Парадоксы Энрико Карузо: В чем упрекали легендарного тенора, и чего он не мог простить родному Неаполю

Энрико Карузо (Enrico Caruso) – всемирно известный итальянский оперный певец, тенор. Он родился третьим ребенком в бедной семье, где вместе с ним воспитывалось еще шестеро детей. Только благодаря своему таланту и трудолюбию, он смог выбраться из нищеты, окружив себя и своих близких людей роскошью богатой жизни.

image

Биография

Энрико родился в бедном промышленном районе Неаполя (Napoli) 25 февраля 1873 г. в семье рабочих в двухэтажном доме. Закончив начальную школу, мальчик не захотел учиться дальше, он пошел в церковный хор небольшого местного храма. Ему так нравилось петь, что он не стал инженером, как желали родители Марчелло Карузо (Marcello Caruso) и Анна-Мария Карузо (Anne-Marie Caruso). Энрико хотел учиться музыке.

https://youtu.be/s0pW7kDi09U

Когда юноше исполнилось 15 лет, его мать скоропостижно скончалась и молодой человек был вынужден разделить с отцом финансовые заботы о семье. Он устроился рабочим в мастерскую, где трудился Марчелло, но не переставал петь. Церковные прихожане восхищались его прекрасным голосом и иногда просили исполнить серенады для любимых. Богатые клиенты щедро оплачивали такие услуги.

Успех подстегивал молодого человека искать новые возможности заработка и он стал исполнять церковные песни прямо на улице. Долгое время это было хорошим подспорьем многодетной семье.

Карузо получил минимальное музыкальное образование. Он поступил в вечернюю школу и стал учиться у пианиста Скирарди (Skirardi) и маэстра де Лютно (maestro de Lyutno). Бархатный баритон Миссиано (Missiano) также научил Энрико исполнению нескольких партий.

Путь к успеху

Песни Энрико Карузо по воле случая были услышаны преподавателем школы вокала Гульельмо Верджине (Guglielmo Vergine). Это произошло при постановке “Разбойников” (“Briganti”) Микеле Фазанаро (Michele Fasanaro), где Карузо исполнял партию, выбранную для него преподавателем Бронцетти (Bronzrtti). Опера шла в маленьком церковном театре, куда продолжал ходить юноша.

image

Верджине, разглядев молодое дарование, уговорил отца мальчика отдать сына в Неаполитанскую школу пения (она называлась Храм бельканто, “bel canto” – “красивое пение”). Отец так и сделал, но не особенно надеялся на успех. Теперь ему не нужно было кормить лишний рот, а сын с радостью начал изучать музыкальную науку.

Спустя некоторое время Верджине показал юношу известному и влиятельному оперному тенору Мазини (Masini). Певец оценил диапазон и силу молодого таланта, но предупредил, что над природным даром нужно много работать. Карузо хотелось славы, признания, богатства и он много и усердно работал всю жизнь, благодаря чему стал одним их величайших теноров своего времени.

Основные этапы биографии

https://youtu.be/aef9DGvZ8Qo

  • 1894 г. – первое выступление в неапольском “Нуово” (Teatro “Nuovo”);
  • с 1900 в течение года выходил на сцену миланского “Ла скала” (Teatro”La Scala”);
  • 1902 г. – дебют в Лондоне, в “Ковент-Гарден” (Theatre”Covent Garden”);
  • с 1903 г. в течение 17 лет исполнял сольные партии в “Метрополитен-опера” (“MetropolitanOpera”) в Нью-Йорке;
  • с 1898 г. совершил множество гастрольных туров по странам мира.

Лучшие партии

Легендарному тенору легко давались любые партии. Творчество Энрико Карузо раскрывает его и как лирика и так трагика. Он первым исполнил роли: Федерико (Federico) в “Арлезианке” (“L’arlesiana”) Франческо Чилеа (Francesco Cilea) в 1897 г., Лориса (Loris) в “Федоре” (“Fedora”) Умберто Джордано (Umberto Giordano) в 1898 г., Джонсона (Johnson) в “Девушке с запада” ( La fanciulla del West) Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini); в 1910 г.

https://youtu.be/oogqK6xEBPA

Лучшими партиями по праву считаются:

  • Герцог из “Риголетто” (“Rigoletto”) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi);
  • Манрико (Manrico) из “Трубадура” (“II trovatore”) Верди;
  • Радамес (Radames) из “Аиды” (Aida) Верди;
  • Неморино (Nemorino) из “Любовного напитка” (“L’elisir d’amore”) Гаэтано Доницетти (GaetanoDonizetti);
  • Фауста (Faust) из “Мефистофеля” (“Mefistofele”) Арриго Бойто (Arrigo Boito);
  • Канио (Canio) из “Паяцы” (“Pagliacci”) Руджеро Леонкавалло (RuggeroLeoncavallo);
  • Туридду (Turiddu) из “Сельской чести” (“Cavalleria rusticana”) Пьетро Масканьи (PietroMascagni);
  • Рудольфа (Rudolf) из “Богемы” (“La Bohème”) Джакомо Пуччини (GiacomoPuccini);
  • Каварадосси (Cavaradossi) из “Тоски” (“Tosca”) Пуччини;
  • Де Грие (desGrieux) из “Манон Леско” (“Manon Lescaut”) Пуччини;
  • Хосе (José) из “Кармен” (“Carmen”) Жоржа Бизе (Georges Bizet);
  • Элеазар (Eleazar) из “Жидовки” (“La Juive”) Фроманталя Галеви (Fromental Halévy).

На концертах особенно трогательно и нежно в его исполнении звучали неаполитанские песни.

Личная жизнь

Волшебный голос невысокого крепкого мужчины с шикарными усами производил неизгладимое впечатление на женщин. На заре карьеры Энрико чуть было не женился на дочке руководителя театра, в котором он работал. Но свадьба не состоялась, жених сбежал из-под венца с балериной того же театра.

Первой гражданской женой для Карузо стала оперная певица Ада Гиачетти (Ada Giachetti), она была старше мужа на 10 лет. Ада подарила супругу четырех сыновей, но выжили только два: Родольфо (Rodolfo) и Энрико (Enrico), их назвали в честь главных героев оперы “Риголетто” (“Rigoletto”). Гиачетти положила свою карьеру на алтарь семейного счастья, но неугомонный Энрико не желал быть примерным мужем.

Он не заводил близких знакомств с другими дамами, но продолжал флиртовать направо и налево. Через 11 лет Ада сбежала от мужа с водителем их семьи. Энрико жутко разозлился и стал встречаться с младшей сестрой неверной жены. Но вместо того, чтобы вернуться, Гиачетти подала на Карузо в суд, требуя вернуть “украденные” драгоценности. Дело закончилось миром, бывший супруг взял на себя обязательства по выплате семье хорошего ежемесячного пособия.

Первой официальной ценой 45-летнего Карузо стала дочь американского миллионера 25-летняя Дороти Парк Бенжамин (Dorothy Park Benjamin).

Отец девушки не признавал зятя и после свадьбы лишил дочь наследства. Но Энрико любил Дороти, которая вскоре родила ему дочь Глорию (Gloria). Со слов друзей семьи, Карузо вполне серьезно просил жену растолстеть так, чтобы на нее больше не посмотрел ни один мужчина.

Смерть

Спустя еще год в 1920 г. счастливый отец сильно заболел после перенесенной аварии, ему пришлось вернуться в Италию. 2 августа 1921 г. он не смог противостоять недугу и умер от плеврита. Его отпевали в церкви Сан-Франческо-ди-Паола (San-Francesco di Paola). Двери церковной базилики открыл для усопшего сам король. Траурная процессия легендарного певца насчитывала более 80 тысяч человек. Маэстро положили в хрустальный гроб и 15 лет поклонники могли лицезреть великого певца после его смерти. Потом тело предали земле. На деньги почитателей таланта певца была отлита огромная свеча из воска, которую обещали зажигать ежегодно в память об усопшем перед Помпейской Мадонной (Madonna). По расчетам, свечи должно хватить на 500 лет.

Интересные факты

  1. У родителей Энрико, кроме него, было еще 18 детей, 12 из них умерли в младенчестве.
  2. При рождении мать с отцом дали мальчику имя Эррико (Errico), так оно было созвучно неаполитанскому диалекту. Переименовать себя в Энрико посоветовал юноше учитель Вержине.
  3. После смерти матери Карузо ежедневно пел в церковном хоре, искренне веря, что только оттуда она сможет услышать его.
  4. После партии старика отца в “Друге Франческо” (“L’Amico Francesco”) постановки Джузеппе Морелли (Giuseppe Morelli) в исполнении Карузо (партию сына представлял тенор, которому уже исполнилось 60 лет), подающего надежды юношу пригласили в турне по Каиру. Там он заработал свои первые большие деньги.
  5. Иногда ему приходилось петь свои партии без репетиции, он крепил листок со словами на спину впереди стоящего партнера и пел.
  6. Первый заработок был потрачен в увеселительном заведении на девушек и вино. В гостиницу юный повеса вернулся под утро, верхом на осле, обвешанный тиной. Он свалился в Нил, непонятно как избежав встречи с крокодилом.
  7. На гастролях в Сицилии Энрико предстал перед зрителями в нетрезвом состоянии. Он не правильно прочитал слова “судьба” и вместо него спел “гульба” (они похожи на итальянском), чем едва не перечеркнул свою карьеру.
  8. Певец Энрико Карузо очень много курил. Пара пачек египетских сигарет за день была его нормой на протяжении всей жизни. Маэстро не смущало даже то, что из-за пагубной привычки он рисковал потерять свой чудесный голос.
  9. Голос Энрико Карузо стал первым голосом оперы, записанным на пластинках для граммофона. Основная часть репертуара, благодаря записям на 500 дисках, сохранилась до наших дней.
  10. Однажды на гастролях в Буэнос-Айросе (Buenos Aires) Карузо стал причиной фальши музыкантов оркестра. Они не смогли сдержать слез, вызванных проникновенным выступлением тенора.
  11. На счету певца 607 оперных спектаклей и более 100 оперных партий на разных языках (французский, испанский, английский, немецкий).
  12. Кроме музыкального слуха и голоса, природа наградила Карузо талантом художника. Его карикатуры на близких людей печатались в Нью-Йорке, в еженедельном издании “Фоллиа” (“Follia”) с 1906 г.
  13. После смерти мужа, его вдова Дороти написала две книги о жизни своего талантливого супруга. Они были изданы в 1928 г. и 1945 г. и содержали множество нежных писем Карузо любимой жене.

Биография

Энрико Карузо – итальянский оперный тенор, успешно выступавший на лучших театральных площадках Европы и Америки с репертуаром, варьировавшимся от лирических песен до драматических арий. За свою жизнь певец выпустил около 260 записей, сделанных с 1902 по 1920 годы, которые охватили большую часть его сценической карьеры и в настоящее время продолжают пользоваться популярностью.

Детство и юность

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в итальянском Неаполе в бедной семье. Он был третьим сыном многодетных родителей, выжившим в младенчестве. В мемуарах, посвященных жизни певца, был интересный факт, согласно которому его мать родила 21 ребенка – 20 мальчиков и 1 девочку. Эта легенда, озвученная вдовой тенора и некоторыми его друзьями, была впоследствии опровергнута биографами и исследователями.

Энрико Карузо

Отец Карузо, работавший механиком и литейщиком, считал, что сын должен стать продолжателем профессии. В возрасте 11 лет Энрико отдали в ученики к инженеру, который строил городские фонтаны и привлекал мальчика к этому процессу.

По настоянию матери Карузо посещал школу и получил базовое образование под присмотром местного священника. Он научился красиво выводить буквы и цифры, изучил техническое черчение и начал петь в церковном хоре. Голос мальчика был настолько хорош, что он и окружающие задумались о том, что ему следовало оставить проектирование и строительство и начать музыкальную карьеру.

Энрико Карузо в молодости

Мать Энрико поддержала стремление сына к творчеству. После ее смерти в 1888 году Карузо нашел работу уличного певца в Неаполе и, чтобы заработать деньги для поддержки семьи, начал выступать в местных кафе и на вечеринках.

В молодости тенор давал концерты на итальянских курортах, что приносило неплохой доход. Он прошел обязательный курс военной подготовки, по окончании которого утвердился в мысли, что музыка была единственным, чем он хотел заниматься.

Музыка

Весной 1895 года Карузо дебютировал на сцене Неаполитанского театра Нуово в любительской опере композитора Марио Морелли под названием «Амико Франческо». Затем последовала череда выступлений на провинциальных концертных площадках, совмещавшаяся с уроками вокала, которые Энрико брал у дирижера Винченцо Ломбарди.

Певец Энрико Карузо

Денег на жизнь не хватало, о чем свидетельствовало появление певца на рекламном фото 1896 года в покрывале, задрапированном как тога, так как единственная рубашка была в стирке. На раннем этапе творческой биографии тенора во время одного из концертов в Неаполе Карузо освистали, потому что он не заплатил клакерам. Этот инцидент задел певца за живое, и он поклялся никогда больше не выступать на родине.

В 1900 году в карьере Энрико наступил прорыв. Он подписал контракт со знаменитым итальянским оперным театром «Ла Скала» и 26 декабря дебютировал в роли Родольфо в «Богеме» композитора Джакомо Пуччини. Карузо гастролировал с театральной труппой по европейским и американским столицам, пел для высокопоставленной аудитории, в числе которой был русский царь, пришедший послушать выступление итальянцев на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Энрико Карузо в роли Родольфо в опере «Богема»

Первой крупной ролью Энрико стала партия Лорис в опере «Федора» Умберто Джордано, которую он впервые исполнил в миланском театре «Лирико» в 1898 году. Затем он принял участие в грандиозном концерте на сцене «Ла Скала», посвященном памяти композитора Джузеппе Верди. Другими участниками представления были ведущие итальянские теноры Франческо Таманьо и Джузеппе Боргатти.

По окончании контракта с театром в 1902 году Карузо наняли для записи пластинок, предложив гонорар в 100 фунтов стерлингов. 10 дисков быстро стали бестселлерами и помогли молодому певцу прославиться в англоязычном мире. В результате руководство лондонского Королевского Оперного театра Ковент-Гарден ангажировало Энрике на сезон выступлений в 8 операх, среди которых были «Аида» Джузеппе Верди и «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта.

Энрико Карузо в сценическом костюме

Дебют Карузо в Ковент-Гардене состоялся в середине мая 1902 года в роли Матнтуи в постановке «Риголетто». Его партнершей была самая высокооплачиваемая оперная дива Нелли Мельба, которая восхваляла голос Энрике, но считала его менее утонченным музыкантом, чем великий тенор того времени Жан де Реске.

Проведя театральный сезон 1902 года в Лондоне, Карузо переехал в Нью-Йорк и подписал контракт со знаменитой Метрополитен-оперой. В то же время Паскуале Симонелли, ставший агентом, банкиром и импресарио тенора, организовал сотрудничество Энрике со звукозаписывающей компанией «Victor Talking Machine», продлившееся до конца жизни. В феврале 1904 года вышел 1-й сборник песен, принесший исполнителю хороший доход. Там же была записана «Santa Lucia», одна из самых известных песен из репертуара великого тенора.

Энрико Карузо исполняет песню «Santa Lucia»

В дополнение к регулярным ангажементам в Нью-Йорке Карузо давал сольные концерты в городах Америки и Европы. Он гастролировал по Европе перед началом Первой мировой войны, неоднократно возвращаясь на сцену Ковент-Гардена в рамках британского тура. В 1906 году во время гастролей артистов Метрополитен-оперы в Сан-Франциско Энрике оказался в эпицентре землетрясения. К счастью, он и коллеги не пострадали, но театр потерял значительную часть костюмов, реквизита и декораций.

В зрелые годы тембр голоса Карузо стал ниже, и он от лирики перешел к исполнению героических оперных партий. Певец гастролировал по странам Южной Америки – Аргентине, Уругваю и Бразилии, дал концерт в Мехико, он получил $ 10 тыс. за единственное выступление на Кубе в 1920 году. В сентябре 1920 года Карузо завершил работу над студийной записью, ставшей последней в его жизни.

Личная жизнь

В 1904 году Карузо приобрел роскошную виллу в Италии, неподалеку от Флоренции. Там он отдыхал в перерывах между выступлениями. В Нью-Йорке певец жил в люксе манхэттенского отеля «Knickerbocker». Покончив с финансовыми трудностями, Энрико заказал у знаменитых ювелиров компании «Tiffany & Co» золотую медаль, украшенную собственным профилем, которую подарил своему агенту и другу Паскуале Симонелли.

Ада Гиачетти

Неприятный случай произошел с Карузо в 1906 году. Его обвинили в непристойном поведении за то, что он ущипнул замужнюю даму в нью-йоркском зоопарке. Тенор свалил вину на обезьяну, находившуюся в клетке поблизости, но все же был арестован и оштрафован на $ 10. Эта ситуация чуть не поставила крест на карьере певца, но благодаря необыкновенному голосу и таланту ему удалось сохранить любовь и преданность публики.

Энрико Карузо и его жена Дороти

До начала Первой мировой войны у Карузо была связь с итальянской оперной певицей Адой Гиачетти, которая была замужем за мануфактурщиком Джино Ботти. Во время их отношений женщина родила Энрико четверых детей, из которых двое умерли в младенческом возрасте. Дива оставила супруга и поселилась в доме знаменитого тенора, но не стала его женой. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.

Марио Ланца в роли Энрико Карузо

В 1918 году Энрике устроил личную жизнь, женившись на молодой светской львице Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо. Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец Марио Ланца.

Смерть

Малоподвижный образ жизни и страсть к курению крепких египетских сигар ослабляли здоровье Карузо. К 1920 году его самочувствие оставляло желать лучшего. Кроме того, во время одного из концертов на Энрике упала декорация, отбив певцу левую почку и повредив спину. После этого случая у тенора диагностировали межреберную невралгию и острый бронхит.

Энрико Карузо

Через некоторое время у Карузо пошла кровь из горла, и певец отменил ряд выступлений. В 1921 году к списку болезней, обнаруженных у певца, добавились гнойный плеврит и эмпиема. Он перенес 7 операций по откачке жидкости из грудной полости и легких, после которых наступило временное облегчение.

Летом 1921 года Энрике страдал от нестерпимой боли в боку, после осмотра местным неаполитанским врачом состояние его здоровья резко ухудшилось. После консультации с римскими хирургами было решено удалить левую почку певца.

Могила Энрико Карузо

Карузо остановился в отеле “Везувио” в Неаполе по пути в столичную клинику в начале августа 1921 года. Страдая бессонницей, он принял морфий и отправился отдыхать. Ночь тенор не пережил, его нашли мертвым 2 августа 1921-го. Вероятной причиной смерти врачи посчитали перитонит, возникший на фоне поддиафрагмального абсцесса.

Прощание с великим итальянцем и его творчеством состоялось в Королевской базилике церкви Сан-Франческо ди Паола. Его забальзамированное тело было сохранено в стеклянном саркофаге на неаполитанском кладбище Дель Пианто. Примерно через 15 лет гроб Карузо закрыли и украсили могилу изображением скорбящей Мадонны.

Лучано Паваротти исполняет песню «Памяти Карузо»

Последним дням жизни Энрике посвящена песня «Памяти Карузо», наиболее известная в исполнении Лучано Паваротти.

Репертуар

  • Musica proibita
  • La donna e moblie
  • O sole mio
  • Torna a surriento
  • Santa Lucia
  • Musica proibita
  • Amor ti vieta
  • O soave fanciulla
  • Siciliana
  • A vucchella

09:25 25.02.2013 (обновлено: 12:48 25.02.2013) © Фото : public domain Читать ria.ru в 25 февраля родился великий итальянский оперный певец Энрико Карузо.

Выдающийся итальянский певец Энрико Карузо (Enrico Caruso) родился 25 февраля 1873 года в Неаполе, Италия.

Средства в семье были ограничены, поэтому Энрико не получил хорошего общего образования. Первые “выступления” будущего артиста состоялись, когда он был мальчиком, в церкви Сан Джованелло. В поисках заработка юноша много раз менял профессию и место работы.

В 1894 году Карузо начал заниматься у вокального педагога Гильермо Верджине и дебютировал на сцене неаполитанского театра “Нуово”. Голос молодого артиста привлек всеобщее внимание. Вскоре Карузо спел партию Туридду в опере “Сельская честь” Масканьи и заглавную партию в опере “Фауст” Гуно.

В 1895 году состоялась его первая гастрольная поездка за рубеж. Каирская публика слушала итальянского певца в операх “Риголетто” Верди, “Сельская честь” Масканьи, “Джоконда” Понкиелли, “Манон Леско” Пуччини. Так началась артистическая карьера Карузо.

Вернувшись в Италию, Карузо выступал в разных городах. Репутация Карузо особенно укрепилась после того, как он, с благословения самого Пуччини, выступил в “Богеме” (партия Рудольфа). Наконец Карузо дебютировал в Милане. Это было окончательное признание.

В начале 1899 года Карузо гастролировал в Петербурге.

Подлинный триумф принесли Карузо выступления в “Ла Скала”. Артуро Тосканини, под управлением которого шла опера Доницетти “Любовный напиток”, был покорен талантом молодого неаполитанца.

С 1903 года Карузо становится солистом нью-йоркского театра “Метрополитен-опера”. Впоследствии Европа, в том числе и Италия, встречается с Карузо только как с гастролером. На сцене “Метрополитен-опера” певец спел тридцать семь партий (за 18 сезонов у Карузо было 607 выступлений), и почти каждая из них становилась в его интерпретации значительным художественным событием.

Продюсеры из Grammophone Company уговорили Карузо (за 100 фунтов стерлингов) записать первый диск, и имя итальянского певца стало легендой: он стал первым исполнителем музыкальных произведений, продавшим миллион дисков с оперными ариями.

В течение более чем двадцати лет — с 1898 по 1920 год — певец сделал около 250 записей на грампластинки. Благодаря грамзаписи миллионы любителей вокального искусства до сих пор имеют возможность наслаждаться голосом Энрико Карузо.

Летом 1921 года, уже тяжело больной, Карузо вернулся на родину, а 2 августа его не стало.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Аудио предоставлено ФГУП “Фирма “Мелодия”.

Энрико Карузо

image

«Кто послал тебя ко мне? Сам Бог?» — такими словами отозвался об итальянском оперном исполнителе Джакомо Пуччини, когда впервые услышал голос Карузо на прослушивании в Ливорно. В 1897 году композитор искал певца для исполнения ведущей роли в своей новой опере «Богема», талант молодого Энрико Карузо впечатлил автора и привёл его в благоговейный трепет. Этот момент во многом определил судьбу величайшего тенора, положив конец периоду его творческих неудач и став началом головокружительной карьеры на мировой оперной сцене.

Краткую биографию Энрико Карузо и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.

 

Краткая биография

Энрико Карузо родился в Неаполе в 1873 году, 25 февраля. На тот момент в семье уже воспитывались двое детей, а в дальнейшем появились на свет ещё четверо малышей. Отец Карузо страдал алкоголизмом, семейство постоянно нуждалось в деньгах и вело довольно скромное, если не сказать — бедное, существование. Первым учителем, обучившим Энрико музыкальным азам, стал дирижёр Виченцо Ломбардини. Способный юноша начал рано помогать своей семье материально: он зарабатывал деньги, исполняя для публики неаполитанские народные песни, баллады.

image

В марте 1895 г Энрико впервые дебютировал в статусе оперного исполнителя на сцене Неаполя. Однако местная публика и критики совсем не оценили способности юного дарования и не сумели разглядеть масштаб таланта и перспективы его развития. Впоследствии Крузо отзывался о двух годах работы в Неаполе как о чёрной полосе своей карьеры. Весьма холодный приём, который повторялся от одного выступления к другому, эмоционально негативно отражался на настроении творческого человека, мечтавшего развиваться в направлении оперного вокала. Не желая больше терпеть подобного пренебрежения, Карузо поклялся более не выступать перед слушателями Неаполя и сдержал слово.

Знакомство с Пуччини открыло новые горизонты для Карузо и знаменовало начало новой, успешной страницы в жизни. За основной ролью в «Богеме» последовала череда привлекательных предложений. Сотрудничество с композитором Умберто Джордано оказалось плодотворным: Карузо достались ведущие позиции в опере «Обет» (известна более под названием «Преступная жизнь») и «Федора». На тот момент Карузо служил в театре Лирико в Милане.

image

Карузо подписал первый контракт со звукозаписывающей компанией в 1902 г. Она называлась «Gramophone and Typewriter». Выпущенная пластинка включала 10 оперных арий. В том же году состоялся дебют Карузо на сцене лондонского Королевского театра Ковент-Гарден. Энрико участвовал в постановке «Риголетто» Дж. Верди в роли герцога Мантуи. Через год именитый тенор уже выступал в США, на сцене Метрополитен-Опера. В Нью-Йорке Карузо работал в течение 18 сезонов, в течение которых исполнитель появился на сцене более 600 раз в 37 различных операх. Это был лучезарный период всеобщего признания, Карузо боготворили, им восхищались с США, Европе и даже Латинской Америке.

 

1912 год отмечен неприятным событием в личной жизни певца: его многолетняя неофициальная связь с Адой Джакетти была прекращена, а её апофеозом стало громкое судебное разбирательство. В 1918 году Энрико вступил в законный брак, его избранницей стала 25-летняя дочь американского промышленного магната Дороти Бенджамин. С этой женщиной певец не расставался до самой смерти.

В 1920 г Карузо вернулся в Италию после продолжительного гастрольного тура, проходившего в Америке. Состояние здоровья певца на тот момент сильно ухудшилось. Причиной тому стали события, последовательно произошедшие в период выступлений на сцене Метрополитен-Опера. В начале декабря Карузо принимал участие в постановке «Самсон и Далила», принадлежащей авторству Камиля Сен-Санса.

image

Во время театрального действия возникли технические неполадки, связанные с монтажом декораций. Один столб упал, Карузо получил серьезную травму. На следующий день певец обратился к своему лечащему врачу и пожаловался на острую боль в боку. Однако, обследовав пациента, доктор диагностировал бронхит, а болевые ощущения списал на симптом межрёберной невралгии. При этом никаких предостережений или рекомендаций приостановить сценические выступления Энрико не получил. Меж тем, его состояние ухудшалось, а через неделю у певца прямо на сцене Бруклинской музыкальной академии во время спектакля произошло кровоизлияние. Представление остановили, однако в дальнейшем, несмотря на сильный недуг, Карузо нашёл в себе силы и трижды поднялся на сцену Metropolitan Opera, приняв участие во всех заявленных к тому времени в репертуаре постановках. На Рождество Карузо прибыл в Италию, его мучили невыносимые боли, и только когда супруга певца Дороти собрала лучших специалистов, Энрико услышал свой истинный диагноз: гнойный плеврит. В течение следующего года певец так и не смог окончательно оправиться от тяжёлого заболевания, он перенёс 7 операций, но окончательного исцеления не обрёл.

Энрико Карузо умер в Неаполе, на своей малой родине. Печальное событие произошло в августе 1921 г. По случаю похорон певца король Италии Виктор Эммануил III открыл королевскую базилику церкви Сан-Франческо-ди-Паола. В последний путь Карузо провожали тысячи людей.

image image

image image

Интересные факты

  • Несмотря на то, что голос Энрико Карузо характеризуют как тенор, его диапазон был значительно шире условно принятых рамок. Подобная «эскалация» охватывала всю палитру баритонального глубокого звучания, но происходило это за счёт того, что Карузо часто сам транспонировал арии на несколько тонов ниже, чтобы избежать необходимости брать высокие ноты.
  • Карузо обладал непревзойдённой манерой исполнения музыкальных фраз с помощью портаменто и легато. Он безупречно владел вокальным приёмом плавного (не моментального) перехода к ноте определённой высоты от предыдущей, Энрико был истинным мастером выразительного, лирического пения.
  • «Звёздными» образами Карузо считаются: «фатально» влюблённый странствующий комедиант Канио в «Паяцах» и главный придворный страж Радамес в «Аиде». Новые интерпретации известных опер и в актуальное время регулярно появляются в репертуарах европейских и американских театров, однако ни одному исполнителю озвученных ролей не удаётся избежать сравнения с великим тенором, более столетия назад воплотившим совершенное звучание вокальных партий.
  • Карузо был невероятно целеустремленным, трудолюбивым человеком, способным к самокритике и обладающим тонким чувством юмора. Коллеги обожали Энрико за его веселый, лёгкий нрав, неумение завидовать и отсутствие желания соревноваться с кем-то, доказывая личное превосходство. Такие качества нечасто встречаются в богемных кругах, оттого — приобретают особую ценность.
  • Энрико Карузо был талантливым карикатуристом. Он любил рисовать, а своё хобби воспринимал как возможность отдохнуть, развлечься, восстановить силы. Однажды Карузо заметил один из своих рисунков выставленным на продажу в торговой лавке. Цена за работу оказалась довольно высокой, заметив это, Энрико произнёс: «Это отличная плата за 10 минут работы. Пожалуй, мы прекратим петь и начнём рисовать».
  • В 1906 году в американском городе Сан-Франциско случилась трагедия. Апрельским утром город оказался во власти разрушения и пожаров, вызванных мощным землетрясением. Энрико Карузо в это время находился в центре событий, накануне он выступал в местном театре. Ценные вещи и сценические костюмы спасти не удалось: певец спешно покидал город, у него в руках была единственная вещь — портрет президента Теодора Рузвельта с личным автографом. После того страшного дня Энрико никогда более не посещал Сан-Франциско.
  • Карузо проявлял себя как человек невероятной щедрый как в финансовом, так и в душевном плане. Он не скупился на позитивные эмоции, был не чужд эмпатии. При этом, был готов помогать друзьям фактически: певец часто дарил ценные подарки коллегам по сцене, а друзьям и хорошим знакомым раздавал собственные рисунки, будучи уверенным, что за карикатуры в будущем можно будет выручить приличную сумму, и это действительно было так. В период Первой Мировой войны Карузо давал благотворительные концерты, помогал собирать средства в поддержку войск союзников.
  • Ещё в юные годы, проживая с родителями в Неаполе, Энрико влюбился в местную девушку, однако отец избранницы не позволил молодым людям обвенчаться, заявив, что Карузо никогда не добьётся успеха в искусстве, а значит, не сможет содержать семью. Уже через несколько лет талантливый и упорный в труде исполнитель явил миру всю мощь и многогранность своего таланта, став весьма обеспеченным человеком. Однако первая влюблённость так и осталась в прошлом.
  • У Карузо было трое детей. Матерью двоих сыновей (Родольфо и Энрико) была Ада Джакетти, дочь Глорию родила Дороти, единственная законная супруга итальянского исполнителя.
  • На пике карьеры доходы Карузо были огромными для того времени: средняя сумма годового гонорара превышала 500 тысяч долларов, при этом у Карузо был дополнительный источник прибыли (реализация пластинок). Выручка от продажи записей ежегодно составляла 115 тысяч. Однажды всего лишь за одно выступление, состоявшееся в Мехико, Энрико получил 15 000 $.
  • В 1945 г вдова Карузо опубликовала книгу, большую часть которой составили описания воспоминаний женщины о покойном муже и его письма, адресованные ей. На основе этого литературного труда американский режиссёр Ричард Торп в 1951 году снял фильм «Великий Карузо», где главная роль досталась Марио Ланца.

Лучшие арии и песни Энрико Карузо

«O Sole Mio» — известная песня, буквально пронизанная лучами итальянского солнца. В настоящее время это произведение в исполнении Карузо является наиболее востребованным в коммерческом плане. Конкуренцию ему может составить разве что колоритная «Санта-Лючия». Это значимые «вещицы» в песенном репертуаре маэстро, который в общей сложности исполнил и записал более 500 итальянских народных и авторских популярных песен.

«O Sole Mio» (слушать)

«Una furtiva lagrima» —знаменитая на весь мир ария для тенора из оперы «Любовный напиток», автором которой является Гаэтано Доницетти. В 1904 году Карузо создал запись, которая впоследствии обрела всемирную известность, а в дальнейшем стала часто использоваться в кино в качестве саундтрека. «Одна слеза украдкой» — проникновенное, овеянное светлой грустью произведение, которому голос Карузо не позволил кануть в небытие.

«Una furtiva lagrima» (слушать)

«Vesti le gubba» — первая в мире пластинка, которая разошлась миллионным тиражом. Запись состоялась в 1907 году. Роль Канио в легендарной опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы» практически стала визитной карточкой Энрико Карузо, а ария «Надень свой костюм», завершающая первый акт, в исполнении Энрико стала самобытным вокальным шедевром. За счёт способности чистого перехода к более низкому, баритональному звучанию Карузо сумел воплотить на сцене истинную, глубокую драму своего героя — человека, вынужденного скрывать душевные страдания за маской вечно улыбающегося шута.

«Vesti le gubba» (слушать)

Творчество Энрико Карузо

Энрико Карузо удалось ярко реализовать свой незаурядный талант в творческом направлении, которое принято именовать веризмом. Оно характеризуется отказом от романтически прикрас и отражением истинной драмы, подлинных эмоций, настоящего психологического конфликта между героями произведения. Способность передавать естественные эмоции, «транслировать» зрителям определенное настроение посредством голоса сделала Карузо одним из величайших оперных певцов в мировой истории.

Карузо — легендарный исполнитель, чьё творчество пришлось на начало прошлого столетия. Также, он является одним из первых певцов, которые начали активно записывать свои произведения (не только в оперном жанре) в студийном формате и реализовывать их в солидном масштабе на коммерческой основе. За годы активной карьерной деятельности Энрико записал свыше 260 пластинок, которые неизменно оказывались востребованными и приносили исполнителю высокий доход, исчисляемый миллионами долларов.

За успехи, проявленные в музыкальном искусстве, Карузо был удостоен множества наград, в числе которых — Орден Короны Италии, французский национальный Орден Почётного легиона, Орден Короны Пруссии. Карузо был посмертно удостоен премии Grammy в 1987 году.

Британский музыкальный журналист Норман Лебрехт однажды назвал Энрико Карузо обладателем экстраординарного «сочного, изобилующего» музыкального таланта и редкой способности «заражать» слушателей созидательной энергией. Неважно, исполнял певец трагическую, комическую или лирическую партию, его голос в каждой взятой ноте отражал любовь — к жизни, творчеству, музыке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Карузо

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий