Ольга свиблова биография личная жизнь национальность

Биография

Ольга Львовна Свиблова – заметная персона в кругах отечественной культурной элиты. Имя этой женщины регулярно вносят в топ-50 наиболее влиятельных людей в российском искусстве. А в 2011-ом она вошла в международный рейтинг издания «Le journal des Arts», попав в сотню самых авторитетных персон мирового искусства.

Родилась Ольга Свиблова летом 1953 года в Москве в интеллигентной семье, где мама – филолог, преподаватель немецкого языка в университете, а папа – инженер в космической отрасли, работал в Курчатовском институте. При этом семья жила в коммуналке, где даже ванной не было. Зато в огромной квартире было много детей, а во дворе со старым сараем – собак, которых маленькая Оля обожала. Девочка даже заявила, что, когда вырастет, станет их пастухом.

image
Искусствовед и кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

В 4-летнем возрасте Свиблова заболела костно-суставным туберкулезом. Она могла передвигаться с огромным трудом. Наверное, именно тогда у Ольги выработался характер: чтобы стать на ноги и преодолеть последствия страшной болезни, она была вынуждена упорно заниматься спортом, преодолевая боль и слабость.

Родители оказались мудрыми людьми. Они давали дочери возможность развиваться так, как ей хотелось. Никогда не давили и оставляли свободу действия, правильного или неправильного. Так Ольга Свиблова научилась мыслить и выбирать.

image
Ольга Свиблова

В старших классах математической школы Свиблова выбрала биологию. Поступила с легкостью, но скоро разочаровалась. Девушка ушла, бросив биологию после 3 курса, и поступила на психологический факультет МГУ. Окончила аспирантуру в 1987 году, защитив диссертацию по теме «Метафоризация творческих процессов».

Карьера

Биография Ольги Свибловой начиная с конца 1980-х связана с искусством. История прихода в мир прекрасного довольно проста и одновременно символична. В юности девушка увидела на столичной улице странных людей, которые отличались от общей серой массы. У них были длинные волосы и бороды. Одежда тоже выделяла их из толпы. Заинтересовавшись этими субъектами, девушка отправилась за ними, соблюдая дистанцию. Так Ольга впервые попала на выставку современного искусства. Атмосфера и гости мероприятия так ей понравились, что Свиблова начала регулярно посещать подобные собрания.

Искусствовед Ольга Свиблова

В середине 1980-х Ольга Львовна и сама взялась за организацию художественных выставок. На сегодня она куратор более 500 проектов, среди которых и современное художественное искусство, и фотография.

В 1996 году Свиблова основала Московский дом фотографии, который сегодня носит название «Мультимедиа Арт Музей». А еще она основала ассоциацию «Искусство конца века» и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

Искусство фотографии Ольга Львовна выделяет особенно. В стенах возглавляемого ею «Мультимедиа Арт Музея» не так давно состоялась выставка любительских фотографий конца 1980-х. Непрофессиональные снимки, которые принесли люди, оказались необычайно занимательными в плане отображения духа прошедшего времени, той атмосферы и лет, когда стремительно менялась эпоха. Интерес к выставке оказался так высок, что ее признали одной из самых успешных на «Фотобиеннале».

Вторая половина 1990-х принесла Свибловой ряд новых творческих задач. Наряду с организацией экспозиций, Ольга стала художественным директором Московского «Фотобиеннале», конкурса «Серебряная камера» и фестиваля «Мода и стиль в фотографии».

А еще Ольга Львовна Свиблова известна как режиссер-кинематографист. На ее счету несколько работ, которые принесли ей известность далеко за границами России. Дебютный фильм Свибловой – лента «Архитектор Мельников». Спустя год, в 1987-ом, вышла картина под названием «Кривоарбатский переулок, 12». За эту работу Свибловой вручили приз на фестивале документального кино об архитектуре, который прошел в Лозанне.

В 1988 году режиссер представила на суд зрителей документальную картину «Черный квадрат». Фильм рассказывает о русском андеграунде периода с 1953 по 1988 годы. За него Ольга Свиблова была награждена главным призом Чикагского фестиваля документального кино и первым призом Бомбейского фестиваля документалистики. Но самая почетная и престижная награда – «Золотая пластина». Это приз парижской критики Каннского фестиваля.

В 1991-ом и 1995-ом Ольга Свиблова презентовала еще две документальные ленты – «В поисках счастливого конца» и «Дина Верни». Эти картины тоже получили престижные российские и зарубежные награды. Во второй киноленте рассказывалось о жизни музы французского художника Аристида Майоля, участницы французского «Сопротивления», неоднократно спасенной своим покровителем. В память о художнике Дина к 1995 году открыла посвященный его творчеству музей.

На родине труд искусствоведа и режиссера оценили по достоинству: в 2001 году Свиблову наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Искусствовед и кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Начиная с 90-х годов Ольга Свиблова сотрудничает с французскими, британскими и исландскими музеями, регулярно становясь куратором выставок. Ольга вывозит в столицу Франции инсталляции российских художников и фотографов, среди которых Валерий Кошляков, Мария Серебрякова, Сергей Чиликов, Александр Родченко и другие. На Венецианском биеннале современного искусства Ольга представляла российский павильон. При участии Свибловой в 2016 году в музее Помпиду в Париже прошла выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Ольга Свиблова знаменита собственным стилем, который выработался у нее с годами. Ольга не изменяет многолетней привычке носить эффектные украшения в виде массивных колье и бус. Одно время искусствовед регулярно появлялась с жемчужным колье, основа которого была сделана из сетчатого материала. Позднее Ольга стала отдавать предпочтение бусам, сделанным из крупных прозрачных шаров, которые называла мыльными пузырями. Впервые Свиблова приобрела их в Венеции, в магазинчике сестер Марианны и Сюзанны Сент. Благодаря Ольге Свибловой коллекция вошла в моду и принесла авторам финансовый успех.

Кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Из одежды Ольга Львовна предпочитает модели коллекций японских и бельгийских модельеров. Любимый цвет предметов гардероба – черный. По словам Свибловой, вкус ей привила мама, которая водила ее еще девочкой на модные показы в ГУМ. А летом родители привозили вещи из Германии, на турпутевки в которую копили целый год. Благодаря маме Ольга научилась находить в комиссионных магазинах брендовые вещи. Любую депрессию она исцеляет походом в секонд-хенд, чтобы «лечение» не получилось разорительным. А еще Свиблова с детства не выбрасывает одежду, а переделывает ее, так как считает, что с нарядом покупает часть себя.

Личная жизнь

Впервые искусствовед пошла под венец в 18 лет. Но этот опыт оказался печальным. Приближающийся день бракосочетания вызывал в невесте не восторг и радость, а желание все отменить. Но белое платье было куплено, зал заказан, и отступать было некуда. То, что совершает ошибку, Ольга поняла в день бракосочетания. Поэтому сбежала сразу же после торжественного объявления пары мужем и женой. Развод последовал спустя 3 месяца.

Второй раз Ольга Свиблова вышла замуж через несколько лет. Ее мужем стал талантливый и творческий человек, поэт Алексей Парщиков. В 1983 году у пары появился сын Тимофей. Супруги прожили вместе 18 лет, но в результате расстались.

Ольга Свиблова с сыном

Личная жизнь Ольги Свибловой сложилась счастливо после встречи и знакомства с Оливье Мораном, французом по национальности, владельцем страховой компании, директором выставочного центра La Base в Париже и своим единомышленником. Супруга не стало в 2014 году. В третьем браке общих детей не было.

Сын Ольги Свибловой, Тимофей Парщиков, окончил операторский факультет ВГИКа и отучился на высших курсах режиссеров и сценаристов. Позднее стал знаменитым в Москве фотографом.

Ольга Свиблова сейчас

За многолетнее плодотворное сотрудничество Ольга Свиблова в 2017 году удостоилась титула Офицер Ордена Почетного легиона от французского правительства. Сейчас искусствовед продолжает совместную работу по проведению выставок в российских и европейских музеях, о чем свидетельствуют фото в «Инстаграме» Свибловой.

Ольга Свиблова

Интересные факты

Родители не могли уделять много времени дочери. Вырастила ее бабушка, мамина мама. Бабушка рассказывала маленькой Оле очень печальную историю про своих родителей, прадедушку и прабабушку. Их любимая сиамская кошка прогрызла сонную артерию деда, пока тот спал. Утром бабушка застала жуткую картину – из шеи мужа течет кровь, а кошка ее вылизывает.

Отец мамы — комбриг Косматов. Какое-то время он был за белых, затем перешел на сторону красных. У мужчины обнаружилась открытая форма туберкулеза, но климат Средней Азии помог ему прожить еще 12 лет.

Фишкой Ольги Свибловой можно считать любовь к массивным украшениям. Эффектные колье и бусы всегда на шее женщины. Особенно ей нравятся бусы из крупных, прозрачных горошин.

Ольга Львовна чаще носит одежду от японских и бельгийских модельеров. Предпочитает одежду в черном цвете. Сама Свиблова считает, что вкус привила мать. Она маленькую дочь водила на модные показы. Родители раз в год ездили в Германию и привозили гардероб на предстоящий год.

Знаменитая женщина не чурается магазинов типа секонд-хенд. Ольга умеет находить там брендовые вещи. Свиблова, смеясь, говорит, что любую депрессию можно вылечить походом по комиссионным магазинам. Затраты будут небольшие, а удовольствия хватит надолго.

Всю жизнь женщина старается старую одежду не выкидывать. Она ее переделывает и носит дальше.

Привлекательность Харизма Обаяние Целеустремленность Наверное, у них было не так много шансов не только полюбить друг друга, но даже просто познакомиться. Ольга Свиблова родилась и выросла в Москве, была воспитала в советской семье, получила образование психолога, но всерьёз увлекшись искусством и его изучением, стала искусствоведом. Оливье Моран, парижанин и владелец страховой компании, был влюблён в искусство и создал культурный центр «Ля Баз». Она категорически отказывалась уезжать из Москвы, а он с детства был влюблён в Париж.

Замужем за русской поэзией

Ольга Свиблова.Сегодня она – очень важная персона, искусствовед, режиссёр и создательница музея. Она открывает новые выставки, создаёт культурные пространства и считается одной из самых влиятельных личностей в мире искусства. А когда-то маленькая Ольга, родившаяся в семье преподавателя иностранного языка и инженера Курчатовского института, с трудом могла передвигаться после перенесённого заболевания. Но уже в то время она продемонстрировала свою волю к жизни: девочка стала упорно заниматься, укрепляя мышцы и суставы. Она умела мечтать и собиралась стать пастухом собак. Ольга Свиблова.После окончания математической школы Ольга поступила на биофак МГУ, но, проучившись три курса, решила всё же получить образование психолога. Как известно, в советское время студентов по осени часто отправляли «на картошку», помогать собирать урожай овощей в колхозы и совхозы. Именно во время одного из таких выездов девушке дали почитать стихи Алексея Парщикова. Она мгновенно влюбилась в творчество поэта, а познакомилась с ним Ольга в новогоднюю ночь. И влюбилась уже в самого талантливого автора. Алексея Парщиков.На предложение руки и сердца Ольга, не задумываясь, ответила согласием, будучи уверенной в том, что выходит замуж она за «русскую поэзию». И готова была на любые жертвы ради того, чтобы супруг её мог творить. Она стала основным добытчиком в семье, позволяя мужу спокойно писать стихи. Ольга работала сначала психологом в НИИ, а в сложные времена даже служила дворником, это была работа, которая давала ей и другим творческим людям свободу – самое дорогое в жизни – и время для творческого самовыражения. При этом она совсем не чувствовала себя жертвой обстоятельств, напротив, была очень счастлива. В течение семи лет она днем подметала улицы, а вечерами развлекала художников, поэтов и писателей в квартире, которую делила с мужем. Именно в это время, когда они устраивали спонтанные подпольные художественные выставки, у нее появился вкус к кураторству. В конце концов она переключилась на организацию мероприятий, а в 1987 году открыла свою первую официальную выставку молодых советских художников. Ольга Свиблова с сыном Тимофеем Парщиковым.Через десять лет после создания семьи на свет появился сын супругов Тимофей, но это не помешало Ольге Свибловой развиваться дальше, напротив, дало новый импульс, и вскоре она начала возить выставки за рубеж. Она росла и развивалась, но при этом всё больше отдалялась от мужа. Наступил момент, когда семьи, по сути уже не было. А Ольге так хотелось любить и быть любимой. С мужем она рассталась и решила молиться о своём личном счастье. Её молитва была услышана, правда, встреча с судьбой состоялась не в России, а в далёкой Франции. ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве >>

Однажды в Париже

Ольга Свиблова.Ольга Свиблова однажды в Париже попала в арт-центр «Ля Баз» и была настолько очарована атмосферой заведения, что захотела познакомиться с создателем этого удивительного пространства. Её друг, художник Николай Овчинников, с удовольствием организовал это знакомство. Тем более что дом владельца арт-центра Оливье Морана располагался здесь же, под стеклянной крышей галереи La Base. Ольга Свиблова.Ольга Свиблова, по её словам, мгновенно влюбилась в гостеприимного хозяина, который с ловкостью фокусника буквально из ничего приготовил замечательный ужин. Да и Оливье Моран не остался равнодушен к своей гостье. Казалось, они были знакомы всю жизнь, поэтому общение с первых минут было тёплым, а вскоре их взаимный интерес скрыть было уже невозможно. Оливье тут же предложил Ольге помочь ему создать центр французского современного искусства в Москве. Конечно, она согласилась, а спустя полгода он сделал ей уже совсем другое предложение, руки и сердца. Ольга Свиблова и Оливье Моран.И она снова согласилась, но в этот раз поставила условие: она ни за что не будет жить в Париже. Ей было 37 лет, она прекрасно ориентировалась в московских реалиях, не боялась ни рэкета, ни бандитов, хотя на дворе стоял 1991 год. Но в Париже она не знала ничего. В её жизни многое зависело от сиюминутных желаний и эмоций, а в Париже она с удивлением знакомилась с новыми правилами: приёмами пищи в определённое время, чинными семейными обедами по воскресеньям, отпуску, который нельзя отменить или перенести. Здесь был совсем другой ритм жизни, который казался её просто невозможно скучным. Но Оливье Моран даже не думал её к чему-то принуждать. Он понимал, что этим добьётся противоположного эффекта, и просто показывал свой Париж, знакомил со своим «искусством жизни». Ольга мыслила масштабно, Оливье видел красоту в деталях. Он каждое утро приносил ей цветы и замечал птичку на дереве в саду или муравьиную тропу в лесу. Он показывал Ольге всё то, от чего можно получать удовольствие: совместный завтрак становился прекрасным началось дня, а обед в тихом ресторанчике был лишним поводом сказать о любви. Ольга Свиблова и Оливье Моран.Он ограждал её от бытовых вопросов и окружал своим вниманием и заботой. Оливье сумел изменить её отношение к жизни в Париже, и они провели вместе в этом городе 23 счастливых года. Ради Ольги Оливье Моран принял православие, и супруги смогли обвенчаться. Она создавала Московский Мультимедиа Арт Музей, запускала выставки, организовывала фестивали искусств, а он поддерживал, помогал и делал всё для того, чтобы она могла творить. ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Букет в крови, сто ночей у порога, ров со львами: На что шли ради любви мужчины >>

Вечная боль

Ольга Свиблова и Оливье Моран.В 2013 году Оливье узнал о том, что болен. До этого он уже не раз жаловался на плохое самочувствие, но его французские врачи не смогли ничего найти. Он списывал своё состояние на возраст и отказывался менять доктора до тех пор, пока Ольга не поставила ему ультиматум: она не выйдет из здания аэропорта до тех пор, пока он не приедет, и они не возьмут билеты на самолёт в Москву. Она была уверена, что там ему смогут помочь. Диагноз ему действительно поставили, но онкологическое заболевание было уже в той стадии, когда сделать ничего нельзя. У них оставалось всего несколько месяцев, чтобы любить. Они провели их в больнице, и Ольга неотлучно была рядом с Оливье. После его ухода ей пришлось заново учиться жить. Ольга Свиблова.Она даже не знала, как платить за коммунальные услуги, оформлять страховку или вызывать сантехника. Всем этим занимался муж, он же как-то организовывал жизнь своих двоих детей от первого брака и сына Ольги Тимофея. После ухода Оливье все эти заботы легли на плечи Ольги Свибловой. И она научилась всё делать, потому что уверена: когда они встретятся в лучшем из миров, ничто не должно омрачить их встречу. Ольга Свиблова вот уже много лет является директором уникального в своём роде Мультимедиа Арт Музея в Москве, который был ею же и создан. В его коллекции находятся поистине уникальные работы, которые стремятся увидеть люди из разных стран.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Детство

Родители не ограничивали свободу дочери, помогая мыслить и выбирать. Училась Ольга в математической школе, но затем внезапно решила изучать биологию. Учеба в университете на выбранном факультете постепенно разочаровала студентку. Оставила обучение она после трех лет, перейдя в МГУ на психологический факультет. Затем были аспирантура, успешно защищенная диссертация.

Искусство вошло в жизнь Свибловой в конце восьмидесятых. В юности девушка встречала на улицах удивительных людей, заметно отличавшихся от общей массы. Решив понаблюдать за странными личностями, Ольга оказалась на выставке современного искусства. Атмосфера мероприятия настолько потрясала, что девушка перешла на регулярные визиты.

К середине восьмидесятых вопросами организации выставок Ольга Львовна занялась сама. Теперь она курирует свыше пятисот проектов. В их числе и фотография, и современная живопись.

КАК В ПАРИЖЕ И ЛУЧШЕ: КАК ОЛЬГА СВИБЛОВА СТАЛА ДИРЕКТОРОМ МАММ

Однако главным проектом, который изменил ход развития искусства в России, стал Московский дом фотографии. Свиблова основала музей в 1996 году. В России к этому моменту уже сложилась передовая школа фотографии во главе с А. Родченко, Б. Игнатовичем, А. Шайхетом, однако фотовыставки почти никто не устраивал. «Не было традиции — смотреть фотографию. Когда я занялась новым искусством и фотографией, это было мной осмыслено очень четко. Я понимала: искусству нужна публика. А этой публики не было вообще», — объясняет Ольга.

Читайте также:  Немного о жизни Евгения Попова и Ольги Скабеевой…

Свиблова обратилась к Правительству Москвы с идеей создать пространство по образу Европейского дома фотографии во Франции. «Я изучала опыт и дала себе слово, что когда-нибудь у нас все будет, как в Париже и лучше», — решила она.

Сейчас МАММ — крупнейший музей фотографии и мультимедийного искусства, который реализовал более 3000 выставок. Среди художников, чьи произведения представляли здесь, были Джефф Кунс, отец фоторепортажа Анри Картье-Брессон, концептуалист Илья Кабаков и многие другие. Среди знаменитых посетителей отметились Канье Уэст и Гоша Рубчинский, которые пришли посмотреть на работы Александра Родченко в 2021 году.

В музее проходят не только выставки, но и концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы. В мае работали детские творческие мастерские, можно было записаться на интенсивный курс по фотографии. 17 июня прошел хореографический перформанс «На дне нефтяной скважины», посвященный критической теории.

В МАММе также организуют экскурсии: общие и по отдельным выставкам. Здесь проходят фестивали «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках последнего сейчас стоит посмотреть работы Бориса Назаренко, Эмми Америки, Лорен Гринфилд и Юлии Майоровой.

С 2006 года при музее работает Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, где дети и взрослые могут пройти обучение по различным направлениям: от фотографии до ручной печати. Руководители разработали программы на основе опыта ведущих художественных школ мира, вдохновляясь отечественными школами авангарда. С февраля 2021 года обучение проходит также в онлайн-формате.

Ольга Свиблова всегда подчеркивает важность образовательной и вдохновляющей функции музея. Основная публика — молодежь до 35 лет. «Когда мы делаем выставки, мы ведём огромное количество социологических исследований. Учитываем, какие медиа являются ведущими для привлечения зрителей. Осваиваем разные способы коммуникации с ними. Каждый раз пытаемся сделать так, чтобы на одной площадке проекты сосуществовали и по сходству, и по контрасту. Чтобы было напряжение», — говорит Ольга описывает.

Несмотря на уклон в сторону современного искусства, МАММ не забывает и про прошлое. «История России в фотографиях» — важный проект музея, который действует с 1997 года. Цель — создание фотолетописи России: на сайте представлены фотографии из государственных музеев, архивов и частных собраний. Зарегистрированные пользователи могут также добавлять собственные фотографии или составить в личном кабинете свою фотовыставку, лучшие из которых сайт затем публикует.

Сейчас музей, как и его директор, бесстрашно движется вперед. Ольга с энтузиазмом готовится к реализации проектов на новом языке — цифровом, так как находить новые варианты общения с публикой — интересный вызов. «Сегодня это не просто перевод офлайн-проектов в онлайн, это совершенно специфические формы творческой деятельности»‎‎, — говорит она.

Искусство

Во второй половине девяностых появились новые цели. Одновременно с организацией выставок, Ольга Львовна возглавила столичный «Фотобиеннале».

Реализовалась Свиблова и в качестве режиссера. Начиная с восьмидесятых, она снимала документальные фильмы на тему искусства. С первой работы внимание на режиссуру обратили и зрители, и критики.

Лента «Черный квадрат» рассказывала про русский андеграунд с начала пятидесятых до 1988. В Чикаго работа удостоена главного приза, в Бомбее – первого места. Однако самой почетной наградой называет Ольга Львовна «Золотую пластину», полученную на Каннском фестивале.

Кино

С 1991 до 1995 знаменитость представила две новые ленты, также завоевавшие престижные премии на родине и за рубежом.

Начиная с девяностых Ольга Львовна сотрудничает музеями мира, постоянно выступая куратором. Во Францию вывозились инсталляции отечественных живописцев, фотомастеров. В Венеции, на биеннале современного искусства, Свибловой представлялся российский павильон. Не без участия знаменитости в 2021 состоялась выставка в музее Пампиду.

За все время Свиблова выработала уникальный стиль. Она предпочитает эффектные аксессуары, массивные украшения. Нередко ранее знаменитость демонстрировала жемчужное колье на сетчатой основе. Затем его сменили бусы, названные владелицей «мыльными пузырями». Благодаря Ольге Львовне такие украшения вошли в моду, принеся успех и славу их авторам-создателям.

Читайте также:  Алиса Вокс Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение СодержаниеБиографияМузыкаЛичная жизньАлиса Вокс сейчасИнтересные факты и слухи Благодаря каким обстоятельствам эта девочка-скр

В одежде знаменитость предпочитает лаконичный стиль модельеров Бельгии и Японии.

Личная жизнь

Депрессию, как признается знаменитость, отлично лечит поход в секонд-хенд, обеспечивающий экономное исцеление. В этом случае можно не переживать за траты солидных сумм.

Впервые устроить личную жизнь девушка попыталась в 18 лет. В день свадьбы неимоверно нервничающая и до этой даты невеста поняла, что ошиблась с выбором. Сразу же после церемонии она сбежала. Итогом поступка стал развод, последовавший спустя несколько месяцев.

Вторым избранником был поэт Алексей Парщиков. В 1983 на свет появился сын. Мальчика назвали Тимофеем. Однако родители его расстались, прожив вместе 18 лет. Счастливым стал союз с Оливье Мораном, главой парижского . Из жизни супруг ушел в 2014. В настоящее время знаменитость полностью сосредоточена на работе и творчестве.

Сын Ольги выбрал карьеру фотохудожника.

ОЛЬГА СВИБЛОВА: «МУЖ ПЕРЕСТРОИЛ И МЕНЯ, И МОЙ ВКУС НА ДРУГУЮ ВОЛНУ»

Ее кураторство в мире искусства началось со знакомства с будущим мужем, поэтом Алексеем Парщиковым, а мечта об открытии музея фотографии воплотилась в жизнь в браке с меценатом Оливье Мораном. В пятницу, 26 октября, в 23:10 гостьей Киры Прошутинской в программе «Жена. История любви» на канале «ТВ Центр» станет директор Мультимедиа Арт Музея, искусствовед и режиссер Ольга Свиблова.

Ольга Свиблова родилась в интеллигентной московской семье. Ее папа – инженер-конструктор, а мама – преподаватель немецкого языка, филолог. Они жили в коммуналке – в одной комнате, без ванны и с общей кухней. Любимым занятием девочки было собрать всех уличных собак во дворе и накормить. Она даже придумала «собачий» язык и решила, что будет «пастухом собак». Чтобы родители разрешили завести питомца, ей нужно было выполнить одно условие – поступить в музыкальную школу. Это было непросто, но оно того стоило – четвероного друга она получила-таки.

В детстве для нее вообще многое было непросто. Дело в том, что в 4-летнем возрасте Оля переболела тяжелой формой полиомиелита, который дал серьезные осложнения на кости и суставы – девочка передвигалась с огромным трудом. Фигурное катание, ежедневные занятия через боль, мамина настойчивость и собственное упорство помогли ей практически заново научиться ходить…

В математической школе, где училась Ольга, на 42 ученика было всего 6 девочек, которые, по понятным причинам, были окружены мужским вниманием.

– В нашем классе был мальчик Саша – спортсмен, который никаких знаков внимания мне никогда не выказывал. Однажды я прихожу из института домой и вижу его, мертвецки пьяного, спящим на кровати. Мама говорит: «Приходил Саша Новичков, просил у меня твоей руки, сказал, что «с вашей дочерью можно ходить в разведку». Для меня это самый большой комплимент. Я считаю, что надо жить так, чтобы с тобой можно было пойти в разведку.

…Как-то раз, во время студенческого выезда на картошку, Ольге показали тетрадку со стихами Алексея Парщикова. Прочитанное настолько потрясло девушку, что она моментально влюбилась в работы поэта.

Их местом знакомства стало общежитие МГУ, где собиралась творческая молодежь. Ольга и Алексей встретили вместе Новый год и больше уже не расставались. Свадьба состоялась, когда Свибловой было 19 лет, а свадебным подарком жениху от невесты стал собственноручно связанный шарф с монограммой «ММ», что значило «Мастеру от Маргариты». «Я вышла замуж за русскую поэзию, я понимала, что мне не будет скучно», – вспоминает героиня программы.

Ольга стала главным помощником мужа и очень много сделала, чтобы о нем узнали. Чтобы супруг мог спокойно писать стихи, она устроилась работать дворником, и это время она называет очень счастливым. Через десять лет брака у пары родился сын Тимофей.

– Долгое время я не хотела Алеше мешать, мне казалось, что поэту надо отдавать все внимание. Тут важно понимать, что такое андеграундная культура. В этой культуре во многом люди выживали потому, что у них были хорошие жены. Другие просто сломались. Через десять лет мы решили сознательно родить ребенка, при этом я знала, что мы не будем жить вместе. Но мне ни от кого другого ребенка не хотелось.

Почему спустя 18 лет брак распался? Чего Ольга боится больше всего в жизни? Почему Парщиков не смог смотреть документальный фильм Свибловой? Об этом гостья расскажет Кире Прошутинской.

Читайте также:  Виктория Пинхусовна Гольдберг, она же Виктория Брежнева: тайны, которые до сих пор скрывает биография жены советского генсека

Однажды Ольга загадала, чтобы ей послали любовь. И высшие силы услышали ее! Правда, случилось это в совершенно неожиданном месте. Как-то в Париже друг пригласил Свиблову зайти в арт-центр, созданный французским меценатом Оливье Мораном. Увиденное пространство очаровало гостью, она захотела познакомиться с человеком, который сделал это. Встреча оказалась настолько теплой, что Оливье предложил Ольге помочь ему создать центр французского современного искусства в Москве. Рабочие отношения быстро переросли в романтические – предложение руки и сердца Моран сделал спустя несколько месяцев после знакомства.

– С Парщиковым мы проговорили 18 лет, а с Оливье мы мало говорили, и в этой тишине была какая-то фантастическая внимательность, такая глубина видения, которой у меня никогда не было. Он перестроил и меня, и мой вкус на другую волну. Он меня очень любил – наверное, так, как не бывает. И я также любила.

Ради любимой Оливье принял православие, и вскоре они обвенчались. Супруги были счастливы в браке 23 года, до того момента, когда Морана не стало… Как Оливье ухаживал за Ольгой и при чем тут факс? Что является настоящим призванием женщины? Почему у гостьи были сложные отношения с мамой? Из-за чего она ненавидит баню? Что думают об Ольге ее друзья и коллеги Виктор Фогельсон, Игорь Буренков, Елена Лунгина?

Детство

Родители не ограничивали свободу дочери, помогая мыслить и выбирать. Училась Ольга в математической школе, но затем внезапно решила изучать биологию. Учеба в университете на выбранном факультете постепенно разочаровала студентку. Оставила обучение она после трех лет, перейдя в МГУ на психологический факультет. Затем были аспирантура, успешно защищенная диссертация.

Искусство вошло в жизнь Свибловой в конце восьмидесятых. В юности девушка встречала на улицах удивительных людей, заметно отличавшихся от общей массы. Решив понаблюдать за странными личностями, Ольга оказалась на выставке современного искусства. Атмосфера мероприятия настолько потрясала, что девушка перешла на регулярные визиты.

К середине восьмидесятых вопросами организации выставок Ольга Львовна занялась сама. Теперь она курирует свыше пятисот проектов. В их числе и фотография, и современная живопись.

Биография

Ольга Львовна Свиблова – заметная персона в кругах отечественной культурной элиты. Имя этой женщины регулярно вносят в топ-50 наиболее влиятельных людей в российском искусстве. А в 2011-ом она вошла в международный рейтинг издания «Le journal des Arts», попав в сотню самых авторитетных персон мирового искусства.

Читайте также:  Михаил Мишин: Догилева зря откровенничала с журналистами

Родилась Ольга Свиблова летом 1953 года в Москве в интеллигентной семье, где мама – филолог, преподаватель немецкого языка в университете, а папа – инженер в космической отрасли, работал в Курчатовском институте. При этом семья жила в коммуналке, где даже ванной не было. Зато в огромной квартире было много детей, а во дворе со старым сараем – собак, которых маленькая Оля обожала. Девочка даже заявила, что, когда вырастет, станет их пастухом.

image

  • 1984 г. — куратор однодневных художественных выставок молодёжного современного искусства в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту;
  • 1987 г. — куратор кино- и поэтических программ в рамках 17 молодёжной выставки на Кузнецком Мосту;
  • 1988 г. — куратор 1-го фестиваля русского авангардного искусства в Финляндии и выставки «Три поколения семьи Родченко», Иматра, Финляндия[8];
  • 1988 г. — «Игорь Ганиковский», галерея Julia Tokaer, Париж; «Евгений Дыбский», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Игорь Ганиковский», галерея «Пелин», Хельсинки; приглашенный профессор Королевской академии, Амстердам;
  • 1989 г. — выставка исландских художников, Музей декоративно-прикладного искусства, Москва; выставка российских художников на Международном фестивале современного искусства в Глазго; «Ирина Затуловская», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Захар Шерман», галерея «Пелин», Хельсинки; «Сергей Шутов», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки;
  • 1990 г. — выставка русских художников в Национальной галерее Исландии, Рейкьявик; выставка украинских художников, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; выставка грузинских абстракционистов, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Франциско Инфанте», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Искусство как деньги, деньги как искусство», Всемирный экономический форум, Давос, Швейцария;
  • 1991 г. — куратор корпоративной коллекции РИНАКО; «Common Land» / «Общая земля», совместный англо-российский проект в шести музеях Великобритании: Peterborough Museum, Art Gallery; Aberdeen Art Gallery; Grundy Art Gallery; Wakefield Museum and Art Gallery; York City Art Gallery; Salford Museum and Art Gallery; Usher Gallery; создание и общее художественное руководство творческими мастерскими в Трёхпрудном переулке, старт программы «Искусство как удовольствие, удовольствие как искусство»: программа существовала в течение двух лет, и каждый четверг открывалась новая выставка; «Искусство как власть, власть как искусство», выставка современных российских художников, ЦДХ, Москва; «Дональд Джадд», Выставочный зал Фонда Культуры, Москва;
  • 1992 г. — выставка современного русского искусства, Caisse des Depots et Consignations, Париж; «Валерий Кошляков», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1993 г. — выставка корпоративных коллекций международного современного искусства Caisse des Depots et Consignations, ЦДХ, Москва; «Франциско Инфанте», Центр современного искусства La Base, Париж; «Анатолий Журавлев», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1994 г. — «Мария Серебрякова», Центр современного искусства La Base, Париж; «Олег Васильев», Центр современного искусства La Base, Париж; групповая выставка современного русского искусства, Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1995 г. — «Игорь Шелковский», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1996 г. — «Исламский проект» группы AES+F, галерея La Base, Париж; групповая выставка современных российских фотографов, Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1997 г. — «Фотографии Александра Гринберга 1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Юрия Еремина 1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Александр Викторов», галерея «Черный квадрат», Париж; арт-директор и куратор фестиваля «Москва глазами русских и зарубежных фотографов», 72 выставки, Москва;
  • 1998 г. — «Фотографии Макса Пенсона 1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Михаила Дмитриева конца XIX — начала XX века», галерея «Черный квадрат», Париж; «Игорь Мухин», галерея «Черный квадрат», Париж; «Ольга Чернышева», галерея «Черный квадрат», Париж; «История Москвы в фотографиях», Musée Carnavalet — Musée de l’Histoire de Paris, Париж; «Советская фотография — зеркало своего времени», выставочный зал Pavilion des Arts, Париж;
  • 2000 г. — «Советская фотография — зеркало своего времени. 1917—1991 гг.», художественный музей Хельсинки
  • 2002 г. — «Фотопровокации» Сергея Чиликова, фестиваль «Международные фотографические встречи в Арле»; «Макс Пенсон. Ретроспектива», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочный зал Исторической Библиотеки, Париж; «Новый стиль в русской фотографии», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочные залы Национального Архива, Париж; «От пикториализма и модернизма — к соцреализму. Советская фотография 1920—1930-х гг.», Музей истории, Вена;
  • 2003 г. — «Новое начало / Современное искусство из Москвы», Кунстхалле, Дюссельдорф; «Сергей Чиликов», «Международный месяц фотографии», Рим «Русская фотография. Ретроспектива», Арт-музей, Рейкьявик; «Современная российская фотография. 1991—2003 гг.», Франкфурт-на-Майне;
  • 2004 г. — «Советская фотография 1920—1930-х гг.», Фотомузей Винтертура, Винтертур;
  • 2005 г. — «Тихое сопротивление. Русский пикториализм. 1900—1930-е», Fondazione Scientifica Querini Stampalia Onlus, Венеция; «Александр Родченко. Московские открытки» в рамках «Европейского месяца фотографии», Еврейский музей, Вена; «Дмитрий Бальтерманц. Ретроспектива», Европейский Дом фотографии, Париж; «Street, Art and Fashion» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Фотомузей Антверпена, Антверпен; «Русский взгляд на Европу» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Брюссель; Фотографический раздел выставки «Авангард. До и после» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Дворец изящных искусств, Брюссель; «Вторжение» в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, Москва;
  • 2006 г. — «Визуальное оружие. Советский фотомонтаж 1917—1953», Пассаж де Ретц, Париж;
  • 2007 г. — «Макс Пенсон. Ретроспектива» в рамках фестиваля «ACT 2006. Новое русское искусство в Лондоне», The Gilbert Collection, Somerset House, Лондон; «Рай безгорестный…» группы AES+F, Пассаж де Ретц, Париж; «Александр Родченко. Революционный взгляд», Musee d’art moderne de la ville de Paris, Париж; Российский павильон 52-й Венецианской биеннале современного искусства (художники — Юлия Мильнер, Александр Пономарев, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, группа «AES+F»), Венеция;
  • 2008 г. — «Рай безгорестный…» группы AES+F, MACRO, Рим; «Виза в Россию: земля и душа» Марка Виноградова, Пассаж де Ретц, Париж; «Александр Родченко», Hayward Gallery, Лондон; «Александр Родченко», Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900—1930-х», в рамках российско-латвийских сезонов, Музей декоративно-прикладного искусства Латвии, Рига; «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900—1930-х», Музей современного искусства, Стамбул; «Фотомонтаж в СССР. 1920—1950-е гг.», Фотомузей на Канарских островах, Тенерифе;
  • 2009 г. — куратор Российского павильона 53-й Венецианской биеннале современного искусства (художники: Павел Пепперштейн, Ирина Корина, Сергей Шеховцов, Георгий Острецов, Анатолий Журавлев, Алексей Каллима, Андрей Молодкин), Венеция[10].

Личная жизнь

Депрессию, как признается знаменитость, отлично лечит поход в секонд-хенд, обеспечивающий экономное исцеление. В этом случае можно не переживать за траты солидных сумм.

Впервые устроить личную жизнь девушка попыталась в 18 лет. В день свадьбы неимоверно нервничающая и до этой даты невеста поняла, что ошиблась с выбором. Сразу же после церемонии она сбежала. Итогом поступка стал развод, последовавший спустя несколько месяцев.

Вторым избранником был поэт Алексей Парщиков. В 1983 на свет появился сын. Мальчика назвали Тимофеем. Однако родители его расстались, прожив вместе 18 лет. Счастливым стал союз с Оливье Мораном, главой парижского . Из жизни супруг ушел в 2014. В настоящее время знаменитость полностью сосредоточена на работе и творчестве.

Сын Ольги выбрал карьеру фотохудожника.

Карьера

Биография Ольги Свибловой начиная с конца 1980-х связана с искусством. История прихода в мир прекрасного довольно проста и одновременно символична. В юности девушка увидела на столичной улице странных людей, которые отличались от общей серой массы. У них были длинные волосы и бороды. Одежда тоже выделяла их из толпы. Заинтересовавшись этими субъектами, девушка отправилась за ними, соблюдая дистанцию. Так Ольга впервые попала на выставку современного искусства. Атмосфера и гости мероприятия так ей понравились, что Свиблова начала регулярно посещать подобные собрания.

image Искусствовед Ольга Свиблова

В середине 1980-х Ольга Львовна и сама взялась за организацию художественных выставок. На сегодня она куратор более 500 проектов, среди которых и современное художественное искусство, и фотография.

В 1996 году Свиблова основала Московский дом фотографии, который сегодня носит название «Мультимедиа Арт Музей». А еще она основала ассоциацию «Искусство конца века» и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

image Ольга Свиблова

Искусство фотографии Ольга Львовна выделяет особенно. В стенах возглавляемого ею «Мультимедиа Арт Музея» не так давно состоялась выставка любительских фотографий конца 1980-х. Непрофессиональные снимки, которые принесли люди, оказались необычайно занимательными в плане отображения духа прошедшего времени, той атмосферы и лет, когда стремительно менялась эпоха. Интерес к выставке оказался так высок, что ее признали одной из самых успешных на «Фотобиеннале».

Вторая половина 1990-х принесла Свибловой ряд новых творческих задач. Наряду с организацией экспозиций, Ольга стала художественным директором Московского «Фотобиеннале», конкурса «Серебряная камера» и фестиваля «Мода и стиль в фотографии».

А еще Ольга Львовна Свиблова известна как режиссер-кинематографист. На ее счету несколько работ, которые принесли ей известность далеко за границами России. Дебютный фильм Свибловой – лента «Архитектор Мельников». Спустя год, в 1987-ом, вышла картина под названием «Кривоарбатский переулок, 12». За эту работу Свибловой вручили приз на фестивале документального кино об архитектуре, который прошел в Лозанне.

В 1988 году режиссер представила на суд зрителей документальную картину «Черный квадрат». Фильм рассказывает о русском андеграунде периода с 1953 по 1988 годы. За него Ольга Свиблова была награждена главным призом Чикагского фестиваля документального кино и первым призом Бомбейского фестиваля документалистики. Но самая почетная и престижная награда – «Золотая пластина». Это приз парижской критики Каннского фестиваля.

В 1991-ом и 1995-ом Ольга Свиблова презентовала еще две документальные ленты – «В поисках счастливого конца» и «Дина Верни». Эти картины тоже получили престижные российские и зарубежные награды. Во второй киноленте рассказывалось о жизни музы французского художника Аристида Майоля, участницы французского «Сопротивления», неоднократно спасенной своим покровителем. В память о художнике Дина к 1995 году открыла посвященный его творчеству музей.

На родине труд искусствоведа и режиссера оценили по достоинству: в 2001 году Свиблову наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

image Искусствовед и кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Начиная с 90-х годов Ольга Свиблова сотрудничает с французскими, британскими и исландскими музеями, регулярно становясь куратором выставок. Ольга вывозит в столицу Франции инсталляции российских художников и фотографов, среди которых Валерий Кошляков, Мария Серебрякова, Сергей Чиликов, Александр Родченко и другие. На Венецианском биеннале современного искусства Ольга представляла российский павильон. При участии Свибловой в 2021 году в музее Помпиду в Париже прошла выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Ольга Свиблова знаменита собственным стилем, который выработался у нее с годами. Ольга не изменяет многолетней привычке носить эффектные украшения в виде массивных колье и бус. Одно время искусствовед регулярно появлялась с жемчужным колье, основа которого была сделана из сетчатого материала. Позднее Ольга стала отдавать предпочтение бусам, сделанным из крупных прозрачных шаров, которые называла мыльными пузырями. Впервые Свиблова приобрела их в Венеции, в магазинчике сестер Марианны и Сюзанны Сент. Благодаря Ольге Свибловой коллекция вошла в моду и принесла авторам финансовый успех.

image Кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Из одежды Ольга Львовна предпочитает модели коллекций японских и бельгийских модельеров. Любимый цвет предметов гардероба – черный. По словам Свибловой, вкус ей привила мама, которая водила ее еще девочкой на модные показы в ГУМ. А летом родители привозили вещи из Германии, на турпутевки в которую копили целый год. Благодаря маме Ольга научилась находить в комиссионных магазинах брендовые вещи. Любую депрессию она исцеляет походом в секонд-хенд, чтобы «лечение» не получилось разорительным. А еще Свиблова с детства не выбрасывает одежду, а переделывает ее, так как считает, что с нарядом покупает часть себя.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий