Питер Брейгель биография

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude; родился 1526 года — умер 9 сентября 1569 года) был голландским художником XVII века, выдающимся мастером бытового жанра, родоначальником известной династии нидерландских живописцев. Питер Брейгель Старший также знаменит картинами на религиозную тематику, пейзажами и великолепными гравюрами. Отличительная особенность многих произведений мастера — огромное количество крошечных человеческих фигурок в композиции. Подлинными героями его картин были народные массы, а не отдельные личности.

Питер Брейгель Старший или «Мужицкий» — весьма таинственная фигура в мировой живописи. В отличие от своих коллег-современников, он не оставил потомкам ни единого автопортрета, не вел дневников и не написал ни одного трактата об искусстве. Многие факты из биографии мастера и сегодня вызывают споры в кругах историков.

Биография Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель Старший вероятнее всего появился на свет в 1526 году в деревушке Брёгел вблизи Бреды в семье крестьянина. Название родной деревни впоследствии стало фамилией мастера и его потомков. Увы, подлинного документа, официально подтверждающего конкретную дату и место рождения художника, не сохранилось.

image

О детских годах жизни живописца ничего не известно. В середине 1540-х годов Питер, которому на тот момент было уже около 20 лет, стал учеником известного брюссельского мастера Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). Спустя 13 лет, он женился на дочери своего учителя Марии, которая родила ему двух сыновей, ставших впоследствии известными художниками, и дочь.

После смерти Ван Альста в 1550 году Брейгель переехал в самый богатый голландский порт Антверпен, где был принят в местную гильдию живописцев. Здесь молодому художнику посчастливилось поступить на работу в мастерскую крупнейшего печатника гравюр Северной Европы того времени — Иерониму Велленсу де Коку (Wellens de Cock).

Издательский дом де Кока «На четырёх ветрах» был успешным коммерческим предприятиям. Его печатные произведения пользовались большим спросом во многих странах Европы, а Брейгель получил прекрасную возможность создавать гравюры на заказ.

В 1552-1553 годах Брейгель совершил поездку в Италию, чтобы поближе познакомиться с работами великих мастеров Возрождения и сделать серию рисунков для новых гравюр. По возвращении с Апеннинского полуострова художник продолжил сотрудничество с де Куком в Антверпене.

В этот период жизни в творчестве художника центральное место занимает религиозная тематика, но появление цикла картин «Перевёрнутый мир» знаменует собой рост интереса мастера к бытовому жанру.

В 1563 году уже признанный в мире искусства мастер живописи переезжает из Антверпена в Брюгге. Здесь начинается последний период творчества художника. В течение последующих 6 лет Брейгель трижды становится отцом и пишет множество шедевров бытового жанра. Живописец принципиально не писал портреты на заказ, хотя получал множество заманчивых предложений.

Счастливую жизнь семьи в 1567 году разрушило прибытие в Нидерланды герцога Альбы. Безжалостный наместник испанского монарха Филиппа II устраивает на родине художника кровавый террор и тысячами отправляет протестантов на виселицу.

9 сентября 1569 года в обстановке кошмарных событий: доносов, истязательств и казней — Питер Брейгель Старший, будучи еще в расцвете творческих сил, умер от неизвестной болезни. Хотя мастер не успел научить малолетних сыновей азам искусства, его художественный талант генетически передался детям, внукам и даже правнукам.

Самые известные картины Питера Брейгеля Старшего

Среди самых знаменитых картин Питера Брейгеля Старшего особое место занимают следующие работы:

  • «Детские игры» (1560) — оригинальная аллегория с детальным изображением более 80 забав детишек той эпохи. По мнению многих искусствоведов, художник создал глубоко философскую картину, в которой дети символизируют суетное человечество.
  • «Триумф смерти» (1562) — произведение, пронизанное тревогой и неопределенностью накануне кровавых событий Нидерландской революции. Картина переполнена сценами ужасных казней и пыток мирных жителей.
  • «Вавилонская башня» (1563) — произведение на тему тщетности попыток людей сравниться по могуществу с Богом. Яркое изображение сюжета мудрой Библейской истины.
  • «Притча о слепых» (1568) — детально выписанная композиция на тему известного библейского сюжета. Легко узнаваемый шедевр мировой живописи Северного Возрождения.

Питер Брейгель Старший по праву относится к числу величайших нидерландских живописцев всех времен. А на сайте Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах и приобрести оригинальные предметы антиквариата. Портал также предоставляет возможность всем желающим недорого купить картины у современных художников.

Биография

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».

Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»

Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.

Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»

Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»

В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.

Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»

Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» – изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.

Предполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй – «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля — Ян и Абрахам — также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Произведения

  • 1559 – “Битва Масленицы и Поста”
  • 1559 – “Нидерландские пословицы”
  • 1562 – “Триумф смерти”
  • 1563 – “Вавилонская башня”
  • 1564 – “Самоубийство Саула”
  • 1565 – “Возвращение стада”
  • 1566 – “Перепись в Вифлееме”
  • 1566 – “Избиение младенцев”
  • 1567 – “Страна лентяев”
  • 1568 – “Крестьянская свадьба”
  • 1568 – “Притча о слепых”
Биография Культура и традиции

Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения  этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами,  и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.

Падение Икара

На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Большие рыбы поедают малых

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком  по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен,  на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и  жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях  Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Этапы творчества

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.

Кроме этого в своих произведениях  художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Известное во всем мире полотно  «Поклонение волхвов»  вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно  навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости.

В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.

НА произведения  Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют  глубокого осмысления и напряженной работы мысли,  они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.

Жатва

Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и  тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва».

Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.

Охотники на снегу

Охотники на снегу

Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы  и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры.

Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.

Битва между Масленицей и Постом

Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.

И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.

В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?

Несение креста

«Путь на Голгофу» («Несение креста»)

Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.

Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.

Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.

Обращение Савла

Обращение Савла

Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.

На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.

Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.

Вслед за этим полотном была написана картина «Избиение младенцев в Вифлееме», которая опять-таки через библейский сюжет показывала страшную современность и неумолимость завоевателей. И вновь в черты центрального лица на полотне он вкладывает черты своего врага – герцога Альбы.

Крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба

Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.

Крестьянский танец

В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.

Тщательно выписаны все гости. Дело в  том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне  мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.

Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они  только радуются жизни.

Притча о слепых

Притча о слепых

Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря.  Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг.  Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.

Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету  другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?»

Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы

Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.

Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис  над землей.

Другие чисто нидерландские пословицы и без разъяснений понятны. Например, «и у крыши есть щели» созвучна с русской  «у стен есть уши»,  а «бросать деньги в воду» синонимична русской «бросать деньги на ветер».

Но все пословицы объединены одной общей темой: бесполезных , бесцельных и даже вредных занятий. Кто-то кроет крышу дома печеными блинами, кто-то стреляет из лука в воздух, а кто-то пытается стричь свинью.

Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.

К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.

Питер Брейгель Старший или «Мужицкий» родился в 1526 году, умер 9 сентября 1569 года. В последнее время появляется много интересных фактов об этом художнике, отчего интерес к его личности растет. Питер был одним из первых «малых голландцев», и его можно смело назвать родоначальником бытового стиля в частности, и одним из величайших художников вообще.

Термин «малые голландцы» применяется к художникам XVI-XVII веков, которые работали в бытовом жанре и впоследствии, благодаря им, в Европе появился такой жанр как реализм.

Происхождение

Питер Брейгель родился в 1526 году в Нидерландах (тогда ещё части Испанской империи). Точно говорить про происхождение художника и его жизнь очень сложно, так как сам он не оставил ни одного автопортрета, дневника или хоть какой-либо информации. Из-за этого часть искусствоведом ведут активные дискуссии о том, существовал ли этот человек вообще в том понимании и виде, как сейчас описывается в официальных источниках.

Тем не менее точно известно, что родился Питер Брейгель в небольшом поселении под названием Брёгел рядом с Бредой. Семья у будущего мастера была обычная, крестьянская.

Это всего лишь теория, основанная на том, что фамилия могла происходить от названия его родного поселения, так как никаких официальных документов нет.

Дата рождения художника тоже вызывает много вопросов. Но историки сходятся на мнении, что родился Питер именно в 1526 году.

Ученичество

Про детство информации также нет. Единственные данные относятся к тому времени, когда Питеру Брейгелю было уже 20 лет, так как именно в это время он стал постигать азы живописи. Его учитель – бельгийский художник Кук ван Альстер. Он стал для Питера и главным работодателем. В 1551 году наставник умирает, и Питер Брейгель оправляется в Антверпен, самый богатый на тот момент город Нидерландов.

Членство в гильдии живописцев

На новом месте художник вступает в гильдию живописцев, встречает нового наставника Иеронима Кока, который на тот момент был крупнейшим мастером по печати гравюр в Северной Европе.

Питер Брейгель получил отличную возможность, так как мог одновременно учиться у наставника и у него же принимать заказы на печать гравюр.

Памятная доска Питеру Брейгелю в церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель

Последние годы

Остаток жизни художник провёл с семьёй в Брюсселе. Когда ему было чуть больше 40 лет (1569 г.), город потерпел нападение испанских войск, начались бедствия и лишения. Умер мастер 5 сентября 1569 года от неизвестной болезни. Многие склоняются к мнению, что Питер Брейгель просто не пережил постоянные атаки врагов, полное недоверие друг к другу и прочие ужасы войны. Поэтому, неизвестной болезнью мог стать инфаркт или инсульт, о которых в то время даже не знали.

Падение Икара. (1558) Холст, масло. 73,5 × 112 см

Простой зритель с первого взгляда даже не поймёт, где же Икар? Но те, кто читал мифы Древней Греции, прекрасно помнят, что по легенде Икар и его отец смастерили крылья из воска и перьев. К сожалению, Икар из-за гордыни подлетел слишком близко к солнцу, воск растаял, и перья рассыпались. Сам Икар упал и разбился о воду. Тело юноши видно в воде, но никто ему не помог, т.к. все заняты своим делом.

«Фламандские пословицы» (1559)

Фламандские пословицы. (1559) Доска, масло. 117 × 163 см

Картины Питера Брейгеля отличаются огромным количеством деталей, поэтому художника часто называют приемником Босха. Название «Фламандские пословицы» отлично отражает смысл полотна: на нём художник изобразил сразу 119 иллюстраций к различным поговоркам.

Часть их них до сих пор понятна современникам из Нидерландов, но некоторые уже потеряли смысл. Например, одна из пословиц звучит как «надеть синий плащ» – сейчас эта фраза бессмысленна, но во времена Брейгеля так называли измену.

«Вавилонская башня» (1563)

Вавилонская башня (1563) Дерево, масло. 114 × 155 см

Эту картину видели, наверное, все: классический библейский сюжет про то, как люди хотели добраться до Бога. Особенность этой работы (как и у многих картин Питера) – огромное количество деталей. Вавилонская башня представляет собой панораму, в которую вписаны мельчайшие элементы. Именно по ним можно понять, что башня не такая величественная, как многим кажется. Её строят обычные люди, они в этом же строении и живут. У каждого есть своя работа, которую они выполняют.

Сама же башня тоже не идеальна. Она ещё не закончена, но уже имеет неправильную форму, часть конструкции держится на лесах. Всё это отлично олицетворяет человеческое общество – хрупкое, вовсе не величественное, но единое.

«Охотники на снегу» (1565)

Охотники на снегу (1565) Доска, масло. 117 × 162 см

Работа признана одним из величайших творений Эпохи Возрождения. Но почему? Сюжет здесь вполне обычный и, на первый взгляд, особых деталей нет. Но это только так кажется!

Стиль исполнения чашеобразный: перспектива смещается внутрь, будто бы засасывая зрителя. И это неспроста, так как всё спрятано именно в глубине.

Также, как и в Вавилонской башне все заняты своим делом: кто-то играет в кёрлинг, а кто-то пытается потушить пожар. Каждый конкретный кусочек холста представляет собой отдельную картину со своим маленьким сюжетом, в который хочется вглядываться.

«Крестьянская свадьба» (1568)

Крестьянская свадьба (1567) Дерево, масло. 114 × 163 см

Ещё одна, казалось бы, непримечательная картина. Но нет! Как уже упоминалось выше, прозвище «Мужицкий» Брейгель получил как раз за изображение простого люда. И это один из таких примеров: до «Крестьянской свадьбы» нанять художника для изображения подобного праздника могли только короли или очень богатые аристократы, поэтому общество было очень потрясено таким решением художника показать торжество обычных людей.

В плане сюжета здесь не так много элементов, как на прошлых полотнах: Питер Брейгель отлично показал простых людей через поведение и одежду. Разглядывая каждого из них, можно представить такого человека в жизни, его манеры и характером (в отличие от обобщённых фигур).

Интересные факты из жизни художника Питера Брейгеля

  1. Из-под кисти Брейгеля не вышло ни одного портрета на заказ, хотя такие предложения ему приходили постоянно.
  2. Художник никогда не писал и обнажённых натур, хотя сейчас это основа анатомии и живописи.
  3. Живописец стал первым, кто начал изображать сюжетные картины, герои которых – простые люди и библейские персонажи.
  4. Личность художника настолько загадочна, что из всех написанных им работ было признано официально лишь 45.
  5. Большая часть произведений Брейгеля хранится в Национальном музее в Вене.

Питер Брейгель остаётся, пожалуй, одним из самых загадочных художников эпохи Возрождения. Известна лишь малая часть его жизнь, остальное – гипотезы и теории, выстроенные искусствоведами и историками.

После себя Питер Брейгель оставил не только выдающиеся работы, поражающие сознание ценителей искусства до сих пор, но и двух сыновей и внука, которые внесли не меньший вклад в историю мирового искусства.

А как вы относитесь к творчеству художника? Поделитесь в комментариях! image – 9 Сентября 1569 гг. 4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 247.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) — нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Самый яркий представитель фамилии, положивший начало династии художников, оставивших след в мировой живописи. Питер Брейгель Старший, биография которого имеет большое значение для эпохи Возрождения, получил признание при жизни. Его творчество оказало большое влияние на всё нидерландское искусство XV–XVI веков.

Ранние годы

Точная дата рождения Питера Брейгеля неизвестна. Официальным годом рождения живописца принято считать 1525 год, местом рождения — нидерландский городок Бреда. Родителями Брейгля были небогатые люди, предположительно, крестьяне.

В начале 1540-х годов Питер перебрался в Антверпен, где начал брать уроки живописи у Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской ван Альста Брейгель проработал вплоть до самой смерти учителя в 1550 году.

Начало карьеры

В 1551 году Питер Брегейль был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Он устроился в мастерскую к Иерониму Коку, который занимался печатью и продажей гравюр. Здесь Брейгель впервые увидел копии картин Босха, которые произвели на молодого художника большое впечатление. Он приложил немало времени и сил, чтобы уловить тот неповторимый стиль, в котором работал великий нидерландский художник.

Иероним Кок, заметивший увлечённость своего ученика творчеством Босха, попросил его сделать пару набросков. В дальнейшем эти работы он выгодно продал с поддельной подписью Босха.

Путешествия

Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.

Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».

В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.

После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.

Интересные факты о творчестве

Питер Брейгель никогда не писал заказных портретов и обнажённых фигур, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых заказчиков.

Больше всего художника волновали пейзажи, яркие типажи сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, героями своих полотен выбирал представителей сельских низов. Никто из художников ранее не писал полотна на подобные темы.

Благодаря картинам Брейгеля можно узнать особенности крестьянского быта и гардероба того времени. Особенно полно это демонстрируют полотна «Крестьянская свадьба» и «Фламандские пословицы».

К наиболее значимым работам Питера Брейгеля относят картины «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов», а также цикл полотен под названием «Картины месяцев и времён года». Из 12 полотен, вошедших в этот цикл, сохранились только 5 работ, из которых наибольшую популярность получили «Охотники на снегу» и «Жатва».

На сегодняшний день признано лишь 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях в разных странах мира, но наиболее значимые из них собраны в Музее истории искусства в Вене.

Личная жизнь

Из краткой биографии Питера Брейгеля известно, что личная жизнь художника сложилась очень счастливо. Его избранницей стала Мария, дочь бывшего наставника Кука ван Альста.

В этом браке родилось трое детей. Два сына художника, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгел Старший, пошли по стопам отца и стали известными художниками. Интересно, что и внуки мастера связали свои судьбы с живописью. В дальнейшем, во избежание путаницы, Питера Брейгеля за его слабость к деревенским сюжетам стали называть «Мужицким».

Питер Брейгель скончался 9 сентября 1569 года. Причиной смерти живописца стало неизвестное заболевание.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Питер Брейгель?

    Начать тест

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий