспективные композиции

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

Показать все перспективные композиции

Избранное

Французский композитор Поль Мориа (Марсель, 4.3.1925 – 3.11.2006, Перпиньян; Франция) пожалуй, единственный музыкант, сумевший обобщить в своей исключительной и плодовитой дискографии, всю историю мировой музыки 20-го века. Сын европейской контркультуры, с отличным образованием, но в то же время любитель северо-американской музыки, джаза, он осмелился смешать элементы всего, что окружало мир, все, что касалось музыки, культуры и технологии. Результатом стало необычайное и экстраординарное наследие изменяющегося искусства, всегда оригинальное, демократичное, вне времени, интеллектуальное и популярное, в то же время, вечное, «не обижаемое никого», как сказал гитарист Дуэйн Оллмен, и которая объединяет все направления мысли, всех народов. Любая музыка, аранжированная Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной.

Эстетика, созданная им, ясна, прохладна, и в то же время сильна и замечательна, смещена со стандарта, как популярного так и лирического.  Будучи в творческом поиске, он отдал всю свою жизненную энергию на раскрытие и постоянное усовершенствование своей успешной формы общения, давая каждой композиции яркие и сильные личные чувства и эмоции. Передавал ощущение легкости, богатства, открытости, обаяния, профессионализма и доступности для каждого. В статье одного китайского обозревателя он был назван «Посланником музыки настроения» и «Богом французской послевоенной музыки». Любящие поклонники с востока говорят так: «Король мировой музыки», но, несмотря на это, как сказал один французский критик, Мориа – «неописуемый». Описывать Мориа – это ограничивать мир, ограничивать возможность сделать жизнь более интересной.

Мориа вырос в Марселе в семье музыкантов, традиционно связанных с классической музыкой. Там же, в 10 лет, поступил в консерваторию, где учился до подросткового возраста. В 14 лет, был удостоен звания «первого» в  образовании.  Был увлечен джазом, но его амбиции, такие как призвание, к симфонической музыки, заставили пойти его другим путем. В 17 лет он создал свой первый оркестр и в течении Второй Мировой Войны играл в мьюзик холлах, расположенных по всей территории Франции.

Позже был нанят французским отделением североамериканской компании «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар) в качестве аккомпаниатора в разных шоу и затем, наконец-то, отправился в Париж, важнейший мировой музыкальный центр.

«A & R» и до сегодняшнего дня, является организацией с отличной репутацией по открытию новых феноменальных музыкальных талантов, которая открыла и была агентом артистов такого калибра, как Билли  Холидей, Боб Дилан, Брюс Спрингстин и Арета Франклин, среди многих других. В этой сфере, Поль Мориа был замечен Шарлем Азнавуром, который нанял его в качестве своего аранжировщика. Позже Мориа говорил, что те контакты, которые предоставил ему в то время Азнавур, стали важнейшей частью его жизни. В течение 50-х он был музыкальным директором таких известных французских певцов того времени, как Морис Шевалье, Генри Сальвадор, Далида, Лени Эскудеро, в частности, гастролировал и записывался с ними, и конечно же с Азнавуром.

В 1957 году он выпустил свой первый альбом «Поль Мориа», один сингл с четырьмя треками, записанными на студии звукозаписи RGM. Между 1959 и 1964 годах, Мориа записал несколько альбомов на студии Bel-Air под названием «Поль Мориа и его оркестр», также использовал  различные псевдонимы, такие как Ричард Одри, Нико Пападопулос, Эдуардо Руо и Вилли Твист, для лучшего отражения международного характера его записей. В течение этого периода он сделал несколько записей с маркой «Les Satelites», где была творческая вокальная поддержка для таких альбомов как «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les Satelites Chantent Noel» (1964).

Мориа также сочинил музыку для саундтреков к различным французским фильмам (созданные с Bel-Air), таких как «Такси до Тобрука» (1961), «Гораций 62» (1962) и «Взорвите банк» (1964), а еще для многих фильмов с участием Шарля Азнавура.

Он написал свой первый хит с Андрэ Паскалем. В 1958 году они были награждены на  фестивале «Золотой петух Французского шансона» с песней «Rendez-vous au lavandou», позже записанная и исполненная Генри Сальвадором. И следующий другой хит, который очень быстро стал популярным – это «La Longue Marche». Используя псевдоним «Del Roma», Мориа выпустил свой первый международный хит «Chariot», который написал с участием друзей: Франком Пуреселем (со-композитор), Жаком Плантом (текст) и Раймондом Лефевре (дирижер). В Соединенных Штатах Америки эта песня была записана, как «I Will Follow Him», для «Little Peggy March», которая стала №1 в хит-парадах по всем категориям в течение 3 недель. В начале 90-х, эта песня была главным саундтреком к фильмам: «Действуй, Сестра!» — I и II, с участием звезды Вупи Голдберг, кроме того, это произведение было перезаписано другими различными международными артистами. Недавно Эминем использовал ее как основу для песни «Guilty Conscience». Не так давно, известный американский рэпер Snoop Dogg, используя песню Мориа «Plaine, ma plaine» 1965 года, также сделал свою версию.

В 1965, Поль Мориа окончательно сделал творческий выбор в своей жизни, и смог представить собственный стиль, эстетику, заработав мировую славу, признанную и сегодня. Так был создан «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat» (Гранд Оркестр Поля Мориа), выпустивший сотни записей и сборников под брендом Philips в последующие 28 лет. В 1994 году он подписал контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon», где перезаписал некоторые из своих величайших хитов, а также записал новые композиции. В 1968 году, «L’amour est blue» (Love is blue), выпущенная годом раньше, была  №1 в северо-американских хит-парадах в течении 6 недель, с альбомом «Blooming hits» (до сегодняшнего дня продано более 6 миллионов копий), установив таким образом рекорд, как первый французский и инструментальный артист добившийся такого результата.  Вошел в «Top — 100» американского «Billboard» сразу после альбома «Hey Jude» группы Beatles.

Поль Мориа опирался в основном на струнные инструменты, ритмические вариации и синтезаторы, что позволяло создавать  интересную музыку. Тональности (музыкальные фразы), как правило, блестяще богатые, захватывающие, и заполнены с рациональным использованием ударных для донесения великолепного стиля. Мориа был перфекционистом, стремящимся к улучшению своей музыки с неукоснительным профессионализмом и постоянным анализом; свои исследования он оставил, как наследие для будущих поколений, в частности, в записях «multi-track», в которых был неутомимым исследователем. Долгое время эти записи использовались для проверки звукового оборудования. Мориа записал альбомы в Англии, США, Японии и Бразилии, используя музыку разных стран и, как полагают, было продано более 40 миллионов копий по всему миру, но большую часть своего репертуара он записал во Франции, на студии «Des Dames», под руководством звукорежиссера Доминика Понсе.

В период с 1967 по 1972 год, он написал несколько песен для Мирей Матье, которые были удостоены наград. Это были такие песни, как «Mon Credo» (было продано 1,4 миллионов копий), «Viens dans ma rue», «La premiere etoile», «Geant» и многие другие, а также внес свой вклад в 130 вариаций песен для Шарля Азнавура. В 1975 «Elle Arrive Aujourd’hui», написанная Мориа и исполненная Джоном Габилоу, получила первую премию на фестивале в Пальма да Майорка (Испания). Кроме этого, в течение 70-х годов,  писал для Катерины Валенте и Альционе. В 1985, создал очередной шедевр для Мирей Матье: «C’etait le premier rendez vous».

Мориа признанный на международном уровне, получил золотые диски в различных странах, «Grand Prix du Disque» во Франции, трофей «Midem» (The World’s Music Community), был приглашен для работы в «International Federation of the Phonographic Industry», расположенную в Лондоне, и в 1997 году получил престижное звание «Commandeur des Artes et des Lettres» (Командор искусств и словесности) от Министерства Культуры Франции. По сравнению со своими сверстниками, имеет самый больший каталог записей, начинающий отсчет с 1500 композиций и более чем 1000 концертов, очаровавших, согласно подсчету студии Universal Music, более 3 миллионов слушателей. Его появление в телевизионной программе «Sullivan Theater» (Шоу Эда Салливана) получило восторженные отклики, и вскоре японский канал NHK пригласил его провести гастрольный тур в Японии,  который стал рекордным по количеству зрителей в 1969 году. В конце 70-х годов, стадион Будокан, в Токио, был способен вместить 12000 человек, желающих посмотреть это шоу.

По словам Поля Мориа, в международных турах он пытался обмениваться опытом между местными музыкантами и собственным оркестром, нарушая культурные ограничения, налагаемые Парижем. Среди многих других он открыл мексиканских трубачей, на которых в будущем не единожды ссылался, и бразильских виолончелистов с их фантастической техникой и блестящим исполнением. В 70-х и 80-х годах, на своих концертах живой музыки, Поль Мориа использовал бэк-вокал, в частности, бразильянок: Евы, Маризы и Регины, из трио «Esperança» (Надежда), для обеспечения поддержки некоторых номеров, которые придумал для своих концертов.

Он также участвовал в создании рекламных роликов в Японии, его музыку использовали в оформлении рекламы марок кофе и вина. И в настоящий момент существует линия производства саксофонов, труб и аксессуаров, под торговой маркой, носящей его имя. В течение нескольких десятилетий, композиции Поля Мориа послужили саундтреками для нескольких телевизионных программ («В мире животных» (Alouette), «Кинопонарама» (Pardonne-moi ce caprice d’enfant), а также несколько композиций для прогноза погоды (Yesterday, Abrazame)), сериалов, рекламных роликов и фильмов разных стран.

Мориа попрощался со сценой в конце 1998 года, на одном из концертов в Осако, но оркестр с которым он выступал, до сих пор с успехом продолжает гастрольную деятельность. Вначале под руководством пианиста Жиля Гамбюса, работавшим 25 лет с маэстро и братом Жерардом, а сейчас под руководством трубача Жан-Жака Жустафре. В основном оркестр выступает, в Азии, где имеет верных поклонников. В 2002, писателем и обозревателем Сержем Элаиком была написана официальная биография Поля Мориа, которая названа «Une vie en blue».

Мориа ушел в вечность в 81 год, в своем доме на юге Франции, в Перпиньяне. Мы выросли с его яркими блестящими красками и фантастическим калейдоскопом бесконечных форм, носящим его имя, которое после его ухода осталось как наследие, которое мы должны сохранить высоким и после нашей жизни. Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда воспринимаемая умиротворенно, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звезды и солнце.

Его искусство присутствует всегда, как в наших мечтах, так и в нашей повседневной жизни. В этой музыке, которая подарила нам ливни в жаркие вечера, огонь и жару в самые холодные ночи, кажется, с безграничной добротой скрыта. Вселенная душ и сердец, которые он любил.

Мудрость человека не измеряется его академическими знаниями, мудрость человека определяется его духовной проекцией. И Мориа рассеял в воздухе свое послание для мира в форме музыки.

Скромный, сдержанный, дружелюбный, Поль всегда будет рядом с нами, и возможно, каждый раз, когда мы слушаем его музыку, он становится еще ближе, поскольку его музыка жила и живет в гармонии, которая кажется бесконечностью. Звезды задрожали от боли 3 ноября 2006 года. Но возродились и начали сиять вновь, когда услышали в бесконечной жизни безграничный свет музыки, вышедшей из его рук.

Поль Мориа
Paul Mauriat
image
Основная информация
Полное имя Paul Julien André Mauriat[1]
Дата рождения 4 марта 1925(1925-03-04)
Место рождения Марсель, Франция
Дата смерти 3 ноября 2006(2006-11-03) (81 год)
Место смерти Перпиньян, Франция
Страна image Франция
Профессии композитор, аранжировщик, дирижёр
Инструменты фортепиано
Жанры эстрадно-симфоническая музыка
Лейблы Philips Records
Награды image

Поль Мориа́ (фр. Paul Mauriat; 4 марта 1925, Марсель — 3 ноября 2006, Перпиньян) — французский композитор, аранжировщик, создатель и руководитель эстрадно-симфонического оркестра (1965—1998)[2].

Биография

Родился 4 марта 1925 года в Марселе. С четырёх лет его отец, почтальон и музыкант-любитель, начал обучать игре на фортепиано и прививать любовь к классической и эстрадной музыке. В 10 лет поступил в Марсельскую консерваторию по классу фортепиано, в 14 окончил её. В 17 создал свой первый оркестр, исполняющий обработки джазовой и популярной музыки[3][4].

В 1957 году переезжает в Париж и приступает к работе на звукозаписывающей компании Barclay Records как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Катериной Валенте и многими другими эстрадными исполнителями[3].

В 1962 году вместе с Ф. Пурселем и Р. Лефевром сочиняет первый международный хит — песню Chariot, позже получившую английское название I Will Follow Him[5].

Автор музыки к некоторым фильмам, например комедиям Луи де Фюнеса «Взорвите банк» (1964) и «Жандарм в Нью-Йорке» (1965, совместно с Р. Лефевром)[6].

В 1966 становится музыкальным директором (импресарио) Мирей Матье[2]. За несколько лет сотрудничества написал для неё множество песен, среди них Mon Credo (Oui, je crois, 1966), Viens dans ma rue (1966), La premiere etoile, Geant, C’etait le premier rendez vous (1985)[7]. В 1977 году вышел сборник Mireille Mathieu Chante Paul Mauriat (Мирей Матье поёт песни Поля Мориа)[8].

Вдохновение черпал в творчестве оркестра Ф. Пурселя[3]. Любимыми композиторами и певцами называл Баха, Вивальди, Стравинского, Фрэнка Синатру, Эллу Фицджеральд, Стиви Уандера[9].

В ноябре 1998 даёт последний концерт, прошедший в Японии (Sayonara Concert)[10]. Скончался 3 ноября 2006 года в возрасте 81 года в своём доме в Перпиньяне на юге Франции[11]. Прах захоронен на Южном кладбище города[1].

Оркестр Поля Мориа

В 1965 году П. Мориа основал и возглавил эстрадно-симфонический Гранд-оркестр[2], с которым долгие годы гастролировал по всему миру, исполняя преимущественно инструментальные обработки популярных песен и произведения собственного сочинения. До 1965 года П. Мориа также был руководителем собственного оркестра, записи которого известны с 1959 года[12]. Музыкальный стиль своего оркестра П. Мориа описывал как «сочетание романтически звучащих скрипок с контрастной группой инструментов, поддерживающих чёткий ритм»[9]. Состав оркестра был интернационален и постоянно менялся.

В 1968 году вышел первый большой хит на тему песни L’amour est bleu (англ. Love is Blue; Любовь печальна)[5]. С 1969 года оркестр проводит концертные туры в США, Канаде, Бразилии, Южной Корее. Наибольшую популярность он обрёл в Японии, где давал ежегодно до пятидесяти концертов, кроме нескольких лет в конце 1980-х — начале 1990-х. Тридцатилетие оркестра (1996) и его последний концерт с Полем Мориа (1998) также прошли в этой стране[13]. В 1977 году на арене Ниппон Будокан в Токио прошло сразу два аншлаговых концерта за день[14].

В 1998 году новым дирижёром становится пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре до своего назначения долгие годы. В 2005 году Поль Мориа доверил свой оркестр коллеге-музыканту Жан-Жаку Жюстафре, с которым оркестр совершил гастрольный тур в Японию[15].

После смерти П. Мориа Жан-Жак Жюстафре три года упрашивал вдову Поля Мориа Ирен дать ему разрешение организовать концерты памяти композитора. В конце концов согласившись, Ирен Мориа предложила Жюстафре назвать оркестр его именем и более не спрашивать у неё разрешений. Таким образом в 2009 году появился Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре. В 2009 году на мемориальных гастролях в Японии в составе нового оркестра приняли участие музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия. В 2010—2012 годах оркестр Ж. Ж. Жюстафре провёл большое турне по регионам России, а также дал концерты в столицах Украины, Белоруссии и Прибалтики. Хотя репертуар, исполнительская манера и звучание гранд-оркестра Жан-Жака Жюстафре иные по сравнению с оркестром Поля Мориа, рекламные кампании устроителей гастролей проходили под маркой легендарного оркестра Поля Мориа, который перестал существовать в связи со смертью композитора в 2006 году. На этот счёт мадам Ирен Мориа неоднократно выступала с официальным заявлением для поклонников и прессы[16][15].

В России

В СССР Поль Мориа приезжал дважды. Весной 1967 года его оркестр из 35 человек[17], вместе с артистами парижского мюзик-холла Олимпия, сопровождал Мирей Матье, гастролировавшую в Москве, Ленинграде и Казани[18][19][20]. В Ленинграде он сочинил песню Quand fera-t-il jour, camarade? (Когда рассвет, товарищ?), которую Мирей исполнила на борту крейсера Аврора[21]. Специально с гастролями своего оркестра П. Мориа посетил СССР в январе 1978 года[9][22].

На советском телевидении музыка в исполнении оркестра использовалась для сопровождения некоторых телепередач[23]:

  • В прогнозе погоды программы Время — композиции Yesterday, Abrazame, Toccata, Un étranger sur la terre.
  • В начальной заставке В мире животных — Alouette[24] (с фр. — «Жаворонок», автор Ариэль Рамирес[3]).
  • В заставке Кинопанорамы — мелодия песни Pardonne-moi ce caprice d’enfant (Прости мне этот детский каприз, автор Патрисия Карли[25]).

Всесоюзная фирма Мелодия издала 4 грампластинки, из которых первые две были без лицензии[13]:

  • 1974 — Оркестр Поля Мориа — Музыка из кинофильмов[26]. Отличалась плохим качеством звука, так как была сделана простым копированием оригинальной заигранной пластинки Les Grandes musiques de films (1973)[13]. Сборник включает в себя мелодии из фильмов Крёстный отец, Пассажир дождя, Мужчина и женщина, Доктор Живаго, Афера Томаса Крауна, Последнее танго в Париже, Отдых воина (фр.), История любви, Шербурские зонтики, Бутч Кэссиди и Санденс Кид, Жить, чтобы жить, Закрытые ставни (фр.), Неизвестный венецианец (фр.), Борсалино[27].
  • 1975 — Оркестр Поля Мориа (переиздание альбома Gone Is Love 1970 г.)[28].
  • 1980 — Оркестр Поля Мориа — Бабье лето (переиздание L’Été Indien 1975 г.)[29].
  • 1980 — Оркестр Поля Мориа — Под музыку Вивальди (оригинальный сборник фирмы Мелодия[30])[31]. Содержит инструментальную версию одноимённой бардовской песни С. Никитина и В. Берковского[32][33] (слова А. Величанского).

Дискография

Полем Мориа записано более 100 альбомов[2]. Практически все из них изданы компанией Philips Records[12][34]:

  • 1961 — Paris by Night
  • 1963 — Plays Standards
  • 1963 — Paul Mauriat Joue pour les Enfants
  • 1965 — Album No. 1
  • 1965 — Russie de toujours (Вечная Россия) — мелодии русских народных песен[35]
  • 1965 — Album No. 2
  • 1966 — Album No. 3
  • 1966 — Prestige de Paris
  • 1966 — Album No. 4
  • 1966 — Bang, Bang
  • 1967 — More Mauriat
  • 1967 — Mauriat Magic
  • 1967 — Album No. 5
  • 1967 — Noëls
  • 1967 — Album No. 6
  • 1967 — Blooming Hits (англ.)
  • 1968 — Love Is Blue
  • 1968 — Viva Mauriat
  • 1968 — Mauriat Slows
  • 1968 — Rain and Tears
  • 1968 — Cent Mille Chansons
  • 1968 — Rhythm and Blues
  • 1969 — Doing My Thing
  • 1969 — Je T’aime … Moi Non Plus
  • 1969 — Un Jour, Un Enfant
  • 1969 — Vole, Vole, Farandole
  • 1969 — Prevailing Airs
  • 1970 — Paul Mauriat Joue Chopin
  • 1970 — C’est La Vie … Lily
  • 1970 — Gone Is Love (переиздан в СССР в 1975 г.)
  • 1970 — Comme J’ai Toujours Envie D’aimer
  • 1970 — Paloma Embriagada
  • 1971 — Un Banc, Un Arbre, Une Rue
  • 1971 — Mamy Blue
  • 1971 — Penelope
  • 1971 — El Condor Pasa
  • 1971 — Tombe La Neige
  • 1972 — Apres Toi
  • 1972 — L’Avventura
  • 1972 — Last Summer Day
  • 1972 — Paul Mauriat Joue Les Beatles (Поль Мориа играет Битлз)
  • 1972 — Le Lac Majeur
  • 1973 — Forever and Ever
  • 1973 — Nous Irons à Vérone
  • 1973 — Last Tango In Paris
  • 1973 — Good bye, My Love, Good bye
  • 1973 — White Christmas
  • 1974 — Viens ce Soir
  • 1974 — Retalhos de Cetim
  • 1974 — Je Pense à Toi
  • 1974 — Le Premier Pas
  • 1974 — I Won’t Last a Day Without You
  • 1974 — Have You Never Been Mellow?
  • 1975 — L’Été Indien (Бабье лето, переиздан в СССР в 1980 г.)
  • 1975 — Entre Dos Aguas
  • 1975 — The Best of Paul Mauriat — 10 Years with Philips
  • 1975 — From Souvenirs to Souvenirs (с композицией на тему песни Демиса Руссоса From Souvenirs to Souvenirs)
  • 1975 — Lili Marlene
  • 1975 — Stereo Spectacular
  • 1976 — Love Sounds Journey
  • 1976 — Michelle
  • 1976 — Love Is Still Blue
  • 1976 — Il Était une Fois… Nous Deux
  • 1977 — Chanson D’amour
  • 1977 — C’est La Vie
  • 1977 — Hymne à l’Amour
  • 1977 — Brasil Exclusivamente
  • 1977 — L’Oiseau et l’Enfant
  • 1978 — Overseas Call
  • 1978 — Dans les Yeux d’Émilie
  • 1979 — Too Much Heaven
  • 1979 — Nous
  • 1979 — Copacabana
  • 1980 — Aerosong
  • 1980 — Chromatic
  • 1980 — Brasil Exclusivamente Vol. 2
  • 1980 — Exclusivamente Brasil Vol. 3
  • 1981 — Reality
  • 1981 — Roma dalla Finestra
  • 1981 — Pour Le Plaisir
  • 1981 — Je n’Pourrais Jamais t’Oublier
  • 1982 — Tout Pour Le Musique
  • 1982 — Magic
  • 1982 — I Love Breeze
  • 1982 — Descendant Of The Dragon
  • 1983 — Wild Spring
  • 1983 — Summer Has Flown
  • 1984 — Olive Tree
  • 1984 — Piano Ballade
  • 1984 — The Seven Seas
  • 1984 — Chromatic
  • 1985 — Transparence
  • 1985 — The Best of Paul Mauriat 2 — 20 Years with Philips
  • 1985 — Classics In The Air
  • 1986 — Windy
  • 1986 — Classics In The Air 2
  • 1986 — Song For Taipei
  • 1987 — Classics In The Air 3
  • 1987 — Nagekidori
  • 1988 — Best Of France
  • 1988 — The Paul Mauriat Story
  • 1989 — Serenade
  • 1989 — Iberia
  • 1990 — Remember
  • 1990 — You Don’t Know Me
  • 1990 — Gold Concert
  • 1991 — Retrospective
  • 1991 — Nostal Jazz
  • 1993 — Emotions
  • 1994 — The Color Of The Lovers
  • 1994 — Now And Then
  • 1995 — Soundtracks
  • 1995 — Quartet For Kobe
  • 1996 — Escapades
  • 1996 — Cri D’amour
  • 1996 — 30th Anniversary Concert
  • 1997 — Romantic

Примечания

  1. 1 2 Paul Julien André Mauriat Архивная копия от 29 сентября 2021 на Wayback Machine // Find a Grave
  2. 1 2 3 4 Мориа Поль // Большая российская энциклопедия. Том 21. — М., 2012. — С. 125.
  3. 1 2 3 4 Гаврилов А. Аннотация пластинки «Оркестр Поля Мориа — Под музыку Вивальди», 1980 г. Архивная копия от 29 сентября 2021 на Wayback Machine // Каталог советских пластинок
  4. Сборник интервью П. Мориа Архивная копия от 17 февраля 2020 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  5. 1 2 Биография Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  6. Paul Mauriat Архивная копия от 29 сентября 2021 на Wayback Machine // IMDb
  7. Biography Архивная копия от 29 сентября 2021 на Wayback Machine // paul-mauriat.com
  8. 1977 — Mireille Mathieu Chante Paul Mauriat // Discogs
  9. 1 2 3 image Поль Мориа в Москве. Интервью и телеконцерт, 1978 г. Архивная копия от 13 октября 2021 на Wayback Machine
  10. Paul Mauriat — Sayonara Concert Архивная копия от 5 октября 2021 на Wayback Machine // Discogs
  11. Умер Поль Мориа (неопр.). Дата обращения: 26 ноября 2021. Архивировано 26 ноября 2021 года.
  12. 1 2 Альбомы П. Мориа Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // Discogs
  13. 1 2 3 Жуков Д. Интервью с Григорием Либергалом Архивная копия от 29 января 2020 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  14. Zhoukov D. Interview to Alexander Abramoff, president of Nippon Phonogram when Paul Mauriat was touring in Japan Архивная копия от 17 октября 2021 на Wayback Machine. Перевод статьи Архивная копия от 25 октября 2016 на Wayback Machine // grandorchestras.com. October 2016.
  15. 1 2 Интервью Ирен Мориа от 12.10.2012 г. Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  16. Сообщение мадам Ирен Мориа (пресс-релиз от 09.11.2010 г.) Архивная копия от 7 октября 2021 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  17. Матье М. Моя судьба (Oui, je crois, 1987) / Пер. с фр. Я. Лесюка. — М.: Искусство, 1991. — С. 261. — 367 с.
  18. Пархоменко М. Ландыши для Мирей Матье Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // Арсеньевские вести, 14 ноября 2007.
  19. Бирин М. Поль Мориа: «С Казани все и началось». Полвека назад в столице ТАССР состоялся концерт с участием Поля Мориа и Мирей Матье Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // Бизнес Online, 5 Марта 2017.
  20. Об уникальных гастролях парижского мюзик-холла Олимпия в России Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  21. Как Поль Мориа сочинил Quand fera-t-il jour, camarade? (интервью с Виктором Мартыновым) // paulmauriat.ru
  22. «Из России с любовью». Заморские звезды на гастролях в СССР (неопр.). Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 29 октября 2021 года.
  23. История музыки Поля Мориа в России Архивная копия от 28 апреля 2022 на Wayback Machine // paulmauriat.ru
  24. Gilles Dreu — Alouette
  25. Carli, Patricia (неопр.). Дата обращения: 4 ноября 2009. Архивировано 7 июля 2011 года.
  26. 1974 — Оркестр Поля Мориа — Музыка из кинофильмов Архивная копия от 28 сентября 2021 на Wayback Machine // Каталог советских пластинок
  27. 1973 — Les Grandes musiques de films par L’Orchestre de Paul Mauriat // Discogs
  28. 1975 — Оркестр Поля Мориа Архивная копия от 28 сентября 2021 на Wayback Machine // Каталог советских пластинок
  29. 1980 — Оркестр Поля Мориа — Бабье лето Архивная копия от 28 сентября 2021 на Wayback Machine // Каталог советских пластинок
  30. 1980 — Оркестр Поля Мориа — Под Музыку Вивальди // Discogs
  31. 1980 — Оркестр Поля Мориа — Под музыку Вивальди Архивная копия от 6 октября 2021 на Wayback Machine // Каталог советских пластинок
  32. Ланцберг В. Под музыку Союза композиторов СССР (неопр.). И петь нам, и весело петь! (2000). Дата обращения: 20 августа 2019. Архивировано 20 августа 2019 года.
  33. История одной записи: Под музыку Вивальди — Sur un air de Vivaldi. (неопр.). Официальный Российский фан-клуб любителей музыки Поля Мориа. Дата обращения: 20 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  34. Альбомы Оркестра Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine // Discogs
  35. 1965 — Russie de toujours Архивная копия от 28 сентября 2021 на Wayback Machine // paul-mauriat.com

Литература

  • Жуков Д. Поль Мориа в студии, на сцене и в жизни. Интервью с Домиником Понсе // Звукорежиссер. — журнал. — 2010. — № 9. — С. 43—48.
  • Elhaïk S. Paul Mauriat: Une vie en bleu. — 2002.
  image   Тематические сайты

image Эта страница в последний раз была отредактирована 27 июля 2022 в 14:27.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий