Пьер Бомарше биография

Биография

Пьер-Огюстен Бомарше — французский драматург второй половины XVIII века. Жизнь писателя была наполнена невероятными авантюрами и приключениями. Пьер-Огюстен преподавал игру на арфе дочерям короля Людовика XV, поставлял оружие американским борцам за независимость, отстранял от испанского двора обидчика сестры и спекулировал на фондовом рынке Франции. Окружена легендами и история браков литератора.

Детство и юность

Драматург родился зимой 1732 года. Пьер-Огюстен как единственный сын часовщика Анри-Шарля Карона должен был унаследовать семейное дело парижского отца-часовщика. Всего Анри-Шарль и его супруга Луиза родили 10 детей, из которых выжили шестеро.

Отучившись 3 года в школе, мальчик начал осваивать семейное ремесло и через несколько лет изобрел механизм запуска часов «двойная запятая». Однако запатентовать изобретение Карону-младшему не удалось из-за конфликта с отцом, который в итоге сделал преемником зятя Жана Антуана Ле Пина. Уже будучи писателем, Пьер-Огюстен стал родоначальником авторского права во Франции.

Личная жизнь

Первый раз сын часовщика женился в 24 года. Супругой Пьер-Огюстена стала состоятельная вдова Мадлен-Катрин Обертин Франкё. Через несколько месяцев после свадьбы мужчина добавил к фамилии, унаследованной от отца, аристократически звучащее де Бомарше в честь поместья, принадлежавшего жене.

В 1758 году Мадлен-Катрин скоропостижно скончалась. По Франции поползли слухи, что причиной внезапной смерти 35-летней женщины стал яд.

Второй брак Бомарше оказался очень похожим на первый. Вновь невестой Пьер-Огюстена стала богатая вдова. Опять супруга Бомарше умерла через 2 года после свадьбы, не дожив до 40-летия. Женевьев Мадлен Левёк успела родить начинающему литератору сына и дочь, имя которой Пьер-Огюстен увековечил в своей ранней пьесе «Евгения». Однако оба ребенка драматурга от второй супруги умерли юными.

Печальная слава Бомарше как отравителя нашла отражение в маленькой трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Вольфганг Амадей интересуется у Антонио, действительно ли автор «Тарара» «кого-то отравил».

Дружба с Сальери была важной частью личной жизни Бомарше. Во время работы над злободневной и коммерчески успешной оперой «Тарар» композитор год прожил в доме драматурга.

Молодому Пьер-Огюстену покровительствовал французский финансист Жозеф Пэрис Дюверне. После смерти аристократа драматург обнародовал завещание, согласно которому покойный оставил все состояние Бомарше. Литератора обвинили в подделке документа. Бомарше едва избежал тюремного заключения, но был опозорен. В 1778-м драматург выиграл дело о наследстве Дюверне, причем большую роль в победе сыграло произведение литератора «Мемуары».

8 марта 1786 года писатель узаконил отношения с Марией Терезой де Виллер-Мавлаз, с которой у Пьер-Огюстена еще в 1777-м родилась дочь Амели-Эжени. Единственная наследница литератора еще при жизни отца подарила ему внучку Пальмиру.

Всего Амели-Эжени стала матерью четверых детей. Жан-Пьер Деларюэ Карон де Бомарше — соавтор «Словаря франкоязычной литературы», изданного в конце 20-го века, и второй муж актрисы и предпринимательницы Филиппин де Ротшильд — приходится драматургу праправнуком.

Творчество

Центральное место в библиографии Бомарше занимает драматургическая трилогия о севильском цирюльнике (парикмахере и брадобрее, выполняющем также функции лекаря) Фигаро. Действие произведений перенесено автором в Испанию по цензурным соображениям. Имя персонажа созвучно испанскому слову picaro, означающему «хитрец, пройдоха». Предшественник Фигаро — Пикаро — герой испанских плутовских романов.

Образ неунывающего брадобрея от пьесы к пьесе претерпевает изменения. В 1-й части («Севильский цирюльник») Фигаро — веселый проходимец, слова которого расходятся на цитаты, что-то вроде Остапа Бендера эпохи Возрождения. Во второй — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — герой становится выразителем основных идей французской революции. В третьей — «Виновная мать, или Второй Тартюф» — постаревший Фигаро превращается в образцового слугу, плетущего интриги в интересах господ.

Трилогия о севильце вдохновила многих европейских композиторов на создание опер. В 21-м веке в двадцатку самых популярных произведений этого жанра входят «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. Однако первая опера о брадобрее, написанная Джованни Паизиелло, была поставлена еще при жизни драматурга в Санкт-Петербурге.

Смерть

Автор «Севильского цирюльника» скончался в мае 1799 года. Причиной смерти 67-летнего литератора стал инсульт.

Пьер-Огюстен похоронен в парижском некрополе Пер-Лашез. Интересный факт: могила родившегося через 2 дня после кончины Бомарше прозаика Оноре де Бальзака находится на том же кладбище.

Биография драматурга легла в основу книги Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» («Оружие для Америки») и нескольких фильмов. Наиболее известна картина Эдуара Молинара «Безрассудный Бомарше» 1996 года, в которой роль литератора-авантюриста исполнил Фабрис Лукини.

Цитаты

«Обычай часто является злом».

«Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок».

«Наиболее виновные — наименее великодушны, это общее правило».

«Если занять людей их собственными делами, то в чужие дела они уже не сунут носа».

«До чего же глупы бывают умные люди!».

Библиография

  • 1767 — «Евгения»
  • 1770 — «Два друга»
  • 1773 — «Севильский цирюльник»
  • 1778 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1787 — «Тарар»
  • 1792 — «Виновная мать, или Второй Тартюф»

Пьер-Огюстен Карон родился 24 января 1732 года в семье часовщика Андре-Шарля Карона и Мари-Луиз Пишон. Маленький Пьер не отличался особенным послушанием и всё свободное время проводил на улице, где вместе с другими мальчиками и девочками участвовал в шумных играх и развлечениях. Интересно, что в любой забаве Карон исполнял главную роль. Особенно он любил устраивать потешные суды со своими друзьями, на которых разбирались их жалобы. Копируя поведение взрослых, Пьер решал дела так, что и истец, и ответчик наказывались одинаково.

image Пьер Бомарше. (gutenberg-e.org)

В 10 лет мальчик начал учиться в школе в Альфоре. Здесь Пьер пробыл только три года. Почему отец забрал сына из школы, точно непонятно. Скорее всего, у него не было средств, чтобы продолжать содержать и учить ребёнка. Старший Карон надеялся, что подросток станет хорошим помощником и работником. Ожидания отца не оправдались: в 13 лет Пьер вёл праздную жизнь, занимаясь музыкой. Юноша сошёлся с «жуирующей молодёжью». Это привело к тому, что он стал поздно возвращаться домой или вовсе пропадать на несколько дней. Подобное поведение разгневало Карона, и отец выгнал сына из дома.

Изгнание, которое принято считать фиктивным, сильно повлияло на мировоззрение молодого человека. Он всеми силами пытался вернуться домой и заслужить прощение. В результате подписания «договора», определявшего условия проживания юноши на родной улице Сен-Дени, Пьер помирился с родителями и стал заниматься семейным делом. Атмосфера, окружавшая его с тех пор, во многом сформировала характер Бомарше.

Первые успехи

Талант, замеченный старшим Кароном, скоро проявил себя: Пьер изобрёл совершенно новый часовой механизм, сделавший автора изобретения известным во всей стране. Это открытие было совершено в июле 1753 года. Многие исследователи утверждают, что если бы Бомарше сделал нечто другое, то он никогда бы не добился успеха. Подобная точка зрения объясняется историческими реалиями того периода развития французского общества. Тогда часы считались не просто прибором для измерения времени, а предметом роскоши, показателем статуса человека.

image Людовик XV. (Photos.com/Jupiterimages)

После утверждения изобретения Академией наук талантливый мастер получил большое количество заказов от самых известных людей Франции. Людовик XV присвоил ему титул придворного часовщика. Он равно был заинтересован и в мастере, и в его работах. Пьер Карон преподнёс королю часы с новым механизмом и продемонстрировал их придворным. Влияние изобретателя при дворе росло.

Благодаря своему ремеслу наш герой познакомился с Марией-Мадленой Франке, которая должна была стать его женой. Свадьба состоялась 22 ноября 1756 года. С этого момента Пьер добавляет к своей фамилии «де Бомарше» от названия имения супруги, существование которого не подтверждено. Мария умерла через год после свадьбы, 29 сентября 1757 года. Сразу распространились слухи о том, что Пьер отравил её. В их основе, конечно, лежало желание очернить успешного молодого человека, заслужившего одобрение короля.

Лишившийся богатства жены Бомарше вернулся к занятиям музыкой, которые очень не любил его отец. Он играл на разных инструментах, но особенное внимание уделял арфе. Как талантливый механик, Пьер внёс изменения в её конструкцию и снова оказался в центре внимания. Новости о его прекрасной игре на арфе достигли Людовика XV, и король пригласил Бомарше в качестве учителя к своим дочерям. Однако завистники не оставили попыток подорвать доверие главы Франции к самородку. Они каждый раз напоминали королю о низком происхождении Пьера, открыто смеялись над бывшим часовщиком, распространяли грязные слухи о ничтожном положении его отца. Бомарше удавалось сохранять своё честное имя, но постоянные столкновения истощали его силы. Свидетельством подавленного состояния Пьера является его поэма «Оптимизм», в которой он выступил против мысли о возможности счастья человека на земле.

Новые поиски

В то время, когда Бомарше находился в глубокой меланхолии, один из самых известных людей Франции 18-го века — Пари-Дюверне — мечтал стать покровителем наук и образования. В 1751 году он с помощью мадам Помпадур получил разрешение на строительство военной школы. Время шло, и работы подходили к концу. Все усилия привлечь внимание короля к новому учреждению были тщетны. Тогда Пари-Дюверне предложил талантливому музыканту Пьеру стать его компаньоном. Эта затея увенчалась успехом, и Бомарше получил возможность «заработать достояние» под руководством миллионера. Для полного счастья амбициозному молодому человеку не хватало только дворянского чина.

Вскоре представилась замечательная возможность добиться желаемого. Старший Карон уступил просьбам сына, положившись на Пари-Дюверне, и разрешил ему оставить занятия часовым делом. 9 декабря 1761 года Пьера назначили секретарём короля. Затем обстоятельства сложились так, что через несколько месяцев после этого освободилась очень выгодная должность надзирателя вод и лесов. Конечно, Бомарше решил претендовать на неё. Однако его враги не могли допустить очередной успех «выскочки» и вступили в борьбу с ним. Спор затянулся, и на эту должность назначили другого человека. Тем не менее Пьер оказался во французской администрации: купил себе чин генерал-лейтенанта королевской охоты. В этом статусе Бомарше пробыл с 1763 по 1773 год.

В 1764 году, сделав перерыв в дворцовой службе, он уехал в Мадрид, чтобы восстановить доброе имя своей сестры, Лизетты Клавиго, обманутой женихом. В Испании Пьер показал все свои лучшие качества: сумел добиться расположения министров, приблизиться ко двору и избавиться от старого соперника. И всё-таки он не реализовал ни один из своих проектов.

Когда Бомарше вернулся в Париж, состоялся его литературный дебют. В 1767 году вышла пьеса «Евгения», а в 1770-м — драма «Два друга». Чем были вызваны эти события? Во-первых, его семья всегда проявляла особый интерес к сентиментальной литературе. Склонность писателя к ней предопределила характер первых произведений. Во-вторых, личный опыт Бомарше. Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится представителю «третьего сословия». В-третьих, Пьер всегда любил пробовать себя в чём-то новом. «Евгения» и «Два друга» не пользовались популярностью у зрителя, но эти несколько лет автор запомнил как самые спокойные и счастливые в его жизни.

«Евгения». (larousse.fr)

В 1770 году умер компаньон и друг Бомарше Пари-Дюверне, и его наследники обвинили Пьера в обмане. Начался судебный процесс, на котором он должен был продемонстрировать свои ораторские способности. Сначала Бомарше везло, и он выиграл дело в первой инстанции. Однако потом удача отвернулась от него, и во второй инстанции Пьер проиграл. Писатель пытался расположить советника к себе, из-за чего стал участником нового дела о попытке подкупа государственного чиновника. Перед ним стояла трудная задача: нужно было убедить парламент, что отданные деньги — подарок, а не взятка. К решению этого вопроса Бомарше подошёл творчески. Он выпустил «Мемуары», где со свойственной ему беспощадностью обличил судебную систему Франции. Работа имела колоссальный успех. 26 февраля 1774 года процесс завершился. Судья был снят с должности, а его жена и Пьер получили выговор. «Продолжения мемуаров» помогли Бомарше одержать победу над наследниками Пари-Дюверне.

Во время войны за независимость в США (1775−1783 гг.) Бомарше через организованную им фирму обеспечивал поставки оружия для восставших американцев. Интересно, что деньги, затраченные на это, правительство США не вернуло ни Пьеру, ни его наследникам.

Появление Фигаро

На период 1774—1784 гг. приходится расцвет творчества Бомарше. В это время он писал своему отцу: «Моей голове не чуждо ничто из самого широкого и возвышенного: она одна понимает и охватывает то, что заставило бы отступить дюжину обыкновенных и неподвижных умов».

Первый вариант «Севильского цирюльника» был написан в 1772 году. Значительное влияние на пьесу оказало пребывание писателя в Испании, где он увлёкся интермедиями (короткие пьесы, которые ставились в перерывах между действиями основного спектакля). Изначально Бомарше хотел, чтобы «Цирюльник» ставился на итальянской сцене, но там комическую оперу отвергли. К 1774 году Пьер переработал произведение и сделал его обычной комедией. Первое представление было запланировано на 12 февраля 1774 года. За день до него полиция сняла все афиши с «Севильским цирюльником». Люди, раскупившие билеты в театр, ожидали увидеть там отголоски недавнего судебного процесса, но Бомарше в четвёртом выпуске мемуаров требовал самого строгого наказания для себя, если это будет отражено в пьесе. В итоге «Цирюльника» показали в 1775 году. Автор добавил пятый акт, отвечавший запросам публики, но комедия провалилась.

«Севильский цирюльник». (loree-des-reves.com)

В 1781 году была написана «Женитьба Фигаро». Несмотря на то, что в это время у Бомарше установились хорошие отношения с правительством, пьесу долго не допускали к постановке. Как и «Тартюф» Мольера, она вышла на сцену после её чтения в частных кружках и домашних театрах. Решающую роль сыграла постановка в доме графа Водрёйля. 27 апреля 1784 года «Женитьба Фигаро» с большим успехом была представлена во французском театре. Люди, жаждавшие увидеть новинку, не могли достать билеты. По мнению Барро, после этой пьесы «в душную и тёмную Францию вдруг полился свет, повеял свежий воздух при громе весёлого смеха, так и подмывавшего на борьбу».

«Женитьба Фигаро», бывшая продолжением «Севильского цирюльника», имела гораздо большее значение для общества. Фигаро стал благородным и ярким выразителем мнения народа, его желаний и надежд. Корни этого следует искать в духовном родстве автора и героя.

Успех сопутствовал новой работе Бомарше не только на родине, но и в других странах. В частности, в России, где о ней узнали благодаря переводчику Лабзину.

«Женитьба Фигаро» стала апогеем творческой славы Пьера Бомарше. После неё он потерял ключ к понимаю общественных явлений и не видел тех ростков новых идей и мнений, которые появлялись вокруг него. Как говорит Барро, «дороги писателя и общества расходятся всё больше и больше».

«Женитьба Фигаро». (larousse.fr)

Последние годы

В 1787 году Бомарше принял участие в судебном процессе, который продлился два года. Он встал на защиту госпожи Корнман, обвинённой в неверности супругу. Как и раньше, Пьер продемонстрировал свои способности в литературе и ораторском искусстве и выиграл дело. Однако люди не разделили его позицию и остались на стороне обиженного супруга.

В 1792 году Бомарше предпринял попытку снова выпустить свои «Мемуары», но публика встретила их равнодушно. Неудачной оказалась и постановка последней части трилогии о Фигаро — «Виновная мать, или Второй Тартюф».

Драматург попытался издать сочинения Вольтера и потратил на это предприятие большую сумму. Затраты не окупились: плохая подготовка материала для сборника привела к убыткам. Кроме того, в 1792 году Бомарше не выполнил условия договора с правительством по поставке для армии 60 тыс. ружей. Лишь бегство в Лондон спасло его от грозящего наказания.

Бомарше умер 18 мая 1799 года. Кончина стала большой неожиданностью для всей семьи. Одного из известнейших деятелей эпохи похоронили в его доме-замке.

Многие любят постановку «Женитьбы Фигаро» с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. Автор пьесы, Пьер Бомарше, — один из самых известных французских писателей. Но мало кто знает, что чуть ли не больше, чем сценарии для театральных постановок, денег ему приносила деятельность в качестве тайного агента короля.

Бойкий юноша ищет состоятельную вдовушку, чтобы составить её семейное счастье

В самом создателе Фигаро было очень много от его создания. В этот мир он вошёл, конечно, не с самых низов — сын часового мастера, но и не так, чтобы с той отправной точки, чтобы потом лично общаться с королём (а ведь общался!). Только отчасти ему помогли музыкальный и литературный дар, куда больше — хорошо подвешенный язык, умение строить сложнейшие тактические и стратегические расчёты и быстрый ум. Начать с того, что никакого дворянского “де Бомарше” после его имени — Пьер Огюстен — изначально не стояло. Он был просто Карон. Пьер Карон родился в Париже, в 1732 году. С малых лет его обучали механике, чтобы однажды он унаследовал дело отца. А нравилось ему учить — музыку. Музыканты были в большой моде. Те, кому не везло найти патронов, которые взяли бы их личными музыкантами, всё же неплохо устраивались учителями музыки в дворянских домах. Знакомство Пьера Карона с королём Людовиком XV так и состоялось — молодой, симпатичный, обаятельный, с огромным даром убеждения парижанин сумел устроить так, чтобы его наняли обучать игре на арфе королевских дочерей. Такой эпизод уже мог бы стать верхней точкой карьеры — для многих, но не для Пьера Карона. Ему хотелось немного больше денег, немного больше известности, немного больше уважения и немного больше общественного веса. Принцесса Мари-Аделаида, одна из учениц Пьера Карона. Портрет Кисти Жана Марка Наттье.Он женится сначала на одной богатой вдове (значительно старше), мадам Франкё, потом на другой, мадам Левёк. Понятное дело, сначала умерла первая, и это доставило немало неприятностей. Во-первых, поползли слухи, что Карон, то есть теперь уже де Бомарше (то есть владелец поместья Бомарше), первую жену отравил, и укрепись они, это стало бы его социальной смертью. Во-вторых, смерть жены поставила его в очень финансово невыгодную ситуацию, поскольку кредиторы, которых устраивало, что мадам де Бомарше выплачивает долги потихоньку, Карону не верили и разом пришли требовать своё. Ну, и вместе со смертью мадам де Бомарше умерли её социальные связи, чего Карон не мог не предвидеть — так что он был последним, кому была выгодна смерть его многоуважаемой, в почтенных летах, жёнушки. По счастью, не отвернувшийся от де Бомарше товарищ, банкир Дюверне, с которым де Бомарше сотрудничал, помог расплатиться с долгами, а слухи наткнулись на высказывание Вольтера о том, что для отравления жены Бомарше слишком смешон — оно понравилось общественности, и де Бомарше освободили от тяжёлого, хотя и неофициального, обвинения.

Сражения господина Пьера Карона с придворными обманщиками Испании и Франции

Второй брак де Бомарше обошёлся без скандалов, зато скандал подкинула родная сестра: её совратил и бросил испанский писатель Хосе Клавихо и Фахардо. Писатель он был непростой, а придворный, так что, когда де Бомарше засобирался в Мадрид требовать справедливости при королевском дворе, можно было только пальцем у виска покрутить: кто тебя будет слушать, парижанин, кому есть дело до дочери часовых дел мастера? Де Бомарше прибыл в Мадрид, де Бомарше добился того, чтобы его выслушали, де Бомарше произнёс речь, которая не дошла до нас — и невероятно, но совратителя лишили должности и, конечно, удалили от двора. Сделал это лично испанский король! Не удивлён был, казалось, один Бомарше. Его планы почти никогда не проваливались. Почти. Фабрис Лукини в заглавной роли в фильме *Наглец Бомарше*.Через шесть лет после злополучного происшествия с сестрой Бомарше столкнулся с новой неприятностью, которая последовала за личным горем: умер его друг и деловой компаньон Дюверне, тот самый, что некогда помогал расплатиться с долгами. К тому времени Бомарше уже сумел получить немного прибыли и вложиться в дело Дюверне, так что уже банкир был ему должен, но после его смерти добиться возврата долга не удалось. Наследники Дюверне не просто не пожелали возвращать долга, но и обвинили Бомарше в обмане. Конечно, последовала тяжба. Де Бомарше проиграл, и не просто проиграл, а после взяток, переданных через жён судей — и часть этих взяток они не вернули. Он обвинил судей в бесчестности — те заклеймили его лжецом. Пошёл новый виток противостояния, который де Бомарше оборвал очень изящно — выпустил большой текст о том, как бесчестно работают судьи во Франции. Текст впечатлил самого короля. В конечном итоге судьям пришлось отозвать обвинение Бомарше в клевете, а наследника Дюверне — отдать долг. Это была не первая победа пера Бомарше. Когда он был ещё молод и, как часовщик, изобрёл анкерный спуск — механизм, повышающий точность хода часов, который используется и в наше время. На момент изобретения Карону, будущему Бомарше, был двадцать один год. В таком возрасте настоящим ударом было узнать, что обещавший Карону поддержку придворный часовщик… Предоставил изобретение юноши королю как своё собственное! Пьер Карон опубликовал открытое письмо, разоблачающее придворного часовщика. Это письмо обратило на себя внимание должностных лиц, и они ознакомились с доказательствами Карона — предшествующими моделями механизма, каковых у вора, конечно, не было. Справедливость восторжествовала, Карону вернули авторство, а новые часы ему заказала сама мадам де Помпадур. Карон вмонтировал их в перстень. Несмотря на скромные размеры — около сантиметра в диаметре — они шли с отставанием не больше секунды в неделю. Пьер Бомарше в возрасте двадцати трёх лет, портрет кисти придворного художника Наттье.Кстати, придворным учителем игры на арфе Карон стал после того, как изобрёл педаль, которая делала управление звуком точнее, а сам звук — чище. Для того, чтобы усовершенствовать инструмент, он и сам на нём научился играть в совершенстве. Музыкант, оратор, драматург, механик — уже многовато талантов для одного человека? Как бы не так, ведь де Бомарше был ещё и королевским тайным агентом. И задания ему назначал лично король Франции.

Человек короля

Считается, что именно по поручению французского короля Бомарше подогревал войну за независимость в Америке, которая так выгодно ослабляла и отвлекала Британию — он вдруг заделался торговцем оружием и боеприпасами и, кроме того, секретно вербовал в помощь американцам опытных повстанцев-офицеров, в основном из числа польских эмигрантов. Другим заданием Бомарше было уничтожить весь тираж компрометирующих записей о мадам Дюбарри, фаворитке короля, который готовился к публикации в Лондоне, и взятками добиться того, чтобы подобных публикаций в Британии больше не всплывало. Бомарше справился, хотя это оказалось очень непросто. Кадр из фильма *Наглец Бомарше*.Но самой легендарной операцией Бомарше стало обнаружение и переговоры с другим тайным агентом французского короля, взбунтовавшимся д’Эоном. Заданием было добиться того, чтобы д’Эон вернул секретные документы и притом ещё однозначно вышел из игры. Всё осложнялось тем, что сам д’Эон небезосновательно опасался того, что его собираются убить. В результате Бомарше уговорил своего мятежного коллегу подписать документы, по которым он признавал себя женщиной (что гарантировало ему жизнь, но полностью выводило из шпионских игр) и сдаться Франции. На фоне всех этих приключений уже не так ярко смотрится тот факт, что именно Бомарше добился введения во Франции законов об авторском праве, которые гарантировали писателям доход с постановок и републикаций их произведений, и что Бомарше в девяностых годах пришлось опять уехать в Лондон, скрываясь от преследования за одну из крупнейших его афер — подряд на поставку французской армии вооружения, который он не выполнил. Фигаро здесь, Фигаро там! Эта история была бы неполной без истории ещё одного персонажа — Кавалер и барышня д’Эон: феминистка, поклонник России, шпион и гендерквир XVIII века. Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

24 Января 1732 – 18 Мая 1799 гг. (67 лет) 4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 51.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732–1799) — выдающийся французский драматург и публицист XVII века. Написанные им пьесы вошли в золотой фонд французской классики. Получил всемирную известность благодаря трилогии о неунывающем цирюльнике Фигаро. Пьер Бомарше, биография которого имеет много общего с историей Фигаро, прожил весьма насыщенную жизнь.

Детство и юность

Пьер-Огюстен появился на свет 24 января 1732 года в Париже в семье часовщика. Будучи единственным сыном, он должен был унаследовать семейное дело и стать часовых дел мастером. Мальчик с детства обучался этому непростому ремеслу, но вместе с тем изучал и музыку, которая полностью захватила его воображение.

Конфликт с отцом был неизбежен, и в результате Бомарше-старший сделал своим преемником зятя. Тем временем Пьер-Огюстен не терял времени даром и благодаря своему ораторскому таланту и музыкальным способностям стал вхож в высшее парижское общество. Интересным фактом является то, что ловкий юноша ухитрился попасть ко двору Людовика XV и обучать его дочерей игре на арфе.

Творческий путь

Бомарше, увлекшись драматургией и театром, в 1767 году написал дебютную пьесу «Евгения», которая была очень тепло принята публикой. Ободренный первым успехом, Пьер-Огюстен взялся за написание новой пьесы «Два друга». Он стремился работать в жанре серьезной драмы, однако его нравоучения явно пришлись не по душе зрителям, и пьесу ждал сокрушительный провал.

Кардинально сменив курс, Пьер Бомарше решил написать комедийную пьесу «Севильский цирюльник», которая имела грандиозный успех. История о похождениях неунывающего проныры Фигаро настолько понравилась капризной публике, что Бомарше тут же приступил к написанию ее продолжения.

Во второй части трилогии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главный герой перевоплотился в певца идей французской революции. В третьей — «Виновная мать, или Второй Тартюф» — постаревший Фигаро превратился в образцового слугу, плетущего интриги в интересах своих господ.

Предпринимательская деятельность

При изучении краткой биографии Бомарше следует отметить, что он был не только талантливым драматургом, но и успешным дельцом. Когда в 1775 году в Америке началась Война за независимость, Бомарше оставил творчество и занялся военными поставками в Соединенные Штаты.

В 1771 году Бомарше вел весьма скандальный судебный процесс, в котором банкир обвинял свою жену в измене. Пьер-Огюстен защищал супругу банкира и благодаря своему ораторскому таланту и дару убеждения смог выиграть это дело у опытного адвоката.

Не выполнив обязательств по поставкам вооружения, Бомарше официально был признан банкротом. Спасаясь от судебного разбирательства, он бежал в Лондон, затем — в Гамбург. Чтобы оправдать себя в глазах общественности, Бомарше принялся за написание автобиографии, где всячески выгораживал себя, обвинял в произволе судебную систему. Эти мемуары стали предсмертным сочинением Бомарше.

Личная жизнь

Первый раз Бомарше связал себя узами брака с богатой вдовой. Благодаря этому союзу он смог добавить к своей фамилии аристократическую часть «де». Однако брак этот просуществовал недолго — супруга Бомарше скоропостижно скончалась. В Париже стали распространяться слухи об отравлении, но они не были доказаны.

Второй женой Пьер-Огюстена также стала состоятельная вдовушка. Но и она умерла спустя два года после свадьбы. В этом браке Бомарше впервые стал отцом двоих детей, которые умерли в юном возрасте.

Скончался французский драматург 18 мая 1799 года в родном Париже в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал инсульт.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Пьер Бомарше?

    Начать тест

Пьер Бомарше – выдающийся французский драматург и автор, который получил мировую известность благодаря своим бессмертным произведениям о неунывающем Фигаро. Показателен тот факт, что, несмотря на свою обширную деятельность, он стал популярен именно после выхода трилогии про бравого и веселого цирюльника, который впоследствии переквалифицировался в графского управляющего.

Ранние годы

Пьер Бомарше родился в Париже в 1732 году в семье часовщика. Отец хотел обучить сына своему ремеслу, однако будущий писатель уже в очень юном возрасте обнаружил незаурядные музыкальные способности. Помимо основных занятий часового механика, Пьер очень активно изучал музыку. Благодаря своей настойчивости, упорству, а также способностям, очень скоро получил доступ в высший свет. Тогда же он для особенного шика взял себе известную фамилию.

Через некоторое время Пьер Бомарше стал членом королевского двора, так как обучал дочерей Людовика XV игре на арфе. Два раза он выгодно женился. Благодаря этим бракам, Бомарше приобрел влияние в аристократических кругах. Такой социальный статус позволил ему заняться финансовыми операциями, которые принесли ему большое денежное состояние. Однако впоследствии Бомарше был привлечен к суду и даже несколько дней провел в тюрьме.

В Испании

Пьер Бомарше в 1764 году поехал в Мадрид для разбирательства по своему семейному делу. Тогда же он проявил незаурядные дипломатические способности, очень быстро попав в доверие к испанским министрам. Здесь Пьер проявил свои качества ловкого дипломата и интригана, добившись отставки своего противника. Это пребывание в Испании впоследствии сказалось на его творчестве, так как действие знаменитой трилогии про Фигаро разворачивается в данной стране.

Первый успех

Пьер Огюстен Карон де Бомарше увлекся драматургией и театром, а в 1767 году написал пьесу «Евгения», которая имела большой успех у публики. Эта драма имеет прямые отсылки к упомянутой семейной истории, случившейся с Бомарше. Его сестра, проживавшая в Испании, была обманута своим мужем, а будущий автор вступился за ее честь. Нечто похожее зритель может наблюдать и в рассматриваемом произведении.

Действие пьесы Пьер Огюстен Карон де Бомарше перенес в Лондон, куда из Ирландии приезжает обедневший барон вместе со своей дочерью и братом. Евгения влюбляется в молодого графа, однако тот решил нарушить данной девушке слово и жениться на богатой невесте. Тогда брат обманутой героини с оружием в руках отстаивает честь сестры. В этом не очень замысловатом сюжете можно увидеть отсылки к реальной истории, случившейся с автором.

Неудача

Пьер Огюстен Бомарше первое время был намерен работать в жанре серьезной драмы. Именно в таком духе выдержана его первая пьеса. И здесь следует отметить, что, несмотря на успех у публики, произведение тем не менее было типично для литературы рассматриваемого времени.

В 1770 году на театральной сцене была представлена его новая пьеса «Лионский купец». В этот раз автор перенес действие в сферу буржуазии и буржуазных отношений. Это было ново для того времени, и тем не менее серьезный нравоучительный сюжет явно не удавался автору. Произведение, повествующее о грозившем банкротстве главному герою, явно пришлось публике не по душе. Пьесу ожидал сокрушительный провал.

Успех

Пьер Огюстен де Бомарше состоялся как автор комедийных пьес. В 1773 году вышло его новое сочинение под названием «Севильский цирюльник», которое имело грандиозный успех. История, повествующая о похождениях неунывающего Фигаро, который с помощью своей хитрости, ловкости и проворства помогает своему хозяину графу Альмавиве добыть себе невесту, пользуется популярностью до сих пор. Следующие две части закрепили успех, хотя в заключительной пьесе автор вновь вернулся к морализаторству. Однако первые два сочинения популярны до сих пор, и на их сюжеты даже были написаны несколько опер.

Предпринимательская и адвокатская деятельность

Бомарше зарекомендовал себя не только как блестящий драматург, но и как делец. Когда в США началась Война за независимость, то он взялся поставлять оружие, на чем нажил себе миллионы. Через некоторое время Бомарше вел довольно скандальное судебное дело, которое выиграл у профессионального адвоката. однако это не принесло ему симпатий общественности.

Очень скоро Бомарше обанкротился, так как не выполнил обязательств по поставкам вооружения. От судебного разбирательства его спасло бегство за границу. Показателен тот факт, что в подобных случаях Бомарше писал мемуары, в которых пытался оправдать свои действия. Они интересны тем, что показывают приверженность автора просветительским взглядам.

В своих воспоминаниях Бомарше не только оправдывает себя, но и нападает на современную ему судебную систему, обвиняя ее в произволе и беззаконии. Такой пафос был свойственен многим произведениям 18 века.

Бомарше скончался 18 мая 1799 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий