Писарева биография кратко – самое важное из творчества Дмитрия Ивановича и деятельность критика

image 14 Октября 1840 – 4 Июля 1868 гг. (27 лет) 4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 127.

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) — русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. Наряду с Чернышевским и Добролюбовым считается одним из лучших критиков XIX века, выдающимся представителем 1860-х годов в России. Дмитрий Иванович Писарев, биография которого стала олицетворением революционных настроений, был человеком глубокого ума и тонкого вкуса.

Ранние годы

Дмитрий Иванович появился на свет 2 (14) октября 1840 года в селе Знаменское Орловской губернии в родовом имении своего отца, зажиточного помещика.

До 12 лет мальчик получал образование на дому. С ним занималась мать, приходили учителя. Когда же Дмитрию исполнилось двенадцать, мать вместе с ним переехала в Петербург, где определила сына в классическую гимназию.

Писарев был одним из лучших учеников гимназии и в 1856 году окончил её с золотой медалью. В том же году он стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета.

Начало карьеры

Во время учёбы в университете Писарева интересовала больше философия, нежели литература. Ситуация изменилась в 1859 году, когда он по просьбе издателя стал сотрудничать с журналом для девиц «Рассвет». В задачи Дмитрия входило рецензирование всех выходивших в то время литературных произведений. Он старался не только в интересном свете представлять читательницам литературные новинки, но глубоко анализировать их, выявлять самое важное, что хотел донести автор.

Дипломная работа Писарева, посвящённая учению римского философа Аполлония Тианского, была удостоена серебряной медали. Талантливый выпускник получил предложение остаться на кафедре для дальнейшей научной карьеры, однако Писарев отказался — к тому времени его уже пригласили работать редактором популярного журнала «Русское слово».

Признание

Писарев писал удивительно лёгкие, остроумные и увлекательные статьи, в которых призывал к освобождению личности от тяжких общественных ограничений, делая акцент на принципе «разумного эгоизма».

В 1862 году Дмитрий Иванович напечатал в нелегальной студенческой типографии брошюру, в которой встал на защиту А. И. Герцена и выступил за свержение монархии в России. В итоге критика арестовали, и за свою пропагандистскую деятельность он был приговорён к 4 годам заключения в Петропавловской крепости. Но при этом Писареву оставили право печататься в журналах, и он пользовался огромной популярностью среди просвещённой публики.

После земской реформы и Польского восстания в 1863 году Писарев, как и многие его единомышленники, глубоко разочаровался в революционных идеях. Переосмыслив все происходящее, критик пришёл к выводу, что в основе благополучия России лежит развитие естественных наук и техники.

При изучении краткой биографии Писарева стоит отметить, что в последние годы жизни критик весьма пренебрежительно относился к литературе и искусству, которые считал ненужным излишеством. Даже творчество такого выдающегося поэта, как А. С. Пушкин, Дмитрий Иванович считал «вредоносным» для людей.

В 1866 году Писарев покинул «Русское слово» и спустя 2 года стал сотрудничать с «Отечественными записками», возглавляемые Н. А. Некрасовым. Однако на новом месте критику удалось проработать совсем немного.

Личная жизнь

В юности Дмитрий Писарев страстно влюбился в свою двоюродную сестру, Раису Кореневу. Влюблённые собирались пожениться, но вынуждены были расстаться под давлением родителей. Разрыв с любимой вызвал у Писарева такое сильное потрясение, что он более полугода находился в психиатрической лечебнице.

Спустя время Писарев завёл роман со своей троюродной сестрой, Марией Маркович, известной в литературных кругах под псевдонимом Марко Вовчок.

Скончался Дмитрий Иванович Писарев 4 (16) июля 1868 года, утонув во время морского купания в Рижском заливе.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Дмитрий Иванович Писарев?

    Начать тест

Автор: · 02.05.2022

Дмитрий Писарев был известным русским публицистом и литературным критиком, а также сторонником революционно-демократических принципов. Его признали одним из лучших литературных критиков девятнадцатого века. Дмитрий Иванович вошёл в историю как человек с тонким вкусом и глубоким умом. Рассмотрим его краткую биографию поподробнее.

Детство и образование

Будущий литературный критик родился в Орловской губернии в 1840 году. Отцом Писарева был зажиточный помещик.

Первое образование мальчика было домашним. До того, как Писареву исполнилось двенадцать лет, его воспитанием занималась мать, а также его на дому обучали учителя.

Когда же мальчику исполнилось двенадцать лет, он вместе с матерью переехал в северную столицу. Здесь Писарев приступил к обучению в классической гимназии. В 1856 году молодой человек закончил ее с золотой медалью. Затем Писарев поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. 

Начало карьерного пути

Во время обучения Дмитрий Иванович всерьёз увлекся философией и политикой. Литература для него отодвинулась на второй план. Однако к окончанию университета он понял, что свои воззрения может продвигать только в формате печатного слова. Ведь в то время невозможно было прямо высказать свои мысли о государственном строе или морали, если они отличались от общепринятых. Но затронуть эти темы можно было в критической статье о литературе.

В 1859 году Писарев начал сотрудничество с женским журналом под названием «Рассвет». Обязанность Дмитрия Ивановича на тот момент заключалась в рецензировании литературных произведений. Интересно, что он не просто рассказывал о новинках из мира литературы представительницам прекрасной половины человечества. Писарев также делился с ними своим содержательным анализом данных произведений. Под эгидой критики он проповедовал свои взгляды на мир.

Известно, что свою квалификационную работу Дмитрий Иванович посвятил учению философа Апполония Тианского. За свою дипломную работу Писарев получил серебряную медаль. Видя огромный талант Писарева, ему предложили заниматься на кафедре научной деятельностью. Несмотря на такое престижное предложение, Дмитрий Иванович ответил на него отказом. Дело в том, что он уже получил предложение работать редактором в знаменитом на то время журнале «Русское слово». И Писарев принял решение выбрать именно этот творческий путь. В университетской среде было слишком сильно влияние правительства, там было меньше творческой и личной свободы. А опальный публицист мог себе позволить некоторые вольности.

Пик творческой деятельности

Обладая большим талантом, Писарев быстро сделал карьеру. У Дмитрия Ивановича получалось создавать интересные и остроумные статьи. В своих трудах автор заявлял о необходимости освобождения людей от жестоких ограничений со стороны общества. Писарев акцентировал внимание на принципе «разумного эгоизма» и проповедовал право людей на индивидуальность и независимость от мнения окружения.

В брошюре, написанной в 1862 году и изданной в неофициальной типографии, Писарев заступился за опального автора Герцена. Дмитрий Иванович заявил, что считает свержение монархии необходимым шагом в стране. Только после этой реформы, по мнению Писарева, Россия встанет на путь развития и процветания. Однако данное заявление стоило очень дорого Дмитрию Ивановичу. Литературного критика ждал арест за его пропагандистскую деятельность. Писарева приговорили к четырём годам заключения в Петропавловской крепости. Условия не были самыми жесткими, дворянина не могли просто бросить за решетку. Ему выделили одиночную камеру, особое питание и другие привилегии.

В дальнейшем Дмитрию Ивановичу и вовсе пошли навстречу: ему разрешили и в дальнейшем публиковать свои труды в журналах. В итоге критик обрёл невероятную популярность и признание у просвещённой публики.

Глубоко убежденный в революционных идеях, Писарев после земской реформы, подобно своим единомышленникам, сильно разочаровался в ней. Писарев осознал, что Россия обретет благополучие с развитием технической мысли и естественных наук.

Можно проследить эволюции взглядов Писарева. Он начинал с отрицания с эстетства и эстетики в литературе, но в своем зрелом творчестве уже признавал роль красоты в искусстве и осознавал ее положительное влияние на массы. Однако даже тогда он считал, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь — это изжившие себя мастера слова, которые не будут актуальны в новом обществе. Этот пример говорит о том, насколько категоричными были взгляды Писарева на литературу.

Личная жизнь

Известно, что в юношеские годы Дмитрий Иванович питал сильные чувства к своей двоюродной сестре, которую звали Раиса Коренева. Молодые люди приняли решение пожениться, но из-за давления родителей им пришлось расстаться. Однако расставание с любимой девушкой серьёзно сказалось на здоровье Писарева. В итоге он полгода провел в психиатрической клинике.

Спустя определённое время Дмитрий Иванович вступил в отношения со своей троюродной сестрой. Девушку звали Мария Вилинская (Маркович). Она было известной украинской писательницей и исповедовала те же взгляды на общество и государство, что и Писарев. Они стали настоящими единомышленниками.

Последние годы жизни

В свои последние годы Дмитрий Иванович изменил свое отношение к литературному искусству. Не секрет, что Писарев даже считал произведения Александра Пушкина «вредоносными» для общества.

В 1866 году Дмитрий Иванович прекратил сотрудничество с журналом «Русское слово». В 1868 году начал работать в журнале «Отечественные записки». Но здесь по воле судьбы Писарев проработал совсем недолго.

Во время купания в Рижском заливе Дмитрий Иванович утонул. Знаменитого литературного критика не стало в 1868 году. Жизненный путь знаменитого критика оказался очень коротким, ведь он умер, когда ему было всего двадцать восемь лет.

Вклад Писарева в отечественную литературу

Дмитрий Иванович был одним из самых известных и талантливых критиков в девятнадцатом столетии. Известно, что в последние годы своей жизни критик выражал презрение ко многим поэтам. В частности, к ним относятся такие русские поэты, как Полонский и Фет. Не секрет, что Писарев однажды назвал их «микроскопическими поэтиками». Можно сделать вывод, что Дмитрий Иванович был намного категоричнее и жестче, чем другие критики – Добролюбов и Чернышевский. Писарев резко критиковал и труды Пушкина. Так, например, образ Онегина критик называл совершенно бесполезным, а сам автор, по его мнению, лишен здравомыслия.

На закате своей жизни Дмитрий Иванович создал труд, который посвятил роману Достоевского «Преступление и наказание». Так, знаменитый критик пришёл к выводу, что представители революционных направлений, придерживающиеся радикально-гуманистический идей, не вправе совершать убийства.

Каждая статья критика вызывала резонанс в обществе. У него была скандальная слава, которая и обеспечила его успех. Но в своих взглядах он был искренен и стремился лишь к тому, чтобы общество разделило их.

Интересные факты

Не секрет, что Писарева считали третьим великим критиком в отечественной литературе. Так, его смогли опередить только Добролюбов и Чернышевский.

  1. Однажды политик и революционер Плеханов высказал свое личное мнение о литературном критике. По его мнению, он был одной из самых значительных фигур шестидесятых годов в девятнадцатом столетии. Писарев заметно выделялся на фоне других литераторов благодаря своей яркой манере выражаться.
  2. Интересно, что к Писареву с особым уважением относился Ленин. Как отмечала Крупская, у вождя народа всегда стоял на столе портрет литературного критика
  3. Одним из главных жизненных принципов Писарева была интеллектуальная свобода.
  4. Известный публицист заявлял, что необходимо отказаться от старых традиций, лишь новые прогрессивные идеи, по мнению Писарева, помогут встать России на путь развития.

Автор: Виктория Комарова

Дата рождения: 14 октября 1840 года Место рождения: Знаменское, Орловская губерния, Российская империя Дата смерти: 4 июля 1868 года Место смерти: Дуббельн, Лифляндская губерния, Российская империя Дмитрий Иванович Писарев – русский писатель, публицист, литературный критик. Дмитрий Писарев был рожден в октябре 1840 в селе Знаменском Орловской губернии. Его родители были богатыми: отец штабс-капитан Новороссийского драгунского полка, мать – наследница крупных елецких помещиков. Детство мальчика была пропитано творчеством и культурой. Родители утверждали, что он был гениальным ребенком – в 7 лет пытался писать романы, в 10 лет начал вести личный дневник на французском. Но в юности у него произошел внутренний раскол – развивались качества мечтательности, чувственности, ранимости и вместе с тем одиночества. С 1851 по 1856 обучался в Петербургской гимназии, окончил ее с отличием и серебряной медалью. В 1859 стал членом Общества мыслящих людей – революционеров. С 1856 по 1861 учился в Петербургском университете на факультете истории и филологии. Студентом он стал нигилистом и бесстрастным критиком. В 1863 пишет автобиографический очерк о системе образования, навязываемой ВУЗом. В годы обучения много читает, пишет, изучает философию. На молодого критика оказывают впечатление работы Гумбольдта, откуда он выносит интересные для себя положения. Писарев пишет сильные рецензии, критические статьи на известные произведения Тургенева, Толстого, Белинского, Гончарова. В 1859 переживает кризис из-за безответной любви. Его идеалы и воззрения меняются, главным двигателем жизни становится мысль естественности и нравственности. Вскоре вновь возвращается к работе, пишет кандидатскую диссертацию о времени АполлонияТианского, получает за нее серебряную медаль. Писарев широко мыслит, у него огромный багаж знаний, проповедует прогресс с искусстве и культуре. Каждая его рецензия скрывает задатки острого гениального полемиста. В 1866 пишет книгу о своем обучении Школа и жизнь, входит в группу литературных хулиганов-свистунов. В статьях критики пишет о Добролюбове, предпочитает Писемского, а не Гончарова или Тургенева, проясняет конфликт романа Отцы и дети. Также публикует научно-популярные статьи. Например, Пчелы – излагает учение Фохта о личностных проблемах внутри общества. Из-за брошюры Шедо-Ферроти о свержении власти его арестовывают, сажают в Петропавловскую крепость на 4,5 года.так как Писарев слишком ярко высказывал свое мнение, ему делали выговоры в тюрьме, забрали бумаги и публикации, запретили писать заметки. В 1866 литературная деятельность в крепости была под запретом, автор становится все боле радикальным, высоко ценит произведения Чернышевского. В 1866 выходит на свободу. Но ему запрещают уезжать из Петербурга. Это психически его подрывает, он разрывает отношения со многими друзьями. Некрасов приглашает его работать с журналом Отечественные записки, тот соглашается. Писарев пишет о Войне и мире Толстого, статьи к стихам Гейне, в 1867 разбирает Преступление и наказание. В 1868 в июле отправился на купание и утонул. Похоронен в Санкт-Петербурге. Достижения Дмитрия Писарева: • Третий в списке критиков-шестидесятников после Чернышевского и Добролюбова Даты из биографии Дмитрия Писарева: Октябрь 1840 – рождение 1847 – попытка писать романы 1850 – дневник на французском 1851-1856 – обучение в Петербургской гимназии 1856-1861 – студент Петербургского университета 1859 -член Общества мыслящих людей 1863 – автобиографический очерк 1866 – заключение 1867 – критика Преступления и наказания Достоевского Июль 1868 – смерть Интересные факты Дмитрия Писарева: • Был революционером-демократом • Плеханов называл его одним из самых выдающихся представителей 1860-х • Его троюродная сестра Марков Вовчок была троюродной сестрой Дмитрия, двоюродная сестра – писательница Гарднер также была не менее известна • Его произведения любил Ленин Биография Биография писателя Сочинения 5 сочинений image Биография вариант 1 вариант 2

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840−1868), русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. Сын штабс-капитана Новороссийского драгунского полка и наследницы елецких помещиков; рос в атмосфере прочных культурных и творческих традиций семьи: двоюродный дед — известный в свое время военачальник, литератор, художественный критик и военный историк

А. А. Писарев

; дядя — драматург, переводчик и театральный деятель

А. И. Писарев

, автор популярных водевилей Средство выдавать дочерей замуж, 1828, и др.; троюродная сестра —

М. А. Маркович

(украинская и русская писательница Марко Вовчок), двоюродная сестра (и предмет юношеской любви Писарева) —

Р. А. Коренева

(писательница Р.А.Гарднер). Пестуемый любящей матерью, с детства проявлял исключительные способности; с 7 лет пытался писать романы, с 10 лет вел дневник на французском языке. В то же время сплав исполнительности, семейной «подотчетности» и мощной внутренней силы породил противоречия в характере Писарева, его обостренную склонность к самоанализу, мечтательность, ранимость, ощущение непонятости и одиночества. В 1851—1856 обучался в 3-й Петербургской гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до 1859) к «Обществу мыслящих людей», проповедовавшему отказ от радостей жизни, самоотречение, аскетизм и взаимную нравственную ответственность. В 1856—1861 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (выбор которого объяснял ненавистью к математике). В автобиографических очерках Наша университетская наука (1863) и Школа и жизнь (1866) критиковал как бессистемность и оторванность от жизни полученного им образования, так и своих наставников, выведенных под условными именами, но легко узнаваемых (филолог и этнограф

И. И. Срезневский

, историки

Н. И. Костомаров

и М.М.Стасюлевич). «Ядовитое зерно скептицизма», вынесенное им из университета, предопределило нигилистическое отношение критика к традиционным культурным и эстетическим ценностям. В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого философа и филолога В. Гумбольдта (ст. Вильгельм Гумбольдт в студенческом сборнике, 1860), от которого воспринял положение о главенствующем значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. Тогда же состоялся журналистский дебют Писарева в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц» «Рассвет»: вел библиографический отдел, занимаясь рецензированием и научной популяризацией,

в т. ч.

физики, химии, физиологии

и т. п.

; опубликовал литературно-критические статьи «Обломов». Роман

И. А. Гончарова

, «Дворянское гнездо». Роман

И. С. Тургенева

, «Три смерти», Рассказ гр. Л.Н.Толстого… (все 1859), вслед за ранним

В. Г. Белинским

и

А. А. Григорьевым

акцентируя нравственно-воспитательное значение литературы. Пережив летом и осенью 1859 мировоззренческий кризис, отягощенный безответной любовью к Кореневой и закончившийся психическим расстройством, Писарев пришел к утрате религиозных воззрений и веры в прежние идеалы, определяя главной позитивной ценностью своего (и человеческого вообще) существования «царство мысли», научно доказанных истин, открывающих неизменные законы природы (в связи с чем, полагал он, все, что естественно, то и нравственно). Оправившись от болезни, перевел 11-ю песнь Мессиады

Ф. Г. Клопштока

, поэму Г. Гейне Атта Тролль, написал критический этюд Мысли по поводу сочинений Марко Вовчка (опубл. в 1913) и удостоенную серебряной медали кандидатскую диссертацию Аполлоний Тианский и его время (с небольшими изменениями и подзаголовком Агония древнего римского общества, в его политическом., нравственном и религиозном состоянии опубликована в 1861 в журнале «Русское слово», отличавшемся радикализмом и признавшем правомерность социально-критической ассоциации Древнего Рима с современной Россией). Настойчиво проводя в дальнейших публикациях идеи «Русского слова» и его редактора

Г. Е. Благосветлова

, Писарев проповедовал необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения. Задатки острого полемиста особенно ярко проявились в рецензиях Писарева (первые циклы — Несоразмерные претензии и Народные книжки, оба полностью опубл. в 1868), а также в ст. Схоластика XIX века (1861), своеобразном манифесте левого радикализма с его непримиримостью и отвержением «золотой середины», с его принципом нигилистического «ультиматума» («бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть»). Причисленный охранительной журналистикой, наряду с другими радикалами, к литературным хулиганам-«свистунам», Писарев вызвал отторжение и умеренных почвенников, и либералов-западников, и представителей академической науки — в то же время нанося удары и по «левому» (П.Л.Лавров,

Н. Г. Чернышевский

,

Н. А. Добролюбов

, М.Е.Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович), и по «правому» лагерям (Московские мыслители — против

М. Н. Каткова

и публицистов «Русского вестника»; Русский Дон-Кихот — против

И. В. Киреевского

и славянофилов; Бедная русская мысль — против западников, славянофилов, петровских реформ и академической исторической науки в целом, все 1862). В статьях о художественной литературе Писарев в рамках «реальной критики» Добролюбова трактовал художественные образы как объективно изображенные социальные типы в конкретных жизненных обстоятельствах, отдавая предпочтение

А. Ф. Писемскому

(«черноземная сила)» перед Тургеневым и Гончаровым. Проницательным аналитизмом, при всей очевидной (и принципиально декларированной) эстетической глухоте, отмечена его статья Базаров (1862), в которой коллизия романа Отцы и дети Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки» российского общества, а образ главного героя — как высшее и искомое звено эволюции отечественного «лишнего человека». Не без автобиографического пристрастия видит Писарев в тургеневском герое «богатыря, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы…», ибо он — человек будущего. Актуальные публицистические цели высвечиваются и в цикле научно-популярных статей Писарева, в которых естествознание также служит делу разрушения архаического миросозерцания и «предрассудков» эстетического сознания. Политическое иносказание в очерке Пчелы (1862, изложение труда немецкого ученого К. Фохта Государство пчел), где «водворение мрака» и неравенство трактуются как способ достижения неправедным государством «спокойствия и коллективного благоденствия», и статья-прокламация О брошюре Шедо-Ферроти (1862, опубл. в 1906, полностью в 1920), предназначенная для нелегального распространения и содержащая призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома, послужили причиной заключения Писарева в Петропавловскую крепость, где он провел около 4-х с половиной лет. С августа 1863 ему было разрешено продолжить литературные занятия. В декабре 1865 под влиянием предупреждения, которое было сделано публикующему Писарева журналу «Русское слово» за статьи Новый тип (о Чернышевском, в 1867 изд. под назв. Мыслящий пролетариат) и Исторические идеи Огюста Конта (обе 1865), у критика на некоторое время были отобраны книги и бумага; после выстрела

Д. В. Каракозова

(4 апреля 1866) всякая литературная работа в крепости была запрещена. Литературно-критические и публицистические работы Писарева в заключении отмечены возрастающим радикализмом. Борьба с эстетством и эстетикой, бывшей для Писарева синонимом фантазии — источника всех заблуждений, — главная тема критики Писарева (ст. Реалисты, 1864). «Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного прогресса», — утверждает Писарев, развивая этот тезис в ст. Пушкин и Белинский, Разрушение эстетики и Посмотрим! (все 1865). При этом, высоко оценивая творчество Чернышевского с его прямолинейным рационализмом и теорией «разумного эгоизма», Писарев высмеивал убогость «мещанского счастья» его антагонистов (статьи Роман кисейной девушки о повестях

Н. Г. Помяловского

Мещанское счастье и Молотов и Прогулка по садам российской словесности, обе 1865). В ноябре 1866 Писарев освобождается из крепости под поручительство матери и без права отлучаться из Петербурга. Новый период психического нездоровья приводит к разрыву по пустяковому поводу с Благосветловым; с этого же года приглашен

Н. А. Некрасовым

сотрудничать в журнале «Отечественные записки», где публикует статьи Старое барство о Войне и мире

Л. Н. Толстого

и Французский крестьянин в 1789 году о романе Эркмана-Шатриана История крестьянина 1789 г. (обе 1868). Обращаясь к истории западноевропейской общественной мысли и литературы (Популяризаторы отрицательных доктрин, 1866; Генрих Гейне, 1867), Писарев подчеркивал, что развитие «чистого искусства» связано с эпохами «политического застоя и отупения», приходя к неожиданному выводу: «положить конец неограниченному господству эстетики» могут те, кто сами стали «на всю жизнь эстетиками» (как, напр.,

Г. Э. Лессинг

, Белинский, а также Г. Гейне — правда, в отличие от первых двух, страдающий политическим дилетантизмом), поскольку только с этой стороны общество оказывается «доступным для вразумлений». В ст. Борьба за жизнь (1867), разбирая роман

Ф. М. Достоевского

Преступление и наказание, Писарев заключает, что попытки даже сильной и одаренной личности бороться с целым обществом безнадежны и, следовательно, прогресс требует не кровопролития, а «спокойного научного анализа». Один из самых ярких и самобытных мыслителей и литературных критиков 19 в., Писарев, при всем своем эпатажном нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту работу по освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую век назад во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в своей неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу знаний, блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой высшую точку развития русского духовного радикализма середины 1 9 в., оказал огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только России: влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых» 1960−1970-х годов и «антиглобалистов» начала 21 в. Летом 1868 Писарев с Маркович (Марко Вовчок), новым объектом своей страсти, и ее сыном отправился к Рижскому заливу на морские купания и 4 (16) июля 1868 утонул в Дуббельне (Дубулты).

Писарев Дмитрий Иванович родился 2 октября 1840 года в родовом селе Знаменском в семье штабс-капитана и воспитанницы женского института. В четырехлетнем возрасте уже читал и говорил по-французски. С самого детства ему были запрещены разговоры с чернью. В семь лет Дмитрий пробует писать романы. С 1951 по 1956 год живет и находится на полном обеспечении у своего дяди, а также проходит обучение в Петербургской гимназии, и оканчивает ее с серебряной медалью. Во время обучения примыкает к «Обществу мыслящих людей», которые проповедуют аскетизм и самоотречение. Следующие пять лет писатель, из-за ненависти к точным наукам, посвящает обучению в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Неразделенная любовь к двоюродной сестре выливается в глубокую душевную травму, и Дмитрий попадает в психиатрическую больницу, где пытается несколько раз покончить жизнь самоубийством. Свое обучение в университете Дмитрий Иванович позже раскритикует в своих очерках как бессистемное и оторванное от жизненных реалий. С 1959 года работает в библиографическом отделе женского журнала «Рассвет». В 1961 году становится критиком и руководителем журнала «Русское слово». За статью о низвержении царской семьи четыре года проводит в Петропавловской крепости, но продолжает писать. Официальное разрешение печатать свои произведения получает после года заточения. 1967 и 1968 год проходят в тесном сотрудничестве Писарева с журналами «Отечественные записки» и «Дело». В эти годы в свет выходят его критические статьи творчества Толстого, Достоевского, Гейне, в которых обосновывается необходимость революционных переворотов в обществе.

4 июля 1868 года во время купания утонул в Рижском заливе, захоронено тело в Петербурге на Волковом кладбище.

14 октября 1840 года родился Дмитрий Писарев, публицист и литературный критик.

Личное дело           

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) родился в родовом имении Знаменское на стыке Орловской и Тулькой губерний (ныне Липецкая область) в дворянской семье средней руки. В первые годы воспитанием мальчика занималась мать, получившая традиционное для барышни из состоятельных дворянских семейств образование – умение говорить и даже думать по-французски, некоторое знание немецкого языка, немножко истории и географии. Пытаясь вырастить из сына «приличного и хорошо воспитанного молодого человека», мать занималась с Дмитрием дни напролет. В результате в четыре года он уже бегло читал по-русски, а по-французски говорил, как настоящий парижанин. При этом на физическое развитие ребенка родители обращали мало внимания. «Вечно окруженный взрослыми, без товарищей и резвых игр, Писарев был ребенком очень вялым, физически слабым, серьезным не по летам и до смешного трусливым», – пишет о его юных годах биограф Евгений Соловьев.  При этом мальчик рос необыкновенно  послушным, а правдивость его доходила «до крайних пределов возможного»: он не только сам никогда не лгал словами или действиями, но его глубоко возмущала всякая неправда в других. Росший в неге, окруженный любовью близких, Писарев «вышел в жизнь точно из теплицы – изящный, гордый, самоуверенный».

Когда Мите минуло 11 лет, на семейном совете было решено отправить его в гимназию в Санкт-Петербург. Один из его богатых дядей вызвался поселить мальчика у себя и платить за его обучение с тем, что когда он станет на ноги, то вернет ему потраченные средства.

В 1856 году Писарев окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию  с медалью, но с крайне посредственными знаниями и невысоким умственным развитием. В статье «Наша университетская наука» сам Писарев рассказывает, что при окончании гимназии любимым его занятием было раскрашивание картинок в иллюстрированных изданиях, а любимым чтением — романы Купера и Дюма.

После гимназии юноша поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Выбор факультета был сделан с единственной целью—  избежать ненавистной ему математики или юридической сухости. Впоследствии он находил, что даже чтение «Петербургских» или «Московских ведомостей», не слишком блиставших литературными достоинствами, принесло бы его умственному развитию гораздо больше пользы, чем первые два года университетской науки.

На третьем курсе 19-летний Писарев устраивается в журнал для девиц «Рассвет», где заведует библиографическим отделом. «Библиография моя, — писал он впоследствии, — насильно вытащила меня из закупоренной кельи на свежий воздух». После этого Писарев решает променять филологию «на пошлое ремесло журналиста», что вызвало осуждение у довольно многих его университетских приятелей.

Дела у родителей тем временем шли все хуже и хуже, в итоге им пришлось продать за долги Знаменское и перебраться в другое свое имение – Грунец, куда Писарев каждое лето приезжал на каникулы. Тянула его туда, помимо желания повидать родителей, еще и любовь к двоюродной сестре Раисе, которую взяли в семью после смерти ее матери. Это чувство сыграло в жизни Писарева громадную роль и стало определяющим моментом в эволюции его миросозерцания, превратив из пай-мальчика в бунтаря. Летом 1859 года юноша пережил романическую драму, глубоко потрясшую его, поскольку ни сама кузина, ни родственники не приняли этой страсти.

Пережив жестокое разочарование из-за неудовлетворенного чувства, Писарев, по его собственному признанию, решил «сосредоточить в себе самом все источники моего счастья, начал строить себе целую теорию эгоизма, любовался на эту теорию и считал ее неразрушимою». Овечья покорность старшим сменяется у Писарева крайним скептицизмом, доходившим до отрицания Солнца и Луны. Душевный слом не прошел легко, приведя к настоящему умственному недугу. Писарева поместили в психиатрическую больницу, где он дважды покушался на самоубийство и затем, спустя несколько месяцев, сбежал. Родные увезли его в деревню, где здоровье его восстановилось, но некоторые «странности и чудачества», по выражению историка русской литературы Скабичевского, остались до конца жизни.

Весной 1861 года Писарев окончил университет, получив серебряную медаль за работу о позднеантичном мистике Аполлонии Тианском.

В 1861—1866 годах был ведущим критиком и идейным руководителем журнала «Русское слово», выдавая в год до 50 печатных листов текстов.

Весной 1862 года подвергся преследованию за написанную для подпольного журнала статью-прокламацию «О брошюре Шедо-Ферроти», содержавшую призыв к свержению самодержавия. «Низвержение благополучно царствующей династии Романовых и изменение политического и общественного строя составляет единственную цель и надежду всех честных граждан России», – утверждалось в статье.

С июля 1862 по ноябрь 1866 годов Писарев отбывал заключение в Петропавловской крепости. Через год пребывания в тюрьме ему было разрешено продолжить литературные занятия, так что его писательство не только не прекращалось, а наоборот, стало еще активнее, поскольку являлось единственным делом и развлечением заключенного.

В этот период Писарев в своих статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики» Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862),  вел борьбу с эстетством и эстетикой (статьи «Реалисты», 1864; «Пушкин и Белинский», «Разрушение эстетики», «Посмотрим!», 1865) как с врагами «разумного прогресса». Общество, которое имеет в своей среде голодных и бедных и вместе с тем развивает искусства, критик, по примеру Чернышевского, сравнивал с голым дикарем, украшающим себя драгоценностями.

Статьи о Пушкине — крайнее выражение максималисткой писаревской критики. Он отрицал значение творчества Пушкина для русской литературы, считая его, также как и Лермонтова с Гоголем, пройденной ступенью.

В 1866 году, когда Писарев вышел на свободу, после выстрела Каракозова началась реакция, «Русское слово» и постоянно полемизировавший с ним «Современник» были закрыты.

В 1867—1868 годах Писарев сотрудничал с журналом «Отечественные записки», возродившим традиции «Современника». За это время он написал не так уж много статей: «Французский крестьянин в 1789 году», «Старое барство», «Романы Андре Лео», «Образование и толпа» и «Очерки из истории европейских народов». Но эти статьи и завязывавшиеся личные отношения с Некрасовым и Щедриным свидетельствовали, что у Писарева намечалась смена взглядов. Критик переживал кризис некоторых своих старых убеждений, преодолевал нигилистическое отношение к «эстетике», упования на решающее значение в истории критически мыслящих личностей, стал с большим вниманием относиться к роли народных масс в истории.

В конце апреля 1868  года Писарев пытался хлопотать о получении заграничного паспорта, но ничего не вышло: его не выпустили за границу. Тогда он, ссылаясь на медицинские показания, попросил разрешения пользоваться купаниями в Лифляндской и Курляндской губерниях. На это согласие было получено. Летом 1868 года Писарев с троюродной сестрой Марией Маркович, новым объектом своей страсти, отправился к Рижскому заливу на морские купания.

4 (16) июля 1868 года Писарев, не дожив до 28 лет, утонул в районе Дуббельне (ныне Дубулты) в 20 километрах от Риги. «Вошел в море, по мелководью забрел подальше от берега, окунулся — и с этой минуты никто не видел его живым», – писал об этом несчастном случае Самуил Лурье.

Похоронен Дмитрий Писарев на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге рядом с могилами Белинского и Добролюбова.

image Дмитрий Писарев

Чем знаменит

Публицист и революционный демократ Дмитрий Писарев считается крупнейшим русским литературным критиком XIX столетия, «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов». Его имя стоит в одном ряду с Белинским, Чернышевским и Добролюбовым.

Блестящий стилист, Писарев прославился как теоретик и защитник реалистического направления в русской литературе. Поколения 1860—70-х годов запомнили его как исключительно остроумного, хоть и склонного к парадоксам, но горячего и убежденного пропагандиста материализма. Он ратовал за просвещение самых широких масс народа, выступал против религии и любых предрассудков. О влиянии на умы современников статей Писарева, их задорного тона, щедро рассыпанных в них афоризмов и точных сравнений, свидетельствовали в своих письмах и мемуарах многие писатели, журналисты и ученые.

О чем надо знать

Стихотворение Николая Некрасова «Не рыдай так безумно над ним…» было написано на смерть Писарева и  посвящено его возлюбленной — писательнице Марии Маркович (писала под псевдонимом Марко-Вовчок).

Некрасов познакомился с критиком в 1867 году, вскоре после его выхода из Петропавловской крепости, и предложил ему сотрудничество в предполагавшихся тогда периодических сборниках, а затем и в перешедших в руки Некрасова «Отечественных записках». Свои последние статьи Писарев поместил именно в этом журнале, где сотрудничала и Маркович.

Именно Некрасов взял на себя заботы о доставке тела погибшего критика из Риги в Петербург и организацию похорон, закончившихся чтением стихов на смерть Писарева.

Не рыдай так безумно над ним,

Хорошо умереть молодым!

Беспощадная пошлость ни тени

Положить не успела на нем,

Становись перед ним на колени,

Украшай его кудри венком!

Перед ним преклониться не стыдно,

Вспомни, сколькие пали в борьбе,

Сколько раз уже было тебе

За великое имя обидно!

А теперь его слава прочна:

Под холодною крышкою гроба

На нее не наложат пятна

Ни ошибка, ни сила, ни злоба…

Не хочу я сказать, что твой брат

Не был гордою волей богат,

Но, ты знаешь: кто ближнего любит

Больше собственной славы своей,

Тот и славу сознательно губит,

Если жертва спасает людей.

Но у жизни есть мрачные силы —

У кого не слабели шаги

Перед дверью тюрьмы и могилы?

Долговечность и слава — враги.

Русский гений издавна венчает

Тех, которые мало живут,

О которых народ замечает:

«У счастливого недруги мрут,

У несчастного друг умирает…».

Прямая речь

О своей социалистической мечте: «Надо, чтобы труд был приятен, чтобы результаты его были обильны, чтобы они доставались самому труженику и чтобы физический труд уживался постоянно с обширным умственным развитием… А как же это сделать? Не знаю. Рецептов предлагалось много, но до сих пор ни одно универсальное лекарство не приложено к болезням действительной жизни».

Об эгоизме: «Эгоизм, если понимать его как следует, есть только полная свобода личности, уничтожение обязательных трудов и добродетелей, а не искоренение добрых влечений и благородных порывов. Пусть только никто не требует подвигов, пусть никто не навязывает увлечений и порывов, пусть общество уважает личность настолько, чтобы не осуждать ее за отсутствие влечений и порывов, и пусть сам человек не старается искусственно прививать к себе и воспитывать в себе эти влечения и порывы, — вот все, что можно желать от последовательного проведения и разумного восприятия идеи эгоизма. Гнет общества над личностью так же вреден, как гнет личности над обществом; если бы всякий умел быть свободен, не стесняя своих соседей и членов своего семейства, тогда, конечно, были бы устранены причины многих несчастий и страданий».

Биограф Евгений Соловьев: «О Писареве еще и теперь в моде такие рассказы, в которых он фигурирует в качестве человека, для которого не было ничего святого в жизни: еще недавно один из самых наглых представителей современной критики (Волынский) печатно уверял, что деятельность Писарева в конечном результате сводилась к растлению литературы».

6 фактов о Дмитрии Писареве

  • Домашние называли маленького Митю Писарева «хрустальной коробочкой».
  • Для истории духовного развития Писарева одним из самых ценных документов являются его собственные письма к матери, ее же рукой переписанные в 13 толстых тетрадей. Эти письма очень многочисленны,  отличаются полной откровенностью и обилием подробностей.
  • Перевёл на русский язык 11-ю песнь «Мессиады» Ф. Г. Клопштока, а также поэму Генриха Гейне «Атта Тролль».
  • Похороны Писарева состоялись почти месяц спустя после его смерти – 29 июля по старому стилю. Поэтому внутри внешнего дубового находился свинцовый гроб.
  • По свидетельству Н. К. Крупской,  В. И. Ленин очень любил статьи Писарева и взял с собой в ссылку в Шушенское его портрет.
  • Написанный в 1969 году роман «Литератор Писарев» Самуила Лурье в 1979 году готовился к выпуску в издательстве «Детская литература», однако набор был рассыпан из-за отказа писателя сотрудничать с КГБ.

 

Материалы о Дмитрии Писареве

Дмитрий Писарев. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк Евгения Соловьева.

«Литератор Писарев». Самуил Лурье

Некролог на смерть Писарева в «Отечественных записках»

Статья о Писареве в «Истории русской критики XVIII—XIX веков» В. И. Кулешова

Статья о Дмитрии Писареве в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Статья о Дмитрии Писареве в Википедии

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий