По московским местам Анны Голубкиной – Одно, что имеет смысл записывать – мелочи… — LiveJournal

Публикации раздела Архитектура

О взлетах и падениях первой женщины, прославившейся в России как скульптор, рассказывает Софья Багдасарова.

Победа № 1: Огородница становится скульптором

image Пять работ скульптора, о которых не велось горячих споров Зураб Церетели создал более пяти тысяч картин и монументальных работ, которые разошлись по всему миру image Памятник клавиатуре и другие необычные монументы Мы вспомнили самые удивительные достопримечательности России Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной Она моделировала платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж Первые профессии русских писателей Из посредственных чиновников и инженеров — в знаменитые литераторы «Деревенский Микеланджело»: 5 скульптур Степана Эрьзи Рассказываем о самых интересных экспонатах «Эрьзя-центра» Картина в деталях: «Портрет Вари Адоратской» Рассказываем, кого изобразил Николай Фешин и как шла работа над полотном 5 историй любви известных художников Какими были жены Репина, Врубеля и Куинджи Москва на картинах Юрия Пименова Достопримечательности, городские пейзажи и новостройки Художники осажденного города Иван Билибин, Павел Филонов и другие мастера в блокадном Ленинграде Русские писатели за границей Чем восхищался Ломоносов в Германии, за что Фонвизин осуждал Францию и почему Достоевскому не понравилась Швейцария Матери на картинах русских художников Как рисовали женщин с детьми Брюллов, Венецианов и Петров-Водкин Виктор Сухоруков: «Культура не может умереть» Интервью актера порталу «Культура.РФ» Надежда Ламанова — кутюрье императорской семьи Женщина-модельер у истоков российской моды ХХ века Странности гениев Увлечения и привычки, фобии и причуды — раскрываем русских писателей, художников и композиторов с новой стороны Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу Как складывалась знаменитая коллекция Третьяковки

“Портрет А.Н. Толстого”. Скульптор Анна Голубкина. Тонированное дерево. 1911 Голубкина не допускала посторонних в свою душу, отказывалась позировать для портретов. На все подобные просьбы Михаила Нестерова восклицала: «Что вы! Меня писать! Да я с ума сойду! Куда мне с моей рожей на портрет! Я – сумасшедшая». (Вспоминая Анну Семеновну спустя годы, художник сказал: «Это был Максим Горький в юбке, только с другой душой…».) И на правах мастера советовала своим ученикам: «Человека ищите. Если найдете человека в портрете – вот и красота». Даже фотографировалась Анна Семеновна крайне неохотно. Н. Н. Чулкова, жена литератора, вспоминала: «…говорила, что она не любит свое лицо и не хочет, чтобы существовал ее портрет. «Лицо у меня актерское, резкое, не люблю его». А на редкой фотографии ее молодости – милая девушка с русой косой… »«Художница (сомнений быть не может!) вполне умышленно препятствовала сбору и публикации материалов, которые были бы посвящены ее биографии, – считает исследователь жизни и творчества скульптора А. Каменский. – Пожалуй, ничто так не ценила Голубкина, как способность отстраняться от самого себя, полностью растворяться в своем деле, стать эхом людских переживаний…» …После известия об Октябрьской революции Голубкина сказала: «Вот, теперь у власти будут настоящие люди». Но вскоре узнала о расстреле двух министров Временного правительства, с одним из которых была знакома (позднее писали, что их расстреляли анархисты). И когда к ней приехали из Кремля, предлагая работу, Анна Семеновна со свойственной ей прямотой ответила: «Вы хороших людей убиваете», – и отказалась.Знавшие Голубкину утверждали, что она легче других переносила тяготы тех лет, потому что привыкла к лишениям и «не замечала их теперь». Ради заработка известный скульптор расписывала ткани, вырезала украшения из кости, но денег едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду… Бралась за частные уроки, нередко бесплатные – как правило, гонорар платился «натурой»: например, одна из ее учениц отапливала мастерскую мастера. А. С. Голубкина, Портрет Андрея Белого, 1907 Прямая до резкости, она и в искусстве не умела быть другой. В свое время отказалась лепить бюст Шаляпина – просто не могла работать над портретами людей, к которым почему-либо у нее возникло двойственное отношение. В 1907 году создала портрет Андрея Белого – совершенный профиль… лошади! Не терпела суесловия и безудержных похвал. Когда однажды ее скульптуры сравнили с античными, она резко ответила: «Это в вас невежество говорит!» Валерий Брюсов при появлении Анны Семеновны в литературно-художественном кружке обратился к ней с «высоконапыщенной речью». Вздрогнув, Голубкина отвернулась, трижды махнула на него рукой, повернулась и ушла.В 1923 году скульптор приняла участие в конкурсе на изготовление памятника А. Н. Островскому. Представила девять эскизов-вариантов, двум из которых были присуждены премии. Но первое место и право изготовить памятник получил другой автор – Н. Андреев. Анна Семеновна, глубоко оскорбленная, приехала в зал заседания и стала крушить свои модели: «Сравнили его Островского с моим! Гадость, и больше ничего». Голубкина А. С. Портрет Льва Толстого Последняя работа Голубкиной – «Лев Толстой» – неожиданно явилась косвенной причиной ее смерти. В молодости Анна Семеновна однажды встречалась с «великим старцем» и, по свидетельству очевидца, о чем-то серьезно с ним поспорила. Впечатление от этой встречи осталось таким сильным, что много лет спустя она отказалась использовать при работе его фотографии и «делала портрет по представлению и по собственным воспоминаниям». Блок, склеенный из нескольких кусков дерева, был массивен и тяжел, и Анне Семеновне двигать его нельзя было ни в коем случае после операции, перенесенной в 1922 году. Но она забыла о возрасте и болезнях: когда с деревянной махиной безуспешно воевали двое ее учеников, отстранила их плечом и со всей силой двинула неподатливое дерево. Вскоре после этого почувствовала себя плохо и заспешила к сестре, в Зарайск: «Она меня умеет лечить… Да я дня через три приеду…» Отъезд оказался роковой ошибкой. Профессор А. Мартынов, долгие годы лечивший художницу, говорил, что немедленная операция наверняка спасла бы ее… Анна Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в родном Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище. Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. В 1999 году в музее установлен памятник Голубкиной работы Ю. Ф. Иванова..Источник, Источник, Источник

Previous Entry | Next Entry

Анна Голубкина. Скульптор Серебряного века.

Серебряный век подарил России не только великих поэтов, но и не менее выдающихся архитекторов и скульпторов. Анна Голубкина относится к ведущим мастерам этого периода. Этой ученице Огюста Родена были свойственны черты импрессионизма, но они не оказались самодовлеющими — не ограничили её узким кругом формально-пластических задач. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска, драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира. Анна Семёновна Голубкина родилась в 1864 г. в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской семье, промышлявшей огородничеством.Работая на прополке, еще девчонкой лепила выразительные фигурки из глины. Как сама говорила Голубкина, родилась она ночью во время пожара, поэтому характер – пожарный. Обладая мощным художественным темпераментом и бунтарской душой, в двадцать пять лет она уехала в Москву, поступила в организованные А. О. Гунстом Классы изящных искусств (1889—1890 гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С. М. Волнухин. В 1891 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и проучилась там до 1894 года под руководством С. И. Иванова. В том же году несколько месяцев училась в Санкт-Петербургской Академии художеств у В. А. Беклемишева. В то время ее талант казался наставникам слишком стихийным и необузданным.Несмотря на материальные трудности три раза ездила в Париж. В 1897 г. ей повезло: сам О. Роден согласился давать уроки “русской дикарке”. Еще до революции творчество  Голубкиной было отнесено к крупнейшим явлениям отечественного ваяния. Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). После нее осталась целая галерея скульптурных образов знаменитых современников. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904—1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора».. Умерла в Зарайске в 1927 г., где и была похоронена на городском кладбище. А.Н.Голубкина сняла под мастерскую дом 12 по Большому Левшинскому переулку в 1910 г., когда ей было 46 лет. В этой мастерской родились многие ее шедевры. Дом типичной послепожарной застройки Москвы (первая четверть XIX века). Про него известно из “Записок уцелевшего” С.М.Голицыны, который в детстве жил здесь непродолжительное время у своего родственника князя А.М.Голицына. ” Мы переехали в дом №12 по Большому Левшинскому переулку, где заняли низкие комнаты мезонина.  Благодаря авторитету дедушки Владимира Михайловича, отца выбрали гласным, а гласным мог быть только московский домовладелец. Дедушка Александр Михайлович выдал ему за себя нотариальную доверенность. Впоследствии после революции отец никак не мог доказать, что московским домовладельцем не являлся. В парадных комнатах нижнего этажа были спальня дедушки и бабушки, гостиная, большой зал. Музей в этом доме был открыт в 1932 г. стараниями ее старшей сестры Александры Семеновны. А племянница Вера Михайловна стала первым директором музея. Столь толерантное отношение властей к художнику Серебряного века  объясняется тем, что А.Н.Голубкина была автором первого бюста К.Маркса (1905 г.). Музей работал до 1952 г., когда по инициативе Е.Вучетича был закрыт, а коллекция перешла в Третьяковку, Русский музей и др. Я не знаю перепитий событий тех лет, но не могу однозначно порицать это. На мой взгляд скульптурные работы, особенно монументального характера, собранные в ограниченном пространстве, производят вечатление скученности и не расскрываю своей художественной сущности. На этой фотографии можно это увидеть. Восстановлен музей был в 1976 г., как филиал Третьяковской галереи в том же здании. Однако, экспонаты, как я понимаю, вернулись не все. Вернувшиеся экспонируются в основном на первом этаже. Здесь сразу обращает на себя скульптура “Идущий”. То ли Адам, то ли Голем, то ли пролетарий. Сама А.Н.Голубкина о своем грозном создании сказала единственную фразу:”Он идет и сметает все на своем пути”. На втором этаже находится мемориальная мастерская А.Н.Голубкиной. Здесь встречает ее надпись: “Уж если человек увлечется искусством, ему эту жажду не залить вовеки.” Сохранились подлинные инструменты, подставки, вращающийся натурный станок, на полках незавершенные работы. Анна Семеновна работала с разным материалом – мрамором, деревом, бронзой. Но самым любимым была глина. В углу мастерской стоит ящик с серебристо-серой зарайской глиной, которую скульптор ценила за тонкую консистенцию и благородный мягкий цвет. Инструменты для работы по мрамору и дереву мастер подбирала особенно тщательно. Многие из них привозила из зарубежных поездок, как, например, пунктирную машинку для перевода работ в твердый материал. На втором этаже также находится небольшой зал для проведения мероприятий (раньше –  комната для занятий с учениками). Здесь выставлена большая работа А.Н.Голубкиной “Тайная вечеря” (1911 г.) – видна на заднем плане, а также приведена на первой странице. Горельеф, выполненный по мотивам евангельского сюжета, не укладывается в канонические нормы христианской иконографии. он лишен описательности и бытовых подробностей. Голубкина придает событию вневременной и внепространственный характер. Реставраторы возродили его практически из небытия: он был расколот на мелкие части. В целом, помещения музея производят довольно удручающее впечатление и явно требуют хорошего ремонта. Как мне сказала директор, Ирина Седова, у Третьяковской галереи уже есть  определенные планы относительно своего филиала. Осталось только подождать, когда они реализуются. А теперь небольшой обзор экспонатов. Начнем со знаменитого скульптурного портрета Л.Толстого (1927 г. бронза), сделанного по заказу музея его имени. Он находится в мастерской. Это был последний завершенный шедевр Голубкиной. Она встречалась с писателем только один раз, но память цепко хранила образ и спустя 24 года  она отказалась работать по фотографии. В то время ей было уже за шестьдесят, а работа требовалп больших физических усилий. Несмотря на это было сделано пять вариантов. “Толстой как море” – от этой формулы отталкивалась скульптор. Взгляд у писателя напряжен и пронзителен – “как у затравленного волка”, как однажды отметила Голубкина в разговоре. Очень интересная работа “Кочка” (1904 г. бронза). Уникальное сочетание статуарной формы и горельефа. Для прочтения замысла круглая статуарная форма требует от зрителя кругового и смены точек зрения. Моделями для композиции послужили маленькие племянницы Голубкиной – Александра и Вера (будущий директор музея). Их поза и выражение лиц были подмечены, когда малышек мыли в бане и одной из них попала мыльная пена в глаза. “Нина” (1907 г. мрамор) Нина Алексеева, генеральская дочка  – была землячкой Голубкиной. В 1906 г. она вернулась с Русско-японской войны, куда уехала 18-летней  сестрой милосердия. Голубкина долго присматривалась к Нине, хотела понять чем та живет. Это один из портретов, которые скульптор сделала. примериваясь к натуре. В неправильном лице девушки решительность и напор. Но Голубкина хотела передать в нем и “Эхо страданий”, которые видела Нина на войне. “Выявление идеи сущности посредством воссоздания главного во всей полноте и игнорирование деталей реальной повседневности – это высший реализм” – писала Голубкина. Она извинялась перед моделью за относительное портретное сходство – “Ведь это не просто портрет!”. И оказалась права. Со временем  Алексеева становилась все более похожей на портрет. “Пленники” (1908 г. мрамор). Пленники жизни – вот какой смысл Голубкина вкладывала в это символическое произведение. Головки детей будто пытаются вырваться из под гнета каменного блока. Скульптор нашла такую выразительную композицию, что зритель домысливает сюжет. Кажется будто мать хочет закрыть и защитить своих детей. Интересно. что на выставку в 1944 г. эта работа собирала особенно много зрителей. “Вячеслав Иванов” (1914 г. бронза) – лукавый философ. творивший из своей жизни миф. Поэт на портрете схож с тем образом, который он описал в стихотворении “Подстерегателю”, посвященному Велимиру Хлебникову.                        Измерить верно, взвесить право                        Хочу сердца – и в вязкий взор                        Я погружаю взор, лукаво                        Стеля, как невод. разговор Голубкина не соглашалась брать даже очень авгодные заказы. если не могла увлечься внутренним миром героев своих портретов. Многие из них созданы по ее собственному порыву и совершенно безвозмездно. “Андрей Белый” (1907 г. гипс). Портрет поэта – символиста тоже создавался не по заказу. Это бюст человека “променявшего корни на крылья”. “Пленный дух, не нашедший плоти” – так о нем отзывались современники. Голубкина создала этот образ по мотивам стихотворений поэта. Этой идее служит смелый композиционный прием: голова поэта возникает на фоне взметнувшейся волны. Он во власти стихии творчества, вырывающейся за пределы материальной плоти. “Митя” (1913 г. мрамор). Выражение обреченности лежит на этой мраморной статуи. Митя был племянником Голубкиной. он родился больным и умер, не дожив до года.Особое чувство жалости и вины пронзит каждого, кто остановится перед этой хрупкой фигуркой. Эта работа экспонируется в мастерской, на особом мольберте. В ней воплотилось мучительное чувство ее нереализованного материнства. Контуры рук матери, держащие младенца, едва намечены. Создается ощущение нежной вибрации света. Становятся понятны слова скульптора:” Искусство связанных рук не любит. К нему надо приходить со свободными руками…Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать.” Так она и поступила в своей жизни, несмотря на то что мечтала иметь детей и очеь любила их. По словам очевидцев, Голубкина намеренно затягивала окончание этой работы. Она словно боялась утратить тактильный контакт  с этим мраморным рельефом. “Старость” (1898 г. гипс). Эта работа была сделана Голубкиной в Париже. Она пригласила натурщицу некогда позировавшую Родену для его скульптуры “Та, которая была прекрасной Ольмьер”. Если у учителя Голубкиной был безжалостный, натуралистически вызывающий портрет, то у нее имеет совсем другой смысл. Поза эмбриона подчеркивает тему стихийного круговорота жизни и смерти, а пъедестал, простая земля, – символизирует место временной передышки в этом замкнутом неумолимом круге. “Огонь” (1900 г. гипс), женская фигурка для камина. Композиция представляет изображение грубой пещеры, где у входа греются первобытные люди: мужчина и женщина. Голубкина смело деформирует фигуры, сгущая тени в глазах женщины. Вы улавливаете в сжатой фигуре ощущение невидимой опасности. Ощущается дрожь. пронизывающее это первобытное существо. Свет наряду с объемом становится активным выразительным средством. Эта скульптура настолько пластически заразительна, что нередко зрители пытаются возпроизвести позы героев “Огня”. “Березка” (1927 г.). В мастерской хранится бронзовая отливка с последней незаконченной работы Голубкиной – этюда “Березка”. Это всего лишь отблеск великого замысла: статуя девушки в полный человеческий рост, противостоящая напору ветра. Соединение хрупкости, стойкости и упорства в противостоянии стихии доносят смысл судьбы скромного и великого скульптора – ранимой и самоотверженной Анны Голубкиной. Обзор сделан на основе статьи искусствоведа Марины мацкевич “Одна, но пламенная страсть.” Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора. Проезд:  м. “Парк культуры”, “Смоленская”, далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки “Первый Неопалимовский переулок” или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца. Режим работы: среда, четверг, пятница — с 12.00 до 19.00 (касса и вход до 18.00) суббота, воскресенье — с 10.00 до 17.00 (касса и вход до 16.00) понедельник, вторник — музей закрыт последняя пятница каждого месяца — санитарный день. Buy for 10 tokens Journal information Current price10 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake10 LJT View all available promo Buy promo for minimal price.

Profile

Михаил

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+6]
  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow

Пленники (фрагмент). 1908 г. ММГ

По поводу юбилейной выставки скульптора в Третьяковке

30 января 2014

Трудно представить, как много невероятных событий может вместить одна не слишком продолжительная жизнь женщины. Дедушка был крепостным, а она училась у Родена. В 1989 пожинала лавры в парижском Салоне, а в 1907 получила срок за революционную пропаганду. Была признанной звездой русского модерна и сделала по заказу РСДРП первый в России портрет Маркса в 1905 году. Она восхищала Розанова, удивляла Волошина, который почитал ее как национальное достояние, как Достоевского. И ей же звонил… Ленин. Как-то не укладывается все это. Она приняла революцию, «власть настоящих людей» и тут же отказалась от нее, потому что «убивают хороших людей». Постоянный успех не отменял ее депрессий, как искренний интерес к людям не отменял одиночества…

Жизнь замечательного скульптора Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) не назовешь легкой, но это была очень яркая жизнь.

Детство в многодетной семье староверов в Зарайске приучило к труду. Отец Голубкиной умер, когда ей было два года. Кроме нее в семье было шестеро детей, прабабка, бабка, тот самый дед, что выкупил себя из крепостных, и всегда много работы – крестьянствовали. «Только я и училась, что у дьячка грамоте», – вспоминала Голубкина. В пятнадцать лет Анна познакомилась с семьей учителей Глаголевых, которые помогли ей получить хотя бы несистематическое домашнее образование. Много читала.

Ребенок. 1909 г. Мрамор тонированный. ГТГ

С раннего детства Анна рисовала и лепила фигурки из глины. Брат, отданный учиться в реальное училище, показывал ее рисунки учителю, тот одобрял и давал советы. Однажды кто-то из проезжих москвичей увидел эти рисунки и посоветовал непременно ехать в Москву. В двадцать пять лет Анна смогла приехать туда, чтобы поступить в Классы изящных искусств архитектора Гунста. Скоро она ушла оттуда и пошла вольной слушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Преподавателям и студентам Голубкина запомнилась как самостоятельная до упрямства, красивая и строгая ученица с тонкими чертами лица и «испытующим взглядом». Она оригинально думала и удивительно говорила. К любым трудностям Анна была привычна, с легкостью во всем себе отказывала и очень много работала. Почему-то считала себя некрасивой и наотрез отказывалась фотографироваться. Ее портрет того времени можно увидеть разве что на картине “Вечеринка” известного художника Владимира Маковского, который преподавал в МУЖВЗе – одухотворенная девушка в черном платье с горящими глазами стоит в углу комнаты. Впрочем, те, кто отказывал ей в красоте, признавали, что лицо ее было незабываемым и «гениальным».

Владимир Маковский. Вечеринка. 1875–1896 гг. Москва. ГТГ

Потом была питерская Академия художеств, недовольство салонно-академическим преподаванием и трагическая любовь к скульптору Беклемишеву, счастливому в браке и не подозревавшему об этой тайной любви.

Одной из своих подруг Анна рассказала дедову легенду о человеке, который каким-то образом подчинил себе чертей, а потом ужасно мучился, потому что черти требовали давать им все новую и новую работу. Иначе грозились растерзать. В конце этой истории Голубкина добавила: “А ведь это будто про художников сказано». И действительно, прирученные ею черти не давали ей покоя всю жизнь – остановиться и передохнуть Анна Голубкина не умела. Она была крайне требовательна к себе и неуживчива с другими. Трудно поверить, но мучительные сомнения в правильном выборе профессии одолевали ее даже в год смерти, когда она заканчивала свою, пожалуй, самую знаменитую работу «Березка».

Березка (не завершена). 1927 г. Бронза. ГТГ

В годы учебы в Париже (1895-1898) Анна регулярно писала матери. Из этих писем известно, что, приехав в Париж, она работала по двенадцать часов в сутки, питаясь хлебом, крепким чаем и двумя окороками, привезенными из России. Скоро от перенапряжения у нее началось нервное расстройство, и знакомая художница увезла ее в Москву, где Анна лечилась в клинике. После смерти матери в 1898 году она опять уехала в Париж. Одобрение Родена и парижский успех на время приглушили сомнения в правильно выбранном пути, но ненадолго.

В 1901 году она получила заказ на горельеф «Волна (Пловец)», который и сейчас украшает вход во МХАТ в Камергерском. Это позволило съездить в Париж, Лондон, Берлин и наделать кучу долгов. Анна ни тогда, ни позже, в пору больших гонораров, не умела обращаться с деньгами. Пришлось вернуться в Зарайск, на огороды.

1905 год застал ее в Москве, где она организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых. Есть воспоминания очевидца о том, как Голубкина бросилась в толпу казаков с нагайками, разгоняющих демонстрацию, и повисла на узде лошади, исступленно крича: «Убийцы! Вы не смеете избивать народ!». Спустя два года ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к содержанию в крепости на год. По состоянию здоровья она была освобождена под залог и переведена под надзор полиции. В то время она мрачно писала в одном из писем: «По нашим временам ничего гадкого случиться не может, потому что оно уже есть».

Старость. 1898-99 гг. Тонированный гипс. ММГ

Когда началась Первая мировая война, Голубкиной исполнилось пятьдесят. Ее юбилейная выставка 1914 года в Музее изящных искусств имела огромный успех. Кто-то из критиков написал: «Никогда еще русская скульптура так глубоко не хватала за сердце зрителя, как на этой выставке, устроенной в дни великих испытаний». На вернисаж Анна Семеновна не пришла, а весь сбор от выставки пожертвовала раненым. При этом не продала ни одной работы. Все сто пятьдесят скульптур после выставки пылились в забвении по подвалам, некоторые исчезли навсегда. Игорь Грабарь, в то время попечитель Третьяковки, хотел купить семь портретов, которые считал замечательными. Не получилось. «Она вроде Коненкова: есть нечего, но меньше 2500-3000 рублей и не подступайся. Просто несчастье эта босяцкая гордость и “презрение к буржуям”» – писал он.

Сразу после революции Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства, а также в комитет Моссовета по борьбе с беспризорностью. Беспризорников смело вела к себе в мастерскую, кормила и оставляла ночевать. Однажды они ее избили и ограбили, но она была упряма и продолжала делать это.

Ради заработка знаменитый скульптор расписывала ткани, вырезала украшения из кости (ее прекрасные камеи – это отдельная тема), но денег едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду. Ее портрет Маркса к тому времени уже запретили за излишний авангардизм. Она бралась за частные уроки. В те годы, как правило, платили «натурой» (одна из учениц отапливала мастерскую, и это был отличный гонорар). Преподавание во Вхутемасе в начале двадцатых тоже надолго не затянулось – постоянное взаимное отторжение в общении с коллегами регулярно вызывало у Голубкиной депрессии и обострение язвы. Плюс ее резкость и прямота не способствовали смягчению атмосферы внутри коллектива. Так было всегда. Когда однажды ее скульптуры комплиментарно сравнили с античными, она резко ответила: «Это в вас невежество говорит!». А когда Валерий Брюсов при ее появлении обратился к ней с восхищенной и «высоконапыщенной речью», Голубкина резко замахала руками и немедленно ушла.

Портрет Андрея Белого. Тонированный гипс. 1907 г. ГТГ

Не то чтобы чужая, она нигде и никогда не была своей…

Может быть, поэтому ее 150-летний юбилей отмечен закрытым на ремонт Музеем-мастерской, скромной выставкой в Третьяковке, в Лаврушинском (до 30 марта) и убежденностью некоторых посетительниц, что они показывают своим деткам ту самую тетеньку, что сделала рабочего и колхозницу.

Однако Голубкину трудно с кем-то спутать. В той манере, что вошла в речевой обиход московских скульпторов ее времени как «лепить à la Трубецкой» (быстро, весело и экспрессивно), она куда серьезнее, решительнее и безоглядней Трубецкого. Прекрасные женские головки у нее крайне редки, зато обнаженная старушка и смурные детские лица постоянно заставляют вспомнить о «смотрении в ночь» (так поэт и художник Максимилиан Волошин называл ее скульптуру). Митя, племянник Анны Семеновны, мальчик не доживший до года, и увековеченный ею, вызывает содрогание.

Митя. 1913 г. Мрамор. ММГ

Неудивительно, что портретируемый ею профессор В. Ф. Эрн настаивал на том, что для Голубкиной лепка была способом интимного и глубокого познания «модели». Результат зачастую был совершенно неожиданным. Таков портрет писателя Алексея Ремизова, после которого так не хочется видеть его фотографий. Таковы портреты Андрея Белого, похожего на лошадь, и Алексея Толстого, обожравшегося устриц, по словам самой Голубкиной.

Портрет А.М. Ремизова. 1911 г. Дерево. ГТГ

А портрет Шаляпина она, например, резко отказалась лепить – что-то мешало ей испытать «горячий интерес» к этой модели.

Свой последний портрет, портрет Льва Толстого, Голубкина принципиально лепила по памяти, игнорируя фотографии, хотя их общение было совсем недолгим. Лев Николаевич, не любивший спорщиц, быстро сказал «какая странная женщина» и не велел пускать. Примерно в то же время он охотно позировал знаменитому вегетарианцу Паоло Трубецкому, развлекавшему его историей про то, как он немедленно засыпает, пытаясь почитать что-нибудь из Толстого.

Портрет Толстого у Голубкиной поражает своей чрезмерностью. Но ведь таким он и был.

Портрет Л.Н. Толстого. 1927 г. Бронза. ГТГ

Мне как-то пришло в голову, насколько по-разному скульптор-женщина и мужчина-скульптор понимают свой труд. Известен героический рецепт Микеланджело: “Я беру камень, а затем просто отсекаю все лишнее”. Прямо противоположна ему формулировка Веры Мухиной. В ранней статье “Художественная жизнь Парижа” она написала: “Нужно сконструировать форму изнутри и вызвать ее наружу”. Здесь присутствует материнский опыт и почти акушерский подход.

Анна Голубкина в единственной своей книге “Несколько слов о ремесле скульптора”, адресованной ее ученикам, неожиданно советует “все устроить для работы так, чтобы только радоваться», непременно «и себя приготовить для работы», чтобы потом «почувствовать движение модели, характер, красоту, открыть ее достоинства, а недостатки примирить в характере». Одним словом – «усвоить натуру и получить к ней горячий интерес». Это так похоже на желание ответственного взаимного чувства, на готовность к деятельной и радостной любви к другому.

Увы, этой готовности и этому желанию не нашлось места в жизни Голубкиной Анны Семеновны. Зато их много в ее работах.

Информация о Музее-мастерской Анны Семеновны Голубкиной

Ее подробная биография 

Всякие легенды и мифы о Голубкиной

И, конечно, стоит посмотреть документальный фильм «Созерцание ночи». 40 минут. 2002. Режиссер Денис Чуваев.

Люди: Трубецкой Павел, Толстой Лев, Толстой Алексей, Розанов Василий, Роден Огюст, Ремизов Алексей, Маковский Владимир, Голубкина Анна, Волошин Максимилиан, Беклемишев Владимир 16 декабря 2018 image

А.С.Голубкина входит в то число крупных представителей плеяды отечественных мастеров рубежа XIX -ХХ вв., творчество которых знаменует собой поворотный этап в развитии русской скульптуры, подлинное возрождение искусства пластики, новые перспективы для дальнейшего развития.

Воспитанная в семье со строгим патриархальным укладом жизни, она сохранила целостность натуры, Голубкина достигла неимоверных вершин мастерства. Простота и чистосердечность, удивительная непосредственность определяли Голубкину как человека и скульптора.

Волошин так писал о Голубкиной: «Все в ней отличает Титаниду, от земли рожденную и ее взгляд испытующий и пронзительный, в котором сочетаются и подозрительность, и доверчивость, и ее речь, неуклюжая крестьянская, но отмечающая все оттенки ее мысли, изумляющая точностью художественных представлений, и соединение в ее лице демонизма с трогательной детскостью, о которой она сама, кажется, не подозревает».

Независимой в суждениях, Голубкиной было жизненно необходимо выявить саму суть. Она ненавидела красивые фразы, повторения избитых истин, за всем этим она чувствует многозначительную внутреннюю пустоту. Эталон чистоты и искренности для художников своего поколения, она в свое время вызывала восхищение.

Скульптор Ефимов был о ней следующего мнения: «Душевная красота и абсолютная правдивость Анны Семеновны были вне всякого человеческого измерения. С ней нельзя было иметь ни одной лживой мысли. Бывало, придешь к ней и невольно начинаешь думать и говорить только о высоком».

Благодаря устремленности к поиску истины, ей удалось постигнуть сложный мир души человека, обнаружить истинную форму выражения. В силу вышеуказанных качеств, Анна Семеновна считается одним из родоначальников в развитии отечественной скульптуры.

К 80м годам XIX века русская скульптура потерпела упадок (академический классицизм). Жизненной правды и подлинной красоты в эти годы были лишены работы отечественных скульпторов.

Работы Голубкиной резко выделялись на общем фоне ученических работ, преподаватели высоко ценили ее талант, возлагали на нее большие надежды. Спустя много лет Коненков вспоминал о том, что ее ученические работы поражали «своей значительностью и небывалой выразительностью лепки». Но в душе скульптора росла неудовлетворенность, уверенность в своих работах.

Утвердить свое видение, свое понимание натуры далось ей с трудом. Для этого потребовались годы упорного труда, учеба в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств, в различных студиях Парижа, потребовались годы побед и поражений.

Одно из значительных ранних произведений Голубкиной «Железный» – тому доказательство. Пластический язык этой работы показывает, чего добивалась Голубкина, с чем была не согласна, с чем боролась. Она выступала против уже изжившей себя школы академического классицизма с его оторванностью от жизни, ложным пафосом, идеализацией. Идейный замысел «Железного» раскрывается не в сюжете, не выделением отдельных черт лица. Голубкина словно взрывает гладкую сухую поверхность формы, характерную для русской скульптуры конца XIX века. Здесь нет детального, четкого изображения отдельных черт лица. Голубкина проникается пониманием характера этого угрюмого сильного человека, она обнажает суровую горькую правду его жизни.

image

«Железный». 1897 год.

В ранних работах скульптора все еще было много неоправданной резкости пластической формы, недостаточной убедительности. Впереди была трудная борьба, необходимы были не только глубокие познания, но и совершенное владение мастерством. В этом отношении важной была поездка в Париж, где она не раз встречалась с прославленным Роденом. Не имея возможности платить за обучение, ее нельзя считать ученицей Родена – она не работала под его непосредственным руководством. Она пользовалась советами скульптора, приносила ему на суд свои работы, работала под его крылом. Роден дал ей точку опоры, дал уверенность в своих силах, направил работу в определенное русло, помог в становлении собственного творчества.

Занятия с великим скульптором сводились к штудиям человеческого тела, к детальному изучению анатомии. В отличии от аналогичных занятий в московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, отныне в занятиях преобладало творческое начало. Именно на такое обучение делал акцент Роден в занятиях с Голубкиной. Но в Париже Голубкина была не долго, истинно русская по натуре, во Франции она была лишь гостем. Она не могла не вернуться в Россию.

«Идущий человек» – яркий пример претворения заветов Родена в жизнь, скульптура была создана через несколько лет после возвращения скульптора из Парижа. В данной работе происходит не только внимательное исследование натуры, но и свободное, творческое ее истолкование. Изображая идущего человека, прослеживая игру мускулов, движение корпуса, ощущая ритм шага, Голубкина выявляет силу, гибкость, красоту человеческого тела в его неповторимом жизненном проявлении, в своеобразии его характера.

image

«Идущий». 1903 год.

Восприятие натуры скульптора было взволнованным, пылким, в нем проявляло себя глубокое понимание жизни людей, их страданий. Она относилась к искусству как к одному из видов борьбы за социальную справедливость, борьбы против зла и горя.

Лейтмотив творчество Голубкиной – отражение трагического конфликта между личностью и сковывающему ее враждебными силами реальной действительности. Конфликт этот выражен то открыто, то сдержанно, проникновенно. Голубкина чувствовала насущная потребность отразить драматические события современности, выразить свои глубокие размышления о них.

Она прибегала к широким философским обобщениям, иносказанию, к созданию образов- символов, используя ассоциации с извечными стихийными силами природы. Ею создаются такие произведения, как «Огонь», «Вода», «Волна», «Туман». На некоторых из них лежит печать пессимизма, настроения безысходности, неотвратимости гибели. Возникают образы страдающие, хрупкие. В них либо полная расслабленность, угасание, либо острая боль.

image

«Огонь». 1900 год.

Вдумчивая, пытливая, остро воспринимающая действительность, Голубкина чувствовала, однако, не только страдания народа, но и его силу, нарастающую волну протеста, надвигающуюся революцию. Тема революции проходит через всё творчество скульптора, она раскрывается Голубкиной то предельно обобщенно, то, напротив, принимает необычайно конкретный характер, находя воплощение в индивидуальных, неповторимых чертах отдельных личностей. Ощущение просыпающийся могучей силой народный есть и в ученических работах, и в «Железном», и в «Идущем», и в таких созданных позже произведениях, как «Раб», «Сидящий», и во многих портретах, и в горельефе, установленном на фасаде Московского Художественного театра.

Особое место среди произведений на тему революции занимает портрет Карла Маркса. Работа над ним органически входит в круг творческих устремлений художницы, связана с ее поисками воплощения борьбы рабочего класса. Этот портрет был первым изображением Карла Маркса в русском искусстве. В образе, созданным скульптором, отражена страстная натура борца, пытливая мысль неутомимого исследователя. Однако в интерпретации Голубкиной образ Маркса приобретает несколько преувеличенный романтически-взволнованный характер. В нем проступают черты мятежного, неукротимого духа.

image

«Карл Маркс». 1905 год.

Заказные портреты редки в ее творчестве. Заказчики чаще всего хотели получить изображение, льстившие их самолюбию, это было преградой для художницы – она не хотела чувствовать себя скованной, несвободной. В основном же Голубкина была свободна в выборе своих моделей, ей руководило творческое устремление.

Голубкина достигла величайшего мастерства в работе с глиной. Подобно послушному инструменту, глина в ее руках достигла беспредельное богатство звуков. Трепетные мазки составляют живут ткань образа. Скульптор работает подобно живописцу, лепит форму пастозными мазками. Подобное направление в скульптуре принято называть импрессионизмом.

Будучи одним из наиболее ярких представителей живописных приемов работы, она затем отходит от них. Движение мастера в направлении более сдержанной, более спокойной манере исполнения, в это время намечается переход к обобщенной передаче формы. Возникает большое количество портретов-близнецов в мраморе, например, портретов Сидоровой, Россинской, Бесчастных, а в дереве – Алексея Толстого, Ивана Непомнящего.

Под резцом Голубкиной мрамор то нежный, словно тающий – в передаче женских и детских образов («Марья», портрет Россинской, «Женщина в чепце»), то обнажает свою сокровенную природу, превращаясь в нерушимую каменную скалу («Старая»).

Как при переходе в мрамор, так и при переходе в дерево у Голубкиной происходит, по сути, рождение нового образа. Выполненный в дереве портрет писателя Ремизова, казалось бы, и повторяет все формы, найденные в глине, и в то же время дает им новую жизнь, более насыщенную, страстную. Волошин так отзывался о деревянной скульптуре Голубкиной: «В деревянной скульптуре Голубкина как бы вновь нашла себя». Мастерски воплощен образ рабочего человека в портрете Савинского. В решении образа нет ничего от той напряженности, которая была свойственна дореволюционным работам. В то же время — это произведение типичное для ее творчества. Обращает на себя внимание то, что этот великолепный портрет был воздан всего за два часа. Потрет Савинского – настоящий гимн труду и жизни. Проникновенно раскрыт образ скромного труженика – мастера-формовщика, много лет проработавшего в мастерской художницы, отливавшего ее произведения.

image

«Портрет Савинского»

Светлым мироощущением рожден и замысел статуи «Березка». Можно говорить только о замысле, так как образ только-только начинал вырисовываться в подготовительных эскизах. Окончательный свой вид он должен был получить в дереве. Голубкина приступила к этой работе, но внезапная смерть оборвала ее. Хрупкая девичья фигурка уподобляется молодому деревцу. Развевающиеся по ветру волосы и складки одежды трепещут подобно молодой нежной листве березки.

image

«Березка». 1927 год.

Портрет Толстого и «Березка» – последние произведения Голубкиной. Они говорят о неисчерпанных творческих возможностях художника, о ее глубоком, мудром постижении жизни, о высоком мастерстве и незаурядной энергии. Смерть оборвала творчество замечательного русского скульптора.

Один из ярчайших представителей импрессионизма в скульптуре, ее многогранное творчество представляло из себя борьбу за правду в искусстве. Образы, созданные Голубкиной – живое свидетельство эпохи, дающие возможность заглянуть в прошлое, почувствовать его.

Искусствовед Манеева Анна

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий