Олег Борисов: Творчество, успех, яркие роли и личная жизнь талантливого актера

Биография

Народный артист Советского Союза, лауреат многочисленных премий, актер-эпоха, актер со сложным характером – таким запомнился Олег Борисов коллегам и поклонникам. Он родился 8 ноября 1929 года в Приволжске Ивановской области. Казалось, судьба играет с ним с рождения. Сначала в роддоме перепутали детей и отдали родителям Борисова вместо мальчика девочку. Дома это обнаружилось: матери Олега стоило нервов, чтобы исправить эту путаницу.

image
Актер Олег Борисов

Да и не Олег он вовсе, а Альберт. Столь редкое имя для советского человека Борисов получил в честь бельгийского принца, визит которого в Москву произвел сильное впечатление на его мать. Родственники и друзья семьи с детства называли его Аликом, а уже в институте Алик стал Олегом, хотя по паспорту так и остался Альбертом.

Семья Борисова не была связана с искусством, отец руководил сельскохозяйственным техникумом, мать работала агрономом. А вот Борисов еще в подростковом возрасте решил, что будет актером. Любовь к театру ему привила мать, которая брала сына с собой в самодеятельный кружок.

image
Олег Борисов в молодости

Постепенно он начал выходить на сцену и влюбился в это ремесло. Примеру Олега последовал и его младший брат Лев Борисов, которому в дальнейшем тоже удалось стать известным и всемирно любимым актёром.

Олег Борисов взрослел в сложные военные и послевоенные годы, рано начал работать на тракторе, чтобы хоть как-то помочь семье. В 1947 году отправился поступать в Школу-студию МХАТ и неожиданно легко сдал вступительные экзамены и стал студентом. В 1951 году он так же легко окончил театральный вуз.

Театр

Сразу после окончания института Олег Борисов пришел работать в Киевский драматический театр им. Леси Украинки и оставался верен ему целых 12 лет. В первый год он был задействован в трех постановках – «Хождение по мукам», «Учитель танцев» и «Враги». В следующие годы с участием Борисова выходило по 2-3 новых спектакля, но роли он получал, в основном, второго плана.

Олег Борисов в спектакле «Дети солнца»

Проблемы в театре у него начались после выхода на экраны комедии «За двумя зайцами», в которой Борисов сыграл главную мужскую роль: это было в 1961 году. Коллеги завидовали, руководство постоянно придиралось по мелочам. В 1963 году его уволили по формальному поводу: якобы он подвёл театр, без разрешения уехав в Польшу в составе творческой делегации (на самом деле, актёр выполнял распоряжение Министерства культуры).

Олег Борисов в спектакле «Кроткая»

В том же году Олег Борисов начал работать в Пушкинском театре в Москве, но ушел меньше чем через год в ЛБТ, куда его пригласил тогдашний руководитель театра Георгий Товстоногов. Товстоногову удалось рассмотреть глубину таланта Борисова и раскрыть его. В ЛБТ актер работал почти двадцать лет и сыграл во многих культовых спектаклях, среди которых «Идиот», «Тихий Дон», «Мещане» и другие постановки. Здесь у Олега Борисова сформировался собственный стиль.

Олег Борисов и Ия Саввина в спектакле «Серебряная свадьба»

В 1983 году Олег Ефремов предложил актеру перейти во МХАТ и пообещал много ярких ролей – Борисов согласился. В этом театре он работал до 1990 года и выходил на сцену даже тогда, когда был неизлечимо болен. Апофеозом его творчества стал спектакль «Кроткая», в котором, по мнению критиков и зрителей, он сыграл «на разрыв аорты». В 1991 году актер организовал собственный театр «Антреприза Олега Борисова». Последние годы жизни он посвятил ему.

Фильмы

Его кинодебют состоялся в 1955 году в картине «Мать», где он сыграл небольшую роль рабочего-подпольщика. Роль, прославившую его, Борисов получил в 1961 году – он блистательно сыграл Голохвастова в культовой комедии «За двумя зайцами».

Олег Борисов в фильме «За двумя зайцами»

Комедийные роли ему предлагали и после, например, в фильме «Женитьба», но заложником одного образа он не стал и сумел реализовать себя как талантливый драматический актер. Яркой работой была роль Владимира Венгерова в фильме «Рабочий поселок».

Борисов часто получал роли второго плана, однако умудрялся их сделать центральными. Так было в фильме «Балтийское небо», в котором он сыграл летчика Татаренко, и в картине «Дайте жалобную книгу», в которой он предстал в образе Никиты.

Олег Борисов в фильме «Дайте жалобную книгу»

Ему лучше всего удавались фильмы, в которых его героями были простые люди, как в фильмах «Остановите поезд», «Парад планет» и других. Отрицательные персонажи у Борисова получались ничуть не хуже – наглядное тому подтверждение его роли в картинах «Проверка на дорогах», «Рафферти», «Крах инженера Гарина».

Актёр со скандалом отказался от съёмок в роли своего любимого автора Ф. М. Достоевского в ленте «26 дней из жизни Достоевского». Его возмутила трактовка режиссера А. Г. Зархи: так и не найдя компромисса в отношении образа русского писателя, он покинул площадку в самый разгар съёмочного процесса.

Последняя роль Олега Борисова в фильме «Мне скучно, бес»

В результате Олег Борисов был отлучен от кинематографа на два года. В этот период ему также запретили сниматься в трагикомедийном фильме «Родня» Никиты Михалкова.

В фильмографии актера – не один десяток разноплановых ролей. Его последней работой стала картина «Мне скучно, бес», в которой он сыграл Бога и Мефистофеля. Фильм вышел в прокат в 1993 году.

Радио

Олег Борисов работал на радио с 1975 по 1990 годы. Он читал литературные произведения и участвовал в радиоспектаклях.

Олег Борисов исполняет песню «Быстро молодость проходит…»

Стихи Николая Рубцова, «Палата № 6» Антона Чехова, «Педагогическая поэма» Макаренко и даже «История государства Российского» Карамзина в его исполнении звучали проникновенно и ново, собирая у радиоприемников десятки тысяч слушателей.

Личная жизнь

Олег Борисов был максималистом не только в профессии, но и в жизни. Больше 40 лет он прожил с единственной женщиной, своей супругой Аллой Латынской.

Олег Борисов и его жена Алла Латынская

Они познакомились, когда Борисов начал работать в театре им. Леси Украинки в Киеве. Он добивался красивой журналистки Аллы три года, пока в 1954 году она не согласилась стать его женой. С того времени день их свадьбы был главным праздником – они отмечали его каждый год в кругу близких людей.

В 1956 году у Олега и Аллы Борисовых родился сын Юрий. Он не стал актером, как отец, но тоже связал жизнь с кинематографом. Фильм «Мне страшно, бес» снимал Юрий Борисов. К сожалению, Юрия уже нет в живых.

Он умер в 2007 году от инфаркта, но за несколько лет до смерти успел опубликовать дневник отца. Дневник, который Олег Борисов вел почти 20 лет. Выход книги был приурочен к 70 годовщине со дня рождения Олега Борисова.

Супруга актера вспоминает его как скромного человека, неприхотливого в быту. Он ел, чем кормили, носил удобные свитера и джинсы, галстук надевал только на торжественные мероприятия, обожал животных.

Смерть

Последние несколько лет Олег Борисов с женой жил на подмосковной даче в Ильинке. Он работал в театре и снимался в кино, хотя у него были проблемы со здоровьем. Врачи диагностировали у актера хронический лимфолейкоз еще в 80-х. Эта болезнь и стала причиной смерти.

Его сын вспоминал, как отца забрали в реанимацию Института переливания крови. Он был в сознании, но родных к нему не пускали. Ушел из жизни актер быстро, случилось это 28 апреля 1994 года, в Чистый Четверг.

Могила Олега Борисова и его сына Юрия

Хоронили его на Пасху – так решил священник, который крестил Олега Борисова в зрелом возрасте и венчал его с женой за несколько лет до смерти. Актёр покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с его могилой похоронен сын Юрий. Последняя запись, которую он сделал в дневнике, гласит:

«Кешка, наверное, не дождется хозяина».

Пес Кешка пережил своего хозяина на месяц – в июне его не стало.

Фильмография

  • 1961 – «За двумя зайцами»
  • 1963 – «Стёжки-дорожки»
  • 1963 – «Укротители велосипедов»
  • 1965 – «Дайте жалобную книгу»
  • 1973 – «Крах инженера Гарина»
  • 1977 – «Женитьба»
  • 1981 – «Россия молодая»
  • 1984 – «Парад планет»
  • 1986 – «Прорыв»
  • 1987 – «Садовник»
  • 1988 – «Слуга»
  • 1988 – «Отцы»
  • 1992 – «Луна-парк»
  • 1992 – «Гроза над Русью»
  • 1993 – «Мне скучно, бес»

Полное имя: Олег Иванович Борисов Дата рождения: 8 ноября 1929 года Возраст: 64 года Дата смерти: 28 апреля 1994 г Национальность: Россиянин Образование: Школа-студия МХАТ Деятельность: Актер театра и кино Знак зодиака: Скорпион Семейное положение: Был женат Дети: Юрий Борисов

Олег Борисов – биография

Олега Борисова справедливо считали человеком с тяжелым характером. Великолепный, разноплановый актер, своим он не был нигде – в каком бы театре ни служил, в каком бы фильме ни снимался. Когда много лет назад бельгийский принц Альберт посетил Москву, он своим благородным видом так впечатлил простую деревенскую женщину Надежду Борисову, что своего первенца она назвала в честь венценосной особы. В селе Карабиха Ярославской области мальчику с таким именем расти было нелегко. Впрочем, все домашние называли его Аликом. Известным Олег Борисов стал после фильма “За двумя зайцами”

Детство и юность, семья

Олег Борисов родился в Приволжске 8 ноября 1929 года Его детство нельзя назвать обычным. Семья будущего актера к творчеству отношения не имела. Отец Алика возглавлял седьхозтехникум, мама, Надежда Андреевна была агроном по профессии, буквально бредила театром. Записавшись в кружок местной самодеятельности, она была горда тем, что ей доверили главную роль – Катерину в «Грозе» Островского. Но оставлять Алика и его младшего брата Левушку было не с кем, поэтому женщина брала их с собой. Пройдут годы – и оба станут известными актерами. А пока…

Олег с отцом в детстве

Дворовое воспитание босоного мальчугана сделало его хулиганом и двоечником. «Учитель математики глядел на меня и плакал», – вспоминал Борисов. Из школы его не отчисляли только потому, что он был футболистом школьной команды и звездой театральной сцены. В свободное от уроков время Алик (Олег) вместе со своей уличной «бандой» играл в раскулачивание -однажды так увлеклись, что стащили у соседа самогонный аппарат.

Олег Борисов в молодости

С началом войны 12-летний Борисов оставил учебу и начал работать трактористом. Вместе с матерью и братом их эвакуировали в Казахстан, а отец отправился на фронт в должности начальника санитарного поезда. После войны семья вернулась в столицу. Олег Борисов окончил школу, стал думать о поступлении в вуз. Склонялся к Институту востоковедения, поскольку увлекался модным хобби – японистикой. Но однажды на скамейке в парке он нашел книгу «Беседы Станиславского». Так увлекся, что прочел ее от корки до корки, а затем стал отрабатывать актерские приемы на своих близких. В итоге Альберт Борисов подал документы в Школу-студию МХАТ, куда был принят сразу же. Тогда он и изменил имя: однокурсники предпочитали называть его Олегом.

Театр

Дисциплина, установленная на курсе строгим режиссером Герасимовым, тяготила бывшего хулигана, но он поставил себе цель: оказаться в числе самых талантливых выпускников, которых после учебы брали в МХАТ. И Борисов был приглашен, но по какой-то неведомой причине его в самый последний момент заменили на другого выпускника. Обиженный и уязвленный, Олег отправился служить в Киевский драматический театр имени Леси Украинки. Никаких особых условий начинающему актеру не предоставили: ночевал он в гримерке при театре, а играл второстепенных персонажей, в том числе комедийных. «И это хорошо: актер должен быть готов, должен уметь сыграть все, что предложит режиссер», – писал в своем дневнике Олег. Юношеских амбиций и спеси в нем явно поубавилось.

Фильмы

В кинематограф Олег Борисов пришел по острой необходимости. Ему срочно требовались деньги – содержать только что созданную семью театральная зарплата не позволяла. Как и многие его сокурсники, Борисов считал участие в массовке легким и быстрым заработком. В 1955 году он впервые снялся в эпизоде – в фильме «Мать», сыграв рабочего-подпольщика. Долгое время актер рассматривал игру перед камерой исключительно как способ заработка, считая, что настоящее искусство живет лишь на театральной сцене. Но в 1958-м студент ВГИКа и начинающий режиссер Андрей Тарковский попросил Борисова сыграть в его дипломной работе – просто так, без гонорара. Олег согласился и позже признавался, что работа с Тарковским произвела на него сильнейшее впечатление. Позже режиссер уже официально пригласил его в свою картину «Иваново детство», но Борисова не отпустили из театра – пришлось отказаться. В 1960 году Олег получил свою первую главную роль – авантюриста Голохвастова в комедии «За двумя зайцами». На съемочной площадке было неспокойно,. часто случались скандалы -причем с подачи Борисова, который отстаивал свое право на изменение роли. Многие коллеги и критики отмечали: главной чертой характера актера была конфликтность.

Борисов в фильме “За двумя зайцами

Режиссеру Иванову, конечно же, это категорически не нравилось. Сам актер считал так: «Думаю, что моя миссия выполняется лишь на сотую долю того, что могу. А есть ли вообще какая-нибудь моя миссия? Если есть, то почему столько кочек, кто написал там такой неудачный, сумбурный сценарий? Почему концы с концами не сходятся?..» Между тем имя Олега Борисова стало появляться на киноафишах, его узнавали на улицах – первый признак народной любви. После выхода фильма Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1964), где актер сыграл журналиста Юрия Никитина, его популярность стала просто огромной. А заглавная роль «классического» злодея в телефильме «Крах инженера Гарина» (1973) окончательно закрепила успех у зрителя. Одно дело – рабочие конфликты, без которых сложно представить съемочный процесс. Но в случае с Олегом Борисовым доходило и до серьезных столкновений. Так, его пригласили на главную роль в кинокартину «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Олег Иванович согласился, но во время работы не поладил с режиссером Александром Зархи из-за трактовки образа писателя. Актер вспылил и ушел, что обернулось немалыми финансовыми потерями. Руководство «Мосфильма» внесло его имя в черный список и запретило приглашать в проекты киностудии. И все же Вадим Абдрашитов тайно нарушил этот запрет и пригласил Борисова на пробы в свой фильм «Остановился поезд» (1982). Снимать пришлось в темном коридоре, но пробы оказались настолько удачными, что режиссеру даже удалось выбить разрешение – в итоге Борисов блестяще сыграл следователя Ермакова. Многие именитые режиссеры позволяли Борисову вольности на съемках и уважали его за то, что он привносит в образ больше, чем написано в сценарии. «Он был одним из тех немногих, уникальных актеров, кто не клянчил реплики. Он только приветствовал сокращения, предпочитал пластическое решение разговорам. Он был настолько выразителен, что очень многое мог сыграть и без слов», – говорил сценарист Александр Миндадзе. Лента «За двумя зайцами» принесла Борисову не только славу, но и множество неприятностей. Из-за съемок его уволили из театра. Выяснилось, что кто-то из чиновников забыл позвонить руководству и «отпросить» Олега на съемки, в итоге все решили, что он уехал самовольно. В труппе у актера было много завистников и врагов – они даже написали коллективное письмо в газету «Советская культура» о том, что актер Олег Борисов стал страдать звездной болезнью. Директор театра издал приказ об увольнении зазнавшегося артиста. Стали разбираться, дошло до Министерства культуры. В качестве компенсации актеру предоставили длительный оплачиваемый отпуск, который он решил использовать, чтобы попробовать свои силы в режиссуре. Совместно с Артуром Войтецким он снял фильм «Стежки-дорожки» (1963), однако успеха картина не имела. После отпуска в киевский театр Борисов так и не вернулся: не простил предательства. Вместе с семьей переехал в Ленинград и устроился в БДТ, а годы спустя перебрался в Москву и служил в МХАТе. После развала театра актер остался с Олегом Ефремовым, а в 1991 году вместе с сыном создал свою «Антрепризу Олега Борисова». Всю свою жизнь Олег Иванович много трудился: съемки в кино совмещал с работой в театре, подрабатывал на озвучивании иностранных фильмов, записывал вокал к кинокартинам, участвовал в радиопостановках. Он никогда не ныл, не жаловался, хотя был серьезно болен. В 1981 году для съемок фильма «Остановился поезд» творческая группа отправилась в длительную экспедицию в Серпухов. Режиссер Вадим Абдрашитов вспоминал: «На летучке Борисов сказал, что ему нужно в Ленинград с 23 по 25 июня. Потом отпросился в те же числа июля, затем августа, и я спросил, с чем связана такая регулярность. Совершенно спокойно он ответил, что ездит на переливание крови. Для нас это было как гром среди ясного неба». Олег Борисов страдал лимфолейкозом, который у него обнаружили еще в конце 1970-х. Обычно люди с таким диагнозом сгорают быстро, буквально за несколько месяцев. Олег Иванович не только продержался 16 лет, но умудрялся при этом активно работать. «Абсолютно доброжелательно, без капризов, он тянул все тяготы тяжелой работы в экспедиции… И потому для меня он, кроме прочего, являл пример настоящего мужчины», – говорил Абдрашитов. Последние два года жизни стали для Борисова невыносимо тяжелыми. Если раньше он держался стойко и старался, чтобы близкие лишний раз не думали о его диагнозе, то теперь его нельзя было оставлять одного. Болезнь прогрессировала очень быстро, 64-летний артист оказался прикованным к больничной койке. Супруга и сын всегда были рядом и радовались, когда Олег Иванович принимался активно обсуждать свои роли, строить планы на будущее. Они верили: столько раз выкарабкивался – и сейчас сможет! Борисов как раз начал репетировать образ императора Павла I в спектакле Леонида Хейфеца. Режиссер терпеливо ждал возвращения актера, а когда стало понятно, что из больницы тот уже не выйдет, отдал роль Валерию Золотухину. Борисов воспринял это как очередное предательство. Хейфец собирался лично приехать в больницу к Олегу Ивановичу и извиниться, но не успел…

Личная жизнь

Однажды после очередного спектакля Олег заметил у коллеги на гримерном столике фотографию симпатичной девушки. Попросил разрешения взглянуть поближе. С черно-белого снимка на него смотрела настоящая красотка: глаза большие, выразительные, с искоркой. Интересно, а какой у нее нрав? Наверняка, она артистка, капризная и надменная, избалованная вниманием поклонников… Девушка с фото оказалась не известной актрисой, а дочерью бывшего директора театра. Звали ее Алла Латынская, она училась на журналиста. Борисов хотел было попросить, чтобы его познакомили с красавицей, но отчего-то постеснялся. Выбежал в смятении из театра и… в дверях столкнулся с самой Латынской! Казалось, таких совпадений не бывает. Обескураженный Олег улыбнулся девушке, сказал, что очень спешит, и предложил встретиться на следующий день. …Борисов стоял у большого каштана на выходе из университета и гадал: придет – не придет? Он надел свое парадное пальто (впрочем, оно было единственным) из черного драпа и казался себе неотразимым. От волнения кавалер закуривал уже пятую сигарету, когда увидел идущую ему навстречу знакомую фигурку. Пришла…

Олег Борисов с женой Аллой, сыном Юрой

Три года Олег ухаживал за Аллой, а потом повез в Москву знакомить со своими родителями. Будущей свекрови девушка понравилась, и в 1954 году молодые сыграли свадьбу. Позже Алла признавалась, что это был самый радостный день в ее жизни: она уже начала сомневаться, а наступит ли он?.. Два года спустя у супругов родился сын Юрий, позже ставший сценаристом и режиссером. Алла работала редактором на киностудии «Ленфильм», а когда семья перебралась в Москву, по просьбе мужа посвятила себя дому. Семейная жизнь оказалась спокойной и счастливой. «Когда-то в Киеве, сам того не ведая, я приобрел золото. Наверное, и ездил в Киев на долгие 13 лет затем, чтобы найти этот клад!» – писал в своем дневнике Олег Борисов. Супруги прожили вместе 40 лет. На 37-м году брака они обвенчались. Алла удивлялась, насколько скромным в быту оставался Олег, даже когда к нему пришла всесоюзная известность. Он предпочитал простые свитеры, куртки, джинсы. Ей с трудом удавалось уговорить его надеть костюм и галстук. «Ну, я же не Актер Актерыч!» – сопротивлялся Борисов, однако отказать любимой не мог. Свой первый смокинг он купил, когда пришлось ездить с концертами по стране. «Лучше было не сниматься в сорока сереньких фильмах, оставить после себя три-пять: «Проверку на дорогах», «Рабочий поселок», «Остановился поезд», -писал актер в дневнике. Бытовой стороне жизни Олег Борисов не придавал большого значения. Может, зря старалась Аллочка порадовать мужа своей стряпней? Он был абсолютно всеяден и уплетал содержимое поставленной перед ним тарелки с одинаковым удовольствием. А на праздничных посиделках предпочитал разговаривать с гостями, а не закусывать. «Мои настоящие друзья – это моя семья, мы всегда втроем, всегда вместе. В самые трудные минуты я выстоял и выжил благодаря семье», – признавался Олег Иванович.

Болезнь и смерть

Юрий Борисов вспоминал: «Отец был в реанимации, но нас с мамой пустили к нему. Он мучился, но был в сознании, а когда сознание стало покидать, то он как бы… быстро ушел. Была Страстная неделя, а умер он 28 апреля 1994 года в Чистый Четверг, и его хоронили в Пасху. Обычно в Пасху не хоронят… Это было не отпевание, а какие-то колядки, праздничные песнопения… но нам это помогло вернуться к жизни». Большого наследства Олег Иванович близким не оставил. Но незадолго до своего ухода Борисов вручил сыну свой дневник с самыми сокровенным мыслями. Его напутствие было коротким: «Когда меня не станет, не спеши публиковать…»

Читайте еще по этой теме:

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • Агата Кристи
  • Франсуаза Саган
  • Александр Пушкин
  • Лидия Чарская
  • Владислав Дворжецкий
  • Гала Дали
  • Алексей Бродович
  • Рина Зеленая

Олег Борисов – один из самых обаятельных и загадочных актеров советского кино. Его многогранный талант позволял раскрыть самые разные образы. При этом, для своих близких людей он оставался открытым, добрым и искренним человеком. Родился будущий актер, настоящее имя которого Альберт, в поселке Яковлевский Ивановской области в ноябре 1929 года, через четыре года в семье родился еще один мальчик, которого назвали Лев, он тоже стал известным актером. В годы Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Среднюю Азию, где Альберт работал на кукурузных полях, а позже – на лесоповале. Мальчик рос хулиганистым, за что ему часто доставалось в школе. Но именно в школе он приобрел настоящих друзей, с которыми, по его признанию, общался всю жизнь. Под конец войны семья переехала в Московскую область, после школы будущий актер вместе с одноклассниками поступил в Институт востоковедения, но он хотел покорить сцену, поэтому проучился на историка недолго. Вуз он бросил, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ. Здесь он стал «Олегом», хотя в его паспорте всю жизнь было записано: Альберт. — Друзья сначала называли Алик, а потом Олег. Так и закрепилось, — признавался позже актер. Талантливого парня с первого курса привлекли к участию в постановках. В фильмах Олег Борисов снимался с середины 50-х. По его собственному признанию, играл в массовке, чтобы заработать на жизнь: своего жилья не было, нужно было постепенно устраивать жизнь. В 1960 году актера пригласили на пробы в фильм «За двумя зайцами», где ему хотели дать второстепенную роль. Однако режиссер Виктор Иванов настоял на том, чтобы Борисову дали главную роль. Так в кино зажглась его звезда. Интересно, что коллеги по Киевскому театру русской драмы, поступили некрасиво с Олегом Ивановичем, после выхода этого фильма. Дело в том, что всю съемочную группу пригласили на кинофестиваль в Польшу, после чего театральная труппа написала жалобу, что из-за поездки Борисова были сорваны спектакли. Поддержала его только Ада Роговцева, которая заявила, что Олега отпустили на кинофестиваль по решению руководства театра, но актера все равно уволили. После этого Борисов стал более закрытым от коллег и всегда придерживался этого правила. Когда в 1980 году Олегу Борисову предложили сняться в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», актер с радостью согласился сыграть писателя, творчество которого очень ценил. Однако в ходе подготовки к съемкам сценаристы изменили образ Федора Михайловича, превратив его в бесхребетного мужчину со слабым характером. Это возмутило Борисова, который открыто раскритиковал создателей фильма. Олега Ивановичу сильно досталось от Минкульта за проявленную дерзость, но «черную метку» ему выдавать не стали. Зато после этого пошли слухи о том, что Борисов – человек высокомерный. Родные же говорили, что это не соответствует действительности. Он был человеком с характером, со своей позицией, который знал цену своим словам и людям, которым он их говорит. Со своей будущей супругой актер познакомился довольно оригинально. Как-то в молодости он готовился к спектаклю и увидел на своем столе фото красивой девушки. Он спросил коллег, кто изображен на фото. И одна из них сказала: «Моя подруга». Тогда Олег Борисов попросил коллегу познакомить его с красавицей. В тот же день его познакомили с Аллой Латынской. Олег Иванович пригласил ее на свидание, но та была непреклонна. Понадобились годы ухаживаний, что сердце красавицы оттаяло. Всю жизнь со своей супругой актер был обходителен, он не только любил, но и уважал свою вторую половину, и даже не позволял себе повысить на нее голос. Хотя человеком был довольно жестким и прямолинейным. Позже в семье родился сын Юрий, который позже стал режиссером. К сожалению, он прожил всего 51 год и умер в 2007 году от инфаркта. Это был, по слова коллег, умный и тактичный человек. Еще в 1978 году Олег Борисов заболел хроническим лимфолейкозом, но продолжал сниматься в кино и выходить на театральную сцену. Упреки родных по поводу того, что нужно начать серьезное лечение, он не слушал. В 1994 году актеру стало резко хуже, он попал в больницу и умер в возрасте 64 лет 28 апреля. Похоронили Олега Борисова на Новодевичьем кладбище. Самые известные фильмы с участием актера: «Мать», «Балтийское небо», «За двумя зайцами», «Дайте жалобную книгу», «Живой труп», «На войне как на войне», «Проверка на дорогах», «Крах инженера Гарина», «Парад планет», «По главной улице с оркестром», «Искушение Б.» и «Луна-парк». Источник « Забавные иностранные песни и танцы 60-х Минутка советской ностальгии »

Незабываемая бытовая техника Советского Союза Удивительные, но малоизвестные объекты ЮНЕСКО 10 самых необычных и атмосферных озёр планеты Коты – наглецы Загорающий Советский Союз Мальчик Витя и скворечник Вопрос на засыпку: почему между Европой и Африкой нет ни… Советы и хитрости итальянских поваров Зачем Минфин и банкиры топят рубль вопреки интересам… Свежие приколы в чёрной рамке Задорные открытки В период кризиса коллекторы стали активнее взыскивать…
Олег Борисов
image
Имя при рождении Альберт Иванович Борисов
Дата рождения 8 ноября 1929(1929-11-08)
Место рождения Яковлевский, Середской район, Шуйский округ, Ивановская Промышленная область, РСФСР, СССР
Дата смерти 28 апреля 1994(1994-04-28) (64 года)
Место смерти
Гражданство image СССРimage Россия
Профессия актёр, чтец
Годы активности 1951—1994
Театр Театр имени Л. Украинки, БДТ, МХАТ
Награды
image image image
image image
Ника — 1989

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (1990)

IMDb ID 0096846

Оле́г Ива́нович Бори́сов (настоящее имя — Альберт; 8 ноября 1929, Яковлевский — 28 апреля 1994, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1978)[1]. Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1984), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1991) и Государственной премии Украины имени А. Довженко (1999, посмертно).

Биография

Детство и юность

Родился 8 ноября 1929 года (по другим данным — 8 февраля[2]) в посёлке Яковлевский (ныне — Приволжск Ивановской области) в семье директора сельхозинститута и агронома (мать, Надежда Андреевна). В 1933 году родился младший брат Лев. Детство провёл в Карабихе Ярославской области, куда семья переехала в 1934 году и отец работал директором техникума. Там же впервые познакомился с театром, мать выступала в кружке самодеятельности и брала детей с собой на репетиции.

В годы Великой Отечественной войны отец Борисова ушел добровольцем на фронт и вернулся домой с тяжёлой контузией. С 1941 по 1943 год семья провела в эвакуации в городе Чимкент (КазССР), где Альберт работал в колхозе на лесопилке, сенокосе, научился управлять трактором. В 1946 году с семьёй переехал в поселок фабрики «Победа труда» в Московской области.

В школе отличался неусидчивостью, плохо давались физика и математика, но активно участвовал в самодеятельных спектаклях, был нападающим школьной футбольной команды. В 1947 году, после окончания школы уехал в Москву, планируя вместе с одноклассниками поступать на японское отделение Института Востоковедения, но прочитав книгу Конкордии Антаровой «Беседы К. С. Станиславского», решил стать актёром.

В 1947 году принят в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (Москва), которую окончил в 1951 году (курс А. М. Карева). Во МХАТе однокурсники придумали Альберту Борисову сценическое имя Олег, с которым он и получил впоследствии широкую известность[3].

Карьера

В 1951—1963 годах — актёр Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки, в 1963—1964 — Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, в 1964—1983 — Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького, в 1983—1990 — Московского Художественного театра (МХАТ). После раздела театра в 1987 году остался в театре О. Н. Ефремова — МХТ имени А. П. Чехова. Одновременно в 1989—1990 годах играл в ЦАТСА заглавную роль в пьесе Д. С. Мережковского «Павел I».

Широкую известность Олег Борисов приобрёл благодаря кинематографу — в кино он снимался с 1955 года. В начале кинокарьеры наибольший успех выпал на долю его роли Свирида Петровича Голохвостого в фильме «За двумя зайцами», где ярко проявился его артистический дар комедийного актёра (1961). В дальнейшем сыграл много драматических ролей.

В 1961 году был приглашён режиссёром КВН Беллой Сергеевой работать в качестве телевизионного ведущего первых игр КВН. Работал на радио с 1975 года как чтец и постановщик радиоспектаклей, с 1965 года — на телевидении.

В годы работы в Киеве подружился с футболистами Олегом Базилевичем и Валерием Лобановским и писателем Виктором Некрасовым, который и порекомендовал Борисова режиссёру Владимиру Венгерову на роль Сергея Ерошина в фильме «Город зажигает огни».

После выхода фильма «За двумя зайцами» Министерство культуры направило Олега Борисова с фильмом на кинофестиваль в Варшаву. В театре Леси Украинки, где в то время работал Борисов, пытались отменить его поездку, а когда Борисов всё же уехал, он был уволен из театра, а в газету «Советская культура» было написано коллективное письмо о «зазнавшемся актёре». Письмо подписали все актёры, кроме Ады Роговцевой. Впоследствии приказ вынуждены были отменить, но в этом театре Борисов работать больше не пожелал.

Олег Борисов был приглашён на главную роль Достоевского в кинокартину «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» режиссёром Александром Зархи, однако во время съёмочного периода отказался от продолжения работы, поскольку радикально разошёлся с режиссёром в трактовке образа писателя. За это руководство «Мосфильма» запретило в течение двух лет приглашать его в проекты киностудии. Режиссёр Вадим Абдрашитов, чтобы убедить генерального директора Мосфильма Николая Сизова разрешить пригласить Борисова на роль следователя Ермакова в кинофильме «Остановился поезд», вынужден был для съёмки кинопроб с помощью директора картины Людмилы Габелая тайно провести Борисова на «Мосфильм» и снимать пробы «в каком-то коридоре»[4].

В 1991—1994 годах — организатор, руководитель и актёр театра «Антреприза Олега Борисова».

Активно занимался дубляжом иностранных кинолент на киностудии «Ленфильм» с начала 1960-х годов и до самой смерти. Озвучил более десяти зарубежных фильмов, среди которых самые известные — «Тайны Бургундского двора», «Меморандум Квиллера», «Смерть среди айсбергов», «Барышни из Вилько», «Непрощённый».

Личная жизнь

Жена — Алла Романовна Борисова (урождённая Латынская) (род. 1933) — редактор киностудии «Ленфильм». Сын — Юрий Борисов (1956—2007) — российский режиссёр и сценарист.

Брат — Лев Борисов (1933—2011) — актёр. Народный артист РФ (2001)[5].

Последние годы

Могила отца и сына Борисовых на Новодевичьем кладбище

В последние годы жизни, в течение 16 лет, был тяжело болен, но продолжал работать в театре и сниматься в кино. Последней его работой была роль в фильме «Мне скучно, бес». Скончался 28 апреля (по другим источникам — 27 апреля[6]) 1994 года в Москве от хронического лимфолейкоза. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Творчество

Театр

Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль
  • Фредрик Марч (1932)
  • Уоллес Бири (1934)
  • Пьер Бланшар (1935)
  • Пол Муни (1936)
  • Эмиль Яннингс (1937)
  • Лесли Говард (1938)
  • Эрмете Цаккони (1941)
  • Фоско Джакетти (1942)
  • Пьер Френе (1947)
  • Эрнст Дойч (1948)
  • Джозеф Коттен (1949)
  • Сэм Джаффе (1950)
  • Жан Габен (1951)
  • Фредрик Марч (1952)
  • Анри Вильбер (1953)
  • Жан Габен (1954)
  • Курд Юргенс / Кеннет Мор (1955)
  • Бурвиль (1956)
  • Энтони Франчоза (1957)
  • Алек Гиннесс (1958)
  • Джеймс Стюарт (1959)
  • Джон Миллс (1960)
  • Тосиро Мифунэ (1961)
  • Берт Ланкастер (1962)
  • Альберт Финни (1963)
  • Том Кортни (1964)
  • Тосиро Мифунэ (1965)
  • Жак Перрен (1966)
  • Любиша Самарджич (1967)
  • Джон Марли (1968)
  • Мэттью Модайн / Джордж Дзундза / Дэвид Алан Грир / Гай Бойд / Митчел Лихтенштейн / Майкл Райт (1983)
  • Насируддин Шах (1984)
  • Жерар Депардьё (1985)
  • Карло Делле Пьяне (1986)
  • Джеймс Уилби / Хью Грант (1987)
  • Дон Амичи / Джо Мантенья (1988)
  • Марчелло Мастроянни / Массимо Троизи (1989)
  • Олег Борисов (1990)
  • Ривер Феникс (1991)
  • Джек Леммон (1992)
  • Фабрицио Бентивольо / Марчелло Мастроянни (1993)
  • Ю Ксиа / Роберто Читран (1994)
  • Гёц Георге / Иэн Харт (1995)
  • Лиам Нисон / Крис Пенн (1996)
  • Уэсли Снайпс (1997)
  • Шон Пенн (1998)
  • Джим Бродбент (1999)
  • Хавьер Бардем (2000)
  • Луиджи Ло Кашио (2001)
  • Стефано Аккорси (2002)
  • Шон Пенн (2003)
  • Хавьер Бардем (2004)
  • Дэвид Стрэтэйрн (2005)
  • Бен Аффлек (2006)
  • Брэд Питт (2007)
  • Сильвио Орландо (2008)
  • Колин Ферт (2009)
  • Винсент Галло (2010)
  • Майкл Фассбендер (2011)
  • Хоакин Феникс / Филип Сеймур Хоффман (2012)
  • Темис Пану (2013)
  • Адам Драйвер (2014)
  • Фабрис Лукини (2015)
  • Оскар Мартинес (2016)
  • Камел Эль Баша (2017)
  • Уиллем Дефо (2018)
  • Лука Маринелли (2019)
  • Пьерфранческо Фавино (2020)
Кубок Вольпи
Премия «Ника» за лучшую мужскую роль
  • Автандил Махарадзе (1988)
  • Ролан Быков (1989)
  • Олег Борисов (1990)
  • Иннокентий Смоктуновский (1991)
  • Олег Янковский (1992)
  • Элгуджа Бурдули (1993)
  • Сергей Маковецкий (1994)
  • Евгений Миронов (1995)
  • Алексей Булдаков (1996)
  • Сергей Бодров-мл. / Олег Меньшиков (1997)
  • Владимир Машков (1998)
  • Владимир Ильин (1999)
  • Михаил Ульянов (2000)
  • Андрей Смирнов (2001)
  • Леонид Мозговой (2002)
  • Олег Янковский (2003)
  • Виктор Сухоруков (2004)
  • Богдан Ступка (2005)
  • Евгений Миронов (2006)
  • Пётр Мамонов (2007)
  • Сергей Гармаш (2008)
  • Олег Долин (2009)
  • Владимир Ильин / Олег Янковский (2010)
  • Владимир Машков (2011)
  • Сергей Гармаш (2012)
  • Антон Адасинский / Максим Суханов (2013)
  • Константин Хабенский (2014)
  • Леонид Ярмольник (2015)
  • Данила Козловский / Александр Яценко (2016)
  • Тимофей Трибунцев (2017)
  • Александр Яценко (2018)
  • Алексей Серебряков / Евгений Цыганов (2019)
  • Леонид Ярмольник (2020)
  • Александр Паль (2021)

Эта страница в последний раз была отредактирована 4 июля 2022 в 00:13.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий