Первая после Пушкина: почему в СССР запрещали любимую писательницу гимназисток. Как советская власть старалась стереть память о Лидии Чарской

Сегодня нетрудно найти информацию о русских детских писателях, тем более с очень интересной судьбой. Одна из них Чарская Лидия, писавшая детские книги, основываясь на своем личном опыте и происходящих с ней жизненных ситуациях. Ее сказки и повести написаны простым и легким языком. Они поучают доброте и очень затягивающие.

image

Краткая биография

Чарская Лидия Алексеевна родилась 19 января 1875 года в Царском селе. Ее воспитанием занимались сестры матери.

Затем в юношеском возрасте она окончила Павловский женский институт (ныне гимназия №209). Впечатления Чарской Лидии от обучения были настолько яркими, что нашли отражение в большинстве ее произведений.

С 15 лет писательница вела свой личный дневник, это характерно для многих творческих людей. Бо́льшая часть его была сохранена родственниками. Из этих воспоминаний родились записки гимназистки Лидии Чарской, которые впоследствии переросли в книгу.

Значительно позже у нее родился сын Юрий и это сподвигнуло Лидию стать актрисой. С этой целью она окончила училище в Петербурге. Работа приносила очень маленький доход, поэтому девушка решила издавать свои произведения.

В своем писательском деле на первое место Лидия всегда ставила нравственное воспитание нового поколения. К примеру, она выступала против телесных наказаний детей и даже написала по этому поводу статью.

В итоге посвятила всю свою жизнь творчеству: была русской детской писательницей и актрисой.

image

Писательская деятельность

За 20 лет плодотворного процесса творчества из-под ее руки вышло 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Хотя ее книги были очень популярны и много раз переиздавались, денег за это она практически не получала.

Ее произведения запрещались, но все равно читались и раскупались, тайно передавались рукописи. В книгах всегда прослеживалась линия доброты, тяжелой участи, сиротства. Зачастую это были довольно банальные случаи, но описаны они очень интересным образом. Читать книги Чарской Лилии Алексеевны было одно удовольствие… просто на одном дыхании…

Отзывы и критика

Чуковский отзывался о ней не очень хорошо. Говорил, что она использует истертые образы и слова, все это не ново.

А вот Пастернак, наоборот, считал успехом стать похожим на нее, писать также легко и понятно.

Критики же подчеркивали, что она неправильно использует русский язык.

А вот признание людей и массовая любовь не оставляли ее в покое. Очень многие люди писали Чарской Лидии письма, хотели быть похожими на нее. Им нравилось творчество и подход писательницы, школьные библиотекари советовали младшему поколению читать ее книги и «воспитываться».

Марина Цветаева была в восхищении от творчества писательницы и настолько погружалась в жизнь героев и их боль, что посвящала им стихотворения.

Многие, кто очень нелестно отзывался о ней в тот период когда так было принято властями, по прошествии лет признавались, что читали ее книги и были увлечены творчеством столь талантливой писательницы.

Жизнь девушки в институте и отражение события в произведениях

В героях книг писательница акцентировала внимание на их обостренном чувстве справедливости. Все поступки и ошибки переживались персонажами очень больно, эмоционально. Критики же считали, что все действующие лица страдали истерией.

Чуковский, например, отмечает момент, когда маленькая девочка-калека просит прощения у другой: как же надо не любить себя, чтобы унижаться и просить прощения за злодеяния со словами «Ты святая». Виктор Русаков написал после этого о нем нелестный комментарий, особенно подчеркивая, что надо быть очень непорядочным, чтобы такое написать.

Начало «Записок маленькой гимназистки» знаменуется поступлением главной героини в институт, куда мать отправляет ее со слезами и без желания. В этом месте Люде тяжело, все кругом неприветливое, неродное. Но тут она подружилась с Ниной (грузинской княжной), и все заиграло другими красками. Очень подробно и интересно описаны их приключения, похождения, отношения между ними в институте. Девочки очень скучали по дому и планировали летний отдых: как поедут к Люде на Украину и потом к Нине на Кавказ. Но Нина не доживает до лета и умирает от чахотки. Люда очень болезненно переживает смерть близкой и практически единственной подруги.

Также попутно очень красиво и подробно описывается жизнь остальных девочек из института, как они дружат, переживают, ссорятся.

Затем идет описание тревог и переживаний главной героини по поводу выпускных экзаменов, бала и будущей жизни вне института. Тем более еще свежа рана после смерти лучшей подруги.

Людмила оканчивает институт с золотой медалью, теряет мать и брата, единственных родных людей, в которых можно было найти поддержку.

Завершается все действие описанием нового периода: она начинает работать гувернанткой в богатой грузинской семье, у князя, родственника ее подруги Нины. Тут она находит себя, свое предназначение и семью: становится наставницей и подругой троюродной сестры своей покойной подруги.

Книга очень трогательная и печальная. Она проникает в самую душу, заставляет задуматься.

Интересный факт

В 20-е годы после революции и свержения царя было очень стыдно услышать, что ты институтка, как Лидия Чарская. Это звучало очень оскорбительно, к тому же на девушку-институтку показывали пальцем.

По прошествии лет ее творчество стало популярным, и фраза потеряла свой оскорбительный смысл.

Цитаты и связь с реальной жизнью

Самые популярные выражения, которые «вышли в люди» можно встретить в одном из ярких произведений Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки».

«Помните, нет порока хуже лжи! Ложь – это начало всякого зла».

Ее очень четкие и тонкие замечания пороков людей заставляли задуматься, затрагивали за человеческое, за живое. Очень мотивационными они были для детей разного возраста. Поучительные рассказы преподносили истину в интересной форме ситуаций, которые читатель переживал вместе с героями, всего лишь читая книгу.

Сегодня множество цитат и афоризмов автора бродят по Сети. Им посвящают обсуждения, страницы и даже целые сайты.

Популярные книги

Больше всех любимы читателями:

  • «Записки институтки»;
  • «Княжна Джаваха»;
  • «Сирена»;
  • «Записки маленькой гимназистки»;
  • «Сибирочка»;
  • «Смелая жизнь»;
  • «Вторая Нина».

Героиня книги Лидии Чарской «Сибирочка» отражает суть жизни сиротки. В сюжетной линии очень необычное и трагичное объединение сибирского холода и цирка. Интересная история о наболевшем – рассказ о девочке-сиротке, которая жила в тайге, и волею судеб много раз оказывалась на пороге жизни и смерти. Книга учит хорошему и будет полезна как детям, так и взрослым. «Сибирочка» прививает юным умам идею доброты и ценности того, что есть у человека сейчас: родителей, жизни, друзей и т. п.

Также писала Лидия Чарская и сказки. В некоторых местах они приторно-сладкие, так, что даже отрывает от реального мира, но зато погружает в нечто хорошее сказочное, где все всегда заканчивается хорошо. Они весьма уникальны по сюжету и затрагивают моральные и материальные аспекты жизни, воспитывают детей через красивые образы и опыт героев. Например, сказка «Чародей Голод» про то, как чародей заставил боярина расстаться с богатствами ради того чтобы накормить бедняков.

Итог

Резюмируя, стоит отметить талант написания грамотных, мотивационных и поучающих произведений Лидии Чарской. Ее книги запрещали и даже делали из них постыдное оскорбление. Однако через много лет мы снова возвращаемся к тому, от чего уходили. Проблемы остались те же, обстановка только изменилась. Поэтому советуем вам читать своим детям книги этой детской писательницы, чтобы развить в них добрые и светлые чувства, привить способность признавать свои ошибки и без стеснений извиняться, иначе как тогда строить отношения и общаться с людьми?!

Лидия Алексеевна Чарская./ Фото: mozgokratia.ru Лидия Чарская была в царской России популярнейшей детской писательницей, а вот в Стране Советов имя питерской институтки по понятным причинам оказалось забытым. И только после того, как СССР рухнул, на полках книжных магазинов стали появляться её книги. В этом обзоре рассказ о нелёгкой судьбе Лидии Чарской, которую вполне можно назвать Джоан Роулинг Российской империи.

Детство

Лидия Чарская в детстве./ Фото: charskaya.diary.ruЧарская Лидия появилась на свет в 1875 году в семье военного инженера Воронова. Мама девочки умерла при родах, поэтому воспитывали её няня, тётушки и горячо любящий отец. Но в 11 лет беззаботное детство закончилось. Опекуны отправили Лидию в школу для девочек закрытого типа в Петербург. Лидии настолько не понравилось в заведении, что время, проведенное там, она позже сравнивала с тюремным заключением. А тогда девочка никак не могла понять: «за что?». «В несчастиях люди сходятся скорее и ближе» (С) Лидия Чарская Приехав домой на первых же каникулах, она была чрезмерно потрясена известием о повторной женитьбе своего отца. Лидия не смогла полюбить и принять свою мачеху, настолько она показалась ей неприятной женщиной. Из-за этого она три года не навещала родного отца во время каникул. Но прошло время, и девочка смирилась с новыми обстоятельствами. Наладились отношения с мачехой, а время, проведенное в школе, уже не казалось ей столь мучительным. Спустя десятилетия именно эти воспоминания станут для нее источником вдохновения. Карьера литератора началась с обычного дневника, который она ежедневно заполняла с 15 лет. Лидия Чарская в молодости./ Фото: livelib.ruЗамужняя жизнь Лидии оказалась недолгой. Выйдя замуж в 18 лет за жандармского ротмистра Чурилова Бориса по большой любви, она родила сына. Однако после появления мальчика на свет они расстались. Официально разрыв отношений они оформили лишь в 1901 году, а в 1913 году Лидия вышла замуж повторно. «У меня с детства была такая особенность – смотреть опасности прямо в глаза» (С) Лидия Чарская После развода с первым супругом, Лидия была вынуждена жить на средства своего отца. Но такое положение дел ее не устраивало. Она начала искать выход из сложившейся ситуации. Ведь мачехе и отцу нужно было растить еще и младших детей. В этот период в России начинало зарождаться такое движение как эмансипация. И Лидия хотела зарабатывать на жизнь собственными силами, а не обременять свою семью. Лидия Чарская за работой./ Фото: sozidatel.orgОднако, в России женщина не имела достаточно возможностей работать и получать достойное вознаграждение за свои труды. Лидия не чувствовала желания заниматься обучением детей или медициной. Работать на кого-либо она тоже не хотела. В результате она остановила свой выбор на карьере актрисы. Нельзя сказать, что эта идея родилась совсем на пустом месте — за плечами был опыт любительских спектаклей. «Нет светлее и благороднее дела артиста, который воплощает и изображает людское горе, людские радости, — признавалась тогда Лидия. — Не жажда блеска, славы толкает меня, а искренняя горячая любовь к избранному делу и еще любовь к моему ребенку, которому я хочу сказать: «Твоя мама работает для тебя, для твоего благополучия». «Что за охота убивать друг друга, когда жизнь так хороша, так прекрасна!» (С) Лидия Чарская Для осуществления своей мечты Лидия поступила на Драматические курсы в Петербурге, которые открылись при Императорском театральном училище. После них ее взяли на работу в Александрийский Императорский театр. На то время ей исполнилось 25 лет, и она начала работу под псевдонимом Чарская. Однако добиться большой популярности у нее не получилось. Отработав в одном театре 24 года, она продолжала играть лишь эпизодические роли. Самая большая роль за все годы – роль горничной. Денег, которые она получала, им с сыном не хватало, но просить у родных Лидия не хотела.

Почему взялась за перо?

Лидия Чарская.И Лидия взялась за перо… Только заработок не мог быть тому причиной. Лидия говорит, что не смогла бы писать только ради денег. Литературное творчество стало для нее хорошим выходом уйти от тоски и скучной реальности. Эта же причина толкнула в свое время Джоан Роулинг на написание истории о Гарри Поттере, которая стала литературным бестселлером. «…живите – не заживайтесь, сидите – да не засиживайтесь!» (С) Лидия Чарская И хотя Лидия не смогла добиться такого международного успеха, в России она была довольно известна. Уже первый роман «Записки институтки» в 1901 году принес ей популярность. «Записки институтки» вызвали у российских барышень бурный восторг. Издательство завалили письмами. Чарская поняла, что тема востребована, и принялась писать еще и еще. До сих пор разнятся данные, сколько из-под ее пера вышло повестей, романов и сборников рассказов. По разным данным, за 15 лет — от 80 до 300 сочинений. Разворот книги Лидии Чарской, изданной в 1912 году. Прижизненное издание.В её книгах два главных мотива – институтская юность с её первыми нравственными уроками и тяжёлая жизнь детей сирот. И все истории обязательно с хеппи-эндом. Критики обвиняли Чарскую в отсутствии фантазии и в самоповторах, зато читательницам её проза не надоедала никогда. В 1911 году ученицы женских гимназий в сочинениях на тему «Моя любимая книга» чаще всего упоминали произведения Чарской. А в библиотеках чаще её книг спрашивали только Гоголя и Пушкина. Её книги переводили на французский, немецкий, английский – абсолютный триумф! Сама Марина Цветаева в юности зачитывалась повестью Чарской «Княжна Джаваха» и даже посвятила ей стихотворение. Среди произведений читательницы были и сказки для маленьких детей, и исторические книги, и стихи, и пробы прозы для взрослых. И хотя на Чарскую обрушилась литературная слава, она не оставляла театр – всё надеялась, что ей дадут настоящую роль. Но так и не получила. Разбогатеть у Чарской тоже не получилось. Заработал на её творчестве только издатель журнала, с которым писательницу подписала кабальный для себя контракт. По этому документу она получала более, чем скромные гонорары, которых, впрочем, хватало на уверенность в завтрашнем дне и на независимость.

Забвение революции

Лидия Чарская./ Фото: pptcloud.ruИ конечно, Лидия Чарская встретила бы старость в достатке и почёте, не случись революция. Но после Октябрьской революции книги Чарской, назвали «вредными», ведь они пропагандировали «буржуазные ценности и буржуазный быт». Из библиотек изъяли все книги Чарской, новые печатать перестали, а на первом съезде заклеймили публично. 1922 года стал для писательницы трагическим. Её уволили из театра, жить было не на что, она перебивалась редкими заработками, голодала и заболела туберкулёзом. Сын, по некоторым сведениям, погиб в Гражданскую. Но дети, которые выросли на книгах Чарской, своего кумира не забыли, и уже взрослые вчерашние девочки и мальчики частенько наведывались к опальной писательнице, помогали продуктами и деньгами. В 1937 году Лидия Чарская умерла. БОНУС Книги Лидии Чарской./ Фото: kitap.tatar.ru«Помните, нет на свете порока хуже лжи! Ложь — это начало всякого зла!» (С) Лидия Чарская

Ещё одна яркая личность того времени – дочь дедушки Корнея. О том, какой была несказочная жизнь Лидии Чуковской, читайте в нашем обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Полное имя: Лидия Алексеевна Чарская (Воронова) Дата рождения: 19 января 1875 года Возраст: 62 года Дата смерти: 18 марта 1937 года Национальность: Россиянка Образование: Павловский институт благородных девиц Деятельность: Писательница, актриса Знак зодиака: Козерог Семейное положение: Была замужем Дети: Георгий Чурилов

Лидия Чарская — биография

Героинь детской писательницы Лидии Чарской – Люду Влассовскую, Нину Джаваху, Дуню Прохорову – в начале прошлого века знала каждая гимназистка. А потом про литератора забыли: ей запретили печататься, тем самым искалечив жизнь. Библиография Лидии Чарской насчитывает за время литературного творчества более 300 произведений, включая повести, рассказы, сказки, стихотворения.

Детство и юность

Лидия Чарская (настоящая фамилия Воронова) родилась в Санкт-Петербурге 19 января 1875 года в семье поручика Алексея Александровича Воронова и Антонины Дмитриевны Крахоткиной, которая скончалась при родах. Родители поженились за год до появления на свет Лиды 18 января 1874 года.

В Павловский институт благородных девиц Лидия Воронова попала в 10-летнем возрасте. Поначалу казенное заведение показалось ей унылым и неприветливым. Но у девочки не было выбора: отец после долгой скорби по ее матери, умершей в родах, наконец, нашел свою судьбу. А с мачехой Лидия не поладила.

Все понимали: это место окончательно сломит дух ребенка. Но удивительным образом все получилось иначе. К институту девочка вскоре привыкла, а позже и вовсе стала считать его началом отсчета. Именно в этих стенах к Лидии пришли идеи первых рассказов.

Литературное творчество

Стихи Лидия Чарская начала писать в 10 лет,, а прозу – в 15. Все началось с дневника, который девочка вела, фиксируя все, что происходило с ней и с ее подружками в институте. Это были первые зарисовки будущей повести «Записки институтки». После заточения в казенных стенах Лидия обрела долгожданную свободу. А едва отметив свое 18-летие, попала в другой плен – супружеский. Ротмистр Борис Чурилов был намного старше ее, но так отчаянно умолял пойти с ним под венец, что неопытная девушка уступила. Так Воронова (Чарская) стала Чуриловой. Спустя два года у пары родился сын Георгий. Но за появлением первенца последовал развод: супруг по долгу службы отправился в Сибирь, а Лидия отказалась ехать с ним. В обществе ее осудили, а в церкви наложили епитимию на семь лет. Чтобы даже думать не смела о замужестве в будущем! А у Лидии и времени-то на это не было: она воспитывала сына, еле сводя концы с концами. Обременять своего отца не хотела, однако и уйти с любимой, но малооплачиваемой работы не могла. Чарская служила в Александринском театре, куда попала почти чудом. Всегда мечтавшая о карьере артистки, она сначала поступила на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское театральное училище, а затем испытала судьбу, попросившись в театральную труппу. И ведь взяли! Роли ей доставались в основном второстепенные, но она не роптала. Единственное, переживала, что однажды не хватит денег на пропитание себе и сыну, а потому постоянно искала подработку. Однажды Лидия проходила мимо крупного издательства. А вдруг им нужны переписчицы?.. Зашла, познакомилась с владельцем. Он не отказал – попросил принести записи, чтобы посмотреть почерк. Лидия взяла тот самый дневник. Но в нем издателя заинтересовало вовсе не ее письмо, а сюжеты. Так в 1901 году отрывок из институтских записей появился в детском журнале «Задушевное слово».

Произведение Лидия Чурилова подписала псевдонимом -Лидия Чарская. Почему выбрала именно такую фамилию? Современники предполагали: начинающая писательница ориентировалась на манящие слова «чары» и «очарование». Она, несомненно, мечтала, чтобы все – и зрители в театре, и читатели ее заметок в прессе – были очарованы ею. И ее мечта осуществилась. Лидия и сама не ожидала столь быстрого признания. Читатели с нетерпением ждали каждый новый номер «Задушевного слова», чтобы прочесть продолжение повести Чарской. Вдохновленная, она взялась за книги. Писала в основном про гимназисток, про нравственные устои для подрастающего поколения. Ее главными читательницами становились они же. Юные девушки прятали книги Чарской под партами, наслаждались сюжетами в перерывах между уроками, обсуждали их между собой, примеряли на себя роли героинь. Согласно одному из соцопросов, проведенных среди девочек-подростков в 1910-х годах, Лидия Чарская попала в тройку самых читаемых авторов. Ее именем даже была названа стипендия для гимназистов! Произведения Чарской выпускались одно за другим – «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Лесовичка», «Сестра Марина»… Многие из них были переведены на иностранные языки. Но это не помогло Лидии разбогатеть: коммерческая жилка ее мечтательной натуре была несвойственна. Издатель платил Лидии лишь за первые издания книг -деньги, вырученные благодаря переизданиям, до нее не доходили. Вместо гонораров она получала сладости и цветы и… была тому искренне рада. Зато ушлый делец целых 17 лет подсчитывал немалую прибыль, перевыпуская плоды труда известной писательницы… А потом грянул 1917-й. С приходом советской власти многих деятелей культуры обвинили в буржуазно-мещанских взглядах. У Чарской все осложнялось еще и дворянским происхождением. Исход был предрешен. Произведения Лидии причислили к бульварной литературе, а вскоре запретили вовсе. В 1918 году Чарская выпустила свою последнюю повесть. Закрылся и журнал «Задушевное слово», ее последнее окно в большой мир. Лидии удалось опубликовать еще пару небольших рассказов под чужим именем, но… это было уже не то. Оглушительный успех остался в прошлом. Еще вчера книги Чарской читали и перечитывали, поклонницы ее творчества присылали восторженные и доверительные письма. Да и жила она относительно безбедно. А что теперь? Как смириться с новой реальностью, в которой ты уже никому не нужна?.. Куда тяжелее писательница воспринимала «показательные суды», которые отныне устраивались не только над ней, но и над ее произведениями. Книги Чарской называли бездарными, пошлыми, глупыми и чрезмерно сентиментальными. Героев – бездушными и стереотипными. Неужели и правда подростки, которые еще недавно взахлеб читали о переживаниях Люды Влассовской и княжны Джавахи, напрочь позабыли своих героинь? Конечно, нет! Однако открыто проявлять благосклонность к любимой писательнице они не могли. Оставалось лишь поддерживать ее – кто как мог. Тем более помощь Лидии Алексеевне действительно требовалась. В 1924 году Чарскую уволили из театра, которому она отдала большую часть жизни. Объяснили, что из-за «преклонного» возраста. А ведь женщине не было и 50 лет! Позже, памятуя о ее прежних заслугах, Лидию Алексеевну стали приглашать статистом – и та безропотно соглашалась, хотя платили за это сущие копейки. Она откровенно бедствовала: пенсия мизерная, работы нет. Первое время хлопотала о подобиях, но тщетно. Вместе со своим третьим мужем Алексеем Лидия ютилась в крохотной квартирке на Разъезжей улице, все в том же городе на Неве. Войти в их более чем скромное жилище можно было только с черного хода. Многие обходили опальную писательницу стороной: худая, бледная, в одном и том же длинном пальто не по размеру зимой и летом -словно блаженная. Л ишь соседские девочки проявляли сочувствие: приносили продукты, помогали поддерживать порядок в квартире. А Чарская в благодарность давала им почитать свои рукописи – старые и новые, уже никому не нужные…

Личная жизнь

3 ноября 1894 года Лидия Чарская вышла замуж за ротмистра Бориса Чурилова. Через два года, 15 декабря 1896 года, у них родился сын Георгий. Прожив вместе 5 лет супруги разошлись. Сын Георгий Чурилов учился в Санкт-Петербургской гимназии. Умер в декабре 1936 года. Второй брак у Лидии Чарской состоялся в апреле 1914 года с Василием Стабровским, который был молодже Лидии на 17 лет Причина расторжения брака остались неизвестны. 15 мая 1920 года Лидия выходит замуж в третий раз за Алексея Иванова, который служил красноармейцем. После бракосочетания оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет.

Болезнь и смерть

Скончалась Лидия Чарская 18 марта 1937 года. Причиной смерти болезнь легких. Заболев туберкулезом и не имея сил бороться с болезнью, 62-летняя писательница ушла тихо и безропотно. Две читательницы, пришедшие проводить ее в последний путь, пришли в ужас от убогости обстановки: гроб с телом, стоящий на столе, и… больше ничего. У пожилых супругов не было денег даже на стулья! Вспомнили о Чарской лишь в 1990-е. Начали активно переиздавать ее книги, печатать статьи, произведения писательницы включили в школьную программу. Жаль, сама Лидия Алексеевна этого уже не увидела.

Читайте еще по этой теме:

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • Олег Борисов
  • Александр Пушкин
  • Владислав Дворжецкий
  • Гала Дали
  • Алексей Бродович
  • Рина Зеленая
  • Юрии Шерстнев
  • Владимир Яглыч

В этот день родилась русская детская писательница и актриса Лидия Алексеевна Чарская.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в Санкт-Петербурге 19 января 1874 года у прикомандированного к Николаевской Инженерной академии поручика Лейб-Гвардии Егерского полка Алексея Александровича Воронова и Антонины Дмитриевны Крахоткиной.

Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Возможно, это помогло им обоим перенести тяжкую потерю. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Но однажды все переменилось. Отец женился. В дом вошла чужая женщина. Отношения с новой хозяйкой дома настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отвезти ее в Петербург в Павловский женский институт. В то время семья жила в Шлиссельбурге, этого требовала военная служба отца. Дорогу Лида не помнила, но зато в памяти навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института, который жил по строгим, раз и навсегда установленным правилам. Для живого впечатлительного ребенка институт показался казармой, тюрьмой, в которой ей предстояло теперь жить.

Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились.

В августе 1897 года Лидия подала прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре, впервые начала использовать фамилию-псевдоним Чарская. Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами “чары”, “очарованье”, “колдовство”. Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

В сентябре 1900 года была утверждена неклассным художником на действительной службе в Императорских театрах. Окончив курсы спустя год она поступила в Александринский театр.

За работу в театре платили не слишком много, что в конечном итоге и подтолкнуло Лидию, очень нуждавшуюся в средствах, к писательскому делу: в 1901 году она начала писать повесть В«Записки институткиВ», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям в детском журнале В«Задушевное словоВ», под её сценической фамилией Чарская.

Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: „Нет книг Чарской“В». По словам Ф. Сологуба, В«…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряженности и пылкости…В» Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Чарской.

Повести “Княжна Джаваха”, “Люда Влассовская”, “Вторая Нина”, “Записки маленькой гимназистки”, “Сибирочка”, “Лесовичка”, рассказы “Волька”, “Первый день”, “Два сочельника”, “Корректорша Варкунина”, сказки “Золотая свирель”, “Волшебная сказка” и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.

После Октябрьской революции Чарская, как и все другие писатели дворянского происхождения с В«буржуазно-мещанскими взглядамиВ» в творчестве, попала под запрет, а её книги были причислены к бульварной литературе. В 1918 году закрылся журнал В«Задушевное словоВ», и последняя повесть Лидии Чарской, В«МотылёкВ», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом В«Н. ИвановаВ».

В 1924 году она ушла из театра, жила на актёрскую пенсию.

В школах устраивались В«показательные судыВ» над Чарской. В 1920 году была составлена В«Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотекВ», в списке которой упомянуты книги Чарской. В дальнейшем инструкция была пересмотрена и многие книги вновь были разрешены, но произведения Чарской так и остались под запретом. В школах самым обидным для девочки стало обвинение в том, что она похожа на институтку из книг Чарской.

Сама писательница подвергалась травле со стороны коллег литераторов:

Виктор Шкловский написал статью “О пище богов и о Чарской” (название “Пища богов” он позаимствовал у Геpберта Уэллса) в “Литературной газете”:

…Ко мне пришла веселая, шумливая компания пионеров. Шумели они о разном. И между прочим говорили они о том, можно ли читать Чарскую, можно ли читать Клавдию Лукашевич? Хорошая книга В«Маленький лорд ФаунтлеройВ»? Они мне напомнили о таких книгах, которые я читал лет тридцать назад. В каких трещинах живут эти книги? Что им дает это паршивое бессмертие?

<…>

Эти институтки, которые описаны Чарской, – не думал я, что придется мне о них писать, – эти институтки были жалкие ограниченные люди. Они живут в плохих книгах, которые вы читаете....”

Корней Чуковский выступая на Первом съезде советских писателей:

Нашим нынешним детским книгам надо противопоставить тогдашнюю детскую литературу для масс. Об этой детской литературе для масс принято теперь говорить очень много плохого, но самое плохое в этом отношении ещё не указано. Раньше всего необходимо сказать, что она была вся продажна и за планомерное развращение детей получала от правительства деньги… Чарскую нельзя трактовать (как её трактуют теперь) как пошлую романтическую институтку. Чарская отравляла детей сифилисом милитаристических и казарменно-патриотических чувств. В«Победа русского оружияВ», В«мощный двуглавый орёлВ», В«русские молодецкие грудиВ», В«обожаемый русский монархВ» – это было у неё на каждом шагу… Когда русское В«христолюбивое воинствоВ» ночью В«искрошилоВ» спящих горцев, она пролепетала со сладенькой институтской ужимкой: В«Сладкое чувство удовлетворённой местиВ».

Самуил Маршак на том же съезде:

“...вслед за яростными критическими атаками, которые он вел на слащавую и ядовитую романтику Чарской и ей подобных. “Убить” Чарскую, несмотря на ее мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко. Ведь она и до сих пор продолжает, как это показала в своей статье писательница Е. Я. Данько, жить в детской среде, хотя и на подпольном положении. Но революция нанесла ей сокрушительный удар. Одновременно с институтскими повестями исчезли с лица нашей земли и святочные рассказы и слащавые стихи, приуроченные к праздникам.”

Поэтесса Елизавета Полонская сохранила в своем архиве письмо Чарской, написанное в 1920-е годы, в котором писательница рассказывает о своей тяжелой ситуации:

…я третий месяц не плачу за квартиру…и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным — мужу и мне — ужасно…

Однако были и те, кто хорошо отзывался о Лидии Алексеевне. Борис Львович Васильев, сын офицера российской императорской армии и русской дворянки, автор повести “А зори здесь тихие” и сценария к фильму “Офицеры”, однажды написал:

Если Григорий Петрович Данилевский впервые представил мне историю не как перечень дат, а как цепь деяний давно почивших людей, то другой русский писатель сумел превратить этих мертвецов в живых, понятных и близких мне моих соотечественников. Имя этого писателя когда-то знали дети всей читающей России, а ныне оно прочно забыто, и если когда и поминается, то непременно с оттенком насмешливого пренебрежения. Я говорю о Лидии Алексеевне Чарской, чьи исторические повести – при всей их наивности! – не только излагали популярно русскую историю, но и учили восторгаться ею. А восторг перед историей родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней. И первые уроки этой любви я получил из “Грозной дружины”, “Дикаря”, “Княжны Джавахи” и других повестей детской писательницы Лидии Чарской.

И дети по-прежнему читали её книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Чарской продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи.

Чарская была кем-то вроде русской Джоан Роулинг, к тому же добропорядочной, благонамеренной и патриотичной. Она писала не только о сказочных персонажах и o гимназистках с институтками, но и, например, о героине Отечественной войны 1812 года кавалерист-девице Дуровой.

Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли около 80 произведений.

31 января 1875 г. Санкт-Петербург, Российская империя 18 марта 1937 г. Н. Иванова

Лидия Алексеевна Чарская — русская детская писательница и поэтесса, актриса.

История семейства и появления на свет

Лидия Чарская появилась на свет, предположительно, 31 января 1875 года в Царском селе; в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ, также есть упоминания о том, что на самом деле писательница родилась в 1876 году.

Сведений о ее семье мало. Отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры.

Юные годы

Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге. Впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.

В 18 лет, с отличием окончив институт, она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим. Вскоре он уехал в Сибирь на место службы, покинув жену с новорожденным сыном. Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге.

В 1898 году, после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 года. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли. Платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу.

Тяжелые времена

В 1917 году грянула революция, и Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — все говорило не в пользу писательницы. В 1924 году она ушла из театра, жила на актерскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским.

Дети по-прежнему с удовольствием читали ее книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Лидии Алексеевне продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи. Неизвестно, что стало с сыном писательницы, Юрием. Считается, что он погиб во время Гражданской войны, однако по некоторым данным он остался жив, в тридцатые годы служил на Дальнем Востоке.

Умерла Лидия Чарская в 1937 году в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище.

Всего за 20 лет творчества из под пера писательницы вышли около 80 произведений.

  • Книги на ЩПодборки
  • Новый год и РождествоПодборки

image

Экранизации

Сибирочка (сериал) (реж. Владимир Грамматиков), 2003г. 53. image Танец с драконами. Книга 2. Искры над пеплом 54. image Записки юного врача 55. image Часодеи. Часовая битва 56. image Отверженные Весь рейтинг

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий