Почему известный соцреалист Гелий Коржев стал писать мутантов-тюрликов и картины на библейские мотивы

Публикации раздела Музеи

Картины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. В 2005 году, когда под патронажем Владимира Путина в Нью-Йорке открылась программная выставка «Россия!», долго выбирали, что напечатать на обложке каталога. В итоге на первой обложке оказалась классическая венециановская «Жатва» с отдыхающей крестьянкой. А на другой — коржевское «Прощание» советского солдата.

Семья

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада… В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Читайте также:

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина… Его полотна закупали Третьяковская галерея, Русский музей. Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»… Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.

Художник умер в 2012 году в возрасте 87 лет, застав возвращение интереса к своему творчеству: он скончался, занимаясь подготовкой персональной выставки своих поздних полотен «Библия глазами соцреалиста» в частном музее. А спустя несколько лет Третьяковская галерея решила показать творчество Гелия Коржева за все годы его жизни и доказать, что он одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве ХХ века.

Смотрите также

image «Деревенский Микеланджело»: 5 скульптур Степана Эрьзи Рассказываем о самых интересных экспонатах «Эрьзя-центра» image 5 известных портретов из Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сколько одинаковых картин написал Тропинин, почему Кончаловский выбрал неестественные цвета и как работал Маковский Картина в деталях: историческое полотно Николая Ге За него боролись меценат Павел Третьяков и император Александр III Картина в деталях: «Тройка» Василия Перова Трагическая история на полотне и в жизни 8 экспонатов малых музеев Третьяковской галереи Самые интересные картины, скульптуры и эскизы Москва на картинах Юрия Пименова Достопримечательности, городские пейзажи и новостройки «Сокровища музеев России» в Манеже История создания интересных экспонатов из коллекций региональных музеев 5 картин Петрова-Водкина в приложении Artefact История создания, любопытные факты и сюжеты известных картин Художники осажденного города Иван Билибин, Павел Филонов и другие мастера в блокадном Ленинграде 5 шедевров Русского музея Интересные детали из истории известных картин Матери на картинах русских художников Как рисовали женщин с детьми Брюллов, Венецианов и Петров-Водкин Архип Куинджи: история жизни в пяти картинах Полотна, определившие творческий путь художника Известные родители известных детей Вспоминаем примеры, когда родителями всем известных поэтов, художников были не менее талантливые люди, известные, правда, в совсем других сферах Неузнаваемая Серебрякова: 7 мужских портретов Мужские портреты Серебряковой Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного… О чем рассказывает необычная картина Татьяны Глебовой и Алисы Порет и кто на ней изображен

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Гелий Михайлович Коржев (Geliy Mikhailovich Korzhev; родился 7 июля 1925 года — умер 27 августа 2012 года) — самобытный русский художник XX-XXI веков, биография которого является образцом истинного служения гуманистическим идеалам. Творчество гениального Гелия Коржева обращено к суровым гражданским темам. Картины мастера — это судьба послевоенного поколения, рассказ о мужестве и верности долгу.

Биография Гелия Коржева

Гелий Михайлович Коржев — сын известного панорамного архитектора и преподавательницы русского языка, — родился 7 июля 1925 года в Москве. Родители с юных лет приобщали мальчика к искусству. Глубокие контакты с близкими людьми создавали у него жизненное равновесие, ощущение уверенности и надежности. Окончив среднюю художественную школу, юноша поступил в институт им. В. И. Сурикова.

Коржев стал известен широкой публике в конце 50–60-х годов прошлого столетия благодаря триптиху «Коммунисты» и серии произведений «Опаленные огнем войны». Постепенно военная тема приобрела черты философского познания мира, постоянного обращения к опыту исторического прошлого и современности. Центральное место на картинах всегда занимал человек, его тяжкие будни и горести. Выбор героя, его масштабное укрупнение, драматичность, в которой он представлялся зрителю, — во всем этом проявлялось авторское видение проблемы.

С 1951 года Гелий Коржев вел преподавательскую деятельность, а с 1967 года был назначен заведующим кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище. Художник совершил несколько основополагающих открытий в композиционной организации современной живописи и цветоведении. В своих работах он использовал многослойную технику, лессировку. Если посмотреть пристально на картины мастера, то можно увидеть, что на холсте наращивалось несколько слоев. Таким образом создавался эффект живой плоти, наполненной движением.

В 1968 году Гелий Коржев был избран председателем правления Союза художников РСФСР. Многочисленные награды, полученные от партии и правительства, давали возможность самостоятельно определять тематику произведений и ограждали от критики.

Перестройка, разрушившая систему ценностей целого поколения, выразилась в картинах позднего периода. Появился интерес к евангельским сценам. Трудиться над библейским циклом мастер продолжал до последних дней. Одна из работ с изображением умирающего Христа датирована 2012 годом.

К позднему периоду творчества принадлежат и фантасмагорические сцены с тюрликами. Этими уродцами автор стремился передать ужас перестроечной эпохи и протест против людской подлости, преступного навязывания неприемлемых социальных и нравственных норм.

Гелий Михайлович Коржев ушел из жизни 27 августа 2012 года, оставив потомкам богатое культурное наследие. Будучи в рядах художников-соцреалистов, транслирующих идеологию компартии и неприятие божественного начала, художник написал немало произведений на библейскую тему. Не выступая открыто против системы, он остался верен правде окружающей его жизни. На Алексеевском кладбище на могиле художника установлен памятник, выполненный внуком Иваном по эскизам самого Гелия Коржева.

Самые известные картины Гелия Коржева

Произведения живописца отличаются драматической напряженностью с четкой композиционной организацией. К наиболее известным картинам Гелия Коржева можно отнести:

  • «Влюбленные» (1959) — картина рассказывает о непростой жизни героев, связанных сильным чувством. Они пережили войну, но и послевоенные заботы не позволяют им устроить свою личную жизнь.
  • «Заслон» (1967) — необычное композиционное решение. Точка зрения снизу усиливает монументальность и непоколебимость фигур мирных жителей оккупированной земли.
  • «Облака 1945 года» (1985) — пронзительный сюжет, подводящий к осознанию непреходящей ценности жизни в данное время в данном месте. Участник войны и немолодая женщина погружены в раздумья. За фигурами людей открывается зеленый луг, над ним тихо плывут облака.
  • «Стакан молока» (1984) — неприглядная реальность бытия, не соответствующая пропаганде советского изобилия.

На портале Very Important Lot посетители могут принять участие в аукционах и выбрать картины, выполненные гениальными творцами в различное время. Произведения художников не перестают удивлять своим многообразием и талантливым исполнением.

Categories:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

Автор – Александр_Ш_Крылов. Это цитата этого сообщения

Гелий Михайлович Коржев – Чувелев Биография Гелия Коржева Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился 7 июля 1925 в Москве, в семье служащего. Мальчик рос в семье талантливого архитектора и трудолюбивой учительницы, в окружении сестер и бабушки. В период с 1944 по 1950 год учился в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова у С.В.Герасимова. С 1968 по 1975 год был председателем правления Союза художников РСФСР. Художник завоевал широкую известность в конце 1950–1960-х годов, прежде всего триптихом «Коммунисты» (1957–1960) и серией «Опаленные огнем войны» (1962–1967). С 1951 по 1958 го Коржев преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище. С 1967 года заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище. С 1968 года является председателем правления Союза художников РСФСР. С 1968 по 1976 года руководил творческой мастерской живописи Академии Художеств СССР в Москве. В 1987 году художник получил Государственную премию СССР за картины: «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

“Беседа” 1980-85 “Заложники. Живой заслон” (“Заложники войны”) 2001-2004 “Облака. 1945 год” 1985 “Осень прародителей”

Коржев также создал серии живописных циклов: «Адам и Ева», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Тюрлики». Художник Коржев принадлежит к представителям «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин – сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. На протяжении долгих лет художник ведет напряженную работу, его искусство соединило в себе драматизм и философские обобщения, строгость и эмоциональность. В его полотнах воплотились судьбы страны и людей. Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу, сострадает вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали картины «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные». Полотна – «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны», посвящены достоинству и духовной стойкости народа, терпению простых людей.

“Проводы” 1967 “Мать” “Старые раны” 1967

Его творчество имеет не только национальное значение, оно предупреждает все человечество об опасности. Цикл «Мутанты» потрясает зрителей. В нем отражен протест втора против человеческой глупости, преступлений и насилия. Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы натюрморта величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу. На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из старейших русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980—1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995—1999). Картины мастера собраны в крупнейших музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Его полотна экспонировались на многих выставках как на родине, так и зарубежьем. Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава», имели грандиозный успех. Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой ответственности. Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителям. Художник, при помощи своих картин, рассказывает о том, что он чувствует, переживает. Его живопись не легка для восприятия. Она рассказывает своему зрителю об обществе, в котором мы живем, о человеке, о его поступках. В его картинах нет безнадежности, в каждой есть некая надежда на что-то лучшее…

“Старик с мальчиком” 1949 “Портрет жены” 1948 “Следы войны” «Лишённая родительских прав» “ГОМЕР” (Рабочая студия. Триптих Коммунисты) 1958-1960 “В ДНИ ВОЙНЫ” 1952-1954 “НАТЮРМОРТ” “Забытый Шут” 1987 “Сенека” 1989 “Гипс и книги” “Крынки и таз для варенья” “Натюрморт с глобусом” “Память павших” 1993-95 «Влюбленные» (1959) “Слепой певец” (Этюд) 1965 “Дезертир” 1990 “Дезертир” (триптих) фрагмент1985-1994 “Крымский мальчик” 1946 Из серии “Дети войны” “Художник” 1960 “ПОРТРЕТ Д.КРАСНОПЕВЦЕВА” 1949 “МОСКОВСКИЙ ДВОРИК” 1954 “Хранительница” “Хохлома и лапти” “Художник” 1960-1961 “В приемной” “Лишенные рая” 1998 “АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА” 1997-1998 «Встань, Иван!» «Свалка» “Ночной звонок” «Квартирантка» “К своим” 1988-1990 “Егорка летун” 1976-1980 “Натурщица” 1978 “Из военного быта” “Реквием Моцарта” 1995 “НАЕЗД” 1980-1990 “Автопортрет” “Указ короля”

«Тюрлики»

“Мутанты (Митинг)” из серии “тюрлики” 1982-1993 “МУТАНТЫ” Фрагмент 1982-1993 “Тюрлики” 1990 “Тюрлики. Мутанты. Пиршество” “ЧРЕВОУГОДНИК” 1990 “На троих” 1998 “Мать” 1967 “МАТЬ” 1962 “Художник” Этюд “Индийский натюрморт” “ИСКУШЕНИЕ” 1985-1990 “Тень креста” “Иуда” “Отец и сын” 1991-1992

“ДОН КИХОТ”

“ДОН-КИХОТ И САНЧО” 1980-1985 “ДОН-КИХОТ И МЕЛЬНИЦА” 1997-1999 “ДУЛЬСИНЕЯ И РЫЦАРЬ” 1997-1998 “Поверженный Дон Кихот”

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Путь художника – сложная и непрямая дорога. Порой необходимы годы мучительного поиска, большой работы по совершенствованию мастерства, выбора своего стиля, своих образов, своих сюжетов. Сложным был творческий путь Гелия Коржева. Стремясь к лаконизму и выразительности, он исключает всё, как он считает, лишнее, а его персонажи занимают все пространство картины. Что хотел выразить своими работами художник, о чем они? Об этом поговорим в статье.

Биография Гелия Коржева

7 июля 1925 года в Москве семье паркового архитектора и учительницы родился мальчик. Имя ему дали Гелий, что означает «солнечный». В семье Коржевых позже родились еще две девочки. С раннего возраста мальчик рос в атмосфере искусства. Талант к рисованию появился у Гелия в детстве. В изостудию Коржев пришел едва ему исполнилось одиннадцать лет. Это был класс А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова. В только что открывшуюся профессиональную среднюю школу Коржева приняли в третий класс в 1939 году.

Узнав о начале войны, Гелий Коржев вместе с товарищами едет на полевые учения под Смоленск, записавшись на курсы снайперов. Однако на войну не попал, так как было принято решение эвакуировать школу с преподавателями в Башкирию. Школа была размещена в селе Воскресенское. Пробыв в эвакуации до 1944 года и вернувшись вместе со школой в Москву, Гелий в своих дневниках писал, что нахождение в деревне и непосредственное общение с природой включило осознание будущего художника, что красота – в людях и окружавшей ребят природе. Это определило дальнейший путь развития самой школы и многим учащимся дало направление в их творчестве.

Учеба в институте

В 1944 году учеба в школе закончилась. Выпускными экзаменами воспитанников школы была выставка их работ, выполненных в эвакуации. В результате приемная комиссия Московского государственного художественного института приняла на первый курс всех выпускников школы без вступительных экзаменов. У Коржева были прекрасные педагоги, такие как С. В. Герасимов и В. В. Почиталов. Учебу в институте Коржев совмещал с работой в Пушкинском музее, где помогал разбирать спасенные картины Дрезденской галереи.

В 1946 году Гелий Михайлович создал семью с Кирой Владимировной Бахтеевой, студенткой актерского отделения ГИТИСа. В семье родились две дочери.

Работа преподавателем

После получения высшего образования и звания художника Гелий Коржев был приглашен в 1951 году своим учителем, С. В. Герасимовым, в Строгановское училище, чтобы заниматься преподавательской деятельностью на младших курсах. Как писал Коржев в своих дневниках, когда учишь других, учишься и сам. Ведя преподавательскую деятельность, он выступает организатором выставок в Москве и сам принимает участие в них. Картины Гелия Коржева публика приняла благосклонно. В 1952 году художник пробует себя как иллюстратор. Это его иллюстрации сопровождают сказку “О Мальчише-Кибальчише”.

Картина “В дни войны”

В 1954 году увидела свет первая законченная картина Гелия Михайловича “В дни войны”. Она была в экспозиции Выставочного зала Союза художников СССР. Картина получила высокую оценку как художников, так и посетителей выставки. С. В. Герасимов отметил, что художник состоялся и владеет мастерством сильного рисунка.

По его рекомендации Коржева принимают в Московский союз художников (МСХ) без необходимого прохождения кандидатского стажа. Картина “В дни войны” в 1955 году выставляется в Третьяковской галерее. Будучи членом союза художников, Гелий Коржев активно участвует в организации ежегодных выставок в МСХ. Такие выставки были необходимы молодым начинающим художникам, так как именно с них художники получили путевки в жизнь.

Темы работ послевоенных лет

Поколение художников послевоенных лет возмужало. Война не могла не внести свои поправки в такое понятие, как “социалистический реализм”. Больше правды появилось в произведениях художников. Постепенно волна восхвалений уходит из живописи тех лет, а центральным местом в творчестве художников поколения Коржева становятся люди, их жизнь, их быт. Гелий Михайлович участвует в выставках со своими картинами “Уехали” и “Приехал со стройки”. В это же время не прекращает работу над начатыми картинами “Утро” и “Машинистка”, которые увидели свет в 1957 году на очередных выставках Москвы. Эти картины были на протяжения года выставлены еще на нескольких выставках столицы.

Первый триптих

Кроме выставок в Советском Союзе, Коржев принимает активное участие в творческих командировках от Союза художников в Италии, а затем в Сирии и Ливане. В это же время его избирают членом Правления МСХ. В 1958 году экспонируется на очередной Московской выставке первая из картин задуманного художником триптиха “Коммунисты”. Это “Интернационал”. К 1960 году работа над триптихом заканчивается. Это полотно получает большую известность и приносит его автору награду – Золотую медаль Академии художеств СССР.

Работа над задуманными еще двумя картинами подходит к завершению. Это “Влюбленные” и “Художник”. Высокой оценки удостоена его картина “Влюбленные”. В прессе отмечалось, что Коржев в своей картине показал глубокое настроение, и, как всегда, остался верен своему взгляду на человеческие судьбы.

Творчество 60-х и 90-х

В 60-е Коржев работает в Москве в качестве руководителя творческой студии Академии художеств и в составе творческих командировок посещает Францию и Великобританию. В 70-х побывал в Италии и Испании с выставками, проходившими в городах этих стран. В 1972 году Коржев Гелий Михайлович был удостоен почетного звания “Народный художник РСФСР”. Будучи с 1968 по 1976 годы председателем Союза художников РСФСР, Коржев собрал коллектив молодых художников с новыми идеями и методами развития искусства. На выставках появляются новые имена. 1979 год принес Коржеву новое звание – “Народный художник СССР”. “Сложно сочетать общественную работу, организацию выставок и педагогическую деятельность с творческой работой”, – писал в своих дневниках Коржев.

В 1986 году он завершает свою преподавательскую деятельность. В этом же году весной из жизни ушла мать художника, а зимой отец. Гелий Михайлович углубился в работу над циклом картин “Библейской” серии. В 1991 году художник отказывается от избрания его президентом Академии художеств СССР. Он считает, что нужно заниматься главным делом его жизни – созданием картин. У молодых достаточно энергии для совмещения в себе нескольких работ, но приходит время, когда нужно оставлять то, что приносит душевное удовлетворение, а это деятельность у холста в своей мастерской.

Последние полотна художника

После краха коммунистического режима Гелий Михайлович работает в своей мастерской, создавая новые полотна, участвуя в выставках. Так продолжается 21 год до самой его смерти. За эти годы были написаны и представлены публике:

  • Цикл “О Дон Кихоте”.
  • “Бытовая” серия пополнилась картинами “Встань, Иван!” и “Квартирантка”.
  • Закончена работа “Библейской” серии.

Картины художника продолжают участвовать в выставках в стране и за рубежом. Художник делится своими мыслями о том, что много было создано картин, которые ушли в зарубежные коллекции, след некоторых потерян. Но Гелий Михайлович верил, что где-то они живут и продолжают служить людям. Последними картинами художника были “Пророк”, “Последние часы на земле” и “Победитель”. В 2012 году 27 августа сердце Гелия Михайловича Коржева остановилось.

Гелий Михайлович похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Авторами памятника-надгробия являются дочь Ирина и внук Иван Коржевы.

  Сначала были рассказы. Татьяна рассказывала мне о Рюмникове. О деревне и её жителях. Это было давно, поэтому я уже много лет знаю, что среди жителей Рюмниково немало творческих личностей. Местность у нас прекрасная и, действительно, располагает к творчеству. Красивое озеро, леса, луга, перелески. Это сейчас дорога около озера шумная и по вечерам летом на берегу слышны голоса  множества купающихся. А ведь было время, когда вечерами у озера стояла такая тишина, что был слышен каждый всплеск рыбы и, произнеси что – либо шёпотом на одном берегу, а слышно будет на другом берегу.    За эту красоту, тихие вечера, рассветы и закаты над озером, удалённость от шумных дорог и городов и облюбовали творческие люди в шестидесятые годы прошлого столетия деревеньку Рюмниково. Пожалуй, больше всех  здесь проживает художников. Официально – дачники, но когда знакомишься с их картинами, то понимаешь – спорно, что они здесь временные люди. Больше того, Анастасия Коржева, дочь художника, так объяснила отношение отца к деревне: «Папа никогда не был дачником, дачи вообще не любил. Рюмниково – единственное место в его жизни где он вообще отдыхал. Гулял, много ходил за грибами. Где черпал вдохновение для творчества. Ему очень нравилось что это не только красивое место, но и настоящая деревня, где живут и трудятся простые люди». 

Слева направо: В.В.Почиталов, К.В. Коржева, Г.М. Коржев. Начло 1960-х, д.Рюмниково.

   Оба молодых художника с большим уважением относились к своему учителю. В своей автобиографии Г.А.Сысолятин так отозвался о своём наставнике: «Встреча с Василием Васильевичем Почиталовым – самая большая удача в моей жизни. Его отзывчивость, мудрое отношение к окружающему, святое отношение к искусству, великое спасибо и светлая память за это дорогому учителю… Многие мои работы написаны в деревне Рюмниково Ярославской области, под Ростовом Великим, на берегу озера и в лесу. Большое влияние на меня оказала живопись Почиталова. Цветы, окно с букетом на подоконнике, натюрморты, среднерусский пейзаж, городские виды – все это рисовал он, рисую и я. Нередко во время работы мне кажется слышу его добрый голос, его советы».    Много раз мы пытались, проходя через Рюмниково в Осоево, увидеться с кем – то из местных художников или встретиться с их родственниками.  Мы с Татьяной каждое лето навещаем могилы её родителей в Осоево, но всегда получалось так, что никого из тех людей, которых хотели бы встретить, в дни наших походов, в Рюмниково не было. Поиски в интернете так же не давали результата. В интернете мы нашли картину Гелия Коржева «Облака 1945 года», которая, как нам показалось, написана на склоне Рюмниково. Однажды мы разговорились с продавцом Петровского универмага Ириной Малышевой, которая оказалась уроженкой Рюмниково, больше того – соседкой Сысолятиных и Коржевых. Через неё и удалось получить телефон Коржевой Анастасии – дочери Гелия Михайловича. Созвонился и мы встретились в день, когда Анастасия уезжала из Рюмниково в Москву. Она подтвердила, что мы правильно определили место написания «Облака 1945 года». За эту работу и серию работ «Опаленные огнем войны» Коржев в 1986 году был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова.

image
Г.М. Коржев. Облака 1945 года.

   Границы одной статьи не позволят рассказать сразу о всех замечательных художниках из Рюмниково. Сначала хочу рассказать о творчестве, пожалуй, самого именитого и известного – Гелия Михайловича Коржева. Легче всего люди моего поколения вспоминают имя этого художника, когда говоришь, что это автор картины «Поднимающий знамя». Репродукция этой картины, являющейся центральной частью триптиха «Коммунисты», иллюстрировала время революционной борьбы в советских учебниках истории. Картин, отражающих советский период, у Гелия Коржева множество, не зря основным жанром в его творчестве считается соцреализм, он является представителем «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин – сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.    Анастасия привезла набор открыток работ своего отца на тему Библейских сюжетов. Именно это больше всего порадовало меня, так как в планах было познакомить читателей нашей газеты в первую очередь с этой частью творчества художника.    Кажется удивительным то, что в конце 1980-х годов Гелий Коржев обращается к библейским сюжетам. Однако по свидетельству его дочери Анастасии произошло это не случайно. В 1986 году ушли из жизни родители Гелия Михайловича, а кончина близких часто приводит людей к размышлениям о смысле жизни, о душе, о жизни после смерти, о Боге. Гелий Михайлович  в это время отошёл от общественных дел и обратился к новой для него теме – Библейским сюжетам. Результатом его исканий стала подготовленная ещё при жизни выставка «Библия глазами соцреалиста», открытая в 2012 году. Он немного не дожил до её открытия, но вся подготовительная работа была проведена при его участии. И название выставке дал он сам.    При написании картин на библейские и евангельские сюжеты он остался верен своему реалистическому стилю, поэтому картины, написанные на эту тему – не иконы. Перед нами предстают реальные люди – будь то Бог Отец, или Бог Сын. Художник изобразил Их так, как он Их представляет. На нас с Татьяной произвела большое впечатление именно картина «Отец и Сын». С полотна на нас смотрит Своим проникновенным взглядом мудрый Старец – Создатель, Творец. В Его взгляде просматривается не только боль за погибшего Сына, но беспокойство за человечество, предавшего Иисуса и отправившего Его на распятие. А вглядитесь в лица самого Иисуса, Богоматери! На картинах мы видим обычных людей, живущих среди нас, этим автор сближает нас с Богом и как бы утверждает, что написанное в Евангелии  – истина. Ведь Евангелие – это история человечества.

Г.М.Коржев. Отец и Сын. 1990 г. Холст, масло. 80 х 75 см.  Собственность семьи художника.
Г.М.Коржев. Несение креста. 1999 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Собственность семьи художника.

   Повторюсь, что в рамках одной газетной статьи невозможно освятить весь творческий путь такого живописца как Гелий Коржев. Так же невозможно здесь показать даже маленькую часть его произведений. Поэтому посоветую тем, кто заинтересуется найти в интернете сайт фонда Гелия Коржева. Вы поразитесь, так же как поразились и мы. Там есть и портреты, и натюрморты и пейзажи. Среди пейзажей мы нашли и картины, написанные в нашей местности с видами Рюмниково, Осоево.     Замечательно то, что дело Гелия Михайловича продолжается. Ведь Коржевы – это династия художников и скульпторов. Художница его супруга, дочери, внук Иван – скульптор, так же скульптор и зять Владимир Тишин. В своё время Гелий Михайлович сам произнёс пророческие слова: «Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет». Да, старших Коржевых уже нет, но дом в Рюмниково не пустует, больше того, по соседству с маленьким домиком, который приобрёл в 1962 году глава семейства, вырос ещё один дом. И надеюсь, что мы увидим ещё не одно произведение знаменитых художников, связанное с нашей прекрасной местностью.    Такой материал был опубликован мной в № 26 газеты “Православный Петровск”. Решил не менять его, а продолжить. В интернет – блоге больше места, можно добавить и текст, и иллюстрации. У каждого художника есть свой любимый жанр. Гелий Михайлович больше всего создал портретов, чаще жанровых. Но проживая в столь прекрасном месте, он не мог не изобразить окружающий здесь его мир. Есть несколько пейзажей на которых художник запечатлел Рюмниково и прилегающую к нему местность. Наибольшее впечатление на нас с Татьяной произвела картина “Деревня Осоево”. Задела за живое. Много раз мы уже открывали её в интернете для того, чтобы глубже вглядеться в сюжет (в оригинале, к сожалению, посмотреть картину невозможно, она находится в частной коллекции в США).     Г.М.Коржев. Деревня Осоево.  48,5 х 112 см. 1983 г. Холст, масло. Частная коллекция, США.   Датирована картина 1983-м годом, но известно, что Осоево сгорело полностью (остался всего один дом) в жаркое лето 1981 года. Думаю, что художник не однажды побывал здесь для того чтобы создать эскизы, а затем уже создал окончательный вариант полотна. За это время он вложил душу в картину, поэтому она так впечатляет и наводит на раздумья. Казалось бы – что здесь особенного изображено, таких мест в России множество. Но вглядитесь: дом с заколоченными окнами; церковь , тронутая забвением; не скошенная трава; дорога, по которой проезжает редкий транспорт; электрические столбы, между которыми не натянуты провода; две печальные фигурки, сидящие на брёвнышке у дороги. Печально всё это. Хочется плакать, глядя на полотно. Умирает деревня! Не слышно здесь крика петуха, мычание коров и телят, не раздаются звонкие голоса детей, не поются песни под голосистую гармонь по праздникам… Вглядываясь в картину я заметил, что художник не изобразил колокольню у храма. Высокой шатровой колокольни нет!… Не буду додумывать за художника, но кажется мне, что тем самым автор задаёт вопрос – о ком и о чём звонить колоколам? Думаю что и картину Гелий Михайлович назвал не случайно “Деревня Осоево”, ведь на самом деле – это село. Но села то уже нет, пропало… Осталась только церковь, да кладбище на котором продолжают хоронить своих близких жители прилегающих деревень.    Под стать картине стихотворение, написанное зятем художника, скульптором Владимиром Тишиным:                             Ветер трогает травы погоста                             Тишина, лишь кузнечик трещит,                             Жизнь закончена тихо и просто,                             Над безмолвием ястреб кричит.                             Этот крик утонул как в тумане,                             Звук его – словно смазанный жест,                             Всепрощение и всепонимание –                             Позади, впереди и окрест.                             Растворясь в мирном трав колыхании,                             Я уйду в край, где вечный покой,                             Лишь спокойный и без придыхания                                 Взмах прощальный крылом, как рукой.                                                          21 июля 2000 г., Осоево.     Продолжает тему забвения деревни картина “Осень. Рюмниково”. Дом с заколоченными окнами, но не всё потеряно, спереди дома огорожены колышками саженцы кустов или плодовых деревьев. Жизнь не затухает, впереди светлые времена.     Г.М Коржев. Осень. Рюмниково.  92 х 90 см. 1975 г. Холст, масло. Частная коллекция.     Не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление безысходности. Надеюсь что оживёт эта местность, будут здесь и весёлые голоса и шум тракторов и звон колоколов.     Совсем иные ассоциации вызывает другой пейзаж Коржева. Картина называется “Рюмниково”. На горизонте деревня, утопающая в зелени высоких деревьев (и по сей день эти вётлы стоят), а с неба – лучи солнца, которые придают картине радость, утверждение жизни. И две фигурки, идущие по полю, так же оживляют сюжет.     Г.М Коржев. Рюмниково.  89 х 98 см, 1975 г. Холст, масло.  Собственность семьи художника. Интересно проследить как художник творчески дорабатывает свой замысел. Помещаю здесь этюд “Деревня Рюмниково”, который был написан на год раньше.

Г.М.Коржев. Деревня Рюмниково. Этюд. 1974 г. Картон, масло. Собственность семьи художника.

   Кира Владимировна Коржева, супруга Гелия Михайловича, как я уже сказал выше, тоже художница. В её творчестве преобладают натюрморты и пейзажи. Нашли мы на сайте Фонда Гелия Коржева (http://korzhev.com/tvorchestvo/reestr_rabot/) несколько пейзажей нашей местности. Но это в следующем материале.       Использованы материалы сайта Фонда Гелия Коржева, набор открыток “Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста”.    Все репродукции работ Гелия Коржева размещены с согласия его дочери Анастасии Коржевой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий