Освальд шпенглер краткая биография. Шпенглер: биография жизнь идеи философия: освальд шпенглер

Главная / Статьи /Вы здесь Сухарников Евгений • 5/29/2018

image

29 мая 1880 года родился Освальд Шпенглер, один из крупнейших философов истории, цивилизационист и представитель философии жизни, автор знаменитого философского труда «Закат Европы».

Человек в футляре

Освальд родился в семье почтового служащего в немецком провинциальном городке. Когда Освальду было около 11 лет, его семья переехала в город Галле (теперь самый населенный город земли Саксония-Ангальт в Германии). Там Шпенглер поступил в университет, затем обучался в Мюнхенском и Берлинском университетах. В 1904 году он защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Метафизические основы философии Гераклита». Затем Освальд зарабатывал себе на жизнь, преподавая математику в гимназии. Во многом гениальный Освальд Шпенглер, знавший несколько языков, в том числе древних, досконально изучивший древнюю философию и историю, жил словно «человек в футляре». Он был весьма закрытым и одновременно чувствительным человеком, мог расплакаться при виде на улице некрасивого или нищего человека. Изменения в скучном бытии Шпенглера наступили сразу же после получения им наследства.

image

Закат Европы

В 1911 году он переехал в Мюнхен, где шла исключительно интенсивная культурная жизнь, которая философа, вчерашнего преподавателя, решившего стать писателем, мало интересовала. Шпенглер, пребывая в свойственном ему нервном состоянии, приступил к своему главному труду «Закат Европы», первый том которого был готов спустя шесть лет, в 1918 году, и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Причем издавать книгу никто не хотел, кроме одной маленькой типографии, напечатавшей в итоге небольшой тираж, который был раскуплен моментально, и книгу пришлось переиздавать еще несколькими тиражами. Всего распродали около 100 тысяч экземпляров – колоссальная цифра для того времени! Шпенглер полагал, что никакого линейного прогресса в истории нет, есть циклы подобно сменяемости времен года (весна – зарождение, лето – расцвет, осень – упадок, зима – смерть), а у каждой культуры есть исчерпаемый ресурс, «закат» ее начинается с переходом в состояние цивилизации, то есть кризисный исход, завершение любой культуры, после которого следует гибель. При этом европейская культура свой ресурс уже выработала, а будущее человечества лежит за азиатскими странами. По Шпенглеру, смысла в движении истории нет и сделать с этим ничего нельзя.

Россия – Госпожа Азии

«Закат Европы» сделал Шпенглера знаменитостью, его приняли в высшем свете и считали настоящим философом. Он отрицал общепринятую в его время периодизацию истории (Древний мир – Средние века – Новое время) и вместо этого выделял ряд самобытных, независимых друг от друга культур. Среди девяти «великих культур» предпоследней он называл западноевропейскую, а последней, зарождающейся – русско-сибирскую. Россию Шпенглер называл госпожой Азии и самой Азией. В СССР Шпенглера не любили, называли фашистом. Но Шпенглер фашистом не был, к национал-социализму относился исключительно негативно, коммунизм не любил, социализм в любых проявлениях считал системой воли к власти и «благоденствием» в экспансивном смысле. Возможно, Освальд Шпенглер оказался бы в каком-нибудь концлагере Третьего рейха, но умер раньше, 8 мая 1936 года.

История крестьянства История музыки Новейшая история Политическая история

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

ТолкованиеПеревод

Шпенглер, Освальд
Освальд Шпенглер
Oswald Spengler
Немецкий философ и культуролог Автор книги «Закат Европы»
Дата рождения:

29 мая 1880(1880-05-29)

Место рождения:

Бланкенбург, Германия

Дата смерти:

8 мая 1936(1936-05-08) (55 лет)

Место смерти:

Мюнхен, Германия

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936, Мюнхен, Германия) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.[1]

Биография

Шпенглер родился 29 мая 1880 года в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника. Он был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.

В 1891 году семья переехала в Галле, где юный Шпенглер изучал латинский язык в заведениях Франке. Шпенглер изучает математику, естественные науки и философию в университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах. Он защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии в 1904. Затем Шпенглер работает учителем в Гамбурге.

Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вёл уединённую жизнь.

Основные труды

  • «Закат Европы» (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).
  • «Человек и техника» (нем. Der Mensch und die Technik, 1931),
  • «Годы решений» (нем. Jahre der Entscheidungen, 1933)

Философские взгляды

Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г.), по Шпенглеру, проделавшему колоссальную работу по сбору фактического материала о различных мировых культурах, сопоставим (или «одновременен») с 1—2 вв. в Древнем Риме или 11—13 вв. в Китае.

Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.

Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).

В качестве фундамента исторического метода Шпенглера выступал концепт «смысла чисел», ещё более дистанцирующий друг от друга природу и историю. По мысли Шпенглера, духовная жизнь человека, наделённого «бодрствующим сознанием», разворачивается во времени и в определенном направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира: либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного — «природа», согласно Шпенглеру, «исчислима». История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам.[2]

При этом, согласно Шпенглеру, саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания её субъектами значимости процедур измерения, счёта, формирования и фиксации образов внешнего мира и т. д. Так, в контексте концепции «смысла чисел», античная культура, базирующаяся, по Шпенглеру, на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, фундируемой числовой идеей бесконечности.

Свое собственное видение истории Шпенглер определил как критику классического историзма: по его мнению, именно хронология и «глубинное переживание» судеб культур обуславливают систематизацию явлений по историческому методу — культурология в таком контексте выступает в качестве «морфологии» истории.

По схеме Шпенглера, все способы познания суть «морфологии»; морфология природы — это обезличенная систематика; морфология же органического — жизни и истории — есть «физиогномика» или перенесенное в духовную область подчеркнуто индивидуализированное искусство «портрета культуры». Постижение культурных форм, по мнению Шпенглера, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни». Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего, тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и т. п.

Культуры, по мнению Шпенглера, возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены («…лишь живые культуры умирают» ), не оставляя после себя ничего. Морфология культуры Шпенглера сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.

Шпенглер негативно относился как к социалистическим идеям

«социализм, вопреки внешним иллюзиям — отнюдь не есть система милосердия, гуманизма, мира и заботы, а есть система воли к власти… „благоденствие“ в экспансивном смысле… Все остальное самообман»

так и к национал-социализму — открыто отказался от сотрудничества с нацистами в Германии.

Тем не менее, в своей работе «Пруссачество и социализм», Шпенглер выделяет особый социализм, свойственный только немцам. Он заключается в прусском государственническом духе, немецком коллективизме и стремлении к расширению границ. Такое свойство немецкого духа философ называет «истинным социализмом», отвергая социализм как идеологию левого толка.

Идеи Шпенглера оказали влияние на Тойнби, Ортегу-и-Гассета и др.

Список культур

Шпенглер ярко портретирует «души» культур[3]:

  • Вавилонская
  • Арабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела)
  • Египетская — пра—символ «путь»
  • Индийская
  • Китайская — пра—символ «Дао»
  • Майанская (Мексиканская)
  • Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своем основании «аполлоновскую» душу)
  • Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа, воплощенная в символе чистого бесконечного пространства и временного процесса).

Исторические псевдоморфозы

Историческими псевдоморфозами Шпенглер называл «случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания»[4]. К числу исторических псевдоморфозов Шпенглер относит арабскую культуру и Петровскую Русь[5].

А. С. Алексеев отмечает: «суждения О. Шпенглера об искусстве Древнего Египта позволяют нам узнать очень многое о впечатлении, произведённом этим искусством на О. Шпенглера, но они не имеют решительно никакого отношения к жизни и культуре древних египтян»[6].

Примечания

  1. Шпенглер Освальд — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Т. Г. Румянцева. Шпенглер // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
  3. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т.,Иконникова С. Н. Культурология в вопросах и ответах
  4. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.:”Мысль”, 1998. — ISBN 5-244-00656-8, ISBN 5-244-00658-4 — с.193.
  5. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.:”Мысль”, 1998. — ISBN 5-244-00656-8, ISBN 5-244-00658-4 — с.194 — 201.
  6. Издательство «Вузовская книга»

Литература

  • Емельянов-Лукьянчиков, Максим Александрович. Иерархия радуги. М., Русский мир, 2008. — 704 с. — ISBN 978-5-89577-127-3.
  • Пятаков Г. Л. Философия современного империализма: (Этюд о Шпенглере) // Красная новь. 1922, № 3.
  • Мёккель Кристиан. Диагностика кризиса: Гуссерль против Шпенглера // Логос, 2007, № 6 (63), с. 147—175.
  • О. Э. Терехов. Освальд Шпенглер и «консервативная революция» в историографии ФРГ // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2011, № 34.
  • В. В. Афанасьев. Социология политики Освальда Шпенглера. М.: КДУ, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-98227-571-4.

Ссылки

* Освальд Шпенглер — Биография. Библиография. Афоризмы.

Полезное

Смотреть что такое “Шпенглер, Освальд” в других словарях:

  • Шпенглер, Освальд — (Spengler) (29 мая 1880 8 мая 1936) немецкий философ, один из основателей современной философии культуры, представитель философии жизни, историк и публицист. В 1908 11 гг. преподавал математику и историю как гимназический учитель в Гамбурге; с… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпенглер, Освальд — (Spengler) (1880 1936) немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих… …   Политология. Словарь.

  • Шпенглер Освальд — (Spengler) (1880 1936), немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (всего восемь  египетская, индийская, китайская и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и… …   Энциклопедический словарь

  • Шпенглер Освальд — Шпенглер (Spengler) Освальд (29.5. 1880, Бланкенбург, Гарц, ‒ 8.5.1936, Мюнхен), немецкий философ идеалист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда «Закат Европы» («Der Untergang des Abendlandes»,… …   Большая советская энциклопедия

  • Шпенглер Освальд — Освальд Шпенглер и «закат Европы»     Книга «Закат Европы» прославила ее автора, Освальда Шпенглера (1880 1936), который связал крах Германии (два тома книги вышли в 1918 и 1922 г.) с гибелью западной цивилизации вообще. Различие между природой и …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Шпенглер, Освальд — ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880 1936), немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых “организмов” (египетский, индийский, китайский и т.д.), выражающих коллективную “душу” народа и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шпенглер Освальд — Освальд Шпенглер Oswald Spengler Немецкий философ и культуролог Автор книги «Закат Европы» Дата рождения: 29 мая …   Википедия

  • ШПЕНГЛЕР Освальд — (Spengler, Oswald) (1880 1936), немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал… …   Энциклопедия Кольера

  • Шпенглер Освальд — (1880 1936) немецкий философ и культуролог. Стал известным после сенсанционного успеха главного труда «Закат Европы». Шпенглер исходит из понятия органической жизни. Культура трактуется им как «организм», который обладает жестким сквозным… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • ШПЕНГЛЕР Освальд — (1880 1936) нем. философ идеалист. Наиболее известная работа «Закат Европы» (1920 1922). Ш. испытал большое влияние Ницше. Его философия отличается иррационализмом и историч. пессимизмом. В «Закате Европы» Ш. критикует идею соц. прогресса и… …   Атеистический словарь

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) – выдающийся немецкий философ, представитель В«философии жизниВ», культуролог, один из создателей цивилизационного подхода, который был также политическим философом и ведущим идеологом движения консервативной революции в Германии. Шпенглер перешел на консервативно-революционные позиции после 1918 г., однако его политические сочинения являются актуальными парафразами его главного труда В«Закат ЕвропыВ» (1918). Наиболее значительными политическими трудами Шпенглера, оказавшими влияние на становление идей консервативной революции, являются, прежде всего, В«Пруссачество и социализмВ» (1919), с которого, как заметил сам автор, В«берет свое начало национальное движениеВ», В«Новое здание немецкой империиВ» (1924) и В«Годы решенийВ» (1933). Имеет место попытка считать Шпенглера идеологом нацистского государства, что несправедливо. Шпенглер не только отказался сотрудничать с режимом, но и публично критиковал его, за что его книги запрещались.

Философия культуры

В своей философии культуры он подверг резкой критике европоцентристский взгляд на историю как универсальный линейный прогресс. Вместо него он предложил плюральную и циклическую модель, согласно которой самостоятельные локальные культуры, жизненный период которых представляет собой цикл, подобный живым организмам. Не существует никакой единой мировой культуры и универсальной истории, но есть различные культуры, со своей историей и судьбой. Каждая культура самобытна и уникальна, обладает своей системой ценностей и знаний. Шпенглер пишет: В«У В«человечестваВ» нет… никакой идеи, никакого плана (…) Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории… я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с перВ­возданной силой расцветающих из лона материнского ландшафВ­та, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смертьВ».[1]

Речь идет о восьми культурах, из которых на исторической арене находится лишь западная (фаустовская), приближающаяся к своей смерти. Также он прогнозировал появление грядущей культуры – русско-сибирской. Будучи сторонником органицистского подхода, Шпенглер рассматривал культуру как живой организм, имеющий душу (аполлоновскую, фаустовскую, или магическую), жизнь которого длится 1200-1500 лет и включает следующие этапы: детство, юность, возмужание, расцвет, старость и умирание. Последней стадией жизни культуры является ее вырождение в цивилизацию.

Признаками прихода цивилизации являются победа механического над органическим, искусственного над естественным, внешнего над внутренним, города над деревней, интеллекта над душой, космополитизма над патриотизмом, науки над религией. В политической сфере цивилизация означает переход от сословного порядка к массовому индивидуалистическому обществу, к либерализму, парламентской демократии и партийной системе. Все это характерно для умирающего Запада.

Западной цивилизации Шпенглер противопоставлял В«пруссаческий духВ», который лежит в основе немецкой культуры. Политическое творчество Шпенглера стало реакцией на сложившуюся ситуацию после Первой мировой войны. Веймарская республика с буржуазной демократией (В«внутренняя АнглияВ») для него была предательством традиций немецкой государственности.

Понятие государства

Что касается феномена государства, то для Шпенглера оно является естественной формой существования народа, так же как семья является формой существования рода. Если семья – историческое поле женщины, то государство – поприще мужчины. В«Мать с ребенком, прижатым к груди, является величайшим символом космической жизни. … Мужчина с оружием в руках – это другой великий символ воли к длительности…В».[2] Государство должно сохранять свою В«формуВ», что может быть обеспечено наличием сильного дворянского сословия, единственного из сословий, которое может заботиться о целом, а не о своих частных интересах. Для сохранения себя дворянство должно получать необходимую муштровку посредством войн. Вообще, сущностью государства является война, его история – это история войн. Война – естественное занятие народов, лишь слабые народы не способны воевать. Для обоснования ценности государства не нужно определять всякие идеалистические задачи, типа свободы и общей пользы. Главным для существования государства является внутренний авторитет, который должен поддерживаться верой в его могущество.

Либерализм

Вся политическая философия Шпенглера основана на критике либерализма и демократии. Последние являются элементами стадии цивилизации. Суть либерализма заключается в индивидуализме (все сами по себе) и отчуждении государства от общества (государство само по себе). Либерализм утверждается следующим образом. По мере разложения культуры и становления цивилизации формируют две силы – одна, консервативная, стремится сохранить традиции, другая, либеральная, представленная буржуазией, стремится разрушить эти традиции. Исток либерализма Шпенглер видит в стремлении к свободе, что является признаком разложения органического общества.

Когда цивилизация установлена, основой политики становится демократия и парламентаризм. Сам либерализм является порождением фаустовской культуры, особенно, английской политической истории (демократия же, есть порождение французской истории) и абсолютно чужды Германии (В«либо бессмыслица, либо изменаВ»). Либерализм в принципе пагубен для всех народов (в Англии же, привыкли к его яду, т.к. не воспринимают его всерьез). Партийная система приходит на смену власти фракций – В«групп, в которых играют роль родственные связи домов, честь, верность, союзы, обладающие почти мистической задушевностьюВ».[3] Партия является врагом органического сословного строя, поскольку опирается на эгалитаризм, поэтому все партии в принципе являются либеральными.

Цезаризм будущего

Либерализм для Шпенглера неотрывен и от крайних левых движений. Он начинается якобинством, а заканчивается большевизмом с его мировой революцией, т.к. либеральное уничтожение культуры и традиций неизбежно приведут к В«восстанию массВ». Парламентаризм и демократия есть лишь анархическая промежуточная стадия (В«легализованная анархияВ»), т.к. присущая им плутократия (демократия лишь фасад, за которым стоят интересы узких капиталистических групп) в конечном итоге приводит к их уничтожению, после чего приходит диктатура, цезаризм, опирающийся на грубую физическую силу. Здесь партии вытесняются свитой Цезаря.

Цезаризм может быть различным. Предпосылкой подлинного цезаризма (В«цезаризм будущегоВ») является недовольство традиционной элиты хаосом демократии. Такой цезаризм будет представлять собой синтез социализма и традиционных докапиталистических ценностей. Другой цезаризм имеет склонность к массовости и популизму, В«социальномуВ» тщеславию, он заражен демократизмом и партийностью. Именно за подобные черты Шпенглер критиковал нацистский режим. Нацистскую идеологию он считал упрощением и профанацией важных идей (в частности, он высмеивал расизм и антисемитизм), а Гитлера считал недостойным лидером, плебейской фигурой, неспособной править Германией. Такой цезаризм является лишь переходной стадией на пути к цезаризму будущего, который В«опирается на небольшое сильное меньшинствоВ», который В«не будет переубеждать, а победит с помощью оружияВ», и который В«борется только за власть, за империю и против любой партииВ».[4]

Капитализм и социализм

Шпенглер предложил свою интерпретацию капитализма и социализма. Социализм (точнее, В«прусский социализмВ») им ассоциируется с Германией, а капитализм – с Англией. Корнем этих феноменов является специфическое понимание принципа собственности. Собственность как власть (представление, характерное для военной знати) приводит к завоеваниям, политике и праву, а собственность как добыча (представление, характерное для купеческой знати) – к экономике, торговле и деньгам. Шпенглер возводит В«прусский стильВ» к рыцарству, а английский стиль к викингам. Для первого характерны почтение к рангу, восприятие жизни как службы, самовыражение в своем труде, подчинение личного общему, вплоть до самопожертвования. Для второго свойственны: стремление к индивидуальной свободе, успеху, богатству, конкуренция во имя своих личных интересов.

Истинный социализм

В отличие от старых консерваторов, Шпенглер не призывал к восстановлению порядка прошлых времен, но предлагал преобразование немецкого государства в соответствии с современными условиями ради могущества Германии. При этом он старался избегать крайностей консерватизма ушедшего с исторической арены дворянства и радикализма низших слоев. Новое социалистическое государство не может основываться на старой изжившей себя аристократии, необходимо создать новую В«фракциюВ», новое правящее меньшинство – новую элиту на основе аристократических идеалов: В«…лучшая часть немецкого рабочего класса объединяется с лучшими носителями старопрусского государственного инстинкта в обоюдной решимости основать строго социалистическое государство… они спаяны единым чувством долга, сознанием великой задачи, волей к повиновению, чтобы повелевать, готовностью умереть, чтобы победить… чтобы утвердить то, что мы естьВ».[5]

Существенным отличием революционного консерватизма Шпенглера от традиционного консерватизма является отсутствие опоры на религию, в чем проявилось его ницшеанство (в соответствии с которым В«Бог умерВ»). Государство должно быть основано на чистой В«воле к властиВ» и не нуждается в божественной легитимации. Вообще, согласно Шпенглеру, политики будущего будут стремиться лишь к власти, не останавливаясь перед религиозными и моральными запретами и экономическими издержками.

Сутью нового государства должен стать В«истинный социализмВ», или В«прусский социализмВ». В его основе лежит В«прусский инстинктВ», который заключается в принципе – власть принадлежит суверенному целому, а отдельная личность ему служит, занимая свое место. Этот социализм является нелиберальным, антидемократическим, автократическим, он есть В«система воли к властиВ», имеющая империалистическую цель. Социалистическое прусское государство – это В«чиновничье государствоВ», где нет частных лиц, т.к. каждый как член единого организма служит целому. Промышленность и вся экономика должны быть подчинены государству.

Прусский социализм Шпенглер отличал от В«этического социализмаВ», который является выражением нигилизма, будучи основан на социальной критике и реформаторстве. Формами такого социализма были стоицизм и буддизм. Европейский этический социализм возник в середине XIX в. и особенно разрабатывался марбургской школой неокантианства, которые полагали его основателем И. Канта. Социальная критика была направлена против традиций, монархии, аристократии и религии.

Шпенглер также выделяет рабочий социализм, который, как и рыночный капитализм, является развитием мыслящего деньгами В«типа торговцаВ», характерного для Англии. Даже марксизм он считал, в сущности, английской теорией, т.к. его модель двух классов выведена из жизни торгашей: В«Здесь существуют только В«буржуаВ» и В«пролетарийВ», субъект и объект предприятия, грабитель и ограбленный, совершенно в духе викинговВ».[6] Шпенглер призывает освободить немецкий социализм от Маркса и противопоставляет классику социализма прусского короля Фридриха Вильгельма I: В«Фридрих-Вильгельм I, а не Маркс был первым сознательным социалистомВ».

Примечания

[1] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. – М., 1998. С. 151.

[2] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. – М., 1998. С. 379.

[3] Там же, с. 467.

[4] Шпенглер О. Годы решений // Шпенглер О. Политические произведения. – М., 2009. С. 188, 189.

[5] Шпенглер О. Пруссачество и социализм. – М., 2002.

[6] Шпенглер О. Пруссачество и социализм. – М., 2002. С. 114.

https://vidya613.wordpress.com/2017/07/24/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4-%D1%88%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2/

немецкий историк, философ-идеалист 29 мая 1880 142 года назад  —  8 мая 1936 86 лет назад

Освальд Шпенглер

Освальд Шпенглер (нем. Oswald Spengler) родился 29 мая 1880 года в Бланкенбурге (Германия). Образование получил в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал философию, историю, математику и искусство. В 1904 году получил докторскую степень. Сначала работал учителем в Гамбурге, а затем преподавал математику в Мюнхенском университете.

В 1918 году был опубликован первый том известного труда Шпенглера «Закат западного мира» В нем автор предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, представляя историю как калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, магической (византийско-арабской), западноевропейской и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская.

Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер старался доказать два основных тезиса.

Первый рассматривал все культуры как организмы, следующие одинаковой схеме развития и гибели в рамках одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, так же соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты.

В соответствии со вторым тезисом, каждая культура обладает своей уникальной «душой», выраженной в искусстве, мышлении и деятельности.

Среди других значительных работ Шпенглера – «Человек и техника» (1931), «Годы решений» (1933).

После прихода к власти нацистов, и изъятия некоторых работ Шпенглера, он вел тихую и уединенную жизнь.

Умер Освальд Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936 года.

ВконтактеОдноклассникиМой мирWe use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Освальд Шпенглер

(1880 г. – 1936 г.)

Немецкий философ, историк. Основные сочинения: «Закат Европы»; «Годы решений».

image

Освальд Шпенглер приобрел на Западе, да и в Новом Свете прочную репутацию пессимиста, который пророчествовал о закате не только европейской, но и мировой цивилизации. Однако пока еще никто не упрекнул философа в том, что его взгляды – плод несамостоятельного мышления. Наоборот, даже придирчивые критики всячески подчеркивают ценность его оригинального подхода к историческим судьбам и событиям наиболее развитого в культурном отношении континента, имеющего, к тому же, древнейшие традиции. Действительно, автор сенсационного труда ХХ в. под названием «Закат Европы» был первым, кто противопоставил культуру цивилизации и развенчал, тем самым, глобальную идею европеизма, доминировавшую до него во всех культурологических и философских обобщениях. Таким был этот мыслитель, и европейским интеллектуалам волей-неволей приходилось, да и до сих пор приходится считаться с его парадоксальными и убедительными суждениями.

Полное имя философа – Освальд Арнольд Готфрид Шпенглер. Он родился 29 мая 1880 г. в г. Бланкенбурге в семье почтового чиновника Бернхарда Шпенглера и его супруги Паулины.

Атмосфера в семье была далека от идиллической. Шпенглер-старший особым честолюбием не отличался, к высоким идеалам не стремился, что не встречало понимания со стороны жены. Паулина Шпенглер была человеком совсем иного склада и по характеру, и по образу жизни, поскольку воспитывалась в артистической среде и, вероятно, мечтала о более высоком положении в обществе.

Детьми родители практически не занимались (у Освальда были еще три сестры). Как старший брат он с вниманием опекал сестер, часами рассказывая им разные истории, полные романтических приключений.

Осенью 1891 г. семья переехала в старинный университетский город Галле, где Освальд поступил в гимназию Латина, дававшую основательную гуманитарную подготовку с углубленным изучением древних и современных языков. Юный гуманитарий вскоре научился читать по-английски, по-французски, по-итальянски и немного понимал русский язык.

Кроме языков, Освальд увлекался историей, географией, но особенно математикой. В гимназии он впервые прочел сочинения Шопенгауэра и Ницше. В 1899 г. 19-летний выпускник гимназии стал студентом Галльского университета, избрав математический факультет. Но вскоре Освальд понял, что ни математика, ни естественные науки не могут удовлетворить его страсть к знаниям. Его все больше интересовали классики мировой литературы и философия, которой студент посвящал все свободное время. В итоге им была подготовлена работа о древнегреческом мыслителе Гераклите, которую начинающий автор опубликовал в 1904 г.

Защитив докторскую диссертацию и пройдя годичную стажировку в Дюссельдорфе, Шпенглер получил звание старшего учителя с правом преподавать историю и математику в гимназических классах. Но преподавательской работой он занимался недолго. В 1910 г., после внезапной кончины матери (отец скончался в 1901 г.), 30-летний Шпенглер стал обладателем части семейного состояния, что позволило ему переехать в Мюнхен. Поселившись в одном из самых богемных мюнхенских районов, он тем не менее предпочел уединенный образ жизни. Шпенглера не привлекли ни художники-модернисты, ни мистики, ни эстетствующие литераторы и музыканты. Уже в то время его характер во многом определялся скептическим складом ума, холодным презрением к людям, пессимистическими настроениями и антипатией ко всем происходившим событиям. Освальд и сам страдал от нелюбви к людям, от отсутствия сострадания к ним и не раз сокрушался о том, что его душу не затрагивают ничьи переживания.

В таком нервном и нередко болезненном состоянии Шпенглер начал работу над первым томом книги «Закат Европы». Шесть лет писал философ произведение, ставшее главным трудом его жизни. Книга вышла в апреле 1917 г. и сразу же стала сенсацией в литературном мире. Первый тираж был раскуплен мгновенно, а сам Шпенглер из безвестного учителя превратился в философа и пророка, имя которого приобрело чуть ли не мистическое звучание. Только в Германии с 1921 по 1925 годы вышло более трех десятков работ о Шпенглере и его сочинении.

В успехе «Заката Европы» действительно было что-то магическое: ведь книга изначально предназначалась для весьма узкого круга читателей-интеллектуалов. Оказалось, однако, что взгляд автора на мировую историю и ее проблемы был настолько необычным и даже шокирующим, что книга вызвала повышенный интерес не только у специалистов, но и у всех, кто мало-мальски интересовался историей и культурой различных эпох и путями европейской цивилизации. Популярности издания способствовали и драматические события века, превратившие Европу в арену невиданных сражений во время Первой мировой войны. Катастрофа Европы породила болезненные вопросы об истоках мировых катаклизмов и чувство страха перед грядущими переменами.

В целом книга «Закат Европы» содержит биологическую философию истории: всемирная история не является постоянно движущимся процессом, а представляет собой соседство и чередование различных культур, из которых каждая имеет свою «душу». По Шпенглеру, культура – это организм. Она живет под знаком роста и увядания, юности и старости, подъема и упадка. Носительницами подлинной всемирной истории являются восемь великих культур – египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магическая (арабская) и европейская «фаустовская». Все они имеют одинаковое строение, однородное развитие и одинаковую длительность, свою эпоху расцвета, и все впадают в эпоху окостенения цивилизации, в которую невозможны какие-либо великие творения искусства, науки, религии, а происходит только лишь выработка техники и организации. Но за периодом подъема цивилизации следует ее спад.

Созданное Шпенглером учение о всемирной истории (он пользуется термином Гете «морфология») прослеживает по биологическим законам смены культуры и создает науку, распространяющуюся не только на прошлые эпохи и исчезнувшие культуры, но и на то, что предстоит в будущем. Эта наука дает прогноз и для европейской культуры, вступившей уже в период цивилизации. Преобладание рационализма, перенасыщенность техникой, рост больших городов, демократия, космополитизм и пацифизм – первые признаки упадка этой культуры.

Как и Ницше, Шпенглер отказывался от «…концепции единого (всемирного) исторического процесса, единой линии эволюции человечества, как проходящего… последовательные этапы развития, оказывающегося при всех отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступательным движением, которое… мы определяем как прогресс».

Однако, отрицая одну концепцию истории, необходимо построить другую, лишенную противоречий и недостатков той, от которой пришлось отказаться. И Шпенглер находит такую концепцию. Он выдвигает идею неких сообществ людей, наделенных общей ментальностью. Каждое из таких сообществ обладает определенным набором характерных черт, который немецкий философ называет стилем. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны…»

По Шпенглеру, цивилизация – исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир. Путем ряда аналогий с культурами прошлого мыслитель доказывал неизбежную гибель Западной культуры. «…Падение Западного мира, – писал он, – представляет собой не более не менее как проблему цивилизации». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель – только вопрос времени. Этим Шпенглер объяснял все кризисные явления, охватившие современное общество.

Когда схлынула первая волна восторгов по поводу столь необычного философского произведения, дали о себе знать и критики. Противники Шпенглера, оскорбленные его пренебрежением к высшим философским авторитетам, вдруг заговорили о некомпетентности автора «Заката Европы», его претенциозности и дилетантизме. Но все это лишь способствовало популярности произведения.

Учтя критические замечания как поклонников, так и недоброжелателей, Шпенглер в 1919 г. приступил к работе над вторым томом «Заката Европы», в котором дополнялся и развивался комментарий к первому тому, исследовались тайны культуры, затрагивались политические темы. Однако намеченный метафизический труд так и не появился в печати. Шпенглер начал работу над другой книгой, под названием «История человека со времени его происхождения». Правда, и она осталась незавершенной.

Пессимистические настроения философа усилились в начале 1930-х годов, когда в политической жизни Германии наметились тревожные перемены. Поначалу Шпенглер не был противником национал-социализма и даже на президентских выборах в марте 1932 г. голосовал за Гитлера. Но при этом философ ни разу не высказывался публично в поддержку нового режима, а в ответ на предложение министра пропаганды Геббельса выступить по радио с речью о великом «Дне Потсдама» ответил вежливым отказом. Спустя год Шпенглер уже нашел слова для характеристики новых правителей. В книге «Годы решения», посвященной политической судьбе Германии, он писал: «К власти пришли люди, упивающиеся властью и стремящиеся увековечить то состояние, которое пригодно для мгновения. Правильные идеи доводятся фактически до самоуничтожения. То, что вначале обещало величие, заканчивается трагедией или фарсом».

Волновали Шпенглера и другие проблемы. С горечью писал он о современном обществе с его коррумпированными парламентами, грязными финансовыми сделками, падением нравственных основ, проникшим во все слои населения. Для приверженца «старой культуры», каковым считал себя Шпенглер, все это было категорически неприемлемо.

Книга «Годы решений» имела большой читательский успех, однако национал-социалисты увидели в ней угрозу для власти. 5 декабря 1933 г. прессе было дано официальное указание: «Нежелательно вести дальнейшую дискуссию о Шпенглере. Правительство просит больше не упоминать имени этого человека в печати».

После серии политических убийств философ пришел к окончательному выводу о криминальной сущности новой власти. Родственники и друзья настоятельно советовали ему покинуть Германию, но Шпенглер отказался, сказав, что «бежать теперь было бы трусостью». Он продолжал работать над вторым томом книги «Годы решения», написав множество фрагментов, посвященных идеологии национал-социализма, не стесняясь таких определений, как «расовый идиотизм», чьи методы – «пытки, грабеж, убийства и беззаконие». Собственно, книга «Годы решения» стала духовным завещанием Шпенглера, содержавшим в себе грозное пророчество о надвигающейся опасности для европейской цивилизации.

В последние годы жизни о Шпенглере почти не вспоминали. «Я чувствую себя более одиноким, чем когда-либо прежде, – писал он в 1932 г., за четыре года до смерти, в предисловии к своим политическим работам (трактату «Пруссачество и социализм» и небольшой книге «Человек и техника»), – захотят ли меня наконец понимать, а не только читать? Я этого жду». Одинокий человек, живший в заполненной книгами и картами мюнхенской мансарде, он ждал напрасно. Подлинное признание философских идей Освальда Шпенглера наступило уже после его смерти. Книга «Закат Европы» стала классической работой в истории новейшей философии, а ее кардинальные положения – поводом для многочисленных комментариев и толкований, которые до сих пор регулярно публикуются в современной философской литературе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий