Павел Сухой: профессиональная деятельность и биография

10:45 22.07.2015 (обновлено: 13:53 02.03.2020) image 22 июля 2015, 10:35 Самолеты конструкторского бюро Сухого120 лет назад, 22 июля (10 июля по ст.ст.) 1895 года, родился Павел Осипович Сухой, авиаконструктор, создатель реактивных самолетов, сверхзвуковых истребителей. Имя выдающегося советского конструктора авиационной техники сегодня известно во всем мире. В 1920 году он возобновил обучение в Московском техническом училище. Одновременно с учебой с 1924 года Павел Сухой работал чертежником в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

После окончания училища с 1925 года работал инженером-конструктором в отделе АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства) в составе ЦАГИ, который в будущем стал основой конструкторского бюро Андрея Туполева. Участвовал в разработке самолетов Туполева И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31) и других.

С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединенной бригады №3 Конструкторского отдела Сектора опытного строительства (КОСОС) ЦАГИ.

В том же году Павел Сухой был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД (“рекорд дальности” — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту.

На базе РД бригада Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого (“Родина”) женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил рекордный перелет на дальность.

С 1936 года по 1939 год Павел Сухой был начальником конструкторского отдела — заместителем главного конструктора авиационного завода № 156 (Москва).

Принимал участие в конкурсной разработке самолета “Иванов” (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года — Су-2).

Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года Павел Сухой был назначен главным конструктором.

Вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, он был переведен на серийный авиационный завод № 135 в Харьков.

С апреля 1940 года по 1949 год — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне — “ОКБ Сухого”, филиал Публичного акционерного общества “Компания “Сухой”), одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6.

С 1949 года после того, как было расформировано его конструкторское бюро, Павел Сухой занимал должность заместителя главного конструктора в конструкторском бюро Андрея Туполева.

С 1953 года — главный конструктор вновь воссозданного конструкторского бюро, с 1956 года — генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и другие самолеты.

В 1958-1974 годах Павел Сухой был депутатом Верховного Совета СССР.

Скончался авиаконструктор 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Павел Сухой — доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской премии (1968),

Государственной премии СССР (1943, 1975, посмертно), Государственной премии РФ (1996, посмертно).

Награжден тремя орденами Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (1938), орденом Красной Звезды (1933), орденом “Знак Почета” (1936), медалями.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рубрика: Краткие биографии

Павел Осипович Сухой (1895-1975) – советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из создателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Лауреат ряда наивысших государственных наград и премий.

В биографии Павла Сухого есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.

Итак, перед вами краткая биография Сухого.

image

Биография Павла Сухого

Павел Сухой появился на свет 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубокое, Виленской губернии. Он рос и воспитывался в семье сельского учителя Осипа Андреевича и его жены Елизаветы Яковлевны. Кроме Павла у супругов родилось еще 5 дочерей.

Детство и юность

Когда будущему авиаконструктору исполнилось 5 лет он вместе с семьей обосновался в Гомеле. Здесь его отцу доверили возглавить школу, в которой обучались дети железнодорожников. Кроме своих прямых обязанностей, Сухой-старший открыл для учеников кружок хорового пения.

Позднее отец Павла собрал крупную личную библиотеку. Примечательно, что все члены семейства проявляли интерес к чтению, пению и игре на скрипке. В 10-летнем возрасте Павел Сухой начал посещать местную мужскую гимназию, которую окончил с Серебряной медалью в 1914 г.

Любопытно, что именно в студенческие годы Сухой заинтересовался авиацией. Однажды, возвращаясь домой после занятий, он увидел пролетавший над ним аэроплан. Эта картина навсегда запечатлелась в его памяти.

В последующие годы биографии Павел Сухой изучал разные авиационные пособия на немецком и других языках. В 1915 г. он поступил на математическое отделение Московского университета, но через 1 год продолжил получать образование в Императорском Московском техническом училище.

Однако, по причине мобилизации, связанной с Первой мировой войной (1914-1918), Сухой был вынужден прервать учебу. В результате, он был определен в артиллерийские войска. Когда в 1917 г. разразилась Октябрьская революция, Восточный фронт прекратил свое существование.

Вернувшись в Москву, Павел узнал о закрытии училища, по причине чего был вынужден отправиться домой. После этого он занимался преподаванием математики в одной из школ. В скором времени он переболел сыпным тифом и скарлатиной, в связи с чем его голос стал приглушенным, а сам разговор ему давался с определенным трудом.

Авиастроение

В середине 1921 г. у Сухого появилась возможность возобновить обучение в стенах уже Московского Высшего технического училища. После окончания занятий, он подрабатывал в КБ Фомина, где разрабатывались модели дирижаблей.

Одновременно с этим, Павел посещал авиационный кружок, желая получить как можно больше знаний и опыта в этой области. В 1924 г. он начал трудиться чертежником в отделе ЦАГИ. Тогда же он занялся написанием диплома, который ему в конечном счете удалось успешно защитить.

«Су-2»

В результате, Сухой стал дипломированный инженером-механиком. Еще до окончания учебы на него обратил внимание Андрей Туполев, который позже предложил ему место в АГОС. Так молодой специалист начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора в Конструкторском бюро.

В последующие годы биографии Павел Сухой уверенно продвигался по карьерной лестнице, став вначале начальником бригады, а затем заместителем главного конструктора. В данное время он, под предводительством Туполева, участвовал в производстве истребителей марки «И-4» и «И-14», а позднее «АНТ-25» и «АНТ-37бис».

Интересен факт, что «АНТ-25» являлся 1-м в мировой истории самолетом, на котором был совершен трансполярный перелет. Далее Сухой участвовал в проектировании легкого бомбардировщика «Су-2», который использовался на первых этапах Великой Отечественной войны (1941-1945).

Позже была проведена модернизация бомбардировщика, вследствие чего в производство был запущен бомбардировщик «Су-4». Сухой пользовался неоспоримым авторитетом у коллег, поэтому еще в разгар войны был назначен директором и главным конструктор КБ, базировавшегося на ряде предприятий.

Интересен факт, что в 1940 г. Сухой удостоился степени доктора технических наук без защиты диссертации. Важно отметить, что к 1943 г. под его руководством был построен бронированный штурмовик «Су-6». На нем были установлены 2 пушки «ВЯ-23», 2 пулемета «ШКАС» и 1 пулемет «УБТ», при этом бомбовая нагрузка составляла – 400 кг бомб.

В конце войны ученый был одним из пионеров производства реактивных воздушных суден. Он понимал, что именно за этими машинами будущее. Позже был построен «Су-17» – первый в истории страны самолет с видоизменяемой геометрией крыла.

В 1956 г. Павел Сухой стал генеральным конструктором, находясь в числе передовых авиаконструкторов в сфере советской реактивной авиации. В частности, он создал истребитель «Су-7», скорость которого в 2 раза превышала скорость звука. Позднее начали выпускаться разные модели истребителей – перехватчики, бомбардировщики, штурмовики и прочие разновидности боевых машин.

За годы научной биографии Павел Сухой сконструировал свыше 50 модификаций самолетов и удостоился ряда наивысших государственных наград. С 1958 по 1974 год он был членом Верховного Совета СССР. Современники описывали его как сдержанного, молчаливого и вежливого человека, которому не были присущи эмоции.

Коллеги Сухого отмечали, что он неоднократно прибегал к решениям, которые казались другим неверными или малоэффективными. И только когда проходило какое-то время становилось ясно, что его предположения были точными.

Способность Павла Осиповича предвидеть те или иные нюансы, удивляла его сослуживцев. Один из передовых авиаконструкторов СССР – Архип Люлька говорил, что Сухой спроектировал модели самолетов на грани научной фантастики.

Личная жизнь

Женой Сухого была учительница французского языка Софья Феликсовна. В этом браке у пары родились дочь Ирина и сын Дмитрий. Супруга помогала мужу осваивать техническую литературу, переводя издания с французского на русский.

Смерть

В последние годы биографии у мужчины обострились последствия некогда перенесенного туберкулеза, в результате чего он был вынужден прибегать к кислородной маске. Павел Сухой умер 15 сентября 1975 г. в возрасте 80 лет.

Фото Сухого

Павел Сухой в юности
«Су-27»
«Су-17»

Если вам понравилась краткая биография Сухого – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Copyright © 2022

MAXCACHE: 0.57MB/0.00105 sec

Top

22.07.2015 00:05 Примерное время чтения: 10 минут 24952 Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком Павел Сухой. Commons.wikimedia.org

В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина.

Статья по теме «Русский Фарман». Игорь Сикорский совершил переворот в мировой авиации

Роковые копии

В 1914 году Павел Сухой окончил гимназию с серебряной медалью, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам, а также отличные оценки по остальным десяти предметам.

Несмотря на то, что по немецкому у Сухого было лишь «хорошо», впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке, а знание латыни позволило ему освоить и другие европейские языки до уровня, позволявшего знакомиться с материалами по авиации.

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.

Не полетит! В чём сомневались современники Райт, Чкалова и Гагарина

Война и другие беды

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии.

Статья по теме Мужик, придумавший крылья. Взлётная полоса Сергея Ильюшина

Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Ученик Туполева

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев.

Туполев разглядел в далеко уже не юном студенте большой талант. Дипломная работа «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» успешно прошла защиту, и 30-летний Павел Сухой получил квалификацию «инженер-механик», а вместе с ней и предложение от Туполева продолжить совместную работу в констукторском отделе ЦАГИ. Сухой был включён в конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Су-2

Высокая работоспособность, неординарное мышление, умение находить оригинальное решение для сложнейших задач — эти качества, проявленные Сухим, очень быстро выделили его среди других авиаинженеров. В короткий срок он прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В этом качестве, будучи «правой рукой» Туполева, он занимался созданием истребителей И-4, И-14, а также самолёта АНТ-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.

Статья по теме Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать

В 1936 году в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победу в конкурсе одержал проекта Павла Сухого, который получил право создать собственное конструкторское бюро.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.

Сравнивая Су-2 с другим советским бомбардировщиком Пе-2, специалисты отмечают, что, несмотря на более высокие тактико-технические характеристики «пешек», «сушки» гибли в бою в среднем в два раза реже.

Крылатый богатырь. Как защищал Россию первый бомбардировщик «Илья Муромец»

Спасибо трофейному «Сейбру»

КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

В конце войны Сухой одним из первых начинает работать над проектами реактивных самолётов, понимая, что за ними будущее авиации. В разработке находится целая «линейка» самолётов Су, однако в 1949 году, когда работы находились в самом разгаре, было принято решение о закрытии КБ Сухого. Произошло это после того, как 3 июня 1949 года в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель-перехватчик Су-15.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.

Возродить КБ Сухого заставила война в Корее. В руки советских военных в качестве трофея попал американский реактивный истребитель «Сейбр», для изучения которого было сформировано КБ-1 под руководством Павла Сухого.

В 1953 году КБ Сухого было восстановлено в полном объёме, получив в качестве производственной базы завод № 51, переименованный в 1965 г. в ММЗ «Кулон».

Лучшие в мире

Второе рождение КБ Сухого по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Под руководством Павла Сухова стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла.

Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого. На его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала.

Несмотря на это, под его руководством было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Начиная с 1960-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроение сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.

В 1957 году Павел Осипович Сухой был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году он стал дважды Героем.

Выдающийся авиаконструктор умер 15 сентября 1975 года в Москве в возрасте 80 лет. В том же году он был посмертно удостоен золотой медали имени академика Туполева Академии наук СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным награды.

Михаил Миль: как сын зубного совершил революцию в авиации Трагедия Николая Поликарпова. Последний самолёт короля истребителей Самолёт есть, конкурентоспособного продукта нет – эксперт о «Суперджет-100» От кальки к 3D-модели. Как сегодня проектируют легендарные самолеты «ИЛ» На фанере к небу. Авиаконструктор-любитель строит самолеты военных времен

источник

15 сентября исполнился 41 год, как ушел из жизни этот выдающийся Человек.

Сухая страничка его биографии в википедии читается, как детектив.

Родился в 1895 году на территории современной Белоруссии в крестьянской семье. Поступил в Гомельскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Влюбился в авиацию после показательных полетов Уточкина над Гомелем, и с тех пор грезил только этим.

После окончания гимназии в 1914 г. рвется в Императорское Высшее техническое училище в Москве, — единственное учебное заведение РИ, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

В техучилище в приеме отказывают (потому что его дядя вместо подлинников документов сдает копии). Поступает в Московский университет. Но через год все таки поступает в Техническое училище.

Первая мировая война. Призыв на фронт. На фронте переболел туберкулезом, вернулся домой.

1919 г. – семья Сухого, гонимая наступающими поляками, переезжает в Гомель. Скитаясь по окрестным деревням, Павел Осипович занят поисками пропитания для семьи (у Сухого – 5 сестер). Переболевает брюшным тифом и скарлатиной.

В 1921 году едет в Москву – возвращается в МВТУ. Вступает в кружок воздухоплавания (руководитель – легендарный Николай Жуковский).

Параллельно с учебой – идет на работу. Сперва подрабатывает, участвует в проектировании дирижаблей в КБ Фомина. Затем в 1924 г. идет в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), в Экспериментальный отдел чертежником.

В 1925 г. – сдает диплом и заканчивает МВТУ, дипломный руководитель – Андрей Туполев.

Идет на завод № 156 вначале — инженером-конструктором, затем — начальником бригады.

По приглашению Туполева переходит в АГОС (КБ ЦАГИ).

У Туполева “зеленый Сухой” (невиданное дело!) сразу возглавляет группу по строительству цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5).

Полутораплан И-4 (АНТ-5)

Затем инновационный И-14 с убирающимся шасси (за которое Сухого чуть не “съели” коллеги), оснащенное тормозной системой, полностью закрывающимся фонарем кабины пилота (отапливаемой), гладкой обшивкой фюзеляжа, стойками с масляно-пневматической амортизацией.

Инновационный И-14 (АНТ-31)

В этом проявляется его фирменный стиль проектирования. Без оглядки на авторитеты и проверенные решения, все для решения поставленной цели – увеличения скорости.

Как скажет впоследствии Маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Пстыго:

В«Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, он принимал решения, которые казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражалаВ».

Далее Сухой является ведущим конструктором “рекордного” АНТ-25 (да, это тот, на котором летал знаменитый Валерий Чкалов и устанавливались рекорды дальности).

В 1939 г. Сухой возглавляет собственное КБ. Участвует в конкурсе на ближний бомбардировщик “Иванов”.

Выходит победителем из 6 кандидатов. Самолет получается очень удачным. От других советских самолётов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Изначально предполагался цельнометаллическим, но дефицит алюминия в СССР не позволил реализовать это.

Позже ближний бомбардировщик ББ-1 переименуют в Су-2.

Ближний бомбардировщик ББ-1 (Су-2)

Затем работа над бронированным штурмовиком Су-6, превзошедшим легендарный Ил-2 почти по всем параметрам, но не пошедший в серию вследствие проблем с производством двигателя.

За создание Су-6 Павел Осипович в 1943 году удостоен Сталинской премии.

Штурмовик Су-6

Кстати, интересный факт – Павел Осипович свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других. Позднее в переводах технической литературы с английского и французского ему помогают жена Софья и дочь Ирина.

Сухой тщательно доводит истребитель до ума – Су-9 взлетает осенью 1946 г., на полгода позже конкурнетов. МиГ-9 и Як-15 идут в серию, а места на заводах “Сухому” не остается.

Между тем самолет в духе Павла Осиповича: впервые в СССР были применены катапультируемое кресло, тормозной парашют, гидроусилители системы управления и другие новшества.

Двухдвигательный истребитель-перехватчик Су-15 (1949)

До 1949 года в КБ создаются истребители Су-15 и Су-17 (не путать с более поздними Су-15 и Су-17), оснащенные стреловидным крылом. Су-17 был первым в мире самолетом, на котором вопрос обеспечения безопасного покидания самолета пилотом на максимальных высотах и скоростях был решен с помощью отделяемой герметичной кабины. Машина была изготовлена и доставлена на аэродром для проведения летных испытаний. Но этому истребителю, опережавшему свое время, не довелось подняться в воздух из-за ликвидации в 1949 году КБ. Сухому при этом предложили заняться ракетной тематикой. Сухой отказывается и идет в КБ к Туполеву заместителем.

Су-17 (1949)

В 1953 году Павлу Осиповичу предлагают возглавить КБ-1, которое с июля 1952 года занималось исследованием американского истребителя F-86 В«СейбрВ» (трофей с Корейской войны) с целью его воспроизводства в СССР. Но Павел Осипович не был бы самим собой, если бы плелся у кого-то в хвосте. Он добивается закрытия бесперспективной темы и берется за новые прогрессивные проекты.

F-86 Сейбр” (слева) и МиГ-15 (справа, выше)

КБ приступает к разработке фронтового истребителя С-1. А уже весной 1956 года, этот самолет достиг в горизонтальном полете рекордной скорости в 2170 км/ч. Параллельно шло проектирование и первого советского самолёта, оснащенного треугольным крылом – перехватчика Т-3. Эта машина также показала выдающиеся характеристики. На ней в 1959-1962 годах было установлено несколько мировых рекордов высоты и скорости полёта. Обе машины пошли в крупносерийное производство, получив наименования Су-7 и Су-9 (не путать с первым реактивным Су-9 1946 г.).

После ошеломляющего показа этих машин в ходе воздушного парада в 1956 года, западная пресса назвала П.О. Сухого “конструктором, вышедшим из тени”. В июне 1957 года П.О. Сухому присваивается почетное звание Героя Социалистического Труда.

“Создай Павел Осипович Сухой только этот один самолёт, – его уже можно было бы называть выдающимся авиаконструктором, а на его счету множество и других замечательных машин”.

1966 г. – первый полет самолета с изменяемой геометрией крыла Су-22И, родившегося как дальнейшее развитие Су-7Б и позже получившего наименование Су-17.

Истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-17

Затем был сверхзвуковой бомбардировщик-убийца авианосцев “Сотка” он же Т-4. Это был первый в мире летательный аппарат, оснащенный дистанционной системой управления (ЭДСУ). Самолет был очень прорывным и революционным, и в серию… так и не пошел.

Подробнее о трагической истории этого уникального самолета и его младшего брата Т-4МС – здесь.

Т-4 “Сотка”

Позже наработки по “сотке” легли в основу многорежимного стратегического бомбардировщика Ту-160.

Су-24 стал первым самолетом с системой катапультирования, обеспечивавшей спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле (режим “0 – 0”).

Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24

Последней машиной Павла Осиповича стал штурмовик Су-25, разработку которого КБ начало в инициативном порядке. Военные на тот момент списали штурмовики как класс и потому их реакция на проект была отрицательной.

Но Сухой твердо стоял на своем.

В«Продолжайте работу, — сказал он конструкторам, работавшим над проектом штурмовика, – Военные сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои местаВ».

И действительно – прошло немного времени и военным срочно понадобился штурмовик. Началась война в Афганистане.

Штурмовик Су-25

15 сентября 1975 года Павел Осипович умер, но можно сказать, что он приложил руку к еще одному замечательному самолету – истребителю завоевания превосходства в воздухе Су-27.

Аэродинамическая схема, размерность, использование интегральной компоновки и неустойчивости в продольном канале, а также некоторые другие решения для самолета Т-10 (так назывался прототип Су-27), определившие успех будущего истребителя – были выбраны именно Павлом Осиповичем Сухим.

Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27

Павел Осипович Сухой – доктор технических наук, Дважды Герой Социалистического Труда, Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и В«Знак ПочётаВ» (1936), лауреат государственных премий, депутат верховного совета СССР (1958-1974) при всех своих способностях и регалиях был отличным коллегой и руководителем, отзывчивым человеком.

Вот что говорят о нем современники:

Владимир Балуев, российский инженер-авиаконструктор; начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:

В«…Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам… Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. …Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором… Он умел… вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути…В»

В«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин… Необыкновенный педантизм… Врожденные черты характера Павла Осиповича – внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость… Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, …почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой.В»

А. К. Аронов, российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В. Г. Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:

В«Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича… Но в первые же дни стало ясно, что перед нами – образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. …Сдержанность и В«сухостьВ» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям.В»

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Павел Осипович награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975), посмертно.

В«При выборе параметров нового самолёта, зачастую идя на риск, Павел Осипович Сухой брал к разработке исключительно наивысшие данные, которые были на грани возможности науки и техники того времени, а порой даже несколько выше. И главное, он воплощал все это в реальность.В»

Советский Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда Архип Люлька:

В«Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других Генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов.В»

Советский авиаконструктор дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат четырёх Сталинских премий Семён Лавочкин:

В«Если у какого конструктора и учиться, так это у СухогоВ»

В«Все [советские] Генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей [советской] авиации.В»

22 июля 1895 года родился авиаконструктор Павел Сухой

Личное дело

Павел Осипович Сухой (1895 – 1975) родился в селе Глубокое Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области) в семье учителя Осипа Сухого. В 1900 году семье перебралась в Гомель, где отцу предложили место заведующего школой для детей железнодорожников. В 1905 году Павел поступил в гомельскую гимназию и в 1914 году окончил ее с серебряной медалью.

Он отправляется в Москву, где поступает на математический факультет университета, но через год покидает университет и становится студентом Императорского высшего технического училища. Там он занимается в кружке воздухоплавания, организованном профессором Николаем Жуковским, строит планеры и модели самолетов и принимает участие в проектировании аэродинамической трубы. Через год Павла Сухого призвали на военную службу и отправили в школу прапорщиков. После ее окончания он служил в артиллерийских частях на Западном фронте.

В Москву Павел Сухой вернулся после заключения Брестского мира. Так как училище было закрыто, отправился на родину, где нашел место учителя математики в городе Лукинец, недалеко от Бреста. С 1919 года преподавал математику в Гомеле, в школе, которой заведовал его отец.

В 1920 году, когда возобновились занятия в вузах, Павел вернулся в Москву. Там он женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской. С 1924 года, продолжая учиться в МВТУ, он поступает на работу в ЦАГИ чертежником в ЭАО – экспериментальный аэродинамический отдел. В марте 1925 года Павел Сухой под руководством А. Н. Туполева защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил».

Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе ЦАГИ — АГОС (Авиация, гидроавиация, опытное строительство). Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10. Был ведущим конструктором цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5). В 1932 году Павел Сухой возглавляет бригаду № 3 конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае следующего года совершает первый полет первый разработанный в этой бригаде самолет – истребитель И-14 (АНТ-31). В 1933 году конструкторская бригада Сухого под общим руководством Туполева работает над  самолетом ЛНТ-25 (РД), предназначенным для установления мировых рекордов дальности. В 1936 и 1937 годах экипажи Чкалова и Громова совершают на этом самолете свои рекордные полеты.

В 1936 году Павел Сухой становится заместителем начальника конструкторского отдела ЗОК (завода опытных конструкций) ЦАГИ. На следующий год бригада Сухого побеждает в конкурсе на создание многоцелевого самолета, который проектировался под шифром «Иванов». 25 июля 1937 года летчик Михаил Громов поднял в воздух первую модификацию «Иванова». При запуске в серию многоцелевой самолет Сухого получил название Су-2.

Павел Сухой назначается начальником КБ завода. Он работает над проектом дальнего бомбардировщика ДБ-2. Вариант этого самолета, получивший название «Родина», был приспособлен для дальнего рекордного перелета. На нем Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет Москва — Дальний Восток. За создание этого самолета Павел Сухой был награжден орденом Трудового красного знамени.

В 1939 году Сухой назначается главным конструктором и директором опытного завода. В 1943 году состоялись государственные испытания двухместного штурмовика Су-6. Он рекомендован в серию, но во время войны не было возможностей параллельно с Ил-2 выпускать еще один штурмовик. Но за создание этого самолета Павел Сухой был удостоен Государственной премии первой степени. На следующий год успешно прошел испытания штурмовик Су-8 с большой дальностью полета, предназначенный для действий в глубоком тылу противника. Решение о его серийном производстве не было принято, так как война уже шла у границ Германии и надобность в дальнем штурмовике отпала.

В 1949 году КБ и завод, возглавляемые Павлом Сухим были расформированы. Он стал заместителем главного конструктора в КБ Туполева. Руководил испытаниями бомбардировщика Ту-14. С 1953 стал главным конструктором вновь воссозданного своего КБ, с 1956 года – генеральный конструктор. В послевоенные годы им были истребитель Су-7, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б и Су-17, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолеты. Умер Павел Осипович Сухой в Москве 15 сентября 1975 года.

Чем знаменит

Под руководством Павла Сухого разработано более 50 конструкций самолетов. Он стал одним из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. На моделях, разработанных под руководством Павла Сухого, неоднократно впервые в отечественно и мировой практике появлялись новые технические решения. На самолетах Су-7 и Су-9 это было использование целиком подвижного стабилизатора, внедрение систем автоматического регулирования воздухозаборников, что позволило преодолеть звуковой барьер. Крыло изменяемой стреловидности впервые появилось на самолете Су-17 . Также на этом самолете впервые было применено новое средство спасения экипажа –отделяемая от фюзеляжа кабина. На Су-24 была использована цифровая вычислительная машина в прицельно-навигационном комплексе и реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий. На самолете Су-25 впервые был применен пористый наполнитель топливных баков для повышения боевой живучести самолета.

О чем надо знать

image Павел Сухой

Проект Павла Сухого, позднее ставший известным как истребитель-бомбардировщик Су-7, многие считали невыполнимым. Работа над ним была начата в 1953 году в возрожденном КБ Сухого. На заседании Научно-технического совета министерства после доклада о своем самолете Сухой услышал: «Это техническая фантазия, самолет с такими данными к 1955 году построить нельзя». Всех смущало тяжелое вооружение самолета и нагрузка на крыло около 300 кг/кв. м. Однако уже в январе 1954 года были готовы эскизный проект, натурный макет, схемы и плакаты всех систем самолета. В самолете использовался двигатель АЛ-7Ф, разработанный Архипом Люлькой. На макетной комиссии под председательством заместителя главкома ВВС А. Н. Пономарева, где участвовали специалисты из многих НИИ, проект был принят, и КБ Сухого приступило к постройке первого экземпляра самолета. 8 сентября 1955 года опытный самолет с летчиком-испытателем Андреем Кочетковым поднялся в воздух. В ходе испытаний работникам КБ приходилось справляться с непредвиденными трудностями, например, они научились предотвращать помпаж двигателя, возникавший на скорости 1,96 М. Весной 1956 года самолет, управляемый летчиком-испытателем Владимиром Махалиным, первым в отечественной авиации достиг скорости, превышающей две скорости звука.

Прямая речь

«Наш П. О. — так называли мы Павла Осиповича между собой — почти все свое рабочее время находился не в кабинете, а на рабочих местах конструкторов. Уважение к мнению конструктора, внимание к его предложению, совместное участие в разработке темы и увлеченность ею характерны для Павла Осиповича. Понимая, что такое сложное инженерное сооружение, как самолет, не может быть создано одним человеком, что это творение всего коллектива, Павел Осипович видел в каждом из нас участника творчества, создателя нового самолета. Особенно ценил он и развивал в конструкторах творческую жилку, изобретательность, стремление к поиску нового, наиболее рационального и изящного конструкторского решения. Говорят, что лучший учитель тот, кто сам умеет и щедро дарит это умение своим ученикам — вот таким и был наш главный. Эрудиция, знания, память П. О. были поразительными. Он отлично разбирался в прочности и аэродинамике, материаловедении и в других областях авиационной науки и техники».

Конструктор А. В. Мурашов

«Павел Осипович заходил к нам в бригаду чуть ли не ежедневно, подолгу стоял у моего кульмана… Не было в этих визитах никакой парадности, был деловой, инженерный разговор, разговор на равных. Сам Павел Осипович, прошедший путь от чертежника до генерального конструктора, ценил и уважал нашу нелегкую работу. Наше самолюбие. Конструктор — творец, все, что он сделал, порой выстрадано в муках. Нетактичные реплики, ирония в адрес его творчества тяжело ранят… У меня до сих пор краснеют уши, когда вспоминаю, какие решения по молодости лет я предлагал тогда Павлу Осиповичу. Но не было случая, чтобы он хотя бы намеком дал понять, что это наивная чепуха. Он либо находил время и терпение доказать, почему такое решение не годится, либо предлагал еще подумать, посчитать».

Конструктор Л. И. Бондаренко

«Конструкторское бюро Сухого постоянно нацелено в будущее. При обсуждении параметров нового самолета Павел Осипович принимал к разработке наивысшие данные на грани возможности науки и техники, и даже чуть больше. Военно-воздушные силы всегда опирались на достижения этого КБ. Огромный конструкторский талант Павла Осиповича не был «шумным», он его никогда не рекламировал. За него говорили и говорят его замечательные самолеты, которые он создавал уверенно и убежденно. Истребители-бомбардировщики Су — очень веское и важное слово Сухого в авиационной науке и технике».

Маршал авиации С. И. Руденко

8 фактов о Павле Сухом

  • У своих родителей Павел Сухой был единственным сыном, зато у него было целых пять сестер.
  • Павел Сухой вспоминал, что увлечение авиацией для него началось в гимназические годы с увиденного полета Сергея Уточкина. А желание стать авиаконструктором возникло вскоре, когда он прочитал статью Николая Жуковского.
  • Рассказывают, что шифр проекта «Иванов» возник после фразы Сталина: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов».
  • Павел Сухой владел английским, французским и немецким языками, а также латынью, которую изучил в гимназии. Позднее он часто удивлял врачей своим знанием латыни.
  • С 1966 года Павел Сухой участвовал в программе создания искусственного сердца.
  • По традиции все экспериментальные реактивные самолеты КБ Сухого имели индексы «С» – «изделие со стреловидным крылом» и «Т» – «изделие с треугольным крылом».
  • В 1959 году В. С. Ильюшин на модифицированном Су-9 (Т-431) установил мировой рекорд высоты – 28 857 м, а в 1962 году – абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета равный 21 270 м. В 1960 году Б. М. Адриановым на Су-9 (Т-405) был установлен абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте равный 2092 км/ч. На том же самолете в 1962 г. А. А. Кознов установил мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте – 2337 км/ч.
  • Павел Сухой был дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1965), лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий. Когда в 1975 году президиум АН СССР учредил медаль имени А. Н. Туполева за выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники, первым ее лауреатом посмертно стал Павел Сухой.

Материалы о Павле Сухом

Статья о Павле Сухом в русской Википедии

ПАО «Компания «Сухой»

Павел Сухой на сайте «Изобретения России»

Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий