П. Ф. Лесгафт – основоположник теоретической анатомии в России [1981 Куприянов В.В., Татевосянец Г.О. – Отечественная анатомия на этапах истории]

Previous Entry | Next Entry

Пётр Францевич Лесгафт. История Петербургской школы психотерапии (3)

Еще одним соратником академика В.М. Бехтерева был профессор Пётр Францевич Лесгафт (20 сентября 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября 1909, Каир). Лесгафт — основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России, педагог, анатом, врач, психолог. Заслуги Лесгафта высоко оценены потомками, его именем назван один из ведущих ВУЗов России – Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург). Петр Францевич Лесгафт родился в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта. Свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, которая была «повивальной бабкой». В январе 1848г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определен в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Это училище закончили всемирно известные ювелиры братья Евгений, Агафон, Александр и Николай Фаберже; адмирал русского флота, морской министр Павел Васильевич Чичагов; основатель российской палеонтологии Иосиф Иванович Лагузен; академик архитектуры Карл Росси. Однако, в 1851г. отец Петра решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого знаменитого немецкого училища — Анненшуле. Выпускниками Анненшуле были учёный и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, филологи Ф. Ф. Зелинский, В. Я. Пропп, востоковед В. В. Струве, врач Э. Э. Эйхвальд, юрист А. Ф. Кони. Летом 1856г. Лесгафт поступил в медико-хирургическую академию, которую закончил в 1861 году с серебряной медалью. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году— доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт— профессор государственного Казанского университета (где познакомился с В.М. Бехтеревым), с 1886— профессор Санкт-Петербургского государственного университета— преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта). С 1907 – член Ученого Совета Психоневрологического института (сейчас СПбНИПНИ им.Бехтерева и СПбГМА им.Мечникова). Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека. “Большинство воспитателей,— писал он,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность детской натуры» или же, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о “неисправимо испорченных детях”, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник». Лесгафт исследовал влияние семейного воспитания на личность ребенка, описал, как в деструктивных семьях уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей: лицемерный тип; мягко забитый тип; злобно забитый тип; угнетенный тип; честолюбивый тип. По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями». А.Ф. Лазурский высоко ценил идеи Лесгафта, о книге “Семейное воспитание и его значение” он писал следущее: “то, что П.Лесгафт называет школьными типами, можно рассматривать как классификацию детских характеров”. Таким образом, Петра Францевича Лесгафта по праву можно назвать одним из родоначальников детской и семейной психологии и семейной психотерапии.

Profile

Слабинский Владимир Юрьевич
Петербургская школа психотерапии и психологии отношений

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : Пётр Францевич Лесгафт. История Петербургской школы п [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

image21 сентября (3 октября) 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября (11 декабря) 1909, Гелуан (Египет)

Российский биолог, врач-гигиенист, педагог, деятель образования, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании

Родился в семье ювелира немецкого происхождения Петера Карловича (Иоганна-Петера) Лесгафта. Получил домашнее начальное образование, в 1846—1854 учился в петербургских немецких училищах Св. Петра («Петришуле») и Св. Анны («Аннешуле») (в 1851 недолгое время был учеником аптекаря), затем в Медико-хирургической академии (1855—1861). Увлекался анатомией, был одним из лучших учеников, затем ассистентом профессора В. Л. Грубера. Одновременно был нештатным прозектором Академии, подрабатывал репетиторством, руководил практическими занятиями студентов 2-го курса, читал лекции по анатомии и хирургии слушателям Военно-фельдшерской школы. После окончания Академии был назначен внештатным ординатором без денежного содержания во 2-й Военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А. А. Китера. Член Общества русских врачей (1866).

В 1868 после получения докторских степеней по медицине и хирургии был приглашен на должность заведующего кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1870 впервые в России принял женщину (ученицу акушерского класса Е. С. Мужскову) на должность ассистента кафедры анатомии; в том же году из-за конфликта с руководством учебного округа вынужден был покинуть университет.

В 1870 вернулся в Петербург, занимался изготовлением анатомических препаратов, вёл научную работу в области патологической анатомии, теории физического образования. В 1872—1874 руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии, одновременно служил мелким чиновником в Медицинском департаменте, участвовал в борьбе с холерой в Киевской и Могилёвской губерниях, работал врачом-консультантом в частном врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда.

Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), работал в Главном управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1875—1876 в заграничных командировках: посетил 13 стран, исследовал учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. В 1877—1882 руководил организованными им при 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. Инициатор открытия 6-месячных курсов преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях (1881). В 1886—1897 читал лекции по анатомии на естественном факультете Санкт-Петербургского университета и на Рождественских курсах лекарских помощников. Принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию (с 1893); организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей.

В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибирякова открыл Биологическую лабораторию, при которой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (в 1896—1910 редактор). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования — одного из наиболее демократичных учебных заведений России, куда принимались лица любой национальности, общественного положения и вероисповедания. Революционные настроения в среде воспитанниц стали причиной закрытия Курсов правительством в январе 1905. В 1901—1902 за организацию письменного протеста 99 общественных деятелей против расправы над студентами — участниками антиправительственной демонстрации на Казанской площади — был выслан из Санкт-Петербурга (жил в Териоках, ныне Зеленогорск). Во время революции 1905—1907 в своём доме разместил Исполнительный комитет Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов. В 1905/06 учебном году в помещении бывших Курсов открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты правительством в 1907, нелегально существовали до 1912). В 1909 из-за тяжёлой простуды и заболевания почек отправился на курорт Гелуан близ Каира, где и скончался. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

В основу теоретической педагогики ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности; при этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Главным принципом образовательной теории называл единство физического и умственного развития человека. Как и И. М. Сеченов, в соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями, рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение придавал подвижным играм как средству формирования характера ребёнка.

Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию детей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Считал, что наследственным является лишь темперамент; формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер — от активности и волевых проявлений самого ребёнка.

Критически относился к фребелевским детским садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей, противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Полагал, что методы обучения должны, прежде всего, исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последовательной постановкой новых задач, культивировать познавательные потребности ребёнка. Подчёркивал значение отвлечённого научного понятия в познавательной деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.

После 1917 научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта, а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов — Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (ныне Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта).

Основные труды

• Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 1—3. СПб., 1885—1912. (Переиздание: М., 1956.)

• Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. СПб., 1888. (Переиздание: М., 1951.)

• Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2. СПб., 1901. (Переиздание: М., 1952.)

• Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1951—1952.

• Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М., 1951.

• Собрание педагогических сочинений. Т. 2. М., 1952.

• Собрание педагогических сочинений. Т. 3. М., 1956.

• Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М., 1953.

• Собрание педагогических сочинений. Т. 5. М., 1954.

• Избранные труды по анатомии. М., 1968.

• Избранные труды. М., 1987.

• Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Библиография

Судзиловский Ф. В., Шабунин А. В. Библиографический указатель публикаций П. Ф. Лесгафта. Л., 1987.

Литература

◦ Памяти Петра Францевича Лесгафта. Сб. статей. СПб., 1912.

◦ Памяти Петра Францевича Лесгафта. Сб. статей. М., 1924.

◦ Памяти П. Ф. Лесгафта. М., 1947.

Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950.

Шавердов Г. Г. Петр Францевич Лесгафт // Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М., 1951. С. 7—62.

Экономов Л. Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969.

Шалимов А. Я. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. Ф. Лесгафта. Дис. … канд. психол. наук. М., 1978. (Автореферат).

Шабунин А. В. П. Ф. Лесгафт. М., 1982.

Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989.

Юдашина Н. И. Антропологическая педагогика П. Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000. № 4.

Бух Е. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности // Народное образование. 2005. № 2.

Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. СПб., 2006.

Копейкина Т. Е. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта. Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010.

Архивы

≡ Центральный гос. архив Санкт-Петербурга. Личный фонд П. Ф. Лесгафта. Ф. 2165.

Перейти к: навигация, поиск

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837 — 1909) — отечественный анатом и педагог, основоположник науки о физическом воспитании в нашей стране, один из создателей теоретической анатомии, прогрессивный общественный деятель, доктор медицины (1865) и доктор хирургии (1868), профессор (1868).

После окончания в 1861 г. Медикохирургической академии в Петербурге был оставлен при ней и работал на кафедре анатомии у В. Л. Грубера. С 1868 г. зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского ун-та. За выступление в печати против незаконных действий университетских властей был в 1871 г. уволен из ун-та. В 1872 —1874 гг. на кафедре В. Л. Грубера преподавал анатомию на Женских врачебных курсах. На протяжении многих лет работал по организации физ. воспитания в военно-учебных заведениях. В 1886—1897 гг. читал лекции по анатомии в Петербургском ун-те. В 1893 г. создал Петербургскую биологическую лабораторию. В 1896 г. при лаборатории организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1905 г. эти курсы после их закрытия царским правительством были преобразованы П. Ф. Лесгафтом в Высшую вольную школу, а при ней открыты вечерние курсы для рабочих. В 1907 г. школа была закрыта царским правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении; в 1918 г. была вновь открыта как Естественнонаучный ин-т им. П. Ф. Лестафта. В 1901 г. П. Ф. Лестафта высылали на год из Петербурга по мотивам политического характера.

П. Ф. Лесгафт опубликовал ок. 130 научных работ по вопросам анатомии, физического образования, педагогики, биологии. Базируясь на взглядах Н. И. Пирогова и Ж. Ламарка, П. Ф. Лесгафт заложил основы теоретической анатомии, обосновал идею о взаимозависимости и взаимной приспособляемости структуры и функции органов. На базе этих фундаментальных анатомических представлений он разработал учение о суставах и типах строения мышц в связи с их функцией, изучил факторы, влияющие на форму костей, а также сформулировал положение о возможности направленного воздействия специально разработанными комплексами физических упражнений на развитие органов человеческого тела и всего организма. Он создал теорию физ. образования, в основе к-рой лежит принцип единства физического и умственного развития. П. Ф. Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физ. развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ряд работ П. Ф. Лесгафта посвящен вопросам воспитания детей дошкольного возраста, в к-рых он установил закономерности для развития ребенка, а также формирования его темперамента и характера. Имя П. Ф. Лесгафта присвоено Государственному ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-ту физической культуры, Естественному ин-ту Академии педагогических наук РСФСР, Лаборатории функциональной морфологии АН СССР и одной из поликлиник в Москве.

Соч.: Общая анатомия, ч. 1, Сиб., 1885; Краткий курс общей анатомии человека, разбор простых физических упражнений и описание школ для приготовления учителей гимнастики для армии в государствах Западной Европы, Спб., 1886; Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе, М., 1888; Основы теоретической анатомии, ч. 1, Спб., 1892, ч. 1 — 2, Спб., 1905—1922; Анатомия человека, в. 1 — 2, Спб., 1895 —1896; Собрание педагогических сочинений, т. 1—5, М., 1951—1956.

Библиогр.: Белорусова А. В., П. Ф. Лесгафт о врачебной гимнастике, Учен. зап. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, в. 16, с. 80, Л., 1972; Гудкова Н. А., Н. И. Пирогов и П. Ф. Лесгафт, в кн.: Николай Иванович Пирогов —великий анатом, под ред. В. В. Куприянова, с. 50, Кишинев, 1960; Жданов Д. А. К 125-летию со дня рождения П. Ф. Лесгафта, Арх. анат., гистол, и эмбриол., т. 43, № 9, с. 104, 1962; Касьяне н-к о В. Г. Вклад П. Ф. Лесгафта и его школы в развитии морфологии человека и животных, Учен. зап. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, в. 10, с. 55, Л., 1965; Стрельников И. Д. Значение П. Ф. Лесгафта в развитии биологии и биологических основ физического воспитания и образования в России и Советском Союзе, там же, с. 19; Ш а х в e р-д о в Г. Г. Петр Францевич Лесгафт, в кн.; Лесгафт П. Ф. Собр. пед. соч., т. 1, с. 7, М., 1951.

В. К. Добровольский.

Категория: Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание

Реклама

Известные цитаты

  • «Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».
  • Предупреждая все требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными.
  • «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается»

Медаль Петра Лесгафта

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

П. Лесгафт

С.-Петербург.

Биография

П. Ф. Лесгафт — студент медико-хирургической академии, 1860 г.

Родился 8 () сентября  года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, ювелира, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец числился купцом 3-й гильдии, был владельцем небольшой ювелирной лавки.

Получил начальное домашнее образование. С 1848 года учился в Петришуле, с 1853 — в Анненшуле.

В 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию, где он увлёкся анатомией и изучал её под руководством профессора В. Л. Грубера. С 1861 года, после окончания академии с серебряной медалью, работал ассистентом в хирургической клинике профессора А. А. Китера.

В 1865 году получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных». В 1868 году защитил диссертацию на степень доктора медицины и хирургии: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения» и с 04.05.1868 состоял в должности прозектора Медико-хирургической академии.

С 27 февраля 1869 года П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором физиологической (нормальной) анатомии в Казанском университете. Из-за конфликта 21 октября 1871 года царским указом он был отстранен от должности без права преподавания и над ним был установлен негласный надзор. В знак протеста против этого семь профессоров университета подали в отставку; четверо из них были профессорами медицинского факультета: биохимик А. Я. Данилевский, гистолог А. Е. Голубев, терапевт П. И. Левитский, гигиенист А. И. Якобий, а также В. В. Марковников.

В 1872—1874 гг. на кафедре В. Л. Грубера Лесгафт преподавал анатомию на Женских врачебных курсах и, одновременно, посещал лекции М. М. Руднева по патологической анатомии. С этого времени начались его работы над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. С 1874 года он начал работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, проводил занятия гимнастикой во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. В течение двух лет он изучал организацию занятий гимнастикой в Европе, практику подготовки учителей гимнастики. Публикации П. Ф. Лесгафта по теории физического воспитания получили широкую известность и популярность и в сентябре 1877 года он получил разрешение на открытие при 2-й военной гимназии двухгодичных учебно-гимнастических курсов, где он читал лекции по анатомии, привлекая сведения из физиологии и руководил всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование.

В 1878 году был избран вторым прозектором в медицинской академии при профессоре В. Л. Грубере.

Только в 1884 году он смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П. Ф. Лесгафт высылался на год из Петербурга по мотивам политического характера.

В 1893 году, на пожертвованные Лесгафту деньги, он создал Санкт-Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении. После революции, в 1918 году школа возобновила работу как Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта.

Умер в Египте, возле Каира 28 ноября (11 декабря)  года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.

Биография

П. Ф. Лесгафт — студент медико-хирургической академии, 1860 г.

П. Ф. Лесгафт родился в Санкт-Петербурге в 1837 году. Начальное образование получил в домашних условиях.

В 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию. Изучал анатомию под руководством профессора В. Л. Грубера. С 1861 года работал в хирургической клинике профессора А. А. Китера. В 1865 году получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных».

В 1868 году П. Ф. Лесгафт защитил диссертацию на степень доктора хирургии за работу: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения».

В — годах П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором нормальной анатомии в Казанском университете. В октябре 1871 года , профессор Лесгафт, по распоряжению царя был отстранен от должности в Казанском университете, а вслед за ним в знак протеста покинули вуз еще 7 его коллег Марковников, Голубев, Ковалевский и другие.

В 1878 год был избран вторым проректором в медицинской академии при профессоре В. Л. Грубере.

В 1884 году перешел преподавателем анатомии в Императорский Санкт-Петербургский университет, откуда был уволен в 1905 году, после студенческих выступлений, как неблагонадёжный.

В 1896 году при лаборатории организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1905 г. эти курсы после их закрытия царским правительством были преобразованы П. Ф. Лесгафтом в Высшую вольную школу, а при ней открыты вечерние курсы для рабочих. В 1907 г. школа была закрыта царским правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении; в 1918 г. была вновь открыта как Естественнонаучный ин-т им. П. Ф. Лесгафта.

Педагогические идеи

Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.

«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.

Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?

Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».

Литература

  • Герценштейн Г. М. Лесгафт, Петр Францевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Памяти Петра Францевича Лесгафта. Под редакцией Совета Санкт-Петербурга. Биологическая лаборатория Лесгафта. — СПб., 1911; с полным перечнем трудов Лесгафта и его письмами.
  • Жданов В. А. Анатомические исследования и мировоззрение Петра Францевича Лесгафта и их значение для современной анатомии.
  • Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Пётр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. — СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. — 480 с., ил., 2000 экз.
  • Памяти П. Ф. Лесгарфа / ред. Обух В. А. М.: 1924.
  • Памяти П. Ф. Лесгарфа / ред. Медынский Е. Н. М.: 1947.
  • Стрельников И. Д. Из истории палеонтологии в России // Организм и среда в геологическом прошлом. М.: Наука, 1966. С. 7-13. Портрет.
  • Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. М., 1989.
  • М. С. Шойфет. // 100 великих врачей. — М.: Вече, . — 528 с. — (100 великих). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2931-6.

Материал из ALLPETRISCHULE Перейти к: навигация, поиск

Добро пожаловать в наш проект “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕТРИШУЛЕ” !

image image

Как искать статью или личность на нашем портале?

  • Найдите в левом меню категорию, соответствующую предмету Вашего поиска. Например: “Краткая история”, “Ученики”, “Учителя”, “Архитекторы” и т.д.
  • Если требуемая категория отсутствует в меню, то Вы можете использовать линк “Все категории” или поле “Поиск”, которое находится в верхнем правом углу каждой страницы. Для поиска введите в поле не менее 4 знаков (букв или цифр) и нажмите «Ввод» («Enter») на клавиатуре или кнопку “Найти”.
  • Для удобного поиска вы можете вводить как латинский, так и русский шрифт.
  • При совпадении введенной вами информации с названием статьи (возможно, с некоторыми вариациями заглавных букв) происходит переход к этой статье. Если такой статьи нет, то в результатах поиска показываются все совпадения с введенной вами информации в статьях.Если вы не уверены в правильности правописания, вы можете поставить после четырех знаков “звездочку” (*). Это годится и для русского и для латинского алфавитов. В этом случае, система покажет вам в результате все имена, содержащие первые четыре знака.Следует учитывать, что вся документация в Петришуле до августа 1915 года велась на немецком языке. Таким образом, если вы делаете поиск по имени/фамилии до этой даты, вы можете вводить информацию в латинском или русском правописании.
  • Для удобства читателя вся система соединена внутренними и внешними гиперссылками, которые дают возможность перейти к другому документу, в котором искомое имя или понятие рассматривается более подробно.

Историческая справка

«Петришу́ле» (нем. St. Petri-Schule) — одно из старейших учебных заведений России и первая школа Санкт-Петербурга. Была основана в 1709 году адмиралом Российского флота Корнелиусом Крюйсом и носила в разные годы следующие названия: Школа при церкви святых Петра и Павла; Школа языка, искусства и науки; Главное немецкое училище при церкви Св. Петра и т.д. В советское время школа неоднократно меняла номера и названия и только в 1996 году ей было возвращено историческое имя — Петришуле. Первое упоминание о школе, относящееся к 1709 году, было найдено в Архиве ВМФ России в личном фонде адмирала Корнелиуса Крюйса (РГА ВМФ, Фонд 234). В этом фонде хранится личное письмо адмирала императору Петру I об организации лютеранской церкви и школы при ней на территории его усадьбы, расположенной тогда на месте нынешнего здания Нового Эрмитажа со стороны Немецкой (Миллионной) улицы. После смерти адмирала Крюйса в 1717 году его вдова продала усадьбу и школе пришлось искать новое место.

С 1730 года постоянным местопребыванием школы является участок между Большой и Малой Конюшенной улицами, пожалованный императрицей Анной Иоановной лютеранской общине Петербурга специальным указом. Первоначально два деревянных двухэтажных здания размещались вдоль Невской перспективы (дома №22 и №24). Одно из них (№24) служило домом пасторам Петрикирхе, а в другом здании размещалась школа. В 1762 году школа переехала в специально построенное для нее здание в глубине участка. Это здание (Невский проспект, 22/24), первоначально трехэтажное, впоследствии неоднократно перестраивалось и расширялось. Наиболее существенные перестройки школы произошли в 1799 г., в 1877 г. (архитекторы А. Х. Пёль и Ю. Ф. Бруни) и в 1913—1915 годах (архитектор В. Э. Коллинз).

Первым директором школы считается Антон Фридрих Бюшинг (1724—1793) — немецкий богослов, географ, историк и педагог, приглашённый лютеранской общиной Санкт-Петербурга возглавить школу при церкви Святых Петра и Павла в 1761 году. На протяжении трёхвековой истории школы в ней преподавали известные ученые и педагоги:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий