Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е. Жуковский – имперский основоположник аэродинамики

Николай Жуковский – известный отечественный ученый, который больше всего прославился в области механики, считается основоположником аэро- и гидродинамики. Его карьера пришлась на начало XX века, был заслуженным профессором Московского университета, Императорского училища, входил в число членов-корреспондентов Императорской академии наук.

Биография ученого

Николай Жуковский родился во Владимирской губернии в 1847 году. Он появился на свет в небольшой деревне Орехово. Отец героя нашей статьи был штабс-капитаном, имел научную степень в качестве военного инженера. Мать Николая Жуковского звали Анной Николаевной Стечкиной.

image

В 1858 году Николай стал учеником Четвертой столичной гимназии. Он рассчитывал стать инженером-путейцем, как и отец, но ограниченные финансовые средства его родителей не позволили отправить подростка на учебу в Петербургский институт путей сообщения. Плата за образование в московском университете была значительно ниже, поэтому он и остался учиться в нем.

Образование

В 1864 году Николай Жуковский оканчивает с серебряной медалью гимназию, за что его без экзаменов зачисляют на физико-математическое отделение столичного университета. Он получил диплом по специальности прикладная механика, а через два года все-таки предпринял попытку поступить в Петербургский институт путей сообщения, но не выдержал вступительные испытания.

С 1870 года Жуковский приступает к преподавательской работе во Второй московской женской гимназии. Он читает лекции по физике. На следующий год ему удается сдать магистерские экзамены, чтобы начать преподавать математику, а еще через год – механику. Этим дисциплинам он обучает уже студентов столичного высшего технического училища.

Важное событие в биографии Николая Жуковского происходит в 1876 году, когда он защищает магистерскую диссертацию, посвященную кинематике жидкого тела. Доктором прикладной математики герой нашей статьи становится в 1882 году с работой о прочности движения.

Карьера

В дальнейшем карьера и биография Николая Егоровича Жуковского складываются вполне успешно. В 1879 году он становится сверхштатным профессором механики, с 1885-го параллельно занимается преподавательской работой в столичном университете. Он читает лекции по гидродинамике, а вскоре получает степень экстраординарного профессора на кафедре прикладной механики.

image

С 1887 года Жуковский – штатный профессор столичного высшего технического училища, к тому же он долгое время читает курс в Академии коммерческих наук, посвященный практической механике, преподает в инженерном училище, относящемся к ведомству путей сообщения.

Рассказывая краткую биографию Николая Егоровича Жуковского, нужно отметить, что в 1893 году он получает статус действительного статского советника, а через год становится членом-корреспондентом Академии наук.

Аэродинамические исследования

В 1902 году Жуковский начал глубоко изучать аэродинамику. Он трудится над созданием аэродинамической трубы, работающей по всасывающему типу. Исследования проводились на базе механического кабинета столичного университета. В 1904 году Жуковский стал руководителем Аэродинамического института, оказавшегося первым в Европе. Он был создан в подмосковном Кучино на средства другого ученого – Дмитрия Павловича Рябушинского.

В 1905 году героя нашей статьи избирают руководителем столичного математического общества. Еще через три года он стал известен как основатель воздухоплавательного кружка, в котором свои первые шаги делали многие известные в будущем исследователи – Ветчинкин, Архангельский, Мусинянц, Стечкин, Сабинин, Юрьев, Туполев. Вскоре сам Жуковский стал возглавлять аэродинамическую лабораторию, созданную на базе этого училища.

Опубликованные труды

С 1916 года Жуковский руководит Расчетно-испытательным бюро при той же аэродинамической лаборатории. В частности, на ее базе разрабатываются методы расчета прочности летательных аппаратов. Выводы, к которым он пришел, были подробно изложены в его работах под названием “Динамика аэропланов в элементарном изложении”, “Труды Расчетно-испытательного бюро”, “Исследование устойчивости конструкции аэропланов”.

Также при его непосредственном участии был объявлен набор на курсы авиации, которые уже в 1919 году преобразовали в Московский авиационный техникум, а со временем и в Институт инженеров Красного воздушного флота. В будущем они стали называться Военно-воздушной академией, а потом и Центральным аэрогидродинамическим институтом.

Юбилей научной деятельности

В 1920 году широко отпраздновали 50-летие научной деятельности героя нашей статьи, в то время уже официально называли Николая Жуковского отцом русской авиации. Появляется декрет Совета народных комиссаров, подписанный Владимиром Лениным, об учреждении премии имени Жуковского за выдающиеся труды по математике и механике, изданы работы самого ученого, сам он получил ряд льгот за свои заслуги.

Жуковский умер в 1921 году в возрасте 74 лет. Он похоронен на кладбище на территории Донского монастыря столицы.

Научная деятельность

Остановимся теперь подробнее на биографии профессора, отца русской авиации – Николая Жуковского, расскажем о его работах и достижениях.

Большую роль сыграла статья под названием “Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева”, которая была опубликована в 1883 году. При ее написании Жуковским был использован аппарат для ускорения высших порядков к теории механизмов. В частности, он стремился решить задачу синтеза направляющего механизма самого Чебышева.

В 1890 году большое значение приобрела его публикация о методах Кирхгофа, посвященных движениям жидкости в нескольких измерениях при условии сохранения постоянной скорости, заданной на неизвестной линии тока. Она вышла в математическом сборнике Московского государственного университета. В том же году ученым была предпринята попытка разработать теоретические основы определений подъемной силы винта или крыла. Для этого Жуковский написал работу под названием “К теории летания”.

Основы авиационной науки

Нужно отметить, что основные достижения Николая Егоровича Жуковского заключаются в том, что его идеи послужили базой, на которой в будущем развивалась вся авиационная наука.

В частности, он внимательно изучал динамику птичьих полетов, а в 1891 году выступил с сообщением, посвященным этому. Работа под названием “О парении птиц” была представлена 3 ноября. На следующий год появился еще один доклад, посвященный летательному снаряду Чернушенко. Также Жуковским были составлены ключевые уравнения для определения центра тяжести планирующего тела при условии постоянного угла атаки, им были описаны траектории различных условий движения воздуха, в том числе в деталях предсказана возможность мертвой петли.

В 1895 году Жуковский посетил Германию, где провел продуктивную встречу с одним из пионеров воздухоплавания Отто Лилиенталем. Николай Егорович купил у него планер для проведения дальнейших исследований.

Текущие проекты

Стоит отметить, что при этом ученый уделял большое внимание различным текущим проектам. Например, в конце XIX века изучал причины аварии, случившейся на столичном водопроводе. По результатам этого исследования им был сделан подробный отчет на собрании инженеров и ученых в Политехническом обществе. В частности, он был посвящен явлению гидравлического удара. Жуковский вскрыл все его механизмы, вывел формулы, которые связывали давление, скорость течения, плотность с зависимостью от радиуса трубы, а также были рассмотрены разные варианты в зависимости от расстояния и времени рассматриваемого сечения, выбранных координат.

В 1898 году принял участие в Съезде отечественных естествоиспытателей и врачей, на котором прочитал обзорный доклад под названием “О воздухоплавании”. В том же году им были разработаны экономичные принципы горизонтального полета. Герой нашей статьи подробно описал их в своем исследовании “О крылатых пропеллерах”.

Лекции и теоремы

Вклад в науку Николая Егоровича Жуковского сложно переоценить. В 1904 году им была сформулирована теорема, которая подробно рассматривала количественную величину силы, необходимую для подъема в воздух самолета. В частности, с ее помощью удалось детально определить ключевые профили лопастей винта и крыльев самолета, разработать теорию воздушного винта.

На следующий год многими был отмечен доклад Жуковского, посвященный присоединенным вихрям. Считается, что именно эта работа заложила основы развития методов для определения подъемной силы крыла аэроплана. Данные открытия были им опубликованы уже в 1906 году в работе, посвященной падению в воздухе продолговатых тел.

Многие его исследования становились основой всевозможных лекций. Например, с 1910 по 1912 год он читал курс, посвященный теоретическим основам воздухоплавания. В нем отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому удалось систематизировать свои экспериментальные исследования и теоретические работы, проделанные на базе Кучинского института. Также в них было уделено внимание исследованиям Чаплыгина. В частности, разработан специальный аппарат, предназначенный для решения задач по обтеканию крыла.

В период с 1912 по 1916 год Жуковским был выведен принцип распределения скорости у лопасти винта, который в результате стал базовой основой для будущих воздушных винтов.

В годы Первой мировой войны Николай Егорович занимался обоснованием теории бомбометания, исследовал вопросы баллистики артиллерийских снарядов.

Мнение о теории относительности

Интересно, что в своих научных трудах и высказываниях он неоднократно отрицал теорию относительности. Теоретическое обоснование можно найти в его речи, известной под названием “Старая механика в новой физике”. Она была произнесена в марте 1918 года на одном из заседаний математического общества в Москве.

В частности, Жуковский отмечал, что в 1905 году Эйнштейн встал на метафизическую точку зрения, которая возвела в физическую реальность решение математической проблемы. Сам русский ученый высказывал убеждение в том, что проблемы электромагнитной теории и световых скоростей возможно решить при помощи механики Ньютона и Галилея. На этом основании он называл сомнительной важность работ Эйнштейна в данной сфере.

Эта тема интересовала его на протяжении многих лет, была предметом многочисленных споров и дискуссий, часто обсуждалась на семинарах и лекциях.

«Для того чтобы стать хорошим авиатором, нужна прежде всего смелость» (c) русский летчик Михаил Ефимов

В настоящее время очень популярен вид досуга – полеты в аэродинамической трубе.

Восторг, удивление и радость ждет каждого полетавшего там. А еще бесконечная гордость за человека. Теперь на риторический вопрос Катерины из «Грозы» Н. Островского «Отчего люди не летают, как птицы?» можно смело дать ответ – летают!!! Еще как летают!!!

После аэродинамической трубы можно посетить всемирно известный авиасалон МАКС и это тоже будет захватывающее зрелище. Что объединяет аэродинамическую трубу и самолетное шоу, кроме кучи впечатлений и восторгов, которые можно там испытать?

Ответ несложный — это имя создателя первой аэродинамической трубы и отечественного авиаконструктора, а также теоретика фигур высшего пилотажа Николая Егоровича Жуковского.

Будущий первопроходец русской авиации родился в деревне Орехово под Владимиром в 1847 году, 17 января (5 января по старому стилю). Сейчас бы обязательно отметили – Козерог по знаку зодиака.

Козерога отличают большая работоспособность, стойкость и терпеливое стремление к хорошим результатам во всем. Козероги могут учиться всю свою жизнь…

Можно не верить в гороскопы, но описание довольно точно подходит к нашему герою. Доказательством того может служить биография нашего героя, который бы одновременно и ученым, и популяризатором науки и практикующим авиаконструктором и имя его – Николай Егорович Жуковский.

Содержание

Образование, наука

До 11 лет Коленька или Жук, как его звали в детстве, получал домашнее образование и большую часть времени проводил со своей матерью. Его мать была женщиной властной, жесткой и полной житейских предрассудков, что сослужит немалую роль в жизни ее сына. В 11 лет Жук поступил в 4-ую московскую гимназию. Шел 1858 год.

В 1864 он закончил гимназию. Тут Николай столкнулся с первым в жизни серьезным выбором. Как сын инженера-путейца, его влекли дороги и их строительство.

Он видел себя студентом Петербургского института путей сообщения.

Однако, в то время его семья не могла обеспечить сыну жизнь в столице, учеба в Москве была гораздо удобнее в материальном плане.

Студент университета

И Жук выбрал физико-математический факультет Московского университета. Жизнь показала, что выбор был сделан верно. После блестящего окончания университета, Николай пошел за мечтой и поступил, все-таки, в институт путей сообщения. Но неподдающиеся черчение и геодезия встали на его пути и не дали завершить обучение.

Пришлось бросить институт и идти работать. Наш Жук без труда получил место преподавателя физики в женской гимназии г. Москвы.

В 1871 году он прошел магистерские экзамены.

Это помогло ему занять место преподавателя математики и механики в Московском высшем техническом училище (МВТУ). Сейчас это училище мы знаем как Московский государственный технический университет им. Н. Ю. Баумана.

Здесь уже, конечно, не Жук, а Николай Егорович Жуковский проработал до своей кончины.

Помните, что Козерог готов учиться всю жизнь? Научные степени, звания и должности следовали одни за другими.

  • В 1874 году –доцент кафедры аналитической механики;
  • в 1876 году –магистерская диссертация;
  • в 1882 году –доктор прикладной математики;
  • в 1885 году –приват-доцент;
  • в 1886 году –экстраординарный профессор кафедры механики Московского университета;
  • в 1887 году –руководитель кафедры механики МВТУ;
  • в 1893 году –действительный статский советник;
  • в 1894 году –член-корреспондент Петербургской Академии наук;
  • в 1900 году -кандидат в действительные члены Академии наук (самоотвод из-за нежелания оставлять преподавательскую деятельность);
  • в 1905 году- президент Московского математического общества;
  • в 1919 году – создание Московского авиатехникума, который был переименован позже по имени его создателя в Академию Жуковского;
  • в 1921 году – подготовка к празднованию 50-летия научной и педагогической деятельности ученого-педагога.

И жизнь…

Такая бурная научная жизнь, но дома не было так гладко и поступательно. В личной жизни как раз и было место для стойкости Козерога-Жуковского. Он никогда официально не женился.

Большую часть жизни прожил вместе с матерью.

Николай Егорович и его дочь Елена

Мать – Анна Николаевна – искренне считала себя аристократкой. Это была довольно образованная женщина, гостеприимная и радушная хозяйка. Всю себя посветила детям, а потом и внукам, но, полная предрассудков, не допустила брака своего третьего сына с матерью его детей.

Гражданская жена Николая Егоровича – Надежда Сергеевна Сергеева — была прислугой в семье Жуковских.

Она фиктивно вышла замуж за Антипова и дети долгое время носили фамилию мужа своей матери.

У Николая и Надежды родились двое детей: Елена (1894 г.р.) и Сергей (1900 г.р.).

Ученый усыновил своих сына и дочь уже после смерти их и своей матерей.

Гражданская жена и мать детей Николая Егоровича скончалась от туберкулеза.

Дочь скончалась от этой же болезни через несколько лет после матери и за несколько месяцев до смерти своего отца, а сын пережил их только на 4 года. Они лежат рядом на на Донском кладбище – трое Жуковских.

Семейная жизнь была личной трагедией Николая Егоровича, но она вовсе не характеризует его как безвольного и слабого человека. По признаниям современников и его учеников, Жуковский был очень и очень добрым и мягким человеком.

Рассеянность ученого вошла в анекдоты, которые передавали и студенты и его коллеги.

Однажды, проболтав всю поездку до университета с приятелем – химиком Иваном Алексеевичем Каблуковым, они разошлись по разные стороны от извозчицкой повозки и тот час встретились у дверей университета, совершенно уверенные, что впервые за день увиделись именно в этот момент и тепло поприветствовали друг друга.

Или иногда, принимая у себя дома студентов и засидевшись с ними за полночь, профессор вдруг начинал собираться… домой.

Такая тотальная рассеянность нашего героя свидетельствовала о его глубоком погружении в любимую науку, но науку не отвлеченную, а прикладную и полезную здесь и сейчас и, как оказалось, еще и сто лет спустя.

Жуковский педагог

Жуковский как Леонардо да Винчи или Ломоносов того времени интересовался большим кругом вопросов: от прочности велосипедного колеса до новой формы кораблей. Он верил в науку и верил, что наука делается для людей.

Он считал, что нельзя строить отвлеченные научные теории. Любая теория абсолютно бессмысленна, если ее нельзя объяснить простым языком простым людям.

Члены воздухоплавательного кружка ИТУ. Справа от Н.Е.Жуковского сидят — Россинский Борис Илиодорович (жил в одном переулке с Жуковским), Стечкин Борис Сергеевич (чуть впереди, родственник Жуковского), Туполев Андрей Николаевич, за Жуковским стоит Юрьев Борис Николаевич.

Его можно назвать современным словом «популяризатор» науки.

На его лекции стекалось множество народу и не потому, что их читал известный ученый, а потому что этот профессор излагал свои умнейшие мысли доступными словами.

Он не был превосходным оратором, но брал увлеченностью и наглядностью.

Чтение лекций для Жуковского была очень важна для него и он уделял ей большое внимание. Благодаря его способности к наставничеству, после него осталось много учеников.

Его принцип «я не смог, но вы попробуйте, может у вас выйдет» подарил нам множество гениальных творцов русской и советской науки и инженерии:

  • Рябушинский Д. П. На свои деньги в Кучино построил первый в Европе аэродинамический институт; возглавлял Русское философское общество и т.д.;
  • Чаплыгин С. А – в основном известен как математик, разрабатывал теорию дифферинциальных уравнений;
  • Туполев А.Н. сконструировал множество самолетов и стал учителем для Сергея Королева, протянув ниточку от Жуковского до космических полетов.
  • Ветчинкин В. П. – профессор, принимал участие в создании крылатых ракет и реактивных самолетов;
  • Юрьев Б. Н. принимал участие в создании Московского авиационного института и двухвинтового вертолета «Омега».;
  • Голубев В. В. — механик, математик, академик, генерал-майор инженерно-технической службы;
  • Микулин А. А. – племянник Николая Егоровича, создал первый советский поршневой двигатель с водяным охлаждением и турбореактивный двигатель для самолета;
  • Мусиньянц Г. И. – ученый и конструктор, создатель весов для аэродинамических труб.

И это самые известные его ученики, а сколько просто отличных ученых, инженеров, механиков и даже пилотов вышло из-под крыла Жуковского преподавателя.

Небо позвало

И, все-таки, главным делом жизни Жуковского было покорение неба. К последней четверти 19 века в воздухоплавании сложилась вполне определенная концепция. Летание означало плавание по воздуху с оглядкой на ветер. Отто Лилиенталь, конструктор планеров, сформулировал это так: «не подпрыгнешь, не полетишь».

Он считал, а вслед за ним и большая часть приближенных к воздухоплаванию, что нужно создавать аппарат наугад, руками, отталкиваясь от опыта, а не рисовать его на бумаге и пытаться понять теоретические основы его движения.

Никто не понимал, за счет чего держится аэроплан в воздухе. Многие смотрели в небо и видели, как летают птицы, но только один чудак сделал из этого науку.

В 1891 году профессор Московского университета делает в Математическом обществе доклад «О парении птиц». Доклад начинался так: «Парением называется такой вид полета птицы, при котором она не машет крыльями…».

В тесте встречаются пророческие слова о виражах и даже описывается одна из фигур высшего пилотажа – мертвая петля.

Ее в 1921 году впервые сделал Нестеров, еще раз подтвердив правоту Жуковского и его инженерного чутья.

Надо было принести много жертв небу, написать множество слов, опровергающих возможность научного обоснования полетов, чтобы появился человек, который скажет, что воздухоплавание – это вчерашний день.

Человек должен перестать зависеть от ветра и прекратить бояться летать. В 90-е годы 19 века для Николая Егоровича Жуковского вопросы аэродинамики выходят на первый план его научных интересов.

Прорывом стало математическое объяснение подъемной силы крыла. Но крыло, это не весь самолет и Жуковский продолжает свои изыскания. Вопреки, устоявшемуся мнению, Жуковский уверен, что авиацию нужно строить на земле и так появляется первая в Европе аэродинамическая труба (1902 г).

Ее построили ученики Жуковского и называлась она первоначально галерея для протока воздуха.

Так появилась возможность испытывать самолеты и их части, не поднимая в воздух, делая испытания безопасными для людей.

В 1904 при финансовой поддержки Рябушинского создается аэродинамический институт, где и начали проводиться основные работы по самолетостроению.

В том же году Жуковский открыл принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал закон, позволяющий определять величину подъёмной силы, что явилось основой аэродинамики.

«Профили НЕЖ», названные в честь Жуковского, давали первому самолету, построенному по этим принципам, неоспоримое преимущество в небе и превращали воздухоплавание в авиацию.

У такого самолета появлялись уже технические характеристики, а не описание на основании уже совершенных удачных или неудачных полетов.

«Отец» и его детища.

Дальнейшие события развивались уже стремительно.

Россия вступила в войну и Жуковский встал во главе Авиационного расчетно-испытательного бюро. Он активно решал вопросы полета снарядов и создании зажигательных авиационных бомб.

Одновременно он организовал курсы для подготовки инженеров-конструкторов самолетов, на основе которого выросла Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.

На курсах он читал аэродинамику и динамику полетов. Благодаря его стараниям, небо стало не таким опасным и покорилось разуму человека, как и обещал сам Николай Егорович.

Жуковский не был изобретателем первого самолета, но он был создателем аэродинамики, которая поднимала этот самолет в небо.

Судя по тому, что имя Жуковского не было забыто в советской истории, для революции он не был опасен. Может быть, его недолгая жизнь в новом государстве сделали свое дело.

А может и то, что и Ленин, и Сталин нуждались в авиации для экспорта мировой революции, а затем для обороны. В 1918 году Жуковский создал в молодом социалистическом государстве легендарный ЦАГИ. Центральный аэрогидродинамический институт.

Средства на создание института правительство нашло, несмотря на разруху и гражданскую войну. Все силы института и самого Жуковского отдавались развитию отечественного самолетостроения. Усовершенствовались технические характеристики летательных аппаратов.

Тогда же были заложены основы строения винтов для летательных аппаратов. В. И. Ленин высоко оценил заслуги «отца русской авиации» и предложил широко отметить юбилейную дату -50 лет научной деятельности Жуковского. Советское правительство издало декрет, который давал материальные льготы уже пожилому профессору, освобождал от чтения лекций.

Этот же декрет предусматривал издание полное собрание трудов Жуковского.

К сожалению, Жуковский не дожил до своего триумфа в молодой республике. 17 марта 1921 года ученый, авиаконструктор и инженер скончался.

Даже перед смертью он остался верен себе.

Его богатейшая библиотека была завещана им Техническому училищу.

Биографический фильм о жизни и деятельности выдающегося ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

04:02 17.01.2017 (обновлено: 02:24 03.03.2020) © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Русский учёный в области механики, основоположник современной аэро‑ и гидромеханики Николай Егорович Жуковский родился 17 января (5 января по старому стилю) 1847 года в селе Орехове Владимирской губернии в семье инженера путей сообщения.

В 1868 году окончил физико‑математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.

С 1870 года Жуковский преподавал физику во 2‑й московской женской гимназии. В 1872 году стал преподавателем математики в Императорском московском техническом училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Ю. Баумана), с 1874 года ‑ доцент по кафедре аналитической механики. В этом училище Николай Жуковский проработал всю жизнь.

Одновременно в 1872‑1920 годах ученый преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук.

В 1876 году Жуковский защитил диссертацию на степень магистра прикладной математики. В 1877 году он был командирован в Берлин (Германия) и Париж (Франция) для дальнейшего обучения. После возвращения из‑за границы в 1879 году Жуковский стал профессором механики в Императорском техническом училище.

В 1882 году за исследование “О прочности движения” ему была присуждена степень доктора прикладной математики. С 1887 года ученый руководил кафедрой механики в Императорском техническом училище.

С 1885 года Николай Жуковский одновременно начал преподавать в Московском университете, где он был утвержден в должности приват‑доцента, а с 1886 года — экстраординарного профессора по кафедре механики. В 1891‑1921 годах — ординарный профессор кафедры теоретической и практической механики физико‑математического факультета университета.

В Московском университете и Техническом училище под руководством Жуковского были организованы лаборатории, в которых велись исследования в области механики.

Жуковский с 1876 года был членом Московского математического общества, в 1903 года — его вице‑президентом, а в 1905 году — президентом. В 1879 году Жуковский был избран членом Московского общества испытателей природы (с 1910 года — почетный член), в 1881 году — Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1889 года — председатель его физического отделения). В 1894 году Жуковский был избран в члены‑корреспонденты Петербургской академии наук; в 1900 году был выдвинут кандидатом в действительные члены академии наук, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и Техническом училище.

Работы Жуковского были посвящены самым различным областям науки, например, теории вычисления планетных орбит и теории кометных хвостов; теории влияния реакций втекающей и вытекающей жидкости; теории упругости; теории подпочвенных вод и т.д. Он внес огромный вклад в развитие гидродинамики. Жуковского интересовала и гидравлика, в частности проблема водоснабжения крупных городов. Его исследования по фильтрации позже были с успехом применены к вопросам механики добычи нефти.

В 1890 году появилась первая работа Жуковского по механике полёта в воздухе ‑ “К теории летания”. Следом за ней он опубликовал статьи “О парении птиц”, “О летательном аппарате Отто Лилиенталя”, “О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана” и другие. В первые годы ХХ века Жуковский приступил к систематическим опытам над движением крылообразных тел в воздухе.

В 1902 году в механической лаборатории Московского университета под руководством ученого была сооружена первая в России и одна из первых в мире аэродинамическая труба закрытого типа. По указаниям Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытаний самолетных винтов. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии ученого в Техническом училище была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910‑1912 годах Жуковский прочитал в Императорском техническом училище курс лекций “Теоретические основы воздухоплавания”, в которых были систематизированы теоретические изыскания самого Жуковского, его ученика Сергея Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, Технического училища и заграничных аэродинамических лабораторий.

С 1912 года по 1918 год ученый написал ряд работ по вихревой теории гребного винта, в которых опирался на разработанную им теорию крыла. На ее основе проектируются и строятся и современные воздушные винты летательных аппаратов.

С 1913 года Жуковский преподавал на курсах летчиков. В Первую мировую войну (1914‑1918) ученый со своими учениками читал лекции по баллистике, воздухоплаванию на курсах летчиков‑добровольцев, проводил работу по теории бомбометания. Под руководством Жуковского было организовано Авиационное расчётно‑испытательное бюро, проводившее расчёты и испытания самолётов, их лётных качеств и прочности. Также ученый вошёл в Московский военно‑промышленный комитет, в котором занимался разработкой формул для определения устойчивости снарядов; в этом же комитете он возглавил отдел изобретений.

В 1918 году по предложению Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, с 1921 года его имени), руководителем которого он был назначен. Основанные ученым теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого был образован Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии Военно‑воздушная инженерная академия (с 1922 года его имени).

В 1920 году был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина об учреждении, в ознаменование 50‑летия научной деятельности Жуковского и огромных заслуг его как “отца русской авиации”, годичной премии его имени за лучшие труды по математике и механике, а также о ряде льгот для самого Жуковского.

7 марта 1921 года Жуковский скончался в подмосковном санатории “Усово”. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Его именем назван наукоград в Подмосковье (преобразован из поселка Стаханово), центр современной российской авиационной науки; кратер на обратной стороне Луны; несколько академий и институтов в России.

В Москве и городе Жуковском Московской области воздвигнуты памятники ученому.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

image В работах Николая Жуковского были развиты все основные идеи, на которых строится современная авиационная наука. В 1890 было опубликовано первое теоретическое исследование Жуковского по авиации — «К теории летания». За ним последовал ряд работ по авиации и динамике полета, из которых особенно важное значение имела работа «О парении птиц» (1891). Работы Жуковского о различных формах траекторий полета стали теоретической базой фигур высшего пилотажа. В своей работе «О присоединенных вихрях», представленной в виде доклада в Московском математическом обществе в 1905, Жуковский вывел формулу для подъемной силы, ставшую основой для всех аэродинамических расчетов самолетов. В период 1912-18 появился ряд работ Николая Жуковского по вихревой теории гребного винта, в которых он, опираясь на разработанную им теорию крыла, дал теорию работы воздушного винта. На основе этой теории проектируются и строятся воздушные винты современных летательных аппаратов. Основные результаты Жуковского в области теоретической аэродинамики: теорема о подъемной силе; гипотеза Жуковского-Чаплыгина об определении циркуляции; метод округления Жуковского и открытие трех серий теоретических профилей; строгая математическая оценка влияния толщины и изогнутости профиля на величину его подъемной силы; разработка вихревой теории воздушного винта. Эти достижения — фундамент современной аэродинамической науки. Работы Жуковского по гидродинамике В 1882 и 1886 в связи с выдвинутой тогда технической проблемой создания судов с реактивными движителями Николай Жуковский дал методы расчета воздействия на сосуд втекающей в него и вытекающей из него жидкости. К работам по гидромеханике относится исследование по теории качки морских судов. Важным вопросам гидродинамики была посвящена магистерская диссертация Жуковского «Кинематика жидкого тела» (1876), в которой он предложил геометрическую теорию движения изменяемой системы. Некоторые результаты обширного исследования по гидромеханике «О движении твердого тела, имеющего полости, заполненные капельной жидкостью» (1885) были позднее использованы при решении космогонических проблем. В 1886 Жуковский создал свой курс «Лекции по гидродинамике», оказавший большое влияние на развитие этой области механики в России. image Характерная для Жуковского практическая направленность научного творчества особенно отчетливо проявилась в его классических исследованиях по гидравлике. Этот цикл был связан с важнейшей технической проблемой водоснабжения крупных городов. Исследования Жуковского по фильтрации впоследствии были с большим успехом применены к вопросам механики добычи нефти. Теоретические и экспериментальные исследования сложного явления гидравлического удара позволили Николаю Жуковскому дать законченную теорию гидравлического тарана. 17 марта 1921 Жуковский скончался в санатории «Усово» и был похоронен в Донском монастыре в Москве. источники: [ ]https://ru.wikipedia.org/wiki/Жуковский,_Николай_Егорович http://to-name.ru/biography/nikolaj-zhukovskij.htm http://www.aphorisme.ru/about-authors/zhukovskiy/?q=4836 http://lichnosti.net/people_966-art_1358.html http://www.pemptousia.ru/2012/01/отец-русской-авиации-николай-егорови/

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий