Павел Федотов — гениальный автор «Сватовства майора», который умер молодым от неизлечимого психического расстройства

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Павел Федотов (Pavel Fedotov; 22 июня 1815 — 14 ноября 1852 гг.) — известный русский художник середины XIX века, выдающийся мастер бытового жанра. Павел Федотов по праву считается основоположником критического реализма в отечественном изобразительном искусстве, а лучшие шедевры его творчества в наши дни хранятся в Третьяковской галерее. Картины живописца привлекают зрителей обилием социальной критики и национального колорита, а его биография представляет собой уникальное сочетание трагических событий и знаменательных достижений.

image

Павел Федотов прожил очень короткую жизнь, но успел создать немало прекрасных произведений живописи и графики. Помимо изобразительного искусства он на протяжении многих лет увлекался поэзией, писал стихи и басни, а также сочинял романсы и музыку к ним.

Биография Павла Федотова

Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня 1815 года в Москве в семье отставного офицера. Его отец служил чиновником в городской канцелярии, а мать занималась воспитанием единственного сына и двух дочерей. С раннего детства Павел любил рисовать, но, несмотря на это, родители избрали для него карьеру военного. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик был зачислен в кадетский корпус, где готовили кадровых офицеров для императорской армии. Шесть лет будущий художник провел в стенах престижного учебного заведения, окончив его с отличием в 1832 году. Тем не менее во время обучения Федотов всегда находил время для своего увлечения и с удовольствием рисовал карикатуры на товарищей и преподавателей.

По окончании кадетского корпуса молодой офицер полтора года отслужил в Москве, а затем получил назначение в элитный гвардейский полк в Санкт-Петербурге. В северной столице находилась единственная в Российской империи Академия художеств, где Павел наконец получил возможность профессионально обучиться основам живописи. В свободное время он начал посещать уроки рисования, а затем взялся за написание картин батального жанра акварелью и маслом.

Постепенно искусство полностью увлекло Федотова и ему стало очень трудно совмещать воинскую службу с творчеством. Поэтому Павел в январе 1844 года написал прошение об отставке и уволился из рядов императорской армии. К тому времени он был малоизвестным начинающим художником, но твердо верил в свои силы и намеревался сделать блестящую карьеру живописца.

Три года Павел Федотов упорно шел к исполнению своей мечты. Он снял крохотную комнатку вдали от центра, питался в общественной столовой за 15 копеек в день и неистово продолжал создавать произведения батального жанра. К счастью, несколько его работ попали в руки баснописца Крылова, который посоветовал художнику переключиться на жанровую живопись.

Воодушевленный вниманием знаменитого литератора, Павел Федотов решил прислушаться к его рекомендациям и в 1846 году написал картину «Свежий кавалер», а следом за ней и другое замечательное произведение — «Разборчивая невеста». Набравшись смелости, художник показал свои работы Карлу Брюллову, которому они безумно понравились.

Наступил момент, кардинально изменивший дальнейшую профессиональную карьеру Федотова. По рекомендации Брюллова он стал членом Академии художеств и моментально приобрел широкую известность в Петербурге. Работы мастера вовсю хвалили критики, а на выставках они пользовались огромным успехом у публики. Тем не менее многие картины автора были запрещены царской цензурой из-за чересчур острой сатирической направленности.

В начале 1850 года живописец ненадолго уехал в Москву, чтобы помочь родителям, которые в ту пору испытывали острую нехватку денег. А вернувшись, Павел с воодушевлением вновь взялся за кисть и продолжил творить.

Но вскоре у художника обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Из-за многочасовой ежедневной работы при плохом освещении катастрофически ухудшилось зрение, а от постоянного морального напряжения появились сильные головные боли. Его характер кардинально изменился, мастер постарел и выглядел намного старше своих лет. А в марте 1852 года к этому прибавилось и острое психическое расстройство, которое стремительно прогрессировало.

Уже к началу осени живописец стал абсолютно невменяемым человеком и его положили в клинику для душевнобольных. А 14 ноября 1852 года Павел Федотов умер в окружении врачей и санитаров на больничной койке. На тот момент ему было всего 37 лет.

Самые известные картины Павла Федотова

Признанный мастер бытового жанра оставил потомкам немало прекрасных работ. И все же самыми известными картинами Павла Федотова считаются:

  • «Свежий кавалер» (1846) — первое произведение бытового жанра, созданное мастером. Написание этой ярко сатирической картины, стало поворотным этапом в карьере художника.
  • «Разборчивая невеста» (1847) — работа создана по сюжету одноименной басни Крылова. На ней изображена финальная сцена, в которой засидевшаяся в невестах и отказавшаяся от завидных женихов женщина вынуждена принять предложение руки и сердца от уродливого немолодого горбуна.
  • «Сватовство майора» (1848) — шедевр, за который живописцу было присвоено звание члена академии искусств. Картина поднимает острую социальную тему неравного брака по расчету, которая в середине XIX столетия гневно осуждалась прогрессивным обществом.
  • «Анкор, еще анкор» (1852) — последняя работа художника, которая значительно отличается от других картин преобладанием мрачных темных тонов. Из-за душевной болезни автор так и не сумел ее завершить.

Павел Федотов принадлежит к числу лучших русских художников своей эпохи, а его картины до сих пор пользуются огромной популярностью у ценителей искусства. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков непревзойденным мастером жанровой живописи XIX столетия.

Содержание

Павел Андреевич Федотов – русский художник, первым обративший внимание на бытовой жанр с точки зрения сатиры, таким образом ставший основоположником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве.

Происхождение и детство

Павел Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье отставного поручика, получившего по окончании службы от Екатерины II дворянский титул. Родители, Андрей Илларионович и Наталья Алексеевна, имели шестерых детей, которыми особо не занимались. Отец, титулярный советник, все силы отдавал службе, где слыл честным и строгим, мать занималась хозяйством. Семья жила близ Красных Ворот, тогда патриархальном захолустье, и детвора была вольна развлекаться и развиваться самостоятельно, что и делала в играх, беготне по улицам и драках.

Учёба

Всё холера виновата 1848г.

В 11 лет Павла Федотова отдали в Кадетский корпус – отец, прошедший службу и Русско-турецкую войну, военную карьеру прочил и сыну, что соответствовало времени и атмосфере в стране – позже эти годы в истории Российской империи получат название «николаевской военщины».

Никакого домашнего образования Павел не видел, поэтому поначалу ему было очень трудно. Он оказался упорным и усидчивым учеником – через несколько месяцев его успехи стали очевидными и Федотов опередил остальных воспитанников. У него оказались прекрасные способности. Живое воображение и хорошая память помогали усваивать самый сложный материал. Особенно увлекали история, литература, география, химия. Фантазия разыгрывалась над скучными для других страницами и делала учёбу занимательной для подростка. Он мог часами просиживать над описанием битв, любил переводить немецкие оды и складывать их в стройные стихотворения. С удовольствием ходил на хор, на занятия по игре на фортепиано и гитаре.

В 1830 году отличная учёба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.

Первый опыт рисования

Здесь, в стенах Московского кадетского корпуса, зародился Федотов-художник. Он начал рисовать – первыми результатами стали портреты педагогов и одноклассников, нередко карикатурные. Затем добавилось то, что окружало – военная тема.

Академическому искусству здесь никто не обучал, поэтому рисунки выходили естественными и оригинальными, с изюминкой индивидуальности самого рисовальщика. Все поля тетрадок были заполнены карикатурами, которые были очень похожи на свои оригиналы и при этом совсем незлые, не обидные. Друзья и учителя любили этого доброго и интересного парня. Работы того периода – это графика, в том числе сепия, и акварель.

В 1833 году – окончание кадетского корпуса. В актовом зале на мраморной табличке с именами лучших выпускников появилось имя Павла Федотова.

Во время службы

В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.

Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.

1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.

Содействие императорской семьи

Завтрак аристократа 1850г.

В 1837 году в расположение полка прибыл великий князь Михаил Павлович. После смотра войск было вольное общение с гвардейцами, что впечатлило Федотова и стало темой первой его большой картины. Она была по совету командира представлена великому князю. Тот остался очень доволен и в знак признания отправил художника в отпуск и подарил перстень с бриллиантом, чем вселил в его творческую душу «артистическое самолюбие». Август-декабрь 1837 года Павел Федотов жил в Москве со своей семьёй.  Продолжал упражняться в рисовании, писал себя и родных.

По возвращении в Петербург художник продолжил совмещать службу, уроки в Академии художеств и самостоятельные занятия. Так прошло два года. В 1839-м открыли Зимний дворец, отремонтированный после пожара 1837 года. Федотова событие взволновало, он начал акварель на эту тему. Но времени, как и денег на краски и бумагу, катастрофически не хватало. В одно из посещений полка великим князем Михаилом Павловичем художник набрался смелости, показав ему начатую картину и посетовав на нехватку средств. Князь выделил материальную помощь и заверил, что расскажет о даровании царского прапорщика Николаю I.

Вскоре пришла весть: император предложил «рисующему офицеру» уйти со службы и «посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц».

Трудный выбор

Размышления Павла Андреевича затянулись – пенсия обещалась весьма скудная, к тому же мучили вопросы, его ли это путь и есть ли талант на самом деле. Обратившись за консультацией к Карлу Брюллову, Федотов услышал о несовершенстве своей техники и преждевременности оставления службы. Поэтому ещё несколько лет события шли устоявшимся порядком: служба и в свободное время рисование. В 1843 году он стал командиром роты, времени на любимое занятие совсем не осталось. В конце года Федотов решился, и в начале января 1844-го он, получив чин капитана, был уволен.

Теперь только творчество

Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.

Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.

Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.

Первые картины и перспектива

Разборчивая невеста 1847 г.

Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года появилась «Разборчивая невеста». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «Сватовство майора», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.

С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).

Признание и препоны

Совет Академии присвоил Федотову звание академика. Сам художник стал очень популярным в обществе, его имя буквально «гремело по городу», а к картинам на выставке невозможно было пробиться – такая всегда собиралась толпа. Симпатию публики усиливал тот факт, что художник сочинил стихотворение-объяснение картины «Сватовство майора», которое не печаталось, а распространялось как рукописное.

Незначительно улучшилось материальное положение художника (на 300 рублей в год). Оборотной стороной медали стало внимание цензуры – было запрещено делать литографии с работы «Свежий кавалер». Тогда эту картину вместе со «Сватовством майора» живописец решил продать. Покупатель, меценат Прянишников, вместо оговорённых двух тысяч заплатил лишь половину. Нужда заставила художника довольствоваться и этим. Попытки сотрудничать с изданиями тоже не увенчались успехом – иллюстраций собственных басен и рассказов Достоевского широкая публика не увидела – издания не были допущены к выпуску цензурой.

Московский период: художник выручает семью

Несмотря на то, что у самого не всё ладилось, Павел Федотов сумел помочь своей семье. В начале 1849 года он вынужден уехать в Москву – тяжело заболел отец, а сестра, беременная вторым ребёнком, овдовела, над семьёй нависли долги. Надо было взять на себя все хлопоты и раздобыть денег. Помогла выставка, успех которой окрылил художника и вселил в него новые надежды. Живописец полюбился московской публике, которая в свою очередь была рада помочь семье художника. «В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие», – вспоминал успокоенный за родных Федотов.

Вместе с тем появились и свежие настроения – на смену высмеивания пошлых глупостей пришло стремление уделить внимание светлому и радостному. Так, начали появляться портреты, наполненные лиризмом.

Трагический финал жизни

Свежий кавалер 1846 г.

В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.

Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.

26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».

Самые знаменитые картины Павла Федотова

Картины художника Федотова – не только бесспорные произведения искусства, но и полноценный источник для изучения истории России XIX столетия. Они могут быть самодостаточными иллюстрациями произведений многих столпов русской классики: Гоголя и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского.

Наиболее известны картины Федотова под названиями:

  • «Свежий кавалер» (1846);
  • «Разборчивая невеста» (1847);
  • «Всё холера виновата» (1848);
  • «Жена-модница» (1849);
  • «Завтрак аристократа» (1850);
  • «Сватовство майора» (1851);
  • «Игроки» (1852);
  • «Анкор, ещё анкор!» (1852) – последняя работа мастера, неоконченная.

Портреты сослуживцев, родных, знакомых, автопортреты дают понять глубину потенциала художника как портретиста – он был метким мастером, умеющим безошибочно найти незаметное и красноречивое.

Основные хранители работ художника – это Третьяковская галерея и музеи: Русский, Государственный исторический и Ивановский областной.

Вдовушка 1851—1852 г.
Вдовушка 1851—1852 г. второй вариант
Сватовство майора 1848 г.
Анкор, ещё анкор неоконченная последняя картина Федотова 1851—1852 г.
Свежий кавалер 1846 г.
Разборчивая невеста 1847 г.
Завтрак аристократа 1850г.
Всё холера виновата 1848г.

Смотрите также:

«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись

«Свежий кавалер» Федотова – занимательная живопись

Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа

Почему знаменитый художник-самоучка закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице Беспрецедентным был случай, когда художник Павел Федотов, не имея специального образования, удостоился звания академика живописи и на века вошел в историю русского искусства своими жанровыми сатирическими картинами, произведшими фурор в средине 19 столетия. А рисовал художник-самоучка как Бог на душу положит. Популярность, признание, слава, звание, казалось, вот оно – счастье. Но на пике славы случилось то, что сломило и погубило живописца.Павел Федотов родом из семьи титулярного советника служащего во времена Екатерины II. В отличие от множества талантливых детей, чьи способности развивались родителями с раннего детства маленьким Павлом никто не занимался. Он был предоставлен сам себе и время проводил в веселых играх и драках, бегая по сенниках и чердаках, а зимой носясь с горок на санках. Графический портрет Павла Федотова.В 11-ти летнем возрасте подростка отдали учиться в Первый московский кадетский корпус, где его сразу же полюбили за веселый, общительный нрав, доброту и остроумие. И кроме того, обладая незаурядной зрительной памятью, позволяющей легко запоминать любой материал, Павел стал одним из лучших учеников. А что было совсем удивительным, так это то, что на уроках рисования мальчишка слыл беспросветным лентяем. Ему было не до геометрических моделей, которые нужно было изображать. Куда больше его привлекали история с географией. Ибо богатое воображение Павла само рисовало ему захватывающие картины исторических событий или кругосветных путешествий по далеким странам и континентам. Однако лучше всего у него получались карикатуры, которые он рисовал на преподавателей и своих товарищей на полях своих тетрадей. Его юмор был весьма тонким и точным, поэтому никто не был на него в обиде. К тому же юноша великолепно пел и аккомпанировал себе на гитаре, сочинял романсы, писал стихи и всегда был душой компании. Автопортрет. Автор: П. Федотов.В 19-летнем возрасте, получив чин прапорщика, Федотов был направлен в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Столичная жизнь в корне перевернула судьбу и помогла раскрыться удивительному самобытному таланту – с одной стороны. А с другой, как считают некоторые биографы – погубила Федотова в расцвете сил. Однако тогда, в 1834 году, жизнь только начиналась. Графика Павла Федотова.Половину своего офицерского жалования он отправлял в Москву своему престарелому отцу и сестре, поэтому средств на светскую жизнь у юноши уже не оставалось. И от нечего делать он начал рисовать. Их полк был расквартирован невдалеке от Академии художеств и Федотову удалось получить билет на посещение вечерних рисовальных курсов при учебном заведении, где он осваивал академический рисунок. «Приход дворцового гренадера в свою бывшую роту лейб-гвардии Финляндского полка. Эскиз» (1849-1850). Автор: П. Федотов.Свободное же время Павел посвящал карикатурам и наброскам, рисуя забавные сценки полковой жизни. Однажды в 1837 году их полк посетил младший брат императора – князь Михаил Павлович. Под впечатлением Павел Федотов создает акварельную работу на картоне «Встреча великого князя», увидев которую, князь пожаловал офицеру-художнику бриллиантовый перстень. А император, которому доложили о талантливом военном дал тому разрешение покинуть службу и стать живописцем при ежемесячном содержании в 100 рублей. «Встреча великого князя». Автор: П. Федотов.Однако неожиданная милость царя смутила Федотова, он никак не мог решиться и попросил совета у Карла Брюллова, мнение которого уважал. На что тот резко ответил: «Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руки передавать мысли и чувства…», намекая, что в возрасте Федотова уже поздно мечтать о карьере живописца. Да и сам Павел Андреевич не был уверен в своих силах. Автопортрет. Автор: П. Федотов.Лишь спустя 7 лет, обретя бесценный опыт, Федотов решается уйти в отставку в чине штабс-капитана. Немалую роль в этом решении сыграл баснописец Иван Крылов, который, увидев карикатуры Федотова, пришел в неописуемый восторг. Крылов написал капитану письмо в котором говорилось, что “задача художника в современном обществе — обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная”. Таким образом Крылов благословил будущего художника на роль «народного нравописателя». Эти строки и подвигли Федотова оставить службу. Он уволился, забрав с собой своего денщика Аркадия Коршунова, который был ему и другом и братом, а главное тот свято верил в незаурядный талант Павла Андреевича. В 1844, став «вольным художником», к началу 1850-х году он уже был заправским «человеком искусства». «Страшно, жутко было мне в то время: я все сомневался в своих силах; я все еще не верил себе; мне все еще чудилось, что я простой рисовальщик, а не художник», — вспоминал живописец. Автопортрет. Автор: П. Федотов.В 28-летнем возрасте отставной капитан и начинающий художник поселился на Васильевском острове, где снимал небольшую квартирку на двоих. И начал дни напролет работать над своими полотнами. Вначале батальная живопись увлекла художника, за нее хорошо платили. Но со временем он понял, что влечет его совсем другая сторона жизни, другой контингент, а именно: ремесленники, мелкие чиновники, уличные шарманщики и нищие эмансипированные дамы и юные учащиеся пансионов, мелкие купцы и чиновники и конечно же холостые офицеры. Представители всех слоев общества и становились объектами его добродушной сатиры. Жанровая живопись – вот, что воистину стало его коньком. «Сватовство майора» – визитная карточка художника. Автор: П. Федотов.С 1846 по 48-й год художником были написаны знаменитые полотна, принесшие ему все кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже — «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа» – картины, названные шедеврами мирового искусства. На выставках к этим полотнам даже подойти было трудно. «Свежий кавалер». Автор: П. Федотов.Толпы зрителей окружали его творения с утра до вечера. Ну еще бы, в средине XIX века было “откровением увидеть на холсте не государей императоров, прославленных военачальников или, на худой конец, античных божеств, а собственных современников — заурядных, смешных и таких узнаваемых”. «Завтрак аристократа». (1849-1850). Автор: П. Федотов.Невзирая на славу и почести, художник по-прежнему жил очень бедно, его угнетало безденежье, поэтому ему приходилось работать на пределе человеческих возможностей. Вставал очень рано, обливался холодной водой и, попив чаю, шел «толкаться между людьми». Часами ходил по городу в поиске «живых типажей», что было сродни охоте. Так однажды он несколько километров незаметно шел за мужичонкой “в зеленом картузе”, дабы “подсмотреть” и запомнить все его движения и мельчайшие детали лица. Подбирая подходящий типаж, он иногда знакомился с представителями “городского дна” — портовыми девками и нищими. «Переборчивая невеста». Автор: П. Федотов.Знакомые Павла Федотова, наблюдавшие за тем как он работает, отмечали, что он так фанатично погружался в работу, что даже страшно было на него смотреть. Напряженность в работе стала причиной того, что за художником со временем стали замечать странности в поведении: «Его начала мучить головная боль и бессонница… Его характер и поведение всегда отличались оригинальностью, а потому несколько новых странностей в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться… Мало-помалу из общительного, разговорчивого человека Павел Андреевич превращался в молчаливого мрачного меланхолика. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре». «Вдовушка». Автор: П. Федотов.Незадолго до этого Павел Андреевич вдруг начал “чудить”. Как-то получив гонорар за картину, начал скупать драгоценности для какой-то воображаемой свадьбы и подарки несуществующей невесте, загадочно всем сообщая о каком-то “своём счастии”. Затем неожиданно посватался сразу к нескольким известных ему дамам. В каждом доме, где сватался, получал какие-то деньги и пропадал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова, бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Хотя в здравом уме художник всегда говорил, что не смог бы делить свою жизнь между двумя – живописью и женщиной. «Офицер и денщик». Автор: П. Федотов.Для тех кто знал Федотова, его душевная болезнь оказалась громом среди ясного неба. Во время одного из приступов буйного помешательства художника поместили в психиатрическую лечебницу. По свидетельствам врачей, мужчина, который не отличался в обычной жизни физической силой, во время болезни мог пальцами выдергивать из стен гвозди, а когда его связывали, то он проделывал этот трюк зубами. Осенью 1852 года Федотов в 37-летнем возрасте умер от плеврита. Со слов свидетелей за несколько дней до кончины, художник пришел в себя. В этот момент рядом с ним был его верный денщик Коршунов, который был при хозяине даже во время страшных приступов душевной болезни. Федотов просил его передать друзьям, чтобы пришли проститься. Денщик, боясь оставить Павла Андреевича одного, перепоручил дело кому-то третьему, вестник по пути забежал в трактир, напился и завалился спать чуть ли не в канаву. «Анкор, ещё анкор!» – неоконченная последняя картина Федотова. (1851—1852). Автор: П. Федотов.И когда весть о просьбе Федотова дошла до адресатов, прощаться было уже не с кем, хотя друзья уже давно мысленно похоронили его. На похоронах безутешно рыдал только верный денщик Коршунов. К основному горю примешивалось чувство вины, что не выполнил просьбу хозяина. Работы Федотова можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и в петербургском Русском музее, где также хранятся рисунки, сделанные им в психиатрической больнице. Он по праву считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Художник также создал серию характерных портретов своих современников. «Портрет Е.Г.Флуга» (1848)Государственный Русский музей. Автор: П. Федотов. «Портрет Н.П. Жданович за фортепиано». (1850). Автор: П. Федотов. «Портрет С.С.Крылова». Автор: П. Федотов. «Портрет Анны Петровны Жданович». Автор: П. Федотов.Сейчас многие историки предполагают, что если бы он родился в строгом и амбициозном Петербурге, а не в простодушной “купеческой Москве”, не вышло бы из Федотова ни «основателя», ни «родоначальника» того самого критического реализма.

Павел Федотов в каждой своей работе особое место уделял даже мельчайшим деталям, которые могли бы раскрыть и дополнить образы его героев. «Завтрак аристократа»– удивительное творение автора, детали которого можно рассматривать часами, впрочем как и все другие картины автора.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Великий русский художник Павел Федотов считается родоначальником критического реализма в живописи тех времен. Он одним из первых изображал истинную жизнь в естественном виде, передавая подлинные чувства и эмоции, без приукрашивания. Рисовал художник окружающую его с детства действительность, ведь вырос он на окраинах Замоскворечья. Все изображенное на полотнах было плодом его детских и юношеских наблюдений.

Картины художника Павла Федотова хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее Санкт-Петербурга, так что можно прийти и полюбоваться работами истинного мастера, академика живописи, добившегося всенародного признания, несмотря на тяжелую судьбу. В статье пойдет речь о биографии великого мастера, рассмотрен его путь к признанию, его знаменитые картины и рисунки. Также будут приведены любопытные факты нелегкой жизни мастера.

Биография

Федотов Павел Андреевич родился в очень бедной многодетной семье в Москве 22 июня 1815 года. Его отец, Андрей Илларионович, в молодости служил в армии еще при Екатерине и, уходя в отставку, получил звание поручика и дворянский титул, потом обеднел и служил титулярным советником. Его мать, Наталья Алексеевна Калашникова, растила детей и вела хозяйство. Семья жила в бедности в небольшом деревянном доме. Дети, в том числе и маленький Павел, проводили целые дни без особого присмотра на улице, сеновале, а в зимние холода прятались в салазках во дворе. Именно в это беззаботное время будущий художник Павел Федотов запечатлел в себе патриархальные нравы местных жителей, образы которых впоследствии воплощал на своих полотнах.

Учеба в кадетском корпусе

В 11 лет отец отправляет Федотова-младшего на учебу в Первый Московский кадетский корпус. Мальчик старательно учился, проявил хорошие способности по математике и химии, хотя часто учителя могли видеть на полях тетрадей свои портреты, причем в карикатурном изображении. Но это не помешало юноше закончить курс с отличием. По традиции учебного заведения его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале корпуса. Павел Федотов получил звание унтер-офицера, а уже в 1832 году его повысили до фельдфебеля. Через год он уже был прапорщиком и служил в полку Санкт-Петербурга.

Желание рисовать не покидало молодого офицера даже в годы службы, поэтому он решил вечерами посещать уроки рисования при Академии художеств. Сначала ему тяжело было перестроиться с привычных карикатур до настоящих реалистичных портретов, за что ему часто попадало от великого Брюллова. Но со временем учителя разглядели талант ученика и обратили на него особое внимание.

image

Семья художника Павла Федотова жила в бедности и просила материальной помощи, поэтому вечерами любящий сын не только изучал формы человеческого тела по гипсовым скульптурам и брал уроки в Академии, но и рисовал небольшие акварели с портретами сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо раскупались. Эти деньги он посылал родным в Москву.

Картина “Встреча великого князя”

Летом 1837 года Павел Федотов стал свидетелем события, которое потрясло его до глубины души и дало толчок к написанию своей первой знаменитой картины, положившей начало его художественной деятельности. В полк приехал после лечения за границей великий князь. Гвардейцы, которые обожали его и беспокоились о состоянии его здоровья, шумной толпой выбежали его встречать. Живописность ситуации произвела глубокое впечатление на молодого человека, и он взялся за написание полотна. Всего через 3 месяца он нарисовал свою знаменитую картину “Встреча великого князя”. Чтобы ничего не отвлекало мастера от работы над полотном, ему впервые за срок службы дали отпуск.

Великий князь за это произведение наградил молодого офицера бриллиантовым перстнем. Под впечатлением от такой благодарности брата государя художник пишет еще одно полотно под названием “Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара”. Так как бедный офицер сильно нуждался материально, он решился показать еще неоконченную картину князю. Тот предоставил ее на суд государю, августейший брат подписал указ про выдачу “рисующему” офицеру ежемесячного содержания в размере 100 рублей ассигнациями.

Это стало переломным моментом в судьбе и творчестве Павла Андреевича Федотова. Он подает прошение об отставке и уже в 1844 году увольняется из полка в чине капитана. Первое время он рисует батальные сцены, однако со временем приходит к выводу, что ему больше по душе жанровая живопись. Природная наблюдательность и острый ум дают возможность автору воплощать в картинах обстановку жизни и характерные черты людей различных сословий. В то время действительно не хватало реализма в русской живописи, поэтому полотна художника так понравились и именитым мастерам, и простым людям.

“Свежий кавалер”

Одной из первых картин, получивших признание у строгого учителя и всесильного в те годы Брюллова, было полотно под названием “Свежий кавалер” или “Утро чиновника, получившего крест”. Написана она в 1846 году в жанре сатирического реализма. В ней высмеивается высокомерие и гордость чиновника, получившего самую мелкую в то время награду – орден. Комичность образа передана в убогой обстановке грязной комнаты с разбросанными по полу и мебели вещам.

Орден прицеплен прямо на старый халат, на голове намотаны папильотки из кусочков тряпки. Мундир висит на стуле, на столе лежит кусок отрезанной колбасы, под ним валяются остатки от рыбы.

Девушка-служанка с юмором воспринимает бахвальство хозяина и продолжает выполнять свою работу.

Комичность придает контраст между выражением лица и внешним видом мужчины, стоящего на полу босиком. Он мечтает о высоком положении в обществе, пытается выглядеть красивым и ухоженным, при этом не имея средств. Добавляет сатиры кот, рвущий когтями обивку стула на переднем плане.

“Разборчивая невеста”

Одной из знаменитых картин Павла Федотова считается написанная в 1847 году “Разборчивая невеста”. На фоне отлично прорисованной обстановки комнаты видна пара – уже немолодая женщина, перед которой в просительной позе стоит горбун в дорогих нарядах. Девица делает равнодушное и снисходительное лицо, однако в душе уже давно приняла решение дать согласие на этот брак. Ведь возраст невесты далеко не юный, а жених, хоть и горбатый, но видно по одежде, что не бедный.

За происходящим внимательно наблюдают ее родители. Комичность автор видит в контрасте образов. Внешне некрасивый жених имеет истинные чувства и благородство, а у дамы все наоборот – красота лица скрывает спесивую и капризную натуру.

За представленные выше картины художник Павел Федотов был удостоен звания академика. Ему выделили хорошее денежное пособие, и он смог продолжить писать картину, ставшую его самым узнаваемым творением в мире.

Картина “Сватовство майора”

Написано произведение в 1848 году, и после представления на выставке имя Федотова стало широко известным. Про него писали все газетные издания. По мотивам своей картины художник сочинил стихотворение, которое отражает весь смысл сюжета. Хотя стихи автора нигде не печатались, но друзья считали его талантливым и в данном виде творчества.

На картине “Сватовство майора” художник изобразил событие, присущее его времени. Богатую невесту, дочь купца, выдают замуж по договоренности за бедного дворянина, обладающего титулом. Невеста, увидев жениха, в ужасе пытается убежать, строгая мать ее удерживает в комнате. В стороне стоит отец, довольный выгодной сделкой. Ни о каких чувствах нет и речи.

Положительное значение творчества Павла Федотова и состояло в высмеивании таких устаревших традиций, когда дочь буквально продавали родители за титулы и благосостояние. Современники одобрили его сатиру, и газеты подняли болезненную тему свадебных сделок в статьях.

“Завтрак на столе”

Еще одно сатирическое произведение художника, описывающее нравы и быт людей той эпохи, написано в 1849-1850-х годах. Другое название картина получила по рассказу “Завтрак аристократа”, прочитав который художник решил передать сюжет на холсте.

Молодой аристократ растратил все свои деньги на игру в карты или на дам. Ему стыдно признаться в нищете и утратить статус перед друзьями. Он не решается продать что-то из окружающей обстановки, облегчив свою нужду, так как его могут раскусить и изгнать из своего круга. Поэтому он втайне завтракает куском черного хлеба.

Его страшно испугало внезапное появление гостя на пороге. Тот уже отодвинул занавеску и вот-вот войдет в комнату. Хозяин старается спрятать свой “позор”, накрыв хлеб книгой. На его лице отражен испуг, он не знает, видел ли его гость ситуацию или все обошлось.

Художник прекрасно передал чувства, которые испытал молодой светский хлыщ. Это страх разоблачения, полная растерянность и боязнь за свою репутацию. Картина вызвала у зрителей большой интерес, ведь каждый мог пофантазировать и додумать конец истории на свой вкус.

“Вдовушка”

Картина написана художником в 1851 году. Перед описанием картины необходимо коснуться душевного состояния автора в этот период. Его сатирические работы вызывали небывалый интерес публики, но в то же время подвергались цензуре со стороны властей. От него стали отворачиваться меценаты, которые помогали ему справиться с материальными затратами для творческих работ. Федотов начинает задумываться над фатальным абсурдом бытия. Под влиянием грустных мыслей он пишет свою печальную “Вдовушку”.

Сюжет будущей картины автор взял из жизни. У его сестры Любы, которая была бедной и несчастливой в браке, умирает муж, оставив ей множество долгов. К тому же, девушка ожидает появление младенца, что усугубляет ее тревогу и грусть.

Художник старался передать душевное состояние молодой женщины, весь страх и безысходность ее положения, однако переданная грусть на лице его никак не удовлетворяла. Федотов 4 раза переписывал картину, так и не найдя гармонию в душе. Однако современники получили целых 4 экземпляра творения автора.

Незаконченный шедевр

Картина Павла Андреевича Федотова “Анкор, еще анкор!” считается незаконченной. Она написана в 1852 году. Это последнее произведение автора посвящено скучному и убогому существованию солдата. Вся обстановка говорит про бедность и уныние. Уставший мужчина лежит на кровати, и единственным развлечением ему служит собака. Он поставил ей палку и смотрит, как она выполняет его команду “Анкор!”, то есть прыгает через нее взад и вперед.

image

Картина немного расплывчата, но способствует более внимательному рассмотрению и обдумыванию.

Болезнь художника

Павел Федотов за столь короткий период своего творчества написал огромное количество картин, многие его работы – это портреты на заказ или портреты близких людей. Также хранятся его зарисовки карандашом, на которых изображены бытовые сцены из жизни обычных людей.

image

Тонкая натура художника испытывала сильные нагрузки, что отразилось на его здоровье. Близкие начали замечать его частое уныние и молчаливость. В 1852 году у него проявились признаки психического расстройства. Друзья поместили его в клинику для душевнобольных людей, а государь, узнав о состоянии художника, выделил ему средства на содержание в лечебнице в размере 500 рублей.

Смерть великого мастера

Несмотря на все старания, болезнь быстро прогрессировала, и уже через полгода академик живописи Павел Федотов скончался в больнице Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Похоронили его на Смоленском кладбище в мундире офицера, причем ни в одной газете не сообщили о его смерти. Только в 1936 году его перезахоронили в некрополе Александро-Невской лавры и увековечили память постаментом.

Однако полотна выдающегося мастера будут радовать и удивлять своим реализмом еще многие поколения поклонников живописи.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий